Полезные ископаемые в строительстве 4 класс

Полезные ископаемые в строительстве 4 класс thumbnail

Нефть — природная густая маслянистая горючая жидкость тёмного цвета со специфическим запахом. Большинство учёных считает, что нефть образовалась из органического вещества осадочных пород (остатков древних живых организмов).

Из нефти получают топливо (бензин, керосин, дизельное топливо, реактивное топливо), пластмассы, смазочные масла, химические волокна для производства тканей.

Нефть добывается с помощью специально пробуренных скважин и мощных насосов.

Нефть является главной статьёй российского экспорта. (Экспорт — это вывоз товаров в другие страны для их продажи.) Нефть поступает в различные районы России и за границу по нефтепроводам (длинные подземные трубы). Ещё нефть перевозят на нефтеналивных танкерах (специальных морских судах) и по железным дорогам в цистернах.

Природный газ не имеет цвета и запаха. Относится к горючим ископаемым. Используется как топливо для обогрева помещений, для приготовления пищи, на электростанциях, в котельных, на заводах, а также как сырьё для получения пластмасс, резины, волокна и других полезных веществ.

Россия — один из крупнейших экспортёров газа в мире. Природный газ поступает по газопроводам.

Торф — это горючее полезное ископаемое тёмно-коричневого цвета. Торф образуется из растительных остатков при их перегнивании в условиях недостатка кислорода. Как правило, основным местом формирования торфа являются болота.

Некоторое время назад торф практически повсеместно использовался в качестве топлива. Кроме этого, торф — отличное органическое удобрение, широко использующееся в сельском хозяйстве. На фермах торф служит подстилкой для животных.

Залежи торфа необходимо оберегать от пожаров, так как такие пожары очень трудно тушить.

Уголь — горная порода, которая образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Существует несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит.

Бурый уголь. Сорт образовался из остатков торфа позже всех, поэтому он считается самым молодым. Особенность его в том, что у него очень низкая температура сгорания.

Каменный уголь. Это самая распространённая разновидность угля в деятельности человека. Он используется как топливо, из него получают пластмассы, краски и другие полезные материалы. Добывается как открытым способом, так и закрытым, в шахтах.

Антрацит. По своей структуре этот вид очень твёрдый, имеет самую высокую температуру сгорания. Залежи этого угля находятся очень глубоко под землёй.

Железо — это прочный металл, использовать который люди начали ещё много веков назад. Но найти его в чистом виде невозможно. Железо содержится во многих горных породах в виде соединения с другими минералами. Самое большое содержание железа — в железной руде.

Самое главное свойство железной руды — плавкость. Из железной руды на металлургических заводах выплавляют чугун, а из чугуна — сталь.

На сегодняшний день чугун и сталь используются во многих сферах жизни и деятельности человека, в том числе и во всех видах промышленного производства. Сталь — основное сырьё для машиностроения.

Известняк — обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо рассмотреть в известняке-ракушечнике. Применяется при строительстве зданий и дорог. Из известняка получают известь для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка — мел.

Песок и глина — одни из самых распространённых горных пород. Они образуются в природе при разрушении других горных пород, например гранита.

Глина бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Она непрозрачная, твёрдая, плотная, негорючая. При намокании глина становится вязкой и пластичной, а при высыхании сохраняет свою форму. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.

Песок — сыпучая горная порода жёлтого или белого цвета, непрозрачная. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.

Гранит — горная порода, состоящая из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Гранит очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают лестницы, колонны,  памятники. Многие станции метро облицованы гранитом. Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.

Гранит залегает глубоко в недрах Земли, но в некоторых местах глыбы горной породы выходят на поверхность. Здесь его и добывают.

Источник

Доброго всем дня, на протяжении многих веков своего существования созидающее человечество постоянно:

— строило себе уютные жилища и воздвигало величественные сооружения,

— сооружало великолепные дворцы и создавало монументальные архитектурные скульптуры,

которые невозможно было создать без прекрасного природного материала, поэтому, сегодня я расскажу вам о том, какие полезные ископаемые используются в строительстве современных домов и отделочной облицовке административных зданий.

Именно натуральное минеральное сырье нашей земли, что дает нам щедрая природа используется в строительном деле в естественном или переработанном виде, в качестве разнообразных не рудных материалов, извлеченных из недр земли.

