Конспект урока как добывают полезные ископаемые
Урок окружающего мира в 3-м классе по теме «Полезные ископаемые»
Цель урока: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.
Задачи урока:
Образовательная:
Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;
Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;
Показать их важную роль в экономике страны.
Развивающая задача:
Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.
Развивать умения составлять схемы, таблицы.
Воспитательная:
Показать необходимость охраны полезных ископаемых;
Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.
Воспитывать толерантности.
Тип урока: предметный
Форма урока: урок-исследование.
Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.
Методы: частично-поисковый, исследовательский.
Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, молоток, коллекция ископаемых, стеклышки, гвоздь, стакан с водой, белая бумага, лупы.
Дидактические материалы: презентация учителя, горные породы, карточка инструкция по изучению свойств полезных ископаемых.
Ход урока
1 этап. Организационный момент. Психологический настрой.
— Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.
2 этап. Мотивация и целеполагание.
Презентация.
— Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. (слайды 1, 2, 3).
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету —
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
— Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?
— Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые”(слайд 4).
— Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы?
(Какие полезные ископаемые мы знаем? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? Как их добывают?)
— Какую проблему ставим на уроке? (Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?) (слайд5).
— Для чего нам необходимо это знать?
— Как будем узнавать неизвестное о полезных ископаемых? Как будем работать? (работая в группах).
3 этап. Планирования поиска способа решения.
-Вы посажены в группы по 5 человек.
— Какой первый шаг, для слаженной работы в группах надо сделать, чтобы найти ответы на все поставленные вопросы? ( распределить роли в группе: организатор, секретарь, информаторы).
4 этап. Реализация плана.
Фронтальная работа.
— Исследование. Что такое “полезные” и “ископаемые”(слайд6).
— Теперь поработайте в группе и попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”.
(“Полезные ископаемые” — природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют). (слайд7).
— Если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то чтобы знать как их использовать, где применять, как вы думаете, что еще мы должны о них знать? (свойства). (слайд8).
— Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять — исследовать и заносить в таблицу. Конверт№1.
Свойства полезных ископаемых.
Название
Состояние
Цвет
Основное свойство
Где используют
Нефть
Жидкое; легкая; маслянистая
коричневый
горючесть
топливо
Каменный уголь
Твердое; тяжелый
черный
горючесть
топливо
Гранит
Очень твердое
тяжелый
красный, серый, белый
прочность
строительство
Нефть (слайд9). Исследование. Показ учителя опытов и заполнение таблицы. Вывод(слайд10).
Каменный уголь.
Исследовать по плану (слайд11).
План изучения свойств каменного угля.
1. Рассмотрите образец каменного угля. Определить его цвет. Имеет ли блеск?
2. Опустите кусочек в воду. Он плавает на её поверхности или тонет?
3. Проведите ногтем по породе.
Если остался след – то порода мягкая;
Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;
Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.
4. Уголь твердый, но предположим, что хрупкий. Докажите! Найдите способ доказательства.
5. Где используют и на основании какого свойства?
— Сравните эти два полезных ископаемых, используя таблицу.
План изучения свойств гранита (слайд12).
1. Рассмотрите в лупу кусочек гранита. Определите, какого цвета и из чего состоит? Подумайте, на какой фрукт похож и почему называется гранит?
2. Определите легче или тяжелее воды?
3. Сравните твердость гранита и твердость угля, оставляя на нем царапины ногтем, гвоздем.
4. Убедитесь в особой прочности гранита. Проведите по стеклу гранитом и углем. Что оставит след или царапину на стекле (уголь или гранит)?
Выводпо таблице о граните.
— Давайте сравним по таблице уголь и гранит.
Физминутка (слайд13).
По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке
И по это же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
По дорожке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнем!
И опять работать мы пойдем!”
— Продолжаем работу. Нам предстоит еще многое узнать.
— Итак, зная свойства полезных ископаемых, что мы теперь можем узнать? (где используют и как добывают)
5 этап. Работа по учебнику. С 49- 50. Приложение: Конверт №2. (см. в конце статьи)
— Как вы думаете, кто такие геологи?
— Сейчас каждая группа будет геологами – разведчиками. Вы отправляетесь на разведку и через несколько минут расскажите нам о способах добычи полезных ископаемых. В этом вам помогут учебник и конверт №2.
У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….” В помощь к вашему тексту есть еще дополнительная информация. Используйте ее.
Перед рассказами поработаем с понятиями: (слайд 14).
Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.
Месторождения – места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые.
Карьер – это открытый котлован.
Шахты – это глубокие колодцы.
(Дети читают приготовленные сообщения) (слайд15,16,17,18,19,20,21,22).
