Игры что полезно и вредно для глаз

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ V ВИДА г. ЗЕРНОГРАДА

(ГКОУ РО школа-интернат V вида г. Зернограда)

1232998623_downhouse

Подготовила и провела:

Воспитатель

Осьминина И.С.

2015г.

Цели занятия: — ознакомить детей с органами чувств1897779000fa3e53fb4a86c5d7bbdccd070ff57d73

и их значением для человека;

— рассказать детям о самом главном органе чувств –

органе зрения;

— учить детей уметь беречь органы чувств, соблюдать

правила бережного отношения к зрению;

— формировать у детей представления о здоровом

образе жизни.

План:

  1. Организационный момент, сообщение темы и целей занятия.

  2. Беседа по теме.

  3. Заучивание слов (речевая работа).

  4. Опыт (дети наблюдают).

  5. Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз».

  6. Игра «Полезно – вредно».

  7. Правила бережного отношения к зрению.

  8. Если вы носите очки.

  9. Итог беседы.

Ход занятия.

  1. Орг. момент.

— А сейчас мы с вами отгадаем кроссворд «Органы». Слушайте внимательно, я буду читать вам загадки:

1.Оля слушает в лесу, У зверушки —

Как кричат кукушки. На макушке.

А для этого нужны А у нас

Нашей Оле … (ушки). Ниже глаз. (Уши)

Правильно. Уши – орган слуха.

Два соседа

Непоседы.

День – на работе

А ночь на отдыхе. (Глаза).

— Глаза – орган зрения.

— Какой орган помогает нам узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, у лиственницы?

— Это кожа, орган осязания.

Между двух светил

В середине я один. (Нос).

— Нос – орган обоняния.

Всегда он в работе,

Когда говорим,

А отдыхает,

Когда мы молчим. (Язык).

— Язык – орган вкуса.

ОРГАНЫ ЧУВСТВ.

К

У

О

Я

Х

Ж

З

О

Р

Г

А

Н

Ы

Л

О

К

А

С

З

Для того, чтобы быть здоровыми, вы должны знать свое тело и любить его. Потому что никто не позаботится о вас лучше, чем вы сами.

II. Беседа по теме.

— А о чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Брат с братом

Через дорогу живут,

А один другого не видит.

(Глаза)

Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаем о том, что творится вокруг, и в то же время именно глаза больше всего говорят о человеке.

В древности ученые предполагали, что человеческая душа смотрит на мир через дыры глаз. И, если подумать, это почти так и есть. Наш глаз устроен примерно как фотоаппарат, в котором, когда нажимаешь кнопку затвора, открывается маленькое круглое отверстие. Через это отверстие свет попадает на пленку и рисует на ней то, на что был направлен фотоаппарат.

Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.

Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь световые волны. Эта информация передается в определенный участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определенных предметов. Тогда человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете.

Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте.

Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека.

— Почему?

— Они помогают видеть все, что есть вокруг, различать узнавать предметы, их цвет, форму, величину.

— Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у нас глаза! Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту?

— Прекрасные, ясные, чистые, огромные, веселые и т. д.

— Каким бывает цвет глаз? Какие по размеру бывают глаза? Как расположены глаза? Что можно обнаружить в глазу, рассматривая его? (Можно показать рисунок – строение глаза)

Цветное колечко. Это радужная оболочка или радужка. От нее зависит цвет наших глаз. Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая оболочка – роговица. В центре глаз мы видим черную точку. Она то расширяется, то сжимается. Это – зрачок. Он регулирует количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.

III. Заучивание слов.

Я здоровье берегу,

Сам себе я помогу!

IV. Опыт (дети наблюдают)

Яркий свет – зрачок сужается, слабый – расширяется. Ткани глаз очень нежные, поэтому глаза хорошо защищены.

— Как защищены глаза?

— Веки, ресницы защищают их.

— Что еще оберегает глаза?

Отгадайте загадку:

Под мостом – мостищем,

Под соболем – соболищем

Два соболька разыгрались.

