План урока на тему полезные ископаемые

Урок окружающего мира в 3-м классе по теме «Полезные ископаемые»

Цель урока: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.

Задачи урока:

Образовательная:

  • Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;

  • Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;

  • Показать их важную роль в экономике страны.

Развивающая задача:

  • Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.

  • Развивать умения составлять схемы, таблицы.

Воспитательная:

  • Показать необходимость охраны полезных ископаемых;

  • Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

  • Воспитывать толерантности.

Тип урока: предметный

Форма урока: урок-исследование.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, молоток, коллекция ископаемых, стеклышки, гвоздь, стакан с водой, белая бумага, лупы.

Дидактические материалы: презентация учителя, горные породы, карточка инструкция по изучению свойств полезных ископаемых.

Ход урока

1 этап. Организационный момент. Психологический настрой.

— Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

2 этап. Мотивация и целеполагание.

Презентация.

— Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. (слайды 1, 2, 3).

Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету —
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!

— Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?

— Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые”(слайд 4).

— Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы?

(Какие полезные ископаемые мы знаем? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? Как их добывают?)

— Какую проблему ставим на уроке? (Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?) (слайд5).

— Для чего нам необходимо это знать?

— Как будем узнавать неизвестное о полезных ископаемых? Как будем работать? (работая в группах).

3 этап. Планирования поиска способа решения.

-Вы посажены в группы по 5 человек.

— Какой первый шаг, для слаженной работы в группах надо сделать, чтобы найти ответы на все поставленные вопросы? ( распределить роли в группе: организатор, секретарь, информаторы).

4 этап. Реализация плана.

Фронтальная работа.

— Исследование. Что такое “полезные” и “ископаемые”(слайд6).

— Теперь поработайте в группе и попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”.

(“Полезные ископаемые” — природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют). (слайд7).

Если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то чтобы знать как их использовать, где применять, как вы думаете, что еще мы должны о них знать? (свойства). (слайд8).

— Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять — исследовать и заносить в таблицу. Конверт№1.

Свойства полезных ископаемых.

Название

Состояние

Цвет

Основное свойство

Где используют

Нефть

Жидкое; легкая; маслянистая

коричневый

горючесть

топливо

Каменный уголь

Твердое; тяжелый

черный

горючесть

топливо

Гранит

Очень твердое
тяжелый

красный, серый, белый

прочность

строительство

Нефть (слайд9). Исследование. Показ учителя опытов и заполнение таблицы. Вывод(слайд10).

Каменный уголь.

Исследовать по плану (слайд11).

План изучения свойств каменного угля.

1. Рассмотрите образец каменного угля. Определить его цвет. Имеет ли блеск?

2. Опустите кусочек в воду. Он плавает на её поверхности или тонет?

3. Проведите ногтем по породе.

  • Если остался след – то порода мягкая;

  • Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;

  • Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.

4. Уголь твердый, но предположим, что хрупкий. Докажите! Найдите способ доказательства.

5. Где используют и на основании какого свойства?

— Сравните эти два полезных ископаемых, используя таблицу.

План изучения свойств гранита (слайд12).

1. Рассмотрите в лупу кусочек гранита. Определите, какого цвета и из чего состоит? Подумайте, на какой фрукт похож и почему называется гранит?

2. Определите легче или тяжелее воды?

3. Сравните твердость гранита и твердость угля, оставляя на нем царапины ногтем, гвоздем.

4. Убедитесь в особой прочности гранита. Проведите по стеклу гранитом и углем. Что оставит след или царапину на стекле (уголь или гранит)?

Выводпо таблице о граните.

— Давайте сравним по таблице уголь и гранит.

Физминутка (слайд13).

По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке
И по это же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
По дорожке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнем!
И опять работать мы пойдем!”

— Продолжаем работу. Нам предстоит еще многое узнать.

— Итак, зная свойства полезных ископаемых, что мы теперь можем узнать? (где используют и как добывают)

5 этап. Работа по учебнику. С 49- 50. Приложение: Конверт №2. (см. в конце статьи)

— Как вы думаете, кто такие геологи?

— Сейчас каждая группа будет геологами – разведчиками. Вы отправляетесь на разведку и через несколько минут расскажите нам о способах добычи полезных ископаемых. В этом вам помогут учебник и конверт №2.

У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….” В помощь к вашему тексту есть еще дополнительная информация. Используйте ее.

Перед рассказами поработаем с понятиями: (слайд 14).

Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.

Месторождения – места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые.