— Теперь по вашим рассказам составим небольшую схему – “паучок” (слайд 23).
Для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует?
Ребята, а два овала не изучены. Чтобы их изучить, послушаем сообщения. (Дети рассказывают о соли и природном газе) (слайд24,25,26,27).
6 этап. Бережное использование.
— Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?
— Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.
— Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?
— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
7 этап. Вывод (слайд 28,29).
Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые не возможно восстановить. А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства?
8 этап. Рефлексия (слайд 30).
— Какие задачи ставили в начале урока?
— Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?
-Что помогло нам в работе?
— Какие открытия для себя сделали?
9этап. Оценивание работы.
Оценка в группе.
1 0этап. Домашнее задание (слайд 31)
— Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение.
— Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом Новосибирской области.
— Если кто-то будет затрудняться, то тем детям я предлагаю приготовить сообщение о любом полезном ископаемом.
Приложение к уроку. Конверты.
Задание группе 1.Каменный уголь.
Уголь называют каменным, потому что он твердый и его долгое время считали камнем. А на самом деле уголь образовался из древних растений. Но вот пришли люди, увидели эти залежи. Уголь добывают двумя способами: открытым – добыча в карьере, и закрытым – добыча в шахтах.
Карьер – это открытый котлован.
Шахта – это глубокий колодец.
Уголь – одно из самых необходимых полезных ископаемых. Он обогревает жильё, дает своему другу- человеку лекарства. Без угля нельзя выплавить металл, приготовить пищу. А еще из него готовят духи и разные пахучие сиропы.
Задание группе 2.Нефть.
Наша страна очень богата нефтью. До сих пор ученые не пришли к единому мнению по тому, как я образовалась. Многие утверждают, что за сотни миллионов лет вещества, составлявшие когда – то водоросли, рыб и рачков, превратились в нефть. Без нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире. Более тысячи веществ изготавливают из этой маслянистой коричневатой жидкости. Например, чистейший бензин, для авиации и смазочные масла для машин. Из нефти получают духи, лекарства, фотопленки, пластмассы, из которых можно строить дома и делать машины.
Для того, чтобы добыть нефть строят буровые установки и бурят глубокие скважины.
Задание группе 3. Железная руда.
С давних пор человек ищет месторождения РУД, содержащих различные металлы. Из руд чёрных металлов выплавляют железо, чугун, сталь. А из руд цветных металлов – алюминий, медь, цинк, свинец. Как правило, изделия изготавливают не из чистых металлов, а из сплавов. Как много вокруг нас металлических предметов: ножницы, ложки, кастрюли, вёдра.. а станки на заводе, самолеты и автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы. Все это из металлов! А металлы получены из РУД, добытых в природе.
Задание группе 4 .Строительные материалы. Песок, глина, известняк.
Песок – это рыхлая порода, состоящая из мельчайших частиц. Это продукт разрушения твердых пород. Незаменим в стекольном производстве, строительстве дорог.
Глина – это широко применяемый строительный материал. Кирпич делают из глины. А еще делают красивую фарфоровую, фаянсовую посуду. Глина образуется в результате выветривания различных горных пород. В воде она намокает, становится вязкой, пластичной.
Известняк – залегает в земле громадными слоями. Обыкновенный камень белого или серого цвета. Из него иногда состоят целые горы. Используют в строительстве. Мелом пишут по доске. Белят стены. Используют при строительстве домов.
Источник
Цели урока: познакомить детей с полезными ископаемыми, их свойствами и применением.
— сформируют понятие «полезные ископаемые», освоят знания о свойствах полезных ископаемых, их применении и способах добычи.
— сформируют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;
— расширят кругозор.
Оборудование: Окружающий мир: 3 класс, 2 часть, А.А. Плешаков. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация, образцы полезных ископаемых.
Этап урока. Методы и приемы
Хроно-метраж
Содержание урока.
Деятельность
Учителя
Деятельность ученика
Планируемые результаты (УУД)
Организационный момент
Словесный: слово учителя
1 мин
Сейчас у нас урок окружающего мира. Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, линейка, карандаш, ручка.
Сейчас сядут те, кто готов к уроку и хочет научиться новому.
Приветствовать учителя
Проверять готовность к уроку
Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.
Актуализация знаний
Словесный:Ответы на вопросы
3 мин
— Ребята, давайте вспомним, какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке? (Экономика).
— Что же такое экономика? (экос по-гречески значит «дом», номос- «закон».
Экономика-наука о рациональном ведении хозяйства).
— Какая главная задача экономики? (удовлетворение разных потребностей людей).
— Что называется потребностями? (все, что требуется людям для жизни).
— Что нужно для удовлетворения потребностей людей? (товары и услуги).
