Общественно полезный труд в школе что это такое

Общественно полезный труд в школе что это такое thumbnail

Общественно полезный труд школьниковНекоторые родители и дети, услышав об усилении внимания к общественно полезному труду школьников, возмутятся: «Когда? Насыщенная учебная программа, дополнительные занятия, помощь по дому. Времени на общественно полезный труд у них нет».

Но сами мамы и папы когда-то в школе убирали класс, ухаживали за пришкольным участком, разводили в классе цветы, собирали макулатуру, более того — металлолом, приводили в нормальное состояние книги и учебники в школьной библиотеке и многое другое. Разве не с теплыми чувствами вспоминаете эти моменты школьного периода жизни?

Почему же теперь дети не могут оказывать посильную помощь школе, а по сути — самим себе. И не только тем, что делают родной город, поселок, деревню, школу и пришкольный участок красивее, комфортнее для себя и других, но и тем, что ощущают свою нужность, причастность к делам всей страны. Они приобретают важный жизненный опыт. Причем результат виден сразу. Посадили в парке аллею лип — приятно и самим там погулять, и другим людям тоже. Собрали макулатуру, а на вырученные деньги усовершенствовали школьную спортивную площадку и т.д.

Можно работать в учебных мастерских, изготавливая предусмотренную учебной программой продукцию не только для себя, но и для школы. Ремонтные бригады могут производить мелкий ремонт, например, школьной мебели, садового инвентаря (грабли, лопаты и т.д.).

В начале учебного года было бы полезно руководству школы рассказать ученикам и родителям, какие именно виды общественно полезного труда планируются и что станет его результатом. Например, если собирают макулатуру, то для чего, с какой целью, а потом рассказать, сколько собрали, какую сумму получили и как ее расходовали.

И не общими словами отчитаться о расходе общественных денег, например, на ремонт школы (что это такое — никто не знает, но каждый год на эту статью уходят большие суммы), а конкретно: в кабинете номер 2 заменили старые стулья на новые и на это ушла такая-то сумма, также оборудовали баскетбольную площадку около школы, на что было потрачено столько-то денег. Осталось столько-то, их можно потратить на закупку новых интересных книг в школьную библиотеку. Тогда мотивация участия в таких делах будет более высокая.

Можно объявить конкурс на предложения добрых дел или повесить специальный почтовый ящик в школе для подобных предложений. Что еще могут ученики сделать? Помочь немощным людям с уборкой и покупкой продуктов, сделать игрушки для детского сада, показать им интересный спектакль и т.д. Это развивает в школьниках инициативность, чувство ответственности не только за себя, но и за все, что происходит вокруг. Такие ребята никогда не станут равнодушными, безучастными.

Тема трудовых лагерей более проблемная. И вовсе не потому, что дети должны будут во время летних каникул работать на школьных участках, оказывать посильную помощь библиотекам, благоустраивать родную школу, класс. Летом многие родители берут отпуск, и не всегда заранее могут определить, как будут его проводить. Отказываться от долгожданной поездки, путешествия, переезда на месяц на дачу из-за необходимости отработки в летнем трудовом лагере никому не хочется. Скажете, что нужно просто записаться на месяц, когда у родителей точно не предусматривается отпуск. Но почему-то получается так, что равномерно распределить учеников на выполнение общественно полезного труда по летним месяцам не получается: либо всем нужно в начале лета, либо в середине, либо в конце августа.

Некоторые родители на все лето отправляют любимое чадо к дедушкам и бабушкам или другим родственникам в пригород или деревню, чтобы ребенок мог отдохнуть на свежем воздухе, набраться сил к новому учебному году. Что делать с ними? Ведь они могут отработать либо в начале июня, либо в конце августа. А если таких половина школы? Где взять столько работы на это время и кто будет работать в остальные месяцы?

Родителей беспокоит также, не принесет ли выполняемая работа вред здоровью их ребенку? Рассказывают ли детям про технику безопасности? Как обстоит дело с медицинской помощью? Будут ли мамы и папы в курсе, к каким конкретно работам будет привлекаться их ребенок? Не придется ли пропускать дополнительные занятия?

