Как направить детей в русло полезной деятельности

Как направить детей в русло полезной деятельности thumbnail

«Хорошо, — скажут родители, — я согласен растить детей, как цветы; перспектива действительно приятная. И даже расти вместе с ними я согласен. Примем это как стратегический план.

Но скажите, пожалуйста, что конкретно делать, если, например, старший любимый «цветочек» появился дома в боевой раскраске, а младший украл игрушку в саду?

Что делать, если — довели и хочется шлёпнуть, рявкнуть и разрыдаться от собственного бессилия?!». Если ваш ребёнок раз за разом выкидывает очередной фортель, а вы совершенно не знаете, что делать, — не делайте ничего.

Поясним, почему:

Во-первых, в такие моменты мы впадаем в педагогический ступор (будем действовать автоматически, как зомби, — по-старому, не раз провалившемуся сценарию); во-вторых, нам кажется, что мы никудышные родители, если не можем настоять на своём; в-третьих, нам может показаться, что у нас никудышный ребёнок. Ни первое, ни второе, ни третье отношений наших не уладит и улучшения не принесёт. А вот ошибок можно наворотить массу.

Иногда самое умное, что можно сделать в конфликтной ситуации, — не делать ничего.

Ребёнок ожидает от вас отпора, а вы своим «бездействием» собьёте его с толку (что для начала совсем неплохо). И дадите время опомниться и поразмышлять. Скажите спокойно и веско: «Мне не нравится… я не позволяю вести себя так грубо…» И оставьте его одного. Малыша оставьте одного на 3-10 минут, школьнику наедине с собой неплохо побыть и подольше, от 15 минут до часа.

Это не означает, что вы пасуете: ребенок прекрасно понимает что «разборка» с вами ещё впереди. Нет, вы выиграли первый раунд уже потому, что не участвовали в нём. Для малышей это само по себе наказание, для детей постарше — серьёзный повод задуматься и насторожиться: а не перебрал ли я? а что со мной будет дальше?

Для подростков — хороший знак знак того, что вы не держите его за младенца, которого «надо поставить на место», что вы относитесь к нему как ко взрослому и, не вступая в мелкие разборки и препирательства, даёте время одуматься и прийти в себя.

Вы взяли тайм-аут, и теперь у вас появилась отличная возможность как следует разобраться в ситуации. Если стычки случаются регулярно и почти всегда по одному и тому же поводу — это верный признак того, что вы совершаете одну и ту же ошибку. Как правило, конфликтная ситуация — только следствие, а истинная причина в чём-то другом.

Ваша задача: найти — понять — исправить.

Самое первое, что надо теперь вам сделать, — задать себе вопрос: в чём дело? Почему меня это (именно меня, именно это!) так сильно выводит из себя?

Самый логичный (и привычный) ответ, который приходит в голову, обычно такой: потому что это неправильно (нехорошо, вредно, безобразно, неуважительно — по отношению ко мне, некультурно…). Отложим его в сторону: логика (вот такая, привычная) здесь поможет мало.

Вывести из себя и даже довести нас до белого каления дети способны в двух случаях:

 когда они ведут себя иррационально, а мы не понимаем, почему;

 когда их поведение напоминает нам о неприятностях из собственного детства.

Поясним.

Дети выводят нас из себя, потому что:

 Мы не понимаем, почему они так себя ведут и что им от нас надо.
А раз не понимаем, то и сами делаем совсем не то, что требуется. Перепробовав одно-другое-третье, мы приходим в полное недоумение (да что же делать?) — и выходим из себя. По сути, мы теряемся и, пытаясь скрыть своё состояние (причём не столько от непослушного ребёнка, сколько от себя!), совершаем не слишком-то обдуманные поступки.

Что делать? Понять, почему они ведут себя именно так и почему реагируют на наши слова и поступки именно таким образом. Понять, чего он хочет добиться от взрослого таким своим поведением.