(Брови и глаза)

Брови, ресницы у нас не только для красоты. Они оберегают наши глаза от пыли, ветра и пота. Но чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно.

— Почему у нас текут слезы?

Слезы омывают глаза, чтобы глазное яблоко оставалось влажным. Они удаляют микробы и всякие соринки. Слезы не перестают трудиться, даже когда мы вовсе не собираемся плакать. Самые знаменитые слезы – крокодиловы. Вот шуточная история о них:

Читайте также:  От чего полезен отвар из овса

Однажды слопал

Бедную овечку крокодил.

И, по обыкновению,

Слезами исходил.

— Раскаялся? – спросили

Щенята у злодея.

— Да нет, сиротки милые,

О вас теперь радею…

Хотел и вас устроить

К себе в живот набитый,

И крайне тем расстроен,

Что нету аппетита.

V. Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз»

Если глаза устали, выполните такие упражнения:

1. Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.

2. Делайте круговые движения глазами: налево – вверх — направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повторите 10 раз.

3. Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.

4. Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.

VI. Игра «Полезно – вредно».

Рассмотрите картинки и скажите, что для глаз полезно, что вредно. (Воспитатель демонстрирует детям соответствующие рисунки.)

  1. Читать лежа.

  2. Смотреть на яркий свет.

  3. Смотреть близко телевизор.

  4. Оберегать глаз от ударов.

  5. Промывать глаз по утрам.

  6. Тереть глаза грязными руками.

  7. Читать при хорошем освещении.

VII. Правила бережного отношения к зрению.

Берегите зрение! Дефекты зрения – это близорукость и дальнозоркость. Видимость предметов меняется с возрастом у человека: десяти летний ребенок хорошо видит на расстоянии 3 см, в 45 – 33 см, а в 70 лет необходимы очки для рассматривания близких предметов. У человека развивается дальнозоркость. Близорукость чаще развивается от длительного напряжения зрения при плохой освещенности помещения.

Правила:

  1. Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.

  2. Следа за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30 – 35 см от глаз. Для этого поставь руку локтем на стол и кончиками пальцев дотянись до виска.

  3. Книгу при чтении полезно поставить на наклонную подставку. При письме свет должен падать слева. Иначе тень от руки закроет тетрадь.

  4. НЕ читай лежа.

  5. Не читай в транспорте. Книга прыгает перед глазами, ионии быстро устают.

  6. Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20 – 30 минут давать глазам отдохнуть: смотри в окно, вдаль, пока не сосчитаешь до 20.

  7. Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, компьютер. Нельзя смотреть передачи более 1,5 часа. Садись от экрана телевизора не ближе, чем в 2 – 3 метрах.

  8. Не три глаза руками – так можно занести соринку или опасные бактерии.

9. Пользуйся чистым носовым платком.

10. Не стесняйся носить очки.

11. Употребляй в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий красный перец).

VIII. Если вы носите очки.

Не горюйте, со временем с помощью очков зрение может улучшиться.

  1. Берегите свои «вторые» глаза.

  2. Храните их в футляре.

  3. Не кладите стеклами вниз.

  4. Регулярно мойте теплой водой с мылом.

  5. Снимайте во время занятий спортом.

IX. Итог.

— Какие органы человека вы знаете? Какую роль они играют?

— Что для глаз полезно, а что вредно?

Есть дети, которым приходится носить очки, потому что у них проблемы со зрением. Но одноклассники не всегда их понимают и называют «очкариками». Дети перестают носить очки.

— Как вы думаете, как это влияет на их зрение?

— Как помочь таким детям сохранить зрение?

Играя на перемене, нужно быть внимательным, чтобы не повредить очки одноклассника.

Источник

Автор: Демиденко Наталья Александровна

Конспект занятия «Глаза – главные помощники человека»

Цели: дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека.

