Использование полезных ископаемых в жизни человека

Использование полезных ископаемых в жизни человека thumbnail

Автор J.G. На чтение 3 мин.

Как происходит использование полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека, Вы узнаете из этой статьи.

Использование полезных ископаемых в жизни людей

То, что находится под поверхностью нашей планеты, называется недрами. А вот недра Земли являются настоящей кладовой природных ресурсов и частью земной коры. Земная кора это наружный тонкий слой, в котором находится большое количество полезных ископаемых — нефть, руды для получения металлов, газ, уголь. Кора складывается из горных пород. Большинство из них образовались миллионы лет тому назад. Горные породы состоят их минералов.

Использование природных ископаемых человеком в своих целях происходит постоянно, путем их превращения в самые необходимые разнообразные вещи, которые обогревают, обеспечивают безопасность, кормят и перевозят. В современном мире они необходимы всюду. Вся электроэнергия, которая вырабатывается на станциях, работает благодаря нефти, углям, мазуте, газе и радиоактивным веществам. Основная часть транспорта и машин работает на энергии, получаемой из горючих ископаемых.

Использование полезных ископаемых человеком в промышленности

Основу строительной промышленности составляют горные породы. Цветная и черная металлургия также полностью зависят от минерального сырья, равно как и химическая промышленность, в которой доля горных пород составляет 75%. Большая часть сплавов и металлов используются как конструкционные в машиностроении (легирующие, черные, цветные) и в электронике. В ювелирном деле нашли свое применение поделочные камни (рубин, яшма). Такой минерал как алмаз обладает твердостью и прочностью и благодаря этим качествам его используют для резки твердых материалов. Для огранки подходит бриллиант. Для производства фосфорных удобрений необходим такой горный минерал как апатит. В оптических приборах применяются прозрачные кристаллы барита.

Использование полезных ископаемых в быту

В быту без полезных ископаемых также не обойтись. Парафин (производное от нефти) является составляющей губной помады, без которой не может обойтись ни одна женщина. Лак для ногтей, корректировочные карандаши для губ и глаз, тени для век – все это содержит частичку природной субстанции в своем составе. Домохозяйки не мыслят жизни без такого продукта – пластика. Ведь из него делают корпуса для бытовой техники, а полиэтиленовые пакеты обладают высокой прочностью, выдерживая даже самые тяжелые покупки. Даже одежда содержит в себе синтетический материал. Из нефтепродуктов делают пластиковую посуду, мебель, кубики, детские куклы и неваляшки.

Использование ископаемых человеком в медицине

Из минерального сырья в процессе сложных химических превращений получают аспирин – эффективное средство от боли, салициловые кислоты, которые входят в состав антибактериальных и противотуберкулезных препаратов. Из нитробензола научились выделять анилин, помогающий бороться с вредными микроорганизмами. Также из производного материала полезных ископаемых делают протезы (из медицинской пластмассы). Лекарственные препараты, в составе которых имеются производные нефти, помогают от аллергии.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, как происходит использование человеком свойств важнейших полезных ископаемых.

Источник

Окружающий мир наполнен вещами и предметами, без которых невозможно существования человечества.  Но в повседневной суете люди редко задумываются о том, что всем благам современной жизни мы обязаны природным ресурсам.

Захватывает дух от наших достижений правда? Человек- вершина эволюции, самое совершенное создание на Земле! А теперь на минуточку задумаемся, почему мы достигли всех этих благ, какие силы  должны  мы благодарить, чему и кому люди обязаны за все свои блага?

Внимательно присмотревшись,  ко всем окружающим нас предметам, многие из нас  впервые осознают простую истину, что человек это не царь природы, а лишь одна из ее составляющих частей.

Так как большинству современных благ люди обязаны природным ископаемым добываемых из недр Земли

Современная жизнь на нашей планете не возможна без использования природных ресурсов. Одни из них более ценные, другие менее, а без некоторых  человечество на данном этапе своего развития существовать не может.

