Масса полезного груза выводимого ракетой носителем

Масса полезного груза выводимого ракетой носителем thumbnail

Раке́та-носи́тель (РН), также раке́та косми́ческого назначе́ния (РКН) — ракета, предназначенная для выведения полезной нагрузки в космическое пространство[1].

Иногда термин «ракета-носитель» применяется в расширенном значении: ракета, предназначенная для доставки в заданную точку (в космос либо в отдалённый район Земли) полезной нагрузки — например, искусственных спутников Земли, космических кораблей, ядерных и неядерных боевых блоков. В такой трактовке термин «ракета-носитель» объединяет термины «ракета космического назначения» (РКН) и «межконтинентальная баллистическая ракета» (МБР).

Классификация[править | править код]

В отличие от некоторых горизонтально-стартующих авиационно-космических систем (АКС), ракеты-носители используют вертикальный тип старта и (много реже) воздушный старт.

Количество ступеней[править | править код]

Одноступенчатых ракет-носителей, выводящих полезную нагрузку в космос, до настоящего времени не создано, хотя имеются проекты различной степени проработки (КОРОНА, HEAT-1X и другие). В некоторых случаях как одноступенчатая может классифицироваться ракета, имеющая в качестве первой ступени воздушный носитель либо использующая в качестве таковой ускорители. Среди баллистических ракет, способных достичь космического пространства, немало одноступенчатых, в том числе и первая баллистическая ракета «Фау-2»[2]; однако ни одна из них не способна выйти на орбиту искусственного спутника Земли.

Расположение ступеней (компоновка)[править | править код]

Конструктивное исполнение ракет-носителей может быть следующим:

  • продольная компоновка (тандемная), у которой ступени расположены одна за другой и работают в полёте поочерёдно (РН «Зенит-2», «Протон», «Дельта-4»);
  • параллельная компоновка (пакетная), при которой несколько блоков, расположенных параллельно и относящихся к разным ступеням, работают в полёте одновременно (РН «Союз»);
    • условно-пакетная компоновка (т. н. полутораступенчатая схема), в которой используются общие топливные баки для всех ступеней, от которых питаются стартовые и маршевые двигатели, запускающиеся и работающие одновременно; по завершении работы стартовых двигателей сбрасываются только они.
    • компоновка «спаржа» (термин введён аэрокосмическим инженером Эдом Кейтом, одним из создателей этой компоновки), в которой используются насосы, перекачивающие топливо из боковых ступеней в центральную. Эта схема использовалась в первоначальном проекте ракеты-носителя Falcon Heavy, от которого впоследствии отказались из-за сложности технической реализации схемы.

Используемые двигатели[править | править код]

В качестве маршевых двигателей могут использоваться:

  • жидкостные ракетные двигатели;
  • твердотопливные ракетные двигатели;
  • различные комбинации на разных ступенях.

Масса полезной нагрузки[править | править код]

Классификация ракет по массе полезной нагрузки, выводимой на низкую опорную орбиту, меняется с развитием техники и является достаточно условной[1][3]:

Класс ракеты-носителяМасса полезной нагрузки на НОО
Сверхлёгкая ракета-носительДо нескольких десятков кг
Лёгкая ракета-носительДо 5 тонн
Ракета-носитель среднего классаОт 5 до 20 тонн
Тяжёлая ракета-носительОт 20 до 100 тонн (советская классификация)[1][3]
От 20 до 50 тонн (американская классификация)[4]
Сверхтяжёлая ракета-носительСвыше 100 тонн

Повторное использование[править | править код]

Наибольшее распространение получили одноразовые многоступенчатые ракеты как пакетной, так и продольной схем. Одноразовые ракеты отличаются высокой надёжностью благодаря максимальному упрощению всех элементов. Следует уточнить, что одноступенчатой ракете для достижения орбитальной скорости теоретически необходимо иметь конечную массу не более 7—10 % от стартовой, что при даже существующих технологиях делает их труднореализуемыми и экономически неэффективными из-за низкой массы полезного груза. В истории мировой космонавтики одноступенчатые ракеты-носители практически не создавались — существовали только т. н. полутораступенчатые модификации (например, американской РН «Атлас» со сбрасываемыми дополнительными стартовыми двигателями). Наличие нескольких ступеней позволяет существенно увеличить отношение массы выводимой полезной нагрузки к начальной массе ракеты. В то же время многоступенчатые ракеты требуют отчуждения территорий для падения промежуточных ступеней.

