Материальные отчеты о добыче полезных ископаемых

Материальные отчеты о добыче полезных ископаемых thumbnail

Новости и аналитика

Правовые консультации

Налоги и налогообложение

У организации есть карьер, из которого производится добыча полезных ископаемых, которые затем расходуются в производство. Цифры по добыче в тоннах в производственных отчетах и маркшейдерских замерах совпадают, но в кубах отличаются в связи с применением маркшейдером утвержденного коэффициента на весь горизонт добычи, а производственные службы пересчитывают добычу сырья исходя из коэффициентов влажности. Учет ведется на основании производственных отчетов по оприходованию и расходованию сырья. Декларации по НДПИ и статистическая отчетность сдаются на основании данных маркшейдеров.
Для целей НДПИ количество добытого полезного ископаемого определяется прямым методом, оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых (организация не реализует добытые полезные ископаемые (глина, известняк), а производит из них продукцию (цемент)). Для целей принятия добытых полезных ископаемых к налоговому учету по налогу на прибыль производственные службы применяют коэффициенты влажности. В результате этого возникают разницы в объеме добытого полезного ископаемого (масса добытого полезного ископаемого не изменяется).
Есть ли у организации налоговые риски из-за разности цифр?

У организации есть карьер, из которого производится добыча полезных ископаемых, которые затем расходуются в производство. Цифры по добыче в тоннах в производственных отчетах и маркшейдерских замерах совпадают, но в кубах отличаются в связи с применением маркшейдером утвержденного коэффициента на весь горизонт добычи, а производственные службы пересчитывают добычу сырья исходя из коэффициентов влажности. Учет ведется на основании производственных отчетов по оприходованию и расходованию сырья. Декларации по НДПИ и статистическая отчетность сдаются на основании данных маркшейдеров.
Для целей НДПИ количество добытого полезного ископаемого определяется прямым методом, оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых (организация не реализует добытые полезные ископаемые (глина, известняк), а производит из них продукцию (цемент)). Для целей принятия добытых полезных ископаемых к налоговому учету по налогу на прибыль производственные службы применяют коэффициенты влажности. В результате этого возникают разницы в объеме добытого полезного ископаемого (масса добытого полезного ископаемого не изменяется).
Есть ли у организации налоговые риски из-за разности цифр?

Материальные отчеты о добыче полезных ископаемых

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Возникающая в рассматриваемой ситуации разность цифр сама по себе не должна приводить к возникновению у организации налоговых рисков. При этом определенная организацией расчетная стоимость добытых полезных ископаемых должна соответствовать сумме прямых и косвенных расходов, приходящихся на добытые полезные ископаемые (применение организацией различных показателей не должно оказывать влияние на сумму прямых и косвенных расходов, приходящихся на добытые полезные ископаемые).

