Общественно полезные практики в школе это
28.02.2013
Культурные и общественно-полезные практики как средство духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Мушкетова Надежда Васильевна
государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Сухоложская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»
Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. 90 –е гг. прошлого столетия в России были обусловлены быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни.
В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни [1]. Сфера образования призвана решить эти проблемы и обеспечить духовно – нравственное развитие и воспитание личности обучающегося. В современных условиях без социально – педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи наша школа выстраивает партнерские отношения с разными субъектами социализации: семьей, ЦДО, домом культуры «Кристалл», городской библиотекой им. А.П. Гайдара, дворцом Молодежи г. Екатеринбург, спортивным комплексом «Здоровье», СМИ (газета «Знамя Победы и др.) Я, как воспитатель, составляю свою программу воспитательной работы с обучающимися своего класса. В классе обучаются дети с задержкой психического развития и умственной отсталостью, есть опекаемые, а также дети – инвалиды.
Воспитательная работа включает 6 направлений: воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание нравственных чувств и этического сознания, воспитание ценностного отношения к прекрасному, воспитание ценностного отношения к природе, труд и творчество, воспитание ценностного отношения к своему здоровью. Выбор направлений основан на национальном воспитательном идеале и базовых национальных ценностях [2].
В школе введен общественно – полезный труд с целью формирования трудовых навыков и умений обучающихся. Учащиеся в течение учебного года занимаются следующими видами общественно – полезного труда:
· Генеральная уборка класса
· Оформление наглядности и дидактических пособий для уроков
· Озеленение кабинета
· Изготовление поделок для выставок и праздников.
Формы организации общественно – полезного труда: трудовой десант по уборке территории, акция «Птицам – нашу заботу!» (изготовление кормушек), изготовление игрушек на городскую ёлку, участие в благотворительных акциях «Рука помощи», «Ветеранам наша забота»; посев рассады, уход за комнатными растениями, сбор листьев и семян, ремонт книг; конкурс рисунков и сочинений «Школа, в которой я учусь», «Моя бабушка – супер»; изготовление праздничных костюмов и декораций к праздникам, оформление классной комнаты к 1 сентября и Новому году, благоустройство участка (клумбы), экскурсии в природу (сбор лекарственных трав), проекты «Наши руки не для скуки»; дежурство по школе, классу и в столовой.
Культурная практика
Нравственное направление можно разделить на блоки:
· «Познаем себя». В этом блоке я провожу беседы: добро и зло, мир добрых дел, люди среди людей, спеши делать добро.
· «Учимся жить в окружающем мире». Мероприятия: воля, литературный ринг «О дружбе, доброте, отзывчивости», «Щедрость и бережливость, скупость, жадность и зависть», привычки и поступки, проект «Птицы – наши друзья».
· «Какой я человек». Беседы: обида, зависть, пунктуальность, я – патриот своей страны., проект «Творчество К.И.Чуковского».
· «Мое место в жизни». Беседы: семья, моя родословная, семейные традиции, одиночество, мое место в жизни «Кем я хочу стать?», наркотики, алкоголь, сигареты [3].
Гражданско – патриотическое направление осуществляю в следующих формах: беседы: государственный флаг России, Россия – многонациональное государство, я – гражданин России, Москва – столица нашей родины и т.д.; знакомство с памятниками культуры, календарно – обрядовые фольклорные праздники, мои права и обязанности, проект «Города – герои», посещение музеев города, конкурс чтецов, посвященный дню героев Отечества; конкурс рисунков «Я – нет! Скажу войне!», «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!»; оформление альбомов «Герои Отечества», конкурс патриотической песни «Россия – родина моя!», встречи с ветеранами и интересными людьми.
Внеклассные мероприятия занимают важное место в жизни младших школьников. Они помогают детям раскрыть свои способности, реализовать особенности и пристрастия, обрести уверенность в себе, учат неформально общаться со сверстниками и взрослыми.
Список литературы:
[1] Концепция духовно – нравственного развития и воспитания.
[2] Федеральный государственный стандарт начального общего образования.
[3] Шишковец Т.А. Справочник социального педагога, М. ВАКО, 2007.
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе, М. Просвещение, 2011.
2. Группа продленного дня. Конспекты занятий, сценарии мероприятий. М. ВАКО, 2012.
3. Классные часы. Внеклассная работа. Издательство «Экзамен», 2012.
Количество показов: 2994
Источник
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
кружок «Общественно-полезные практики»
1 класс
(социальное направление)
2016 — 2017 учебный год
Рабочая программа по кружку «Общественно-полезные практики» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования МОУ СОШ №10 с УИОП, планируемых результатов начального образования, на основе авторской программы по кружку «Общественно-полезные практики» Кунакова Д.В.