Мы используем их для того что бы обогреть и осветить  свои дома, быстро добраться из одного континента на другой. От  других зависит поддержание нашего здоровья (например, это могут быть минеральные воды).Перечень ценных для человека полезных ископаемых огромен, но можно попытаться выделить десять наиболее важных природных элементов, без которых трудно представить дальнейшее развитие нашей цивилизации.

1.Нефть — «черное золото» Земли

Не зря ее называют «черным золотом» ведь с развитием транспортной индустрии жизнь человеческого общества стала напрямую зависеть от ее добычи и распределения. Ученые считают, что нефть это продукт разложения органических остатков. Состоит она из углеводородов. Не многие люди  догадываются о том, что нефть входит в состав самых обыкновенных и необходимых нам вещей.

Кроме того, что она является, основой топлива для большинства видов транспорта она широко используется в медицине, парфюмерии и химической промышленности. Например, нефть используют для производства полиэтилена и разных видов пластика. В медицине нефть применяется для производства вазелина и незаменимого во многих случаях аспирина. Самым неожиданным применением нефти для многих из нас будет то, что она участвует в производстве жевательной резинки. Незаменимые в космической промышленности солнечные батареи также производятся с добавлением нефти. Современную текстильную отрасль сложно представить без производства нейлона, который также изготавливают из нефти. Самые большие залежи нефти находятся в России, Мексике, Ливии, Алжире, США, Венесуэле.

2.Природный газ- источник тепла на планете

Значимость данного полезного ископаемого сложно переоценить. Большинство месторождений природного газа тесно связаны, с залежами нефти. Газ применяют в качестве недорогого топлива для обогрева жилых домов и предприятий. Ценность природного газа заключается в том, что он является  экологически чистым топливом. Химическая промышленность использует природный газ для производства пластмасс, спирта, каучука, кислоты. Залежи природного газа могут достигать объема в сотни миллиардов кубометров.

3.Каменный уголь- энергия света и тепла

Это горючая порода с высокой отдачей тепла при горении и содержанием углерода до 98%. Уголь используется  в качестве топлива для электростанций и котельных,   металлургии. Этот ископаемый минерал также применяют в химической индустрии как сырье для изготовления:

  • пластмасс;
  • лекарственных средств;
  • духов;
  • различных красителей.

4.Асфальт — универсальная ископаемая смола

Роль этой ископаемой смолы в развитии современной транспортной индустрии бесценна. Кроме того асфальт используют в производстве электротехники, изготовлении резины и разных лаков используемых для гидроизоляции. Широко применяется в строительной и химической промышленности. Добывается во Франции, Иордании, Израиле, России.

5.Алюминиевая руда (бокситы, нефелины, алуниты)

Бокситы — основной источник окиси алюминия. Добываются в России, Австралии.

Алуниты – используются не только для производства алюминия, а и при производстве серной кислоты и удобрений.

Нефелины – содержат большое количество алюминия. С помощью этого минерала создают надежные сплавы, используемые в машиностроении. 

6.Железные руды — металлическое сердце Земли

Различаются по содержанию железа и химическому составу. Залежи железных руд находятся во многих странах мира. Железо играет значительную роль в развитии цивилизации. Железная руда основной компонент для производства чугуна. В производных из железной руды остро нуждаются такие отрасли промышленности как:

  • металлообработка и машиностроение;
  • космическая и военная промышленности;
  • автомобильная и кораблестроительная промышленность;
  • отрасли легкой и пищевой промышленности;

Лидерами по добычи железной руды являются Россия, Китай, США.

7.Золото

В природе встречается в основном в виде самородков (самый крупный был обнаружен в Австралии и весил около 70 кг.). Встречается так же и в виде россыпей. Главным потребителям золота (после ювелирной отрасли) является электронная отрасль (золото широко применяется в микросхемах и разных электронных компонентах для вычислительной техники). Золото широко применяется в стоматологии для изготовления зубных протезов и коронок. Поскольку золото практически не окисляется и не подвергается коррозии его применяют и в химической промышленности.Добывается в Южной Африке, Австралии, России, Канаде.