Ввиду необходимости применения высокоэффективных сложных технологий (прежде всего, в области двигательных установок и теплозащиты), полностью многоразовых ракет-носителей пока не существует, несмотря на постоянный интерес к этой технологии и периодически открывающиеся проекты разработки многоразовых носителей (за период 1990—2000-х годов — такие как ROTON, Kistler K-1, АКС VentureStar и др.). Частично многоразовой являлась широко использовавшаяся американская многоразовая транспортная космическая система (МТКС)-АКС «Спейс шаттл» («Космический челнок») и закрытая советская программа МТКС «Энергия—Буран», разработанная, но так и не использованная в прикладной практике, а также ряд нереализованных бывших (например, «Спираль», МАКС и др. АКС) и вновь разрабатываемых (например, «Байкал-Ангара») проектов. Вопреки ожиданиям, «Спейс шаттл» не смог обеспечить снижение стоимости доставки грузов на орбиту; кроме того, пилотируемые МТКС характеризуются сложным и длительным этапом предстартовой подготовки (из-за повышенных требований по надёжности и безопасности при наличии экипажа).

Частично многоразовой (только первая ступень) является ракета-носитель Falcon 9. По состоянию на 2020 год первая ступень этой ракеты-носителя может использоваться до 5 раз с межполётным обслуживанием около 3 месяцев.

Присутствие человека[править | править код]

Ракеты для пилотируемых полётов должны обладать бо́льшей надёжностью (также на них устанавливается система аварийного спасения); допустимые перегрузки для них ограничены (обычно не более 3—4,5 g). При этом сама ракета-носитель является полностью автоматической системой, выводящей в космическое пространство аппарат (космический корабль) с людьми на борту; это могут быть пилоты, способные осуществлять непосредственное управление кораблём, специалисты (инженеры, исследователи, медики), космические туристы.

История[править | править код]

Почтовый конверт, посвящённый первому в мире запуску космического аппарата в сторону Луны

Первым теоретическим проектом ракеты-носителя был «Lunar Rocket», спроектированный Британским межпланетным обществом в 1939 году. Проект представлял собой попытку разработки ракеты-носителя, способной доставить полезный груз на Луну, основанную исключительно на существующих в 1930-х годах технологиях, то есть был первым проектом космической ракеты, не имевшим фантастических допущений. Ввиду начала Второй мировой войны работы по проекту были прерваны и существенного влияния на историю космонавтики он не оказал[5].

Первой в мире настоящей ракетой-носителем, доставившей в 1957 году груз (искусственный спутник Земли № 1) на орбиту, была советская Р-7 («Спутник»). Далее США и ещё несколько стран стали так называемыми «космическими державами», начав использовать собственные ракеты-носители, а три страны (а значительно позже также и четвёртая — Китай) создали РН для пилотируемых полётов.

Самые мощные используемые на данный момент государственные ракеты-носители — это российская РН «Протон-М», американская РН «Дельта-IV Heavy» и европейская РН «Ариан-5» тяжёлого класса, позволяющие выводить на низкую околоземную орбиту (200 км) 21—25 тонн полезного груза, на ГПО — 6—10 тонн и на ГСО — до 3—6 тонн[6]. Но самая мощная ракета-носитель из используемых на данный момент — это Falcon Heavy от частной компании SpaceX — ракета сверхтяжёлого класса (по американской классификации), способная вывести на низкую околоземную орбиту до 64 тонн, а на ГПО — до 27 тонн.

