Джоан скотт гендер как полезная категория

Джоан скотт гендер как полезная категория thumbnail

Гендерная историяспециальная историческая дисциплина, предметом изучения которой является историческая ретроспектива изучения гендерных отношений. Понятие возникло в начале 80-х гг. XX века вместе с появлением термина гендер, его теоретическую базу впервые обеспечила Джоан Скотт в своей знаменитой статье «Гендер: полезная категория исторического анализа» (1986). Появление гендерной истории стало реакцией на развитие женских исследований (см. Женские и гендерные исследования за рубежом) и истории женщин (см. Историческая феминология), которые в конце 70-х гг. зашли в тупик как в плане методологии, так и в плане определяющих познавательных концепций, которые базировались либо на марксистской методологии (что, в принципе, рассматривалось как наиболее здоровый подход к проблеме), либо, в большинстве своем, на постструктуралистских психоаналитических интерпретациях, которые подчеркивали «неизменность условий бинарной оппозиции мужского и женского начал, опирающуюся на преемственность ее глубинных психологических оснований, и сводили объяснение процесса формирования и воспроизведения половой идентичности к индивидуальному семейному опыту субъекта, абстрагируясь от структурных ограничений исторической специфики». Гендерная история стала эффективным «противоядием» от крайностей данных интерпретаций, а также более адекватным средством исторического анализа. В отличие от «чистых психоаналитиков», историки гендера исходили из представлений о комплексной социокультурной детерминации различий и иерархии полов и анализировали их функционирование и воспроизводство в макроисторическом контексте. Реализация тех возможностей, которые открывал гендерный анализ, была немыслима без его адаптации с учетом специфики исторических методов исследования и генерализации, без «тонкой» притирки нового инструментария к неподатливому материалу исторических источников. Все это потребовало, прежде всего от историков, самостоятельной теоретической работы и вызвало бурные дискуссии. Особую остроту приобрел вопрос о соотношении между понятиями класс и пол, между социальной и гендерной иерархией, между социальной и гендерной мифологией, и, соответственно, между социальной и гендерной историей.

Гендерная история в России до сих пор остается «белым пятном» исторической науки, часто подменяется историей женщин или историей быта. Тем не менее, при употреблении понятия гендер речь идет не о женщинах и их проблемах, а о взаимоотношении полов в рамках определенной исторической реальности и проблемах, вытекающих из этого сложного процесса. Таким образом, гендерная история включает в себя историю женщин, историю мужчин, историю полов и их взаимоотношений, проблему социального конструирования пола и, самое главное, взаимосвязь и влияние вышеуказанных процессов на общую картину исторического развития человечества. При этом гендерная история заключается не в простом описании мужчин и женщин и их основных характеристик, а в систематическом выявлении их взаимосвязей через постоянное сравнение в рамках различных исторических ситуаций. Применение гендера как категории анализа позволяет раскрыть исторический процесс во всем его многообразии и функциональности. В центре изучения историков гендера оказываются важнейшие институты социального контроля, регулирующие неравное распределение материальных и духовных благ, власти и престижа в масштабе всего общества, класса или этнической группы и обеспечивающие таким образом воспроизводство социального порядка, основанное на гендерных различиях, которые, в отличие от природных качеств пола, варьируются от одного культурного пространства к другому. В русле этой проблематики особое место занимает анализ опосредующей роли гендерных представлений в межличностном взаимодействии, выявление их исторического характера и возможной динамики.

Gender history (англ.)

Литература:

