Добыча и охрана полезных ископаемых тема

Добыча и охрана полезных ископаемых тема thumbnail

Технологическая карта по окружающему миру.

Студент-практикант: Пигарёва Олеся Анатольевна

Класс: 3

Предмет: окружающий мир

Тема: «Добыча и охрана полезных ископаемых»

Цель: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и исследовать их свойства.

Задачи:

  • Образовательная: Ознакомление с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;

  • Развивающая: Развитие умения анализировать и на основе анализа строить выводы. Показать необходимость охраны полезных ископаемых;

  • Воспитательная: Поддержание осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

Формируемые учебные универсальные действия:

  • Предметные: осознанно строить сообщения в устной и письменной форме; использовать представленную информацию для получения новых знаний;

  • Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; получать информацию из текста, выделять существенное;

  • Личностные: понимать свойства тел и веществ; проявлять положительное отношение к учебному предмету.

Приветствуют учителя.

Смотря друг на друга улыбаются.

Смотрят на учителя.

Личностные:

— проявлять положительное отношение к учебному предмету;

Постановка темы урока

— Послушайте стихотворение, благодаря ему вы отгадаете тему урока. Внимание:

Какие хитрые секреты,
Таят обычные предметы: 
Блестят в солонке минералы!

Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету —
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник, 
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!

— Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?

— Правильно.

— Где добывают полезные ископаемые?

-Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко. Сегодня вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств.

– Для того чтобы узнать, как называется эта профессия, давайте отгадаем загадку:

Путь его тяжёл и долог,

Ищет залежи…

-Правильно! А кто такой геолог?

Посмотрим определение в словаре Ожегова

Из словаря Ожегова, Геолог -специалист по геологии.

— А что такое геология?

Из словаря Ожегова, Геология -Комплекс наук о строении, составе и истории земной коры и Земли, о методах изыскания полезных ископаемых.

— И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь!

— Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое «Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?) (таблички на доске)

Слушают стихотворение

— О полезных ископаемых.

Ответ детей.

Слушают учителя

Геолог

Ответ детей

Ответ детей.

Познавательные:

— строить объяснение в устной форме по предложенному плану.

Коммуникативные:

— возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в классе.

Актуализация знаний

— Мы как геологи уже знаем, что такое полезные ископаемые.

— Давайте вспомним, что такое полезные ископаемые?

-Молодцы! Вот мы ответили на первый вопрос.

— Идем дальше.

— Какие полезные ископаемые вы знаете?

— Сейчас я предлагаю вам посмотреть видео о том, как добывают нефть и газ.

— Еще осадки делятся на три группы: магматические, осадочные и метаморфические

— К магматическим относятся такие полезные ископаемые как — Рудные полезные ископаемые, железные руды, медные руды и т.д.

— К осадочным – нефть, природный газ, каменный уголь и т.д.

— Хорошо, мы знаем какие полезные ископаемые существуют. Конечно то что мы назвали это небольшая часть их и все же на второй вопрос мы ответили.

— Третий вопрос. Как люди используют их в своей жизни?

— Верно.

Слушают учителя.

— Это горные породы, которые люди добывают из разных слоев земли.

— песок, глина, гранит, известняк,

Уголь, нефть, природный газ, руды, торф, драгоценные камни, золото, платина и т.д.

Смотрят видео.

— Как горючий материал, топливо, строительства и т.д.

Познавательные:

— строить объяснение в устной форме по предложенному плану.

Коммуникативные:

— возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в классе.

Обобщение знаний

— И сейчас мы добрались до оного из главных вопросов нашего урока. Как люди добывают полезные ископаемые? -На этот вопрос мы найдем ответ в учебнике. Но сначала попробуйте ответить на него сами? Мы геологи и давайте подумаем, как будем добывать полезные ископаемые.

— Хорошо. Откройте учебник на странице 66. (Просит ученика прочитать 1 и 2 абзац) – одни читает все остальные следят и запоминают.

-Ребята, как добывают полезные ископаемые?

(Учитель показывает иллюстрации с изображением разных способов добычи полезных ископаемых)

— Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека?

— Как вы думаете, почему?

— Правильно.

Вот мы и ответили на четвертый вопрос урока.

Теперь можем отдохнуть.