Мы вспоминаем своё детство, а точнее — те неприятные моменты, которые нам вспоминать не хочется.
Некоторые их поступки заставляют нас вспомнить то, что в детстве нас настолько мучило, что мы об этом «забыли», то есть вытеснили в дальний чулан своей памяти, и закрыли дверцу, и повесили надпись: вход воспрещён. Когда поведение ребёнка напоминает нам о таком прошлом — дверца открывается! — и мы в ту же секунду выходим из себя. Мы злимся, гневаемся, переживаем, не можем взять себя в руки, мы приходим в отчаяние, то самое детское отчаяние, которое мы испытывали когда-то в подобной ситуации. И тогда реагируем на поведение собственного ребёнка уже не как взрослый и опытный человек, а как… ребёнок, потому что нас захлёстывают те самые мучительные детские эмоции.

ХИМЕРЫ ПРОШЛОГО И ПОДАВЛЕННЫЕ ЭМОЦИИ.

Вполне вероятно, что здесь вы найдёте и что-то своё.

Когда поведение родной детки начинает выводить из себя, раздражает, когда хочется топнуть, шлёпнуть, крикнуть, когда от обиды опускаются руки, вполне вероятно, эти вредные чувства вызваны ребёнком, но относятся они не к нему, а к вам самим.

Это ваше детство реагирует так больно. Ребёнок — только катализатор, реакция идёт в нас.

Итак, если вам трудно взять себя в руки — это верный признак, что до исступления вас доводит не столько ваш ребёнок, сколько негативные эмоции, которые таились (а теперь оживают) в вас.

Вот основные случаи, когда ребёнок выводит нас из себя. Поищите, подумайте, вспомните — вполне вероятно, вы найдёте здесь кое-что до боли знакомое.

Если ваш ребёнок не желает выполнять то, что всегда делал безотказно (сначала делать уроки, а потом идти гулять; каждый день сидеть с братиком-сестричкой и т. д., и т. п.). В некоторых семьях мусорное ведро, которое ребёнок регулярно забывает выносить, может стать поводом для скандала. А есть родители, которые относятся к этому спокойно, даже с долей юмора.

 Если в детстве вам чего-то не позволяли, а вам очень хотелось. Чтобы успокоить себя, вам пришлось себя убедить, что это (то, что не позволено) не так и ценно, что это вредно для вас. Теперь вам трудно согласиться, что детям можно позволить то, чего вам не позволялось. Возможно, вы и смиряетесь — внешне, но в глубине души всё равно протестуете, потому что искренне считаете, что это неправильно! Например, одеваться вызывающе, гулять до 12 ночи.

Если поведение ребёнка нам напоминает о своей собственной детской слабости. Так, если над вами смеялись, когда вы прибегали с улицы в слезах, или стыдили, когда вы боялись войти в тёмную комнату, а вы очень переживали из-за этого, вас, вполне вероятно, очень сильно будут раздражать в ребёнке любые проявления слабости или осторожности — «трусости».

 Если нам что-то очень не нравилось в себе, а теперь то же самое мы замечаем в своём ребёнке. Например, сильно жестикулировали и громко говорили (и часто получали за это нагоняй), плохо танцевали (и стеснялись бывать на дискотеках), не умели прыгать через «козла» и играть в баскетбол (и из-за этого вам вечно ставили «тройки» по физкультуре), не научились мастерить (и теперь мелкий ремонт в доме—для вас огромная проблема). Если в детстве вы сами сильно страдали от этого, то, возможно, и в ребёнке эта же черта вас будет возмущать и выводить из себя.

 Если, наоборот, ребёнок очень сильно от нас отличается, а мы считаем ту черту характера, которая есть в нас, но в ребёнке отсутствует, полезной и необходимой. Так, активная и подвижная мама выходит из себя, если обнаруживает, что её малыш слишком медлительный. Она будет называть его тюхой, копушей, дёргать и торопить, если её собственные родители особенно ценили в ней мобильность и подгоняли, и критиковали, когда она была нерасторопна или медлительна.