При привлечении детей к общественно полезному труду, естественно, необходимо учитывать посильность нагрузки, а также состояние здоровья. Если выявились ученики, которым по медицинским показаниям нельзя заниматься физическим трудом, они могут принести пользу, занимаясь облегченным или интеллектуальным трудом: помощь в библиотеке, составление графиков и т.д.

Ясный, понятный инструктаж по технике безопасности должен проводиться с учащимися при выполнении любых видов работ. Они должны понимать, как правильно выполняется то или иное действие, что может случиться, если нарушить данные инструкции и какие должны быть эффективные действия в этом случае.

Выполнение любых работ школьниками должно быть обеспечено доступной медицинской помощью, которая в случае необходимости сразу же должна быть оказана.

К общественно-полезному труду привлекать школьников можно только с письменного согласия его родителей или законных представителей.

Родители понимают необходимость общественно полезного труда. Однако опасаются, что эти работы пойдут в разрез с графиком школьных и дополнительных занятий ребенка, установленным с огромными усилиями к октябрю. В наше время необходимо учитывать тот факт, что многие учащиеся, если не все, активно посещают курсы, факультативы, спортивные секции, кружки, тренинги, музыкальные или художественные школы. Дополнительные занятия стали полноправной важной частью качественного образования. Это нужно обязательно учитывать при привлечении школьников к общественно полезному труду.

    LikesОбщественно полезный труд в школе что это такое(2)DislikesОбщественно полезный труд в школе что это такое(2)

    Источник

    Категория:

    • Семья
    • Отменить

    Госдума приступила к разработке законопроекта о трудовом воспитании школьников, сообщила глава Минобрнауки России Ольга Васильева. Ведомство поддерживает разработку документам «обеими руками».

    — Редактор LJ Media

    С инициативой о трудовом воспитании школьников выступала именно Васильева. По её мнению, необходимо вернуть систему образования сельские бригады, работу на приусадебном участке и уборку школьных помещений. Это позволит прекратить воспитывать в детях потребителей.

    «Я знаю, что ваши коллеги в Думе готовят вообще закон о трудовом воспитании школьников, который мы будем поддерживать обеими руками», — заявила Васильева, выступая на Всероссийском форуме «Взаимодействие семьи, школы, советов женщин в гражданском и патриотическом воспитании подрастающего поколения».

    Таким образом, Минобрнауки России настаивает на практике, которая применялась в школах СССР.

    Должны ли дети работать в школе?

    Нет, впереди вся жизнь — еще наработаются

    Да, любовь к труду нужно прививать с детства

    Трудовое воспитание – компетенция родителей

    Направления общественно полезного, производительного труда из приказа Министерства просвещения СССР от 11 мая 1985 года:

    Виды общественно полезного, производительного труда1-4 классы5-7 классы8-9 классы10-11 (12) классы
    I. Труд в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания
    Выполнение заданий предприятий в школьных мастерских, межшкольных УПК, учебных цехах предприятий, мастерских профтехучилищ+++
    Участие в уборке урожая, уходе за посевами, в выращивании домашней птицы и молодняка сельскозяйственных животных, в мелиоративных работах+++
    Возделывание сельскохозяйственных культур с применением машин на полях колхоза, совхоза+
    Участие в работах на животноводческих фермах по кормлению животных и уходу за ними, в доении коров, стрижке овец и др.++
    Работы в торговле, общественном питании, транспорте и связи, коммунальном хозяйстве++
    II. Охрана природы. Работы по благоустройству
    Сбор лекарственного сырья, плодов, ягод, грибов, семян. Выращивание рассады цветов, посадка цветов, деревьев и кустарников++++
    Зачистка и посадка леса, полезащитных насаждений. Участие в борьбе с вредителями сельскохозяйственных культур, леса. Спасение рыбной молоди во время паводков, охрана водоемов, разведение рыб. Помощь в поддержании чистоты дворов, улиц, скверов и парков+++
    Поделка кормушек и гнездовий для птиц++
    III. Работы для школы
    Уборка классных комнат, кабинетов и мастерских, уход за растениями в школьных помещениях, за участком школы++++
    Приготовление и ремонт учебного оборудования и наглядных пособий, инструмента, сельскохозяйственного инвентаря. Участие в создании и оснащении учебных кабинетов, мастерских, спортивной, географической площадки, ремонте школьной мебели и хозяйственного инвентаря, в ремонте школы, мастерских, гаража, теплицы, парников, оборудовании полигонов для обучения учащихся вождению автомобилей и тракторов и т.д.+++
    Работы на школьном учебно-опытном участке
    Уход за садом, выращивание продукции для школьных столовых, цветочно-декоративных растений, кормовых культур. Уход за кроликами, птицей. Сельскохозяйственное опытничество по заданиям ученых++++
    IV. Сбор вторичного сырья
    Металлолома+++
    Макулатуры+ (3-4 кл.)+++