8.Алмаз –  один из самых твердых материалов

Широко используется в ювелирном деле (ограненный алмаз называют бриллиантом), кроме того за счет его твердости алмаз используют для обработки металлов, стекла и камней. Алмазы широко используются в приборостроительной, электротехнической и электронной отраслях народного хозяйства. Алмазная крошка отличное абразивное сырье для производства шлифовальных паст и порошков. Добываются алмазы в Африке (98%), России.

9.Платина –  ценнейший драгоценный металл

Широко применяется в сфере электротехники. Кроме того используется в ювелирной индустрии и космической промышленности. Платина используется для производства:

  • специальных зеркал для лазерной техники;
  • в автомобильной промышленности для очистки выхлопных газов;
  • для защиты от коррозии корпусов подводных лодок;
  • из платины и ее сплавов изготавливают хирургические инструменты;
  • высокоточных стеклянных приборов.

10.Урано-радиевые руды — опасная энергия

Имеют громадное значение в современном мире, так как используются в качестве топлива на атомных электростанциях. Добывают эти руды в ЮАР, России, Конго и в ряде других стран.

Страшно представить, что может случиться, если на данном этапе своего развития человечество лишится доступа к перечисленным природным ископаемым. К тому же не все страны имеют равный доступ к природным  богатствам Земли. Залежи природных ископаемых расположены не равномерно. Часто именно из-за этого обстоятельства возникают конфликты между государствами. По сути, вся история современной цивилизации это постоянная борьба за обладание ценными ресурсами планеты.

Источник

Коммунальное государственное учреждение средняя школа № 9

отдела образования акимата города Тараз

Открытый урок по познанию мира

Тема: «Использование полезных ископаемых в жизни людей»

Подготовила и провела: Заботина Н.В.

2017 – 2018 учебный год

3 «Б» класс, 23.01.2018 год.Тема урока: «Использование полезных ископаемых в жизни людей».

Цели урока.

Обучающая: дать представление учащимся о полезных ископаемых; расширить представления об их использовании; формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам.

Развивающая: развивать речь, логическое мышление, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательная: воспитать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

Тип урока: обобщение знаний, умений и навыков.

Вид урока: стандартный.

Формы проведения: коллективные, индивидуальные, групповые.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Ожидаемый результат: знать, что такое полезные ископаемые и как их добывает и использует человек в своей жизни.

Оборудование: карта Казахстана с обозначениями полезных ископаемых, учебник, карточки, рабочие тетради, слайды на интерактивной доске, набор образцов полезных ископаемых.

Ход урока:

I. Организационный момент:

1) готовность к уроку;

2) эмоциональный настрой;

3) проверка домашнего задания.

Вопросно-ответная беседа:

– С какой темой мы познакомились на прошлом уроке? (виды полезных ископаемых)

– Что такое полезные ископаемые? (горные породы и минералы, которые человек использует для своих нужд, называются полезными ископаемыми)

– На какие группы делятся полезные ископаемые? (твердые, жидкие, газообразные)

– Приведите примеры:

Твердые:

а) нерудные – драгоценные камни, гранит, мрамор, песчаник;

б) руды – это полезные ископаемые, в состав которых входят металлы. В процессе их обработки получают железо, алюминий, медь, свинец и др.

в) угли.

Жидкие: нефть, минеральные воды.

Газообразные: природные горючие газы.

– Что такое месторождение полезных ископаемых? (места, где глубоко под землей или на ее поверхности залегают полезные ископаемые)

– Какими способами добывают полезные ископаемые? (если глубоко в земле, то строят шахты, если расположены близко к поверхности земли, то роют открытые котлованы-карьеры)

– Нефть и природный газ добывают путем бурения скважин в земле или на дне моря.

Ролик о месторождениях. (Слайды 1-3)

– Как называют разведчиков земных недр? (геологи)

– В чем заключается их работа?