— Слушают учителя.

— ответы учеников.

— Читают текст.

— Роют карьеры, добывают с помощью машин, строят шахты.

— Когда человек спускается в шахту.

— В шахте может произойти обвал.

Познавательные:

— строить объяснение в устной форме по предложенному плану.

Коммуникативные:

— возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в классе.

физминутка

Дети по лесу гуляли за природой наблюдали

Вверх на солнце посмотрели и их лучики согрели

Бабочки летали, крыльями махали.

Дружно хлопаем, ножками топаем!

Хорошо мы погуляли и немножечко устали!

Повторяют за учителем

Физминутка 2 раза.

Первичное усвоение.

И наконец то мы дошли до последнего вопроса.

— Как вы думаете нужно ли охранять полезные ископаемые?

— Почему?

— Молодцы, правильно!

— Прочитайте текст с третьего абзаца, там очень подробно описано как надо охранять полезные ископаемые и почему.

— А сейчас мы с вами выполним небольшую работу, перед вами лежит листы. Вы должны придумать три правила, как можно сохранить полезные ископаемые. Приступайте!

— Учитель просит зачитать некоторых свои ответы.

— А теперь я прошу вас зарисовать на обратной стороне листочка одно из правил.

-Закон об охране природы требует, чтобы люди бережно использовали полезные ископаемые, не допускали потерь при их добыче, переработке, перевозке, хранении.

— Молодцы, спасибо за работу, товарищи геологи. Мы с вами теперь много знаем о полезных ископаемых и сможем сохранить их виды.

— Надо.

— Потому что их запасы могут иссякнуть, закончиться.

— Один ученик читает, все остальные следят.

Выполняют задание самостоятельно.

— зачитывают правила.

— Зарисовывают правила.

Познавательные:

— строить объяснение в устной форме по предложенному плану.

Коммуникативные:

— возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в классе.

Итог урока.

— А теперь давайте вспомним как добываются и используются полезные ископаемые.

— Мы рассмотрели с вами изображения шахты и карьера, чем они отличаются?

— что опаснее шахта или карьер? И почему?

-Как можно сохранить полезные ископаемые?

— Строятся шахты и карьеры, используются машины. Используются для строительства, как топливо и горючее.

— Карьер — открытое углубление. Шахта- подземные туннели.

— шахты опаснее, потому что может обвалиться.

— ответ детей.

личностные- развивать эколого-этическую деятельность;

Что такое полезные ископаемые?

Какие полезные ископаемые вы знаете?

Как люди используют их в своей жизни?

Как добывают полезные ископаемые?

Как охранять полезные ископаемые?

Источник

Технологическая карта по окружающему миру.

Студент-практикант: Воздвиженская Анастасия Александровна

Класс:

Предмет: окружающий мир

Тема: «Добыча и охрана полезных ископаемых»

Цель: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и исследовать их свойства.

Задачи:

  • Образовательная: Ознакомление с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;

  • Развивающая: Развитие умения анализировать и на основе анализа строить выводы. Показать необходимость охраны полезных ископаемых;

  • Воспитательная: Поддержание осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

Формируемые учебные универсальные действия:

  • Предметные: осознанно строить сообщения в устной и письменной форме; использовать представленную информацию для получения новых знаний;

  • Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; получать информацию из текста, выделять существенное;

  • Личностные: понимать свойства тел и веществ; проявлять положительное отношение к учебному предмету.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Орг. момент

— Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Александровна! Я рада вас всех сегодня видеть на нашем уроке. Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю хорошего и интересного дня.

Приветствуют учителя.

Смотря друг на друга улыбаются.

Смотрят на учителя.

Личностные:

— проявлять положительное отношение к учебному предмету;

Постановка темы урока

— Послушайте стихотворение, благодаря ему вы отгадаете тему урока. Внимание:

Какие хитрые секреты,
Таят обычные предметы: 
Блестят в солонке минералы!

Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету —
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник, 
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!

— Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?

— Правильно.

— Где добывают полезные ископаемые?

-Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко. Сегодня вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств.

– Для того чтобы узнать, как называется эта профессия, давайте отгадаем загадку:

Путь его тяжёл и долог,

Ищет залежи…

-Правильно! А кто такой геолог?