 Если понимаем, что чувствует ребёнок, но не хотим сознаться себе в этом, потому что нам-то было когда-то так же плохо! Дочка, не отходящая от телефона в ожидании звонка «одного парня», будет раздражать вас, если вы имели печальный опыт подобных переживаний. Вы её понимаете, вы ей сочувствуете — и вы же на неё злитесь, потому что в своё время ваш парень заставлял вас мучиться, и ждать, и страдать, когда обещал — и не приходил. А может, когда-то вы стащили из школы линейку или не подготовились к контрольной… и это был такой позор! И ваш ребёнок делает нечто подобное…

 Если мы не понимаем «как можно так поступать!». Вполне вероятно, что понимаем прекрасно, но подавляем такие воспоминания, потому что нам внушили, что «это нехорошо», «так приличные дети не поступают». Например, ваш ребёнок нагрубил учительнице, когда та назвала его бездельником, нахалом и лентяем. Вы возмущены, что он вёл себя некультурно, и это не даёт вам возможности понять, что юный человек защищал своё достоинство — вот так, как умеет.

Если в детстве вам не хватало родительской любви, вы будете раздражаться и выходить из себя всякий раз, когда ребёнок требует от вас больше заботы и внимания, чем вы считаете нужным дать.

Собственные дети заставляют нас переоценить свой детский опыт.

Когда мы растим своих детей, в нас самих с необычайной силой возрождаются давно забытые детские впечатления, переживания из собственного детства.

И это здорово!

Дети дают возможность по-новому взглянуть на то, что с нами было: на свой личный детский опыт.
Дети помогают нам провести переоценку ценностей — переоценку собственного детского опыта.

В нас оживает прошлое, и мы глядим на него другими глазами— глазами взрослого человека. Мы уже можем понять, почему было что-то так, а не иначе, простить и утешить самих себя, найти и оценить те отрадные моменты прошлого, когда нас по-настоящему любили.

Мы вдруг понимаем те знаки любви, которые в детстве воспринимали как должное или как родительские претензии («Почему я должна приходить раньше!»). И в то же время тот маленький ребёнок, который живёт внутри каждого взрослого, излечивается от старых ран—что «меня не любили родители», что «ко мне придирались».
И это целительно.

Но, возвращаясь к нашим детям, которые нас выводят из себя, хорошо бы сделать ещё две вещи:

А. Понять, на что вы на самом деле реагируете: на ребёнка или на те болезненные старые эмоции, которые он в вас всколыхнул.

 Б. А потом вместе с ним прожить (и получить) то, чего вам не хватало.

Тогда вы отпустите свои страдания, свои застывшие чувства на свободу — вы освободитесь.

Такая работа — дело не одного дня и, может быть, даже не одной недели. Но это тот случай, когда цель оправдывает средства. Если вы поймёте и осознаете свои детские обиды, свои невыплаканные слёзы, причины своих детских страданий и своей радости, вам будет легко простить и понять своего ребёнка и не выходить из себя, когда он делает что-то (по вашему разумению) не то и не так.

Простить не значит позволить делать всё, что ему хочется.

Простить — это значит непредвзято, без вредных эмоций относиться к нему.
Вам легко будет отделить поступок ребёнка от него самого. Хороший поступок, плохой поступок — вы оцениваете его, а не ребёнка и принимаете нужные меры. А может быть, сам ваш взгляд на «плохо» и «хорошо» в чём-то поменяется. И то, что вам казалось просто безобразным, на деле окажется вполне приемлемым и терпимым.

Но при этом самого ребёнка, несмотря ни на что, и любить, и принимать, и ценить продолжаете. Это и есть безусловная любовь.

Здесь всё взаимосвязано.

Если вы умеете любить по-настоящему, вырастете вместе со своим ребёнком. Если вырастете вместе с ребёнком, вы избавляетесь, освобождаетесь (освобождаете себя!) от тех застарелых болей, которые сидят в вас много лет.