– Почему они должны быть смелыми, выносливыми?

– Давайте составим кластер, отражающий сферы применения полезных ископаемых людьми. (Слайды 4, 5).

II. Сообщение темы и цели урока: «Использование полезных ископаемых в жизни людей» (Слайд 6).

III. Работа по теме:

– Эпиграфом к нашему уроку будут слова Михаила Михайловича Пришвина.

1) Слайд 7

«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни»

М. Пришвин

2) Ученик о недрах Земли.

3) Учитель:

– Наша страна очень богата полезными ископаемыми. Сегодня на уроке мы узнаем об их свойствах и значении для человека. Но познакомимся только с некоторыми, потому что их в природе очень много.

– Каждый человек в повседневной жизни сталкивается со множеством различных видов полезных ископаемых. Приведем несколько примеров.

– Дети приготовили дома об этом сообщения.

4) Отгадайте загадки:

а) Это топливо, сырье

Из земли качают.

«Черным золотом» его

Люди называют. (Нефть)

б) На кухне у мамы помощник отличный.

Он синим цветком расцветает от спичек. (Природный газ)

в) Черный, блестящий,

Людям помощник он настоящий.

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло.

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Каменный уголь)

г) Этот мастер белый-белый,

В школе он лежит без дела.

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (Мел)

д) Одну меня не съешь никогда,

А без меня не вкусна еда. (Соль)

– Золото, серебро.

5) Рассматривание карты полезных ископаемых РК.

6) Работа с учебником (с. 94-96)

IV. Физминутка.

V. Отгадай и реши!

Учитель:

– Ты, наверное, не раз наблюдал за строительством домов. Сначала заливается фундамент – для этого нужны бетон и камни. Поверх него кладутся кирпичи, они закрепляются с помощью цементного раствора. Далее строят стены, штукатурят их и белят известью. То есть, в строительстве используют полезные ископаемые, которые человек добывает из недр Земли.

– Попробуем установить связь между знаниями о полезных ископаемых и математикой.

– Говорят, что математика – царица всех наук. Область применения математических законов не знает границ. Они используются во многих отраслях науки и производства, в данном случае мы будем использовать математические расчеты с точки зрения нужд строительного дела.

– Решим задачи? Давайте попробуем метод проекта «математика в строительстве».

Слайд 8.

1 ряд:

Строители построили дом, длина одной стены которого 6 метров, а ширина 3 метра. Найдите периметр этой стены. Чему будет равен периметр четырех таких стен?

Решение:

1) (6+3)*2 = 18 (м) – периметр одной стены

2) 18*4 = 72 (м) – периметр 4-х стен

Ответ: 18 м; 72 м.

2 ряд:

Для штукатурки одной стены дома купили 1 мешок цемента за 900 тенге и 3 мешка песка по 300 тенге. Сколько денег ушло на все затраты?

Решение:

1) 3*300 = 900 (тг) – стоят 3 мешка песка

2) 900 + 900 = 1800 (тг)

Ответ: 1800 тг.

3 ряд:

В подъезде 9 квартир по 3 комнаты в каждой и столько же квартир по 4 комнаты. Сколько всего комнат в подъезде?

Решение:

1) 9*3 = 27 (комнат)

2) 9*4 = 36 (комнат)

3) 27 + 36 = 63 (комнаты) – всего в подъезде

Ответ: 63 комнаты.

Учитель:

— Слайд 9. Об охране и бережном отношении к полезным ископаемым.

– С каждым годом народному хозяйству требуется все больше полезных ископаемых, но их запасы в недрах Земли не безграничны и их нельзя восстановить, поэтому их нужно охранять:

* экономично использовать;

* оберегать от пожаров;

* соблюдать правила перевозки;

* заменять по возможности искусственными материалами.

VI. Синквейн. (Слайд 10)

1. Слово (золото).

2. Прилагательные – 2 (драгоценное, желтое).

3. Глагол – 3 (добывают, покупают, дарят).