Карьер – это открытый котлован.

Шахты – это глубокие колодцы.

(Дети читают приготовленные сообщения) (слайд15,16,17,18,19,20,21,22).

— Теперь по вашим рассказам составим небольшую схему – “паучок” (слайд 23).

Для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует?

 

 Ребята, а два овала не изучены. Чтобы их изучить, послушаем сообщения. (Дети рассказывают о соли и природном газе) (слайд24,25,26,27).

6 этап. Бережное использование.

Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

— Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

7 этап. Вывод (слайд 28,29).

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые не возможно восстановить. А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства?

8 этап. Рефлексия (слайд 30).

Какие задачи ставили в начале урока?

— Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

-Что помогло нам в работе?

— Какие открытия для себя сделали?

9этап. Оценивание работы.

Оценка в группе.

1 0этап. Домашнее задание (слайд 31)

— Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение.

— Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом Новосибирской области.

— Если кто-то будет затрудняться, то тем детям я предлагаю приготовить сообщение о любом полезном ископаемом.

Приложение к уроку. Конверты.

Задание группе 1.Каменный уголь.

Уголь называют каменным, потому что он твердый и его долгое время считали камнем. А на самом деле уголь образовался из древних растений. Но вот пришли люди, увидели эти залежи. Уголь добывают двумя способами: открытым – добыча в карьере, и закрытым – добыча в шахтах.

Карьер – это открытый котлован.

Шахта – это глубокий колодец.

Уголь – одно из самых необходимых полезных ископаемых. Он обогревает жильё, дает своему другу- человеку лекарства. Без угля нельзя выплавить металл, приготовить пищу. А еще из него готовят духи и разные пахучие сиропы.

Задание группе 2.Нефть.

Наша страна очень богата нефтью. До сих пор ученые не пришли к единому мнению по тому, как я образовалась. Многие утверждают, что за сотни миллионов лет вещества, составлявшие когда – то водоросли, рыб и рачков, превратились в нефть. Без нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире. Более тысячи веществ изготавливают из этой маслянистой коричневатой жидкости. Например, чистейший бензин, для авиации и смазочные масла для машин. Из нефти получают духи, лекарства, фотопленки, пластмассы, из которых можно строить дома и делать машины.

Для того, чтобы добыть нефть строят буровые установки и бурят глубокие скважины.

Задание группе 3. Железная руда.

С давних пор человек ищет месторождения РУД, содержащих различные металлы. Из руд чёрных металлов выплавляют железо, чугун, сталь. А из руд цветных металлов – алюминий, медь, цинк, свинец. Как правило, изделия изготавливают не из чистых металлов, а из сплавов. Как много вокруг нас металлических предметов: ножницы, ложки, кастрюли, вёдра.. а станки на заводе, самолеты и автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы. Все это из металлов! А металлы получены из РУД, добытых в природе.

Задание группе 4 .Строительные материалы. Песок, глина, известняк.

Песок – это рыхлая порода, состоящая из мельчайших частиц. Это продукт разрушения твердых пород. Незаменим в стекольном производстве, строительстве дорог.

Глина – это широко применяемый строительный материал. Кирпич делают из глины. А еще делают красивую фарфоровую, фаянсовую посуду. Глина образуется в результате выветривания различных горных пород. В воде она намокает, становится вязкой, пластичной.

Известняк – залегает в земле громадными слоями. Обыкновенный камень белого или серого цвета. Из него иногда состоят целые горы. Используют в строительстве. Мелом пишут по доске. Белят стены. Используют при строительстве домов.

Источник

Цели урока: познакомить детей с полезными ископаемыми, их свойствами и применением.

— сформируют понятие «полезные ископаемые», освоят знания о свойствах полезных ископаемых, их применении и способах добычи.

— сформируют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;

— расширят кругозор.

Оборудование: Окружающий мир: 3 класс, 2 часть, А.А. Плешаков. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация, образцы полезных ископаемых.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

Учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организационный момент
Словесный: слово учителя

1 мин

Сейчас у нас урок окружающего мира. Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, линейка, карандаш, ручка.

Сейчас сядут те, кто готов к уроку и хочет научиться новому.

Приветствовать учителя

Проверять готовность к уроку

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Актуализация знаний

Словесный:Ответы на вопросы

3 мин

— Ребята, давайте вспомним, какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке? (Экономика).

— Что же такое экономика? (экос по-гречески значит «дом», номос- «закон».

