Добро полезно а зло вредно для общества

Анатолий Лень

Добро и зло польза вред причины опасность отношение

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

а — начало нового ничем непримечательного афоризма
в – важное
д – банальное, для детей
з — познавательное
и – интересное
к – крылатое
л — лучшее
н – не важное
п – поучительное
с — сложное для понимания
ю – юмор

ДОБРО, ЗЛО

пв Человек живет лишь – творя добро.
пв Лучше зло терпеть – чем вершить.
п Добру – надобно учиться.
п Добро – открывает дорогу к счастью.
а Зло не любит свет – добро темноту.
а Добро просыпается утром – зло любит поспать.
а Зло предпочитает ночную охоту.
а Человек, совершаемый добро усилием воли – вызывает уважение.
п Навязчивое добро – хуже лиха.
п Нет, глупей и неблагодарней человека, который на добро отвечает злом.
п Требование отблагодарить за добро – его уничтожает.
а Добро практика, а не теория.
а Доброго человека нельзя обидеть злом – он наперед всем все
простил.
п Добро должно приносить пользу, а не мешать, вредить, рас-
слаблять…
а Добро, сделанное плохим человеком, имеет плачевный вид.
в Настоящее добро – не показное.
а Не желать зла – уже добро.
п От бестолкового добра – больше вреда.
п Люди часто прикрываются добром, чтобы более незаметно и
безнаказанно творить зло.
а Природа, заботясь о максимальном размножении – не позволяет человеку сильно отвлекаться на добро.
ю Чтобы быть злым – надо иметь хорошее здоровье.
ю Добро — самая негарантированная в оплате работа.

Добро и зло – польза, вред, опасность

пзв Направляя зло на других человек по привычке, инерции, забывчивости – ранить и себя.
а Делая добро другим, человек себе делает большее добро тем,
что становится лучше.
пз У доброго человека два пути облегчить свои страдания от доброты. Первый простой и короткий – стать злым. Второй, благородный, позволяющий сохранить этот Божий дар, – изучить людей, их психологию и дозировать свою доброту им по их заслугам.
п Прежде чем позволить роскошь ко всем относиться по-доброму, надо создать механизм, не позволяющий садиться себе на шею.
пз Люди, которые позволяют садиться себе на шею, еще больше
портят плохих людей. Не удерживаются от соблазна даже средние по уму и порядочности. И лишь умные, до конца порядочные и добрые люди с трудом удерживаются, чтобы не садиться
на так явно подставленную шею.
п Злодей, отравляя злом других, не может не вдыхать его сам.
п Не всегда, не для всех и не всякое добро – на пользу.
а Добро весомей на фоне зла.

Добра и зла причины

пвл Если человек высоко духовен, то его добро уже не жертва – оно является его желанным деянием.
пвлкз Если человек не делает добро – он становится злым.
п Если бы человек больше прислушивался к звону колоколов, а
не монет – добро бы восторжествовало.
пв Самое большое зло – ты сам.
пз Львиная доля зла делается из-за выгоды.
п Мудрый не может творить зло.
а Творящих зло оправдывает сила, деньги, власть.
п Дурная мысль – мать злодеяний.
п Срывают зло на добрых.
к Спеши делать добро любя – не жди когда к этому тебя вынудит жалость.
п Не добрая сила неминуемо совершит зло.
п Стремление к роскоши, расточительству, дорогим удовольствиям провоцируют большую долю человеческого зла.
п Природа выходит из человека добром и злом и ему решать – что из себя выпускать.
пз Добрый человек получает истинное удовлетворение, когда дела-
ет хорошее другим, злой ревностно ждет добра от других.
з Добрый человек, окруженный наглыми, бессовестными, себя-
любивыми, ненасытными людьми, иссякает. Чтобы зарядиться
новой энергией доброты, он на время замыкается в себе.
п Глупые, часто делая другим зло, уверены, что делают добро, а
добро, которое делают им, принимают за зло.

