Социальная практика – это специально организованная образовательная деятельность учащихся, направленная на развитие социальной компетентности, формирование и отработку индивидуальной модели социального поведения, социальных навыков (делового общения, социальной коммуникации с представителями различных социальных групп населения, социальных, профессиональных, административных структур и т.д.), получение опыта социального взаимодействия, осмысление и закрепление теоретических и практических знаний, полученных в ходе изучения учебных курсов обществоведческого содержания.

Впервые этот термин встречается в работе Н. И. Элиасберг, доктора педагогических наук, члена-корреспондента Академии гуманитарных наук, заведующего кафедрой теории и методики гуманитарного образования Санкт-Петербургского государственного педагогического университета, и как образовательное понятие в современной педагогике и дидактике четко не определен. И, тем не менее, под понятием «социальная практика» будем понимать вид практики, в ходе которой конкретно-исторический субъект, используя общественные институты, организации и учреждения, воздействуя на систему общественных отношений, изменяет общество и развивается сам.

Таким образом, социальная практика представляет собой вид деятельности, направленный на формирование позитивных социальных изменений, а значит, школа становится естественной площадкой социальной практики.

Читайте также:  Варенье из шишек пицундской сосны полезные свойства

Область изменения проекта: стимулирование участия молодежи, граждан всех возрастов в общественно полезную добровольческую деятельность, повышение мотивации и уровня вовлеченности родительской общественности и детей в различные виды социальных практик (волонтерскую деятельность и социальное проектирование школы организация волонтерского движения

Виды социальных практик

Социальные практики имеют следующие виды:

1) Пассивная (учебные социально-практические ситуации на уроках и занятиях, встречи с представителями социальных институтов, оценочная деятельность, деловые и ролевые игры);

2) Активная (волонтерская деятельность, шефская работа, участие в школьном самоуправлении, участие в социальных и исследовательских проектах, оказание помощи в работе музеев, библиотек и т.п.);

3) Преобразовательная (помощь социально незащищенным слоям населения, общественно-полезные дела, строительные отряды, концертные бригады, культурно-массовая деятельность и др.).

4) Профессиональная проба – профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.

Результативность социальных практик обнаруживается (проверяется) либо в качестве освоенных действий, либо в качестве продукта. Действия или продукт являются объектами оценивания и для учеников, и для педагогов по соответствующим критериям.

Базы проведения социальных практик:

  • учреждения и организации системы здравоохранения, социальной защиты, культуры и спорта,
  • муниципальные органы самоуправления
  • предприятия и организации, реализующие благотворительные программы, социально-ориентированные акции
  • подразделения службы занятости населения
  • музеи, библиотеки, учреждения культуры и спорта
  • общественные организации и движения, осуществляющие гуманитарную и просветительскую деятельность
  • средства массовой информации
  • службы, занимающиеся социологическими исследованиями и др.

Социальная практика помогает учащимся:

  • научиться видеть социальные проблемы незащищенных слоев населения (пенсионеры, инвалиды, ветераны, сироты и т.д.), находить способы помощи им;
  • познакомиться с условиями и содержанием отдельных социальных процессов, проходящих в современном российском обществе;
  • научиться кооперировать с другими людьми и делать совместное дело;
  • познакомиться с конкретными социальными технологиями и их реализацией;
  • научиться самостоятельно ставить цели своего социального действия, определять средства его осуществления, анализировать результаты;
  • научиться вступать в деловые отношения с организациями или частными лицами;
  • найти для себя различные способы выстраивания делового общения (научиться контактировать с незнакомыми взрослыми людьми, представлять себя, знакомиться, договариваться, сотрудничать)
  • понять, как построено взаимодействие между представителями власти общественности;
  • получить опыт поиска рабочего места;
  • научиться работать с деловой документацией;
  • познакомиться с процедурой выборов, понять правила участия в выборах и т.д.

Задачами социальной практики являются:

− формирование социальных компетенции на основе привлечения учащихся к общественно значимой деятельности;

− приобретение практических умений коммуникативной культуры в процессе осуществления различных социальных взаимодействий;

− знакомство с конкретными условиями и содержанием отдельных социальных процессов, проходящих в современном российском обществе;

− приобретение навыков формирования индивидуальных моделей поведения, адекватных ситуаций решения и преодоления проблем, сопровождающих деятельность учащихся во время прохождения социальной практики, умения применять теоретические знания в конкретной ситуации;

− формирование представлений учащихся о возможностях современных социальных технологий.

Мы выбрали ряд социальных проектов, которые по нашему мнению будут способствовать изменению сознания людей и их представлении о жителях села Овсянка, поэтому одним из проектов называется «Интересные люди села» цель которого, показать самые лучшие стороны истории села, познакомить с жизнью и трудом односельчан которые, сыграли в истории города, края, страны заметную роль, воспитать чувства гордости за свою малую Родину.

В реализации этой идеи в школе необходимы добровольцы, волонтеры и мы предлагаем Вам стать членами волонтерского отряда. (Мы надеемся что это перерастет в волонтерское движение).

Источник: 

Формирование социальной зрелости учащихся средствами профессиональных проб и социальных практик: Учебно-методическое пособие/Под ред. С.В. Кривых. – СПб.: Экспресс, 2014. – 130 с.
Опыт работы педагогического коллектива ГБОУ школы № 302 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Просмотров: 4 970