Добыча полезных ископаемых в законодательстве рф

Добыча полезных ископаемых в законодательстве рф thumbnail

Библиографическое описание:


Семенова, А. А. Правовое регулирование разработки и добычи полезных ископаемых. Федеральные и региональные аспекты (Тюменская область, Красноярский край) / А. А. Семенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 13 (199). — С. 202-204. — URL: https://moluch.ru/archive/199/49061/ (дата обращения: 09.07.2020).



В настоящее время в Российской Федерации особо остро стоит вопрос о регулировании правоотношений в сфере использования полезных ископаемых. С одной стороны, данную тему регулирует федеральное законодательство, с другой стороны в некоторых субъектах дополнительно вводится свое законодательство относительно недр, расположенных на территории субъекта РФ. Данная статья призвана прояснить вопросы, связанные с регулирующими нормами РФ и ее субъектов, а также вопросы их взаимного применения к частным случаям на практике. Как пример в данной статье взят субъект РФ — Тюменская область, так как данный край богат месторождениями полезных ископаемых как местного, так и федерального уровня. В данной статье рассмотрены актуальные вопросы пользования природных ресурсов, а также нормативно-правовое регулирование данных вопросов.

Ключевые слова: недра РФ, полезные ископаемые, природопользование, ресурсы Тюменской области.

Согласно Конституции Российской Федерации, носителем власти в РФ является народ, реализация властных функций в РФ осуществляется на основе единства государственной власти. Государственная власть представлена федеральной властью, властью субъектов Российской Федерации. При такой системе распределения власти некоторые вопросы общественной жизни регламентируются сразу двумя уровнями власти. Так в соответствии со статьёй 72 Конституции РФ [1], среди прочих к вопросам совместного ведения федеральной власти и власти субъектов РФ относятся вопросы о пользовании недрами, разработки и добычи полезных ископаемых.

В настоящий момент основным законом, определяющим порядок пользования недрами РФ, является Закон Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 № 2395–1. Его значение в регулировании правоотношений в области пользования недрами очень велико. Во-первых, он определяет само понятие недр. Согласно преамбуле данного закона недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Во-вторых, он определяет, что, кроме него самого к законодательству РФ о пользовании природными ресурсами относится еще ряд нормативно-правовых документов.

Объектом права собственности на недра являются открытые и неоткрытые полезные ископаемые. Полезные ископаемые — твердые, жидкие (кроме воды) и газообразные природные вещества, находящиеся в глубине земли и на ее поверхности в пределах территории определенного государства и его континентального шельфа, используемые в народном хозяйстве. Скопления полезных ископаемых естественного происхождения в недрах или на поверхности земли называют месторождением [6, c. 3].

Большая часть функций по управлению в сфере использования недр возлагаются на Федеральное агентство по недропользованию. Однако, у Роснедр нет функции по осуществлению государственного надзора, такая функция принадлежит Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.

Ввиду того, что недра находятся в государственной собственности, они могут предоставляться только на правах пользования. В соответствии с законодательством РФ пользователем недр может быть юридическое лицо, предприниматель, иностранный гражданин, если такое не запрещено законодательством РФ. Закон не содержит дефиниции о том, что недрами могут пользоваться простые граждане РФ, однако, это не запрещает гражданам быть пользователями недр. Особое правовое положение возникает у гражданина, когда он является собственником или арендатором земли, на которой обнаружены полезные ископаемые. В таком случае он получает право использования для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка, на который у него есть права, добывать подземные воды, из водоносных горизонтов, строить на своем участке подземные сооружения на глубину, не превышающую пяти метров. Предоставление недр рассматривается уполномоченным органом власти, который принимает решение, согласно которому недра могут быть предоставлены как срочно, так и бессрочно.

Виды и сроки пользования недрами регламентированы статьёй 10 закона РФ о недрах. Важным моментом при предоставлении недр является исчисление сроков пользования недрами. Такие сроки отсчитываются с момента выдачи государственной регистрации лицензии на право пользования недрами. В лицензии должны содержаться следующие сведения согласно статье 12 Закона о недрах РФ. Стоит также сказать, что, предоставление такой лицензии осуществляется на конкурсной основе.

