Налог на добычу полезных ископаемых у газпрома
В пресс-службе Минфина заявили РБК, что эти средства необходимы для финансирования национальных проектов и ведомство не пойдет на дополнительное налогообложение граждан или других отраслей экономики на фоне высоких финансовых результатов нефтяников.
«Сейчас нефтяная отрасль ставит рекорды по прибыльности. Доходы от этих «нашлепок» заложены в бюджете для финансирования национальных проектов, и иных источников для этого нет. Отказываться от этих доходов сейчас, когда расходы уже сформированы, означало бы то, что нужно срочно искать иные источники финансирования — то есть повышать иные налоги», — отметил представитель ведомства. По его словам, Минфин не готов пойти на то, чтобы остальные отрасли экономики и граждане России заплатили за нефтяную отрасль, которая в 2018 году поставила постсоветский рекорд по свободному денежному потоку.
Повышенный НДПИ был введен после кризиса 2015 года, когда из-за рухнувших цен на нефть в федеральном бюджете образовалась дыра в 1 трлн руб. и Минфин предложил срочно закрыть ее за счет нефтяников. Ведомство хотело изменить НДПИ и взять с компаний около 1,6 трлн руб. за три года, но в итоге утвердили более мягкие меры. В 2016 году за счет отсрочки снижения экспортной пошлины на нефть и увеличения налогового коэффициента для «Газпрома» государство получило от нефтяников и газовой монополии около 300 млрд руб.
После этого были предложены системные меры: на 2017–2019 годы для НДПИ на газ «Газпрома» был введен повышающий коэффициент (1,4–1,8), а для НДПИ на нефть — дополнительные изъятия в 306–428 руб. на тонну. Предполагалось, что эти налоги вернутся к прежним значениям в 2020 году, но этого не случилось: Минфин дважды продлевал действие налога. В последних поправках, направленных в правительство, министерство предлагает убрать сроки окончания действия надбавки и коэффициента, сделав повышенный НДПИ постоянным, рассказал один из собеседников РБК.
Представители «Газпрома», «Роснефти», «Газпром нефти» и ЛУКОЙЛа не ответили на запросы РБК.
Новые льготы
Сейчас правительство обсуждает новые масштабные льготы для нефтяников, и Минфин, пытаясь зафиксировать повышенный НДПИ на нефть и газ, подстраховывается от будущих потерь бюджета, отметили два собеседника РБК.
«Роснефть» и «Газпром нефть» просят льготы для гигантского Приобского месторождения, которые, по оценке Минфина, могут стоить бюджету 600 млрд руб. в течение десяти лет. А глава Сбербанка Герман Греф недавно добился поддержки для нефтепереработки, хотя обращался за льготами только для своего крупного должника — Антипинского НПЗ. По оценке Vygon Consulting, такая поддержка может принести среднему нефтеперерабатывающему заводу дополнительно 100 млрд руб. в течение десяти лет. Если закон будет распространяться на все НПЗ, бюджету это обойдется очень дорого, отметил один из собеседников РБК.
Когда Минфин впервые ввел надбавку к НДПИ, было ясно, что в будущем он просто так от этих доходов не откажется, сказал РБК аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Деньги уже учтены в бюджете, и если надбавка и коэффициент исчезнут, образуются выпадающие доходы. Сейчас у министерства появились дополнительные аргументы из-за просьб нефтяников и Сбербанка о новых льготах, заключил Полищук.
«Нашлепки» и дивиденды
Нефтяники были уверены, что действие надбавок на НДПИ продлеваться не будет. Это обсуждалось в прошлом году на одном из совещаний с участием президента Владимира Путина по вопросу о завершении налогового маневра, рассказал РБК источник, близкий к одной из нефтяных компаний.
Собеседник РБК отметил, что поправки вносятся не в начале года, а в последний момент перед утверждением бюджета. «Времени на обсуждение серьезного для отрасли вопроса практически не остается», — добавил источник, близкий к одной из нефтяных компаний.
