Как заставить ребенка есть полезную пищу

Как заставить ребенка есть полезную пищу thumbnail

Ваш ребенок отворачивает нос при виде тушеных овощей или горохового супа, зато с радостью уплетает конфеты и печенье? Поверьте, причина не только в детском упрямстве, но и во врожденных инстинктах выживания. В природе кислые и горькие растения нередко оказываются ядовитыми, поэтому у маленьких детей рецепторы на языке очень чувствительны к этим вкусам. К тому же торты и конфеты хорошо обеспечивают энергией, поэтому предрасположенность к сладостям есть у людей на генном уровне. В этой статье мы расскажем, как ученые предлагают приучать детей к полезной пище.

Мыв AdMe.ru изучили исследования по этой теме и собрали самые интересные и полезные советы.

1. Ешьте вместе с детьми

Традиция есть вместе с детьми существует у многих европейских народов: испанцы собираются всей семьей на обед, немцы в середине дня или вечером — на Kuffee and Kuchen (кофе и пирожное), а французы во время обедов и ужинов сажают за стол даже маленьких детей.

Пользу от таких трапез трудно переоценить. Обедая или ужиная с семьей, ребенок съедает больше овощей и охотнее пробует новые продукты. Он перенимает от вас полезные пищевые привычки (например, есть кашу по утрам). Расширяет словарный запас и учится поведению за столом.

В целом дети, которые едят вместе с родителями, психологически здоровее и счастливее сверстников.

2. Не запрещайте сладости

То, что запретный плод сладок, знают еще со времен Адама и Евы. Но многие родители не разрешают детям есть конфеты или фастфуд, мотивируя тем, что это вредно.

На самом деле получается с точностью до наоборот: чем больше вы запрещаете что-то детям, тем сильнее им хочется. И в результате ограничения в еде становятся причиной переедания и лишнего веса у детей.

Если вы сами не можете отказаться от вредной еды, давайте ее и детям. Только объясните: сладости или чипсы нельзя есть ежедневно или заменять ими нормальную еду, так как это вредно для здоровья.

3. Не давайте большие порции еды

Прислушивайтесь к сыну или дочери, если ребенок говорит, что не хочет больше есть. Дети до 5 лет сами чувствуют, когда они насытились. Если вы будете насильно кормить малыша, то вскоре отобьете в нем желание не только есть полезную пищу, но и вообще садиться за стол.

Ребенку старше 5 накладывайте еду небольшими порциями: дети, как и взрослые, склонны есть больше, если на тарелке много еды. Если сын или дочка не насытится, то сможет всегда подложить себе еще пищи.

4. Предлагайте новое блюдо не меньше 10 раз

Предлагайте новые блюда регулярно, но при этом ненавязчиво. С возрастом вкусовых рецепторов у ребенка станет меньше, и он полюбит полезные продукты.

Имейте в виду: для того чтобы малыш привык к новому блюду, он должен попробовать его от 10 до 16 раз. Поэтому не стоит делать выводы о том, что из еды ребенок не любит, после того как вы предложили ему пищу два или три раза.

5. Не давайте конфеты в качестве награды

Не вознаграждайте за съеденную тарелку цветной капусты конфетами. Политика вознагражения — это плохой вариант приучения к полезным продуктам, поскольку дети начинают относиться к ним как к чему-то неприятному, что нужно перетерпеть. И в результате избегают такой еды.

А если ребенок еще маленький, то вообще не давайте ему сладости в качестве награды. Лучше купите ему любимые фрукты или ягоды. Когда малыш привыкнет к этому, то будет больше радоваться апельсину и банану, чем плитке шоколада.

6. Чаще обнимайте своего ребенка

Повышенная тяга к сладостям у ребенка может быть связана с недостатком внимания. Доказано, что люди едят больше сахара, когда им скучно или они расстроены. Поэтому если не хотите, чтобы ребенок пристрастился к сладостям, чаще обнимайте и целуйте своего малыша.

И не используйте еду в качестве утешения. Иначе ваше чадо может привыкнуть много есть во время стресса.

7. Прививайте полезные пищевые привычки до года

Наиболее благоприятным временем для приучения малыша к здоровой еде является возраст до года. Дети, которые ели овощи и фрукты в младенчестве и в возрасте 1–2 лет, позитивно относились к ним и впоследствии. После 3 лет вводить новые блюда становится сложнее.

