На контурной карте обозначьте полезные ископаемые

На контурной карте обозначьте полезные ископаемые thumbnail

География

Учебник для 7 класса

   
   

  1. Какую часть Африканской плиты занимает платформа?
  2. Каковы закономерности образования горных систем?
  3. Какая существует связь между горными породами и полезными ископаемыми?

Рельеф. Если вы посмотрите на физическую карту мира, то увидите, что в Африке по сравнению с другими материками преобладают равнины высотой от 200 до 1000 м.

Низменностей в Африке мало, расположены они у побережий океанов и морей. На материке нет высоких и протяженных горных цепей, подобных Кордильерам, Андам. Возраст горных пород платформы, лежащей в основе материка, составляет 2—3 млрд лет и более. Образовавшиеся здесь прежде высокие горные системы под влиянием внешних сил Земли разрушались. На месте гор появились огромные волнистые равнины, над которыми лишь кое-где возвышаются кристаллические массивы.

На контурной карте обозначьте полезные ископаемые

Рис. 51. Великие Восточно-Африканские разломы

Под влиянием внутренних процессов отдельные участки Африканской платформы поднимались, что привело к образованию высоких плоскогорий. Другие опускались, в результате возникли крупные котловины (Чад, Конго, Калахари и др.). Движения сопровождались разломами земной коры, образованием горстов, грабенов, извержениями вулканов, землетрясениями. В Восточной Африке находится самый крупный на суше разлом земной коры. Он протянулся вдоль Красного моря через Эфиопское нагорье до устья реки Замбези. Здесь происходит раздвижение (расхождение) Африканской литосферной плиты, поэтому часты землетрясения и извержения вулканов.

По преобладающим высотам Африку подразделяют на две части: Северную и Западную, где высоты ниже 1000 м, и Восточную и Южную с высотами более 1000 м. Северная и Западная Африка на значительной части покрыта осадочными породами — континентальными и морскими. Эти территории длительное время были заняты морем.

На контурной карте обозначьте полезные ископаемые

Рис. 52. Килиманджаро — величайший вулкан Земли

На северо-западе материка находятся горы Атлас, северные молодые хребты которых располагаются на стыке двух литосферных плит. (Назовите эти плиты.)

Восточная часть Африки занимает сильно приподнятое и раздробленное сдвигами земной коры Вое точно-Африканское плоскогорье. Здесь находятся самые высокие вершины материка, гигантские потухшие и действующие вулканы Килиманджаро, Кения и др. К северу от Восточно-Африканского плоскогорья располагается Эфиопское нагорье. Оно состоит из высоких плато — возвышенных равнин, сложенных горизонтально залегающими осадочными и вулканическими породами. Плато ограничено высокими уступами. Плоскогорье Южной Африки в центральной части понижается и переходит в котловины. Самый юг материка окаймляют плосковершинные Капские горы. В Восточной и Южной Африке часто на поверхность выходят древние кристаллические породы. (По карте определите высоту плоскогорий Восточной и Южной Африки и наиболее высоких вершин гор Атласа, Эфиопского нагорья и вулкана Килиманджаро.)

Полезные ископаемые. Африка богата разнообразными полезными ископаемыми. Многие из них представлены крупнейшими месторождениями в мире. В связи с преобладанием магматических пород в Африке особенно много рудных полезных ископаемых, которые образовались при внедрении магмы из глубин Земли в толщу земной коры по линиям разломов. В Южной и Восточной Африке они залегают неглубоко, так как там древние кристаллические породы находятся близко от поверхности.

На контурной карте обозначьте полезные ископаемые

Рис. 53. Восточно-Африканское плоскогорье — наиболее приподнятая часть Африки

На долю Африки приходится большая часть добычи алмазов в мире. Алмазы используются не только для изготовления драгоценных камней (бриллиантов), но благодаря высокой твердости и в промышленности.

В более низких местах материка, где преобладают осадочные породы, распространены месторождения осадочного происхождения: каменный уголь, различные соли, марганцевые руды и др. В Северной Африке и на побережье Гвинейского залива обнаружены огромные запасы нефти. Африка богата также фосфоритами, из которых вырабатывают удобрения. Основные месторождения их находятся на севере материка.