4. Предложение (Не всё то золото, что блестит).

5. Итог (Богатство).

Пример:

Дети.
Прекрасные, озорные.
Играют, шалят, радуют.
Цветы нашей жизни.
Радость.

Обобщение:

– Полезные ископаемые – это действительно кладовая недр Земли, так необходимых в современной жизни людей.

VII. Итог урока:

– Полезные ископаемые нужно экономно использовать и беречь.

VIII. Выставление оценок.

Д/з: с. 94-96, читать, пересказывать, решить задачу на с. 96 (про мел).

1 ряд:

Строители построили дом, длина одной стены которого 6 метров, а ширина 3 метра. Найдите периметр этой стены. Чему будет равен периметр четырех таких стен?

2 ряд:

Для штукатурки одной стены дома купили 1 мешок цемента за 900 тенге и 3 мешка песка по 300 тенге. Сколько денег ушло на все затраты?

3 ряд:

В подъезде 9 квартир по 3 комнаты в каждой и столько же квартир по 4 комнаты. Сколько всего комнат в подъезде?

Источник

Познание мира. 3 класс.

Тема. Значение полезных ископаемых в жизни человека. Практическая работа ( Определение свойств полезных ископаемых).

Цели урока: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.

Задачи:

  1. Создать условия для:

усвоения учащимися знаний о терминологии, характеризующей полезные ископаемые, о возможностях применения полезных ископаемых.

осознания учащимися ценности изучаемого материала о полезных ископаемых.

2. Содействовать развитию познавательной активности учащихся и связной речи; умения работать с вопросами, различными источниками информации; умения структурировать информацию; сравнивать, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников, работать в парах постоянного состава.

3. Создать условия для формирования ценностного отношения к природе.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Дидактический материал и оборудование: физическая карта Казахстана, условные знаки ПИ, презентация; раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Психолого- педагогический настрой на работу.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

  1. Актуализация знаний.

  1. Мозговой штурм.

Что такое полезные ископаемые

Какие полезные ископаемые нашего края вы знаете? Назовите.

Продолжи мысль: «Месторождения-это…….»

— Как можно по-другому назвать подземные богатства? (полезные ископаемые) Подземные богатства – это синоним полезных ископаемых. На доске таблички.

-Как вы думаете, почему их назвали ископаемыми?

-Почему они полезные?

Сделай общий вывод. Дай определение полезных ископаемых.

Природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве – это полезные ископаемые. Но для добычи определённого вида полезного ископаемого важно, что бы этого ресурса было сконцентрировано как можно больше на ограниченном пространстве. Такое скопление полезных ископаемых на ограниченно территории называется месторождением. ( вывесить слово)

-Назови виды полезных ископаемых и приведи по 2 примера.

2). Тест- контроль по пройденному материалу.

1. Укажи, что называется полезными ископаемыми:

А) металл, получаемый из железной руды;

Б) природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве

В0 твердая оболочка земли

  1. Назови три группы полезных ископаемых.

А) полезные, бесполезные, очень полезные;

Б) горючие, рудные , нерудные;

В) горные породы, минералы, металлы.

  1. Рыхлые породы -это

А) глина, песок;

Б) нефть, газ;

В) гранит, каменный уголь

  1. Горючие полезные ископаемые:

А) глина, песок;

Б) нефть, газ;

В) гранит, каменный уголь

  1. Разведчики земных недр- это

А) геологи;

Б) географы;

В) топографы

6. Нефть и природный газ добывают в

А) шахтах;

Б) в скважинах;

В) в карьерах

7. Полезные ископаемые по способу применения бывают:

А) жидкие, твердые, газообразные

Б) горючие, рудные , нерудные;

В) горные породы, минералы, металлы.

3). Взаимопроверка по ключу. Работа в парах. Взаимооценка.

1-Б 2-Б 3- А 4- Б 5- А 6-Б 7-Б

7б-«5» 6б- «4» 5или 4 б- «3» 3 и менее баллов- «2»

3. Постановка учебной задачи. Определение целей урока. Работа в паре.

