Массовая культура чем полезна и чем вредна

Массовая культура чем полезна и чем вредна thumbnail

mass116

Термин «массовая культура» очень часто используется в СМИ, образовательной и публицистической литературе. При этом, что характерно, не всегда корректно. Например журналисты, описывая те или иные популярные культурные движения, привыкли использовать термин исключительно в негативном ключе. Так, начиная с прошлого века, в критических статьях к набирающим популярность тогда музыкальным течениям таким как блюз, джаз, рок-н-ролл и т. д., термин «массовая культура» использовался для того, чтобы подчеркнуть деструктивный и упадочный характер музыки. При этом журналисты забывали, что газеты и журналы, в которых они работают также являются неотъемлемой частью массовой культуры.

Для того, чтобы не совершать подобных ошибок, стоит сразу дать определения термину. Массовая культура — это культура масс, то есть большей части населения. Она противопоставляется элитарной культуре, которая доступна только сливкам общества.

Стоит отметить, что как и многие другие аспекты современного общества, массовая культура очень противоречива, и ее нельзя назвать однозначно хорошей или плохой. Можно только выделить некоторые пункты, которые по своей сути являются положительными либо отрицательными.

Плюсы массовой культуры

Самая первая положительная черта массовой культуры является ее основополагающей и кроется в самой сути этого явления. Конечно речь идет об ее общедоступности. Собственно, массовая культура — достаточно молодое явление в масштабах общечеловеческой истории. Предпосылки к ее зарождению появились лишь в конце 17 века, а расцвет ее начался только во второй половине 18 столетия. Это связано с тем, что тогда общество начало кардинально меняться. Обусловлены эти изменения были первой промышленной революцией, которая положительно сказалась на материальном благосостоянии большинства жителей городов. Это позволило им иметь больше свободного времени, а также возможность коротать досуг по новому: проводить время в театрах, читать книги. Также стало более доступным образование.
Массовая культура

Интересно, что в Советском Союзе было принято использовать термин «массовая культура» для описания различных течений на «загнивающем Западе», в то время как на самом деле он означает именно культуру пролетариата.

Второй плюс, уже упоминался выше — это СМИ. Средства массовой информации смогли появится только благодаря сдвигам в обществе, которые сделали общедоступным образование. Благодаря СМИ мы сегодня остаемся в курсе общемировых событий, что дает нам возможность строить планы на будущее и принимать важные решения.

Также нельзя не упомянуть тот факт, что массовая культура — неотъемлемая часть процесса глобализации, который несмотря на то, что еще более противоречив, но все же позволяет стирать границы и делать всех людей похожими вне зависимости от расы, рода занятий и социального статуса.

Минусы массовой культуры

Как ни странно, главный минус массовой культуры созвучен с одним из его плюсов: массовая культура — неотъемлемая часть глобализации. Глобализация же подразумевает всеобщую унификацию, причем она касается не только продуктов деятельности человека, но и самой человеческой личности. Массовая культура делает людей похожими друг на друга, убивает то, что так ценится в человеке — его индивидуальность.

Глобализация же стирает не только различия, которые могут стать причиной противоречий между различными нациями, но и уничтожает национальную культуру. Так было утеряно множество обрядов, песен, легенд различных народностей. Многие могут отметить, что они устарели, но они должны были занять свое место в учебниках и музеях, как важная часть человеческой истории. Даже устаревшие ценности — ценности.

Также значительным недостатком массовой культуры является ее коммерческая направленность. То есть большинство современной музыки, литературных произведений, кинофильмов направлены не на то, чтобы донести слушателю, читателю или зрителю определенную мысль, а на то, чтобы получить прибыль. Из-за этого слушатель/читатель/зритель превращается в потребителя — источник дохода крупных корпораций.

ПотребительКоммерциализация породила такие привычные для нас вещи как мода и реклама. Сами по себе они не имеют никакой практической пользы, но тем не менее играют значительную роль в современном обществе. Интересно, что несмотря на всю бессмысленность этих явлений, они имеют большое влияние на человека.

Социологи и религиоведы видят в этом проявление имплицитной религиозности (квазирелигии) — явления, которое не принято считать религией, но которое по своей сути и проявлении таковым является. Так, как в 18 веке культура поделилась на массовую и элитарную, в 20 столетии массовая культура под давлением моды стала дробиться на мейнстрим и андеграунд. Причем, часто андеграундные течения становились основными, что хорошо видно по музыке того времени. Изначально такие жанры как блюз, джаз, рок, реп были популярны только в узких кругах, и лишь когда в них находили потенциал, способный начать приносить деньги, они попадали в ротацию радиостанций и становились достоянием всего общества.

Несмотря на то, что минусов массовой культуры было перечислено больше чем плюсов, не стоит считать, что это явление отрицательное, напротив — это один из тех факторов, которые делают нас на шаг ближе к утопическому обществу, описанному во множестве художественных произведений.

Источник

Ïîíÿòèå «ìàññîâàÿ êóëüòóðà» äàâíî ñòàëî íåîòúåìëåìîé ÷àñòüþ íàøåé æèçíè, õàðàêòåðèçóþùåé ñîâðåìåííîå îáùåñòâî – îáùåñòâî ïîòðåáëåíèÿ, â êîòîðîì äàæå òàêîé âå÷íûé öåííîñòíûé îðèåíòèð, êàê èñêóññòâî, ñòàë ïðåäìåòîì, â ïåðâóþ î÷åðåäü, êîììåð÷åñêîé âûãîäû, ïðåâðàòèâøèñü â «ïðîäóêò ìàññîâîé êóëüòóðû».