ПРАКТИКУМ. Как определить «что именно меня выводит из себя»

Способ № 1

Возьмите чистый лист и подпишите: «Какая ситуация вызвала во мне гнев» (можно написать: злость, обиду — что там у вас чаще случается). Вспоминайте и записывайте подряд, не напрягаясь и не анализируя, все-все ситуации, которые всплывут в вашей памяти. Кто говорил, что говорил, что произошло, какое чувство возникло, как вы с ним поступили, долго ли переживали потом и т. д. и т. п.

И если вы честно вспомните серьезные неприятности и столкновения со своей деткой, то обязательно увидите определённую закономерность, одинаковую модель развития событий. Похожи ситуации. Похожа ваша эмоциональная реакция. Вероятно, схожи и последующие события.

В общем, спасибо негативным эмоциям за подсказку!

Поняв причины, вы сможете более спокойно и объективно оценить ситуации и проблемы.

Способ №2

Все мы были когда-то детьми и сталкивались с теми же проблемами. Значит, чтобы понять, что происходит с сыном или дочерью, когда они сопротивляются вашим требованиям, надо просто вспомнить себя в том же возрасте и задать себе два вопроса: «Чем меня больше всего «доставали» мои родители?», «Чего мне не хватало?».

Многое вы вспомните и сами. Что-то подскажут вам старые фотографии, письма, записки, дневники. Спросите у близких родственников — устройте вечер воспоминаний. Иногда давняя песня, мелодия из детства или запах способны легко оживить почти позабытые ощущения и чувства, эмоции.

Легче всего вам будет разобраться в своих истинных чувствах (эмоциях), если все такие случаи, когда поведение ребёнка возмущает вас до глубины души, вы сопоставите со своими собственными воспоминаниями.

Источник →

Источник

Искусство учиться

Как направить интересы ребенка в научное русло

31 января 2019
1 632 просмотра

Лиана Хазиахметова

Дети такие любознательные. Казалось бы, в школе им должно быть особенно интересно, но часто бывает не так. Дети как-будто теряют любовь к познанию где-то на пороге школы. Как не допустить этого и сохранить в «почемучках» желание узнавать новое и на школьных уроках?

Знакомство с науками

Многое зависит от того, насколько учителю удастся заинтересовать ребенка предметом. Но если у школьника уже будет база, он с интересом прочитает учебник, даже если учитель скучно рассказывает материал. Начинайте знакомить ребенка с науками как можно раньше, не ждите пока в школьном расписании появится тот или иной предмет.

Главное — найти книгу, в которой простым языком будут объясняться сложные вещи. Например, в серии энциклопедий с Чевостиком объяснения строятся в форме диалогов между мальчиком и дядей Кузей. Чевостик задает детские вопросы и получает понятные, но точные с позиции науки ответы. Энциклопедии подойдут даже дошкольникам — настолько легкий материал для усвоения. Например, новинка «Каменный век» познакомит ребенка с древнейшим периодом в развитии человечества и станет отличной подготовкой к урокам по истории.

Каменный век

Сказочный герой

Найдите себе помощника — персонажа, который будет сопровождать ребенка в мире наук. Один из них — Чевостик. Рыжеволосый любознательный малыш. Прочитав об одном его путешествии, ребенок захочет узнать, куда Чевостик отправился еще. Так можно изучить все познавательные энциклопедии!

Разворот книги «Как устроен человек»

Со сказочным героем ребенку легче воспринимать информацию. Чевостик задает дяде Кузе вопросы, которые мог бы задать сам читатель. Получается, ребенок через героя участвует в повествовании.

Эксперименты

Подогреть интерес к науке и показать, как ее принципы действуют в жизни, помогут эксперименты. Такие, для которых не нужны колбы и порошки. В энциклопедиях от Чевостика ребенок найдет простые задания, они помогут глубже понять материал.

Чевостик и дядя Кузя идут наблюдать за звездами

Например, в «Увлекательной астрономии» есть задание рассчитать свой лунный прыжок. Как? Прыгнуть на улице, отмерить шесть таких отрезков и… удивиться, как далеко ты бы улетел на Луне, если бы прыгнул.