Рабочая программа по кружку «Общественно-полезные практики» ориентирована на обучающихся 1 классов.Уровень изучения – базовый. Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, 33 учебных недели, что составляет 33 учебных часа в год.
Результаты освоения кружка «Общественно- полезные практики»
Назначениекружка «Общественно – полезные практики» в начальной школе состоит в том, чтобы обеспечить формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, метапредметных, предметных.
Личностными результатами являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий во время занятия;
учиться работать по определенному алгоритму;
умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
Предметными результатами являются следующие умения:
учиться создавать мини-проекты на заданную тему;
учиться работать с информацией;
овладевать первичными навыками работы с учебно-лабораторным оборудованием.
Планируемые результаты освоения программы кружка «Общественно-полезные практики»
Данный систематический курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта, учит работать в команде, воспитывает положительное отношение к труду, активную гражданско-нравственную позицию.
Определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
Проговаривать последовательность действий во время занятия;
Учиться работать по определенному алгоритму;
Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
Управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
2. Содержание кружка «Общественно – полезные практики»
1.Самообсуживание (4 ч.)– дежурство в классе, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
2.Сельскохозяйственный труд (5 ч.).Проведение опытов для определения зависимости роста растений от внешних условий (тепла, света, влаги, почвы); подготовка семян к посеву. Охрана зеленых насаждений.
3. Интеллектуально-игровая деятельность (17 ч.).Подготовка проектов и мини-проектов, подготовка и проведение праздников, классных часов, встреча с интересными людьми.
4.Разные трудовые операции (7 ч.). Сбор природного материала. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Изготовление игрушек и поделок, поздравительных открыток. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой.
Тематическое планирование кружка «Общественно- полезные практики»
в 1 «В» классе (1 ч в неделю, всего 33 ч.)
урока
Тема урока
Количество часов
Дата
проведения
урока
Коррекция
даты проведения урока
1
Встреча с сотрудниками ГИБДД
1
2
Мини-проект «Безопасный путь от дома до школы»
1
3
Ролевая игра «Школа – наш общий дом»
1
4
Экскурсия в школьный городок «Безопасного движения»
1
5
Подготовка к КТД «День учителя»
1
6
Сбор природного материала «Что нам осень подарила»
1
7
Мастерская Хозяйки осени
1
8
Подготовка к празднику Осени
1
9
Мини-проект (ролево-сюжетный) «Праздник осени»
1
10
Викторина «Мамина работа»
1
11
Творческая мастерская к проекту «Подарок маме»
1
12
Мини-проект «День матери»
1
13
Делаем домик для птиц
1
14
Мастерская Деда Мороза
1
15
Новогодний праздник
1
16
Рождественские чтения
1
17
Операция «Птичья столовая»
1
18
Знакомство с цифровым оборудованием
1
19
Работа с цифровым оборудованием. Мини-проект «Хочу все знать»
1
20
Творческая мастерская. Подарок папе.
1
21
День Защитника Отечества
1
22
Творческая мастерская
«Сюрприз для мамы»
1
23
Праздник «8 Марта»
1
24
Викторина «Здоровая пища»
1
25
Уход за комнатными растениями
1
26
Работа с цифровым оборудованием «Такая разная вода»
1
27
Экскурсия «Весенние изменения в природе»
1
28
Работа с цифровым микроскопом «В гости к весне»
1
29
Операция «Книжкина больница»
1
30
Подготовка к празднику Победы.
1
31
Подготовка к празднику Победы.
1
32
Подготовка к празднику «До свидания, 1 класс»
1
33
Подготовка к празднику «До свиданья, 1 класс!»
1
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Литература
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (сост. Е.С. Савинов.-М.: Просвещение, 2010).
Развивающие игры для младших школьников (кроссворды, викторины, головоломки) Ярославль; «Академия развития»
Электронные учебные пособия
Презентации к праздникам
Цифровое оборудование — микроскоп
Интернет-ресурсы
Начальная школа – детям, родителям, учителям www.nachalka.com
Современный учительский портал: https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/1_klass/380
Интернет портал https://www.proshkolu.ru
Учителям https://www.metodika.ru
Газета «Начальная школа» https://nsc.lseptember.ru
Интернет урок https://interneturok.ru/interneturok
Источник
Социальная практика – это специально организованная образовательная деятельность учащихся, направленная на развитие социальной компетентности, формирование и отработку индивидуальной модели социального поведения, социальных навыков (делового общения, социальной коммуникации с представителями различных социальных групп населения, социальных, профессиональных, административных структур и т.д.), получение опыта социального взаимодействия, осмысление и закрепление теоретических и практических знаний, полученных в ходе изучения учебных курсов обществоведческого содержания.
