Полезен друг который укажет на ошибки
Противник, вскрывающий ваши ошибки,
полезнее для вас, чем друг, желающий их скрыть
(Леонардо да Винчи)
«Не ошибается только тот, кто ничего не делает», – эта известная фраза, с одной стороны, говорит о том, что возможно в жизни избежать каких-то ошибок, если не действовать, а с другой – о том, что любому человеку свойственно ошибаться. Но не всегда и не все люди замечают свои ошибки. Намного чаще мы встречаемся с ситуацией, когда человек обращает внимание своё и окружающих людей на чужие ошибки, забывая о своих. В такой ситуации важно, кто находится рядом с ним, кто друг, а кто враг ему. Леонардо да Винчи сказал: «Противник, вскрывающий ваши ошибки, полезнее для вас, чем друг, желающий их скрыть». Я считаю, что это сказано верно и мудро.
Ошибка – это, прежде всего, урок, который преподносит нам жизнь. И то, как мы относимся к этому уроку, с позитивной или негативной точки зрения, и формирует нас как личность. Ошибки человек совершает всю свою жизнь. От них нельзя застраховаться, так как если ты действуешь, то не всегда можешь просчитать все возможные последствия. Если ты делаешь из совершённого выводы, анализируешь то, что сделал, – ты будешь допускать меньше ошибок. Но кто станет утверждать, что жизненные ситуации обязательно повторятся, чтобы использовать накопленный опыт?
Какую же роль в нашей жизни могут сыграть дружеские отношения, друзья? Народная мудрость не раз обращалась к теме дружбы: дерево живёт корнями, а человек друзьями; друзья познаются в беде; не имей сто рублей, а имей сто друзей; старый друг лучше новых двух. Мы привыкли к тому, что друг всегда поможет, подставит плечо в трудной ситуации. Но бывает и так: друг, чтобы не обидеть тебя, не осложнить с тобой отношения, не отзовётся отрицательно о твоём негативном поступке. И здесь думается о следующем: во-первых, друг допустил твой проступок или не осудил тебя за совершённое, не предпринял попытки сделать тебя лучше; а во-вторых, истинный ли это друг? Тут можно вспомнить пословицу: «Не бойся умного врага, а бойся глупого друга».
Дружба между людьми – тема достаточно яркая и в русской литературе. Мы видим её изображение в отношениях Онегина и Ленского, Печорина и Максима Максимыча, Базарова и Аркадия Кирсанова… Например, Аркадий Кирсанов в романе Тургенева «Отцы и дети» всецело поглощён своим кумиром-нигилистом, его в друге восхищает всё. Впоследствии Аркадий понимает, что идеи Базарова несвоевременны, они полностью разрушают этические каноны. Но сказать об этом Евгению он не решается… Тут и подумаешь: лучше бы у Базарова не было такого друга, который не смог настоять на своём мнении, не смог объяснить, что так жить нельзя. Ведь автор приводит главного героя к гибели именно из-за его нигилистических убеждений.
В жизни мы редко сталкиваемся с ситуацией, когда враг говорит нам о допущенной нами ошибке. Ведь потому он и враг, что скрывает проблему, делает тебе хуже. И если твой противник вдруг указал на допущенную ошибку – надо не отвергать это, а использовать. Ведь друг, как это проявилось в примерах выше, мог о твоём просчёте не сказать. А, возможно, и не враг он вовсе, а человек, которому небезразлична твоя жизнь.
Следовательно, стоит согласиться с высказыванием Леонардо да Винчи: «Противник, вскрывающий ваши ошибки, полезнее для вас, чем друг, желающий их скрыть». Тот, кто указал на допущенную ошибку, принесёт тебе больше пользы, чем тот, кто промолчит. Пусть даже это будет потенциальный враг – главное, что ошибка найдена и в дальнейшем можно избежать её повторения.
Источник
Говорят, ошибки полезны. Однако, совершив что-то неправильное, мы в первую очередь бросаемся искать виноватых, жалеть себя или исправлять последствия. И времени на то, чтобы сесть и подумать, что же полезного и нужного было в допущенном промахе, нет. В результате мы начинаем осторожничать и выбирать, возможно, не такие интересные, но гарантированно безошибочные решения.