Добро и зло – отношение

пв Велик тот – кто за зло платит добром.
пл Относись к злу с пониманием – а к добру с благодарностью.
п Человек в первую очередь должен стремится не добро творить – а зло не делать.
п Собственное зло не замечаем, крупицы плохого, которые
делают нам, рассматриваем через микроскоп.
а Далеко не все люди положительно реагируют на добро.
а Злой человек не способен понять, что такое добро.
а Зло и глупость – добра не замечают.
п Чтобы сделать добро, не нужны особые приготовления, ситуация, выбор подходящего объекта – твори его всегда.
п Выше добра лишь добро, которое распространяется.
а Когда добро берется за оружие – оно превращается во зло.

Более полную информацию на эту и другие 1200 тем
Вы можете найти в книге Анатолия Лень «Поводырь» (1536 страниц).
Книгу можно прочесть на сайте автора
https://lanik-3.narod.ru/index.html

Рейтинг работы:

Количество рецензий:

Количество сообщений:

Количество просмотров: 595

© 17.11.2009 Анатолий Лень
Свидетельство о публикации: izba-2009-121141

Рубрика произведения: Поэзия -> Афоризмы

Источник

Добро и зло, польза и вред

Уже отмечалось, что появление разумности и, следующее отсюда, понимание целесообразности не инстинктивного поведения не означало, что инстинктивное стремление к индивидуальному физическому выживанию ослабло или перестало играть роль в жизни каждого индивидуума. Поступки, родившиеся в результате выбора между осознаваемой целесообразностью социальности и инстинктом (т.е. направленные на заботу о соплеменниках или только на индивидуальное выживание и продолжение своего рода), называют альтруистическими либо эгоистическими. С этой точки зрения любое поведение в мире животных — только эгоистическое. Эгоизм — это способность «забыть» о себе подобных, это форма выживания за счет окружающего мира, за счет других — их энергии, желаний и самой жизни. С. Лем писал: — Все приёмы в природе разрешаются, ибо директива выживания гласит: «Делай, что можешь, лишь бы сохраниться!» …Это начальное правило неизменно остается в силе — все другие правила могут изменяться. Чем менее развит интеллект, т.е. чем ближе он к животному автоматизму, тем откровеннее и резче проявляется инстинкт, который всегда служит САМОсохранению и САМОудовлетворению. Это факторы индивидуального выживания, и, следовательно, реализации основной функции живого -передачи эстафеты жизни. Качество этой жизни и совместимость с жизнью других особей — природу не интересуют. Эгоизм, эгоистичные поступки в человеческом обществе и безразличие к судьбе ближнего и интерпретируются как зло, т.е. те проявления человека, в которых инстинктивное начало превалирует и не подчиняется контролю разума. Близкая мысль принадлежит Бертрану Расселу: — Когда понимаешь, что главные из зол происходят из слепой власти материи и являются неизбежным результатом сил, не обладающих сознанием, и потому ни хороших, ни плохих – возмущение становится бессмысленным, как Ксеркс, наказывающий Геллеспонт[19]. В животном мире нет ни «добра» ни «зла», потому что нет выбора — поведение определяется только инстинктами.

Читайте также:  Витамин е жидкий для чего полезен женщинам

Из этого следует также неизбежность конфликта между природно обусловленными, и, следовательно, естественными желаниями, действиями и поступками, направленными только на личное выживание и целесообразностью учета интересов и поступков других членов сообщества, служа выживанию всего сообщества разумных животных. Уже писалось, что выбор в пользу социальности мы называем альтруистическим. Альтруизм поэтому не может существовать вне внутреннего принуждения, основанного на способности мозга к анализу и логическому выводу о целесообразности не эгоистического поведения. Альтруистические поступки, учет интересов ближнего и интерпретируются, как добро. Добро измеряется той долей альтруизма, которая заключена в человеческом поступке или намерении. Мера добра — это мера альтруизма. Альтруизм пропорционален пониманию целесообразности принципов общежития, общеполезных поступков, часто во вред себе, т.е. вопреки эгоизму, вытекающему из природной функции мозга. Следовательно, мера добра пропорциональна мере развития интеллекта. Подтверждением этого является и тот факт, что источником зла может оказаться и развитый интеллект. Однако, субъективно, человек, обладающий таким интеллектом, находит злу оправдание, обязательно интерпретируя его как добро. А. Солженицын в «Архипелаге ГУЛАГ» писал: — Чтобы делать зло, человек должен, прежде всего, осознать его как добро или как осмысленное закономерное действие. Такова, к счастью, природа человека, что он должен искать оправдание своим действиям

Зло мыслящего человека, не пытающегося найти ему оправдания, представляет собой медицинскую патологию. Заодно исправим и ошибку, которую сделал А.Солженицын. Такова не «природа человека», а таков результат влияния знаний о допустимом и недопустимом в обществе —воспитываемых, а не природно обусловленных и образующих барьер для совершения поступка, субъективно осознаваемого как зло.