Задания.

  1. Составьте описание рельефа острова Мадагаскар (план см. в приложении).
  2. На контурной карте обозначьте полезные ископаемые и объясните причины их размещения.
  3. Что произойдет с Африканской платформой, если процессы раздвижения, происходящие в зоне разломов Восточной Африки, будут усиливаться?

Источник

Инфоурок

География
›Презентации›Презентация к уроку «Полезные ископаемые области, их классификация. Основные месторождения и их размещение. Практическая работа № 4 «Обозначение на контурной карте месторождений полезных ископаемых»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Тема урока: «Полезные ископаемые области, их классификация. Основные месторож

Описание слайда:

Тема урока: «Полезные ископаемые области, их классификация. Основные месторождения и их размещение. Практическая работа № 4 «Обозначение на контурной карте месторождений полезных ископаемых».

2 слайд

Полезные ископаемые- минералы и горные породы, которые использует человек в с

Описание слайда:

Полезные ископаемые- минералы и горные породы, которые использует человек в своей хозяйственной деятельности.

Читайте также:  Чем полезно красное белье для женщин

3 слайд

- Скопления полезных ископаемых образуют месторождения, а при больших площадя

Описание слайда:

— Скопления полезных ископаемых образуют месторождения, а при больших площадях распространения — районы, провинции и бассейны. — По назначению выделяют следующие виды полезных ископаемых: Горючие полезные ископаемые, Рудные и Нерудные полезные ископаемые.

4 слайд

1. Горючие (топливные) полезные ископаемые. При горении эти полезные ископаем

Описание слайда:

1. Горючие (топливные) полезные ископаемые. При горении эти полезные ископаемые выделяют тепло и энергию. Имеют преимущественно органическое происхождение и находятся в слое осадочных пород. К группе горючих полезных ископаемых Донбасса относятся каменный и бурый уголь, природные газы. Они являются ценным источником энергии для доменных печей и тепловых электростанций. Главным богатством Донецкого бассейна без сомнения является уголь. Преобладает толщина пластов до 1 м. Разработка ведется как шахтным, так и карьерным способом. Черный уголь в нашем регионе характеризуется высоким качеством. На севере Донецкий бассейн имеет газовое месторождение с мощностью залежей 1400 млн. м3. Всего разрабатывается 15 потенциальных месторождений. По предварительным оценкам, их запас составляет 30 млрд. м3.

5 слайд

2. Рудные полезные ископаемые. Имеют металлические свойства, залегают на боль

Описание слайда:

2. Рудные полезные ископаемые. Имеют металлические свойства, залегают на больших глубинах кристаллических фундаментов. В области сосредоточены значительные запасы ртутных руд, месторождения которых разрабатываются в Горловском районе. Также сосредоточены маломощные запасы железной руды. Их количество позволяет удовлетворить только местную потребность в подобном минерале. (Первомайский район) В Артемовском месторождении разрабатываются медные руды. Минерал временами выходит на поверхность. Найдены также рудопроявления кобальта, хрома, никеля, золота и серебра.

6 слайд

3. Нерудные полезные ископаемые. К этой группе относятся минералы и горные по

Описание слайда:

3. Нерудные полезные ископаемые. К этой группе относятся минералы и горные породы, которые используются в строительстве и химической промышленности. Залегают на небольших глубинах или на поверхности осадочного слоя. В области расположены богатейшие запасы каменной соли, гипса, мела, флюсовых, строительных известняков, уникальных разновидностей глин, стекольных, строительных песчаников, доломитов и т. д. Суммарный объем поваренной соли, разрабатываемый в районе, составляет 25,4 млрд. тонн. Минерал залегает в виде мощных пластов. Толщина местами достигает 35-40 м. Добыча осуществляется шахтным путем и методом выщелачивания. Каменную соль очень часто сопровождает гипс.

7 слайд

На контурной карте обозначьте полезные ископаемые

8 слайд

Практическая работа № 4 На контурной карте Донецкой области отметить основные

Описание слайда:

Практическая работа № 4 На контурной карте Донецкой области отметить основные месторождения топливных, рудных, нерудных полезных ископаемых и минеральных вод.