Бок Г. История женщин, история полов // THESIS. 1994. N 6.
Будде Г. Ф. Пол истории // Пол, гендер, культура / Под ред. Э. Шоре и К. Хайдер. М., 1999. С. 131-155.
Муравьева М. Г. Гендерная история в российском вузе: нужна ли она? // Гендерная история: pro et contra. СПб., 2000. С. 3-20.
Пушкарева Н. Л. Гендерный подход в исторических исследованиях // Вопросы истории. 1998. N 6.
Она же. Гендерная проблематика в исторических науках // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. С. 277-311.
Репина Л. П. История женщин и гендерные исследования: от социальной к социокультурной истории // Репина Л. П. «Новая историческая наука» и социальная история. М., 1998.
Роджерс Х. От истории женщин к истории гендера // Новейшие подходы к изучению истории в современной зарубежной историографии. Ярославль, 1997. С. 289-299.
Скотт Дж. Гендер: полезная категория исторического анализа // Гендерные исследования, N 5 (2/2000): Харьковский центр гендерных исследований. С. 142-170.
Шаберт И. Гендер как категория новой исторической методологи // Пол, гендер, культура / Под ред. Э. Шоре и К. Хайдер. М., 1999. С. 109-130.
Damousi J. Writing Gender into History and History in Gender: Creating A Nation and Australian Historiography // Gender & History. 1999. Vol. 11. N 3. Р. 612-624.
Leydesdorff S. Gender and the Categories of Experienced History // Gender & History. 1999. Vol. 11. N 3. Р. 597-611.
Nicholson L. J. Gender and History. The Limits of the Social Theory in the Age of the Family. N.Y., 1986.
Scott J. W. Gender: A Useful Category of Historical Analysis // American Historical Review. 1986. Vol. 91. N 5. Р. 1053-1075.

© М. Г. Муравьева

[Начало | Алфавитный указатель | Тезаурус | Англоязычные термины | Список авторов]

Источник

Введение в гендервые исследования. Ч. II: Хрестоматия / Под ред. С. В. Жеребкина. — Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. — 991 с.

Данная «Хрестоматия» представляет собой вторую часть учебного издания «Введение в гендервые исследования» и по своей структуре соответствует первой части, основанной на принципе дисциплинарности социальных наук. Большинство текстов «Хрестоматии» — работы ведущих западных гендерных и феминистских теоретиков, таких как Джудит Батлер, Рози Брайдотти, Терезаде Лауретис, Люси Иригарэ, Джулиет Митчелл, Гейл Рубин, Элен Сиксу, Джоан Скотт, сыгравшие важную роль в создании новой академической социальной дисциплины «гендерные исследования» в системе западного социального знания. «Хрестоматия» предназначена для использования в качестве базового учебного материала для создания новых учебных курсов по гендерным дисциплинам в постсоветских университетах на основе опыта западной гендерной и феминистской теории.