Как вы думаете, какова тема урока? Предположите, рассмотрев слайды.

Подумайте, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить в ходе изучения этой темы?

(В ходе обсуждения составляется план.)

4. Самооценивание.

Давайте оценим себя

«+» — если по этой теме я всё уже знаю и хорошо ориентируюсь

« — если очень плохо знаю эту тему, почти ничего раньше не слышал об этом

«?» кое-что знаю, но хотел бы знать больше

  1. Физминутка.

Мы геологами станем (шагать на месте)

Да! Да! (хлопки)

Будут все гордиться нами (шагать на месте)

Да! Да! (хлопки)

Что ждет нас впереди? (руки в стороны)

Высокая гора (руки над головой)

Бурная река (показать руками волны0

Ее не обойдешь (шагать на месте)

Ее не проплывешь (движения пловцов)

А надо напрямик (руки вперед0

Все пройдем и все сумеем (шагать на месте)

И своей достигнем цели. Да! Да!

  1. Работа в группах. Составление интеллект- карты «Значение полезных ископаемых для человека».

1 ряд. (1и 2 группы)

Изучи материал учебника на с91- 94 о полезных ископаемых. Найди ответы на вопросы и подготовь сообщение.

  1. Что называется горючими полезными ископаемыми?

  2. Что относится к горючим пол. ископаемым?

  3. Месторождения на территории Казахстана. 4. Применение горючих пол. ископаемых.

Дополнительное сообщение делает подготовленный ученик.

Торф образуется на болотах из отмерших растений. В нем легко можно увидеть части стеблей, корешков, кусочки древесины. Торф темно-коричневого цвета, он легкий, легче воды. Сухой торф хорошо впитывает влагу, так как пористый. Он хорошо горит.

Торф при сгорании выделяет тепло, поэтому его используют для отапливания жилых помещений. Высушенный торф – это прекрасная теплая подстилка для домашних животных. Торф хорошо впитывает влагу и, смешиваясь с навозом, становится прекрасным удобрением для огородов и полей – это гарантия хорошего урожая.

Прежде чем в местах залежей добыть торф, эти места осушают. Специальные машины прорывают глубокие канавы, куда с осушаемого участка стекает вода. Затем машинами убирают растения. На подготовленном участке снимают слоями торф, измельчают его, дают подсохнуть.

То, что тысячи лет назад было могучей растительностью, превратилось в торф. Сдавленный пластами земли торф постепенно твердел, превращался в бурый уголь. Бурый уголь сдавливается под землёй очень долго и превращается в чёрный каменный уголь.

Каменный уголь имеет обычно чёрный цвет, блестит на солнце, тонет в воде, он твердый, но хрупкий, его можно разбить на мелкие кусочки. Каменный уголь образовался миллионы лет назад из остатков отмерших растений. Главное свойство угля – он хорошо горит, выделяя много тепла. Это свойство и использует человек. Каменный уголь идёт на отопление жилых помещений, используется как топливо на фабриках, заводах, применяется при выплавке стали и чугуна.

Посмотрим на карту нашей страны – вы видите чёрные квадраты; это обозначены месторождения каменного угля. Их можно найти в разных местах нашей родины.

Знаменитое месторождение каменного угля: Карагандинское угольное месторождение.

Нефть – маслянистая непрозрачная жидкость, цвет от светло-коричневого до чёрного, запах специфический, резкий, Легче воды. Главное свойство нефти – горючесть. Это свойство в основном и использует человек. При сгорании нефть даёт больше тепла, чем каменный уголь.

В настоящее время нефть широко используется в хозяйстве. Главным образом она применяется в изготовлении топлива для всех видов машин. Из неё производят:

— керосины для самолётов, вертолётов

— солярку для тракторов, комбайнов;

— мазут для моторных морских кораблей;

Кроме топлива и масел, из нефти на химических заводах делают ещё много разных веществ: пластмассы, полиэтиленовая плёнка, удобрения, взрывчатку, пластилин, моющие средства. Шины и камеры для колёс всех машин делают из каучука, а каучук получают из нефти.