Ñóùåñòâóåò ñòåðåîòèï, ÷òî ïðîäóêò ìàññîâîé êóëüòóðû íå îòëè÷àåòñÿ íè âûñîêèì êà÷åñòâîì, íè ãëóáèíîé ðàñêðûòèÿ, íè íàïîëíåííîñòüþ ìîðàëüþ, íè îðèãèíàëüíîñòüþ ïîäà÷è. Ê òîìó æå ïðèíÿòî ñ÷èòàòü, ÷òî ìàññîâàÿ êóëüòóðà íå ñîçäàåò íè÷åãî íîâîãî, à ëèøü ïåðåâîäèò  âûñîêóþ êóëüòóðó â óïðîùåííóþ ôîðìó ñ öåëüþ òèðàæèðîâàíèÿ åå äëÿ ìàññîâîãî ïîòðåáèòåëÿ. Íî òóò æå âîçíèêàåò çàêîíîìåðíûé  âîïðîñ: «Òàê ïî÷åìó æå ñïðîñ íà ìàññîâóþ êóëüòóðó îñòàåòñÿ, ñêâîçü äåñÿòèëåòèÿ, íåîáû÷àéíî âûñîê?» Îñòàåòñÿ ïðåäïîëîæèòü, ÷òî íå âñå òàê ïëîõî â ìàññîâîé êóëüòóðå, è ïîïûòàòüñÿ ðàññìîòðåòü ýòî ÿâëåíèå ÷óòü áîëåå îáúåêòèâíî, ÷åì ýòî ñâîéñòâåííî ñòåðåîòèïíîìó ìûøëåíèþ.

Èòàê, ÷òî æå òàêîå ìàññîâàÿ – èëè ïîï-êóëüòóðà? Âûðàæàÿñü ñîâðåìåííûì ñëåíãîì, ìàññîâàÿ êóëüòóðà – ýòî ìýéíñòðèì, ýòî òàêàÿ êóëüòóðà, êîòîðàÿ ïîëüçóåòñÿ ñïðîñîì è ïîïóëÿðíîñòüþ ñðåäè øèðîêîãî êðóãà ïîòðåáèòåëåé,  îíà äîñòóïíà è ïîíÿòíà êàæäîìó, áóäü òî èñêóññòâî, ìîäà, ëèòåðàòóðà, ñïîðò, ðàçâëå÷åíèÿ, áûò. Ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî êàæäûé ÷åëîâåê â ðàçíîé ñòåïåíè çàäåéñòâîâàí â ðàçâèòèè ìàññîâîé êóëüòóðû, è äëÿ ýòîãî íå íóæíû ñïåöèàëüíûå çíàíèÿ  è óìåíèÿ: ðàñïðîñòðàíÿÿ åå ÷åðåç ñîöñåòè, ìîáèëüíûå ãàäæåòû, òðàíñôîðìèðóÿ íà ñâîé âêóñ, ñîçäàâàÿ ÷òî-òî íîâîå èëè êàâåðû íà óæå ñóùåñòâóþùèå ïðîäóêòû, ïðîñòî èñïîëüçóÿ â ïîâñåäíåâíîé æèçíè, ÷åëîâåê óæå ñòàíîâèòñÿ ó÷àñòíèêîì ïðîöåññà ìàññîâèçàöèè êóëüòóðû.  Ñâîèì ñóùåñòâîâàíèåì ïîï-êóëüòóðà îáÿçàíà ñðåäñòâàì ìàññîâîé èíôîðìàöèè, áëàãîäàðÿ êîòîðûì îíà, ñëîâíî âèðóñ, ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ ìîìåíòàëüíî, çàõâàòûâàÿ âíèìàíèå ñàìûõ ðàçëè÷íûõ ñëîåâ íàñåëåíèÿ, ïðåîäîëåâàÿ âñåâîçìîæíûå ãåîãðàôè÷åñêèå óñëîâíîñòè.
×åì æå îáóñëîâëåíà òàêàÿ ïðîñòîòà è äîñòóïíîñòü ìàññêóëüòóðû? Òåì, ÷òî ïî ñâîåé ñóùíîñòè îíà ÿâëÿåòñÿ ÷èñòî êîììåð÷åñêèì òîâàðîì è åå ãëàâíàÿ çàäà÷à – çàðàáàòûâàíèå áîëüøèõ äåíåã, ÷òî âîçìîæíî ëèøü ïðè óñëîâèè, ÷òî îíà çàèíòåðåñóåò øèðîêèé êðóã ïîòðåáèòåëåé. Îãðîìíóþ ðîëü â ïîïóëÿðèçàöèè ïðîäóêòîâ ìàññîâîé êóëüòóðû èãðàåò ðåêëàìà, êîòîðàÿ ñàìà ÿâëÿåòñÿ åå ÷àñòüþ. Èç âñåãî âûøåïåðå÷èñëåííîãî ìîæíî âûäåëèòü ïåðâîå äîñòîèíñòâî ìàññîâîé êóëüòóðû, âûðîñøåå èç åå ãëàâíîãî íåäîñòàòêà – ýòî åå âñåäîñòóïíîñòü êàê ðåçóëüòàò åå êîììåðöèàëèçàöèè.