Понятия добро и зло не обязательно должны относиться к поступкам, связанным с личностью. Они приложимы и к «коллективным» ситуациям, когда совершаются действия или принимаются решения от имени группы или народа. Сути это не меняет. Просто мерилом является не личный эгоизм или альтруизм, а племенной, национальный или выражаемый от имени «суверенного государства». Проявление коллективного эгоизма ничуть не лучше индивидуального, и лишь позволяет «легитимизировать» зло.

Существует оптимистическое убеждение, что зло всегда, рано или поздно, бывает наказано или отомщено (не случайно говорят, что «скупой всегда платит дважды»), а добро, даже если оно сразу не воспринимается таковым окружающими, будет обязательно вознаграждено. В этом проявляется подсознательное понимание того, что социальный стиль жизни не имеет альтернативы для разума и не приемлет откровенного эгоизма.

В реальных жизненных ситуациях мотивы поступков или решений чрезвычайно перемешаны, присутствуют в разной пропорции, соответствуя одновременному сосуществованию в каждом человеке природных эгоистических инстинктов и осознания целесообразности социального поведения. Но почти всегда можно выделить ведущий мотив, который и позволяет дать характеристику явления, поступка или решения в понятиях добра и зла.

Из сказанного следует необходимость осознания роли и природы морально-нравственных категорий, к которым относятся понятия добра и зла и которые пока либо бессмысленно выучиваются, либо подаются под соусом божественного откровения, что не прибавляет им весомости, зато изрядно затуманивает сознание.

Понятия добро и зло не стоит путать с понятиями польза и вред, хотя хотелось бы, чтобы добро всегда приводило к пользе, а зло можно было бы определять по мере вреда. К сожалению — это не так. Добро и зло — это морально-этические категории, а польза и вред — материально обусловленные, зависящие не только от намерений и мотиваций, но и от конкретных обстоятельств. Можно оболгать сотрудника из эгоистических побуждений, чтобы, например, занять его место, т.е. совершить зло. Но в итоге своего вынужденного ухода с работы, он попадет в условия, обещающее ему лучшую зарплату, быстрый служебный рост и интересное окружение. Совершенное зло оборачивается субъективной пользой, но зло все равно остается злом, т.к. не меняется мотивация поступка, который привел к этой ситуации.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг:

Польза прозрения, надличностные ценности и когнитивный диссонанс

Посвещаю моему другу и замечательному человеку, одному из тех, на ком держится этот мир — О.Е.Недавно, когда я очередной раз настоятельно советовал другу, очень хорошему, но активно, с хроническим нулевым

Польза от мертвых
В 1609 году в Германии, в разгар всевластия инквизиции, была издана книга некоего О. Кролла. Вот цитата: «Возьмите неповрежденный чистый труп рыжеволосого мужчины 24 лет, казненного не ранее одного дня тому назад, предпочтительно через повешение,

Дело и польза
Итак, основа — товарищество. Товарищество особенно крепко там, где оно складывается между ребятами разных возрастов. Но — на основе чего?На основе общих дел.Каких?Очень важное дело — игра. Она в детстве — образ жизни (извините, если повторяюсь). В ней

Китум
Слонам — польза, людям — смерть
В сердце Африки, у самой границы Кении и Уганды, находится загадочная пещера Китум, которую местные жители окрестили Слоновьей. Пещера образовалась в недрах древнего потухшего вулкана Элгон. Часто можно наблюдать, как в сумерках

XII глава
Вред
Борясь с «пиратством» и оберегая «собственность», индустрия контента развязала настоящую войну. Лоббизм вкупе с многочисленными официальными кампаниями теперь втянул в эту войну и правительство. Ущерб от этой войны, как и от любой другой, будет и прямым, и