В Российской Федерации использование недр производится на платных основаниях, так существуют три вида внесения средств недропользователем в бюджет государства — разовые платежи при пользовании полезными ископаемыми, регулярные платежи, сбор за участие в аукционе. Однако, эти три платежа составляют лишь основной вид отчислений, законом разрешено установление дополнительных видов платы за пользование природными ресурсами РФ.

Недра могут быть федерального значения и местного. В соответствии недра федерального значения находятся в ведении Российской Федерации и их использование регламентируется федеральными органами исполнительной власти РФ. Использование недр местного значения, как правило входит в компетенцию органов исполнительной власти субъекта РФ и регламентируется законодательством субъекта РФ.

Рассматривая недропользование нельзя обойти стороной вопрос наступления ответственности за недобросовестное использование природными ресурсами РФ. В настоящее время предусмотрена уголовная и административные ответственности за такое поведение. Так, в Уголовном кодексе выделены три преступления, предусмотренные статьями 216, 254, 255 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Статья 255 УК РФ [3] предусматривает ответственность, за нарушение правил охраны и использования недр РФ. Данная статья защищает общественные отношения в сфере использования полезных ископаемых, выделяя их как предмет преступления. Объективной стороной выступает нарушение установленных законодательством РФ правил использования полезных ископаемых. На данном примере мы видим, что законодатель выводит охрану полезных ископаемых в сферу публичного права, тем самым придавая данной области правоотношений особое значение. Это не удивительно, так как природный ресурс конечен, его использование должно учитываться государством при проектировании бюджета, в связи с тем, что значительная часть бюджета РФ формируется именно на основании торговли, распределения и получения налогов от торговли полезными ископаемыми. Кроме уголовной ответственности законом предусмотрена также административная ответственность, которая преследует те же цели — охрану полезных ископаемых от недобросовестного пользования. Привлечение лица к административной или уголовной ответственности не освобождает его от гражданско-правовой ответственности, и такое лицо будет нести ответственность соразмерную ущербу причиненную его противоправными действиями. Таким образом, лицу, недобросовестно использовавшему природные ресурсы, могут субсидиарно применяться требования уголовной (в иных случаях административной) ответственности вместе с нормами гражданского права РФ. Это говорит о том, что охрана недр в РФ является одним из ее приоритетных направлений.

Разведка и добыча полезных ископаемых происходит на основании выданной соответствующей лицензии, в соответствии с которой пользователям недр представляется эксклюзивное право на добычу и разработки полезных ископаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такая добыча происходит на специально отведенных участках горных отводов.

Государство устанавливает задачи государственного регулирования по использованию недр. Такими задачами являются: определение максимально возможных объемов добычи недр, критерий развития минерально-сырьевой базы РФ, обеспечение изучения территории РФ на предмет наличия полезных ископаемых, установление квот на поставку сырья, установление платежей за пользование недрами, разработка стандартов в области геологического изучения.

Важную роль в формировании нормативно-правовой базы играют субъекты РФ. Так, в Тюменской области еще в 2004 году был принят Закон Тюменской области от 6 октября 2005 года № 402 «О недропользовании в Тюменской области» [5]. Данный закон определяет полномочия Тюменской областной думы, в сфере регулирования отношений недропользования. Кроме того, данный закон предоставляет органом исполнительной власти Тюменской области ряд полномочий, связанных с регулированием недропользования в Тюменской области. Так к деятельности исполнительных органов относятся разработка и реализация программ развития и использования сырьевой базы на территории Тюменской области, учреждение фонда геологической информации Тюменской области и подобные регулятивные функции. Однако, стоит заметить, что пункты 8 и 9 статьи 2 настоящего закона определяют регулирование условий пользования полезными ископаемыми. Статья 3 настоящего закона напрямую рассматривает вопросы предоставления в пользование участков недр местного значения, и определяет, что порядок предоставления недр для разработки и добычи полезных ископаемых устанавливаются Правительством Тюменской области.

Для охраны полезных ископаемых в Тюменской области создан Департамент недропользования и экологии Тюменской области, который является исполнительным органом власти Тюменской области. Именно этот орган власти решает вопросы, непосредственно связанные с использованием природных ресурсов, расположенных на территории Тюменской области отнесенных законодательством РФ к недрам местного значения.