В прошлом были созданы (в рамках проектов высадки человека на Луну) и более мощные ракеты-носители сверхтяжёлого класса — такие, как американская РН «Сатурн-5» и советская РН «Н-1», а также, позднее, советская «Энергия», которые в настоящее время не используются. Соизмеримой мощной ракетной системой была американская МТКС «Спейс шаттл», которую можно было рассматривать как РН сверхтяжёлого класса для вывода пилотируемого корабля 100-тонной массы, или как РН всего лишь тяжёлого класса, для вывода на НОО прочей полезной нагрузки (до 20—30 тонн, в зависимости от орбиты). При этом космический корабль-челнок являлся частью (второй ступенью) многоразовой космической системы, которая могла использоваться только при его наличии — в отличие, например, от советского аналога МТКС «Энергия—Буран».

Третьей ракетой-носителем сверхтяжелого класса в России может стать РН класса «Енисей», детальный план-график создания которой был подписан в начале января 2019 года. Строительство инфраструктуры под ракету начнётся в 2026 году, первый полёт запланирован на 2028 год с космодрома Восточный. Новая российская сверхтяжелая РН будет выводить на низкую околоземную орбиту более 70 тонн груза и обеспечивать полёты в дальний космос.[7]

См. также[править | править код]

  • Ракета-носитель многоразового применения
  • Список ракет-носителей
  • Хронология первых космических запусков по странам

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Ракеты-носители. Воениздат, 1981.
  • Конструкция и проектирование изделий ракетно-космической техники. Часть 2. Основы проектирования ракет-носителей, электрон. учеб. пособие / В. И. Куренков; Минобрнауки России, Самарский гос. аэрокосмический университет им. С. П. Королева, Самара, 2012

Ссылки[править | править код]

  • Ракетоноситель или ракета-носитель
  • Ракеты-носители Государственного космического научно-производственного центра имени М. В. Хруничева
  • Перспективные ракеты-носители // 2 августа 2018

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 апреля 2020;
проверки требуют 9 правок.

Полезная нагрузка космического аппарата или полезный груз космического аппарата — это количество, тип или масса полезного оборудования, ради которого создается или запускается данный космический аппарат. В технической литературе обычно используются сокращения этого термина: ПН (Полезная нагрузка).

Необходимо учитывать, что «вес, выводимый на орбиту» (например, спутник связи) и «вес, доставляемый к МКС» — это разные вещи. Ведь при доставке к МКС необходимо доставить на орбиту собственную двигательную установку космического корабля (вместе с топливом для неё), систему управления, сам корпус космического корабля и т. д. Так, например, масса КК «Прогресс» составляет чуть больше 7 тонн, но до МКС «долетает» обычно всего 2,5 тонны груза из выведенных на орбиту 7 тонн.

Поэтому, в зависимости от типа космических аппаратов, существует два толкования этого термина: ПН космических аппаратов и ПН ракет-носителей. Используя пример с КК «Прогресс», ПН «Прогресса» составляет 2,5 тонны, в то время как ПН ракеты-носителя — 7 тонн.

Модуль полезной нагрузки КА[править | править код]

Космическая платформа и модуль полезной нагрузки

Применительно к космическим аппаратам, термин ПН относится к массе модуля полезной нагрузки или типу используемого оборудования. Практически все современные космические аппараты строятся на основе двух составных частей: модуля служебных систем и модуля полезной нагрузки.

  • В «Модуль Служебных Систем (МСС)», который также называют «космическая платформа», входят все служебные системы спутника: все двигатели и горючее для них, система энергоснабжения, система управления движением, ориентации и стабилизации, система терморегулирования, бортовой компьютер и другие вспомогательные системы.
  • «Модуль Полезной Нагрузки» (МПН) обычно включает отсек для установки оборудования выполняющего функции, для которых данный КА был создан. Обычно платформы оптимизируются под массу выводимой полезной нагрузки, что в свою очередь определяет массу всего КА и мощность системы энергоснабжения.

Для телекоммуникационных спутников, в модуль полезной нагрузки входят все транспондеры и часть ретрансляционных антенн, используемых на этом спутнике. Антенны, которые служат для телеметрии не являются частью полезной нагрузки и относятся к платформе.