Обоснование позиции:
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 336 НК РФ объектом налогообложения НДПИ, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 336 НК РФ, признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья), предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 338 НК РФ налоговая база по НДПИ определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого).
Налоговая база по НДПИ определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, рассчитанная в соответствии со ст. 340 НК РФ, если иное не установлено пп.пп. 2 и (или) 3 п. 2 ст. 338 НК РФ (пп. 1 п. 2 ст. 338 НК РФ).
Количество добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со ст. 339 НК РФ (п. 3 ст. 338 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема.
В соответствии с п. 2 ст. 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено ст. 339 НК РФ. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.
Как указали судьи в постановлении ФАС Уральского округа от 01.11.2007 N Ф09-8065/07-С3, использование обществом перерасчета определенных прямым методом объемов добытого полезного ископаемого в виде исключения количества разубоживающих пород (засорения), а также приведения к показателям влажности, свидетельствуют о применении им косвенного метода, что противоречит учетной политике общества и налоговому законодательству; применение обществом повышающих или понижающих показателей, учитывающих влажность или наличие примесей, не относится к прямому методу и противоречит п. 2 ст. 339 НК РФ.
Порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы по НДПИ установлен ст. 340 НК РФ.
В случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого налогоплательщик применяет способ оценки, указанный в пп. 3 п. 1 ст. 340 НК РФ (п. 4 ст. 340 НК РФ), т.е. оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
Согласно положениям п. 4 ст. 340 НК РФ расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. В этом случае налогоплательщик применяет тот порядок признания доходов и расходов, который он применяет для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются перечисленные в п. 4 ст. 340 НК РФ виды расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде.
При этом прямые расходы, произведенные налогоплательщиком в течение налогового периода, распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства на конец налогового периода. Остаток незавершенного производства определяется и оценивается с учетом особенностей, предусмотренных п. 1 ст. 319 НК РФ. При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются также косвенные расходы, определяемые в соответствии с главой 25 НК РФ. При этом косвенные расходы, произведенные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов. Общая сумма расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде, распределяется между добытыми полезными ископаемыми пропорционально доле каждого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых в этом налоговом периоде. Сумма косвенных расходов, относящаяся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым, полностью включается в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых за соответствующий налоговый период (смотрите также постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014 N 19АП-6874/13).
В случае, если налогоплательщик в качестве сырья, запасных частей, комплектующих, полуфабрикатов и иных материальных расходов использует продукцию собственного производства, а также в случае, если в состав материальных расходов налогоплательщик включает результаты работ или услуги собственного производства, оценка указанной продукции, результатов работ или услуг собственного производства производится исходя из оценки готовой продукции (работ, услуг) в соответствии со ст. 319 НК РФ (п. 4 ст. 254 НК РФ).
На основании п. 1 ст. 318 НК РФ налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
К прямым расходам могут быть отнесены, в частности:
— материальные затраты, определяемые в соответствии с пп.пп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ;
— расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;
— суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.
При этом необходимо учитывать, что применяемые налогоплательщиком показатели для расчета налоговой базы по НДПИ должны быть сопоставимыми (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.05.2010 по делу N А74-3706/2009, смотрите также письмо ФНС России от 01.02.2012 N ЕД-4-3/1471@, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 05.02.2014 N Ф08-8837/13 по делу N А63-11099/2012, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2017 N 13АП-34496/16, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2016 N 08АП-2150/16).
В рамках спора, рассмотренного в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 07.04.2015 N Ф05-17025/14 по делу N А41-67765/2013, основанием для доначисления НДПИ послужили установленные инспекцией в ходе проведения проверки отклонения при расчете обществом себестоимости добытого полезного ископаемого, в связи с недостоверным отражением в расчетах количества добытого полезного ископаемого за проверяемый период; в декларациях по НДПИ количество добытого ископаемого отражено в меньшем размере, чем в статистической отчетности.
Судьи указали, что сумма НДПИ по добытой глине, в случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытой глины, определяется как произведение стоимости добытой глины (расходов на добычу глины) на основании данных налогового учета и налоговой ставки; количество добытой заявителем глины не оказывает влияние на сумму исчисляемого НДПИ, а данные статистической отчетности, на которую ссылается налоговый орган, не могут являться основанием для расчета НДПИ.
С нашей точки зрения возникающая в рассматриваемой ситуации разность цифр сама по себе не должна приводить к возникновению у организации налоговых рисков. При этом определенная организацией расчетная стоимость добытых полезных ископаемых должна соответствовать сумме прямых и косвенных расходов, приходящихся на добытые полезные ископаемые (применение организацией различных показателей не должно оказывать влияние на сумму прямых и косвенных расходов, приходящихся на добытые полезные ископаемые).
Принимая во внимание специфику деятельности по добыче полезных ископаемых (отраслевую специфику), напоминаем о праве организации обратиться за соответствующими разъяснениями в налоговый орган по месту постановки на учет или в Минфин России (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

10 января 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.  

Материальные отчеты о добыче полезных ископаемых

Источник

Памятка недропользователя по отчетности

Адреса и контакты:

1) Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее − Министерство): 620004, г. Екатеринбург, ул. Малышева 101 (для сдачи отчетности лично – кабинеты 457, 459а, тел. 312-00-13 (доб. 083)

2) Департамент по недропользованию по Уральскому федеральному округу (Уралнедра). Отчетность принимается Федеральным бюджетным учреждением «Территориальный фонд геологической информации по Уральскому Федеральному округу» (далее − ФБУ «ТФГИ по УрФО»): 620014, г. Екатеринбург, ул. Вайнера, 55 (для сдачи отчетности лично − кабинет 111, тел. 257-30-10); https://www.tfi-urfo.ru/info/

3) Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее − Уральское управление Ростехнадзора): 620014, г. Екатеринбург, пер. Северный 7 (для сдачи отчетности лично − единое окно); https://ural.gosnadzor.ru/

4) Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский федеральный геологический фонд» (далее − ФГБУ «Росгеолфонд»): 125993, Москва, ул. 3-я Магистральная, 38; https://www.rfgf.ru/;

5) Департамент федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу (далее – Департамент Росприроднадзора): 620014, г. Екатеринбург, ул. Вайнера 55; адрес для сдачи отчетности лично: г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка 36, кабинет 500, телефон (343) 388-04-61; www.rpn-urfo.ru ;

 6) Отдел водных ресурсов по Свердловской области Нижнеобского бассейнового управления: 620014, г. Екатеринбург, ул. Вайнера, 55, кабинет 230  

Название формы статистической отчетности

 

Кто представляет

Кому представляет

Основание

Отчет о выполнении условий недропользования за год ПРИМЕР

Все недропользователи

1) Министерство;

2) ФБУ «ТФГИ по УрФО»

Условия недропользования

Ежегодная форма статистической отчетности

№ 5-гр «Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых»

Недропользователи, осуществляющие добычу общераспространенных полезных ископаемых

1) Министерство.

