Что сказано в конституции об полезных ископаемых

Здравствуйте дорогие читатели, сегодня мне стало интересно разобраться в одном «очевидном» вопросе, а именно: «Кому принадлежат национальные богатства нашей страны?«.

Если честно, я как и многие люди, думал что — народу. Но увы, как оказалось, правда куда удивительнее, чем казалось на первый взгляд…

Готовы? Приступим.

Россия и «национальное богатство»

Под термином «национальное богатство» принято считать все ресурсы нашей страны: земля, нефть, газ, уголь, лес, сырье и всё то, что находиться на территории России и может иметь какую-то стоимость или полезность.

Более 1/3 состава бюджета России состоит из доходов от нефтегазовой деятельности, так называемые НДПИ.

НДПИ — налоги на доход с полезных ископаемых

И вроде как, всё вполне очевидно, кому всё-таки принадлежат природные ресурсы в России. Если свыше трети бюджета РФ формируется от доходов с нефтегазовой промышленности, то и деньги получает государство.

А государство тратит их на народ и национальные программы. То есть, вполне логично будет сказать, что опосредованно (через государство), доходами от нефти и газа России распоряжается народ.

Но тут не всё так просто. Давайте посмотрим, что об этом написано в Конституции РФ.

Природные ресурсы России и Конституция РФ

Вот тут у меня наступил небольшой диссонанс, когда я начал собирать информацию по данному вопросу.

По идее, природные ресурсы России должны принадлежать народу, и соответственно, все доходы от продажи нефти и газа должны идти нам.

Но, вКонституции РФ всё написано довольно странно на этот счёт:

Взято из Конституции РФ. Глава 1, статья 9, пункт 2.

«Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности»

Простыми словами написано, что земля и ресурсы могут находиться в собственности. И идет перечисление форм собственности.

Ключевое слово здесь: «могут«.

Это значит, что земля и ресурсы, априори, не принадлежат народу. Но при формировании прав формы собственности — могут получить такое право.

Взято из Конституции РФ. Глава 2, статья 36, пункт 1-3.

А вот в 36 статье Конституции РФ, идет расшифровка к девятой:

«Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно…»

То есть, в 9-ой статье написано что существуют формы собственности, при которых земля и ресурсы могут находиться в чьих-то руках.

А в 36 статье написано, что права на владение, пользование и распоряжением этой землей и ресурсами принадлежит их собственникам (отсылка в 9-ой статье и формам собственности).

Вот вам и «национальные богатства принадлежат народу«. Земля и ресурсы в России принадлежат их собственнику (который обретает права: владения, пользования и распоряжения), так записано в Конституции РФ.

Вывод

Вот как то так получается, земля и ресурсы могут принадлежать народу, если тот сформирует некую фирму, которая сможет приобрести такие права собственности.

Но такой формы собственности как «народная«, «гражданская» или «национальная» — не существует.

В действительности, права на землю и ресурсы принадлежат их собственнику, о какой бы форме собственности мы не говорили.

И соответственно, прибыль от реализации нефти и газа получают собственники этой земли и ресурсов, а не кто либо другой.

Другое дело, что государство берет с этих «собственников» налоги, акцизы и взносы за добычу и продажу «национального богатства» и опосредованно, получает доход с собственника земли и ресурсов.

Поэтому, заявление о том, что «природные ресурсы России принадлежат народу» — некорректное, они принадлежат своему собственнику (коими могут быть граждане РФ).

Спасибо за внимание, оставляйте свои комментарии, ставьте «лайки«, делитесь публикацией в социальных сетях и подписывайтесь на канал, если статья была для вас интересной и полезной.

Источник

Всех граждан просто бесит реклама о богатейших недрах России со словами: «Это достояние народа». На деле никакого достояния ни у каких рядовых граждан нет. Есть многомиллиардная прибыль кучки олигархов, которые почему-то единовластно управляют этими недрами. И в преддверии голосования по новому проекту Конституции всех нас волнует – будет ли что-то конкретное прописано в ней по принадлежности недр населению страны?

Как деформировалось понятие народное достояние

Россия – самая большая по площади страна в мире — 17 125 191 кв. км. И у нас большая часть мировых запасов природных ресурсов.

