Для чего полезна технология в школе

Для чего полезна технология в школе thumbnail

Зачем нужна технология?

Уроки технологии — это уроки жизни. Этот школьный предмет дает учащимся знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни. Технология в школе – очень нужный предмет. Он позволяет учащимся «отдохнуть» от точных наук, больше поработать руками, нежели головой, хотя и в этом деле ясный ум не повредит, а только поможет. А еще известно, что нервные окончания мозга находятся на кончиках пальцев, поэтому, работая руками, мы развиваем и наш ум.

Занимаясь разными видами деятельности на уроках, учащиеся имеют возможность попробовать себя в разных творческих профессиях, понять, что их привлекает в жизни. Но самое главное, что несет предмет – это возможность творчества. В наше время прикоснуться к прекрасному, создать своими руками красивую вещь, сделать кому-то подарок своими руками – поистине глоток воздуха в техногенном мире.

Главной целью учебного предмета «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни. Теория и практика рождают новые технологии, охватывающие все сферы деятельности. Технология в школе рассматривается как учебно-трудовая, преобразующая деятельность учащихся на научной основе, наука о способах обработки различных материалов.

Предмет «Технология» позволяет синтезировать познавательную и предметно-преобразовательную деятельность, учащиеся могут на более реальной основе получить знания, умения и навыки о воздействии человека на материальный мир, постичь единую логическую систему взаимодействия человека с природой, с материальным миром.

Весь учебно – воспитательный процесс на уроках технологии направлен на формирование всесторонне и гармонично развитой личности учащихся, а трудовая подготовка – необходимая составная часть процесса.

Предмет «Технология» — интегративный предмет, синтезирующий полученные знания из других предметов:

— технология – алгебра, геометрия: проведение расчетных и графических операций (на уроках «Моделирования швейных изделий» учащиеся работают с трафаретами и чертежами, расчеты выкройки-основы любого швейного изделия выполняются с помощью математических формул);

-технология – химия: характеристика свойств конструкционных материалов (на уроках «Материаловедения» учащиеся узнают о свойствах химических волокон и тканей из них, их производстве, эти знания, безусловно, пригодятся им на уроках химии);

-технология – биология: характеристика свойств почвы и растений  (полученные знания на уроках этого курса учащиеся применяют на практике, при выращивании декоративных растений, полученные наблюдения, несомненно, пригодятся им на уроках биологии);

— технология – физика: изучение устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов;

— технология – ИЗО: на уроках технологии учащиеся знакомятся с историей различных видов рукоделия, народных промыслов, с происхождением необходимых для работы предметов (ножниц, наперстка, иглы), рисуют эскизы костюмов, учатся пользоваться цветовым кругом;

— технология – черчение: на уроках учащиеся строят чертежи, эскизы, технические рисунки и схемы изделий, графики и изучают дизайн, учатся составлять технологические карты.

Показывающий использование полученных знаний в работе промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека.

Изучение предмета «Технология» позволит молодежи приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения и обеспечить интеллектуальное, физическое и эстетическое развитие учащихся и их адаптацию к современным социально-экономическим условиям.

Плюсы уроков технологии:

  • Позволяет детям отдохнуть от других предметов, которые утомляют их умственно.
  • Способствует появлению некоторых умений и навыков.
  • Объединяет детей и учит их работать в коллективе.
  • Развивает любовь к труду.
  • Позволяет весело проводить время.
  • Развивает творческую натуру ребенка.
  • Учит чему-то новому.

На самом деле многие забывают о том, что физический труд только способствует умственному труду, улучшая его результаты. Физическая работа помогает бороться с умственной усталостью.

Программа технологии учитывая интересы учащихся включает следующие разделы: «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов», «Технологии ведения дома», «Рукоделие», «Технологии творческой и опытнической деятельности».

Кулинария

Трудно переоценить важность «уроков», которые прививают ребенку умение готовить:

  1. Во-первых, это бесценный бытовой навык. Чем раньше ребенок начнет приобщаться к работе на кухне, тем проще ему будет воспринять это умение как естественную часть жизни.
  2. Во-вторых, таким образом ребенок приучается к прядку в ведении любых дел, ведь для любого кулинарного процесса необходимо сначала подготовить ингредиенты и инструменты, а в конце обязательно привести в порядок рабочее место. Это дисциплинирует его и учит организованности.
  3. В-третьих, ребенок на личном опыте сможет понять основные принципы предварительной подготовки и дальнейшей обработки продуктов. Обычно это теоретические понятия, и детям бывает сложно понять только со слов родителей или учителя, что они действительно нужны. А здесь у него появится практическое видение этой необходимости.
  4. В-четвертых, кухонные манипуляции неизбежно развивают мелкую моторику, так как все кулинарные процессы предполагают много действий руками с самыми разными продуктами и утварью.