Посмотрим определение в словаре Ожегова

Из словаря Ожегова, Геолог -специалист по геологии.

— А что такое геология?

Из словаря Ожегова, Геология -Комплекс наук о строении, составе и истории земной коры и Земли, о методах изыскания полезных ископаемых.

— И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь!

— Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое «Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?) (таблички на доске)

Слушают стихотворение

— О полезных ископаемых.

Ответ детей.

Слушают учителя

Геолог

Ответ детей

Ответ детей.

Познавательные:

— строить объяснение в устной форме по предложенному плану.

Коммуникативные:

— возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в классе.

Актуализация знаний

— Мы как геологи уже знаем, что такое полезные ископаемые.

— Давайте вспомним, что такое полезные ископаемые?

-Молодцы! Вот мы ответили на первый вопрос.

— Идем дальше.

— Какие полезные ископаемые вы знаете?

— Сейчас я предлагаю вам посмотреть видео о том, как добывают нефть и газ.

— Еще осадки делятся на три группы: магматические, осадочные и метаморфические

— К магматическим относятся такие полезные ископаемые как — Рудные полезные ископаемые, железные руды, медные руды и т.д.

— К осадочным – нефть, природный газ, каменный уголь и т.д.

— Хорошо, мы знаем какие полезные ископаемые существуют. Конечно то что мы назвали это небольшая часть их и все же на второй вопрос мы ответили.

— Третий вопрос. Как люди используют их в своей жизни?

— Верно.

Слушают учителя.

— Это горные породы, которые люди добывают из разных слоев земли.

— песок, глина, гранит, известняк,

Уголь, нефть, природный газ, руды, торф, драгоценные камни, золото, платина и т.д.

Смотрят видео.

— Как горючий материал, топливо, строительства и т.д.

Познавательные:

— строить объяснение в устной форме по предложенному плану.

Коммуникативные:

— возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в классе.

Обобщение знаний

— И сейчас мы добрались до оного из главных вопросов нашего урока. Как люди добывают полезные ископаемые? -На этот вопрос мы найдем ответ в учебнике. Но сначала попробуйте ответить на него сами? Мы геологи и давайте подумаем, как будем добывать полезные ископаемые.

— Хорошо. Откройте учебник на странице 66. (Просит ученика прочитать 1 и 2 абзац) – одни читает все остальные следят и запоминают.

-Ребята, как добывают полезные ископаемые?

(Учитель показывает иллюстрации с изображением разных способов добычи полезных ископаемых)

— Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека?

— Как вы думаете, почему?

— Правильно.

Вот мы и ответили на четвертый вопрос урока.

Теперь можем отдохнуть.

— Слушают учителя.

— ответы учеников.

— Читают текст.

— Роют карьеры, добывают с помощью машин, строят шахты.

— Когда человек спускается в шахту.

— В шахте может произойти обвал.

Познавательные:

— строить объяснение в устной форме по предложенному плану.

Коммуникативные:

— возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в классе.

физминутка

Дети по лесу гуляли за природой наблюдали

Вверх на солнце посмотрели и их лучики согрели

Бабочки летали, крыльями махали.

Дружно хлопаем, ножками топаем!

Хорошо мы погуляли и немножечко устали!

Повторяют за учителем

Физминутка 2 раза.

Первичное усвоение.

И наконец то мы дошли до последнего вопроса.

— Как вы думаете нужно ли охранять полезные ископаемые?

— Почему?

— Молодцы, правильно!

— Прочитайте текст с третьего абзаца, там очень подробно описано как надо охранять полезные ископаемые и почему.

— А сейчас мы с вами выполним небольшую работу, перед вами лежит листы. Вы должны придумать три правила, как можно сохранить полезные ископаемые. Приступайте!

— Учитель просит зачитать некоторых свои ответы.

— А теперь я прошу вас зарисовать на обратной стороне листочка одно из правил.

-Закон об охране природы требует, чтобы люди бережно использовали полезные ископаемые, не допускали потерь при их добыче, переработке, перевозке, хранении.

— Молодцы, спасибо за работу, товарищи геологи. Мы с вами теперь много знаем о полезных ископаемых и сможем сохранить их виды.

— Надо.