На физической карте вы увидите условные знаки в виде вышек; это месторождения нефти.

Учитель: Ещё в давние времена люди находили в некоторых местах на воде маслянистые пятна. В пониженных местах эти пятна сливались и образовывали пленку тёмного цвета – жирную, резко пахнущую. Жидкость была похожа на дёготь, который делали из берёзовой коры. Раньше эту жидкость, похожую на дёготь, стали называть «земляным дёгтем». Использовали «земляной дёготь», как обыкновенные дёготь, для смазки телег, кожаной обуви и даже как лекарство. Его для этого смешивали с молоком и пили.

При штурме укреплённых крепостей войскам штурмующих не всегда удавалось проломить стену или взломать ворота. И тогда вперёд выходили лучники с привязанными к стрелам пучками пакли, пропитанной этой тёмной жидкостью. Пакля поджигалась, и ливень горящих стрел обрушивался на крыши и стены домов за крепостной стеной – в крепости начинались сотни пожаров, которые невозможно было потушить. Горело все, что могло гореть, а враг тем временем врывался в горящую крепость. Кроме горючих стрел, в войне применялись специальные глиняные сосуды, в которые была налита эта тёмная жидкость. Её поджигали, и с помощью специальных камнемётных машин сосуды забрасывались в крепость. Глиняные сосуды разбивались, а горящая жидкость сжигала всё.

Природный газ. Вместе с нефтью глубоко в земле имеется природный газ. Многие из вас видели, как голубым пламенем горит на кухне газ. Но не все знают, откуда он берётся и какие у него свойства.

Природный газ – ценное топливо. Из газа получают многие вещества, такие, как пластмассы, искусственное волокно, искусственный каучук, из которого изготавливают резину и многие другие ценные вещества.

Природный газ бесцветный, с еле ощутимым запахом, легче воздуха, быстро воспламеняется. При горении выделяет много тепла.

Учитель: Некоторые полезные ископаемые можно добывать в том же виде, как их добывают. Например, каменный уголь. Подняли и можно сразу закладывать в топку – он будет гореть. Но есть и другое полезные ископаемые. Чтобы они стали действительно полезными, их надо сначала переработать. Когда добывают железную руду из земли, она похожа на обыкновенный камень, чтобы получить железо или сталь надо переплавить в специальной печи. Об этом нам расскажут ребята 2 ряда.

2 ряд (3,4,5 группы)

Изучи материал учебника на с91- 94 о полезных ископаемых и материал карточки. Найди ответы на вопросы и подготовь сообщение.

1. Что называется рудными полезными ископаемыми?

2. Что относится к рудным пол. ископаемым?

3. Месторождения на территории Казахстана.

4. Применение рудных пол. ископаемых

Железная руда – плотное, мелко-зернистое вещество, тёмно-коричневого цвета. Железная руда тяжёлая, она тяжелее гранита; очень прочная.

Важное свойство железной руды – плавкость. Из руды в доменных печах выплавляют чугун, затем чугун поступает в мартеновскую печь, где из чугуна варят сталь. У мартенов работают сталевары. Чугун и сталь применяют в быту, в промышленности, на транспорте. Из чугуна и стали делают посуду. Чугунные сковороды, стальные ножи, вилки, ножницы. Железнодорожные рельсы, вагоны, трактора, комбайны, станки, трубы, отдельные детали машин, оружие все это изготовлено из стали.

3 ряд (6,7, 8 группы)

Изучи материал учебника на с91- 94 о полезных ископаемых и материал карточки. Найди ответы на вопросы и подготовь сообщение.

  1. Что называется строительными полезными ископаемыми?

  2. Что относится к строительным пол. ископаемым?

  3. Месторождения на территории Казахстана.