Рассмотренные в статье аспекты говорят, что в настоящее время в Российской Федерации действует мощная двухуровневая система регулирования пользования недрами страны. Первый уровень — федеральный, второй уровень — уровень субъектов РФ. Подобная система позволяет добиться целостного экономического регулирования пользования недрами с учетом интересов регионов РФ, одновременно давая возможность пополнять как федеральный бюджет, так и бюджет субъекта РФ, на территории которого расположены полезные ископаемые. Однако в настоящее время данная система распределения властных полномочий нуждается в доработке, в связи с тем, что не до конца урегулировано взаимодействие федеральных органов исполнительной власти РФ в области использования природных ресурсов, и их аналогов — органов исполнительной власти субъекта РФ. Что создает определенные трудности для реализации единой государственной политики природопользования.

Литература:

  1. Конституция. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года [Электронный ресурс]: Режим доступа — СПС Консультант плюс. — (дата обращения 24.02.2018).
  2. Кодекс РФ. Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон № 51 — ФЗ от 13.06.1994 года, ред. 29.12.2017 [Электронный ресурс]: Режим доступа — СПС Консультант плюс. — (дата обращения 24.02.2018).
  3. Кодекс РФ. Уголовный кодекс Российской Федерации Федеральный закон № 63 — ФЗ от 13.06.1996 года, ред. 19.02.2018 [Электронный ресурс]: Режим доступа — СПС Консультант плюс. — (дата обращения 24.02.2018).
  4. Закон РФ. Закон «О недрах» № 2395–1 от 21.02.1992, ред. 30.09.2017 [Электронный ресурс]: Режим доступа — СПС Консультант плюс. — (дата обращения 24.02.2018).
  5. Закон Тюменской области от 6 октября 2005 года № 402 «О недропользовании в Тюменской области», ред. 12.10.2015 Электронный ресурс]: Режим доступа — СПС Консультант плюс. — (дата обращения 24.02.2018).
  6. Демичев А. А. Экологическое право: [Учебник] / А. А. Демичев, О. С. Грачева. М.: Прометей, 2017.
  7. Крашенинников П. В. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части второй в 3 т. (том 3) [Справочник] / П. В. Крашенинников М.: — Стаут, 2014.

Основные термины (генерируются автоматически): Тюменская область, Российская Федерация, ископаемое, РФ, недра, пользование недрами, законодательство РФ, пользователь недр, местное значение, использование недр.

Источник

Закон РФ «О недрах», N 2395-1 | ст. 19.1

Пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или по совмещенной лицензии разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведку и добычу таких полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с настоящим Законом горных отводов и (или) геологических отводов имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных производственных и технологических нужд осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или по совмещенной лицензии разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведку и добычу таких полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с настоящим Законом горных отводов и (или) геологических отводов имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных производственных и технологических нужд осуществлять добычу подземных вод в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр.

Пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу углеводородного сырья или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья, разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или по совмещенной лицензии разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведку и добычу таких полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с настоящим Законом горных отводов и (или) геологических отводов имеют право на основании утвержденного технического проекта размещать в пластах горных пород попутные воды и воды, использованные для собственных производственных и технологических нужд, при разведке и добыче углеводородного сырья в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр.

Пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу калийных и магниевых солей или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу калийных и магниевых солей, а также их первичную переработку в границах предоставленных им в соответствии с настоящим Законом горных отводов и (или) геологических отводов, имеют право на основании утвержденного технического проекта размещать в пластах горных пород образующиеся у них воды в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр.

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Скачать документ в формате

Источник

Источник: Журнал «Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение»

Как известно, право на пользование недрами нужно заслужить – получить специальное разрешение (лицензию). А что будет, если добыча полезных ископаемых осуществляется в отсутствие нужной лицензии? Другими словами, выясним, какие меры ответственности могут быть применены к лицу, производящему безлицензионную добычу полезных ископаемых. Кроме того, определимся, являются ли такие ископаемые объектом обложения НДПИ.

Общие требования

Исходя из ст. 9 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах), если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны:

  • иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами;
  • привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих данные разрешения (лицензии).