2) Уральское управление Ростехнадзора

3) ФБУ «ТФГИ по УрФО»

4) ФГБУ «Росгеолфонд» − только по строительному, облицовочному камню и камню-плитняку

Постановление Госкомстата России от 13.11.2000 № 110

 

«Об утверждении статистического инструментария для организации МПР России статистического наблюдения за запасами полезных ископаемых, …»

Технико-экономические показатели работ (приложение к форме 5-ГР)

Недропользователи, осуществляющие добычу общераспространенных полезных ископаемых

1) Министерство.

Условия недропользования

Ежегодная форма статистической отчетности № 70-тп»Сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче»

Недропользователи, осуществляющие добычу общераспространенных полезных ископаемых

1) Министерство.

2) Уральское управление Ростехнадзора

3) ФБУ «ТФГИ по УрФО»;

4) ФГБУ «Росгеолфонд» − только по строительному, облицовочному камню и камню-плитняку

Постановление Госкомстата РФ от 18.06.1999 № 44 «Об утверждении годовых форм федерального государственного статистического наблюдения за запасами полезных ископаемых и их рациональным использованием»

Ежегодная форма статистической отчетности № 71-тп«Сведения о комплексном использовании полезных ископаемых …»

Недропользователи, осуществляющие добычу общераспространенных полезных ископаемых

1) Министерство.

2) Уральское управление Ростехнадзора

3) ФБУ «ТФГИ по УрФО»;

4) ФГБУ «Росгеолфонд» − только по строительному, облицовочному камню и камню-плитняку

Постановление Госкомстата РФ от 18.06.1999 № 44 «Об утверждении годовых форм федерального государственного статистического наблюдения за запасами полезных ископаемых и их рациональным использованием»

Ежегодная форма статистической отчетности № 2-ЛС «Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче твердых полезных ископаемых»

Все недропользователи

1) ФБУ «ТФГИ по УрФО»

2) Министерство

Кабинеты 115а или 216

 

Или по Интернету 

Постановление Росстата от 04.06.2007 № 43 «Об утверждении статистического инструментария для организации МПР России статистического наблюдения за выполнением условий пользования недрами при добыче углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых»

Ежегодная форма статистической отчетности 1-ЛК«Сведения о ликвидации (консервации) объектов, состоящих на балансе горнодобывающих и нефтегазодобывающих организаций»

Недропользователи, осуществляющие добычу общераспространенных полезных ископаемых

1) Уральское управление Ростехнадзора

Приказ Росстата от 14.12.2010 № 438 «Об утверждении статистического инструментария для организации Ростехнадзором федерального статистического наблюдения за ликвидацией (консервацией) объектов, состоящих на балансе горнодобывающих и нефтегазодобывающих организаций»

Ежегодная форма статистической отчетности 2-ТП – рекультивация«Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы»

Недропользователи, осуществляющие добычу общераспространенных полезных ископаемых

1) Департамент Росприроднадзора  

Приказ Росстата от 29.12.2012 № 676 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы»

Ежегодные данные по мониторингу подземных вод (режимные наблюдения за работой водоотлива)

Недропользователи, имеющие лицензии на право пользования недрами и осуществляющие водозабор подземных вод или водоотлив на карьере

1) Министерство;

2) ФБУ «ТФГИ по УрФО» Кабинет 224

 

Условия недропользования.

Состав данных определяется программами мониторинга

Ежегодная форма статистической отчетности № 2-тп (водхоз) «Сведения об использовании воды»

Недропользователи, осуществляющие водоотлив и сброс дренажных вод из карьеров объемом 50 м3 в сутки и более

1) Отдел водных ресурсов по Свердловской области Нижнеобского бассейнового управления

Приказ Росстата от 19.10.2009 № 230 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росводресурсами федерального статистического наблюдения об использовании воды»

Отчет о выполнении геологоразведочных работ  в текущем году и программе на следующий год

Недропользователи, осуществляющие геологоразведочные работы на участках недр местного значения

1) Министерство.

Условия недропользования

Сроки представления отчетности указаны в условиях недропользования по лицензиям или в формах статотчетности.

 Все документы подписываются руководителем предприятия или его законным представителем с приложением копии документа, подтверждающего его полномочия.

Непредставление отчетности является основание для досрочного прекращения права пользования недрами (статья 20 часть 2 пункт 8 ФЗ «О недрах»), а также является административным правонарушением (статьи 7.3 часть 2 и 8.5 КоАП).

Источник