Расширенная классификация строительных ископаемых

Не рудные, а значит неметаллические полезные ископаемые горных пород и природных минералов, использовались человеком в виде строительного сырья с давних времен.Ископаемые горных пород

Из них он возводил стены своих домов и воздвигал величественные пирамиды, вырезая из белого известняка огромные и тяжелые строительные плиты, скрепляя их часто глиняным раствором.

И по сей день, наша строительная отрасль промышленности использует не только старинные строительные материалы наших древних предков, но и вновь освоенные материалы –

  1. белый известняк и рассыпной доломитовый щебень,
  2. сыпучий песок и осадочный каолин,
  3. отполированный гранит и крупнообломочный гравий,
  4. пластичная глина и полупрозрачный селенит,
  5. блестящий мрамор и сульфатный гипс,
  6. мраморный оникс и рыхлый торф,
  7. поваренная соль и горные листвениты,
  8. мелкая галька и алюмосиликат лабрадорит,
  9. каменный уголь и глинисто-карбонатный мергель,
  10. белоснежный мел и вулканическая пористая пемза


многие из этих природных натуральных материалов используются:

  • для изготовления бетона и цемента,
  • получения известковых растворов и скрепляющих смесей,
  • производства кирпича и стекла,

а такие распиленные и отполированные, красивые и строительные природные камни, имеющие узорчатую симпатичную расцветку и уникальные декоративные свойства, применяются для облицовки архитектурных сооружений и создания из мелких разноцветных фрагментов настенных мозаичных панно в виде картинных искусственных композиций, оживляющих прекрасным образом внешний и внутренний интерьер современных зданий.

Классифицируется эта строительная группа полезных ископаемых по двум основным направлениям — по области применения и по геологическому происхождению, поскольку один и тот же добытый природный материал может использоваться в различных отраслях промышленности.

Общие сведения по составу и объемам добычи строительных материалов

Состав большинства строительных материалов определяется объективными геологическими процессами, происходящими на протяжении длительного времени в земной коре, поэтому зависит от состава материала горных пород и видов минералов, содержащихся в них.Строительные материалы

В связи с чем, все горные строительные материалы имеют несколько физических состояний и образованных пород, в которых они могут находиться —

  1. твердое или плотное,
  2. мягкое или рыхлое,
  3. осадочные валунно-гравийно-песчаные, глинистые и органогенные ледниковые отложения,
  4. магматические или вулканические из полиминеральной породы гранита, габбро и лабрадорита,
  5. видоизмененные метаморфические из перекристаллизованных, то есть очищенных твердых разновидностей мрамора, кварцита и гнейса,
Читайте также:  Какой жир полезнее барсучий или сурковый

образованные в результате природных изменений, под влиянием физико-химических процессов, происходящих, как на поверхности, так и в толще земной коры.

Под влиянием этих природных факторов изменилась молекулярно-кристаллическая структура полезных ископаемых, атомные элементы которых в группах позволили придать им необычные свойства:

  • твердость и хрупкость,
  • огнеупорность и ковкость,
  • прочность и пластичность,
  • вязкость и долговечность,
  • спекаемость и легкоплавкость,
  • водоупорность и инертность,
  • адсорбирование и тугоплавкость,
  • морозоустойчивость и растяжение,
  • блеск и цвет,

позволяющие использовать их не только в строительной сфере, но и в других отраслях промышленности –

  1. стекольной и металлургической,
  2. бумажной и керамической,
  3. химической и парфюмерной,
  4. текстильной и нефтеперерабатывающей,
  5. пищевой и сельскохозяйственной.

Видимо поэтому объемы добычи не рудных строительных материалов за последние годы в несколько раз превысили добычу рудных полезных ископаемых.

Да и сам структурный состав не рудных строительных материалов может значительно видоизменяться не только от самих стандартных параметров, но и геологических месторождений, и даже от их расположения и перспективности разработки.

Прежде, чем осуществлять промышленную добычу того или иного природного материала необходимо произвести его объективную визуальную оценку возможностей применения в строительном или промышленном производстве.

Оттого в наши дни активно ведутся геологические поиски вновь открываемых месторождений строительных материалов, где ежедневно осваиваются и постоянно разрабатываются новые карьерные месторождения, бурятся глубокие скважины и строятся подземные шахты.

Поскольку для формирования всех полезных ископаемых на нашей огромной земле необходимо довольно продолжительное время и некоторые природные условия определенной температуры и давления, поэтому есть огромный смысл в бережном сохранении и рациональном использовании природных ресурсов.