Глава 2.
Кутузка и польза блокнота

Способности человека, насколько учат нас опыт и аналогия, безграничны; нет никакого основания полагать даже какой-нибудь воображаемый предел, на котором остановится человеческий ум.
Бокль
В полицейском участке следователь, розовощекий

Читайте также:  Как узнать растения которые полезные растения

Глава 4 Вред от слежки
По всему миру правительства активно пытаются приучить граждан своих стран не относиться к частной жизни как к чему-то слишком важному. Длинными непонятными фразами убеждают людей в том, что терпеть агрессивное вторжение в частную жизнь —

Польза доверия
«…Наполнилось ли сердце всеми теми качествами, которые необходимы в работе для человечества? Умеет ли оно быть терпеливо и терпимо к маленьким ошибкам других и сознает ли громадные недочеты в себе? Не затемнено ли оно злостью, недоброжелательством,

«Ужасающий вред престижу милиции». Алексей Тухватулин
29 марта 2010 года на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» Московского метрополитена две террористкисмертницы, уроженки Дагестана, привели в действие взрывные устройства. В результате терактов погибло 40 и ранено 88

Пожизненно – польза или вред?
Так случилось, что полвека мы бодаемся с США. С ними холодная война и гонка вооружений. С ними сравниваем уровень жизни, зарплату врачей и офицеров. Их догоняем по мясу, маслу, молоку. С ними стыкаемся в Югославии (которой уже нет) и в Грузии

Вред сивой кобылы

На Первом канале записан спецпроект – «Премьера со зрителями». Речь о фильме Александра Невзорова «Lectio Equaria Palaestra» – «Манежное лошадиное чтение». Про то, что лошади могут читать и абстрактно мыслить. Невзоров их научил
Александр Невзоров демонстрирует

Польза поэзии
Вообще-то говоря, поэзия – блажь, причуда, вроде сбора грибов или подледного лова. Но причуда причуде рознь, и принято считать, что поэзия – серьезное и небесполезное занятие. Правда, последние двести лет многих (и, вероятно, лучших) русских поэтов с души

Польза своей рубашки

Анатолий РАДИН

Тут все всполошились в нашем клубе «кому за сорок». Ну, вы понимаете, почему. Выступление министра финансов все слыхали. Он эдак смущённо сказал: «Пенсионный возраст пора повышать!» То есть сестрице моей в будущем году к 55-летию

Польза общественной дипломатии
«Gazeta Wyborcza», 17 декабря 2001, №294Польская восточная политика развивается в двух плоскостях — правительственной и общественной. Достижением очередных правительств прошедшего десятилетия являлись договоры о добрососедстве со всеми рядом

Источник

У меня есть мысль, которую я обдумываю давно. Даже не просто мысль, а тезис, утверждение: понятия «добро» и «зло» — в лучшем случае бессмысленны и бесполезны, а в худшем случае — даже вредны. Да-да, и само понятие «добро» — тоже вредно, вы не ослышались. Почему я так считаю? — Давайте объясню.

Когда мне умные коллеги пытаются сказать, что «добро и зло — понятия относительные, и все люди это прекрасно понимают, и поэтому пускай себе эти понятия существуют, поскольку это всё безобидно и никому не приносит вреда» — у меня, честно говоря, «пригорает». Что значит «безобидные слова»?! Вы серьезно? Послушайте, люди во всем мире регулярно у всех своих «гур» спрашивают о том, что такое «добро» и что такое «зло» (кроха сын к отцу пришел, да…). И после того, как спросят — активно приступают к действию: к «добру» относятся дружелюбно (защищают, продвигают, отстаивают), а к «злу» относятся враждебно (нападают, разрушают, убивают или хотя бы просто осуждают). Т.е. это не просто про поговорить-пообсуждать, дескать, «вот сейчас мы поиграем в философские понятия, понаслаждаемся нашим умением видеть относительность всех терминов и определений, а потом пойдем радостные по своим делам, понимая, что это все это лишь разговоры». Отнюдь. Люди интересуются системой «добро/зло» для того, чтобы получить руководство к действию. Они хотят активно продвигаться в своей жизни в нужную сторону, и «нужной» в данном случае оказывается «добрая» сторона. Я не встречал еще людей, которые бы осознанно следовали в сторону «зла», говоря «да, я за зло, это мой путь». Если только в шутку и в виде кича. Зато людей, которые под знаменем «добра» творят такое, что ни в сказке ни сказать, ни бульдозером убрать — таких хоть отбавляй. И, что самое важное, «добрые» люди не согласны в случае ошибок взять ответственность на себя. Они не очень рвутся признать свои собственные ошибки, а косятся вместо этого в сторону тех, кто им науськал про «неправильное добро». И огорченно признают, что, мол, да, были обмануты, но в этом виноваты те, кто воспользовался нашим невинным доверием. И поэтому не отвлекайте нас, нам нужно с еще большим рвением приняться за нанесение того скорректированного «добра», суть которого объяснили новые (и на этот раз, безусловно, правильные) «доброведы».