На КА, предназначенном для научных исследований, полезный груз составляют все научные приборы этого исследовательского аппарата, фото- и видео камеры. Антенны в этом случае не считаются полезным грузом, так как они осуществляют сервисную функцию передачи собранных данных на Землю и поэтому являются частью платформы.

При производстве современных телекоммуникационных платформ, таких как Спейсбас или Экспресс, МПН изготавливается отдельно от МСС и общая интеграция производится в последний момент (англ.  mating).

Устройство типичного модуля полезной нагрузки[править | править код]

Схема прозрачного модуля полезной нагрузки телекоммуникационного спутника с двойным понижением частоты

В современных спутниках связи, полезной нагрузкой обычно являются ретрансляторы прозрачного типа (англ.  transparent или bent-pipe), то есть на борту осуществляется простое изменение (понижение) частоты, усиление и ретрансляция сигнала, без предварительного демодулирования. Преимущество этого подхода в простоте системы и её лучшей приспособленности к изменению стандартов на Земле: даже при смене типа модуляции или стандартов передаваемого сигнала (например DVB-S2 вместо DVB-S) система продолжает успешно работать. Для ретрансляторов работающих в C- и Ku-диапазонах обычно используется однократное понижение частоты, в то время как для систем в более высоких диапазонах (Ka- и Q/V-) — двойное понижение.

В системах с предварительной демодуляцией и последующей ремодуляцией сигнала (англ.  on board processing (OBP)), можно достигнуть лучшего отношения сигнал/шум, производить высокоэффективную маршрутизацию сигналов и смешивать сигналы различных типов. В то же время, стоимость таких систем значительно выше простых прозрачных систем и эффективность сильно зависит от возможности перепрограммирования оборудования. Такая возможность в настоящее время сильно ограничена из-за более медленного развития систем с защитой от высокоэнергетического радиоизлучения.

Отношение ПН к общей массе КА[править | править код]

Отношение массы полезного груза коммерческих телекоммуникационных спутников к общей массе КА

Одним из важнейших параметров является отношение массы ПН к общей массе КА. Очевидно, что чем лучше это соотношение, тем эффективнее могут быть выполнены задачи миссии. Обычно грузоподъемность ракеты-носителя определяет максимальную массу КА на орбите. Таким образом, чем меньше весит платформа, тем больше полезного груза может быть доставлено на заданную орбиту.

В настоящее время это отношение составляет примерно 18-19 % для современных тяжелых телекоммуникационных платформ, таких как Спейсбас или Экспресс 2000. Основной технологической проблемой является энергетическая стоимость повышения орбиты с геопереходной до геостационарной. КА должны нести большое количество горючего для повышения орбиты (до 3 тонн и больше). Кроме того, ещё 400—600 кг используется для удержания спутника на заданной орбите за все время активной эксплуатации.
В недалеком будущем, широкое использование электрических ионных двигателей, а также уменьшение массы солнечных батарей и аккумуляторов должно привести к улучшению этого соотношения до 25 % и более. Например, электрический ионный двигатель фирмы Boeing XIPS25, использует всего лишь 75 кг горючего для удержания спутника на орбите в течение 15 лет. При возможном использовании этого двигателя для повышения и последующего удержания орбиты, можно сэкономить до 50 млн Евро (хотя в данный момент эта функция полностью не используется)[1].

Полезная нагрузка ракет-носителей[править | править код]

Для ракет-носителей, в качестве полезной нагрузки выступают спутники, космические корабли (с грузами, либо с космонавтами) и т. д. В этом случае, термин «полезная нагрузка» означает полную массу КА выводимого на заданную орбиту. То есть масса корпуса КА и горючего на борту выводимого КА также считается полезной нагрузкой.