    ____________________________

    Мнение блогосферы

    fixik_papus:

    Будет ли от этого польза? Практическая — условно да. Воспитательно-образовательная — строго ноль. Даже минус.

    У ребенка с детства выработается отвращение к этой работе. И к любой другой работе (другой-то он не видел!).

    Теперь возвращаемся к министерской идее мойки полов школьниками.

    Полезно ли это?

    Да! Если каждая «бригада» из трех школьников сделает это раза три. Или пять. Не больше.

    И не для того, чтобы класс убрать. А для того, чтобы понимать, какая работа у уборщицы, как это делается, уважать и ценить результаты.
    А вот после трех (или пяти) раз — нет! Абсолютно вредна.

    Для мойки же полов в классе — лучше купить простенький робот-полотер.
    (на примере которого заодно можно показать детям массу всего интересного).

    Так что на самом деле — министерская идея с детства прививает только лютую ненависть к работе. К такой, а поскольку другой не видят — то вообще к любой.

    А что полезно? Полезно — каждые 2 недели устраивать школьникам экскурсию на реальное производство. Желательно с мастер-классом.

    Скажете, экскурсии — дорого, робот-полотер — дорого, и уборщица — дорого, а школьники — бесплатные?

    Источник

    miliatania:

    В советской школе такая дисциплина была. Общественно-полезный труд считался факультативным, тем не менее посещать уроки общественно-полезного труда обязаны были все.

    Вели уроки обычно классные руководители. Так как чаще всего уроки проходили на свежем воздухе, их совмещали ещё с субботниками.Что же это было на самом деле?

    Помню, в нашей школе общественно-полезный труд не был строго определён какими-то рамками. Старшеклассники приводили в порядок школьную территорию, ухаживали за памятником участникам Великой Отечественной войны. Весной белили деревья вдоль дороги, ведущей в село и убирали сушняк. Средние классы обычно работали в школе на приусадебном участке, выращивали овощи и цветы, мыли коридоры школы. Малыши каждый день мели школьный двор и работали в школьной библиотеке, приводя в порядок учебники.

    В школе круглый год был идеальный порядок. В центре села тоже, так как каждый класс был закреплён за каким-то определённым участком, и дети собирали бумажки, рвали траву, пололи, убирали и т.д То же самое делали дети в городе.

    Были, конечно, моменты, когда труд детей использовался не по назначению. Например, по просьбе какого-нибудь руководителя школьников посылали почистить склады или собрать урожай арбузов, винограда и т.д. Дети за этот труд ничего не получали, учителя тоже. Но в целом, я считаю, что всё-таки от этих уроков было больше пользы, чем вреда.

    Потом общественно-полезный труд убрали из программы, детский труд можно сейчас использовать только с письменного разрешения родителей. Не все родители такое разрешение дают, и дети совершенно разучились трудиться. Памятник участникам Великой Отечественной войны весь год стоит неухоженный,в центре села подбирают бумажки, брошенные детьми, взрослые,которые работают за гроши в администрации, коридоры школы моют технички. Школьники только приводят в порядок школьный двор и всё.