Вместе с тем существует немало веских причин, по которым нам не стоит так бояться совершать ошибки, ведь польза от них действительно есть.
Мы в AdMe.ru разобрались в том, что же получает человек в обмен на неверно принятое решение.
1. Накапливает полезный опыт
Полезность допущенных ошибок и их влияние на личностный рост напрямую зависят от отношения человека к собственным промахам. Согласно научному исследованию, восприятие ошибок как способа получить новый опыт приводит к прокачке интеллекта. Так, простой парень Сэм Руэн (Sam Rouen) из Австралии смог таким образом прокачать не только мозг, но и тело.
Несколько лет назад он был классическим неудачником, к тому же страдал от ожирения, но однажды парень решил принять участие в передаче, герои которой сбрасывают вес. На пути к своей мечте Сэм совершал ошибки, например частенько ел любимый фастфуд, и это отдаляло его от заветной цели. Но нарушение правил не помешало парню стать победителем шоу, и теперь о нем говорят как о красивом, спортивном и интересном молодом человеке.
2. Улучшает мозговую деятельность
Когда мы принимаем свои неудачи, наш мозг начинает работать активнее, и мы лучше усваиваем информацию. Это доказал американский психолог Ханс Шредер (Hans Schroder) в ходе своего эксперимента. Для этого он собрал 123 ребенка-первоклассника и предложил детям сыграть в компьютерную игру. Во время игры ребят трижды поджидала намеренная провокация, которая могла привести к одной и той же ошибке. Аппаратура отметила, что при повторной встрече с неожиданным поворотом событий мозг некоторых участников эксперимента брал гораздо больший перерыв перед принятием решения, а это значит, что он анализировал и учился.
Именно поэтому педагоги все чаще заявляют, что ошибка — это обязательная часть образовательного процесса в школах и университетах. Такой подход куда более продуктивен для развития.
3. Находит новые источники вдохновения
Умный человек не только совершает ошибки, но и позволяет себе это делать, не стесняясь своих естественных эмоций. В таком осознании собственного несовершенства скрыт огромный потенциал: по мнению ученых, сочувственное отношение к своим неудачам подвигает человека на новые свершения куда лучше, чем постоянная самокритика. Поэтому, вместо того чтобы жестко мотивировать себя после провала, дайте волю здоровой жалости. Главное, знайте меру.
4. Увеличивает багаж знаний
Банальное, но справедливое суждение о том, что мы учимся не столько на своих успехах, сколько на своих ошибках,подтверждается научными исследованиями. Доказано, что мы, порой даже сами того не замечая, анализируем причины ошибок и увеличиваем таким образом свой багаж знаний. Вспомните детство: перед вами огромная лужа. Наступив в нее и промокнув, вы совершите ошибку, ведь своим поступком вы расстроите маму. В следующий раз, завидев лужу, вы наверняка будете обходить ее стороной.
Методом проб и ошибок мы находим алгоритм решения задачи и приобретаем новые навыки.
5. Тренирует критическое мышление
«Я не терпел поражений. Я просто нашел 10 000 способов, которые не работают», — именно так отзывался о своем пути изобретатель лампочки Томас Эдисон (Thomas Edison). Когда вы, подобно Эдисону, сталкиваетесь с неудачей, попробуйте задать себе вопросы:
- Что именно у меня не получилось?
- Почему у меня не получилось?
- Что этому поспособствовало?
- В чем моя вина?
Правильные ответы на правильные вопросы помогут вам развить в себе критическое мышление и приблизиться к желаемым результатам.
6. Получает шанс взглянуть на вещи по-новому
Каждый неверный шаг — это возможность отойти от привычного хода событий и посмотреть на мир по-новому. Ученые считают, что чем больше ошибка, тем большее озарение с помощью нее можно получить. Например, когда помощник американского бизнесмена Джона Пембертона (John Pemberton) искал лекарство от мигрени, он случайно смешал листья коки и орехи колы с газировкой. Так появилась кока-кола.