Ê âàæíûì, íî ñïîðíûì äîñòîèíñòâàì ïîï-êóëüòóðû ìîæíî îòíåñòè òî, ÷òî îíà çà÷àñòóþ èñïîëüçóåò ïðîäóêòû ýëèòàðíîé êóëüòóðû â êà÷åñòâå îñíîâû. Ýòî âåäåò íå òîëüêî ê ðîñòó ïðåñòèæà íîâîîáðàçîâàííîãî îáðàç÷èêà ïîòåíöèàëüíîãî ìýéíñòðèìà, íî è ñïîñîáñòâóåò ïðîáóæäåíèþ èíòåðåñà ïîòðåáèòåëåé ê îðèãèíàëó, çíàêîìñòâó ñ çàáûòûìè èëè ðàíåå ìàëîèçâåñòíûìè ïðîèçâåäåíèÿìè èñêóññòâà. Ñïîðíûì æå çäåñü âûñòóïàåò ñëåäóþùèé âîïðîñ: òåðÿåò ëè îðèãèíàë ñâîþ ýëèòàðíóþ ïðèíàäëåæíîñòü ïîñëå ñâîåé èíòåãðàöèè ñ ïîï-êóëüòóðîé? Êîíå÷íî, íåò. Òî, ÷òî ñîçäàâàëîñü ïîä ïîêðîâèòåëüñòâîì âûñîêîé êóëüòóðû è áûëî ïðèçíàíî ìíîãèìè ïîêîëåíèÿìè, îñòàåòñÿ íåïîêîëåáèìûì øåäåâðîì, â òî âðåìÿ êàê ïðîäóêò ñèìáèîçà ýëèòàðíîé è ìàññîâîé êóëüòóð áóäåò îòíîñèòüñÿ ê ìàññîâîé êóëüòóðå. Òàê, èçâåñòíåéøàÿ ðàáîòà Ëåîíàðäî äà Âèí÷è «Ìîíà Ëèçà» ÿâëÿåòñÿ, ïîæàëóé, îäíèì èç íàèáîëåå ÷àñòî èñïîëüçóåìûõ â ìàññîâîé êóëüòóðå èçîáðàæåíèé, íà÷èíàÿ ñ ìåìîâ â ñîöèàëüíûõ ñåòÿõ è çàêàí÷èâàÿ êðóïíûìè ðåêëàìíûìè êàìïàíèÿìè. «Ìîíà Ëèçà» ïðè ýòîì íå òåðÿåò ñâîþ óíèêàëüíîñòü è «äóøó», íî è  ìåìû è ðåêëàìíûå êàìïàíèè ýòîãî, ê ñîæàëåíèþ, íå ïðèîáðåòàþò.  ýòîì çàêëþ÷àåòñÿ êëþ÷åâàÿ îñîáåííîñòü ïîï-êóëüòóðû: åñëè ýëèòàðíàÿ êóëüòóðà ìîæåò ñïóñòèòüñÿ äî óðîâíÿ ïîï-êóëüòóðû, òî ïîï-êóëüòóðà íèêîãäà íå ñìîæåò ïîäíÿòüñÿ äî óðîâíÿ ýëèòàðíîé.  Ê ìåíåå êîùóíñòâåííûì ðåèíêàðíàöèÿì øåäåâðîâ â ñîâðåìåííîé ìàññêóëüòóðå ìîæíî îòíåñòè èñïîëüçîâàíèå îòðûâêîâ êëàññè÷åñêèõ ïðîèçâåäåíèé â êà÷åñòâå ìóçûêàëüíûõ çàñòàâîê ê ïîïóëÿðíûì Ò – è ðàäèî – ïðîãðàììàì. Òàê, «Âðåìÿ âïåðåä» Ã. Ñâèðèäîâà ñòàëî çàñòàâêîé ê íîâîñòíîé ïðîãðàììå «Âðåìÿ» íà Ïåðâîì êàíàëå, àâòîìàòè÷åñêè ïðåâðàòèâøèñü â ýëåìåíò ìàññîâîé êóëüòóðû.

Ìàññîâàÿ êóëüòóðà îáëàäàåò åùå îäíèì âàæíûì, ñ òî÷êè çðåíèÿ  ãëîáàëèçàöèè, äîñòîèíñòâîì: îõâàòûâàÿ âñå ñôåðû æèçíè è âñå ñëîè íàñåëåíèÿ, ñòèðàÿ íàöèîíàëüíûå, ãåîãðàôè÷åñêèå, ýòíè÷åñêèå, ñîöèàëüíûå ãðàíèöû, îíà ñïîñîáñòâóåò ðàçâèòèþ ÷óâñòâà åäèíñòâà ëþäåé â ìèðå, ïîçâîëÿåò èì îáùàòüñÿ íà îäíîì ÿçûêå, áóäü òî ïîï-ìóçûêà, ïîï-ëèòåðàòóðà, ïîïóëÿðíûå ÒÂ-øîó è ìàññîâîå êèíî, ÿçûê ñîöñåòåé, ìîäíûå òåíäåíöèè è äð.
 òî æå âðåìÿ ìíîãîîáðàçèå ôîðì è èñòî÷íèêîâ ìàññîâîé êóëüòóðû äàåò ÷åëîâåêó ñâîáîäó âûáîðà è ïîçâîëÿåò èìåòü ñîáñòâåííîå ìíåíèå, õîòÿ âûáîð è ÿâëÿåòñÿ îòíîñèòåëüíûì – îí îãðàíè÷åí òåìè ðàìêàìè, êîòîðûå óñòàíîâèëè ÑÌÈ è, â ÷àñòíîñòè, ðåêëàìà. Ìû ìîæåì âûáèðàòü òîëüêî èç òîãî, ÷òî íàì èçâåñòíî, è ïîëüçîâàòüñÿ òåì, ÷òî íàì ïðåäîñòàâëåíî â ñâîáîäíûé äîñòóï.

 Êàñàòåëüíî ëè÷íîãî ìíåíèÿ, îíî äåéñòâèòåëüíî ìîæåò áûòü ëþáûì, åñëè òîëüêî ëè÷íîñòü ñôîðìèðîâàíà è ñïîñîáíà ìûñëèòü îòëè÷íî îò êîíôîðìèñòñêèõ âçãëÿäîâ. Ïðèìåðîì ìîãóò áûòü Èíòåðíåò-ðåñóðñû âðîäå Êèíîïîèñêà, ãäå êàæäûé æåëàþùèé ìîæåò îñòàâèòü ñâîþ êàê ïîëîæèòåëüíóþ, òàê è îòðèöàòåëüíóþ ðåöåíçèþ íà ïðîñìîòðåííûé ôèëüì.