Способы добычи и применения строительных ископаемых

На протяжении многих тысячелетий своего существования разумное человечество выработало несколько способов добычи ископаемых и главными из них являются:

  1. открытый,
  2. закрытый
  3. и комбинированный,

где первый из этих трех методов добычи является менее затратным, поскольку используется в открытом карьере с применением полностью механизированной техникой – карьерных бульдозеров, ковшовых экскаваторов и большегрузных автомашин.Механизированная техника

При этом способ добычи определяется:

  • экономическими условиями,
  • транспортными затратами
  • и глубиной залегания ископаемых.

В многовековом развитии человеческой цивилизации строительные полезные ископаемые сыграли важнейшую роль, поскольку этот прекрасный материал относительно легко поддается механической обработке –

  1. распиливанию на компактные прямоугольные блоки
  2. и их шлифованию с полировкой,

приобретая приятный внешний вид. А использовался этот натуральный природный материал:

  • в древнем Египте и средневековой Европе,
  • в античной Греции и экзотической Индии

Античная Грециядля создания знаменитых на весь мир древних пирамид и огромных статуй сфинксов, величественных дворцов и замков с многочисленными скульптурными композициями, мраморных мавзолеев и грандиозных по своей красоте соборных колонн, которые многие столетия своим грандиозным величием радуют нынешних современников, поскольку не подвержены никаким природным физико-химическим разрушениям.

Очень жаль, но эти прекрасные времена классического стиля, как и сама средневековая античность ушли в далекое прошлое и теперь натуральный строительный материал идет в основном на красивую внутреннею и внешнюю отделку в качестве декоративной облицовки. Для постройки современных зданий применяют –

  1. прочный керамзитобетон и теплый кирпич,
  2. дешевые пенобетонные блоки и надежный ракушечник,
  3. керамические блоки и пористый газобетон,
  4. легкий древесный арболит и прессованные шлакоблоки,


из которых сегодня возводятся высокие стены жилых домов и административных зданий. А крупный гравий и сыпучий щебень используют для строительства автомобильных и железных дорог.

В народном хозяйстве и промышленности строительных материалов активно используют дорожно-строительные материалы –

  • песчано-гравийные смеси и минеральные порошки,
  • естественные камни и асфальтобетонные блоки.


А на сегодня это все. Надеюсь, вам понравилась моя статья о том, какие полезные ископаемые используются в строительстве домов и облицовке зданий. Может быть, вам приходилось использовать этот прекрасный природный материал или любоваться его превосходным видом, поделитесь вашими ощущениями с читателями блога в комментарии к статье. А теперь разрешите с вами попрощаться и до новых встреч.

Предлагаю Вам подписаться на обновления блога. Здесь вы можете поставить свою оценку статье по 10 системе, отметив ее определенным количеством звездочек. Приходите ко мне в гости и приводите друзей, ведь этот сайт создан специально для вас. Я уверена, что вы обязательно найдете здесь много полезной и интересной информации.

Источник

Урок окружающего мира по теме: «Строительные полезные ископаемые»

4 класс (разв.система  Л.В.Занкова)

ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности.
— Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? Тогда вперед!
Сегодня мы продолжим постигать тайны нашего общего дома — замечательной планеты Земля.
А что же мы о ней уже знаем? И о чем будем говорить сегодня?
Учитель открывает запись на доске.

Это планета Солнечной системы.
Имеет шарообразную форму.
Окружена воздушной оболочкой.
Поверхность ее — горы, равнины, овраги.
На поверхности — вода, почва, растительность, животные, люди.
Внутри (в недрах) — ?

II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

— Прочитайте внимательно текст с доски. Как вы думаете, о чем идет речь?
( О нашей планете; о планете Земля…)
— Как вы озаглавите текст? ( Земля). (на доске высвечивается  слово «Земля)».
— Что же нам предстоит выяснить сегодня? (второй ?)
( Что находится в недрах Земли; как она устроена; что у нее внутри есть ядро, о ее богатствах…)
— А что является богатствами, находящимися в недрах Земли? ( Полезные ископаемые).
(высвечивается словосочетание «Полезные ископаемые»).

-Какие учебные задачи вы бы хотели решить по этой теме?
-Обратимся к словарю (дети читают термины по карточкам на доске).

