Но и неприятные эмоции оказывается полезны

Но и неприятные эмоции оказывается полезны thumbnail

Слайд 1

Образец сжатия одного из текстов изложения Подготовка к ГИА Подготовила: П роненкова Н.Г. МОУ Максимковская ООШ

Слайд 2

По мнению психологов, настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. Ведь настроение показывает, как мы оцениваем то, что произошло, и как воспринимаем своё поведение в это время. Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, своей личности, то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствуем себя несчастными. Поведение, которое делает нас сильнее, способствует нашему развитию, и тогда настроение улучшается, возникает радость. Но и неприятные эмоции, оказывается, полезны. У каждого неприятного и даже отрицательного переживания есть очень важные положительные функции. Например, страх – это защитная реакция, сигнал о необходимости проявить осторожность. Печаль – это способ привыкнуть к утратам, смириться с ними. Однако часто положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий. Представьте, например, такую ситуацию. Вы ищите подарок другу на день рождения, но так и не находите ничего подходящего. Когда после долгих поисков приходите домой, вспоминаете, что друг недавно позавидовал тому, что вам удалось купить только что вышедший альбом любимой группы. Вам тоже нравится этот альбом, и расстаться с ним очень жалко, но в то же время в глубине души вы понимаете, что это был бы по-настоящему хороший подарок. Вам грустно отдавать диск, но, преодолев себя и подарив его другу, вы испытаете удовольствие, потому что обрадовали друга, а ещё потому, что и его, и ваше собственное мнение о вас стало выше. ( 215 слов)

Слайд 3

Первый абзац исходного текста для сжатия. 1) По мнению психологов , настроение преимуществен-но зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. 2) Ведь настроение показывает, как мы оце-ниваем то, что произошло, и как воспринимаем своё поведе-ние в это время. 3) Если мы в какой-то ситуации действова-ли во вред себе, своей личности , то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствуем себя несчастными . 4) По-ведение , которое делает нас сильнее, способствует нашему развитию, и тогда настроение улучшается, возникает радость. ( 68 слов) Микротема , затронутая в этом абзаце. Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами: например, от оценки нашего поведения в конкретной жизненной ситуации.

Слайд 4

Вариант сжатого изложения первого абзаца текста. 1) Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами. 2) Оно является нашей оценкой собственного поведения. 3) Действуя во вред себе, мы чувствуем себя несчастными. 4) Поведение, делающее нас сильнее, улучшает настроение. (31 слово)

Слайд 5

Второй абзац исходного текста для сжатия. 1) Но и неприятные эмоции, оказывается , полезны. 2) У каждого неприятного и даже отрицательного переживания есть очень важные положительные функции. 3) Например , страх – это защитная реакция, сигнал о необходимости проявить осторож-ность . 4) Печаль – это способ привыкнуть к утратам, смириться с ними. (37 слов) Микротема , затронутая в этом абзаце. У каждого отрицательного переживания есть важные положительные функции.

Слайд 6

Вариант сжатого изложения второго абзаца текста . 1) У каждого отрицательного переживания есть важные положительные функции. 2) Страх – сигнал проявить осторожность. 3) Печаль – способ привыкнуть к утратам. (17 слов)

Слайд 7

Третий абзац исходного текста для сжатия. 1 ) Однако часто положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий. 2) Представьте, например, такую ситуа-цию . 3) Вы ищите подарок другу на день рождения , но так и не находите ни-чего подходящего. 4) Когда после долгих поисков приходите домой , вспо-минаете , что друг недавно позавидовал тому, что вам удалось купить только что вышедший альбом любимой группы. 5) Вам тоже нравится этот альбом, и расстаться с ним очень жалко, но в то же время в глубине души вы понима-ете , что это был бы по-настоящему хороший подарок. 6) Вам грустно отдавать диск, но, преодолев себя и подарив его другу, вы испытаете удовольствие, потому что обрадовали друга, а ещё потому, что и его, и ваше собственное мнение о вас стало выше. (110 слов) Микротема , затронутая в этом абзаце. Положительные функции отрицательных эмо-ций часто не могут проявиться без ваших усилий. Преодолев себя и отдав другу то, что вам нравится, вы обрадуете друга и повысите свою самооценку.