Êàêèå áû ïðåèìóùåñòâà íå ïðåäëàãàëà ìàññîâàÿ êóëüòóðà, åå íåäîñòàòêè òàê æå î÷åâèäíû. ×àñòü èç íèõ óæå áûëà îòðàæåíà â ïðèâåäåííûõ â íà÷àëå ýññå ñòåðåîòèïàõ – ýòî è íèçêîå êà÷åñòâî, è ñëàáàÿ ìîðàëüíàÿ ñîñòàâëÿþùàÿ, è íåîðèãèíàëüíîñòü, — íî ïîìèìî ýòîãî ñóùåñòâóåò åùå ðÿä ñóùåñòâåííûõ íåäîñòàòêîâ.

 Âî-ïåðâûõ, ìàññîâàÿ êóëüòóðà èñêàæàåò êóëüòóðíûå öåííîñòè, ïîäìåíÿåò âå÷íîå ñèþìèíóòíûì, ñîçäàåò ñîáëàçíèòåëüíûé ìèð äîñòóïíûõ óäîâîëüñòâèé è ïðîõîäÿùèõ èäåàëîâ, íåñêîí÷àåìûõ ñ÷àñòëèâûõ ìîìåíòîâ, ìèð, â êîòîðîì ñîöèàëüíûé ñòàòóñ çàâèñèò íå îò ëè÷íûõ êà÷åñòâ, à îò îáëàäàíèÿ íàáîðîì ïðåñòèæíûõ âåùåé òèïà ìîäíîé îäåæäû, íîâèíîê òåõíèêè, áèëåòàìè íà ìèðîâûå øîó  è ïð. Ýòî äåëàåò îáùåñòâî äåçîðèåíòèðîâàííûì â äóõîâíî-öåííîñòíîì ïëàíå, ðîæäàåò íåâåðíûå ïðåäñòàâëåíèÿ î ìîðàëè, çàñòàâëÿåò âåñòè íàâÿçàííûé îáðàç æèçíè, áóäü òî åæåíåäåëüíûé ïðîñìîòð êèíîíîâèíîê, ïîêóïêà î÷åðåäíîãî íîâîãî òåëåôîíà èëè ïëàíøåòà èëè ïðåäïî÷òåíèå îäåæäû ïîïóëÿðíûõ áðåíäîâ íåèçâåñòíûì ìàðêàì.

Âî-âòîðûõ, íåäîñòàòîê ìàññîâîé êóëüòóðû – ýòî åå êîðîòêàÿ æèçíåñïîñîáíîñòü. Ïðîäóêò ìàññîâîé êóëüòóðû, ÿâëÿÿñü êîììåð÷åñêèì ïðåäëîæåíèåì, óñòàðåâàåò òàê æå áûñòðî, êàê è âõîäèò â ìîäó, õîòÿ ñïðîñ íà ìàññîâóþ êóëüòóðó â ñîâîêóïíîñòè âñåãäà âûñîê. Ýòî äåëàåò íåðàçóìíûì îðèåíòèðîâàòüñÿ íà èäåàëû ìàññîâîé êóëüòóðû, âåäü ñåãîäíÿ îíè îäíè, à çàâòðà áóäóò ïðîïîâåäîâàòüñÿ ñîâåðøåííî ïðîòèâîïîëîæíûå.  ïðîøëîì ñåçîíå â ìîäå áûëè áîòèëüîíû, à â ýòîì – òèìáåðëýíäû. Â÷åðà âñå ñîçäàâàëè êàâåðû íà  Gangam Style, à ñåãîäíÿ – íà Harlem Shake. Ìàññîâàÿ êóëüòóðà íå òåðïèò ïîñòîÿíñòâà.
Â-òðåòüèõ, ìàññîâîé êóëüòóðå ñâîéñòâåííî âîçâåäåíèå â êóëüò êîíêðåòíîãî îáðàçà èëè âåùè è ïîêëîíåíèå åìó (åé), ÷òî îïÿòü-òàêè ÿâëÿåòñÿ ðåçóëüòàòîì

îáøèðíûõ ðåêëàìíûõ è ïèàð-êàìïàíèé. Êóëüò îñíîâàí íà æåëàíèè áûòü òàêèì æå ìîäíûì è ïîïóëÿðíûì, êàê îáúåêò êóëüòà  (åñëè ýòî êîíêðåòíûé îáðàç), èëè áûòü ìîäíûì è ïîäíÿòü ñâîé ïðåñòèæ, îáëàäàÿ ïðåäìåòîì êóëüòà (åñëè ýòî âåùü). Ýòî âûëèâàåòñÿ â  òàêîé íåäîñòàòîê ïñèõîëîãè÷åñêîãî ïëàíà, êàê çàâèñèìîñòü îò îáðàçà êóìèðà è ïîòåðÿ èíäèâèäóàëüíîñòè.

×åòâåðòûé íåäîñòàòîê ïåðåêëèêàåòñÿ ñ òðåòüèì: ïðîäóêò ìàññîâîé êóëüòóðû ïðèîáðåòàåòñÿ ìàññîâûì ïîòðåáèòåëåì èëè ïîëüçóåòñÿ ïîïóëÿðíîñòüþ ñðåäè øèðîêî êðóãà íàñåëåíèÿ, ÷òî îçíà÷àåò óðàâíèâàíèå âêóñîâ, ìíåíèé, ïîòðåáíîñòåé, ñòèëÿ – òî åñòü îïÿòü ðå÷ü èäåò î ïîòåðå èäåíòè÷íîñòè è ñëàáàÿ âîçìîæíîñòü ñàìîâûðàæåíèÿ ÷åðåç ýëåìåíòû ìàññîâîé êóëüòóðû. Ýòî âåäåò ê èñòîùåíèþ òâîð÷åñêîãî ïîòåíöèàëà îáùåñòâà, çàñòîþ â êóëüòóðíîé ñôåðå è, êàê ñëåäñòâèå, ê óïàäêó îáùåñòâà â öåëîì, âåäü îáùåñòâî, ïèòàþùååñÿ ëèøü  ìàññîâîé êóëüòóðîé,  îáðå÷åíî íà äåãðàäàöèþ.