Увлекательная астрономия

Чевостик любит изучать мир вокруг

«Увлекательная физика» и «Увлекательная химия» — кладезь идей, как можно провести опыты в домашних условиях.

Увлекательная физика
Например, познакомиться с химическими реакциями легко с помощью чая и лимона. Стоит только выжать лимонный сок в кружку, как жидкость заметно светлеет. Это и есть химическое превращение! Вот так просто и интересно.

Постоянное обучение

Увлекательная химия

Наука сопровождает нас ежедневно, нужно лишь это замечать. Расскажите ребенку, откуда появляется ветер. Или почему лед скользкий. Или почему яблоко чернеет, если его вовремя не съесть. Не всем родителям легко и просто объяснить ребенку эти и другие явления простым языком, но по-научному. Энциклопедии с Чевостиком помогут найти решение: дайте ребенку почитать главу на нужную тему или прочитайте сами, а потом перескажите.

Можно начать с энциклопедии «Планета Земля». Под обложкой — много занимательных фактов об окружающем мире. Эти сведения обязательно пригодятся как минимум на уроках географии, да и вообще в жизни. Чевостик и дядя Кузя пролетят вокруг нашей прекрасной планеты, поднимутся к вершинам гор и спустятся в глубины океанов, рассмотрят вблизи океаны, озера и реки, материки и острова, вулканы и гейзеры. Во время путешествия дядя Кузя расскажет о наиболее важных природных явлениях и объяснит причины их возникновения.

Планета Земля

Разворот книги «Планета Земля»

Книги «Каменный век» еще нет в продаже, и чтобы узнать, когда она выйдет в свет, подписывайтесь на уведомление: как только энциклопедия придет из типографии, мы сразу сообщим вам об этом. Первые читатели смогут приобрести ее со скидкой!

Подписка на выход книги

Мы напишем вам, когда книга «Каменный век» выйдет в продажу, и дадим на нее скидку

Мы напишем на {{ email }}, когда книга «Каменный век» выйдет в продажу, и дадим на нее скидку

Обложка поста: иллюстрация из книги «Увлекательная химия»

Источник

Правила являются идеальным средством сдерживания негативного поведения ребенка. Однако, мудрые родители всегда должны предусмотреть дальнейшие действия ребенка и предугадать его потребности.

Основа воспитания: предугадать и направить

Правила являются идеальным средством сдерживания негативного поведения ребенка. Однако, мудрые родители всегда должны предусмотреть дальнейшие действия ребенка и предугадать его потребности.

Да, какое то время ребенок помнит правило, помнит как нужно себя вести, он даже помнит о том, что будет, если он нарушит это правило, но….. Какая-то сила двигает его совершенно в другом направлении. Не от того, что у него память короткая или он хочет вам досадить. Просто он ребенок. Мир такой большой и такой интересный, как же тут себя контролировать.

Если родители не будут заботиться о том, чтобы правильно направлять деятельность ребенка, и ребенку и родителям их жизнь будет казаться  чередой постоянных наказаний и ограничений. 

Позаботьтесь, чтобы у ребенка не было возможности и времени на шалости. Планируйте и структурируйте его деятельность и время. Если ребенок ничем не занят, он быстро забывает, как себя нужно вести.

Увлеченный ребенок

Организация времени и деятельности ребенка особенно важна  для активных детей, которых буквально нужно доводить до изнеможения различными активными занятиями, чтобы у них времени не оставалось на глупости. Если правильно спланировать день ребенка, направив его неуемную энергию в позитивное русло, вы избавите себя и его от постоянных замечаний по поводу его поведения. У него просто не будет времени на капризы и глупости.    

Предупреждайте ребенка о дальнейших действиях

Как правило, ребенка трудно оторвать от любимого дела. Если ребенок увлеченно играет дома или на детской площадке, ваши слова «пора домой» обязательно будут восприняты с возмущением.