Задачи:

-познакомить детей со строением глаза,

-показать, какую роль играет зрение в жизни человека,

-закрепить знания детей о том, что полезно, что вредно для глаз,

-развивать разговорную речь, умение правильно строить предложение, делать выводы, отвечать на вопросы, слушать собеседника,

-развивать коммуникативные навыки,

-расширять словарный запас слов,

-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, к своему зрению.

Возраст воспитанников: 5-7 лет

Словарная работа: близорукость, дальнозоркость, окулист.

Оборудование: зеркало по количеству детей, 2 шарфа, игрушки (машина, кукла, кубик, 2 палочки, шарик), мешочек с предметами, красное и зеленое яблоко, карточки к игр «Полезно-вредно для глаз», мячик, интерактивная доска, компьютер, запись звуков автобуса.

Ход занятия:

1.Орг.момент. Сообщение темы занятия.

Воспитатель: Сегодня мы вновь будем говорить о нашем здоровье. Для того, чтобы быть здоровыми, вы должны знать свое тело и любить его, потому что никто не позаботиться о вас лучше, чем вы сами. Поэтому мы продолжим путешествие по нашему организму. На прошлом занятии мы были в гостях у зубика, а сегодня мы отправимся к …  А чтобы узнать, надо отгадать загадки:

Вот послушайте:

Мы посмотрим на кота,

На картинки, сказки,

Но для этого нужны

Всем нам очень …   (глазки)

Живет мой братец за горой,

Не может встретиться со мной. (Глаза)

Два Егорки живут возле горки, живут дружно, а друг на друга не глядят. (Глаза)      (слайд 1)

Читайте также:  Информация о песке как о полезном ископаемом

Воспитатель: Правильно, мы едем в гости к нашим глазкам. Но сначала скажите, сколько глаз у человека? Может ли человек одним глазом увидеть другой глаз? (ответы детей)

2. Основное содержание.

Воспитатель: Итак, поехали! Поедем на автобусе (слайд 2) (звуки автобуса) Отправляемся в путь.

Пока мы едем, скажите, кто из животных и птиц самый зоркий? (ответы детей).

Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. (слайд 3) Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыскивает мышь в темноте. Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека. Почему? (ответы детей)

Воспитатель: Мы прибыли в пункт назначения. Будьте внимательны, аккуратны и не забывайте о правилах поведения в гостях.

Возьмите в руки зеркало и рассмотрите свои глаза. Опишите, как они выглядят: какого размера, цвета, формы…

Дети рассматривают свои глаза в зеркале и отвечают.

Д/и «Наши глаза»

Воспитатель говорит задание, ребята выполняют:

  • похлопали в ладоши у кого карие глаза;
  • потопали ножками у кого зеленые глаза;
  • подергали себя за ушки 5 раз у кого голубые глаза;
  • погладили себя по голове у кого серые глаза и т.д.

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы узнаем, как устроен глаз. (слайд 4) Посмотрите и скажите, что можно обнаружить в глазу, рассматривая его? (Ответы детей)

Цветное колечко. Это радужная оболочка или радужка. От нее зависит цвет глаз. Радужную оболочку покрывает прозрачная  тонкая оболочка — роговица. В центре глаза мы видим черную точку. Это зрачок. Лучи проходят через зрачок и хрусталик, и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг,  и человек видит то, на что смотрит. Ткани глаз очень нежные, поэтому глаза хорошо защищены.

-Кто является другом глазика, оберегает его? (веко, ресницы) (слайд 1)

Отгадайте загадку:

Два брата в разлуке

Скучают друг о друге,

А сойдутся вместе —

Сердятся и хмурятся.    (брови)

Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. Но чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно.

— Когда так говорят и почему: «Придет беда – потечет вода»? (ответы детей)

— А зачем человеку слезы? (Тоже защищают глаза от пыли.)

Воспитатель: Потечет пот со лба, его остановит «изгородь» из бровей. А если пылинки сядут на глаз, то их «слизнет» моргающее веко, так как с внутренней стороны оно влажное. Работа наших век похожа на работу «дворников» на переднем стекле автомобиля. А если глазам будет грозить опасность, то веки быстро захлопнуться, чтобы защитить их. Посмотрите в зеркальце и покажите пальчиком, где брови, ресницы, веко. Моргните несколько раз и посмотрите, как работает веко.