7. Тренирует память
Ученые доказали, что даже неверные ответы могут быть полезны. В ходе одного эксперимента участникам нужно было отгадать слово «роза» по его первым буквам и ассоциациям, связанными с ним. Выяснилось, что даже неправильные, но близкие к истине ответы благотворно влияли на память. Причина тому — мыслительные связи, возникающие между верными и почти верными вариантами ответов.
8. Становится добрее
Каждая ошибка учит прощать — незнакомца ли, близкого ли человека или же себя самого. «Пока вы не простите себя, не простите ситуацию и не осознаете, что все уже позади, вы не сможете двигаться дальше», — утверждает оратор Стив Мараболи (Steve Maraboli). Одно неверное действие, если оно не привело к фатальным последствиям, не должно стать клеймом на всю жизнь. Человеческая натура такова, что все мы делаем что-то не так, поэтому будьте снисходительны к другим. Все совершают ошибки, и вы тоже.
9. Прокачивает стратегическое мышление
Страх перед неудачей заставляет нас преувеличивать важность принимаемых решений. Сьюзи Мур (Susie Moore), лайф-коуч из США, рекомендует подумать о худших последствиях, когда вам сложно на что-то решиться. Проиграв все возможные сценарии, к которым может привести ошибка, вы получаете план Б для любой ситуации, а также спокойствие. В реальности же совершённая ошибка не оправдывает таких волнительных ожиданий.
10. Ошибается — значит живет
Чем с большей вовлеченностью и страстью мы играем, тем больше получаем в ответ. Марк Сиссон (Mark Sisson) предлагает относиться к жизни как к большому эксперименту, а к ошибкам — как к индикатору вашей страсти. Больше ошибок — лучше, ведь это значит, что вы не стоите на месте. Помните: не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.
Теперь вы можете смело позволить себе оступаться и делиться своим бесценным опытом с окружающими. А чему вы смогли научиться на своих ошибках?
Источник
Воспитанный человек никогда не будет стыдить кого-то и громко указывать на ошибки других. Во-первых, нет людей, которые бы не ошибались, поэтому нет необходимости «привязывать к позорному столбу» человека, который совершил оплошность. На его месте запросто могли бы быть и вы. Во-вторых, указывая на ошибку, важно не обидеть собеседника. Сегодня мы научимся делать это тактично и деликатно.
Правило 1 — Если есть возможность не заметить ошибку, промолчите
Идеальный вариант, когда вы ошибку не замечаете и можете просто промолчать, сделав вид, что ничего не случилось. Так ведете себя тот, кто воспитан по-королевски и не позволяет себе исправлять других.
Правило 2 — Если вы хотите кого-то исправить, не делайте это публично
Никогда не начинайте стыдить публично человека за ошибку или указывать на оплошность, даже если вы сто раз правы. Публично означает не только в присутствии других людей, но и в интернете, в комментариях и обсуждениях. Хотите что-то сказать, сделайте это лично.
Правило 3 — Указывайте на ошибку без указания на ошибку
Как это так, спросите вы, ведь ошибку нужно обязательно продемонстрировать. Но, когда вы указываете на то, что кто-то поступил неправильно, вы рискуете не просто обидеть человека, но и показаться надменной личностью.
В случае, если вам нужно поправить кого-то и никак не удастся промолчать, используйте следующий прием. Скажите, что ошиблись или могли ошибиться вы. Например. Кто-то перепутал дату в своем рассказе. Ваши слова: «Простите, я, наверное, ошибаюсь, раньше считала, что это происходило на год позже». Самое главное, не показать собеседнику, что его ошибка унижает его рассказ или его личность.
И важно, сказать это вы можете только после того, как собеседник закончил свою речь и полностью высказался!