Также важно, чтобы опыт взаимодействия с новой едой был позитивным и неоднократным. Не давите на малыша, лучше предлагайте незнакомое блюдо по чуть-чуть, чтобы ребенок привык к его вкусу.

Начать закладывать основы здорового питания можно еще в период беременности. В это время и в период кормления грудью женщине нужно питаться разнообразно, отдавая предпочтение полезным продуктам. Из амниотической жидкости и молока ребенок воспринимает аромат новой еды, запоминает его и позднее с большей охотой ее ест.

8. Поощряйте активность детей

Если ребенок плохо кушает, поощряйте подвижные игры и физическую активность. Любое движение улучшает аппетит, а также предупреждает появление лишнего веса. Проголодавшись после игр или спортивных занятий, он с большей вероятностью съест даже нелюбимую еду.

Также можно, по примеру итальянцев, готовить вместе с детьми. Так ребенок не только узнает азы кулинарии, но и наверняка попробует собственноручно приготовленное блюдо.

9. Обеспечьте разнообразие

Еда должна обеспечивать ребенка всеми необходимыми микро- и макроэлементами, достаточным количеством белков, углеводов и полезных жиров. Поэтому важно, чтобы продукты были не только полезными, но и разнообразными.

Следите, чтобы в открытом доступе для детей было больше овощей, фруктов и другой полезной еды, а не печенья и булочек. Единственныйнадежный способ уберечь детей от вредной пищи — это не держать ее дома. Итальянцы, например, вообще не покупают майонез, чипсы, полуфабрикаты и другие малополезные продукты. Поэтому у ребенка и не возникает соблазна их попробовать.

10. Не допускайте лишних перекусов

Жевать целый день — плохая привычка, которая заглушает естественное чувство голода и мешает нормальному усвоению пищи. У детей должно быть три основных приема пищи. Между ними у малышей допустимы два перекуса, а у детей старшего возраста (не имеющих значительных физических или умственных нагрузок) — один.

Строгих правил на этот счет придерживаются французы. Они делят всю еду на три приема. В перерывах между ними не бегают к холодильнику (в том числе и по ночам) и не едят на ходу. Только дети могут перекусить куском торта, фруктами или шоколадом после школы, но и этот прием пищи (он называется goûter) совершается строго в период с 4 до 6 вечера.

11. Приучайте ребенка есть только за столом

Избегайте телевизора, игр и других способов отвлечения от еды. Пусть ребенок учится есть сам — при помощи детской посуды, нагрудников и стульчиков для кормления. Малыш должен быть полностью сосредоточен на еде.

Не торопите малыша: пусть он ест с такой скоростью, с какой может. Чем медленнее он будет есть, тем лучше усвоится пища.

Как приучаете к здоровой пище своих детей вы? Расскажите нам об этом в комментариях.

Источник

25 января 2020

Аверьянова Света

Почему ненавистный шпинат ваш ребенок с нетерпением ест у бабушки, а пробовать его дома никто и ничто не убедит? Когда у нас есть возможность «провозить» продукты, которые ребенок не любит и не нуждается в его рационе? Отвечая на вопросы, мы раскрываем секрет контекста питания.

Как заставить ребенка есть полезную пищу?

Пища, которую ребенок с нетерпением ест, — это не только правильно сбалансированные необходимые питательные вещества. Не менее важна вся его оболочка — фон питания, т.е. контекст.

Что такое контекст?

Ребенок может по-разному относиться к одной и той же пище, в зависимости от обстоятельств, при которых она потребляется — время суток, место, условия, и как она готовится и подается. Это элементы контекста. Использование контекста облегчает введение привычной, но ранее не любимой пищи в рацион ребенка, что значительно разнообразит рацион. Это также отличный способ введения пищи, ранее неизвестный вашей диете. Контекст также может быть использован, если ребенок ест слишком много.

Отвергнутая еда

Если ребенок не хочет есть то, что нужно его телу, стоит подумать об использовании контекста для облегчения употребления отвергнутой пищи. Есть много факторов, которые определяют, почему пища неохотно употребляется или полностью выбрасывается. Отрицательные ассоциации и мнения, связанные с ней, ее вкус, запах, текстура, цвет, а также слишком частое употребление продукта приводит к скуке и унынию, а также различным негативным реакциям со стороны организма. Если причины отказа от пищи не связаны с негативными реакциями со стороны тела, вы можете попытаться изменить контекст.