Экономика-наука о рациональном ведении хозяйства).

— Какая главная задача экономики? (удовлетворение разных потребностей людей).

— Что называется потребностями? (все, что требуется людям для жизни).

— Что нужно для удовлетворения потребностей людей? (товары и услуги).

— Что такое товары? (Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности).

— Приведите примеры товаров(продукты питания, одежда…).

— Что такое услуги? (Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей).

— Приведите примеры услуг (стрижка в парикмахерской).

Отвечать на вопросы

Регулятивные: осуществлять само- и взаимоконтроль учебной деятельности.

Постановка учебной задачи
Словесный: ответы на вопросы.

3 мин

-Из чего изготовляют автомобили , самолеты , поезда?(из стали, металла)

-Вот построили автомобили,самолеты,поезда, только они сами не поедут и не полетят.Что же еще нужно для них?(бензин,горючее)

-Из чего делается горючее?(из нефти)

-Записываю на доске:сталь, нефть.

-Ребята дополните запись на доске.(соль, гранит, каменный уголь и т.д.)

-Ребята как мы можем все это назвать?(полезные ископаемые)

Как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока?

-Какие цели мы с вами поставим?

Размышлять над темой урока и учебной деятельностью

Ставить перед собой цель урока

Коммуникативные: выражение своих мыслей с  полнотой и точностью.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы

Практический: выполнение упражнений, заполнение таблицы

Практический: физические упражнения

32 мин

3 мин

— Ребята, а вы знаете что такое полезные ископаемые?

Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве. Большинство из них твердые. Нефть- жидкое полезное ископаемое, природный газ – газообразное.

Какие еще полезные ископаемые вы знаете?

Хорошо, давайте прочитаем информацию о том, как добывают полезные ископаемые. Читаем по одному абзацу, затем вам нужно будет ответить на вопросы по тексту. (Что такое месторождение? Кто такие геологи? Где добывают полезные ископаемые?)

Открываем рабочие тетради на странице 28. Задание №2. Для начала заполните таблицу. Вам нужно записать название и свойства полезного ископаемого. Затем подумайте, где применяется это полезное ископаемое.

Отлично! Сейчас откройте ваши учебники на странице 47. Я раздам карточку на пару. Вам нужно заполнить пропуски. В первой колонке — полезные ископаемые, во второй- что из них изготавливают.

Подведение итогов.

Физминутка

Ребята, а сейчас давайте немного подвигаемся под музыку, вставайте и повторяйте движения за мной.

Слушать учителя

Отвечать на вопросы

Работать в группе и паре

Выполнять задания

Пользоваться учебной литературой при возникновении затруднения

Усваивать новую информацию

Анализировать текст с целью ответов на вопросы

Выполнять физические упражнения

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Личностные: установка на ЗОЖ.

Д. з. Словесный: слово учителя

1 мин

Ребята, сейчас откройте ваши дневники и запишите домашнее задание: рабочая тетрадь, стр. 30, № 4,5; пересказ.

Записывать домашнее задание

Итог урока. Рефлексия. Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.

2 мин

Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке? Какую цель перед собой поставили? Достигли ли мы цели урока? Ответы на вопросы. Что было сложное в работе? С чем справились легко? Что получилось? Не получилось? Что вам понравилось?

Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок.

Подводить итог урока

Отвечать на вопросы

Оценивать свои достижения

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные: самооценка.

Источник

Тема: Полезные ископаемые.

Учебный предмет: окружающий мир

Ф.И.О. учителя: Жубатова Гульнара Советовна

Класс: 3 б

УМК:«Школа России»

Автор программы учебника: А.А. Плешаков, 2013г., стр. 46 -50

Место урока в образовательном процессе: данный урок включён в раздел учебника « Чему учит экономика»

Оборудование:

1.Учебник: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас», 2 класс, часть 2, М., Просвещение, 2013г.

2. А. А. Плешаков Окружающий мир. Рабочая тетрадь,2 класс, часть 2.

3.Атлас-определитель: “От Земли до неба”.

4.коллекция полезных ископаемых; план описания полезного ископаемого;

3.Мультимедийный проектор, компьютер, экран.

5.Карточки для работы в группе, парах.

6.Оценочный лист ( оценивали свою работу в группе)

Технологическая карта урока

Образовательная: познакомить учащихся с  полезными ископаемыми, определить их свойства, применение и способы добычи.

Развивающая: развивать мышление, память, внимание, устную речь, анализировать, привитие интереса к предмету.