9 слайд

Практическая работа № 5 «Установление взаимосвязей между тектоническими струк

Описание слайда:

Практическая работа № 5 «Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми на территории Донецкой области»

10 слайд

Цель работы: Научится устанавливать взаимосвязь между тектоническим строение

Описание слайда:

Цель работы: Научится устанавливать взаимосвязь между тектоническим строение, формами рельефа и полезными ископаемыми. Обобщить полученные знания.

11 слайд

Ход работы: 1. Сравните карту тектонического строения, физическую карту, карт

Описание слайда:

Ход работы: 1. Сравните карту тектонического строения, физическую карту, карту полезных ископаемых. Определите тектонические структуры, потом укажите соответствующие им формы рельефа и полезные ископаемые, месторождения которых находятся в пределах тектонических структур. Результаты запишите в таблицу. 2. Сделайте вывод по данным таблицы. 3. Ответьте на вопрос: Чем, на ваш взгляд, можно объяснить однообразный характер форм рельефа на территории Донецкой области? Тектоническаяструктура Форма рельефа Полезныеископаемые 1. 2. 3.

12 слайд

На контурной карте обозначьте полезные ископаемые

13 слайд

Домашнее задание: учить параграф № 9-10, повторять параграф № 8 (подготовитьс

Описание слайда:

Домашнее задание: учить параграф № 9-10, повторять параграф № 8 (подготовиться к опросу)

Выберите книгу со скидкой:

На контурной карте обозначьте полезные ископаемые

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

На контурной карте обозначьте полезные ископаемые

Курс профессиональной переподготовки

Учитель географии

На контурной карте обозначьте полезные ископаемые

Курс повышения квалификации

На контурной карте обозначьте полезные ископаемые

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-171778

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Практическая работа № 1.

Тема: Восточно-Европейская равнина.

Содержание: Географическое
положение, особенности природы, природные ресурсы Русской равнины.

Цель работы:Формирование умений и навыков при
нанесении географических объектов на контурную карту; углубить знание об
особенностях природы и природных ресурсов Восточно-Европейской равнины.

Оборудование:Атлас, контурная карта, учебник, рабочая
тетрадь.

Место и время
проведения:
Практическая
работа проводится в конце урока на 15-20 минут

Задания для
учащихся:

Читайте также:  Чем полезна вода с медом на голодный желудок

1. На контурной
карте напишите названия всех географических объектов, указанных в тексте
учебника параграф 27.

2. Письменно в
тетради ответьте на следующие вопросы, используя карты атласа и параграфы
учебника 27, 28, 29.

а)
Какие низменности и возвышенности находятся на Русской равнине.

б)
Дайте характеристику климата Восточно-Европейской равнины.

в)
Какими природными ресурсами богата Русская равнина, перечислите их?

3. Устно.
Сформулируйте общие черты географического положения Русской равнины?

4. При помощи карт
атласа выберите месторождения горючих полезных ископаемых на Русской равнине и
нанесите их на контурную карту.

Инструкция для
выполнения практической работы:

1. На контурную
карту географические объекты и полезные ископаемые наносить простым карандашом,
подписывать печатными буквами.

2. Письменно на
вопросы отвечать четко, кратко.

3. При выполнении
практической работы внимательно работать с учебником и картами атласа.

Нормы и критерии
оценки практической работы:

1. Правильное
выполнение всех четырех заданий оценка «5».

2. Правильное
выполнение 1, 2, 4 заданий оценка «4».

3. Если выполняются
два задания, ставится оценка «3».

Практическая работа №2.

 Тема:
Северный Кавказ

Содержание: Особенности природы, природные комплексы
Северного Кавказа.

Цель работы: Формирование представлений об особенностях
природы с углублением и расширением знаний о климате высокогорий; познакомить с
разнообразием ПК Северного Кавказа.

Оборудование:
Карты атласа, учебник, хрестоматия, таблица.

Место и время
проведения:
Практическая работа проводится в классе
в конце урока на 10-15 минут, заканчивается дома.

Задание для учащихся:

1.
На основе текста учебника параграфа 30 и карт атласа определите особенности климата
высокогорий Северного Кавказа. Результаты зафиксируйте в таблице:

Районы
Кавказа

Особенности
климата высокогорий

2.    
Центральный Кавказ

1.