Впервые этот термин встречается в работе Н. И. Элиасберг, доктора педагогических наук, члена-корреспондента Академии гуманитарных наук, заведующего кафедрой теории и методики гуманитарного образования Санкт-Петербургского государственного педагогического университета, и как образовательное понятие в современной педагогике и дидактике четко не определен. И, тем не менее, под понятием «социальная практика» будем понимать вид практики, в ходе которой конкретно-исторический субъект, используя общественные институты, организации и учреждения, воздействуя на систему общественных отношений, изменяет общество и развивается сам.
Таким образом, социальная практика представляет собой вид деятельности, направленный на формирование позитивных социальных изменений, а значит, школа становится естественной площадкой социальной практики.
Область изменения проекта: стимулирование участия молодежи, граждан всех возрастов в общественно полезную добровольческую деятельность, повышение мотивации и уровня вовлеченности родительской общественности и детей в различные виды социальных практик (волонтерскую деятельность и социальное проектирование школы организация волонтерского движения
Виды социальных практик
Социальные практики имеют следующие виды:
1) Пассивная (учебные социально-практические ситуации на уроках и занятиях, встречи с представителями социальных институтов, оценочная деятельность, деловые и ролевые игры);
2) Активная (волонтерская деятельность, шефская работа, участие в школьном самоуправлении, участие в социальных и исследовательских проектах, оказание помощи в работе музеев, библиотек и т.п.);
3) Преобразовательная (помощь социально незащищенным слоям населения, общественно-полезные дела, строительные отряды, концертные бригады, культурно-массовая деятельность и др.).
4) Профессиональная проба – профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.
Результативность социальных практик обнаруживается (проверяется) либо в качестве освоенных действий, либо в качестве продукта. Действия или продукт являются объектами оценивания и для учеников, и для педагогов по соответствующим критериям.
Базы проведения социальных практик:
- учреждения и организации системы здравоохранения, социальной защиты, культуры и спорта,
- муниципальные органы самоуправления
- предприятия и организации, реализующие благотворительные программы, социально-ориентированные акции
- подразделения службы занятости населения
- музеи, библиотеки, учреждения культуры и спорта
- общественные организации и движения, осуществляющие гуманитарную и просветительскую деятельность
- средства массовой информации
- службы, занимающиеся социологическими исследованиями и др.
Социальная практика помогает учащимся:
- научиться видеть социальные проблемы незащищенных слоев населения (пенсионеры, инвалиды, ветераны, сироты и т.д.), находить способы помощи им;
- познакомиться с условиями и содержанием отдельных социальных процессов, проходящих в современном российском обществе;
- научиться кооперировать с другими людьми и делать совместное дело;
- познакомиться с конкретными социальными технологиями и их реализацией;
- научиться самостоятельно ставить цели своего социального действия, определять средства его осуществления, анализировать результаты;
- научиться вступать в деловые отношения с организациями или частными лицами;
- найти для себя различные способы выстраивания делового общения (научиться контактировать с незнакомыми взрослыми людьми, представлять себя, знакомиться, договариваться, сотрудничать)
- понять, как построено взаимодействие между представителями власти общественности;
- получить опыт поиска рабочего места;
- научиться работать с деловой документацией;
- познакомиться с процедурой выборов, понять правила участия в выборах и т.д.
Задачами социальной практики являются:
− формирование социальных компетенции на основе привлечения учащихся к общественно значимой деятельности;
− приобретение практических умений коммуникативной культуры в процессе осуществления различных социальных взаимодействий;
− знакомство с конкретными условиями и содержанием отдельных социальных процессов, проходящих в современном российском обществе;
− приобретение навыков формирования индивидуальных моделей поведения, адекватных ситуаций решения и преодоления проблем, сопровождающих деятельность учащихся во время прохождения социальной практики, умения применять теоретические знания в конкретной ситуации;
− формирование представлений учащихся о возможностях современных социальных технологий.
Мы выбрали ряд социальных проектов, которые по нашему мнению будут способствовать изменению сознания людей и их представлении о жителях села Овсянка, поэтому одним из проектов называется «Интересные люди села» цель которого, показать самые лучшие стороны истории села, познакомить с жизнью и трудом односельчан которые, сыграли в истории города, края, страны заметную роль, воспитать чувства гордости за свою малую Родину.
В реализации этой идеи в школе необходимы добровольцы, волонтеры и мы предлагаем Вам стать членами волонтерского отряда. (Мы надеемся что это перерастет в волонтерское движение).
Источник:
Формирование социальной зрелости учащихся средствами профессиональных проб и социальных практик: Учебно-методическое пособие/Под ред. С.В. Кривых. – СПб.: Экспресс, 2014. – 130 с.
Опыт работы педагогического коллектива ГБОУ школы № 302 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Просмотров: 4 970
Источник