(Дети рассматривают в зеркале глаза, моргают, показывают веко, брови, реснички)

Воспитатель:Ребята, а как вы думаете, зачем человеку глаза? Как бы мы жили, если бы у нас не было глаз?(ответы детей)

Давайте представим, что мы не видим, как мы себя будем чувствовать?

Воспитатель предлагает 2 ребятам завязать глаза и сделать несколько движений: наклон вперед, шаг вперед, шаг назад, поднять игрушку с пола.

Как вы себя чувствовали, когда ничего не видели?

— Можем ли мы жить без глаз?(ответы детей)

Воспитатель:Конечно же, хорошее зрение для человека – это очень важно. В гости мы приехали не просто так. Давайте проведем эксперимент, и узнаем, что могут наши глаза.

Эксперимент 1.Посмотрите, что стоит ближе к нам машина или куколка?

— Как вы определили? (посмотрели глазами)

— Значит, что могут определить глаза? (расстояние)

Эксперимент 2. Найдите, где большая игрушка, где маленькая?

— Что больше кукла или кубик? Какая палочка длиннее? Что еще могут глаза? (определить размер)

Эксперимент 3. Посмотрим, смогут ли определить форму? Как называется эта фигура?

Эксперимент 4.Мешочек. Достань из мешочка красное яблоко. А кто достанет зеленое яблоко? Можно ли наощупь определить цвет? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте сделаем вывод. Для чего нам нужны глаза?

Итак, глаза нужны для того, чтобы смотреть, видеть, различать предметы, их цвет, размер, величину.

Воспитатель: Ребята вы всё видите четко, ни у кого не сливаются предметы как в тумане? А вот некоторые люди не все видят вдалеке или, наоборот, вблизи и тогда им приходится обращаться к врачу. Ребята, а кто знает, как называется болезнь глаз, когда человек плохо видит далеко? (близорукость) А если, человек далеко видит хорошо, а близко плохо? (дальнозоркость) К какому врачу обращаются, когда болят глазки? (окулисту)(слайд 5)

Словарная работа: близорукость, дальнозоркость, окулист.

Воспитатель: Ребята, бывает так, что глаза наши устают. Если вы почувствовали, что ваши глаза устали, начинайте делать такие упражнения

— Немного отдохнем, ведь наши глаза устали, сделаем такие упражнения.

Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз»

Упражнение 1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз.

Читайте также:  Полезные ископаемые районы добычи штат добычи

Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд.

Упражнение 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты.

Упражнение 4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд; повторите 3-4раза.

Упражнение 5. Прижмите указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей надбровной дуге и закройте глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба; повторите 6-8 раз.

— Молодцы!

Воспитатель: Не забыли, что мы находимся в гостях? Сели ровно. Внимательно послушайте стихотворение и ответьте, почему у крокодила заболели глаза? (слайд 6)

К окулисту пришел Крокодил, плакал горько, совета просил:

-Я весь день телевизор смотрел, до полуночи над книгой сидел.

Свет обычно включать не любил и в темноте вечера проводил.

Видел все! А теперь не могу! Врач ответил:

— Я вам помогу.

Но при этом с досадой сказал:

— Вам беречь надо было глаза!

Непростительное поведение – так испортить хорошее зрение!

Дети:весь день телевизор смотрел, долго над книгой сидел, в темноте.

Воспитатель: Правильно, надо беречь глазки.

— Как же помочь нашим глазам, сохранить зрение?

1. Умываться по утрам.

2. Смотреть телевизор не более 1-1,5 часов в день.

3. Сидеть не ближе 3 м от телевизора.

4. Играть на компьютере можно не более 15 минут.

5 Не читать лежа.

6. Не читать в транспорте.