2.

3.

2. Проанализируйте рис. 66 параграфа 30 «Высотная поясность Большого
Кавказа». Письменно ответьте на вопросы:

а)
какие высотные пояса представлены на склонах гор Большого Кавказа?

б)
С чем связан такой набор высотных поясов?

Сделайте
вывод.

3.
Составьте сравнительную характеристику ПТК Северного Кавказа: равниной Кубани и
высокогорного Дагестана, в виде схемы.

Инструкция
для выполнения практической работы:

1. При заполнении таблицы внимательно изучить параграф 30 и
проанализировать климатическую карту Северного Кавказа.

2. Анализируя рис. 66 «Высотная поясность Большого Кавказа» и сделать
вывод по этому рисунку вам поможет параграф 26 учебника.

3. Выполняя задание №3 практической работы, в схеме нужно указать черты
сходства и различия, и их причины.

Нормы и критерии оценки
практической работы:

 При выполнении всех 3х заданий учащийся
получает 25 баллов и + 5 баллов за аккуратность выполнения.

30-25 баллов – «5»

25-20 баллов – «4»

Практическая работа №3.

Тема: Урал.

Содержание:
Природные
ресурсы, своеобразие природы, природные уникумы и экологические проблемы Урала.

Цель
работы:

Формирование знаний у учащихся о своеобразии природы и природных ресурсов
Урала; познакомить с природными уникумами Урала; углубить знание об
экологических проблемах Урала, сформировать умение выделять пути решения этих
проблем.

Оборудование: учебник,
энциклопедия, атлас, таблица.

Место
и время проведения:
Практическая работа выполняется в классе в течение
всего урока.

Задание
для учащихся:

1.    
Какая
закономерность прослеживается в размещении полезных ископаемых Урала? Оформите
ответ в виде таблицы и сделайте вывод.

Полезные ископаемые

Предуралье и западные склоны

Зауралье и восточные склоны

Каменный уголь

Железные руды

Медные руды

Калийные соли

Поваренные соли

Асбест

2.    
По
каким признакам на Урале выделяют 6 физико-географических областей? Используя
карты атласа, проведите сравнительный анализ этих областей по высоте, климату,
природным зонам и освоенности территорий (письменно в тетради).

3.    
Какие
природные уникумы Урала вам более интересны и почему? (устно)

4.    
Почему
экологические проблемы на Урале стоят чрезвычайно остро? Назовите самые важные
из них. Какие пути решения экологических проблем Урала возможны на сегодняшний
день? (письменно в тетради)

5.    
Творческое
задание! Составьте кроссворд «Месторождение полезных ископаемых Урала».

Инструкция
для выполнения практической работы:

1.    
При
выполнении практической работы вы должны очень внимательно изучить карты атласа
и параграфы 32,33,34 учебника.

2.    
При
составлении кроссворда, использовать более крупные и значимые месторождения для
России и мира (не менее 10).

Нормы
и критерии оценки практической работы:
Практическая работа оценивается
по бальной системе: 1 задание – 10б., 2ое – 10б., 3е – 5б, 4ое -10б. и 5ое –
5баллов, всего должно быть 40 баллов.40 баллов – «5»; 35-30 баллов – «4»; 25-20
баллов – «3».

Читайте также:  Полезно знать что добавляют в продукты

Практическая работа №4.

Тема: Западно-Сибирская равнина.

Содержание: Особенности
природы, природные ресурсы Западно-Сибирской равнины.

Цель
работы:
Сформировать
знания об особенностях природы и природных ресурсах равнины, закрепить умения,
работая с картами атласа.

Оборудование: карты атласа,
учебник, контурная карта.

Место
и время проведения:
Практическая работа проводится в классе, на
уроке  в течение 20-25 минут.

Задание
для учащихся:

1.По картам атласа
определите протяжённость Западной Сибири с севера на юг по меридиану 800
в.д. и с запада на восток по параллели 600  в градусной мере и в километрах (устно).

2.Охарактеризуйте
особенности климата региона и на контурной карте подпишите названия
климатических поясов, в пределах которых расположена Западная Сибирь.