Что такое «добро» в понимании людей, не обремененных понятийным мышлением и излишним копошением в филологических дебрях? — «Добро» это нечто правильное, чему стоит следовать, что стоит делать, на что стоит равняться. Все просто: «твори добро, не делай зла». А еще — «борись с теми, кто против добра и творит зло». И вот в этом месте разум у многих людей и затмевает. Как только сказали — «ату его, это зло!» — глаза сразу наливаются праведной кровью, кулаки чешутся и в душе горит жажда «священного мордобоя».

Кстати, вы замечали, как очевидные нестыковки с легкостью пропускаются мимо внимания «доброделов», которые, казалось бы, даже крупицу зла мимо себя не пропустят? Например, «добро — это не убий, а убийство — это очевидное зло», и уже на следующей странице какого-нибудь «священного писания» (т. е. такого, которое нельзя критиковать, ага) говорится о том, что «неверных — убить всех нафиг, сжечь на костре». У критически думающего человека, даже у малого ребенка, возникает мысль: «Так, стоп, что значит сжечь и убить? А ведь страницу назад было черным по белому сказано, что «убивать — это зло», и тут вдруг на тебе — «убивай всех, кто не с нами». Так убивать — это добро или зло? Вы уж определитесь, товарищи!». А ему в ответ: «Ничего ты, глупый холоп, не смыслишь в высокой поэзии нашей священной книги. Ведь есть просто люди, а есть неверные. И вот неверные — это не люди, а поэтому убивать их — можно и нужно. Ты ж читай внимательно!».

Читайте также:  На чем полезней всего спать подушки для беременных

Но вот беда: чем внимательнее читаешь, тем больше вопросов возникает. И вопросы эти копятся с каждой строчкой, с каждым днем жизни, с каждым новым «проповедником добра», который жаждет рассказать свою версию о том, как все в этом мире рассортировано по полочкам под названиями «добро» и «зло». Версий столько, что вот уже много сотен лет никак к консенсусу прийти не можем. А количество «добрых убийств тех злых, кто не с нами» — растет и растет.

Но вы спросите: а как же тогда жить, на что тогда ориентироваться, если не использовать понятия «добро» и «зло»?

И я с готовностью отвечу: жить — легко, и я сам так живу, а вместо понятий «добро/зло» я пользуюсь простым «хорошо». Не абстрактным «хорошо», которое так же относительно, как и «добро», а вполне конкретным «хорошо», которое связано хорошим самоощущением каждого конкретного человека.

* Вот вам сейчас хорошо? — Если да, то вы знаете о чем речь. И даже если вам вдруг не очень хорошо или даже откровенно плохо — тоже знаете, понимаете, о чем я говорю. Потому что все просто: хочется, чтобы было хорошо (во всех смыслах), и при этом очень не хочется, чтобы было плохо. Да? Ну вот и разобрались.

И тогда, если говорить про условное «добро» и его уровни, через мою призму восприятия это выглядело бы так:

Добро для меня — это когда мне хорошо.

Добро для другого — это когда этому другому хорошо.

Добро для группы — это когда всем в этой группе максимально хорошо и минимально плохо.