Предисловие 11
Возникновение и развитие гендерных исследований в США и Западной Европе 13
Рози Бройдотти • Женские исследования и политики различия 13
Тереза де Лауретис • Американский Фрейд 23
белл хукс • Наука трансгрессировать. Образование как практика свободы 48
Леора Аусландер • Женские + феминистские + лесбийские-гей + квир исследования = гендерные исследования? 63
Феминистская теория: проблематизация женской субъективности 93
Патриция Эллиот, Нэнси Менделл • Теории феминизма 93
Люси Иригарэ • Пол, который не единичен 127
Рози Брайдотти • Путем номадизма 136
Джудит Батлер • От пародии к политике 164
Ив Кософски Сэджвик • Эпистемология чулана 174
Гендерная проблематика в политических науках 201
I. Гендерная проблематика в политической теории 201
Андреа Дворкин • Порнография. Мужчины обладают женщинами 201
Шанталь Муфф • Феминизм, гражданство и радикальная демократическая политика 214
II. Политическая теория феминизма: современные дебаты 235
Джудит Батлер • Случайно сложившився основания: феминизм и вопрос о «постмодернизме» 235
Нэнси Фрейжер • От перераспределения к признанию? Дилеммы справедливости в «пост-социалистскую» эпоху 258
Джудит Батлер • Чисто культурное 289
Социология гендера 306
I. Социальное конструирование гендера 306
Ирвин Гофман • Гендерный дисплей 306
II. Феминистская критика эпистемологических оснований социологии: перспектины социологии гендерных отношений 336
Энн Оукли • Гендер, методология и модусы человеческого знания: проблематика феминизма и парадигматические дискуссии в социальных науках 336
III. Феминистский подход к интерпретации качественных данных: методика анализа текста, интеракции и изображения 364
Суламифь Рейнхарц • Феминистское мультиметодное исследование 364
Гендерная проблематика в экономической теории 386
Пола Инглэнд • Изолированный индивид: андроцентристский уклон в постулатах неоклассической теории 386
Гендерная проблематика в исторических науках 405
Джоан Скотт • Гендер: полезная категория исторического анализа 405
Гендерная проблематика в психологии 437
I. Гендерные исследования в психологии 437
Рода К. Ангер • Трехстороннее зеркало: психологи, изучающие женщин, глазами феминисток 437
Гейл Рубин • Размышляя о сексе: заметки о радикальной теории сексуальных политик 464
II. Феминизм и психоанализ 534
Джулиет Митчелл • Женская сексуальность. Жак Лакан и ecole freudiene. Введение 534
Джейн Гэллоп • Ключи к Доре 561
Гендерная проблематика в антропологии 582
Генриетта Мур • Феминизм и антропология: история взаимоотношений 582
Гендерная проблематика в философии 599
Элизабет Гросс • Изменяя очертания тела 599
Джейн Флекс • Конец невинности 626
Гендерная проблематика в теории культуры 649
I. Гендерная проблематика в парадигме культурных исследований 649
Гайятри Чакраворти Спивак • Могут ли угнетенные говорить? 649
Энн Грей • Извлекая уроки из опыта: культурные исследования и феминизм 671
II. Женщины и искусство: политики репрезентации 695
Лиза Тикнер • Феминизм, история искусства и сексуальное различие 695
Гризельда Поллок • Созерцая историю искусства: видение, позиция и власть 718
Тереза де Лауретис • В зазеркалье: женщина, кино и язык 738
Гендерная проблематика в экологии 759
Кэролин Мёрчант • Смерть природы. Женщина, экология и научная революция 759
Гендерняя проблематика в языкознании 775
Дейл Спендер • Мужчина создал язык 775
Робин Лакофф • Язык и место женщины 784
Феминистская литературная критика 799
Элен Сиксу • Хохот Медузы 799
Аннетт Колодны • Танцы на минном поле. Некоторые наблюдения относительно теории, практики и политики феминистской литературной критики 822
Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире 851
Роберт Коннелл • Маскулинности и глобализация 851
Дэвид Гилмор • Загадка мужественности 880
Гендерняя проблематика в праве: права женщин 905
Лиз Фогель • По ту сторону равенства: некоторые феминистские вопросы 905
Гендерные политики в социальных движениях: теория и практика современного феминизма 929
I. Теория и практика современного феминизма: женское движение в США 929
белл хукс • Черные женщины: формирование феминистской теории 929
Джоан Скотт • Некоторые размышления по поводу гендера и политики 946
II. Женское движение второй волны: истоки, концептуализация и результаты 963
Верта Тэйлор и Нэнси Уиттьер • Коллективная идентичность в группах общественных движений: лесбийская феминистская мобилизация 963

Источник

ГЕНДЕРНАЯ ИСТОРИЯ — направление в исторической науке, изучающее историю формирования и функционирования социальных отношений, основанных на воспринимаемых различиях между полами; историю представлений о «мужском» и «женском» как категориях социального иерархического порядка; историю гендерных отношений, преимущественно как историю отношений власти и социального контроля, выраженных в гендерных идеологиях и представленных в гендерных репрезентациях, а также способы конструирования «мужского» и «женского» через гендерное воспитание и образование и их закрепление в качестве гендерной идентичности личности. Гендерная история характеризуется междисциплинарностью, использованием наряду с собственно историческими методами подходов различных дисциплин гендерных исследований: гендерной лингвистики, социологии, психологии и др. Гендерная история возникла в 1980-х гг. в рамках истории женщин. Однако если последняя базировалась на феминистской идеологии и была укоренена в феминистском движении, гендерная история стремилась преодолеть крайности, которые политика вносила в науку, и представить целостную картину взаимоотношений полов. Принципиально важной для развития теоретических оснований гендерной истории стала статья американского историка Джоан Скотт «Гендер — полезная категория исторического анализа» (1986), в которой были определены сущность и содержание понятия. Она выделила четыре базовые подсистемы, в рамках и на пересечении которых может исследоваться гендер: культурные символы, характеризующие мужчину и женщину; нормативные утверждения, закрепленные в религиозных, педагогических, научных, правовых и политических доктринах, определяющие возможные смысловые значения культурных символов; социальные институты и организации, которые структурируются гендером; субъективная гендерная идентичность. Отправляясь от обозначенных Дж. Скотт проблем, современные гендерно-исторические исследования еще расширили свое предметное поле, в том числе и за счет переключения внимания с источника на самого исследователя, гендерной экспертизе подверглись не только тексты, но и работа их создателей.