Создание изделий из текстильных материалов

Стоит ли уметь шить?

На это существует ряд причин.

  1. Во-первых, далеко не всегда новая вещь идеально сидит. Например, очень часто длина брюк нас не устраивает, хотя в остальном брюки садятся по фигуре. Сделать брюки короче на пару сантиметров – сущий пустяк, если женщина обладает элементарными навыками шитья на швейной машине. Случается, что вытачки юбки надо подогнать по фигуре или рукав подвернуть. Массовый производитель не может предугадать всех нюансов. Всё это просто и быстро устраняется своими силами.
  2. Во-вторых, вещь, сшитая по индивидуальной выкройке и умелыми руками, великолепно сидит, подчеркивая красоту её обладательницы. Чтобы понимать, как должна сидеть вещь, нужно разбираться в тонкостях кроя. Тогда во время примерки, скажем платья, видно без посторонних советов, что не так. Шитье – это творческий процесс, благодаря которому формируется хороший вкус. Правильно сочетать цвета и фактуру мы учимся благодаря творчеству.
  3. В-третьих, шитье многими воспринимается как отдушина в жизненной суете. Возможно, именно благодаря спросу и появляются всё новые магазины рукоделия, где можно купить всё: от иголки до швейной машины с программным управлением. Богатый выбор декоративных элементов: бисера, тесьмы, нитей, стразов, позволяет превратить шитье поистине в творческий процесс.
Читайте также:  Что полезней оолонг или зеленый чай

Что можно пошить дома?

Практически все. Исключить придётся только вещи, для которых необходимо очень громоздкое дополнительное оборудование. Белье для всей семьи, одежда для домашних питомцев, текстильные изделия для быта и интерьера.

Многие убедились на личном опыте в том, что шить самому дешевле, чем покупать готовое изделие. Потратив деньги на ткань и необходимые для изделия специальные мелочи, вы получите качественное и не стандартное изделие, будете выгодно выделяться из толпы тем, что ваша вещь не будет выглядеть как «с чужого плеча». Конечно, для пошива качественного изделия необходим опыт, но затраты на его приобретение стоят того, чтобы запастись терпением и получить его через определенный срок.

Рукоделие или декоративно-прикладное творчество

В нашей стране редкая женщина не умеет рукодельничать, почти все умеют вязать, шить или вышивать. Некоторые умелицы могут своими руками создать в доме почти весь интерьер: связать дорожки, соткать ковры, сшить постельное белье, покрывала, шторы. И дети (да и другие члены семьи) часто носят одежду, связанную или сшитую руками бабушки, мамы или жены. Надо ли говорить, что теплые носочки, вязаный свитер или шапочка согревают не только наше тело, но и нашу душу. Мастерство домашних рукодельниц помогает сэкономить на покупке готовых вещей.

Но экономия, конечно — же, не главная причина любви к занятию рукоделием. Многие, наверное, замечали, что все виды домашнего творчества способствуют снятию напряжения, успокаивают нервы и тем самым предотвращают стрессы. Любое рукоделие можно назвать самой настоящей психотехникой, благодаря которой мы восстанавливаем родовую связь, и потому очень правильно обучать навыкам работы руками детей с самого раннего возраста.

Когда женщина берет в руки иголку или спицы, а мужчина начинает мастерить — весь дом наполняется умиротворением и спокойствием. И чем больше в вашем доме вещей сделанных с удовольствием и любовью собственными руками, тем чаще в доме звучит смех и реже происходят ссоры. А еще в старину говорили, что одежда связанная или сшитая любящим человеком может защитить от сглаза и порчи, окружив носящего ее человека, ореолом заботы и любви.

Когда мы занимаемся тем или иным видом рукоделия, мы воздействуем на нервные окончания рук и это, конечно, не может не сказывать на нас. Далеко не все знают, что рукоделие способно улучшить наше здоровье. Рукоделие пользуется большой любовью женщин как антистрессовое и антидепрессантное средство. Поимо этого, рукоделие способно нормализовать работу многих систем нашего организма.