* Кстати, по поводу группы: как вы понимаете, с ростом численности группы условие «чтобы всем и каждому было хорошо» становится все менее и менее достижимым. Ибо при увеличении числа людей количество индивидуальных, оригинальных запросов «на личное хорошо» растет, и вместе с ним уменьшается возможность все эти запросы в равной степени удовлетворить, особенно если вдруг эти запросы оказываются на противоположных концах одной оси (один хочет, чтобы все было сладким, а второй хочет, чтобы ничто не было сладким, например). И получается, что в большой выборке людей обязательно кому-то в чем-то будет плохо. При любом раскладе. А если попытаться «насильно и навсегда» сделать всем «единое хорошо», то плохо может стать вообще всем. Плавали, знаем.

Картина мира, построенная вокруг центра «мне хорошо», оказывается, кстати говоря, очень устойчивой. Об этом я писал вот здесь. И такого человека, что интересно, очень сложно «сбить с пути» и очень трудно им деструктивно поманипулировать. Ведь ему лапши на уши просто так не навешаешь. Он ведь постоянно спрашивает, задает уточняющие и очень «вредные» (с точки зрения манипулятора) вопросы:

— А в чьих это интересах?

— А кому от этого будет хорошо?

— А каким образом лично мне от этого будет хорошо?

— А если не сделаю — что тогда?

— А если я вам в ответ в лоб дам, что тогда?

И очень, очень сложно с таким человеком разговаривать, особенно когда вместо разговоров хотелось просто приказать и наблюдать послушное выполнение.

Вот плюсы мировоззрения, в котором нет «добра и зла», а вместо этого есть простое представление о личных интересах и о том, что каждый человек хочет себе сделать приятно и хорошо:

— Исчезает гнев, обида, возмущение несправедливостью и прочий переживательный мусор, свойственный половозрелым детям, до сих пор верящим в существование некого справедливого деда мороза, создавшего этот мир и некие единые для всех законы;

— Исчезает масса противоречий при оценке ситуаций, потому что вместо вхождения в клинч от новой обнаруженной нестыковки разных версий «добра», ум работает четко и ясно, решая всего лишь очередную дипломатическую ситуацию со столкнувшимися «хочу» разных участников конфликта;

— Рассасывается множество проблем со здоровьем (психическим и физическим), потому что большая часть этих проблем как раз и возникает в связи с утратой собственного стержня «я хочу себе хорошо» и в связи с глючно-навязчивым «спасением всего человечества», подшитым ожиданием «заслуженной награды когда-то потом, в будущем»;

— Как-то перестает хотеться со всеми враждовать и искать виноватых среди «чужих», потому что в уме происходит кульбит: с одной стороны, все «кто не я» — те изначально как бы и так чужие (и нет смысла выделять «своих», потому что «свой» у себя я сам, остальные в моем теле не живут, и так, как я сам, о моих интересах точно не заботятся), но вместе с тем приходит понимание, что все эти «чужие» окружающие люди — потенциальные друзья, и поэтому как-то побыстрее хочется их сделать своими друзьями, что легче всего организовать через выяснение «их хочу» и поиск способов «как сделать так, чтобы и мне, и им стало хорошо»;

— Резко возрастает степень личной ответственности каждого человека, и поэтому количество вооруженных конфликтов, драк, войн и прочих кровопролитий начинает стремиться к нулю. Почему? — Потому что большая часть невольных участников таких драк — это как раз те люди, которым объяснили, что «убивать тех неверных и чужих — это добро, а если не сделаешь это добро, то мы тебя, как злого человека, сами настигнем и нанесем непоправимую любовь». Чем меньше станет таких «одурманенных добром барашков», тем меньше будет орудия в руках тех, кто этих «барашков» хочет направить «на благое дело». Все просто.

Итого, вопрос: что будет, если исключить из обихода понятия «добро» и «зло» и просто начать смотреть через призму личных интересов каждого человека? — На мой взгляд, будет очевидная польза. Ибо деструктивных манипуляций и глупости станет меньше, а количество разумных людей, думающих своей головой и здраво управляющих собой и своей жизнью, станет сильно больше.

Кстати, пока не предлагаю это как «картину мира, подлежащую для распространения на всех без исключения». Но думающим людям точно рекомендую примерить к себе эту модель восприятия. Вдруг и вам понравится?

Источник