Ключевая категория гендерной истории — понятие гендер, т. е. «пол-род», которое в отличие от понятия «пол-секс» отвергает биологический детерминизм и акцентирует социокультурный характер представлений о «мужском» и «женском». Исследования последних лет подчеркивают множественность и разнообразие этих моделей. Изучение стереотипных представлений о маскулинном и феминном, а точнее — феминностях и маскулинностях, — одна из наиболее развитых областей гендерной истории. Другими активно разрабатываемыми областями исследований являются анализ гендерных идеологий, история маскулинностей, которая призвана преодолеть унаследованный от истории женщин перекос, а также конфигурации гендерных отношений в рамках тех или иных обществ и культур, которые принято определять как гендерные системы или гендерные режимы.

Различные исследовательские подходы сложились на базе популярной в качестве методологической основы гендерной истории теории социального конструирования гендера. Макроисследования анализируют то, как общество через свои институты программирует гендерную идентичность индивида и готовит его к выполнению той или иной гендерной роли. На микроуровне изучается формирование гендерной идентичности самого индивида, его осознание себя мужчиной или женщиной с соответствующими поведенческими моделями и практиками. Существуют различные трактовки степени свободы индивида в этом процессе — от жесткого программирования до «разыгрывания пола», когда гендер рассматривается как результат коммуникации, взаимодействия между индивидами.

А. Г. Суприянович

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 68-69.

Литература:

Пушкарева Н. Л. Гендерная теория и историческое знание. СПб., 2007; Репина Л. П. Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого. М., 2002; Репина Л. П. «Новая историческая наука» и социальная история. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 2009; Скотт Дж. Гендер — полезная категория исторического анализа // Гендерные исследования. 2000. № 2(5). С. 142-170; Словарь гендерных терминов. М., 2002.

Источник

Женская и гендерная история — термины, которые сегодня уже как будто на слуху, но большинству по-прежнему кажутся чем-то непонятным. Что скрывается за этими названиями? Требует ли история женщин отдельной дисциплины? Как и что изучают гендерные историки сегодня? Обо всём этом рассказывает гендерный историк СССР, преподавательница Школы культурологии Высшей школы экономики Элла Россман.

Текст: Элла Россман, Александра Савина

Если попытаться кратко объяснить смысл женской истории (по-английски её называют women’s history), лучше назвать её историей женщин. Эта дисциплина и активистский проект зародились в США и тесно связаны с феминизмом второй волны. Главной задачей женской истории было, собственно, вернуть в историю женщин — «открыть» женщину как важную часть всемирной истории и рассказать, какую роль она играла в привычных событиях.

Предпосылки такого подхода появились ещё в начале века — например, в 1920-х французская школа «Анналов» призывала посмотреть на изучение истории иначе, отойти от описания жизни «великих людей» и обратиться к повседневной жизни разных сословий, а Сильвия Панкхёрст писала о роли суфражистского движения в истории. Тем не менее долгое время эти идеи оставались без должного внимания: ещё в 1960-е годы в исторической науке были очень популярны представления о том, что «настоящие» учёные должны заниматься политикой и историей войн, а «быт и нравы» — удел их отстающих коллег. Из-за таких иерархий женщины оказались фактически исключены из текстов об исторических событиях. Понятно, что героинями политической истории они становились гораздо реже мужчин: на протяжении тысячелетий у них почти не было доступа к власти и большой политике. То же самое можно сказать о науке и искусстве: женщины могли здесь появляться, но попасть в эти сферы им было значительно труднее, чем мужчинам, во многом из-за отсутствия доступа к художественному образованию, а также из-за ограничений, которые накладывала социальная роль «жены» — служение интересам супруга ценилось больше творчества. Долгое время женщин не учитывали даже в переписи населения — например, в Древнем Риме их начали включать в перепись только в третьем веке нашей эры, исключительно ради налогов.