Рукоделие получило такое название, потому что почти все действия производятся руками. На поверхности ладони располагается большое количество активных точек, представляющих собой проекцию различных органов и систем человека. Когда мы занимаемся рукоделием, то кроме удовольствия от самого процесса еще и стимулируем работу нашего организма. 

Так что же происходит с нами, когда мы рукодельничаем?

Лечебные свойства различных видов рукоделия:

Шитье

Самое сильное воздействие идет на глаза, руки и косвенно на мозг. Лечатся болезни сердца, связанные с нарушением ритма, снижается артериальное давление, нормализуется внутричерепное давление, предотвращаются или облегчаются нервные срывы, шоки, головные боли, бессонница, усталость, улучшается состав крови.

Шитье предметов интерьера

Лечит головные боли, связанные с погодными условиями, снимает, нервные стрессы, усталость глаз, шум в ушах, отеки век и пальцев.

Шитье мягких игрушек, думок

Лечит аллергии, депрессии, агрессивность, мании, вялость, сонливость, болезни рук, помогает при физической и умственной усталости, нарушении координации, нарушений в работе вестибулярного аппарата, нарушениях функций мозга, потере ориентации во времени, снижает давление.

Пэчворк, квилт (лоскутная техника)

Лечит головные боли, различные новообразования в организме, озноб, аллергию на шерсть, боли в ногах и судороги, простуды и воспаления дыхательных путей, болезни голосовых связок, носовые кровотечения, плохую свертываемость крови, нарушение кровообращения в ногах, заторможенность.

Выжигание по дереву

Снимает напряжение, нервные тики, помогает при лечении хронических заболеваний простудного характера, болезней желудка, ускоряет лечение при растяжении связок, уменьшает болевые ощущения во время судорог, нормализует давление. Дымом дышать нельзя. При аллергических заболеваниях и особой чувствительности к запахам заниматься выжиганием не рекомендуется. Также не следует приносить домой работу по выжиганию, выполненную в другом месте.

Резьба и роспись по дереву

Лечит близорукость, помогает при аллергическом дерматите, травмах, ушибах, гематомах, лечит гастрит, бронхит, одышку, нарушения вестибулярного аппарата, сонливость, нервный кашель, различные фобии.

Макраме

Лечит болезни сердца и почек, нервные головные боли, желудочные боли, облегчает спазматические боли мышц, боли в костях, снимает раздражение, волнение, сонливость. Не рекомендуется заниматься макраме людям с чувствительной кожей и плохой свертываемостью крови.

Читайте также:  Хорошие и полезные книги по психологии

Фриволите

Помогает при поражениях центральной нервной системы, при лечении воспалительных процессов, гипертонии, болях в суставах, полиартритах, головных болей, при судорогах ног, носовом кровотечении, растяжении связок, повышенной чувствительности кожи, нарушениях в работе вестибулярного аппарата.

Бисероплетение

Лечит бессонницу, рассеянное внимание, головные и зубные боли, нарушения обмена веществ, хронические заболевания дыхательных путей, судороги.

Вязание на спицах

Лечит сердечно-сосудистые заболевания, расстройства пищеварения, зубные и головные боли, болезни нервной системы, помогает при травмах позвоночника, сотрясении мозга, способствует скорейшему выходу из депрессий и помогает переносить тяжелые потрясения.

Вязание крючком

Помогает избавиться от головных, зубных и ушных болей, лечит простудные и кардиологические заболевания, склероз, заторможенность нервных процессов.

Еще одно преимущество вязания, наверное, самое основное – это отличная возможность придать вашему интерьеру в доме неповторимость, нарядить себя и домочадцев в эксклюзивные вещи, порадовать окружающих новыми интересными вещами и поделками.

Ручное вышивание

Лечит головные боли и шум в ушах, умственную усталость, нервное перенапряжение, растяжения связок, профессиональные заболевания рук и ног, пищевые расстройства, кровеносной и лимфатической систем.

Вышивкой, в разных странах занимались как простые крестьянки так и некоторые царицы, княгини, боярыни, купеческие жены.

В наше время очень дорого ценятся вышитые гладью и крестиком картины и предметы интерьера, сделанные вручную: мебель, резные статуэтки, скатерти, салфетки, прихватки, полотенца и т.д. Особое место занимает вышитая одежда, вышивка на одежде всегда уникальна и не оставит владелицу такой вещи незамеченной.