— Потому что их запасы могут иссякнуть, закончиться.

— Один ученик читает, все остальные следят.

Выполняют задание самостоятельно.

— зачитывают правила.

— Зарисовывают правила.

Познавательные:

— строить объяснение в устной форме по предложенному плану.

Коммуникативные:

— возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в классе.

Итог урока.

— А теперь давайте вспомним как добываются и используются полезные ископаемые.

— Мы рассмотрели с вами изображения шахты и карьера, чем они отличаются?

— что опаснее шахта или карьер? И почему?

-Как можно сохранить полезные ископаемые?

— Строятся шахты и карьеры, используются машины. Используются для строительства, как топливо и горючее.

— Карьер — открытое углубление. Шахта- подземные туннели.

— шахты опаснее, потому что может обвалиться.

— ответ детей.

личностные- развивать эколого-этическую деятельность;

Подпись учителя:

Подпись методиста:

Что такое полезные ископаемые?

Какие полезные ископаемые вы знаете?

Как люди используют их в своей жизни?

Как добывают полезные ископаемые?

Как охранять полезные ископаемые?

Источник

Подготовила и провела

Учитель начальных классов

ГУ «Школа – лицей № 27»

Дружок А.С.

Тема: Охрана полезных ископаемых.

Цель: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и исследовать их свойства.

Задачи:   Ознакомление с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи; Показать их важную роль в экономике страны.

Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.

Показать необходимость охраны полезных ископаемых;

Поддержание осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.         

Форма  урока: урок – исследования.

Оборудование: карта РК, портрет К. Сатпаева, ребусы с названием полезных ископаемых, таблицы для работы в группе

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Мотивация и целепологание.

Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы: 
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету —
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник, 
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!

      — Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?

      — Какие проблемы для себя нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы? (Какие полезные ископаемые мы знаем? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?

— Работать с вами мы будем в группах. Поэтому, перед тем как начать работу вспоминаем правила работы в группе.

Повторение правил работы в группах.

  • Обсуждать тихо
  • Объяснить своё высказывание
  • Слушать других
  • Договариваться
  • Работать быстро
  1. Повторение.

— Что же такое полезные ископаемые?

Полезные   ископаемые

                                       Необходимые, нужные                                           доставать, извлекать

 — Так что же такое полезные ископаемые?

Природные ископаемые – это горные породы и минералы, которые люди добывают из глубины земли и ее поверхности и используют их для своих нужд.

 — Какие полезные ископаемые вы знаете?

По оценке ведущих стран мира Казахстан занимает шестое место в мире по запасам природных ресурсов. Из 110 элементов  таблицы Менделеева в его недрах выявлены 99, разведаны 70, но пока извлекаются и используются 60 элементов.

В мировом масштабе Казахстан уже сейчас является крупнейшим производителем вольфрама, а по его запасам занимает первое место в мире, второе – по запасам хромовых и фосфорных руд, четвертое – свинца и молибдена, восьмое – по общ,им запасам железной руды.

— Если мы знаем полезные ископаемые, то должны знать об их свойствах, как они используются, где добываются, каким способом.

Каждая группа разгадывает ребус с полезным ископаемым.

                        

                 А = И               ,,,,,                                                     ,,                           ,

         да         не    ь

— Отгадайте ребусы.

— Заполните таблицу. Запишите всё, что вы знаете о своём полезном ископаемом.

Название

Состояние

Цвет

Основное свойство

Где используют

Место и способ добычи

Условное обозначение

— На какие группы по свойствам, описанных вами мы можем распределить полезные ископаемые? (Рудные, нерудные, горючие)

— Ребята, как добывают полезные ископаемые?

        Учитель показывает иллюстрации с изображением разных способов добычи полезных ископаемых.

 —  Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека?

—   Когда человек спускается в шахту.

 —  Как вы думаете, почему?

—   В шахте может произойти обвал.

—  Совершенно верно. В шахте (учитель показывает иллюстрацию) глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь, руду и другие. Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском. Мы должны преклоняться перед трудом этих людей.

— Люди еще каких профессий работают с полезными ископаемыми? (Металлурги, геологи)

— Кто такие геологи?

— Геологи – это люди, которые занимаются поиском месторождений полезных ископаемых?