железная руда

глина

медная руда

песок

геолог

гранит

алюминиевая руда

известняк

оловянная руда

— Все ли слова вам знакомы?
— Какое слово вы считаете лишним и почему? (Геологи — люди, остальное — полезные ископаемые). ?СЛОВАРЬ (Геолог — специалист по изучению состава и строения горных пород с целью поисков и разведки месторождений полезных ископаемых)
— Оставшиеся слова распределите на  две группы. Догадались, по какому признаку?
(В результате работы на доске получается такая таблица)

железная руда                            песок

алюминиевая руда                    глина

медная руда                               известняк

оловянная руда                         гранит

— Что объединяет слова первой группы?  На прошлом уроке мы познакомились с рудами металлов и определили, что в нашей стране есть рынок металлов, получаемых из руд и необходимых в промышленности. (показ контурной карты ? на Урале, в Сибири ).

-А вот полезные ископаемые второй группы являются представителями другого рынка полезных ископаемых. Какого? 

— Сегодня вы представляете 4 фирмы по добыче и переработке полезных ископаемых, представленных во второй группе. Наши гости-это представители нового рынка ( как он называется придется определить в дальнейшей работе), которым для бизнеса необходимы качественные  песок, глина, известняк, гранит.

Читайте также:  Хорошие полезные советы на каждый день

-Какую учебную задачу мы ставим на урок?

III. Выявление места и причины затруднения.

— Работать мы будем в группах.  Каждая группа-фирма – это маленькая исследовательская лаборатория.

-Руководители каждой группы выберите для своей фирмы П.И. (жеребьевка по карточкам).

-Ваша фирма должна  убедить представителей нового рынка в качестве полезных ископаемых?

-Где возникло затруднение? Почему оно возникло?

IV. Построение  проекта выхода  из затруднения.

-Как  выйти  вашим фирмам  из затруднения?

-Я предлагаю вам провести исследовательскую работу с помощью информационного листа.

-Руководители фирм возьмите информационные листы.

(Фронтальное ознакомление с информационным листом)

1)Приступая к работе, давайте вспомним правила работы в группе.

2)Исследование свойств П.И.

3) Добыча П.И.

4) Применение П.И.

5)Заполнение таблицы в нетбуке.

V. Реализация  проекта  выхода  из затруднения.

-Сможете  реализовать пункты плана? (нет, нет образцов, приборов, материалов)

(Осуществление деятельности по решению проблемы. Самостоятельная работа учащихся.   Оформление результатов – таблица.)

Название полезного ископаемого

Свойства полезного ископаемого

Добыча полезного ископаемого

Применение полезного ископаемого

— Перед вами  коробка с материалами, информационные листы, инструкционные карты. Ознакомьтесь с ними и приступайте к исследовательской  работе.

(Учащиеся самостоятельно выполняют запланированные действия, консультируясь по мере необходимости с учителем-экспертом,  осуществляют  исследовательскую работу: изучают свойства полезных ископаемых, способ добычи, использование, оформляют  результаты своей работы.)

VI. Включение в систему знаний.

  Презентация каждой группы.

— Расскажите о результатах своей работы.  Где можно использовать ваше полезное ископаемое?

-Итак, наши гости, представителями какого рынка оказались? (рынка строительных полезных ископаемых)

-Какое из строительных полезных ископаемых оказалось самым важным? (все важны)

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Как вы думаете, что можно считать продуктом нашего урока? (таблицы,  знания, полученные на уроке)

-Подумайте,  если вы будете экскурсоводами на рынке строительных ПИ, сможете ли вы рассказать посетителям о каждом экспонате-ПИ. Если уверены -– покажите зелёный цвет, сомневаетесь — жёлтый, не сможете – красный.

? Домашнее задание. Подготовить материалы для экскурсоводов, проводящих экскурсию по нашей выставке, найти загадки о полезных ископаемых.

Инструкционная карта.

  1. Распределите роли в группе:

    чтец  – читает инструкционную карту;

    исследователь – проводит опыты;

    оформитель – записывает полученную информацию в таблицу;

    докладчик – выступает с отчётом о своей работе.

  1. Исследуйте свойства полезного ископаемого по плану.
  1. Рассмотрите образец  гранита. Определите,  какого цвета и из чего состоит. Запишите на листе и в таблицу.

 _____________ ___________________________________

  1. Определите твёрдость гранита.

                —  Порода мягкая, если можно оставить след ногтем.

                —  Порода твердая, если остается след – бороздка от гвоздя.

                —  Порода очень твердая, если следа – бороздки нет, а виден

                   только след от гвоздя.  

                Запишите на листе и в таблицу______________________________ .