Представитель Минфина не стал комментировать решения, принятые на совещании у президента. У Минфина никаких договоренностей с нефтяниками не было, сказал он.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не ответил на запрос РБК.
Если предложение ведомства будет одобрено, налоги для нефтяников увеличатся примерно на $1 на один добытый баррель, это существенно для отрасли, отметил Полищук. Но колебания курса рубля и цен на нефть сейчас оказывают большее значение на доходы нефтяников, оговорился он.
При отмене надбавки на НДПИ на нефть свободный денежный поток среднего добывающего проекта возрос бы примерно на 15%, подсчитал Борисов. Правительство по поручению президента планирует к концу года закончить инвентаризацию запасов нефти и эффективности предоставленных налоговых льгот, до этого времени любые корректировки сложившихся фискальных условий выглядят преждевременными, заключил он.
Для «Газпрома» сохранение повышенного НДПИ может означать снижение прогнозной EBITDA по группе на 6%, а суммы дивидендов в 2023 году — на 60 млрд руб. (если «Газпром» перейдет на выплату 50% чистой прибыли), отметил старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Учитывая нежелание Минфина идти на снижение НДПИ, «Газпром» может повременить с переходом на целевой уровень дивидендных выплат, считает он.
Источник
Как выяснил «Ъ», Минфин предлагает частично компенсировать недополученные дивиденды «Газпрома» за счет повышения для монополии налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в четвертом квартале. Это даст бюджету примерно 30 млрд руб. до конца года. Для этого надо ускорить внесение поправок в Налоговый кодекс (НК), но если схему удастся реализовать, у Минфина появится новый инструмент борьбы за изъятие прибылей у госкомпаний.
Минфин подготовил поправки к НК, которые увеличат платеж «Газпрома» по НДПИ на газ в четвертом квартале, рассказали источники «Ъ», знакомые с ситуацией. Это предложено сделать за счет увеличения коэффициента в формуле расчета НДПИ на газ для «Газпрома» с 1,7969 до 2,2738 в октябре—декабре (для монополии ставка налога более высокая, чем для независимых производителей газа). По словам собеседников «Ъ», это увеличит доходы бюджета примерно на 30 млрд руб. (годовой НДПИ на газ для «Газпрома» составляет, по расчетам «Ъ», около 300 млрд руб.). Такую меру источники «Ъ» объясняют тем, что «Газпром» одобрил более низкие дивиденды за 2016 год, чем ожидалось. В Минфине и «Газпроме» отказались от комментариев.
Но повышение НДПИ не компенсирует недобор дивидендов. Минфин заложил в бюджет этого года дивиденды «Газпрома» в размере 18,86 руб. на акцию, или 446 млрд руб., но в итоге монополия выплатит только 190 млрд руб. (20% от чистой прибыли за 2016 год по МСФО). К такому решению правительство пришло после публичной рекомендации Владимира Путина, который в мае заявил, что «бумажную» прибыль «Газпрома», вызванную курсовыми разницами, для расчета дивидендов использовать не стоит (см. «Ъ» от 16 мая). Министр финансов Антон Силуанов указывал тогда, что при таком подходе не надо было учитывать и «бумажный» убыток «Газпрома» в 2015 году, вызванный теми же причинами.
В кулуарах ПМЭФ-2017 господин Силуанов говорил, что Минфин продолжит настаивать на том, чтобы госкомпании отдавали 50% чистой прибыли на дивиденды, «несмотря на отдельные решения по этому году по «Газпрому», «Роснефти»». «Роснефть» заплатит 35% от чистой прибыли по МСФО, или 63,4 млрд руб., меньше 50% от прибыли будут платить также «Транснефть» и «Россети». «Сейчас все говорят, что надо снижать долю государства в экономике,— заявил господин Силуанов.— Но посмотрите, как частные компании платят — 50% и даже более. Ну что это такое, если у нас компании с госучастием говорят, что не смогут профинансировать инвестпрограммы? Значит, такие инвестпрограммы надо финансировать за счет заемных средств»,— заявил он.