На основании ст. 11 поименованного закона предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия выступает в качестве документа, удостоверяющего право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах согласно указанной в ней цели (например, для добычи полезных ископаемых) в течение установленного срока при соблюдении заранее оговоренных условий. Права и обязанности пользователя недр возникают только с даты государственной регистрации лицензии. В свою очередь, одним из прав пользователя недр является использование предоставленного участка недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии (ст. 22 Закона о недрах).

Таким образом, осуществление добычи полезных ископаемых в отсутствие соответствующей лицензии – это нарушение требований Закона о недрах. Статьей 49 названного закона предусмотрено: лица, виновные в нарушении законодательства РФ о недрах, несут административную и уголовную ответственность в установленном порядке. Привлечение к обозначенной ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный данными лицами вред.

Ключевой момент

Добыча полезных ископаемых при отсутствии документа, удостоверяющего право пользования участком недр (лицензии), является нарушением законодательства РФ о недрах, что влечет применение установленных мер ответственности.

Исключение из общего правила

Статьей 19 Закона о недрах собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков предоставлено право по своему усмотрению в границах этих участков в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществлять:

  • добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубине до 5 м без применения взрывных работ;
  • устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.

Например, в отношении таких земельных участков, находящихся на территории Московской области, соответствующий порядок утвержден Постановлением Правительства МО от 02.12.2009 №1061/51, Нижегородской области – Постановлением Правительства Нижегородской области от 05.02.2009 №39. Указанными документами предусмотрено, что для осуществления перечисленных действий получать лицензию на право пользования недрами не нужно.

Получается, что положения ст. 19 Закона о недрах допускают в определенных случаях возможность проведения работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых без соответствующей лицензии. В связи с этим не нужна, допустим, лицензия на пользование недрами при осуществлении для своих нужд работ по добыче песка (если таковой включен в соответствующий перечень общераспространенных полезных ископаемых) на глубине до 5 м, но только при условии, что добычей занимается собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец или арендатор.

Ключевой момент

Действующим законодательством предусмотрено право собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков осуществлять добычу полезных ископаемых без получения лицензии при соблюдении определенных условий.

Привлечение к административной ответственности

Пользование недрами без лицензии на пользование недрами – административно наказуемое деяние, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, заключающаяся в наложении на должностных лиц административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб., на юридических лиц – от 800 000 до 1 000 000 руб.

Приведем примеры, когда компании были привлечены к ответственности за добычу полезных ископаемых без лицензии.

Арбитражный судРеквизиты постановления
ФАС ВСО от 13.11.2013 по делу № А19-22913/2012
АС ДВО от 30.09.2014 № Ф03-4233/2014
от 11.06.2014 № Ф03-1823/2014
ФАС ЗСО от 24.04.2014 по делу № А70-8268/2013
ФАС МО от 08.07.2014 № Ф05-6460/2014
от 11.06.2014 № Ф05-11034/2013
  от 03.03.2014 № Ф05-1021/2014
ФАС ПО от 24.10.2013 по делу № А65-5453/2013
АС СЗО от 23.09.2014 по делу № А05-1726/2014
ФАС СЗО от 03.03.2014 по делу № А56-26703/2013
ФАС УО от 20.05.2014 № Ф09-2698/14
от 17.12.2013 № Ф09-13670/13

Штрафных санкций удастся избежать, если наказание будет назначено по истечении срока давности привлечения к административной ответственности (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении указанный срок (два или три месяца) начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2 поименованной статьи). (Добыча полезных ископаемых при отсутствии лицензии, как правило, признается длящимся административным правонарушением – постановления ФАС ВСО от 12.05.2014 по делу №А78-7630/2013, ФАС ДВО от 21.10.2013 №Ф03-4244/2013, ФАС ЗСО от 19.11.2013 по делу №А03-19388/2012.) В свою очередь, днем обнаружения длящегося правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения данного правонарушения (п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 №2). Так, в деле, дошедшем до судей АС ВВО, факт незаконной добычи песка был выявлен прокуратурой в ходе проверки 04.09.2013 с составлением соответствующего акта. Постановление о назначении административного наказания было принято 05.11.2013, то есть за пределами двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности. Поэтому арбитры признали незаконным оспариваемое постановление административного органа и отменили его (Постановление от 24.09.2014 по делу №А39-5717/2013). Примеры опоздания привлечения к административной ответственности приведены и в постановлениях ФАС ВВО от 10.02.2014 по делу №А38-2856/2013, ФАС ЦО от 19.07.2013 по делу №А14-79/2013.