Воспитывающая: воспитание ответственности за результат своего труда; интереса к предмету, учебной деятельности; воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Основные термины и понятия

Полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта, скважина.

Личностные результаты

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Предметные результаты

учащиеся научатся различать важнейшие полезные ископаемые; получат возможность познакомиться со способами добычи полезных ископаемых, с необходимостью бережного и экономного использования полезных ископаемых.

Метапредметные результаты

Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике.

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Регулятивные: Осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению.

Планировать свои действия. Контролировать и оценивать свою работу.

Коммуникативные: сотрудничают, проявляя активность во взаимодействии для решения познавательных задач; координируют и принимают позицию партнёра взаимодействии, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: формировать умение общаться, как умение говорить и слушать. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Методы:

словесный, практический, поисковый.

Формы работы:

Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Применяемые технологии:

групповая, проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая, технология оценки образовательных достижений. 

Этапы

урока

Содержание урока, деятельность учителя

Деятельность

учеников

1.Организационный этап

Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке.

Формируемые УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность.

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Все ль у вас, друзья, в порядке?
Есть учебники, тетрадки?
Настроенье каково? Во!

Значит, будем начинать
Мир чудесный открывать
Для себя и для друзей
К новым знаниям скорей!

– А теперь улыбнитесь нашим гостям, своим друзьям. Садитесь.

Проверяют готовность уроку, слушают учителя, желая хорошего настроения.

2 этап: Актуализация знаний.

(беседа на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке цели урока)

Цель этапа: подготовить детей к изучению нового материала через повторение пройденного.

Формируемые УУД: овладение действием обобщения, построение рассуждений.

— Посмотрите на слайд 1. Что вы видите?

(планету Земля).

— Богата и разнообразна природа нашей Земли. Слайд 2,3. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко. Сегодня вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств.

– Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте отгадаем загадку?

Путь его тяжёл и долог, Ищет залежи…

Правильно!

А знаете ли вы кто такие геологи?

Слайд 4(Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их).

– И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь!

– Прежде, чем отправиться за природными богатствами, геологам надо провести предварительные изыскания.

Но чтобы сделать эти открытия, нам необходимо вспомнить.

— Какой раздел из курса окружающего мира мы начали изучать?

— Расскажите, что составляет основу экономики?

— От чего зависит успех труда в экономике?

— О какой основе экономики идет речь, без него невозможно производство товаров и услуг? 

— Что относится к природным богатствам? 

— Молодцы ребята, вы правильно ответили на все вопросы, а это значит, что прошлую тему вы хорошо усвоили!

Сегодня мы поработаем только с одной частью нашего кластера: с природными богатствами.

Слушают текст, отвечают на поставленные вопросы.

Геолог

Предположение детей.

2- 3 ученика выполняют тест.

« Экономика»

(Природные богатства, труд.)

(От здоровья и образования )

(Без природных богатств).

(воздух, вода, полезные ископаемые, почва, животные, растения.)

3 этап: Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи. Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока.

Формируемые УУД: умение осознавать и формулировать цель с помощью учителя.

Мы постараемся расширить знания об этих богатствах.

— А каких именно вы определите сами, отгадав загадки.

1. Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже .Слайд 5

2.Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. Слайд 6

3. На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спички. Слайд 7

Дети отгадывают загадки.

Песок

Глина

Природный газ

— Как можно назвать все отгадки одним словосочетанием?

-Как вы думаете о чем, мы будем говорить сегодня на уроке?

-Сформулируйте тему.

Открывает название темы на слайде 8

Ребята, давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока.

— Как вы думаете, что мы можем узнать о полезных ископаемых?

1. Что такое ….

2. Какие ….

3. Как люди ….

4.Как их

5. Как нужно …

Выдвигают свои предположения.

Полезные ископаемые.

Самостоятельно формулируют тему урока («Полезные ископаемые») и его цель.

Ставят цель в виде плана вопросов, на которые нужно найти ответ в процессе деятельности.

1.Что такое « Полезные ископаемые»?

2. Какие полезные ископаемые бывают?

3. Как люди используют полезные ископаемые?

4. Как их добывают?

5.Как нужно относиться к полезным ископаемым?

4 этап: Открытие новых знаний (решение учебной задачи)

Цель этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождения путей её решения.

Формируемые УУД: научатся различать важнейшие полезные ископаемые; познакомиться со способами добычи полезных ископаемых, с необходимостью бережного и экономного использования полезных ископаемых.