Ðàññìîòðåâ îáå ñòîðîíû ìàññîâîé êóëüòóðû, ìîæíî ïîïûòàòüñÿ îòâåòèòü íà ðàíåå ïîñòàâëåííûé âîïðîñ: «Òàê ïî÷åìó æå ñïðîñ íà ìàññîâóþ êóëüòóðó îñòàåòñÿ, ñêâîçü äåñÿòèëåòèÿ, íåîáû÷àéíî âûñîê?» Íà ìîé âçãëÿä, ýòî âîçìîæíî ïî òîé ïðè÷èíå, ÷òî ïðîèçâîäèòåëè ïðîäóêòîâ ìàññîâîé êóëüòóðû ÷óòêî ðåàãèðóþò íà òåêóùåå íàñòðîåíèå îáùåñòâà, ïðåäëàãàþò òî, ÷òî ðåëåâàíòíî åãî ïîòðåáíîñòÿì â äàííûé ìîìåíò. Ìàññîâûé ïîòðåáèòåëü, â ñâîþ î÷åðåäü, ìûñëÿ êàòåãîðèÿìè ìàññîâîãî ñîçíàíèÿ, áóäó÷è  ïîäâåðæåííûì äåéñòâèÿì òîëïû, íå ìîæåò îòêàçàòüñÿ îò âîçìîæíîñòè ïî÷óâñòâîâàòü ñåáÿ ÷àñòüþ íåêîåãî åäèíîãî îðãàíèçìà, èìåþùåãî åäèíûå íàâÿçàííûå ïîòðåáíîñòè. Òàêæå ðåøàþùèìè çäåñü îêàçûâàþòñÿ ôàêòîðû äîñòóïíîñòè è ïðîñòîòû èñïîëüçîâàíèÿ ýëåìåíòîâ ïîï-êóëüòóðû, åå äåìîêðàòè÷íîñòü.
Íî, õîòÿ ñïðîñ íà ìàññîâóþ êóëüòóðó è âûñîê, âñåãäà íàéäóòñÿ ëþäè, êîòîðûå íå ñòàíóò çàêðûâàòü ãëàçà íà åå íåäîñòàòêè è èç ÷óâñòâà ïðîòåñòà èëè ïðîñòîãî æåëàíèÿ ñîçäàâàòü ÷òî-òî ïîèñòèíå ñòîÿùåå è îðèãèíàëüíîå áóäóò òâîðèòü äëÿ óçêîé àóäèòîðèè èëè äëÿ ñåáÿ òî, ÷òî îïåðåäèò ñâîå ïîêîëåíèå íà íåñêîëüêî äåñÿòèëåòèé. Ýòî áóäåò óæå èíàÿ êóëüòóðà, îòëè÷íàÿ îò ìàññîâîé ïî âñåì êðèòåðèÿì, íî èìåííî åé áóäåò ñóæäåíî ðàçâèâàòü îáùåñòâî, è ïîêà òàêàÿ êóëüòóðà áóäå ñóùåñòâîâàòü, îáùåñòâó íå ñòðàøíî ðàçâëåêàòü ñåáÿ òàêîé ïðèÿòíîé è ïðîñòîé, òàêîé äîñòóïíîé è ÿðêîé ïîï-êóëüòóðîé.

Источник

Что есть массовая культура? Это музыка, льющаяся с популярных радиостанций; это книги современных авторов; это одежда модных дизайнеров. Список, понятное дело, далеко не полный.

массовая культура это

Если давать определения, то массовая культура – это культура, порожденная техническим прогрессом на рубеже XIX-XX веков, ориентированная на так называемое массовое общество – общество, отдельные элементы которого почти утратили индивидуальность, в том числе и в выборе продуктов потребления (культурных, социальных, экономических). Понятие это характеризуется усредненностью, которая относится как к предметам и явлениям данного вида культуры, так и к людям, для которых они предназначены.

Массовая культура: плюсы и минусы

Итак, начнем с плюсов.

Одним из достоинств массовой культуры является ее общедоступность. Источников получения информации множество: от журналов до сети Интернет – только выбирай.

Активное развитие техники и внедрение новых технологий.

Ну и, конечно, массовая культура – это значительное снижение или полное отсутствие цензуры в СМИ, а потому широкой аудитории могут быть доступны проблемы, происходящие в мире и обществе.

массовая культура плюсы и минусы

Минусов, к сожалению, больше.

Доступность стала причиной так называемого «сексуального засилья». Дети до 10 лет уже знают, что такое секс. У учеников средних классов интерес зачастую переходит в активные действия, что способствует распространению случаев ранней беременности, а также педофилии.

Очевидна культурная деградация общества. Например, классические произведения – музыкальные, литературные, художественные – молодые люди абсолютно не признают. На формирование их мировоззрения влияют конвейерные голливудские фильмы, реп, глянцевые журналы и низкосортные любовные романы и детективы. Понятно, что такие продукты массовой культуры определяют потребительское отношение к жизни. Среди молодежи завоевала популярность социальная группа, называемая «мажорами». Как правило, это ученики старших классов и студенты, тратящие на разного рода развлечения (вроде дорогих автомобилей или ночных клубов) родительские деньги.