Вы даже не догадываетесь, но люди, которые ежедневно находят время для рукоделия, не только живут дольше, но и меньше страдают от лишних килограммов. Полчаса за пяльцами приносят им гораздо больше радости, чем пирожные или шоколад! Медики подтверждают: хобби — отличное средство от ненужных килограммов. Обычно лишний вес появляется в результате эмоционального переедания, когда еда превращается в способ переключиться, получить удовольствие. Замена чревоугодия на творчество дает шанс не только сохранить здоровье, но и быть в хорошей форме и приподнятом настроении. Творческий процесс активно задействует мозг, особенно зоны, отвечающие за обработку невербальной информации: воображение, пространственную ориентацию, интуицию и эмоции.

Источник

Зачем нужна технология в школе.

Современное образование такой урок как труд, назвало технологией. Для того, чтобы успевать за изменениями и прогрессом нужно понимать как та или иная вещь появляется или создается. Какими навыками должен человек обладать, для того чтобы выполнять какую то работу, какие материалы для выполнения работы он должен подготовить. На все эти вопросы ответит школьный предмет-технология.

Дети знакомятся с ним еще с юного возраста. Девочки изучают шитье, вышивание и штопку, вязание на спицах и макраме, кулинарию, склеивание, вырезание и другие общие умения, правила ухода за домом и одеждой. Мальчики выполняют ремонтные и строительные работы, изучают столярное дело, резку по металлу, работу на станках.

В нашем обществе современных технологий изделия, сделанные своими руками отходят на второй план, и зачастую дети даже не представляют, что игрушку из Фетра можно сделать самостоятельно. Что все материалы и приспособления для этого легко найти в магазинах для рукоделия. А учитель технологии расскажет и покажет пошагово, как выполнить работу.

Вот они приходят на урок со всем необходимым, начинают подбирать эскиз для своей будущей игрушки и понимают, что это дело не простое. Они начинают осознавать, что им нравится, а что нет, что они смогут сделать, а что потребует больше времени и серьезных затрат. Тут главное педагогу дать понять ребенку, что все в его силах и помочь выполнить работу от начала до конца, изучив всю технологию изготовления игрушки. Бывает, сталкиваясь с первыми неудачами, когда не правильно вырезал или сшил не там где надо, дети готовы бросить работу и не возвращаться к ней. Но преодолевая трудности, и двигаясь дальше, детям хочется уже доделать, и увидеть конечный результат. Некоторые из детей после звонка с урока продолжают сидеть над работой и не могут оторваться, уж очень хочется закончить игрушку и увидеть какой она получится.

Наступает тот день, когда игрушка готова, она сшита, набита синтепоном, у нее есть глазки, а может и хвостик. Она настоящая! Они вертят ее в руках, в их глазах радость и гордость от своей работы. Ребенок начинает решать, кому он ее подарит: сестренке или маме с папой, а может и вовсе дома сделает еще для того, чтобы подарить всем кого любит. Он не помнит про неудачи и трудности, с которыми сталкивался во время изготовления игрушки. Ребенок держит результат своей работы в руках и понимает, что сделать, что то своими руками реально.

Дети, которые активно работают на уроках технологии, наиболее бережно начинают относиться к вещам вокруг них. Они начинают ценить не только свой труд, но и труд других людей. Они могут оценить и сравнить работу другого ребенка со своей работой. Им уже не хочется просто отсиживаться на уроках, они хотят научиться делать, что то еще. Появляется цель изучать технологии других изделий и процессов, подходить к выполнению работ творчески. Он самореализуется в работе и понимает, что это результат его трудовой деятельности. Такой ребенок, вырастая, получает не поверхностные знания, он получает практические умения и навыки, необходимые в жизни. Он может применить их на практике: если у кофты недавно купленной, разошелся шов, он возьмет и зашьет ее, если на штанах образовалась дырочка-наложит заплатку. А главное он с удовольствием помогает родителям в труде и дома.

Читайте также:  Масло расторопши и его полезные свойства

Источник

Учитель с учениками

В кругу учеников

Время неизбежно движется вперед. Меняется окружающий нас мир – меняемся и мы сами. Нужно ли сейчас изучать в школе такой предмет как технология? Зачем девочкам уметь готовить обед, когда в магазине представлен большой ассортимент полуфабрикатов, зачем уметь шить и заниматься рукоделием, когда все это можно купить?