7. Оберегать глаза от попаданий в них инородных предметов.

8. При чтении и письме свет должен освещать страницу слева.

9. Расстояние от глаз до текста рекомендуется 30-35 см.

10. Делать гимнастику для глаз.

11. Укреплять глаза, глядя на восходящее (заходящее) солнце.

12.Употреблять в пищу продукты, богатые витаминами.

Воспитатель: Для глаз полезны витамины. А в каких продуктах они содержатся? (слайд 7)

-витамин А (морковь, болгарский перец, гранаты, апельсин, черника);

-витамин С (сельдерей, петрушка, шпинат, шиповник, персики, абрикосы)

-витамин Е (орехи, миндаль и арахис);

-йод (морскую капусту, рыба)

-тыквенная каша поспособствует выходу токсинов и лечению близорукости, также очень полезны капуста, кукуруза, фасоль, дыня.

Воспитатель: Засиделись в гостях? Все встаем в круг.

Физминутка.

Мостик.

 Закрываем мы глаза, вот какие чудеса

 (Закрывают оба глаза)

 Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют

 (Продолжают стоять с закрытыми глазами)

 А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

 (Открывают глаза, взглядом рисуют мост)

 Нарисуем букву «О», получается легко

 (Глазами рисуют букву «О»)

 Вверх поднимем, глянем вниз

 (Глаза поднимают вверх, опускают вниз)

 Вправо, влево повернем

  (Глазами двигают вправо-влево)

 Заниматься вновь начнем.

 (Глазами смотрят вверх-вниз)

— А теперь поиграем.

Воспитатель: А теперь, как и принято, в гостях, поиграем.

Игра «Полезно-вредно для глаз».

Дети делятся на две группы. Каждой группе даются карточки с изображением: ребенок читает лежа, смотрит близко телевизор, посещает окулиста, овощи и фрукты, ребенок читает за столом в хорошо освещенной комнате, ребенок читает в транспорте, ребенок трет глаза грязными руками.

Задание: распределить карточки на две группы: полезно для глаз и вредно для глаз. Объясните свой выбор.

(Дети выполняют задание).

Воспитатель: В гостях не только играют, но и узнают много интересного. Послушайте интересную информацию о глазах.

Интересные факты о человеческом глазе.

1)Мы не можем чихнуть с открытыми глазами.

2)Наши глаза могут различить около 500 оттенков серого.

3)Каждый глаз содержит 107 миллионов клеток, и все они чувствительны к свету.

4)Глаз человека видит только три цвета: красный, синий и зеленый. Остальные являются сочетанием этих цветов.

5)Диаметр наших глаз составляет около 2,5 см, и они весят около 8-ми грамм.

6)Из всех мышц нашего тела, мышцы, контролирующие наши глаза – самые активные.

7)Ваши глаза всегда останутся такого же размера, что и при рождении, а уши и нос не перестают расти.

8)Наши глаза моргают в среднем 17 раз в минуту, 14 280 раз в день и 5,2 миллиона раз в год.

Воспитатель: А теперь, поиграем.

Игра  «Цепочка слов»

«Какими  бывают глаза»  ребята стоят по кругу. Водящий берет в руки  маленький мячик и, передавая его соседу, говорит, например, «глаза могут быть добрыми», другой, передавая мяч соседу говорит – «глаза могут быть злыми» и т.д.

-Молодцы, справились с заданием! Садитесь на свое место.

Наше время пребывания в гостях закончилось. Мы возвращаемся в свою группу.(звуки автобуса) Раз, два, три. И вот мы в своей группе.

4.Итог занятия.

Воспитатель: Вам понравилось наше занятие? Что больше всего понравилось?

Расскажите, что полезно для глаз, что вредно.

Рефлексия.

-Ребята, а что вы расскажите интересного о глазах своим друзьям? Своим родителям?

Не забывайте, глаза – наши главные помощники. Мы обязаны беречь их. Никто не позаботится о них лучше, чем вы сами.

Скачать публикацию

Источник