Помимо повсеместно распространенного потребительства, люди становятся не способными на простую аналитическую деятельность. Они превращаются в серую и безликую массу, которая верит тому, что им говорят ведущие из телевизора, политики, продавцы и т. д.

Засилье Интернета снижает значимость живого общения. И если массовая культура 20 века еще предполагала непосредственное человеческое взаимодействие, то сегодня, в 21 веке, различные социальные сети стали основным местом обитания большого числа людей. Да них стало важно только количество «лайков» и положительных комментариев под фотографиями. При этом уровень грамотности в этих самых комментариях оставляет желать лучшего.

массовая культура 20 века

В целом, конечно, очевидно, что массовая культура несет больше негатива, чем позитива. С другой стороны, хочется вспомнить о тех жемчужинах советского и европейского кино, которые нам дал 20 век (фильмы Чаплина, Хичкока, Рязанова), о многих талантливых писателях (Гроссман, Булгаков, Платонов), великолепных композиторах (Таривердиев, Пахмутова, Глиэр). Поэтому массовая культура – это не всегда плохо, нужно лишь уметь находить по-настоящему хорошие и достойные вещи в море шелухи.

Источник

Доклад главного редактора проектов Научи Хорошему и КиноЦензор Дмитрия Раевского на тему влияния массовой культуры и механизмов её преображения. Доклад был представлен на Северном деловом форуме «Ливадия-2019», основные его положения также озвучены в рамках беседы на телеканале «Завтрашний день» с детским психологом, публицистом Ириной Медведевой и педагогом, писателем Татьяной Шишовой.

Что такое «массовая культура»? 

Тема доклада – «Как изменить ситуацию в современной массовой культуре?». На этот вопрос и постараюсь ответить, предложив рабочие механизмы на этом важном направлении. Но прежде, чем что-то начинать менять, нужно понять, о чём конкретно идёт речь, и в каком состоянии оно сейчас находится. Это необходимо, чтобы целостно оценить ситуацию и наметить более грамотные шаги.

Современная массовая культура – это различная информация в формате видео, аудио и текстовых материалов, которая транслируется через СМИ на большую аудиторию и тем самым оказывает влияние на поведение и формирование мировоззрения, как отдельного человека, так и всего общества. На слайде показаны основные информационные потоки, которые служат каналами доставки контента до широких масс:

  • Телевидение
  • Кинематограф
  • Музыкальная индустрия
  • Компьютерные игры
  • Рекламная сфера
  • Другое (радио, глянцевые журналы…)
  • Интернет (объединяет в себе всё перечисленное)

Массовая культура является частью понятия «медиасреда», которое объединяет в себе всю информационную сферу, а не только её популярную часть.

При этом фактор медиасреды по степени значимости в деле воспитания новых поколений и управления обществом с каждым годом начинает играть всё более значимую роль. Причина простая: растёт количество времени, которое дети, подростки и взрослые люди проводят перед экранами гаджетов, а значит и растёт количество информации, поступающей в их психику по перечисленным каналам. Эта информация занимает определённое место в мировоззрении людей и начинает оказывать влияние на их поведение.

В каком состоянии сегодня находится массовая культура?

Теперь давайте ответим на вопрос, в каком состоянии сегодня находится массовая культура, и зачем её надо менять? Это очень объёмная тема, которой можно посвятить не один час времени. Но так как мы все живём не в вакууме и примерно представляем себе тот контент, который сегодня доминирует на телевидении, в музыкальной индустрии, в кино и других сферах, то я позволю себе сразу познакомить вас с выводами, основанными на 5 годах работы в рамках проекта «Научи хорошему». На слайде показаны основные модели поведения, формируемые современным телевидением:

  • Быть вульгарным, развязным, готовым к жизни напоказ – норма.
  • Эгоистический, «мажорный» образ жизни – норма.
  • Меркантильность и зацикленность на деньгах – норма.
  • Образ глупой/«роковой», доступной женщины – норма.
  • Образ гуляки, стремящегося к непостоянным отношениям, – норма.
  • Пропаганда пошлости, бесстыдства, извращений – норма.
  • Пропаганда алкоголя и табака – норма.
  • Ситуация в других сферах в содержательном плане похожа. 

На слайдах вы можете видеть также примеры демотиваторов, предназначенных для разъяснения широкой аудитории посыла современного телевидения:

В качестве доказательства приведу несколько примеров. По статистике самый популярный телеканал среди молодёжной аудитории – это ТНТ, на котором выпускаются такие ситкомы как «Интерны», «Физрук», «Универ», многочисленные комедийные передачи и реалити-шоу по типу «Дом 2».

Если вы посмотрите любую серию перечисленных сериалов, то там обязательно будут сцены пьянок, пошлости, измен. Проституция будет показан в нейтральном или положительном свете. Тяга к знаниям будет высмеиваться и позиционироваться как «занудство». Главный герой по сюжету переспит с несколькими девушками, прежде чем найдёт, наконец, свою «любовь» и так далее. При этом в разных сериалах декорации и актёры будут меняться, но транслируемые модели поведения будут везде одинаковы, что свидетельствует о системности в подаче информации и её целевой ориентированности на формирование определённых взглядов у аудитории.

Если это случайно или якобы без злого умысла, то ответьте, пожалуйста, на вопрос: как бы вы организовали системную пропаганду алкоголя и низменных моделей поведения, если бы в ваших руках был телеканал, и стояла такая задача? Вам вряд ли удастся придумать что-то более эффективное.

Кто-то, конечно, может назвать всё демонстрируемое на ТНТ «сатирой», но следует помнить, что «высмеянное зло не исчезает из жизни, но становится, привычным, обыденным и легче принимается людьм».