  1. Проверьте  прочность.  

      Заверните кусочек гранита в бумагу, ударьте  по нему молоточком. Сделайте выводы.   Подчеркните и запишите в таблицу.

                хрупкий     или      прочный

  1. Определите, гранит легче или тяжелее воды.

              —  Опустите кусочек гранита в стакан с водой.

               — Определите, он плавает на её поверхности или тонет?

                 (Если плавает, то он легче воды, если тонет – то тяжелее.)

                                легче воды     или      тяжелее воды

3. Откройте конверт №1. Выберите значок полезного ископаемого.

4.  Прочитайте в информационном листе о способе добычи гранита.

5. Прочитайте в информационном листе о применении гранита, используя пометы.

6.Соберите весь подготовленный материал, разместите его в таблице.

7.Подготовьтесь защитить свою работу по плану:

         — Мы исследовали………………………. .

         — Имеет свойства………………………….

         -Применяют в ………………………..

         — Добывают в ( карьер, шахта)

Инструкционная карта.

  1. Распределите роли в группе:

    чтец  – читает инструкционную карту;

    исследователь– проводит опыты;

    оформитель– записывает  полученную информацию;

    докладчик – выступает с отчётом о своей работе.

  1. Исследуйте свойства полезного ископаемого по плану.
  1. Высыпьте песок  и глину из стакана на лист бумаги. Что вы наблюдаете? Сделайте выводы. Подчеркните

          песок                                                               глина

плотный или рыхлый                                    плотная или рыхлая

прозрачный или непрозрачный           прозрачная или непрозрачная

 сыпучий или вязкий                                     сыпучая или вязкая

2)Рассмотрите песок и глину под микроскопом. Определите их цвет. Сделайте выводы.

Песок  ___________________, глина__________________________.

3)Определите, какая порода лучше сохраняет форму? Какая порода более вязкая?  Смочите малым количеством воды образцы глины и песка. Разомните песок и скатайте  шарик.  Разомните глину и скатайте шарик.  Сделайте выводы. Подчеркните нужное.

                                                   песок

 Плохо сохраняет форму          или       можно придать любую форму

                                                  глина

Плохо сохраняет форму         или         можно придать любую форму

3. Откройте конверт. Выберите значок полезного ископаемого.

4.  Прочитайте в информационном листе о способе добычи песка и глины.

5. Прочитайте в информационном листе о применении песка и глины, используя пометы.

6.Соберите весь подготовленный материал, разместите его в таблице.

7.Подготовьтесь защитить свою работу по плану:

         — Мы исследовали………………………. .

         — Имеет свойства………………………….

         -Применяют в ………………………..

Читайте также:  Кому и чем полезен зеленый лук

         — Добывают в ( карьер, шахта)

Инструкционная карта.

1. Распределите роли в группе:

    чтец  – читает инструкционную карту;

    исследователь – проводит опыты;

    оформитель – записывает полученную информацию в таблицу;

    докладчик – выступает с отчётом о своей работе.

        2. Исследуйте свойства полезного ископаемого по плану.

1) Рассмотрите образец  известняка. Определите,  какого цвета и из чего состоит. Запишите на листе и в таблицу.

 _____________ ___________________________________

2) Определите твёрдость известняка.

                —  Порода мягкая, если можно оставить след ногтем.

                —  Порода твердая, если остается след – бороздка от гвоздя.

                —  Порода очень твердая, если следа – бороздки нет, а виден

                   только след от гвоздя.  

                Запишите на листе и в таблицу______________________________ .

3) Проверьте  прочность.  

      Заверните кусочек известняка в бумагу, ударьте  по нему молоточком. Сделайте выводы.   Подчеркните и запишите в таблицу.

                хрупкий     или      прочный

4) Определите, известняк  легче или тяжелее воды.

              —  Опустите кусочек известняка  в стакан с водой.

               — Определите, он плавает на её поверхности или тонет?

                 (Если плавает, то он легче воды, если тонет – то тяжелее.)

                                легче воды     или      тяжелее воды

3. Откройте конверт. Выберите значок полезного ископаемого.

4.  Прочитайте в информационном листе о способе добычи гранита.

5. Прочитайте в информационном листе о применении гранита, используя пометы.

6.Соберите весь подготовленный материал, разместите его в таблице.

7.Подготовьтесь защитить свою работу по плану:

         — Мы исследовали………………………. .

         — Имеет свойства………………………….