Необходимо различать массу ПН на различных орбитах. В общем случае, любая ракета-носитель выводит больше груза на низкую опорную круговую орбиту высотой 200 км, чем на высокоэнергетические орбиты (бо́льшей высоты). Так, РН Протон-М выводит до 22 т на опорную орбиту (в трехступенчатом варианте, без разгонного блока), более 6,0 тонн на геопереходную и до 3,7 тонны на геостационарную орбиту (в четырёхступенчатом варианте, с разгонным блоком Бриз-М или ДМ).

Стоимость доставки грузов на орбиту[править | править код]

Стоимость доставки грузов на орбиту в разных источниках довольно сильно отличается. Часто цифры даны в разных валютах, относятся к разным годам (год определяет как инфляцию, так и мировую конъюнктуру стоимости пусков), относятся к запускам на разные орбиты, некоторые из цифр характеризуют себестоимость пуска по факту «сухой» стоимости ракеты-носителя, другие источники дают стоимость пуска для заказчика, при этом источник не поясняет какая из цифр приведена. Регулярно не учитывается стоимость работы наземных служб, и тем более — страхования, стоимость которого может очень сильно отличаться в зависимости от статистики отказов ракеты. Поэтому сравнивать стоимость пуска ракеты-носителя нужно крайне осторожно, и в открытой информации можно увидеть лишь приблизительные значения.

Современные средства:

Стоимость доставки грузов на низкую орбиту
НосительСтоимость, долларов за кгСтоимость запуска, млн. долларовГрузоподъёмность, тоннПримечание
«Зенит-2/3SL»2 567 — 3 66735 — 5013,7
«Спейс шаттл»13 000 — 17 00050024,4До $40–50 тыс./кг при частичной загрузке в 10 тонн. Максимальная масса, доставляемая на орбиту, — около 120-130 тонн (вместе с кораблём), максимальная масса груза, возвращаемого на Землю, — 14,5 тонн.[2]
«Союз-2»4 242 — 11 26535
48,5 (с РБ «Фрегат»)[3]
9,2 (НОО с ГКЦ)[4]
8,7 (НОО с космодрома «Восточный»)[5]
3,2 (ГПО с ГКЦ)[5][6]
2,0 (ГПО с космодрома «Восточный»[5]
До $25 тыс./кг на ГСО. Максимальная масса полезной нагрузки при использовании ТГК «Прогресс» — около 2,5 тонн. Максимальный груз который можно взять в корабль «Союз ТМА», запускаемый РН «Союз» — около 300 кг. В случае использования для вывода спутников, стоимость запуска:

  • В 2002 году составляла $35–40 млн;[7]
  • С космодрома Куру — от 40 до 60 млн € за старт.[8][9]
«Восток»346016.44,7317-го марта 1988-го года РН «Восток» (более ранняя модификация) был выведен на орбиту индийский спутник дистанционного зондирования Земли IRS-1A. Стоимость запуска составила $7.5 млн. Такая низкая стоимость обусловлена тем, что требовалось привлечь потенциальных заказчиков[10]. С 1991 года выведена из эксплуатации.

С учетом инфляции на 2020 год это $16.4 млн.

«Протон-М»2743 (НОО)
10 236 — 11 023 (ГПО)
65
80 (с РБ «Бриз-М»)
22.4 [11] (НОО, 200 км, i=51.6°)

23.7[12](НОО, 180 км, i=51.5°)
6,3 (ГПО)[11][13]

Стоимость запусков изменяется с годами:

  • В 1999 году стоимость ракеты-носителя «Протон-К» с блоком ДМ составляла $70–90 млн;[14]
  • В 2004 году, ввиду возросшей мировой конкуренции, стоимость «была уменьшена почти до себестоимости» — $25 млн;[15]
  • В 2005 году стоимость «Протон-К» составляла 800 млн руб., а «Протон-М» — 900 млн руб. ($36–40 млн);[16]
  • В 2008 году стоимость на ГПО — «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» — составляла $100 млн;[17]
  • C началом мирового экономического кризиса в 2008 году, обменный курс рубля к доллару снизился на 33 %, что привело к снижению стоимости запуска до примерно $80 млн[17];
  • В 2010 году стоимость составляла около $70–100 млн в зависимости от конфигурации[18];
  • В 2012 году общая стоимость РН «Протон-М» с РБ «Бриз-М» для федеральных заказчиков составляла порядка 2,4 млрд рублей (около $80 млн). Эта цена складывается из самой РН «Протон» (1,348 млрд), РБ «Бриз-М» (420 млн), доставки компонентов на Байконур (20 млн) и комплекса услуг по запуску (570 млн).[19] 2,84 млрд рублей в ценах 2013 года.[20]
  • В 2013 году стоимость ракеты без РБ «Бриз-М» для государственных заказчиков без учета транспортировки на космодром и услуг по запуску составляла 1,5 млрд руб. (около $46 млн);
  • В дальнейшем стоимость повысилась до $90 млн;
  • В 2015 году стоимость была снижена до $70 млн.[21]
«Атлас-5»6 350 (НОО)
14 400 (ГПО)
1879,75 — 29,42 (НОО)
4,95 — 13,00 (ГПО)[22]
Только беспилотные спутники.[23]
«Днепр»2 703103,7Только беспилотные спутники.
«Ариан-5 ECA»13 330 — 15 000 (ГПО)140 — 15010,5 (ГПО)Данная версия ракеты не используется для вывода спутников на низкие орбиты. Стоимость запуска около 100 млн евро. При выводе одного спутника на ГПО грузоподъемность ракеты 10,5 тонн, при выводе двух спутников их общая масса может составлять до 10 тонн.
Falcon 92719 (НОО)

11 273 (ГПО)

62[24]22,8 (НОО в одноразовой конфигурации)
8,3 (ГПО в одноразовой конфигурации)
5,5 (ГПО)[24]
Ракета-носитель с возвращаемой первой ступенью, что потенциально может снизить стоимость вывода полезной нагрузки.
Falcon Heavy2 351 (НОО в одноразовой конфигурации)

5 618 (ГПО в одноразовой конфигурации)
11 250 (ГПО)

90[24]
150 (в одноразовой конфигурации)[25]
63,8 (НОО в одноразовой конфигурации)
26,7 (ГПО в одноразовой конфигурации)
8,0 (ГПО)[24]
Стоимость вывода на ГПО спутника массой до 8,0 тонн установлена на уровне 90 млн долларов США[24], таким образом стоимость вывода 1 кг полезной нагрузки составит 11 250 долларов.

Разрабатываемые средства следующего поколения (планируемые цифры по курсу рубля и доллара 90-х годов, без учёта многомиллиардных расходов на разработку и испытания):

  • МАКС — $1–2 тыс./кг
  • Skylon — $1–2 тыс./кг

Однако следует учитывать, что основная стоимость вывода полезной нагрузки на орбиту заключается в стоимости создания и подготовки к запуску одноразовой ракеты-носителя. К примеру, по фактору топлива стоимость вывода на низкую околоземную орбиту для современных носителей составляет порядка 20-50 $/кг.

Роскосмос отказался от приобретения украинских ракет «Зенит», так как за ракеты была предложена давно сформированная цена, заранее заложенная в бюджет, — около 1,2 млрд руб. за ракету. Однако украинских партнёров предложение не устроило, они попросили больше — порядка 1,4 млрд руб. При таких условиях сделка теряла смысл, поскольку за 1,5 млрд руб. Роскосмос может заказать изготовление «Протона» — носителя большей грузоподъёмности[26].