Тем не менее, многие скажут: «Ну что вы, я посмотрел выпуск Comedy Club!, посмеялся над их похабными шутками, но не пошёл после этого в кабак и не стал изменять жене. Получается, что ваша пропаганда в отношении меня не работает?»

Во-первых, то, что вы не пошли сразу браться за бутылку, ещё не значит, что телепередача на вас никак не повлияла. К примеру, после просмотра контента, подобного ТНТ, человек как минимум становится более толерантным к пороку, потому что закономерное чувство негодования и отвращения постепенно вытесняется юмором и связанными с ним положительными эмоциями. К тому же отравление информацией происходит постепенно и незаметно. Та же реклама должна быть показана человеку множество раз, чтобы он, наконец, принял решение. Так же и эффект телевидения в навязывании моделей поведения может проявиться далеко не сразу и со своей спецификой, свойственной отдельной личности, ведь телевидение всегда работает с массовой аудиторией. Его не интересуете лично вы, его интересует влияние на общество в целом.

Чтобы лучше это осознать, процесс просмотра фильма, сериала, передачи или любого другого медиапродукта, можно сравнить с процессом потребления пищи. Ни у кого не вызывает сомнений, что еда является одним из главных факторов, влияющих на здоровье человека. Это влияние проявляется не сразу – от одного гамбургера вы не умрёте и даже не заметите вредного эффекта, но стоит ввести фастфуд в свой постоянный рацион, как болезни не заставят себя ждать.

Абсолютно аналогичный принцип воздействия и в случае с информацией, которую потребляет человек. Если еда влияет на физическое здоровье, то информация напрямую влияет на его психическое и духовное состояние.

Но дело, конечно, не только в ТНТ. В целом практически все телешоу сделаны по технологии «Троянского коня». Это значит, что у них есть созидательные оглашаемые цели и деструктивные неоглашаемые. При этом на практике достигаются последние, о чем свидетельствует проведённый анализ.

Например, на Первом канале уже много лет идёт проект «Давай поженимся». Официально эта передача нацелена на улучшение демографической обстановки, повышение количества счастливых семей и снижение разводов. Она ведь так и называется «Давай поженимся», и люди на неё приходят, чтобы создать семью. Но когда мы начинаем оценивать внутренний алгоритм передачи, то видим несколько иную картину. В качестве ведущих поставлены женщины с неустроенной личной жизнью, у которых было несколько мужей, при этом мужья их избивали, спивались, заканчивали суицидом. То есть роль свах и учителей жизни вручена женщинам, которые на собственном примере продемонстрировали свою полную недееспособность в сфере личных взаимоотношений с противоположным полом. Это значит, что всё, что они будут искренне озвучивать на передаче, будет способствовать тому, что в жизни поверивших им телезрителей будут происходить аналогичные несчастья. А говорят они на этих передачах очень много.

Есть и второй аспект. Прийти на центральное телевидение искать себе жену или мужа и раскрывать на всю страну какие-то особенности личной жизни могут либо люди, не совсем адекватные или, как минимум, не чувствующие ненормальности этого действа, либо те, кто просто хочет попиариться любой ценой. В результате и поведение участников телепередачи способствует достижению этих самых неоглашаемых деструктивных целей, а именно: Сокращение количества счастливых семей; Увеличение количества разводов; Сокращение населения.

В качестве другого примера рассмотрим телешоу «Пусть говорят» – ещё один долгожитель Первого канала. Передача посвящена разным тематикам, но классическая технология манипуляции следующая. К примеру, обсуждается проблематика ЛГБТ. Понятно, что 99 процентов нашего общества крайне негативно относится к этому явлению, осознавая его опасность и вредоносность. В то же время на передачу «Пусть говорят» для обсуждения данной темы гостей в студии и экспертов пригласят в следующем соотношении: треть участников будут высказываться резко негативно по отношению к представителям ЛГБТ, треть участников будут яро защищать всех извращенцев, призывая к толерантности, уважению прав, гей-парадам и прочим «демократическим шаблонам», и ещё треть – будет занимать нейтральную позицию в стиле «надо жить со всеми мирно, они тоже люди». Именно в сторону этого мнения и будут склонять аудиторию перед экранами. И даже если наш телезритель до недавнего времени обладал стойким негативным восприятием данного явления, то с помощью подобного информационного воздействия он с высокой вероятностью может изменить своё отношение к проблеме.

Раскроем ещё один важный момент – не все работники телеканала или участники и исполнители того или иного телешоу осознают весь спектр его влияния на массовую аудиторию. На практике обычно можно выделить три уровня:

Кто и как видит деятельность ТВ-шоу 

  1. Массовке и толпе зрителей предназначены глянцевые обёртки в стиле «мы просто развлекаем» или «мы помогаем людям решать их проблемы», как в случае с передачами по типу «Пусть говорят». ОГЛАШАЕМЫЕ ЦЕЛИ

  2. Среднее звено исполнителей, непосредственно создающих телепередачу: сценаристы, редакторы, костюмеры, операторы и так далее, ориентированы на погоню за рейтингами, показатели которых напрямую отражаются на их зарплате. О влиянии их труда на общество они либо не задумываются, либо глушат свою совесть оправданиями в стиле «людям нравится смотреть эту грязь». О том, как выстроен механизм рейтингов, они, естественно, не знают, или знают на уровне толпы, верящей в объективность так называемых «пиплметров». ОГЛАШАЕМЫЕ ЦЕЛИ + РЕЙТИНГИ + ДЕНЬГИ
  3. А вот верхнее звено исполнителей – ведущие ток-шоу, продюсеры, главные редакторы, владельцы киностудий, телеканалов и так далее, – эти ребята прекрасно осознают все цели, на достижение которых работает создаваемый ими контент: и оглашаемые, и неоглашаемые, и действуют вполне осознанно, нанося вред обществу и получая за это очень большие зарплаты. ОГЛАШАЕМЫЕ ЦЕЛИ + НЕОГЛАШАЕМЫЕ ЦЕЛИ + БОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ

Если кого-то заинтересует влияние популярного сериала или телешоу, то просто вбивайте в интернете или на сайте «Научи хорошему» в поиск фразу «чему учит» и добавляйте название передачи. На большую часть медиаконтента уже можно найти подобную аналитику, представленную в виде наглядных видеороликов или статей.