Правило 4 — Никогда не переходите на личности
Никогда не говорите человеку: «У вас ошибка в третьем параграфе, как вы могли допустить такую безграмотность». Такими словами вы лишь навсегда оттолкнете от себя того, кому читаете нотации. Ведь тем самым вы говорите: «Вы безграмотный неуч». Куда лучше либо исправить оплошность словами: «Там в третьем параграфе затесалась досадная опечатка». Или применить правило 3, сказав: «Это мелочь, но в третьем параграфе маленькая опечатка, просто такой красивый текст, сделаем его еще краше».
Правило 5 — Сделайте комплимент
Да, человеку более чем важно чувствовать, что его ошибка не унижает и не обесценивает его личность. Если уж вы и нашли какую-то ошибку, то не забудьте, когда будете вынуждены указать на нее, сгладить любые неприятные чувства собеседника комплиментом.
Например. Человек перепутал и назвал вас другим именем. Улыбнитесь и скажите: «Вы знаете, я обожаю это имя, правда. И неудивительно, что меня постоянно все так называют, хоть и зовут меня Н.». Вы сказали человеку, что он совершенно естественно перепутал имена, то есть, ошибки не совершил, еще и сделали ему комплимент, сказав, что он назвал вас вашим любимым именем.
Чтобы быть тактичным и деликатным человеком, не нужно притворяться, куда важнее просто уважать личность другого и стараться не обидеть его. Чем больше доброты к окружающим вы будете нести, тем более тактичными будут ваши поступки и слова, даже если речь об исправлении ошибок.
Кадр из промо серии фото сериала «Версаль»
Всегда оставайтесь леди!
© Леди М. специально для проекта Прекрасная Леди
Еще больше интересных статей читайте в нашем сообществе ВКонтакте
Читайте Также:
Этикет викторианской эпохи в 15 правилах
Как вести себя в гостях по этикету
Чай в пакетиках — что велит нам этикет
Как общаться с токсичными людьми и сохранить свои нервы
Источник
Õðèÿ ãðå÷., 1. ó÷åíè÷åñêîå ñî÷èíåíèå, íàïèñàííîå ïî âñåì ïðàâèëàì ñòàðèí. ðèòîðèêè. 2. Ðå÷ü, ðàññóæäåíèå, ñîñòàâëåííîå ïî çàäàííûì ïðàâèëàì.
Åå öåëüþ áûëî îáúÿñíåíèå êàêîãî-ëèáî èçðå÷åíèÿ.  ÕIX â. â ðóññêèõ ãèìíàçèÿõ ñîçäàíèå õðèè áûëî îáû÷íûì çàäàíèåì ïî ðèòîðèêå. «Îõ óæ ýòè õðèè!» âçäûõàëè ãèìíàçèñòû. Äåéñòâèòåëüíî, íàïèñàòü òåêñò-ðàññóæäåíèå, ñëåäóÿ îïðåäåëåííîé ñõåìå àðãóìåíòàöèè, íåëåãêàÿ çàäà÷à. Íî â ïðîöåññå åå âûïîëíåíèÿ ðåáÿòà íåâîëüíî äîëæíû áûëè ðàçìûøëÿòü íàä ñëîæíûìè âîïðîñàìè ÷åëîâå÷åñêîãî áûòèÿ. À ÷àñòî ëè ìû â ïîâñåäíåâíîé æèçíè çàäóìûâàåìñÿ, ïî÷åìó, íàïðèìåð, ïðîòèâíèê, âñêðûâàþùèé íàøè íåäîñòàòêè, ïîëåçíåå äëÿ íàñ, ÷åì äðóã, ñêðûâàþùèé èõ, è íàä äðóãèìè ïîäîáíûìè ýòîìó âîïðîñàìè?