3.Дайте краткую
характеристику каждому виду природных ресурсов в виде схемы.

4.Проверьте свои знания:

         Что
такое?

1. Таз; 2. Чаны; 3. Пур;
4. Уренгой; 5. Кулундинская; 6. Тобол;  
7. Барабинская; 8. Сибирские Увалы; 9. Ямал; 10. Малая Сосьва.

 А. Озеро; Б. Река; В. Низменность, равнина;
Г.Месторождение;  Д. Заповедник; Е. полуостров;
Ж.возвышенность.

Инструкция для выполнения практической работы:

При выполнении
практической работы используйте параграфы 35, 36, учебника, карты атласа,
контурные карты.

Нормы и критерии оценки практической работы:

1.    
При правильном
выполнении всех 4х заданий оценка «5».

2.    
При
правильном выполнении 3х заданий – «4»; 2х заданий – «3».

Практическая работа №5.

Тема: Восточная Сибирь.

Содержание: Особенности природы, природные районы, природные ресурсы Восточной
Сибири.

Цель работы: Углубить знания у учащихся об особенностях природы, о природном
районировании Восточной Сибири; сформировать умение характеризовать типичные
ПТК; наносить на контурную карту основные месторождения полезных ископаемых.

Оборудование: карты атласа, учебник, контурные карты.

Место и время проведения: Практическая работа проводится в течение урока или
задаётся на дом.

Задание для учащихся:

1.    
Составьте
логически опорный конспект «Главные особенности природы Восточной Сибири».

2.    
На контурной
карте обозначьте границу многолетней мерзлоты, подпишите основные названия форм
рельефа и месторождения полезных ископаемых.

3.    
Какие
природные районы выделяют в Восточной Сибири. Объясните почему (устно).

4.    
Заполните
таблицу «Природные ресурсы Восточной Сибири»

Вид
природных ресурсов

Основные
районы распространения

Возможность
их освоения

5.    
Творческое
задание! Составьте туристический маршрут по Южной Сибири с посещением
уникальных природных объектов. Подготовьте рассказ об одном из них.

Инструкция для выполнения практической работы:

1.    
Для
выполнения практической работы необходимо использовать параграфы37,38,39,40
учебника.

2.    
На контурную
карту названия географических объектов подписывать аккуратно, печатными
буквами, простым карандашом.

3.    
При
составлении туристического маршрута рассмотреть не менее 5 уникальных природных
объектов.

Нормы и критерии оценки практической работы:

Данная практическая
работа оценивается по бальной системе. За1ое задание — 10 б.,2ое -10б.,3е –
5б.,4ое – 10 б., 5ое – 10б., всего должно быть 45 баллов.

45-40 – «5»; 40 – 35 –
«4»; 35-25 – «3».

Практическая работа№6.

Тема: Дальний Восток.

Содержание: Географическое положение, особенн6ости муссонного климата, природные
комплексы, природные ресурсы.

Цель работы: Сформировать
у учащихся знания и умения о специфике природы Дальнего Востока, раскрыть
причины уникальности края.

Оборудование: карты
атласа, учебник, контурные  карты.

Место и время проведения: Практическая работа задаётся на дом

Задание для учащихся:

1. Используя карты атласа и текст учебника,
определите отличительные черты географического положения Дальнего Востока.

 2. Нанесите
на контурную карту основные объекты, отражающие ФГП природного района: острова,
полуострова, моря, проливы, пограничные государства и природные районы.

 3. На
территории юга Дальнего Востока господствует муссонный климат. Начертите схему,
раскройте причины его формирования.

4. Почему Дальний Восток исключительно богат
разнообразными по происхождению полезными ископаемыми?

5. По карте «Растительности России» проследите, как
изменяется видовой состав растительности Дальнего Востока при движении с севера
на юг. Объясните причины (устно).

Инструкция для выполнения практической работы:

1.    
При
выполнении практической работы воспользуйтесь параграфами 41-43 учебника,
картами атласа.

2.    
Выполняя
задание №4 нужно вспомнить тектоническое строение России.

Нормы и критерии оценки практической работы:

При правильном выполнении всех пяти заданий
учащиеся получают оценку «5», при правильном выполнении четырёх – «4»,три
задания – «3».

Источник