В новом стандарте предмету «Технология» предлагается жизнь на вторых ролях – произошло сокращение количества часов, не осуществляется материальное обеспечение предмета, отсутствует преемственность изучения при переходе из начальной ступени обучения на среднюю.

Разработчики стандартов считают, что современному человеку гораздо важнее освоить виртуальное пространство,  научится обращаться с компьютерами и гаджетами, чем уметь работать руками.

Появление новых стандартов, на мой взгляд, было продиктовано потребностями работодателей, неудовлетворенных качеством обученности выпускников. Основные недостатки сегодняшнего выпускника – это отсутствие навыков работы в команде, отсутствие уважение к чужому мнению, неумение найти пути решения нестандартных задач. Все эти недостатки можно компенсировать в процессе выполнения совместной деятельности на уроках технологии.

Уроки технологии на сегодняшний день, единственные, на которых обучающиеся создают собственный практический продукт, который для них личностно значим. Предмет закладывает ту базу умений и навыков, которые учащиеся будут передавать своим будущим детям.

Не секрет, что сейчас очень много неполных семей, либо родители настолько заняты процессом зарабатывания денег, что не уделяют ребенку должного внимания, не говоря уже о том, чтобы учить мальчиков забивать гвозди, а девочек пришивать пуговицы. Компенсировать данный пробел призван предмет технология.

Многие учащиеся сейчас  погружены в виртуальный мир до такой степени, что это переходит в болезненную зависимость. Избавить их от этого могут помочь уроки технологии, переключив их внимание на интересные и полезные вещи, создаваемые своими руками, либо на социально значимые проекты.

Во время проведения  уроков широко применяются  здоровьесберегающие технологии. Как правило, на 80% они проходят в движении, чего не скажешь о математике или русском. Предмет развивает учащихся с практически направленными способностями.  Современная школа должна  создавать ситуации успеха при обучении для каждого ребенка. Уроки технологии как никакие другие подходят для этого.

Наблюдающийся упадок технологической подготовки учащиеся противоречит поставленной руководством страны задаче подъема на качественно новый уровень технологической базы производства нашей страны. Невозможно освоить нанотехнологии не владея более простыми технологиями.

В соответствии с новыми стандартами каждый школьный предмет в зависимости от своего содержания и  организации учебной деятельности детей дает  определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

Считаю,  что во время проведения  урока технологии возможно формирование всех видов универсальных учебных действий.

Рассмотрим некоторые из них:

Мотивация  учебной деятельности

Для возникновения мотивации во время урока происходит внутриличностное соотношение требований учебной деятельности «надо» и внутренней потребности к действию – «хочу». Задача учителя – помочь выполнить поставленную задачу. Организовать ситуацию успеха, для возникновения  внутреннего эмоционального состояния –   «я могу».

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии 

На данном этапе происходит выполнение пробных учебных действий, фиксация индивидуальных трудностей учащегося, выявление места и причины затруднения и построение проекта выхода из затруднений.

При построении данного проекта учащиеся в коммуникативной форме согласуют план действий для решения поставленной задачи.

Реализация построенного проекта

После построения нескольких моделей реализации проекта, учащиеся должны выбрать оптимальную из них, согласовать свои действия и добиться цели. Данная работа должна вестись с проговариванием предложенных действий во внешней речи, обоснованием критериев своего суждения, достижения договоренности между участниками группы и, в итоге,  согласования общего плана действий.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

Используется индивидуальная форма работы: Учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.

Роль учителя  в этой части урока  – организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую активную познавательную деятельность.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Данный  этап фиксирует новое содержание, изученное на уроке, и организует  самооценку учениками собственной учебной деятельности. Происходит соотношение цели учебной деятельности и ее результатов, намечаются дальнейшие цели деятельности.

Практический выход занятия

На данном этапе урока учащийся может оценить материальное выражение своей деятельности, получив готовое изделие, сравнить его с образцом и имеет возможность, проводя аналогичные действия повысить качество изделия.

Перечисленные выше этапы урока технологии,   полностью соотносятся со  стандартами нового поколения, используются во время проведения каждого урока технологии и, как никакой другой предмет, направлены на социализацию учащихся, развивают у них умение работать в группах и микрогруппах, вырабатывать конкретный материальный продукт.

Источник