— В мире существует много полезных ископаемых и их залежи безмерно велики.

Задавались ли вы вопросом, что такое «полезные ископаемые»?

Ребята, из каких двух слов состоит наша тема?

— Как вы понимаете слова «полезные» и «ископаемые»? Слайд 9

Как вы думаете , от какого слова произошло слово

« ископаемые»?

— А почему они полезные?

-Полезные для кого?

— Молодцы.

— Как вы думаете?

-Что такое полезные ископаемые?

Затрудняетесь ответить?

Проверим наши предположения.

Прочитаем по учебнику вводную статью «Полезные ископаемые» (стр. 46).

Полезные ископаемые – это…. Слайд 10

— Молодцы! Вы успешно справились с заданием. Но вы должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей работе и проведем физкультминутку.

Отвечают на поставленные вопросы.

Исследуют значение слов

«полезные» и «ископаемые».

Варианты детей

( От слова « копать», доставать, извлекать.) или то что выкопали.

(Приносят пользу человеку, необходимые , нужные.)

Читают водную статью в учебнике.

Богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.

Физкультминутка

Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой).

– Отдохнули?

– Продолжим работу.

Повторяют движения за учителем. Соотносят свои действия с действиями учителя.

1.Практическая работа

Работа в группах поискового характерас раздаточными коллекциями полезных ископаемых по изучению их свойств.

2. Обмен информацией (представитель группы у доски)

В мире существует много разных видов полезных ископаемых.

Сейчас я предлагаю вам познакомится поближе с некоторыми полезными ископаемыми.

— Каждое полезное ископаемое обладает свойством.

Сейчас вы займетесь изучением свойств полезных ископаемых.

Вы будете работать в группах и проводить исследовательскую работу.

— На столах лежит образец полезного ископаемого

(у каждой группы свой образец) .

Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое и определить его название с помощью учебника, изучить, перечислить его свойства. Поможет вам в этом учебник с .46- 47 , атлас-определитель

«От земли до неба», карточка – помогайка.

Результаты исследования будете заносить в таблицу. Даю время на исследование и запись результатов 4-5 минут. По моему сигналу работу прекращаем. Если ответ готов раньше, поднимаете руку.

Учитель контролирует и направляет работу групп.

Проверка.

— У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ, по завершению исследования, будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….” Мы расскажем о…..

Заслушиваются ответы представителей от каждой группы

-железная руда (слайд 12)

Из железной руды выплавляют металлы, делают станки, рельсы, автомобили, части самолетов, тракторы, трубы.

Учитель дополняет ответы о каждом полезном ископаемом.)

Знакомятся с условными знаками обозначающими месторождения на карте.

Ребята у каждого полезного ископаемого есть свой условный знак обозначающий его месторождение на карте.

hello_html_301fa428.png— гранит ( слайд 13)

Гранит очень крепок и поэтому широко применяется при строительстве мостов, зданий, дорог, памятников.

hello_html_51c3d52e.png-известняк ( слайд 14 )

Применяется в строительстве: для приготовления строительных растворов, для побелки помещений, для облицовки зданий, при отделке тротуаров.

нефть (слайд 15)

Нефть — черного цвета, жидкое полезное ископаемое. Ее называют «черным золотом». Из нефти получают жидкое топливо (бензин, керосин), машинное масло, краски, лаки, пластмассы, волокна для изготовления тканей.

каменный уголь (слайд 16)

Углем отапливают жилье, из каменноугольной смолы получают лекарство.

Главное свойство каменного угля — хорошо горит, выделяя много тепла.

О каких полезных ископаемых  мы узнали?

В каком состоянии бывают полезные ископаемые ?

глина — твердое

известняк

нефть – жидкое

гранит

железная руда

каменный уголь

природный газ – газообразное слайд 17

Для чего используют полезные ископаемые?

-Какие группы полезных ископаемых по их применению можно выделить? Слайд 18

-Молодцы, хорошо справились с заданиями.

Какой из полезных ископаемых самый важный? Почему?

Ребят, как должен человек использовать полезные ископаемые, чтобы они не исчезли?

Сейчас ребята будете оценивать свою работу в группе.

Заполните оценочные листы.

— Кто хочет поделиться своими достижениями?

Молодцы.

Слушают учителя.

Принимают инструкцию педагога о ходе исследовательской

работы.

Класс делится на 5 групп.

Вспоминают правила поведение в группе. слайд 11.

Дети определяют свои роли в группе.