По данным «Ъ», предложенные Минфином поправки (включают также акцизы на 2018 год и продление текущих параметров формул НДПИ на газ и нефть на 2020 год) пока находятся на «ранней стадии обсуждения» и еще не рассматривались в правительстве. Но если Минфин хочет изъять у «Газпрома» дополнительные средства в этом году, ему нужно добиться принятия поправок к НК до конца августа. По мнению собеседников «Ъ», это будет непросто, учитывая летние каникулы в Госдуме, которые затронут почти весь август.
Но если Минфину удастся вовремя провести эти поправки, это даст ему действенный инструмент давления на «Газпром» в вопросе дивидендов. Распространить подобную практику на другие госкомпании, например «Роснефть», будет сложно, считает Виталий Крюков из Small Letters. «Налоговый кодекс позволяет практически вручную настраивать НДПИ «Газпрома» как организации, владеющей системой газоснабжения, но в нефтяной отрасли такого аналога нет, и если повышать НДПИ на нефть, то такое повышение так или иначе затронет всех игроков — не только государственные, но и частные компании»,— говорит аналитик. Он полагает также, что непрерывно повышать НДПИ для «Газпрома» тоже нельзя, в том числе потому, что это усугубит конкурентное преимущество независимых производителей газа, которые уже платят НДПИ по гораздо более низким ставкам.
Юрий Барсуков
Источник
Как выяснил “Ъ”, правительство готово снизить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для совместных добычных проектов «Газпрома» и иностранцев. В первую очередь речь может идти об СП с немецкой Wintershall и австрийской OMV. Точный механизм и масштабы льготы пока неизвестны. Минфин хочет остаться в рамках параметров, уже заложенных в Налоговом кодексе, но компании могут преследовать более амбициозные цели. По мнению аналитиков, применение повышенного НДПИ для «Газпрома» и его партнеров уже действительно не оправдывается более высокой доходностью экспорта газа.
Премьер Дмитрий Медведев на этой неделе подписал поручение Минфину, Минэнерго и Минэкономики проработать вопрос снижения НДПИ для проектов «Газпрома» с участием иностранных инвесторов, рассказали источники “Ъ”. Поручение дано по итогам заседания консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ), прошедшего 16 октября. По данным “Ъ”, на заседании с соответствующей просьбой к премьеру обратился глава немецкого концерна BASF Курт Бок, и снижение НДПИ должно коснуться добычных проектов в России его дочерней структуры Wintershall.
У Wintershall в России два действующих проекта — разработка первого блока ачимовских залежей Уренгойского месторождения (у «Газпрома» и Wintershall по 50% экономического участия), а также разработка Южно-Русского месторождения (35% у Wintershall, 25% у австрийской OMV, остальное у «Газпрома»). В 2016 году на первом блоке было добыто 6,5 млрд кубометров газа и 2,8 млн тонн газового конденсата, добыча на Южно-Русском составила 25 млрд кубометров газа. Кроме того, у Wintershall есть 25% в проекте освоения четвертого и пятого блоков ачимовских залежей Уренгойского месторождения, начало добычи сейчас планируется на 2020–2021 годы, выход на «полку» 15,5 млрд кубометров газа в год — в 2024–2027 годах. Аналогичную долю в проекте должна получить OMV после закрытия сделки по обмену активами с «Газпромом» (ожидается в течение 2018 года). Таким образом, помимо самой Wintershall и «Газпрома» существенную выгоду от возможного снижения НДПИ получит OMV, в последние годы активно увеличивающая присутствие в России.