Не привлекут организацию к административной ответственности за добычу полезного ископаемого без лицензии и в том случае, если она входит в круг лиц, в отношении которых действует исключение из общего правила (при условии совершения соответствующих действий).

Арбитражный судРеквизиты постановления
ФАС ДВО от 20.03.2014 № Ф03-624/2014
ФАС ЗСО от 06.03.2013 по делу № А27-14372/2012
ФАС МО от 04.04.2014 № Ф05-2243/2014
ФАС УО от 25.06.2014 № Ф09-3963/14
ФАС ВВО от 02.04.2013 по делу № А38-2787/2012

В противном случае в действиях компании будет усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.

Арбитражный судРеквизиты постановления
ФАС ВСО от 28.05.2013 по делу № А19-20447/2012
ФАС ВВО от 28.05.2014 по делу № А79-6492/2013
ФАС ДВО от 20.03.2014 № Ф03-624/2014
ФАС ЗСО от 25.04.2014 по делу № А27-6302/2013
от 15.02.2013 по делу № А27-13222/2012
ФАС ПО от 03.04.2014 по делу № А65-14649/2013
от 04.03.2014 по делу № А65-14450/2013

Еще одно обстоятельство, при наличии которого постановление о привлечении к административной ответственности судом будет признано незаконным, – нарушение проверяющими лицами порядка привлечения к ответственности: например, составление протокола в отсутствие представителя общества, не извещенного надлежащим образом о времени и месте его составления (Постановление ФАС СЗО от 09.06.2014 по делу №А56-50239/2013), или отсутствие доказательств надлежащего заблаговременного извещения общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (Постановление АС УО от 07.10.2014 №Ф09-6513/14).

Ключевой момент

Пользование недрами без лицензии влечет наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц, если не действует исключение из общего правила, когда для добычи полезных ископаемых лицензия не нужна. Штрафных санкций можно избежать, если пропущен срок давности привлечения к административной ответственности либо нарушен порядок привлечения к ней.

Возмещение вреда

На основании ст. 51 Закона о недрах лица, причинившие вред недрам по причине нарушения законодательства РФ о недрах, должны возместить его добровольно либо в судебном порядке. Порядок расчета размера вреда должно установить Правительство РФ, что было сделано Постановлением от 04.07.2013 №564 (действует с 16.07.2013). В Правилах расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденных данным документом, указано, что под вредом в целях их применения понимаются:

  • вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, а также пожарами, самовольным пользованием недрами;
  • нарушение свойств участка недр, из-за которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых;
  • вред, нанесенный особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение.

Добыча полезных ископаемых при отсутствии лицензии – это и есть самовольное пользование недрами. Необходимо учитывать, что вред, причиненный государству, возмещается при наличии вины соответствующего лица. В свою очередь, вина может быть установлена в порядке административного, гражданского либо уголовного судопроизводства. Поэтому привлечение юридического лица к административной ответственности может послужить сигналом для взыскания с него в пользу государства вреда, нанесенного в результате безлицензионной добычи полезных ископаемых. Суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100% (п. 6 ст. 46 БК РФ). В связи с этим суммы нанесенного ущерба не могут быть взысканы, к примеру, в бюджет Республики Башкортостан (Апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 11.02.2014 по делу №33-2000/2014) или в пользу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области (Апелляционное определение Тверского областного суда от 19.06.2014 по делу №33-2180).

Расчет размера вреда производит Росприроднадзор или уполномоченный орган исполнительной власти субъектов РФ (в отношении участков недр местного значения). Размер вреда, повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, вызванного самовольным пользованием недрами (D), рассчитывается по формуле:

D = Lз + Cл + Cо, где:

– стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда;

Сл – фактические или предусмотренные техническими проектами расходы на ликвидацию последствий вреда;

Со – фактические расходы Росприроднадзора или органа исполнительной власти субъекта РФ на оценку размера вреда.

В случае наличия на участке недр нескольких видов полезных ископаемых расчетная величина размера вреда вычисляется по каждому виду полезного ископаемого, после чего полученные результаты суммируются.