Россия по разведанным данным занимает 1-е место в мире по запасам газа, серебра и алмазов. 3-е по запасам угля и золота, по запасам нефти и урана РФ занимает 7-е место.

И что? Народ как был ни с чем, так и остался без недр и природных богатств.

Читайте также:  Почему зеленый цвет полезен для глаз

В Конституции СССР было четко прописано, что все это — государственная собственность, имущество народа, а не отдельных лиц.

Вопрос, чтобы присвоить определенные природные богатства частным лицом, вообще не поднимался. Все было как по умолчанию, во власти народа.

Но в редакции 2019 года статья 9 Конституции РФ уже звучала по-иному:

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Получается, что народное достояние вполне себе может принадлежать частным физическим лицам. Но неужели этого не знает президент, который еще будучи премьер-министром заявлял нам с телеэкранов: «Я обращаюсь, уважаемые коллеги, ко всем вам – и к основным ключевым акционерам наших нефтяных компаний, и к менеджменту и хочу напомнить: вы работаете в Российской Федерации. Получая лицензии на недра, вы эти недра используете, но они остаются в собственности российского народа: это – общенациональное достояние, это в соответствии с действующим законодательством. Даже получая лицензию на недра, недра остаются собственностью российского народа, российского государства». Но ведь в ныне действующем основном документе однозначно прописано равное право на недра частной и государственной собственности. Так будут ли изменения в новой редакции Конституции о принадлежности недр всему народу?

Пока еще есть закон «О недрах»

Закон РФ «О недрах» был принят в 1992 году и пока действует в нашей стране. В нем в статье 1.2. указано: “Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации”.

Но аналитики склонны предполагать, что пункт единоличной государственной собственности может исчезнуть из нового закона «О недрах», и тогда недрами России будет распоряжаться по своему усмотрению любой частный собственник, в том числе и иностранные компании. По мнению академика РАСХН В. Кашина «содержание нового закона развивает линию на уничтожение прав Российской Федерации и ее граждан на свои ресурсы». Он пишет: «Недопустима конструкция закона, низводящего Российскую Федерацию, одну из крупнейших стран мира, владеющую богатейшими природными ресурсами, в положение простого партнера гражданско-правовых отношений с недропользователями – добывающими компаниями и даже отдельными физическими лицами…

Уже сейчас участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Верните народу недра!

А мы постепенно утрачиваем свои права. Поэтому наше главное требование — вернуть в Конституцию России положение о том, что земля и недра принадлежат народу, а доходы, получаемые от их использования, гарантированно направляются в государственную казну.

То же самое недавно заявил глава КПРФ Геннадий Зюганов в эфире телеканала «Россия 24», который, в частности, сказа: «Земля, недра, леса, природные ресурсы должны принадлежать народу, а не полутора десяткам упырей, которые их захватили и не хотят платить нормальные налоги. Это самый принципиальный вопрос, решения которого требует общество».

«Мы единственная страна, в которой в Конституции можно распродавать недра», — подчеркнул Зюганов. Но мы не раз уже слышали пламенные речи Геннадия Андреевича. Так он смело называл пенсионную реформу – геноцидом против своего народа. И что? Геноцидная реформа воплощается в жизнь. Поэтому красивые речи совсем не значат дополнения в основной закон страны.

И пока такой поправки вообще нет в новой редакции. Недр нет, но вы держитесь… Зато есть 22 другие, которые в основном касаются расширения полномочий Госдумы и Совета Федерации, статуса Госсовета, сроков президентства. А насколько это все важно рядовым жителям страны? И стоит ли вообще идти 22 апреля и выражать свое мнение по этим 22 пунктам – не очень понятным и не всегда принципиальным для народа. И еще один вопрос – как можно одним скопом выразить мнение по нескольким совершенно разным статьям? К примеру, я за индексацию пенсий, но против расширения полномочий Госсовета? Так как мне голосовать? И вообще – как можно пустить оптом и в одну линию совершенно разные статьи новой Конституции? А ведь нам обещали референдум – и он просто необходим, ведь сейчас страна стоит на пороге принятия основного его закона, а потом нам будут говорить – вы же сами за него проголосовали – и нечего роптать.