В «Газпроме» и Минэкономики отказались от комментариев, в OMV и Минэнерго не ответили на запрос. В Wintershall подтвердили, что Курт Бок принимал участие в заседании КСИИ 16 октября и участвовал «в различных переговорах», содержание которых комментировать отказались. Руководство Wintershall уже не раз выражало недовольство резким повышением НДПИ для «Газпрома» в 2016–2017 годах, из-за которого налоговая нагрузка на проекты компании в России выросла по крайней мере в полтора раза. Поскольку Wintershall и OMV владеют миноритарными долями в СП с «Газпромом», они подпадают под налогообложение для монополии. «Увеличение налогов полностью отразилось на нас как на компании, которая постоянно ежегодно инвестирует в Россию сотни миллионов евро. Это была болезненная мера, и мы надеемся, что ситуация в России позволит правительству быстро вернуться на путь стабильной налоговой политики»,— говорил глава Wintershall Марио Мерен в интервью “Ъ” в апреле 2016 года.
Рюдигер фон Фрич, посол Германии в РФ, в интервью “Ъ” 28 сентября
Германские компании ценят стабильные макроэкономические условия очень высоко
«Газпром» традиционно платит более высокий НДПИ, чем независимые производители (НОВАТЭК и крупные нефтекомпании). Обоснованием было то, что «Газпром», в отличие от независимых, имеет доступ к экспорту газа, а его статус владельца системы газоснабжения усиливает позиции монополии на внутреннем рынке.
Как отмечает главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов, средняя ставка НДПИ на газ Южно-Русского месторождения в 2016 году составила 807 руб. за тысячу кубометров.
Если бы месторождение разрабатывал независимый производитель, ставка была бы 610 руб. В 2017 году дифференциация выросла, особенно после одобрения дополнительного роста НДПИ для «Газпрома» в четвертом квартале (см. “Ъ” от 13 июня). В результате в октябре средняя ставка НДПИ для Южно-Русского месторождения достигла 1530 руб. (для независимых она осталась бы на уровне 630 руб.). Для ачимовских пластов Уренгойского месторождения ставка НДПИ в октябре составит 1070 руб. (для независимых была бы 460 руб.).
В Минфине “Ъ” подтвердили, что «поручение есть, вопрос прорабатывается». При этом в министерстве подчеркнули: «Исключений для иностранцев не предполагается, у нас действует принцип равенства налогообложения». По версии чиновников, «обсуждается только снижение НДПИ в части надбавки для “Газпрома”, которая действует с этого года», но не до уровня независимых, «так как у указанных компаний как дочерних структур “Газпрома” есть право на экспорт газа».
Если исходить из логики Минфина, то выигрыш компаний от снижения НДПИ будет невелик. Действующая редакция Налогового кодекса уже предусматривает, что с 2018 года повышающий коэффициент для «Газпрома» по уплате НДПИ снизится до 1,4 против 2,27 сейчас, 1,79 — на начало года и 1,336 — в 2016 году. Если компании, разрабатывающие Южно-Русское месторождение и первый блок ачимовских залежей Уренгойского месторождения, будут в 2018 году платить НДПИ по правилам 2016 года, их экономия составит всего около 1 млрд руб. Однако собеседники “Ъ” на рынке уверены, что вопрос остается открытым и возможны более серьезные льготы — как, например, для «Газпром нефти», которая платит НДПИ на газ как независимый производитель.
Эксперты считают эти претензии вполне справедливыми. «Исходно повышающий коэффициент для “Газпрома” был обусловлен разницей в доходности поставок газа на внутренний рынок и экспорт, но с весны 2016 года доходность поставок почти сравнялась»,— говорит Сергей Ежов. По его мнению, повышающий коэффициент для «Газпрома» не выглядит обоснованным и определяется «фискальными потребностями бюджета, а не экономикой поставок газа».
Юрий Барсуков, Денис Скоробогатько
Источник
Почему «Газпром» платит больше налогов?
Правительство впервые предложило повышающий коэффициент для «Газпрома» в конце 2015 года, он начал применяться с 2016 года. Тогда на фоне обрушения цен на нефть и девальвации рубля власти экстренно искали способы пополнить бюджет, и это было сделано за счет нефтяников и «Газпрома». «Газпром» — единственный экспортер трубопроводногогаза из России и может продавать газ за рубеж на порядок дороже, чем на внутреннем рынке, напоминает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Поэтому НДПИ вырос только для монополии, а для независимых производителей налоги остались на прежнем уровне, добавляет он.