Изменение контекста

В первую очередь вы должны искать другой контекст для отвергнутой пищи. Например, яйца, как часть рациона, можно подавать по-разному. Если в данной семье их обычно подают в твердом или мягком виде, а ребенок отказывается их есть, вы можете попробовать приготовить яйцо-пашот, яичницу-болтунью или жареное яйцо. Также можно использовать их как часть другого блюда, например, овощного салата с яйцом или творогом и яичной пастой.

Если ребенок не принимает такое изменение контекста, следует рассмотреть вопрос об изменении времени употребления определенной пищи.

Если ваш ребенок не хочет пить молоко или какао на завтрак, возможно, он одобрит стакан молока или молочного супа вечером. Однако, если вам не нравится молоко из-за вкуса или запаха, нет смысла менять время потребления. Затем вы можете попытаться скрыть эти особенности, например, добавив какао, карамель, фрукты и т.д. Если ваш ребенок вообще не переносит изменений в еде, убедитесь, что те изменения, которые относятся к контексту, минимальны.

Как заставить ребенка есть полезную пищу?

Фото: kpoxa

Обычный контекст

Обычный контекст означает повторяющиеся условия, в которых происходит прием пищи. Например, молочный суп, поданный на завтрак, или мясное ассорти в качестве ингредиента бутерброда, съеденного на обед. Обычно эти условия и пища, появляющаяся в них, принимаются, но иногда может быть скука, снижение принятия и даже отказ от пищи. Маленький ребенок, который узнает о еде и поведении, связанном с взрослением, может не принимать пищу при определенных условиях.

Поэтому он отказывается от некоторых блюд и начинает есть его родителями. Такая же ситуация может возникнуть у старшего ребенка в результате скуки. Это отправная точка для изменения контекста.

Контекст и преимущества

Использование контекста также очень важно, когда мы хотим помочь уменьшить количество потребляемой пищи. Простое изъятие пищи из привычного контекста может быть настолько неприятным, что ваш ребенок откажется от нее. К примеру, если ваш ребенок пил молоко вечером, он, возможно, не захочет есть молоко на завтрак. На уменьшение желания есть также повлияет использование неприязни в качестве добавки к блюду, изменение времени употребления данного блюда и т.д.

Следовательно, влияние контекста следует рассматривать как помощь в изменении предпочтений и привычек питания.

Вы также можете использовать ваши любимые блюда в качестве контекста для подачи ваших любимых блюд. Объединение продукта, который вам нравится, с продуктом, который вам не нравится, в одном блюде, может побудить вашего ребенка есть продукты, которые ему не нравятся. Такое действие не всегда дает ожидаемый эффект, наоборот, оно может превратить нынешние позитивные предпочтения в неприятие. Следовательно, использование контекста для изменения пищевых предпочтений должно быть очень тщательно спланировано и подготовлено. Следует ожидать его воздействия и приложить все усилия для обеспечения положительных результатов.

Как заставить ребенка есть полезную пищу?

Фото: 7ya

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в Яндекс Дзене.

Источник

Плохой аппетит у детей может быть по разным причинам. Каждый ребенок индивидуален. Если самочувствие чада не вызывает опасений у мамы и врачей, то прежде всего стоит обратить внимание на то, как привыкли есть в семье. Кроме того, у маленького ребенка могут быть свои вкусовые пристрастия, как бы нам, взрослым, это ни казалось невозможным.

Разделить нельзя смешать

Прежде всего откроем большой секрет: дети — ужасные консерваторы, все новое вызывает у них опасения. Особенно это касается еды. Например, любимое чадо не любит, когда продукты смешаны, поэтому не ест супы или салаты. Или, наоборот, отказывается есть, если продукты лежат на тарелке отдельно друг от друга. Кто-то не выносит творог, потому что не нравится его консистенция. Другим не по вкусу пюре, а третьи хотят видеть в бульоне только круглую морковь, квадратики уже не годятся. Не стоит расценивать такое поведение сына или дочки как простой каприз. Ребенок имеет такое же право, как и родители, есть, что он хочет, и в том виде, в каком ему нравится.

Важный нюанс, касающийся самых маленьких. Иногда малыши отказываются есть более плотную пищу, например, котлетки, запеканки и другие продукты. Вероятно, грудничок не научился самостоятельно пережевывать пищу из-за того, что родители долгое время кормили кроху только сильно измельченным (гомогенизированным) баночным пюре.