Слайд 8

Вариант сжатого изложения третьего абзаца текста . 1) Положительные функции отрицательных эмоций часто не могут проявиться без ваших усилий. 2) Вы долго ищите подарок другу на день рождения. 3) Придя домой, вспоминаете: друг позавидовал тому, что вы купили новый альбом любимой группы. 4) Преодолевая себя, дарите ему диск, который вам нравится. 5) Так вы обрадуете друга и повысите свою самооценку. (48 слов)

Слайд 9

Итоговый вариант сжатого изложения Настроение зависит не от самих событий, а от их воспри-ятия нами. Оно является нашей оценкой собственного поведе-ния . Действуя во вред себе, мы чувствуем себя несчастными. По-ведение , делающее нас сильнее, улучшает настроение. У каждого отрицательного переживания есть важные по-ложительные функции. Страх – сигнал проявить осторожность. Печаль – способ привыкнуть к утратам. Положительные функции отрицательных эмоций часто не могут проявиться без ваших усилий. Вы долго ищите подарок другу на день рождения. Придя домой, вспоминаете: друг поза-видовал тому, что вы купили новый альбом любимой группы. Преодолевая себя, дарите ему диск, который вам нравится. Так вы обрадуете друга и повысите свою самооценку. (96 слов)

Источник

Исходный текст для прослушивания:

По мнению психологов, настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. Ведь настроение показывает, как мы оцениваем то, что произошло, и как воспринимаем свое поведение в это время. Если мы в какой-то ситуации дей­ствовали во вред себе, своей личности, то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствуем себя несчастными. Поведение, которое делает нас сильнее, способствует нашему развитию, и тогда настроение улучшается, возникает радость.

Но и неприятные эмоции, оказывается, полезны. У каждого неприятного и даже отрица­тельного переживания есть очень важные положительные функции. Например, страх — это за­щитная реакция, сигнал о необходимости проявить осторожность. Печаль — это способ привык­нуть к утратам, смириться с ними

Однако часто положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий. Представьте, например, такую ситуацию. Вы ищете подарок другу на день рож­дения, но так и не находите ничего подходящего. Когда после долгих поисков приходите до­мой, вспоминаете, что друг недавно позавидовал тому, что вам удалось купить только что вы­шедший альбом любимой группы. Вам тоже нравится этот альбом, и расстаться с ним очень жалко, но в то же время в глубине души вы понимаете, что это был бы по-настоящему хороший подарок. Вам грустно отдавать диск, но, преодолев себя и подарив его другу, вы испытаете удо­вольствие, потому что обрадовали друга, а еще потому, что и его, и ваше собственное мнение о вас стало выше.

(Из периодической печати)

• Первый абзац текста и его сжатие:

Первый абзац исходного текста до сжатия Микротема, затронутая в этом абзаце Вариант сжатого изложения первого абзаца текста
1) По мнению психологов, настроение преимущественнозависит не от событий как та­ковых, а от того, как мы их воспринимаем.2) Ведь настроение показывает, как мыоцениваем то, что произошло, и как воспринимаем свое по­ведениев это время.3)Если мы в какой-то ситуации дей­ствовали во вред себе, своей личности,то возникают непри­ятные переживания, мы начи­наем чувствуем себя несчаст­ными. 4) Поведение, которое делает нас сильнее, способст­вует нашему развитию, и тогда
настроение улучшается, воз­никает радость.
Было: 68 слов
Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами: напри­мер, от оценки нашего по­ведения в конкретной жиз­ненной ситуации. 1) Настроение зависит не от самих событий, а от их вос­приятия нами. 2) Оно являет­ся нашей оценкой собствен­ного поведения. 3) Действуя во вред себе, мы чувствуем себя несчастными. 4) Пове­дение, делающее нас сильнее, улучшает настроение.
Стало: 31 слово

• Второй абзац исходного текста и его сжатие:

Второй абзац исходного текста до сжатия Микротема, затронутая в этом абзаце Вариант сжатого изложения второго абзаца текста
1) Но и неприятные эмоции, оказывается, полезны. 2) У каждого неприятного и даже отрицательногопереживания есть очень важные поло­жительные функции. 3) На­пример, страх — это защит­ная реакция, сигнал о необ­ходимости про — явить осто­рожность. 4) Печаль — это способ привыкнуть к утра­там, смириться с ними.
Было: 37 слов
У каждого отрицательного переживания есть важные положительные функции. 1) У каждого отрицательного переживания есть важные положительные функции. 2)Страх — сигнал проявить осторожность. 3)Печаль — способ привыкнуть к утра­там.
Стало: 17 слов

• Третий абзац исходного текста и его сжатие:

Третий абзац исходного текста до сжатия Микротема, затронутая в этом абзаце Вариант сжатого изложения третьего абзаца текста
1) Однако часто положи­тельные стороны отрица­тельных эмоций не могут проявиться без наших усилий. 2) Представьте, например, такую ситуацию. 3) Вы ищете подарок другу на день
рождения, но так и не нахо­дите ничего подходящего.
4) Когда после долгих поис­ков приходите домой, вспо­минаете, что друг недавно позавидовал тому, что вам удалось купить только что
вышедшийальбом любимой группы. 5) Вам тоже нравит­ся этот альбом, и расстаться с ним очень жалко, но в то же время в глубине души вы по­нимаете, что это был бы по-
настоящему хороший пода­
рок. 6) Вам грустно отдавать
диск, но, преодолев себя и
подарив его другу, вы испы­таете удовольствие, потому
что обрадовали друга, а еще
потому, что и его, и ваше
собственное мнение о вас
стало выше.
Было: 110 слов
Положительные функции от­рицательных эмоций часто не могут проявиться без ваших усилий. Преодолев себя и отдав другу то, что вам нравит­ся, вы обрадуете друга и по­высите свою самооценку. 1) Положительные функции отрицательных эмоций часто не могут проявиться без ва­ших усилий. 2) Вы долго ищете подарок другу на день
рождения. 3) Придя домой,
вспоминаете: друг позавидо­вал тому, что вы купили но­
вый альбом любимой группы.
4) Преодолевая себя, дарите
ему диск, который вам нра­вится. 5) Так вы обрадуете
друга и повысите свою само­
оценку.
Стало: 48 слов

IV. Пример сжатия текста

Сжато изложите содержание следующего текста, используя при этом различные приемы компрессии и руководствуясь критериями оценивания экспертами первой части экзаменационной работы:

Исходный текст Вариант сжатого изложения
Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии. Главное — любить, знать и с увлечением относиться к своему делу.
Знаменитого актёра Иннокентия Смоктуновского, было время, не брали ни в один театр, не давали даже маленьких ролей в кино. В ожидании интересной работы прошло более десяти лет. Но он добился! Да, нужно уметь добиваться, уметь отстаивать себя. Найдёт призвание че­ловек — и работа станет ему в радость. И тогда учитель скажет о детях: «Какой у меня замеча­тельный класс! Глаза у всех светятся, руки тянутся. Они хотят знать, я хочу их научить». И то­гда врач скажет о пациентах: «Я поговорю с больным — и ему становится лучше. Я возвращаю людей к жизни. У меня лучшая профессия на свете!»
В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем-то приближаю­щемся к искусству. Это приближение — в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя — ничего не вышло бы из меня. Полу­чился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его собственная «искра» — вот тогда и получится настоящий человек.
(245 слов) (По В. В. Шахиджаняну)
Встречаются плохие специалисты — равнодушные к своему делу люди. Они не любят то, чем занимаются, потому что ошиблись при выборе профессии. А ведь любить свою работу очень важно.
 
Актер Иннокентий Смоктуновский добивался интересных ролей много лет, так как любил свое дело и верил в то, что это его призвание. И добился! Если человек умеет отстаивать себя и верит в свое призвание, то работа будет ему в радость.
 
В чем высшее наслаждение жизни? В творческом труде, в отношении человека к своему делу как искусству. Люди, выбравшие не свой путь, просто зарабатывают себе на жизнь. А на­стоящим человеком можно стать, только имея собственную искорку в душе.
 
(114 слов)



Источник

Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА.

Методическая разработка урока.

Преображенской сш№11.

Тип урока – урок закрепления изученного материала.

Методы, используемые на уроке: иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый.

Формы работы: коллективная работа , индивидуальная.

Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал.

I.Организационная минутка.

II.Тема урока (1 слайд, см. приложение 1).

III.Определение целей и задач урока (2 слайд).

IV. Повторение изученного на предыдущих уроках материала.

— Какова информационная схема текста? После ответа появляется слайд 3.

-Вспомним способы сокращения текста. Какие вы знаете? (слайд 5)

V.Написание сжатого изложения.

У каждого ученика есть текст А.Грецкова . Начинаем работу по сокращению исходного текста.

Вспомним алгоритм работы (слайд 6).

Учащиеся устно определяют стиль , тип речи, тему текста, количество абзацев, микротем(слад 7).

Микротемы записываем (слайд 8).