— Что такое товары? (Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности).
— Приведите примеры товаров(продукты питания, одежда…).
— Что такое услуги? (Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей).
— Приведите примеры услуг (стрижка в парикмахерской).
Отвечать на вопросы
Регулятивные: осуществлять само- и взаимоконтроль учебной деятельности.
Постановка учебной задачи
Словесный: ответы на вопросы.
3 мин
-Из чего изготовляют автомобили , самолеты , поезда?(из стали, металла)
-Вот построили автомобили,самолеты,поезда, только они сами не поедут и не полетят.Что же еще нужно для них?(бензин,горючее)
-Из чего делается горючее?(из нефти)
-Записываю на доске:сталь, нефть.
-Ребята дополните запись на доске.(соль, гранит, каменный уголь и т.д.)
-Ребята как мы можем все это назвать?(полезные ископаемые)
Как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока?
-Какие цели мы с вами поставим?
Размышлять над темой урока и учебной деятельностью
Ставить перед собой цель урока
Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью.
Познавательные: постановка и формулирование проблемы.
Решение частных задач
Словесный: слово учителя, ответы на вопросы
Практический: выполнение упражнений, заполнение таблицы
Практический: физические упражнения
32 мин
3 мин
— Ребята, а вы знаете что такое полезные ископаемые?
Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве. Большинство из них твердые. Нефть- жидкое полезное ископаемое, природный газ – газообразное.
Какие еще полезные ископаемые вы знаете?
Хорошо, давайте прочитаем информацию о том, как добывают полезные ископаемые. Читаем по одному абзацу, затем вам нужно будет ответить на вопросы по тексту. (Что такое месторождение? Кто такие геологи? Где добывают полезные ископаемые?)
Открываем рабочие тетради на странице 28. Задание №2. Для начала заполните таблицу. Вам нужно записать название и свойства полезного ископаемого. Затем подумайте, где применяется это полезное ископаемое.
Отлично! Сейчас откройте ваши учебники на странице 47. Я раздам карточку на пару. Вам нужно заполнить пропуски. В первой колонке — полезные ископаемые, во второй- что из них изготавливают.
Подведение итогов.
Физминутка
Ребята, а сейчас давайте немного подвигаемся под музыку, вставайте и повторяйте движения за мной.
Слушать учителя
Отвечать на вопросы
Работать в группе и паре
Выполнять задания
Пользоваться учебной литературой при возникновении затруднения
Усваивать новую информацию
Анализировать текст с целью ответов на вопросы
Выполнять физические упражнения
Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге.
Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;
волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Личностные: установка на ЗОЖ.
Д. з. Словесный: слово учителя
1 мин
Ребята, сейчас откройте ваши дневники и запишите домашнее задание: рабочая тетрадь, стр. 30, № 4,5; пересказ.
Записывать домашнее задание
Итог урока. Рефлексия. Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.
2 мин
Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке? Какую цель перед собой поставили? Достигли ли мы цели урока? Ответы на вопросы. Что было сложное в работе? С чем справились легко? Что получилось? Не получилось? Что вам понравилось?
Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок.
Подводить итог урока
Отвечать на вопросы
Оценивать свои достижения
Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.
Личностные: самооценка.
Источник
Урок – обобщение по теме:
«Полезные ископаемые и их роль в жизни человека»
Мы хозяева нашей природы
и она для нас кладовая с великими
сокровищами жизни
М. Пришвин.
Здравствуйте, ребята!
У нас сегодня необычный урок, к нам пришли гости! Поприветствуем их. А теперь давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок. Ведь каждый день мы добываем сами новые знания, а для нам необходимо хорошее настроение.
А теперь закройте глаза.
Что вы видите? (темно)
Так было до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар – это Земля, которая полна тайн.
Земля – это планета Солнечной системы, она окружена воздушной оболочкой. Поверхность её – горы, равнины. На поверхности – вода, почва, растительность, животные и люди.
А что находится внутри?
А ответить на этот вопрос нам помогут загадки:
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло.
От него в домах светло
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль (Уголь)
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела.
Пробегает по доске,
Оставляет белый след (Мел)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже (Песок)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу
Она понадобится сразу (Глина)
Без неё не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)
Покрывают им дороги,
Улицы в селении
А ещё он есть в цементе
Сам он удобрение (Известняк)
Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением (Торф)
Молодцы! А каким общим понятием можно объединить слова, которые вы отгадали (Полезные ископаемые)
Ребята, сегодня на уроке мы вспомним , повторим и обобщим группу полезных ископаемых, их свойства, применение и значение в жизни человека.