Читайте также:  Полезные вещи для автомобилиста интернет магазин

Источник

Начну с того, что я читал Конституцию, и знаю, что второй пункт ст. 9 Конституции России гласит: «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».

К тому же, я считаю, что этот пункт конституции неправильный, и является по сути атавизмом 90-х годов. Почему его не меняют, в ходе ближайшей «ревизии» Конституции? Все просто — эта статья находится в Первой главе, и изначально было заявлено, что 1,2 и 9 главы Конституции менять не будут.

Статья 135 Конституции гласит, что положения глав 1, 2 и 9 Конституции (это главы об основах конституционного строя (ст. 1-16), правах и свободах человека и гражданина (ст. 17-64), а также о самих конституционных поправках и пересмотру Конституции (ст. 134—137)) не могут быть пересмотрены Федеральным собранием.

Процедура внесения поправок в эти главы слишком сложная, и инициировать такую процедуру ради того чтобы поменять одну статью «про ресурсы», смысла никакого нет. Тем более, что есть куда более простые способы.

К счастью, наша жизнь регулируется не только Конституцией, живем мы все же в рамках различных законов и кодексов, и поэтому по факту ресурсы России на сегодняшний день действительно принадлежат народу. Ну а точнее государству. А еще точнее народам субъектов федерации:

Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик.

п. 3 ст. III Федеративного договора

Но тут стоит сделать одну оговорку: Те кто мечтает о возвращении ресурсов народу, на самом деле предполагают некоторое перераспределение доходов от их добычи в собственный карман. То есть сами ресурсы им не нужны, им нужна халява, когда можно ничего не делать, но получать прямой доход. К счастью, наше государство не намерено поощрять нахлебников и тунеядцев.

Но если нам никто не собирается выплачивать наши кровные дивиденды за наши родимые ресурсы, то почему же я тогда утверждаю, что ресурсы принадлежат народу?

А дело вот в чем: добывающая отрасль сегодня полностью находится под контролем государства. И у государства есть множество механизмов такого контроля. Что, кстати, не отрицает и того, что те кто непосредственно занимается освоением месторождений, не должны делать это бесплатно.

Каковы же эти механизмы? Их множество.

1. Право разработки месторождений государство распределяет на аукционах, и за это право нужно изначально немало заплатить. Ни одно месторождение, в чьей бы собственности не находилась земля над ним, не может разрабатываться без лицензии государства.

2. Государство контролирует доходы добывающих компаний. Так, например, существует специальный налог НДПИ.

3. Но НДПИ это цветочки. На самом деле самый действенный механизм отъема сверхдоходов это «Ножницы Кудрина», согласно которым государство получает в бюджет все доходы от экспорта нефти, которые превышают установленную планку, на данный момент это порядка 42$. То есть, вдумайтесь, если ресурсы ваши, то по идее прибыль от их продажи ваша, ну с вычетом налогов. А тут нет, государство забирает у вас все, что выше определенной суммы, по сути это госрегулирование цен.

4. И да, внутренние цены также устанавливаются государством. Не важно кому по бумагам принадлежит месторождение, цены на ресурсы устанавливаются государством.

5. Но и это еще не все. Государство зачастую устанавливает дополнительные условия разработки месторождения. Например, условия утилизации попутного нефтяного газа, или скажем условия доли переработки, качества продукта. Или вот новая «фишка»: Как стало известно “Ъ”, загрузка дальневосточной верфи «Звезда» может стать обязательным условием проведения аукциона на разработку Северо-Гыданского участка. Он должен стать ресурсной базой для четвертого крупного СПГ-проекта НОВАТЭКа — «Арктик СПГ-3».

Государство ставит условием доступа к месторождению — заказ судов на наших верфях.

6. Государство вправе устанавливать квоты на добычу любых природных ресурсов, например на вылов рыбы.

7. Ну и последнее (впрочем не последнее, наверняка еще что-то забыл), большинство добывающих компаний принадлежат государству. Роснефть, Газпром, Транснефть и другие. А значит государство «стрижет» не только то, что я написал выше, но еще и дивиденды по акциям.