Выделяем(подчёркиваем) опорные слова в первом абзаце (микротексте)(слайд 9).

Затем записываем вариант сокращённого текста 1-го абзаца(слайд 10), определяя содержательные и языковые способы сокращения текста (слайд 11). (Коллективная работа.)

Такую же работу проделывают ученики самостоятельно с остальными абзацами. Особое внимание надо уделить з-му абзацу, так как он довольно сложен для сокращения, возможно, что потребуется помощь учителя. Слайды 12-20 появляются после того, как учащиеся запишут свой варианта в тетрадь.

Каждый ученик записывает получившийся текст, редактирует его, особое внимание необходимо уделять связи предложений в тексте. Когда собраны тетради, учащиеся могут познакомиться с вариантом, предложенным на сладе 21.

VI.Подведение итогов.

VII. Домашнее задание(приложение 2).

Приложение1.

Слайд 1.

Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА.

Слайд 2.

передачи содержания.

Слайд 3.

Информационная схема текста.

Слайд 4.

Сжатое изложение текста – изложение основного содержания исходного текста, которое кратко и связно определяет проблему, идею, передаёт авторский замысел.

Слайд 5.

Способы сокращения текста.

2)свёртывание информации за счёт обобщения (приём обобщения).

10)замена СПП простым.

Слайд 6.

Ход работы.

  • Определить микротемы исходного текста.

  • Записать (выделить) опорные слова в каждом абзаце (микротексте).

  • Осознанно исключить из текста всё несущественное, используя основные приёмы сжатия текста.

Записать полученные предложения.

Слайд 7.

Исходный текст.

1.Психологи утверждают, что настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. 2.Ведь настроение показывает, как мы оцениваем то, что произошло, и как воспринимаем своё поведение в это время. 3.Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, своей личности, то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствовать себя несчастными. 4.Если поведение делает нас сильнее, способствует нашему развитию, то настроение улучшается, возникает радость.

5.Но и неприятные эмоции, оказывается, полезны. 6.У каждого неприятного и даже отрицательного переживания есть очень важные положительные функции. 7.Например, страх – это защитная реакция, сигнал о необходимости проявить осторожность. 8.Печаль – это способ привыкнуть к утратам, смириться с ними. 9.Однако часто положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий.

10.Представьте, например, такую ситуацию. 11.Вы ищете подарок другу на день рождения , но так и не находите ничего подходящего. 12.Придя домой, вспоминаете, что друг недавно позавидовал тому, что вам удалось купить только что вышедший альбом любимой группы. 13.Вам тоже нравится этот альбом, и расстаться с ним очень жалко, но в то же время в глубине души вы понимаете, что был бы по-настоящему хороший подарок. 14.Вам грустно отдавать диск, но, преодолев себя и подарив его другу, вы испытываете удовольствие , потому что обрадовали друга, а ещё потому, что и его , и ваше собственное мнение о вас стало выше.

15.Радость вообще выступает своеобразной внутренней наградой. 16По большому счёту, любое внешнее поощрение имеет смысл только тогда, когда сопровождается внутренним удовлетворением, радостью. 17.В идеальном случае радость возникает, когда человек делает нечто приятное и полезное и для себя, и для окружающих.(251 слов)

(По А.Грецкову)

Слайд 8.

Информация о тексте изложения.

Микротемы.

1)Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами, от оценки нашего поведения.

2)Положительные функции отрицательных эмоций не могут появиться без наших усилий.

3)Преодолев себя и отдав другу то , что нам нравится, мы обрадуем друга и повысим свою самооценку.

4)Радость – это внутренняя награда.

Слайд 9.

Первый абзац.

1) Психологи утверждают, что настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. 2)Ведь настроение показывает, как мы оцениваем то, что произошло, и как воспринимаем своё поведение в это время. 3)Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, своей личности, то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствовать себя несчастными.4) Если поведение делает нас сильнее, способствует нашему развитию, то настроение улучшается, возникает радость.(68)

Слайд 10.

Вариант сокращения 1-го абзаца.

  • Психологи утверждают, что настроение часто зависит не от происходящих событий , а от нашего восприятия их. Если мы действуем во вред себе, то возникают неприятные переживания, а если совершаем что-то хорошее, возникает радость.(32)

Слайд 11.

Работа с текстом.

Исключили отдельные фрагменты предложения №1(приём исключения).

Образовали сложное предложение путём слияния предложений №2-4( приём обобщения).

Слайд 12.

Второй абзац.