ÓÏÐÀÆÍÅÍÈÅ
ÏÐÈÑÒÓÏ
«Ïðîòèâíèê, âñêðûâàþùèé âàøè îøèáêè, ïîëåçíåå äëÿ âàñ, ÷åì äðóã, ïûòàþùèéñÿ èõ ñêðûòü», ãîâîðèë Ëåîíàðäî äà Âèí÷è. Î÷åíü õî÷åòñÿ óñëûøàòü ëåñòü. Íî íåäîáðîæåëàòåëü ìóäðîìó ÷åëîâåêó, íåîáðåìåí¸ííîìó çàâûøåííîé ñàìîîöåíêîé, òîëüêî â ïîìîùü, êðèòèêîé çàñòàâëÿþùèé åãî çàäóìàòüñÿ, çàìå÷ó, íå ëèøíèé ðàç. Ëåñòü äðóãà, ïîðîþ, îêàçûâàòñÿ «ìåäâåæüåé óñëóãîé», çàêðûâàþùóþ ãëàçà íà îøèáêè, êîòîðûå âñåãäà âîçìîæíû.
ÏÀÐÀÔÐÀÇÈÑ (îáüÿñíåíèå òåìû)
Ñàìîìó ÷åëîâåêó òðóäíî çàìåòèòü îøèáêè â ñâîèõ äåëàõ, ïîñëåäñòâèÿ êîòîðûõ, íàïðèìåð, íà âîéíå, ìîãóò áûòü óæàñíû.  îïóáëèêîâàíèè ñòèõîâ èëè ïðîçû ýòî ïðîñòî êàçóñ. Õîòÿ è íåïðèÿòíû. Ïîýòîìó íàäî áûòü áëàãîäàðíûì òîìó, êòî ïîêàçûâàåò òåáå òâîè îøèáêè. Êàê áû ýòî íåáûëî áû íåïðèÿòíî.
ÏÐÎÒÈÂÍÀß ÕÐÈß (ïðîòèâîðå÷èÿ)
Ïðåäïîëîæèì, ÷òî ëåñòü ëó÷øå, ÷åì ïðàâäà. Òîãäà òåðÿåòñÿ ñàìîêîíòðîëü è íà÷èíàåò êàçàòüñÿ, ÷òî íåïîãðåøèì, îøèáîê íåò è áûòü íå ìîæåò, íî òàê â æèçíè íå áûâàåò. (Ïîìíèòü î òîì íåîáõîäèìî). Ñëåäîâàòåëüíî, íàøå ïðåäïîëîæåíèå íåâåðíî.
ÄÎÂÎÄÛ
Ëüñòåö ñòàðàåòñÿ ïðèóìåíüøèòü, äðóçüÿ ñêðûâàþò òâîè îøèáêè, è òû íå äóìàåøü îá èõ ïîñëåäñòâèÿõ, ïðîòèâíèê æå çàìå÷àåò ìàëåéøèå ïðîìàõè, òû èõ óçíà¸øü è íå äîïóñêàåøü áîëüøèõ.
ÏÎÄÎÁÈÅ
 ýëåêòðè÷åñòâå, êàê èçâåñòíî, çàðÿäû äâóõ çíàêîâ; ÷òîáû ïîíÿòü ñâåò, íóæíà òüìà, ÷òîáû áûëè äðóçüÿ, íóæíû è âðàãè; äëÿ ðàâíîâåñèÿ êàêîãî-òî âèäà â ïðèðîäå íóæíû åãî âðàãè, íàïðèìåð, îëåíè âûðîæäàþòñÿ, åñëè íåò âîëêîâ. Åñëè âñïîìíèòü ïèñàòåëåé, òî ñëàáûå ïîýòû îòêàçûâàþòñÿ îò áîðüáû, âñòðå÷àÿ êðèòèêó.
ÏÐÈÌÅÐ
Èâàí Ãðîçíûé èçâåñòåí ñîâðåìåííîé èñòîðèè è èç ïåðåïèñêè ñî ñâîèì âðàãîì Êóðáñêèì. Åñëè áû å¸ íå áûëî, âñå ñ÷èòàëè áû ãîñóäàðÿ ëèøü íåâåæåñòâåííûì èçâåðãîì. À îêàçûâàåòñÿ, îí áûë âûñîêîêóëüòóðíûì è îáðàçîâàííûì ÷åëîâåêîì.