Карточка-помогайка.

1. Название полезного ископаемого.

2. Состояние (твердое или жидкое)

3. Цвет

4. Где используют — это полезное ископаемое.

Каждой группе дается полезное ископаемое:

1-я группа – железная руда

2- группа – гранит

3- я группа – известняк

4 –группа – нефть

5 группа — каменный уголь

Выполняют самостоятельную работу в группе — исследуют полезное ископаемое с помощью карточки, учебника и атласа – определителя.

Каждая группа представляет свои наблюдения.

При ответах групп познакомить учащихся с условными знаками обозначающими месторождения на карте.

знакомятся с условными знаками.

Слушают вопросы учителя.

(Дети перечисляют)

Классифицируют полезные ископаемые по их состоянию (жидкие, твёрдые, газообразные).

Классифицируют полезные ископаемые по их применению (строительство, топливо, металлургия).

Полезные ископаемые нужны все.

Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)

Учащиеся заполняют оценочные листы

(оценочный лист содержит критерии оценивания личностных и метапредметных умений)

С каждой группы по одному ученику.

У: Активно работал в группе, выслушивал мнение всех участников группы, смог бы представить результаты работы перед классом.

3.Знакомство со способами добычи полезных ископаемых.

4.Работа по карточкам ( в парах).

Продолжаем работу. Нам предстоит еще многое узнать.

— Итак, мы теперь знаем свойства некоторых полезных ископаемых, знаем где их используют.

Что еще мы можем узнать ?

– Как добывают полезные ископаемые?

— Сейчас ребята вы будете геологами – разведчиками. Вы отправляетесь на разведку и через несколько минут расскажите нам о способах добычи полезных ископаемых.

В этом вам поможет учебник с. 48.

— Как называются места, где залегают полезные ископаемые?

— С какими способами добывания полезных ископаемых вы познакомились? слайд 19,20,21

Карточки на доске способы добычи.

Как вы думаете, какой способ добычи более опасен? Почему?

– Люди какой профессии выполняют эту трудную и опасную работу? (Шахтёры.)

Ребята, Мудрая Черепаха приготовила для нас задание. Слова были разделены на 3 группы, но Муравьишка – Вопросик их нечаянно перепутал.

— Ваша задача разделить полезные ископаемые 3 группы.

Какие добывают на шахте, карьерах, из скважин?

Оцениваем работу пар.

Поднимите руки у какой пары получилось все правильно.

— Замечательно справились с заданием.

Как вы думаете, в нашей области есть месторождения полезных ископаемых?

– Какими полезными ископаемыми богата наша Оренбургская область?

Природный газ, нефть, асбест и т.д

Показывает на карте , какие полезные ископаемые добываются в Оренбургской области)слайд 22

Слушают учителя.

Чтение фрагмента текста учебника (с. 48).

Месторождения – это места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые.

Ответы учеников.

Открытый и закрытый.

(карьер, шахта ,скважина или буровые установки.)

В шахте может произойти обвал

Шахтеры.

в шахте – уголь, руду;

в карьере — гранит, известняк;

в скважине – нефть, природный газ.

Ответы детей.

Знакомятся с картой полезных ископаемых Оренбургской области.

5этап: Закрепление.

Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи.

Формируемые УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, обобщение и закрепление полученных.

– А теперь, геологи, вы отправляетесь в самостоятельный поиск.

– Возьмите на столе карточку для самостоятельной работы.

ЗАДАНИЕ: Соедините стрелками полезные ископаемые и соответствующие им свойства.

гранит черный, хрупкий

каменный уголь зернистый,прочный

известняк черная,твердая

железная руда белый,твердый

– Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание.  А теперь переверните листики. Нарисуйте звездочку и закрасьте красным цветом, если вы выполнили работу верно, синим – если допустили ошибки.

– Поднимите карточки, посмотрим, как вы справились с этим заданием.

Продолжаем самостоятельную работу тетради.

Откройте рабочие тетради на печатной основе на стр. 30 № 5. Соедините стрелками на каких фотографиях изображены карьер, шахта, буровая установка и ли скважина.

Проверьте работу с соседом по парте.

Выборочное оценивание учителя.

Поднимите руки. Кто выполнил задание верно.

Самостоятельная работа.

(Самопроверка по мультимедийному проекту) слайд 23

Поднимают карточки.

Самостоятельно выполняют задания в рабочих тетрадях.

Проверяют задание, выполненное соседом по парте.

Оц?