Итак, тема нашего урока «Полезные ископаемые и их роль в жизни человека»
— Давайте подберём слово похожее по смыслу к слову полезные (Нужное, необходимое)
— А как вы понимаете слово- ископаемые? (искать , копать)
— И что получилось?
Необходимое, нужное искать, копать.
Молодцы! Вспомнили, что такое полезные ископаемые.
— Ребята, а теперь дайте с помощью учебника определение полезным ископаемым
Полезные ископаемые- это образование в земной коре, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности человека. (запись в тетрадь)
— Ребята, если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то что бы знать как их применять, как вы думаете, что ещё мы должны о них знать? (Свойства)
Каждый из вас во время подготовки д/з побывал в роли научных сотрудников по изучению свойств п.и.
— Сейчас вам нужно внимательно послушать и определить, какое полезное ископаемое рассказывает о себе.
Я твёрдая, непрозрачная порода, рыхлая, негорючая, чаще коричневого цвета. Используюсь в строительстве: из меня с добавлением песка изготавливают кирпич: когда в меня добавляют воду, то я становлюсь мягкой, вязкой и из меня изготавливают посуду. (Глина)
Я жидкое полезное ископаемое тёмного цвета. Меня называют чёрным золотом. Из меня производят керосин, смазочные масла, вазелин, лекарства, ткани. (Нефть)
Удары волн, выветривание разрушают горные породы и способствуют моему образованию . Я бываю разного цвета: желтого, серого, красного, белого. Я сыпучий. Меня используют в строительстве, изготовлении песка, медицине, искусстве. Меня очень любят дети, строют из меня замки. (Песок)
Я белый, хрупкий. В школе я пишу на доске. Во мне можно увидеть отпечатки скелетов организмов. Меня применяют в медицине, чистят свекольный сок в сахарной промышленности. (Мел)
Я чёрные, блестящий, твёрдый, хрупкий и горючий. Меня используют как топливо. Из меня делают лаки, краски, удобрения. (Уголь)
А сейчас, как настоящие исследователи мы проведём практическую работу.
Вам необходимо выбрать из предложенных свойств только те, которые соответствуют вашему полезному ископаемому и ответить на ряд вопросов. Но перед работой мы совсем немножко отдохнём.
Физминутка
Задание:
На доске записано несколько свойств, а напротив п.и. — стрелочками соединить соответствующие свойства.
Условные знаки – какому п. и. соответствуют- подписать.
(запись в тетради).
— Ребята, а как вы думаете, есть ли полезные ископаемые на территории нашей Брянской области?
Сейчас мы совершим маленькое путешествие по нашей области и узнаем, какие полезные ископаемые у нас добывают.
Посмотрите на карту Брянской области, как много здесь полезных ископаемых (мел, песок, глина…)
К нам пришло письмо от старухи Шапокляк.
Дорогие ребята 6 б класса Супоневской школы – интерната! Мне необходима ваша помощь. Я в наследство получила на территории вашей области замок. Но мне необходимо произвести в нём ремонт. Подскажите, есть ли какие — нибудь полезные ископаемые на вашей территории
из которых делают строительные материалы и что конкретно? Заранее спасибо.
Мы поможем старухе Ш. — доставим ей шифер, цемент, стекло, кирпич.
Ребята, а нужно ли беречь полезные ископаемые? Или они безграничны?
К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет!
В недра гор, Земли и рек
Пробирался человек.
Он старался всё достать,
Что б скорей богатым стать.
Через сотни лет, позднее
Он поймёт, что стал беднее.
Птицы стали задыхаться
И домой не возвращаться
Меньше нефти, нет бензина
А всего одна причина
Как спасти всё, люди это
Чтоб жила ещё планета?
Энергия, полученная от солнца миллионы лет назад, сегодня возвращается к нам в виде угля, нефти, газа. Но мы должны относится к этим богатствам бережно.
д/з составить письмо для людей с призывом беречь природу.
Красный кружок- трудно, не понял
Жёлтый – есть то, что не понял
Зелёный – всё понял и всё понравилось.
Полезное
ископаемое
Цвет
Свойства
Применение
Выбрать характерные свойства:
Твёрдое
Жидкое
Тяжелее воды
Чёрного цвета
Желтого цвета
Хрупкое
Имеет запах
Пропускает воду
Сыпучее
Легче воды
Белого цвета
Горючее
Плохо пропускает воду
Коричневого или белого цвета
НЕФТЬ
ПЕСОК
ГЛИНА
МЕЛ
УГОЛЬ
Лаки
Краски
Лекарства
Посуду
Ткани
Стекло
Парафин
Бензин
Цемент
Кирпич
Бетон
Фантики для конфет
.
Источник