ÑÂÈÄÅÒÅËÜÑÒÂÎ
 Åâàíãåëèè ñêàçàíî: «Âîçëþáè âðàãà ñâîåãî», òàê êàê âðàã ëó÷øå, ÷åì êòî-ëèáî ïîêàæåò, ãäå òâîÿ ñëàáîñòü, è òû èçáåæèøü áîëüøèõ ãðåõîâ, îøèáîê, êîòîðûå ïðè÷èíÿò ãîðàçäî áîëüøå âðåäà.
ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ (ðåçþìå)
Äðóçåé ñòîèò âûáèðàòü íå èç òåõ ëþäåé, äëÿ êîòîðûõ òû àâòîðèòåò, à ïðàâäèâûõ è ðàâíûõ ñåáå. Êîòîðûå ñìîãóò íå òîëüêî ïîõâàëèòü çà äåéñòâèòåëüíûå óñïåõè, íî è óêàçàòü íà íåäî÷¸òû è íà ïóòè ðåøåíèÿ ïðîáëåì. Êðèòèêà íå ìîæåò áûòü çëîì. Õîòÿ, âîñïðèíèìàåòñÿ òàêîâîé èçëèøíå ýìîöèîíàëüíûìè ëè÷íîñòÿìè. Äðóãîå äåëî, êîãäà íà ïóòè âñòðå÷àþòñÿ êëåâåòíèêè è ãðóáèÿíû, êîòîðûì íåîáõîäèìî äàâàòü îòïîð, íî äîñòîéíûé è àðãóìåíòèðîâàííûé, ò÷àòåëüíî ïðîäóìàííûé, à íå èñòåðè÷íûå âûïàäû, ìîë, «ñàì äóðàê».
Äðóãèå ñòàòüè â ëèòåðàòóðíîì äíåâíèêå:
- 25.05.2008. Õðèÿ êàê ìû îòíîñèìñÿ ê êðèòèêå
- 01.05.2008. Äîõëóþ ñîáàêó íå ïèíàþò.
Источник
Чем больше человек знает, тем очевиднее для него, насколько эти знания скудны (вспомним приписываемое Сократу «Я знаю, что ничего не знаю»). С тем же успехом этот закон работает и наоборот: чем меньше человек знает, тем увереннее он в своих знаниях и их безграничности. Сегодня перевели статью о когнитивном искажении раздутой самооценки и иллюзии компетентности — так называемом эффекте Даннинга-Крюгера. Вместе с главным редактором Knowing Neurons Кейт Фейлхабер разбираемся, почему некоторые люди не могут адекватно оценивать свои умения, когнитивные способности и уровень популярности, к каким последствиям это может вести и что отличает по-настоящему компетентных людей.
Однажды в 1995 году крупный здоровый мужчина среднего возраста ограбил два банка Питтсбурга средь бела дня. На нём не было маски или какой-либо другой маскировки, и он улыбался, глядя в камеры видеонаблюдения, прежде чем выходить из каждого банка. Позже той ночью полиция задержала потрясенного преступника Макартура Уилера. Когда ему показали записи с камер, Уилер смотрел в недоумении.
«Но на мне же был сок», — пробормотал он.
Видимо, Уилер считал, что нанесение лимонного сока на кожу делает его невидимым для камер видеозаписи. Ведь лимонный сок используется в качестве невидимых чернил, поэтому, по логике Уилера, пока он не находится рядом с источником тепла, он должен быть полностью невидимым.
Полиция пришла к выводу, что Уилер не был сумасшедшим или под воздействием наркотиков — просто он глубоко заблуждался.
На эту историю наткнулся Дэвид Даннинг из Корнеллского университета, который заручился поддержкой своего аспиранта, Джастина Крюгера, чтобы разобраться, что же тогда произошло.
Они рассуждали, что хотя почти все позитивно расценивают свои способности в различных социальных и интеллектуальных сферах, некоторые люди склонны ошибочно их завышать.
Эта иллюзия уверенности сегодня известна как «эффект Даннинга-Крюгера» и описывает когнитивное искажение раздутой самооценки.