При каждой необходимости сменить деятельность ребенка, предупреждайте его заранее. Независимо от возраста ребенка и того, насколько хорошо он разбирается во времени, достаточно просто предупредить: «через пять минут нужно делать то-то». Это дает ребенку возможность спокойно принять новость и настроиться на новую деятельность. При этом лучше использовать конструкцию «поиграй еще 5 минут и нужно делать то-то и то-то». Таким образом сопротивление ребенка спадает, ведь вы сказали «поиграй еще». Когда вы попросите ребенка выполнить вашу просьбу еще раз, он уже будет готов к этому.

Например:

Ребенок играет с игрушками и пора собираться спать.Достаточно предупредить: «Через пять минут нужно собирать игрушки и собираться спать». Примерно через пять минут вы просто приходите и говорите, что уже пора собираться спать и начинаете помогать ребенку собирать игрушки.

Дети играют, но подходит время обеда. Предупредите, «поиграйте еще  10 минут а потом нужно убрать игрушки и идти обедать».

Игривый ребенок

Для детей разных темпераментов иногда требуется дополнительный подход:

  • Активным детям необходимо сообщить о дополнительных действиях, то есть, что будет после того, как он выполнит вашу просьбу. Например, после предупреждения что через 5 минут нужно идти обедать, лучше добавить, что если он быстро соберется покушать, то у него еще будет время на что-то еще.
  • Меланхоличному ребенку лучше сделать акцент на чувства: «Я понимаю, что тебе тяжело оторваться от такой интересной игры, ты так увлекся, но через 5 минут нужно обедать. На обед у нас твое любимое блюдо, чувствуешь, как пахнет? Ты наверное уже проголодался? Тогда собирай игрушки и жду тебя к столу через 5 минут.
  • Реактивному ребенку нужно ощущать предсказуемость. Проговорите для него все дальнейшие действия после обеда. Предсказуемость успокаивает таких детей.

Подход к ребенку

Если ребенок расстроен

Обычная ситуация: ребенок ревет взахлеб, его кто-то обидел или у него проблема, он пытается объяснить ее родителям и при этом его рев усиливается…. Обычная реакция родителей утешающая: «ничего страшного», «это легко исправить», «чего же тут реветь».

В таких ситуациях лучше всего воздержаться от скорого утешения ребенка. Подождите буквально несколько секунд. Не стройте из себя волшебника, решающего любые проблемы. Дайте ребенку ощутить всю глубину его эмоций, давая ему понять, что его эмоции – нормальное явление.

После этого посочувствуйте ребенку простыми словами вроде «мне очень жаль», «это печально». Таким образом, вы дадите ребенку возможность идентифицировать свои чувства. В этот момент ребенок может раскрыться и начать выговаривать все, что у  него накопилось за долгое время. Ни в коем случае не останавливайте его и не спорьте с ним , дайте ему выговориться и ему обязательно станет легче.

Грустный ребенок

 После того, как ребенок выговорится и если вы чувствуете, что ему все таки необходимо найти решение его проблемы,  попробуйте наводящими вопросами помочь ребенку самостоятельно найти решение его проблемы. Даже если ребенок просит вас о помощи, отчаянно заявляя, что не знает, что делать, подождите с готовым решением. Подтолкните ребенка к такому решению, но не называйте его напрямую. Если ребенок сам, найдет решение его проблемы, он только станет сильнее и извлечет урок из этого.

Почему не нужно торопиться давать решение проблемы ребенку? Скорее всего самому ребенку этого не нужно. В доказательство этого вы услышите целый список доказательств, почему ваше решение неправильное. Вы начнете оправдываться, доказывая, что вы правы, а ребенок не будет этого принимать. Таким образом вы потеряете свой авторитет и в дальнейшем ребенок будет меньше к вам обращаться.

Все материалы сайта защищены авторским правом. Копирование и видоизменение материалов сайта возможно только после письменного согласия администрации сайта.

Источник