А что в меню?

Однообразная еда тоже может быть причиной плохого аппетита. Ребенку просто надоели продукты, которые вы ему регулярно предлагаете. А что делать? Выбора-то нет. И в магазин сбегать купить себе что-то вкусненькое он тоже не может. Вот и мучается за столом. Бывает и наоборот. У ребенка есть одно блюдо, которое он может есть на завтрак, обед и ужин. И если любимых продуктов в доме нет, то дитя «объявляет голодовку» до тех пор, пока привычная еда не окажется на столе. Увы, здесь недоработка взрослых, которые вовремя не предложили ребенку разнообразное питание. У малыша не сформировались вкусовые привычки, вот он и боится попробовать что-то новое. Исправить ситуацию можно, но быстро это сделать не выйдет, родителям придется очень постараться.

Дай конфетку!

Многие семьи совершают одну и ту же распространенную ошибку — позволяют детям перекусы между едой. Ну как отказать ребенку, который просит всего лишь один кусочек хлеба. Конечно же, дашь. Однако не стоит тешить себя надеждой, что ваше чадо неосознанно выбрало модное нынче дробное питание. Ничего подобного. Наоборот, нахватавшись всего и понемногу в течение дня, в положенное время он откажется есть, поскольку сыт. Кормить можно только голодного ребенка.

По образу и подобию

Еда — это потребность, которую надо удовлетворить. Мы, взрослые, это знаем, а вот ребенок пока нет. Так что задача родителей — научить его этому своим примером. И вот тут загвоздка. Если мама с папой едят»на бегу«, в доме нет традиции семейных обедов, то объяснить сыну или дочке, что надо соблюдать режим питания, сложно. Ребенок не понимает, что ему делать, чему верить и не знает, как проявить интерес к еде.

Капризы за столом бывают в семьях, где родители уделяют много внимания процессу кормления. Для многих мам главная задача — чтобы ребенок поел. Чадо все это понимает и устраивает из процесса приема пищи театр одного актера, где родители — самые заинтересованные зрители. Накал страстей спадет, если сделать вид, что не очень интересно. Лучше больше уделяйте внимания ребенку в другое время.

Аппетит вернется, если

  • Установить и соблюдать режим питания. Это обеспечит стабильную работу органов пищеварения, а также своевременное и максимальное выделение пищеварительных соков, что поможет аппетиту разыграться.
  •  Последовательно и спокойно в соответствии с режимом питания предлагать ребенку еду. Не раздражаться, если малыш отказался есть. Просто убираете тарелку со стола и ждете следующего кормления. Не сердиться, если съедена лишь часть порции. Позже ребенок поест чуть больше. Не стоит волноваться, если дитя пропустит несколько кормлений (от одного до трех). Все необходимые питательные вещества восполнятся за счет внутренних ресурсов организма — своеобразных «депо», находящихся в печени, мышцах и других органах.
  • Исключить перекусы между едой.
  • Чаще бывать на свежем воздухе. Долгое нахождение в помещении, кислородное голодание снижают скорость обменных процессов и аппетит.
  • Разнообразить питание ребенка, обязательно предлагать новые продукты. Позвольте ребенку самому выбирать, что есть, предлагая на выбор несколько блюд. Однообразие чревато развитием таких заболеваний, как анемия, гиповитаминоз, дисфункция желудочно-кишечного тракта и прочее.
  • Самим родителям в присутствии ребенка есть с большим аппетитом.
  • Сделать процесс еды интересным — например, суп можно есть через трубочку, а завернутая в фантик котлетка станет соблазнительной конфеткой. А если ребенку предложить самому участвовать в приготовлении блюда, то его, как минимум, захочется попробовать, а может даже и съесть.
  • Привлекать малыша к сервировке стола. Возбуждению аппетита способствует красивая скатерть, посуда, а также то, что ребенок
  • самостоятельно пользуется ложкой или вилкой.
  • Отправиться на обед в ближайшее кафе. Замечено, что дети обожают есть вне дома.
  • Сажать ребенка за стол с детьми, которые хорошо едят. Чужой пример заразителен!

А есть ли проблема?

Часто родители склонны преувеличивать масштаб трагедии. Если в семье никто никогда не отличался отменным аппетитом, так почему ребенок должен есть за троих? Если ваш сын или дочка всегда мало ели, то есть и вчера, и неделю назад, и даже месяц, при этом ребенок активен, весел и развит, то успокойтесь, у него все в порядке с аппетитом. Ваш ребенок — «малоежка».