Впрочем, историки женщин призывали обратить внимание не только на «мужские» сферы — рынок труда и политические процессы, но и на «невидимый» неоплачиваемый женский труд — эмоциональную работу, заботу о семье и доме; предлагали посмотреть на то, как связаны личное и политическое.

Кроме того, они хотели обратить внимание на незаслуженно забытых женских героинь прошлого. Например, в ранних исследованиях по женской истории встречаются имена Софии де Кондорсе — писательницы, переводчицы, организовывавшей влиятельные литературные салоны в революционной Франции, или Элизабет Блэквелл, первой женщины-доктора в США.

В семидесятые и восьмидесятые годы дисциплина продолжила развиваться. Особенно популярной она стала в США и Великобритании, причем у исследований в этих странах был разный фокус. В США большее внимание уделяли вкладу женщин в культуру, чисто женским инициативам и особенному женскому опыту, роли женщины в семье и женской сексуальности — некоторые исследовательницы полагали, что для изучения жизни женщин очень важно проследить, как складывались отношения между ними. Среди известных американских исследовательниц — Джоан Келли, автор знаменитого эссе «Был ли у женщин Ренессанс?» («Did women have a Renaissance?»). В работе Келли ставит под сомнение традиционное отношение к периодизации истории, в частности, к эпохе Ренессанса: женщины на протяжении веков не обладали теми же правами, что и мужчины, а значит, «расцвет» культуры и науки обошел их стороной. «Весь прогресс Италии эпохи Ренессанса, её экономическое состояние, строение сословий, её гуманистическая культура стремились превратить благородную женщину в красивый декоративный объект, сделать её скромной и целомудренной и поставить её во вдвойне зависимое положение — от собственного мужа и от власти», — писала она.

В Великобритании исследования были тесно связаны с историей труда: работой женщин, неравенством зарплат, функционированием профсоюзов. Книга Лоры Орен, к примеру, поднимала вопрос о том, какую роль играли женщины в британской экономике. Несмотря на то что часть из них не занимались оплачиваемым трудом, именно им приходилось распределять семейный бюджет — нередко они экономили на питании для себя и для детей, чтобы обеспечивать мужа необходимым, то есть служили своего рода «буфером» в трудные для семьи (и экономики) времена.

История женщин довольно быстро стала набирать популярность — к восьмидесятым в американских и европейских университетах читали уже десятки подобных курсов. В 1978 году школы калифорнийского округа Сонома в США организовали неделю женской истории — предполагалось, что в это время школьники будут изучать достижения женщин и их роль в мировых событиях. Инициатива оказалась настолько популярной, что в 1981 году неделя женской истории стала общегосударственным мероприятием, а в 1987 конгресс США объявил март месяцем женской истории.

Между тем критики «женской истории» настаивали, что её выделение в отдельную дисциплину не способствует большему равенству: достижения женщин не встраиваются в общую систему, а идут как бы параллельно — кажется, что это не часть хронологии остального мира, а особая «женская» хронология.

В 1985 году американская исследовательница Джоан Скотт сделала следующий шаг — предложила говорить не о женской, а о гендерной истории. Исследовательница выступила на собрании Американской исторической ассоциации, а год спустя опубликовала статью «Гендер: полезная категория исторического анализа». По мнению Скотт, «гендерная история» должна была не только возродить забытых женских персонажей, но и показать отношения между полами в тех или иных исторических обстоятельствах и механизмы распределения власти в обществе. Скотт предлагала сконцентрироваться на изучении того, как в разные времена формировались представления о «мужском» и «женском», гендерные стереотипы и связанные с ними традиции.