    Помните, друзья, уроки общественно-полезного труда в школе? Или он всё-таки общественно-бесполезный, как считали те, кто эти уроки отменил?

    Источник

    ____________________________

    zuborobo публикует фотографии того, как советских школьников приучали к труду:

    Источник

    Источник

    «ПРИНЯТО»:

    Управляющим советом

    МОБУ Новобурейской школы № 3

    Протокол № _____ от  ___________ года

    «УТВЕРЖДЕНО»

    Приказом директора

    МОБУ Новобурейской школы № 3

    № _________   от _____________  года

    «ПРИНЯТО»:

    Педагогическим советом МОБУ Новобурейской школы № 3

     Протокол №____ от _______________года

    Положение

    о привлечении обучающихся к общественно-полезному труду,

    не предусмотренному образовательной программой

    1. Общие положения

    1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативными документами:

    — ч.4 ст.34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

    — постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 163 (ред. от 20.06.2011) «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»;

    — постановлением Минтруда России от 07.04.1999 № 7 «Об утверждении норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную»;

    —  постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

    1.2. Общественно-полезный труд является совокупностью действий образовательных отношений, направленных на реализацию социальных преобразований и проблем социума, способствующих позитивным изменениям в самом человеке, в среде образовательной организации и во внешней социальной среде, закрепляющих у подростков социальные знания, навыки, социальный опыт и социальные роли во взаимоотношениях между субъектами образовательно-воспитательного процесса. 

    Общественно-полезный труд обучающихся организуется в соответствии с Уставом школы, внутренними локальными актами, договором с родителями (законными представителями), настоящим Положением.

    1.3. Общественно-полезный труд обучающихся — составная часть общественных отношений, возникающих в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, способствующая личностному и профессиональному становлению обучающихся. Это добровольная деятельность обучающихся с согласия их родителей (законных представителей), с 14 лет — с согласия самих обучающихся на благо общеобразовательной организации и муниципального образования.

    1.4. Обучающиеся при выполнении общественно-полезной работы должны соблюдать правила техники безопасности, установленные режимы труда и отдыха, соответствующие их возрасту и состоянию здоровья.

    1.5. От общественно полезной работы могут быть освобождены обучающиеся на основании медицинских справок и иных уважительных причин (по заявлению родителей).

    2. Основные задачи

    Основными задачами общественно-полезного труда обучающихся являются:

    2.1.        Формирование у обучающихся осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к окружающему миру, формирование навыков коллективной деятельности, воспитание трудовой и учебной дисциплины.

    2.2.        Ознакомление обучающихся на практике с основами современного производства, формирование интереса к рабочим профессиям, закрепление умений и навыков, знаний, получаемых в процессе трудового и профессионального обучения, профильной и общеобразовательной подготовки.

    2.3.        Формирование представлений об особенностях профессий своего муниципального образования (региона), их востребованности на современном рынке труда.

    2.4.        Самообслуживание обучающихся по наведению чистоты и порядка в здании общеобразовательной организации и классных кабинетах.

    2.5.        Оказание обучающимися общеобразовательных организаций посильной помощи в благоустройстве школы и прилегающей к ней пришкольной территории.

    3.        Содержание и организация общественно-полезного труда

    3.1.        Социально-значимая деятельность, общественно-полезный труд обучающихся основаны на следующих принципах:

    — учет интересов и возрастных особенностей обучающихся;

    — единство учебной и воспитательной работы;

    — общественно полезная направленность;

    — творческая инициатива и самостоятельность обучающихся.

    3.2. Главными направлениями общественно полезного труда являются:

    — общественная работа — активное участие в работе класса, в организации школьных и классных мероприятий, художественной самодеятельности, спортивной работе;

    — дежурство по школе, участие в субботниках на территории школы и на закрепленной территории;

    — овладение основами экономики и организации сельскохозяйственной опытнической работы (работа на учебно-опытном участке (при его наличии): перекопка почвы, посадка, прополка, уход за растениями);

    — участие в труде по самообслуживанию (поддержание порядка и чистоты в классе, уборка мастерских);

    — генеральная уборка школьных помещений после каждой четверти (мытьё стен, подоконников, школьной мебели);

    3.3. При организации работы следует учитывать возрастные особенности учащихся.