Да, и такие бывают. А вся проблема в том, что поведение малыша не соответствует вашим родительским ожиданиям. Мама готовила, старалась, полезные продукты покупала, всю душу вложила, а ребенок чуть-чуть «поклевал», и все. Выходит, не оценил усилий. Конечно, любому будет обидно. Родителям можно только посоветовать успокоиться и попробовать изменить свой взгляд на ситуацию.

Категорически нельзя

  • Кормить насильно. Это может вызвать у ребенка рвоту при каждом следующем кормлении, отвращение и полный отказ от еды. Кроме того, еда через силу приводит к тому, что ребенок сам не может определить, что уже сыт. А это прямой путь к перееданию, ожирению и дисфункциям желудочно-кишечного тракта. В старшем возрасте насильственное кормление в детстве может стать причиной неконтролируемой еды перед телевизором, «заедания» стресса, лишнего веса и психологических проблем.
  • Развлекать во время еды. Картинки, мультики, а также еда наперегонки с родителями аппетит не улучшают, а приучают ребенка есть, не замечая пищи. В итоге чадо съедает больше, чем надо. Результат — дискомфорт и тяжесть в желудке, тошнота и даже рвота. А в будущем возможны гастрит, переедание и ожирение. 
  • Оказывать давление. Любые ультиматумы и угрозы со стороны родителей приведут к тому, что у ребенка закрепится негативная реакция на прием пищи. Малыш не будет получать приятные эмоции от еды. Вряд ли кто возразит, что мы едим не только потому, что это необходимо для жизни, но и для удовольствия. Дети, которые постоянно находятся под прессингом и поступают так, как говорят родители, и во взрослой жизни могут допускать физическое и эмоциональное насилие над собой.

SOS-сигнал

Аппетит в нас заложен природой, это неотъемлемая потребность организма. Так что желание есть у ребенка должно непременно возникать. При одном условии — что он здоров. Если вы заметили, что малыш отказывается от еды, присмотритесь к нему, не стал ли он в последнее время бледным, вялым, плаксивым, нет ли сонливости или раздражительности. Возможно, ребенок жалуется, что ему больно глотать или тяжело дышать. Проверьте, нет ли покраснений или высыпаний на коже. Вздутие живота и изменение стула тоже должно насторожить родителей. Измерьте температуру ребенку. Любой из этих симптомов может быть сигналом о начале заболевания. Обязательно обратитесь к врачу.

Отказ от еды также может быть сигналом о психологических проблемах у детей. Конфликты в семье, развод родителей, проблемы в общении со сверстниками, воспитателями или учителями, рождение братика или сестрички, смена школы или детсада — все это может вызывать сильные переживания у ребенка и негативно сказываться на аппетите. Помочь чаду должны родители — вместе с ребенком разобраться в проблеме и снять причину нервного напряжения.

Аппетит у детей может отсутствовать из-за страха. Как реального — у ребенка уже был негативный опыт насильственного кормления, так и мнимого, то есть это могут быть фантазии на основе реальных событий. С этой непростой ситуацией родители не всегда могут справиться сами, лучше обратиться к психологу.

Примерное меню для детей от года до трех лет

Дети старше 3 лет чаше всего ходят в дошкольные учреждения, где свое меню на каждый день. А малышам до года питание назначает педиатр.

ЗАВТРАК: каша (200 мл), кусочек хлеба, сыр (10-15 г), сливочное масло (5 г), некрепкий чай с молоком (150 мл).

ВТОРОЙ ЗАВТРАК: 150 мл фруктовый (молочный) напиток (150 мл) или свежие фрукты (100 г).

ОБЕД: суп (150 мл), мясное (рыбное) блюдо (около 70 г), гарнир из овощей, разваренной крупы или вермишели (100 г), 100 мл
напиток (компот, морc, сок) (100 мл), кусочек хлеба.

ПОЛДНИК: кефир, йогурт или молоко (150 мл), творог (50 г), печенье или вафли (1шт), фрукты (100 г).

УЖИН: каша (200 г) или отварные овощи, вермишель или разваренные крупы (150 г) с блюдом из мяса или рыбы (70г), чай (150 мл), кусочек хлеба.

ПЕРЕД СНОМ: кисломолочный напиток (150 мл).

Екатерина Ильченко

Источник