Как изменить ситуацию?

Но давайте двигаться дальше. Сказать «как всё плохо» может каждый, а вот предложить варианты решения проблемы – это более важная тема. Поэтому плавно переходим к ответу на вопрос, вынесенный в заглавие сегодняшнего доклада – как изменить ситуацию в массовой культуре.

Прежде всего надо понять, что нынешняя ситуация сформировалась таковой не случайным или хаотичным образом, а является результатом целенаправленного процесса управления, реализуемого через конкретные механизмы. На следующем слайде представлены инструменты управления тенденциями в массовой культуре: это институты премий, финансовые потоки и контроль над центральными СМИ.

Сегодня все эти механизмы стали достаточно явными. Например, уже несколько лет подряд главную кинематографическую премию мира «Оскар» в номинации за лучший фильм вручают фильмам про извращенцев. В частности, таким картинам, как: «Лунный свет», «Форма воды», «Зелёная книга» и другим. Эти же фильмы получают максимальную положительную огласку в крупных медиа, на страницах которых не звучат такие термины как «пропаганда извращений». Наоборот – риторика ведётся сугубо в плоскости восхищения игрой актёров, декорациями, талантом режиссёра и прочими второстепенными моментами. Видя всё это со стороны, человек, даже абсолютно далёкий от сферы кино, должен либо сделать абсурдный вывод, что именно фильмы с ЛГБТ-повесткой сняты самым эстетичным образом, либо признать тот факт, что мотив присуждения премии носит явно политический характер и не имеет ничего общества с понятием искусства.

Аналогичным образом выстроена система крупных телевизионных, музыкальных и всех других премий, в том числе российских. В аналогичную матрицу вписаны и большинство интернет ресурсов, посвящённых оценке кино, по типу КиноПоиска, Фильм.Ру, Кинотеатр.Ру и других, так как в них оценка фильмов в большинстве случаев сводится к оценке их эмоционального воздействия (альтернатива представлена на сайте КиноЦензор). Всё это в совокупности создаёт благоприятные условия для постоянных манипуляций через сферу массовой культуры.

Миф о существовании «развлекательного контента»

А в основе этого процесса лежит один большой, но очень значимый миф о том, что существует так называемый «развлекательный контент», задача которого – просто приносить положительные эмоции, помогать человеку отдохнуть и расслабиться. Пока человек считает, что он просто развлекается, и это не влечёт никаких последствий для его психики и поведения, то он не оценивает критически поступающую к нему информацию. Это кстати особенно хорошо заметно по музыке. Часто так бывает, что текст песни человек знает наизусть, а о смысле запечатлённых в памяти и даже произносимых им слов он никогда и не задумывался, как раз потому, что относится ко всей этой сфере без должного внимания, не оценивая посыл композиции.

То есть реальные цели управления массовой культурой спрятаны за ложной вывеской «развлечения», благодаря которой удаётся избегать обсуждения действительно значимых и первостепенных вопросов: «какие идеи и ценности продвигает произведение», «какие установки формирует», «как влияет на массовую аудиторию», «чему учит?» и так далее.

Именно этих вопросов боятся нечестные на руку сценаристы, музыканты, продюсеры, желающие скрыть свои истинные цели и пользующиеся неграмотностью населения в вопросах управления. Честный человек с радостью расскажет, чему учит его творчество, на что оно вдохновляет, к чему призывает аудиторию. А тому, кто всё делает просто ради денег или славы, либо кто сознательно вредит обществу, придётся выкручиваться, изворачиваться, лгать, использовать ничего не значащие слова о «высоком искусстве для избранных» или о том, что творчество должно быть «свободным».

Часто также можно услышать фразу про «отражение реальности» – мол, просто жизнь такая, и мы в своих фильмах или передачах показываем правду. Но ведь можно поставить телекамеру на помойке и транслировать круглые сутки кадры с бомжами (наглядный пример – это телешоу «Дом 2», собирающее различных маргинальных личностей), а можно брать интервью и снимать передачи про крепкие семьи, про выдающихся людей, достижения страны. В обоих случаях видеоряд будет отражать реальность, но эффект и влияние на общество будут совершенно разными. То есть, если ты отражаешь реальность – это ещё не значит, что ты занимаешься полезным делом.

Таким образом, ответ на вопрос «Как изменить ситуацию в массовой культуре?» звучит следующим образом: необходимо максимально переводить общественную дискуссию касательно искусства, творчества и оценки любого произведения, ориентированного на широкую аудиторию, из развлекательной сферы в управленческую. И по мере смещения обсуждения в эту плоскость, поле для всевозможных манипуляций будет постоянно снижаться, а возможность продвижения созидательной повестки увеличиваться.

Хотя озвученный рецепт преображения массовой культуры, на первый взгляд, достаточно прост, но его выполнение требует с одной стороны – длительной системной работы, а с другой – высокого уровня подготовки тех, кто вступает в подобные дискуссии. Умение задать правильный вопрос – это только половина решения проблемы, но надо ещё и уметь самому найти ответ. То есть уметь распознавать продвигаемые идеи и технологии их внедрения, правильно оценивать влияние произведения на общество и последствия его распространения, быть в состоянии грамотно обосновать свои выводы.

Источник