    3.4. В начальных классах допускается следующая работа:

    — в 1классе — активное участие в работе актива класса, дежурство в классе (полив цветов, протирание классной доски), участие в организации классных мероприятий, участие в художественной самодеятельности, спортивных мероприятиях;

    — во 2-4 классах — активное участие в работе актива класса, дежурство в классе (полив цветов, протирание классной доски), участие в организации школьных и классных мероприятий, участие в художественной самодеятельности, спортивных соревнованиях;

    — в 5 — 7 классах — активное участие в работе актива класса, дежурство в классе (полив цветов, протирание классной доски, наведение порядка и чистоты в классе), дежурство по школе, участие в организации школьных и классных мероприятий, участие в художественной самодеятельности, спортивных мероприятиях, оказание помощи в соблюдении и поддержании образцового порядка в школьных помещениях и на закрепленном участке территории школы, работа на учебно-опытном участке (при его наличии): посадка, прополка, уход за растениями, сельскохозяйственная опытническая работа, уборка мастерских, несложный ремонт школьной мебели, ремонт учебной и художественной литературы, учебно-наглядных пособий;

    — в 8, 9, 10, 11 классах — активное участие в работе актива класса, дежурство по школе, участие в организации школьных и классных мероприятий, участие в художественной самодеятельности, в спортивной жизни школы, оказание помощи в соблюдении и поддержании образцового порядка в школьных помещениях и на закрепленном участке территории школы,

    3.2.        В течение учебного года общественно-полезный труд обучающихся осуществляется с письменного согласия родителей и обучающихся. Работы проводятся не чаще одного раза в неделю продолжительностью:

    — для обучающихся 1- 4 классов — не более 30 мин.;

    — для обучающихся 5 -9 классов — не более 40 мин.;

    — для обучающихся 10-11 классов — не более 60 мин.

    3.3. Письменное согласие родителей об участии детей в общественно — полезном труде берётся ежегодно, в период начала нового учебного года и действует до конца текущего учебного года.

    3.4. Письменное согласие обучающихся об участии в общественно-полезном труде может быть получено при достижении ими возраста 14 лет.

    3.5. Общественно-полезный труд организуется и проводится классным руководителем, заместителями директора по воспитательной и завхозом.

    3.6. График проведения работ определяет классный руководитель при согласовании с заместителем руководителя общеобразовательной организации по воспитательной работе. График работ может корректироваться с учетом погодных условий, вида проводимых работ и занятости обучающихся.

    3.7. Освобождение обучающихся, занимающихся в спортивных, музыкальных, художественных школах, от общественно-полезного труда осуществляется приказом директора общеобразовательной организации. При наличии у обучающихся противопоказаний к физическому труду обучающиеся по согласованию с родителями (законными представителями) могут привлекаться к работе в библиотеке, оформительской и иной посильной деятельности.

    3.8. В ходе организации общественно-полезного труда могут проводиться акции, направленные на:

    — профилактику детского дорожно-транспортного травматизма;

    — профилактику наркомании, токсикомании, алкоголизма, злоупотребления ПАВ и социально опасных заболеваний;

    -развитие волонтерского движения, научно-исследовательской и экспериментальной деятельности;

    — проведение шефской и тимуровской работы по оказанию посильной помощи социально-незащищенным слоям населения (ветеранам военных действий, участникам трудового фронта, одиноким пожилым людям);

    — организацию работы кружков культурно-эстетической, экскурсионно-краеведческой, спортивно-секционной и физкультурно-массовой направленности.

    4. Общие требования безопасности

    4.1. Обучающиеся при выполнении общественно-полезной работы должны соблюдать правила техники безопасности, установленные режимы труда и отдыха.