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Boeing 702HP fleet (недоступная ссылка). Boeing. Дата обращения 19 декабря 2010. Архивировано 21 июня 2012 года.
  2. ↑ Американцам придется уйти с МКС (недоступная ссылка). «Комсомольская правда», 21 Сентября 2008. Дата обращения 20 декабря 2010. Архивировано 24 сентября 2008 года.
  3. ↑ Стала известна стоимость коммерческого запуска «Союза» с блоком «Фрегат» (рус.), РИА Новости (20181002T1739+0300Z). Дата обращения 3 октября 2018.
  4. ↑ Soyuz-2 launch vehicle (14A14). www.russianspaceweb.com. Дата обращения 3 октября 2018.
  5. 1 2 3 РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ «СОЮЗ-2» — Госкорпорация «Роскосмос». www.roscosmos.ru. Дата обращения 3 октября 2018.
  6. ↑ РКЦ Прогресс РН «Союз-СТ». www.samspace.ru. Дата обращения 3 октября 2018.
  7. ↑ Российско-французский проект компании «Старсем» по осуществлению запусков РН «Союз» с космодрома Куру во Французской Гвиане (недоступная ссылка). Center for Arms Control, Energy and Environmental Studies. Дата обращения 19 декабря 2010. Архивировано 15 марта 2010 года.
  8. ↑ Анализ. Прогноз. Комментарии (недоступная ссылка). ИАЦ «Спейс-Информ». Дата обращения 19 декабря 2010. Архивировано 11 января 2010 года.
  9. ↑ Новости@Mail.Ru: Российские ракеты отправились в тропики (недоступная ссылка). Дата обращения 19 декабря 2010. Архивировано 17 ноября 2009 года.
  10. ↑ Amos-2 (недоступная ссылка). Теле-Спутник Февраль 2004. Дата обращения 19 декабря 2010. Архивировано 11 июля 2007 года.
  11. 1 2 Ракета-носитель «Протон-М». www.roscosmos.ru. Дата обращения 3 октября 2018.
  12. ↑ ГКНПЦ имени М.В.Хруничева | Ракета-носитель «Протон-М». www.khrunichev.ru. Дата обращения 28 апреля 2020.
  13. ↑ Proton-M launch vehicle. www.russianspaceweb.com. Дата обращения 3 октября 2018.
  14. ↑ Ракеты-носители»Протон» (недоступная ссылка). Проект «Тихий космос». Дата обращения 20 декабря 2010. Архивировано 5 апреля 2013 года.
  15. ↑ Европа ‘запустит ракетой’ в Россию и США, russie.ru, 25.05.2004 (недоступная ссылка). Дата обращения 19 декабря 2010. Архивировано 15 мая 2013 года.
  16. ↑ Российские военные отдали последний «Протон» (недоступная ссылка). Газета «Коммерсантъ» № 67/П (3398) от 17.04.2006. Дата обращения 20 декабря 2010. Архивировано 16 ноября 2010 года.
  17. 1 2 Viasat drops Ariane-5 for Lower-Cost Proton Launch, (недоступная ссылка). Space News, 16.03.2009. Дата обращения 11 мая 2010. Архивировано 25 августа 2011 года.
  18. ↑ Потеря спутников ГЛОНАСС обойдется России в десятки миллиардов рублей. Комсомольская правда. Дата обращения 20 декабря 2010.
  19. ↑ Европа зовет Россию на Марс. деловая газета «Известия» , 16 октября 2011. Дата обращения 18 октября 2011. Архивировано 24 января 2012 года.
  20. ↑ МВД завело уголовное дело по факту саботажа в Центре Хруничева — Известия
  21. ↑ Стоимость запуска спутников «Протоном-М» снизилась до $70 млн. Interfax.ru. Дата обращения 22 декабря 2015.
  22. United Launch Alliance. Технические данные РН Атлас V. (PDF) (недоступная ссылка). Дата обращения 17 января 2011. Архивировано 26 февраля 2009 года. (en)
  23. Space News. U.S. Air Force To Request $1.8 Billion for EELV Program as Costs Skyrocket (недоступная ссылка). Дата обращения 17 января 2011. Архивировано 8 июля 2012 года. (en)
  24. 1 2 3 4 5 spacexcmsadmin. Capabilities & Services. SpaceX. Дата обращения 22 декабря 2015.
  25. ↑ Elon Musk on Twitter (рус.), Twitter. Дата обращения 3 октября 2018.
  26. ↑ Россия отказывается от закупки украинских ракет, РБК. Архивировано 9 мая 2015 года. Дата обращения 17 июня 2017.

См. также[править | править код]

  • Космическая платформа
  • Полезная нагрузка

Источник