Чтобы исследовать этот феномен в лаборатории, Даннинг и Крюгер разработали несколько экспериментов. В одном исследовании они задали студентам ряд вопросов о грамматике, логике и юморе, а затем попросили каждого респондента оценить свои результаты в целом, а также их относительный рейтинг по сравнению с другими студентами. Примечательно, что студенты, набравшие самый низкий результат в познавательных задачах, всегда переоценивали, насколько хорошо они справились. И наоборот — те учащиеся, что занижали себе оценку, выполняли задания лучше, чем две трети остальных.
Читайте также Парадоксы интеллекта: почему умные люди совершают глупости?
Эта «иллюзия уверенности» простирается на сферы за пределами университета и пронизывает реальную жизнь.
В следующем исследовании Даннинг и Крюгер покинули стены лаборатории и отправились на стрельбище, где они опрашивали любителей стрельбы о безопасности оружия. Аналогично их предыдущим результатам, те, кто отвечал на наименьшее количество вопросов правильно, безумно переоценивал свои знания об огнестрельном оружии.
За пределами фактических знаний, эффект Даннинга-Крюгера можно также наблюдать и при оценке людьми множества других личных способностей.
Если вы посмотрите любое шоу талантов, то можете заметить шок на лицах участников, которые не прошли кастинг и были отклонены судьями.
Может показаться забавным, когда люди действительно не подозревают, насколько вводят себя в заблуждение своим же собственным мнимым превосходством.
Безусловно, для нас характерно переоценивать свои способности. Одно исследование показало, что 80% водителей оценивают свои навыки вождения выше среднего, что является статистической невозможностью. И подобные же тенденции наблюдаются, когда люди оценивают свою популярность и когнитивные способности.
Проблема в том, что, когда люди некомпетентны, они не только приходят к неправильным выводам, но, кроме того, они лишены возможности осознавать свои ошибки.
Одно исследование студентов, которое длилось в течение семестра, показало, что успевающие ученики могли хорошо прогнозировать свою эффективность на экзаменах, основываясь на результатах прошлых оценок. Однако самые отстающие учащиеся не признавали своих проблем, несмотря на явные и неоднократные негативные оценки со стороны преподавателей. Вместо того чтобы оказаться в замешательстве, в недоумении или задуматься о своих неверных подходах, несведущие студенты настаивали на своей правоте.
Как писал Чарльз Дарвин в «Происхождении человека» (1871):
«Невежество чаще порождает уверенность, чем знание».
В своем классическом исследовании Даннингу и Крюгеру удалось пронаблюдать, что действительно умные люди не в состоянии точно оценивать свои способности. Те студенты, чьи когнитивные показатели были в верхнем квартиле ⓘВерхний квартиль – часть набора данных с наиболее высокими значениями в статистических исследованиях., недооценивали свою относительную компетентность. Такие студенты полагали, что если задачи им даются легко, то, должно быть, они являются легкими и для всех остальных.
Это так называемый «синдром самозванца», и его можно сопоставить с еще одним аспектом эффекта Даннинга-Крюгера, который проявляется тогда, когда ученики с высокими показателями не могут распознавать свои таланты и считают, что другие не менее компетентны.
Читайте также «Поймай меня, если сможешь»: что такое синдром самозванца
Разница в том, что действительно компетентные люди, в отличие от некомпетентных, открыты для критики и в состоянии корректировать свою самооценку, исходя из соответствующей обратной связи.
И в этом кроется ключ к неразумному поведению того грабителя банка. Иногда мы пытаемся делать вещи, которые ведут к благоприятным результатам, но иногда — как идея с лимонным соком — наши подходы несовершенны, иррациональны, нелепы или просто глупы.
Фокус заключается в том, чтобы не обманываться иллюзией своего превосходства и систематически пересматривать свою компетентность.
В конце концов, как говорил Конфуций,
«Истинное знание — это знание о невежестве».
Эта статья впервые была опубликована в журнале Aeon под заголовком «What know-it-alls don’t know, or the illusion of competence» с лицензией Creative Commons.
Взяо отсюда: https://monocler.ru/effect-danninga-krugera/
Источник