    4.2. При выполнении общественно-полезной работы должна быть медицинская аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи при травмах.

    4.3. При несчастном случае руководитель общественно-полезной работы (пострадавший или очевидец несчастного случая) обязаны сообщить об этом в администрацию общеобразовательной организации.

    4.4. В процессе работы обучающиеся должны соблюдать порядок выполнения работ, правильно применять рабочий инвентарь и инструмент, соблюдать правила техники безопасности.

    4.5. Руководитель общеобразовательной организации организует общественно-полезный труд обучающихся в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда, несёт личную ответственность за безопасные условия труда обучающихся.

    4.6. Обучающиеся допускаются к участию в общественно-полезном труде после обучения безопасным приёмам труда, проведения с ними инструктажа по технике безопасности с регистрацией в журнале установленной формы.

    4.7. Запрещается привлечение школьников к работам, противопоказанным их возрасту, опасным с точки зрения здоровья (ядохимикатами, красками, запрещёнными органами Роспотребнадзора, опасными растениями, с подъёмом и перемещением тяжестей свыше установленной нормы для подростков), а также в эпидемиологическом отношении.

    4.8. Запрещается привлечение обучающихся к работам в ночное время и праздничные дни. Ответственные должностные лица несут личную ответственность за безопасные условия труда обучающихся, их жизнь и здоровье.

    4.9. Формы организации общественно-полезного труда обучающихся различны и зависят от его содержания и объёма, постоянного или временного характера работы, возраста обучающихся.

    5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

    5.1. При выходе из строя рабочего инструмента и инвентаря или его затупления прекратить работу и сообщить об этом руководителю работ.

    5.2. При получении травмы сообщить об этом руководителю работ, который обязан оказать первую помощь пострадавшему, сообщить администрации общеобразовательной организации, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

    6. Нормативно-организационное обеспечение общественно-полезного труда

    6.1.Организация и реализация общественно-полезного труда сопровождается наличием следующих документов:

    приказ директора общеобразовательной организации о назначении ответственного за организацию общественно-полезного труда;

    приказ директора общеобразовательной организации о назначении ответственных за организацию общественно-полезного труда по отдельным направлениям (блокам работы);

    план-график общественно-полезного труда на текущий учебный год и летний период, согласованный с Управляющим советом общеобразовательной организации и утвержденный приказом директора;

    функциональные обязанности ответственных лиц по направлениям деятельности;

    инструкции по технике безопасности при выполнении видов практической деятельности;

    протоколы педагогических советов, заседаний Управляющего совета, родительских собраний, собраний (классных часов) обучающихся, на которых рассматриваются вопросы организации общественно-полезного труда;

    заявления-согласия несовершеннолетних их родителей (законных представителей);

    журналы проведения инструктажей по технике безопасности; журнал учета времени практической деятельности обучающихся.

    Приложение № 1

    Заявление родителей на согласие привлечения ребенка к 

    общественно-полезному труду в школе

    Директору МОБУ Новобурейской СОШ №3 Д.Н.Туманову

    Я,________________________________________________________________

                                    (Ф.И.О. родителя или законного представителя)

    Родитель (законный представитель) ученицы (ка)___________класса, школы №3

    ______________________________________________________________________________

    (Ф.И.О. учащегося)

    Согласен на привлечение моего ребенка к общественно-полезному труду, не связанному с учебной деятельностью.

    Срок действия согласия: с 1сентября___________года до конца учебного года. Фамилия__________________(подпись)_____________ Дата _________

    Приложение № 2

    Заявление

    обучающегося (старше 14 лет) на согласие для привлечения его к общественно-полезному труду в школе

    Директору МОБУ Новобурейской СОШ №3 Д.Н.Туманову

    Я, __________________________________________________________________

    (Ф.И.О. учащегося)

    Ученица(к) _____ класса согласна(ен), на участие в общественно-полезном труде, не связанном с учебной деятельностью.

    Срок действия согласия: с 1сентября _____ года до конца учебного года. Фамилия________________________(подпись)_____________ Дата ________ 

    Источник