         -Применяют в ………………………..

         — Добывают в ( карьер, шахта)

ИНФОРМАЦИОННЫЙ  ЛИСТ

ГЛИНА И ПЕСОК

Применение песка: песок используют для производства стекла. Для этого песок специально смешивают с известью и содой, ставят в специальные печи. От сильного жара смесь плавится и получается жидкое стекло. Его заливают в формы, где оно остывает и становится твердым. Из стекла делают стеклянную посуду, стеклянные изоляторы (ролики) на столбах, стеклоткань для обмотки теплоизоляции на трубах теплотрасс, стекловату – хороший изолирующий и утепляющий материал, эмаль для покрытия металлических изделий (посуды, таблиц для улиц и номера домов). Из цемента и песка делают строительный раствор, песок применяется при изготовлении бетона и железобетона, незаменим в строительстве дорог.

  1. Применение глины. С глубокой древности люди широко применяли глину, используя ее пластичность. Из нее делали посуду для хранения зерна и других продуктов, так как корзины из прутьев неплотны и плохая защита от мышей. Дети и взрослые лепили из глины игрушки, но даже высушенная глина была очень непрочной…Но однажды, сейчас мы не можем сказать кто, но каким-то образом (скорее нечаянно) обломок глиняной посуды или изделие из сырой глины попало в огонь костра – после, разгребая костер, люди наткнулись на этот обломок, он не сгорел – нет – он стал красным, но главное  — прочным. Это было открытие. С тех пор люди изделия из сырой глины сушили, а затем обжигали на жарком огне, получая прекрасную посуду, в которой можно варить пищу. Кроме того люди применяли глину при строительстве жилища, особенно там, где не было леса. Жилище делали из веток, а затем обмазывали глиной. Если жилище было из камней – их скрепляли глиной, ей же смазывали отверстия и трещины. Научившись обжигать глиняные изделия – люди научились делать из глины искусственные камни – кирпичи, из которых легко строить дома. Кирпич – крепкий предмет, и дома из него могут служить очень долго (200-300 лет). Из глины делают: черепицу – пластины для крыш – она не пропускает дождь, и под ней прохладно в жару. Глиняные трубы применяются для стока воды, орошения и осушения полей. Из белой глины делают фарфоровую посуду, изоляторы, облицовочную плиту.
  2. Добыча песка. Мы часто встречаемся в жизни с песком. Но почти никогда не задумываемся о его происхождении – а ведь это остатки могучих гранитных гор, при разрушении которых из кварца – как составной части гранита – образуются песчинки. Песок есть везде, но его мало, проходят годы, столетия – вода ручьев, рек переносит песок и откладывает его на дне рек и по ее берегам (пляжи и косы) у берегов морей. Так образуются скопления песка – месторождения. Залегают они обычно глубоко – поэтому песок добывают, открыто в карьерах экскаваторами или со дна рек плавучими экскаваторами – землечерпалками.
  3. Добыча глины.         Месторождения глины образует текучая вода, принося  с собой глину. Обычно из глубокого потока сначала оседает песок – он тяжелее, а глину вода уносит немного дальше, и она оседает, образуя скопления. Глину, как и песок, добывают в карьерах экскаваторами.

Карьер – это открытый котлован.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

ГРАНИТ

1.Применение гранита. Гранит в далеком прошлом использовался повсеместно. Из гранита изготавливались архитектурные сооружения. Всем известны средневековые гранитные замки в Европе. А чего стоят древние величественные китайские храмы из гранита! С самых древних времен гранит считался символом могущества. Сейчас  гранит весьма популярен. Ведь гранит является символом вечного дыхания природы, он теплый и живой. Гранит является одной из самых плотных, твёрдых и прочных пород. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Гранитом отделывают мосты и тротуары, площади и автомобильные дороги. В руках архитектора гранит может превратиться в произведения искусства, которые будут жить вечно. Гранит никогда не стареет, не теряет своего внешнего вида, практически не загрязняется. Кроме того, гранит совсем не пропускает влагу и имеет высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он хорош для мощения как внутри помещения, так и снаружи. Гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн. Используется для изготовления памятников.

2.Добыча гранита. Гранит добывают из недр земли, на ее поверхности. Раньше это делали с помощью кирки и молотка, сейчас — с помощью взрывов. Производят взрыв, затем экскаваторы подбирают куски гранита, дробильные машины измельчают его в щебенку, отправляют на завод, где обрабатывают.

Источник