1) Но и неприятные эмоции, оказывается, полезны. 2)У каждого неприятного и даже отрицательного переживания есть очень важные положительные функции.3) Например, страх – это защитная реакция, сигнал о необходимости проявить осторожность. 4)Печаль – это способ привыкнуть к утратам, смириться с ними. 5)Однако часто положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий.(49)

Слайд 13.

Вариант сокращения 2-го абзаца.

  • Неприятные эмоции тоже полезны, так как у них есть и положительные функции. Например, страх заставляет быть осторожным, печаль помогает привыкнуть к утратам. Но положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий.(33)

Слайд 14.

Работа с текстом.

Образовали сложные предложения путём слияния двух смежных №1-2 и №3-4(приём обобщения).

Слайд 15.

Третий абзац.

1) Представьте, например, такую ситуацию.2) Вы ищете подарок другу на день рождения , но так и не находите ничего подходящего.3) Придя домой, вспоминаете, что друг недавно позавидовал тому, что вам удалось купить только что вышедший альбом любимой группы. 4)Вам тоже нравится этот альбом, и расстаться с ним очень жалко, но в то же время в глубине души вы понимаете, что был бы по-настоящему хороший подарок.5) Вам грустно отдавать диск, но, преодолев себя и подарив его другу, вы испытываете удовольствие , потому что обрадовали друга, а ещё потому что и его , и ваше собственное мнение о вас стало выше. (95 )

Слайд 16.

Вариант сокращения з-го абзаца.

Бывают ситуации, когда приходится преодолевать себя, свой желания, чтобы доставить радость другу. При этом вы тоже начинаете испытывать радость, повышается ваша самооценка.(22 слова)

Слайд 17.

Работа с текстом.

Использовали приёмы исключения (исключили предложения , содержащие второстепенную информацию) и приёмы обобщения (свернули исходную информацию, переформулировав содержание текста своими словами).

Слайд 18.

Четвёртый абзац.

  • 1)Радость вообще выступает своеобразной внутренней наградой. 2)По большому счёту, любое внешнее поощрение имеет смысл только тогда, когда сопровождается внутренним удовлетворением, радостью.3)В идеальном случае радость возникает, когда человек делает нечто приятное и полезное и для себя, и для окружающих.(39 слов)

Слайд 19.

Вариант сокращения 4-го абзаца.

Радость – своеобразная внутренняя награда человека. Она возникает, когда человек делает приятное и полезное и для себя, и для окружающих. (19 слов)

Слайд 20.

Работа с текстом.

Использовали приём исключения (исключили фрагменты предложений и предложение №2, содержащее второстепенную информацию)

Слайд 21.

Сжатый текст.

Психологи утверждают, что настроение часто зависит не от происходящих событий , а от нашего восприятия их. Если мы действуем во вред себе , то возникают неприятные переживания, а если совершаем что-то хорошее , возникает радость.

Неприятные эмоции тоже полезны, так как у них есть и положительные функции. Например, страх заставляет быть осторожным, печаль помогает привыкнуть к утратам. Но положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий.

Бывают ситуации, когда приходится преодолевать себя, свой желания, чтобы доставить радость другу . При этом мы тоже начинаете испытывать радость, повышается наша самооценка.

Радость – своеобразная внутренняя награда человека. Она возникает, когда человек делает приятное и полезное и для себя, и для окружающих.(1о6слов)

Приложение 2.

Домашнее задание.

  • 1.Замените книжное слово ибо нейтральным синонимом.

  • 2.Выпишите слова с непроизносимой согласной в корне .

  • 3.Выпишите слово(-а), в котором(-ых) написание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

  • 4. Выпишите прилагательное, образованное от существительного с помощью суффикса -енн-.

  • 5.Выпишите № предложения (-ий) с обособленным обстоятельством.

  • 6. Выпишите № предложения (-ий) с вводным словом.

  • 7.Выпишите № предложения (-ий) с придаточным времени .

  • 8.Замените словосочетание внешнее поощрение синонимичным словосочетанием со связью управление .

  • 9.Выпишите грамматическую основу предложения № 10.

  • 10.Приведите пример предложения с обособленным приложением.

  • 11.Выпишите из текста составные именные сказуемые .

  • 12.Укажите № предложения (-ий) , одна часть которого – односоставное предложение.

  • 13.Укажите количество грамматических основ в предложении №14.

  • 14.Укажите номер предложения с последовательным подчинением придаточных.

Источник