Ну и ко всему прочему косвенный эффект для экономики от экономической деятельности добывающих компаний, это не только закупка российского оборудования (тех же ТБД, ГТУ), но и зарплаты миллионов сотрудников, которые они в большинстве своем тратят в России, стимулируя экономику.

Это еще и громадные проекты, реализуемые этими компаниями для переработки полезных ископаемых, о многих таких проектах я писал на этом канале, это огромные химические комбинаты, металлургические заводы, судостроительные и другие. Только в этот конкретный момент только крупных проектов в России реализуется более чем на триллион рублей.

Читайте также:  Какой шоколад полезнее белый или молочный

Поэтому, по факту природные ресурсы принадлежат государству. Частная собственность неприкосновенна. А ресурсы еще как «прикосновенны», государство делает что хочет, изымает любые доходы, распределят их так как хочет, устанавливает любые правила и ограничения. Любые!

Ну и вопрос — а что же мы получаем от этого. Я ничего. Ну конечно что-то косвенно получаю и я, но напрямую ничего. И не хочу ничего получать, потому что не имею на это никакого морального права, ибо я пальцем о палец не ударил, чтобы ресурсы эти добыть.

Но, удивительно слышать, как одни и те же люди, утверждая, что ресурсы в России не принадлежат народу, тут же, утверждают, что наш бюджет наполняется только благодаря цене на нефть. Как у них это в одной голове уживается не понимаю. Но доля правды есть — действительно доходы от продажи нефти позволили нашей стране выплатить громадные долги, пережить относительно неплохо два кризиса, модернизировать армию, выплачивать материнский капитал, платить пенсии. Не только нефтяные доходы, но и они в том числе, и это только прямые поступления в бюджет, но как я написал выше есть и масса косвенных.

Но понимаю, этих радетелей за то, чтобы «ресурсы принадлежали народу» не убедить, по одной причине: пока в их кармане не появится халява, они не угомонятся.

Кстати, надеюсь вы не пропустили нашу новость о том, что в 2019 году открылось 13 крупных машиностроительных производств?

Не забывайте подписываться на нашу ленту.

И заходите на наш сайт «Сделано у нас» — там хороших новостей гораздо больше!

Источник

Пожалуйста прочитайте статью внимательно.

Из Конституции СССР 1977 г.

Статья 11. Государственная собственность — общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности. В исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства.

В Конституции СССР все ясно, четко и понятно. Стройте, развивайтесь, живите.

Перейдем к существующей Конституции Р.Ф. и как еще её называют-«американской».

Начнем со статьи 5 пункт 2. Конституции Р.Ф.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

(государство) я выделил специально, так написано в Конституции Р.Ф. Не понятно, республика как государство? Имеет свою конституцию и законодательство. Это на мой взгляд не объединяет, а разъединяет Р.Ф.

О природных богатствах.

Статья 9 Конституции Р.Ф. п 1.

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Очень туманное определение. И не отражает принадлежность природных ресурсов вообще кому бы то ни было. Ключевые слова-используются и охраняются.

Статья 9 Конституции Р.Ф. п. 2.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Исходя из этого пункта, основного собственника я не вижу, такое впечатление ,что наши богатства принадлежат всему миру, но не народу, а каким то мифическим формам собственности. Ключевое слово-могут находиться.

Ссылаться на Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 02.08.2019) «О недрах» можно, но если учесть Раздел VII. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ

Статья 52. Международные договоры

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Тогда международный договор полностью «развязывает руки».Получается ПМЖ в другом государстве-пропуск к нашим богатствам и дает почти неограниченные возможности.

Единственное что осталось у народа это лес, вроде как.

Комментарий к норме части первой ст. 9 Конституционный Суд России дал также в Постановлении от 9 января 1998 г. по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации*(35), где указал, что лесной фонд, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития и рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов, представляет собой публичное достояние многонационального народа России, является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Источник: https://konstrf.ru/9

Однако нещадный выруб леса доказывает, что и это пояснение «вилами по воде писано».

Только социалистическая форма управления спасет страну и наше богатство для будущих поколений. Повторюсь не социальное государство, а социалистическое.

Источник