Рост налоговой нагрузки преподносился как временная мера, напоминает Акишин. Но в 2016 году действие коэффициента продлили сразу на три года — на 2017–2019 годы, а в 2017-м — еще на год, до конца 2020 года. Очередное продление этой меры закономерно, полагает эксперт: правительство почти никогда не снижает однажды повышенные налоги.
Для «Газпрома» неснижение НДПИ — плохая новость, но в нынешних условиях монополия, вероятно, и сама не ждет выравнивания налоговой нагрузки: бюджету нужны деньги на выполнение майских указов президента, а доход монополии от экспортных поставок газа вернулся к высокому уровню, считает Акишин.
Поводом понизить нагрузку для «Газпрома» будет реформа газового рынка, когда эта компания перестанет быть единственным поставщиком трубопроводного газа, рассуждает Полищук. До 2022 года это вряд ли случится, прогнозирует он.
Кто пострадает?
Сохранение повышенного НДПИ может стать аргументом для «Газпрома», чтобы не повышать дивиденды так, как того хочет правительство, рассуждает директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам Fitch Дмитрий Маринченко. Минфин уже несколько лет пытается увеличить дивиденды госкомпаний до 50% от чистой прибыли, но каждый год терпит неудачу. Например, «Газпром» за 2017 год заплатил только 190 млрд руб. (26% от чистой прибыли по МСФО), как и в прошлом году.
Государство контролирует 50,2% акций «Газпрома», остальные бумаги распределены среди миноритарных акционеров, среди которых крупные фонды — Vanguard Group (1,04%), Blackrock (0,9%), а также Norges Bank (0,22%), Charles Schwab (0,2%), Pictet Funds (0,18%), BNP Paribas (0,13%). «Газпром», по сути, экономит на миноритариях: если платить государству повышенный НДПИ, делиться с миноритариями не нужно, и отток денежного потока меньше, говорит Маринченко.
«Мы негативно относимся к решению государства облагать «Газпром» более высокими налогами по сравнению с независимыми компаниями: нагрузка на них должна быть равной», — заявил РБК Александр Бранис, директор Prosperity Capital Management, еще одного миноритария «Газпрома». Государство должно изымать прибыль у компании не через повышение налогов, а через дивиденды, подчеркивает он.
Кроме того, в некоторых случаях Минфин еще больше увеличивает коэффициент НДПИ «Газпрома», чтобы увеличить поступления от монополии. Например, летом 2018 года Госдума утвердила поправки в Налоговый кодекс, увеличив коэффициент с 1,4 до 2,055 с сентября по декабрь. Таким образом Минфин решил собрать недополученные за 2017 год 72 млрд руб. дивидендов, объяснял заместитель министра финансов Илья Трунин.
Почему государство предпочитает налоги дивидендам?
Очевидно, что «Газпром» не сможет платить высокие дивиденды в 2018–2019 годах, когда инвестпрограмма монополии достигнет пика, объясняет Маринченко. В 2020–2021 годах инвестиции снизятся из-за завершения основных проектов — газопроводов «Сила Сибири», идущего в Китай, и «Северный поток-2» (в Европу), добавляет он.
При этом правительству важнее стабильность налоговых поступлений и выполнение социально значимых функций, а ценой акций — ключевым показателем эффективности менеджмента — можно и пожертвовать, рассуждает аналитик.
В сентябре 2018 года «Газпром» впервые в истории уступил по капитализации крупнейшему независимому производителю газа — НОВАТЭКу. При этом выручка «Газпрома» по итогам первого полугодия 2018 года превысила аналогичный показатель НОВАТЭКа более чем в десять раз — 3,97 трлн против 375,2 млрд руб., а чистая прибыль была в 8,4 раза выше — 630,8 млрд против 75,16 млрд руб.
Источник