— Одним из таких людей, избравших для себя очень трудную, но нужную и интересную профессию был КАНЫШ САТПАЕВ.

Он внес большой вклад в науку ГЕОЛОГИЮ в годы войны, что и было признано мировой общественностью. Возможно, поэтому 1999 год в календаре знаменательных дат ЮНЕСКО был отмечен ГОДОМ САТПАЕВА (журнал «Далдырган » №7, 1999 год). ( Показываю портрет К.Сатпаева.)

Имя Сатпаева неразрывно связанно с историей становления промышленности и науки в Казахстане. КанышИмантаевичСатпаев – геолог-казах, открывший стране огромные запасы меди Джезказгана и марганец Джезды; первый президент Академии наук Казахской ССР, неустанно заботившийся о расцвете казахстанской науки и ее максимальной практической отдаче; мудрый наставник молодежи, заботливо растивший научные кадры. Кристина

Того, что сделал для нашей страны КанышСатпаев, хватило бы на сотни академиков, вместе взятых. Благодаря трудам Сатпаева и воспитанных им ученых Казахстан стал одной из самых богатых стран по запасам полезных ископаемых, где есть все элементы таблицы Менделеева. Миша

Больше всего КанышСатпаев любил поездки по бескрайним землям Центрального Казахстана, раскрывая их тайны. Каждый геолог мечтает открыть тот клад, который долго хранит в себе земля. Мечты КанышаСатпаева сбылись: марганцевые руды месторождений Найзатас и Джезды, открытые КанышемИмантаевичемСатпаевым полностью обеспечили в годы Великой Отечественной войны потребности черной металлургии Урала и Сибири.

Игорь

  1. Работа по теме урока.

Заполнение кластера « Как использует человек полезные ископаемые»

— Подведем итог, как же человек использует полезные ископаемые?

— Как вы думаете, ребята, исчерпаемы ли полезные ископаемые?

— Конечно, исчерпаемы, поэтому надо знать, что без разрешения Министерства экологии и природных ресурсов нельзя заниматься их добычей. Мы — ХОЗЯЕВА, нам надо думать о дне завтрашнем.

— Что же будут делать люди, если иссякнут полезные ископаемые?

Предположите в группе, что произойдет, если исчезнет полезное ископаемое, о котором вы рассказывали !!!

— А что бы вы смогли сделать для охраны природных полезных ископаемых?

— Природа накапливала свои подземные богатства миллионы лет и они не восстанавливаются. Поэтому главная задача — охранять и бережно их использовать.

— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

Полезные ископаемые, которые образовались десятки и сотни миллионов лет назад, сегодня человек использует для производства необходимых для жизни благ. Запасы полезных ископаемых нельзя восстановить, а для их образования нужны миллионы лет. Поэтому полезные ископаемые нужно охранять

Закон об охране природы требует, чтобы люди бережно использовали полезные ископаемые, не допускали потерь при их добыче, переработке, перевозке, хранении.

— А как вы ребята, можете помочь в охране полезных ископаемых?

  1. Практическая работа.

1 группа – обращение к людям «Полезные ископаемые – это клад нашей Земли.»

2 группа – синквеин «Полезные ископаемые»

3 группа – нарисовать плакат – призыв « Охрана полезных ископаемых.

Презентация работ.

  1. Рефлексия

— Какие задачи ставили в начале урока?

— Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

         -Что помогло нам в работе?

        — Какие открытия для себя сделали?

Дом. работа  написать эссе «Каким полезным ископаемым я хотел бы быть» 

Название

Состояние

Цвет

Основное свойство

Где используют

Место и способ добычи

Условное обозначение

Название

Состояние

Цвет

Основное свойство

Где используют

Место и способ добычи

Название

Состояние

Цвет

Основное свойство

Где используют

Место и способ добычи

        

Обращение

«Полезные ископаемые – это клад нашей Земли.»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Синквеин

«Полезные ископаемые»

  1. Существительное – название.
  2. 2 прилагательных
  3.  3 глагола
  4. 4 слова – отношение
  5. Слово — синоним ( ассоциация с первым словом)

1.____________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________

3.____________________________________________________________________

4.____________________________________________________________________

5.____________________________________________________________________

Источник