Для определения стоимости запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, используется формула:

Lз = Nбз x Р, где:

Nбз – объем запасов полезного ископаемого, утраченных в результате вреда;

Р – стоимость единицы полезного ископаемого, определяемая по средней рыночной цене его реализации за шесть месяцев, предшествующих дате совершенного правонарушения. Информацию о данной стоимости представляет Росстат.

Ключевой момент

Добыча полезных ископаемых без специального разрешения (лицензии) является самовольным пользованием недрами, приводящим к причинению государству вреда, который подлежит возмещению нарушителем.

Уплата НДПИ

На основании ст. 334 НК РФ плательщиками НДПИ признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ. Такие лица подлежат постановке на учет в качестве плательщиков НДПИ в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр (п. 1 ст. 335 НК РФ). Объектом обложения указанным налогом в силу пп. 1 п. 1 ст. 336 НК РФ признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование согласно законодательству РФ.

Вспомним: предоставление участка недр в пользование оформляется специальным разрешением – лицензией. Следовательно, при добыче полезных ископаемых на отдельном участке недр без наличия соответствующей лицензии обязанность по уплате НДПИ на названном участке недр отсутствует. Именно на таком подходе в свое время настаивала ФНС, добавляя: суммы, уплачиваемые в качестве возмещения ущерба государства от безлицензионного пользования недрами, не имеют статуса налога, поэтому налоговые органы не являются администраторами данных поступлений. Кроме того, налоговые органы не уполномочены принимать меры по предотвращению безлицензионного пользования недрами и по обеспечению поступления в бюджет сумм в возмещение вреда, причиненного государству (Письмо от 16.08.2006 №ММ-6-21/816@).

Однако потом появилось Распоряжение Правительства РФ от 22.08.1998 №1214-р, которым дано поручение МПР и МНС с участием органов исполнительной власти субъектов РФ при выявлении юридических и физических лиц, осуществляющих пользование недрами без лицензии, применять с участием правоохранительных органов и судов предусмотренные законодательством РФ меры. К таким мерам относится в том числе обеспечение поступления в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты взносов в целях возмещения убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами. Здесь же уточнено, что при определении размеров таких убытков нужно исходить из ставки НДПИ (с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 04.12.2001 №845). На этом основании налоговики требовали в связи с самовольной добычей полезных ископаемых уплаты в бюджет НДПИ (Постановление ФАС ДВО от 29.06.2005 №Ф03-А51/05-2/1675 – решение вынесено в пользу налоговой инспекции).

В связи с появлением Постановления Правительства РФ №564, которое, в отличие от Распоряжения Правительства РФ №1214-р, является нормативным актом, вопрос по поводу необходимости уплаты в бюджет НДПИ по причине самовольного пользования недрами решен однозначно (ответ отрицательный). Более того, после вступления в силу данного постановления добровольное внесение в бюджет НДПИ на основании Распоряжения Правительства РФ №1214-р в отношении полезных ископаемых, добытых в отсутствии лицензии, не свидетельствует о возмещении государству ущерба, причиненного недрам (Постановление АС СЗО от 13.11.2014 по делу №А52-3535/2013).

Ключевой момент

При самовольном пользовании недрами, заключающемся в добыче полезных ископаемых в отсутствие соответствующей лицензии, исчислять и уплачивать в бюджет НДПИ не нужно.

* * *

Добыча полезных ископаемых в отсутствие соответствующей лицензии признается самовольным пользованием недрами, кроме ситуации, когда лицензия не нужна (действует исключение из общего правила). Пользование недрами без лицензии – административно наказуемое деяние, за совершение которого на юридическое лицо накладываются достаточно высокие штрафы (в размере от 800 000 до 1 000 000 руб.). Привлечение нарушителя к административной ответственности не освобождает виновное лицо от еще одной меры ответственности – возмещения государству причиненного вреда, что осуществляется добровольно либо в судебном порядке. Причем добровольная уплата в бюджет НДПИ при добыче полезных ископаемых без лицензии с 16.07.2013 не считается возмещениеaм нанесенного вреда. Безлицензионное пользование недрами не порождает обязанность по исчислению и уплате в бюджет НДПИ.

Источник