Вслед за Джоан Скотт направление продолжило развиваться. Например, в 1989 году вышел первый номер англоязычного журнала Gender & History с двумя редакциями, в Великобритании и США. А вскоре у гендерной истории появились и свои противники: они утверждали, что история женщин при таком подходе вновь затеряется, а центральное место займут исследования маскулинности. 

Сторонницы гендерной оптики в изучении истории есть и в России. Правда, специалистка по Средневековью Наталья Пушкарёва начала заниматься положением женщин в Древней Руси ещё в восьмидесятых годах, даже не представляя, что её тема вписывается в новую научную дисциплину. 

Гендерный подход к истории советского государства, в свою очередь, позволил исследовательницам по-новому взглянуть на повседневный опыт советского человека, тесно связанный с насилием: репрессиями, подавлением инакомыслия, уравниловкой. Для советских женщин, кроме прочих опасностей и давления государства, жизнь была связана ещё и с репродуктивным насилием. На официальном уровне их постоянно призывали к деторождению — с 1930-х годов его описывали как необходимую часть жизни любой гражданки. На некоторых этапах существования СССР советских женщин прямо ограничивали в правах: с 1936 по 1956 год были запрещены аборты, при этом у многих не было доступа к контрацепции и информации о предохранении. В какой-то момент единственным способом планировать семью для женщин в СССР стали аборты, в период запрета — подпольные.

Постоянное принуждение к деторождению сочеталось в советском государстве с принуждением к труду. Фактически это означало, что женщина обязана была быть ориентированной на семью, следить за домом и детьми и одновременно работать — нередко из-за того, что справиться с этими задачами было непосильно, заниматься детьми приходилось уже бабушкам. Такую ситуацию чрезвычайной перегруженности разными задачами исcледователи обозначают термином «двойная нагрузка».

С годами предмет исследования женской и гендерной истории становился сложнее. В первой половине девяностых был издан пятитомный сборник «История женщин на Западе от античности до ХХ века» под редакцией Жоржа Дюби и Мишель Перро, в котором собраны двадцатилетние исследования о положении женщин в разные времена — от античности до двадцатого века. По словам редакторов, задачей сборника было не просто сделать женщин видимыми, но и задавать новые вопросы, показывать события не в статике, а в динамике. В книгах много внимания уделяется повседневной жизни женщин, их участию в жизни общества и специфике гендерных ролей. Авторы также не претендуют на универсальность, география сборника ограничена Европой и Северной Америкой (кстати, Россия там тоже есть).

Примерно в то же время появилась Международная федерация исследователей женской истории (IFRWH) — в неё входят ассоциации из тридцати семи стран, от Индии до США, от Южной Кореи до России. Наука продолжает развиваться — например, к началу нулевых интерес исследовательниц постепенно сместился от описания частной жизни к исследованию того, как сочетаются частное и публичное в истории женщин, как женщины осваивают «неженские» сферы, пробиваются в политику и науку. Появился и интерес к сексуальности (критики говорят, что освещения этой темы очень не хватало пятитомнику об истории женщин), контролю и ограничению сексуальности и насилию — например, военные конфликты могут рассматриваться через призму военных изнасилований.

В 2000-е, как и феминистское движение, гендерная история становится интерсекциональной, учитывая понятия религии, происхождения, экономической ситуации; изучая влияния разных культур и глобализации на представления о гендере и на роли, которые отводит общество мужчинам и женщинам. Кроме того, исследователей сегодня интересует миграция и то, как на этот процесс влияют представления о гендере и гендерные стереотипы. 

Чтобы подчеркнуть, насколько большую роль на протяжении истории играл «мужской взгляд», в семидесятых годах феминистки предлагали использовать термин «herstory» вместо «history» («её история» вместо «его истории»). Слово не стало общеупотребительным, но его время от времени используют, когда речь идёт о достижениях женщин, в названиях феминистских проектов или в поп-культуре — скажем, им часто пользуется дрэг-дива Ру Пол. Но в этом остроумном словообразовании отражено стремление к равноправию — как историков, так и самих женщин..

Фотографии: loc.gov, wikimedia (1, 2)

Источник