4. Применение пол. ископаемых этой группы

Мы взяли в руки кусочек гранита. Обратили внимание, что в нём видны разные по форме и цвету частицы. Попытались разъединить их. Это нам не удалось. Частицы – полевой шпат, кварц, слюда – прочно скреплены между собой, поэтому гранит очень прочный камень. Он бывает серого или темно-красного цвета. В переводе с итальянского гранит значит «зернистый»

Из-за большой прочности гранит используется там, где нужен особо прочный материал,- для опор мостов, фундаментов зданий, постаменты памятников.

Но как ни крепок гранит, со временем и он разрушается. Днем солнце нагревает камень и от этого он расширяется, а ночью холод охлаждает его, и он сжимается. Так повторяется много-много раз, и за сотни и тысячи лет в граните образуются трещины, от него откалываются куски и дробятся еще больше. Проходит время, и гранит разрушается, причем из кварца образуется песок, а из шпата и слюды – глина.

Песок и глина. Мы никогда не задумывались о происхождении песка, а ведь это остатки могучих гранитных гор, при разрушении которых из кварца образуются песчинки, а из слюды и полевого шпата – глина.

Свойства. По цвету песок и глина отличаются друг от друга. Песок бывает желтый, иногда серый, а глина коричневая, иногда белая. Песок состоит из отдельных крупинок разной величины: одни крупнее, другие помельче. Крупинки между собой не скреплены, поэтому песок можно пересыпать. Песок – сыпучее вещество. Глину пересыпать нельзя. Сырая глина не пропускает воду. Она обладает связывающим свойством.

Песок и глину человек издавна использует в строительстве. Глина – основной материал для изготовления кирпичей. Кирпич издавна применяют в строительстве. Фарфоровые чашки, тарелки, которыми ты пользуешься каждый день, тоже из глины. Немало красивых, изящных фарфоровых изделий – сервизы, вазы, статуэтки – стали музейными экспонатами. Издавна на Руси мастера лепят из глины игрушки, свистульки, а потом расписывают яркими красками.

Из песка делают оконное стекло, стеклянную посуду; из цемента и песка делают строительный раствор, песок применяется при изготовлении бетона и железобетона.

Известняк. Давным-давно, в древнем море встречались не только рыбы, но и животные. Эти животные жили в раковинах. Они умирали и падали на дно моря. Их было много, они покрывали дно сплошным слоем. Слой за слоем накапливались раковинки. Их засыпало песком, заносило глиной, слои раковин слёживались. Это продолжалось миллионы лет, пока море не отступило. На месте моря постепенно выросли леса, потекли реки, построили города. А белые пласты ракушек, спрессованные временем, все лежат на глубине. О каком полезном ископаемом я рассказала? Правильно, это известняк.

Немало в нашей стране добывается известняка. Это белый или беловато-серый камень, плотный, тяжелее воды. Добывают его обычно в карьерах открытым способом. Удивительное это полезное ископаемое. Каким только не предстаёт известняк перед нами! Ни одна стройка не обходится без известняка. Из известняка получают известь, которая идет на побелку стен и потолков. Известь входит в состав штукатурки. Она составная часть стекла. Мел это тоже известняк. Мел мягкий, легко раскалывается на кусочки. Наоборот, мрамор очень прочный и твёрдый. Мрамор применяется для облицовки стен, колонн во дворцах. Мел и мрамор – это известняки.

  1. Закрепление. Практическая работа в группах. Заполни таблицу.

твёрдое

жидкое

горючее

негорючее

плотное

рыхлое

Используется в строительстве

Служит топливом

Используется для получения металлов

Известняк

+

+

+

+

Нефть

+

+

+

Песок

+

+

+

+

Руда

+

+

+

+

Уголь

+

+

+

+

Гранит

+

+

+

+

  1. Рефлексия деятельности (итог урока).

Продолжите фразы

Я познакомился с…..

Было непросто..,.

Хотелось бы…

Мне запомнилось….

9. Итоги урока. Д.З. с91-98, ДН. С 51 №72..

Источник