Полезная информация для подготовки к экзаменам
16 мая 2014
Совсем скоро для школьников и студентов наступит горячая пора – экзамены. Кому-то предстоит справиться с грозным ЕГЭ, кому-то – пережить летнюю сессию. Чтобы подготовка не стала стрессом и не превратила тебя из принцессы в зомби, следуй нашим советам. При правильной подготовке любой экзамен будет тебе по зубам. Ни пуха ни пера!
Распредели силы
Готовиться к экзамену в последнюю ночь – не очень хорошая идея. Полученных таким образом «знаний» хватит на один день. А сонный мозг в самый ответственный момент может тебя подвести. Поэтому важно оставить на подготовку хотя бы несколько дней и грамотно распределить свои силы. Если до экзамена неделя, раздели весь материал на пять равных частей и прорабатывай по одной части в день. А последние два дня посвяти повторению.
Организуй свое рабочее пространство
Убери со стола все, что может тебя отвлечь: спрячь журналы с яркой обложкой (YES! можешь оставить, но раскрой его только на этой странице!), убери зеркало и новый блеск для губ и обязательно отложи подальше телефон! И поставь на стол или подоконник букет сирени: согласно исследованиям британских ученых, запах сирени улучшает память. И к тому же значительно повышает настроение!
Выбери подходящий способ подготовки
Ты знаешь, что память бывает разной? Кто-то «запоминает» глазами, кто-то – ушами, а кто-то – губами, проговаривая правила вслух. У тебя хорошая зрительная память? Тогда тебе может быть достаточно несколько раз прочитать материал, чтобы его усвоить. А во время экзамена старайся представить страницы конспекта или учебника, где ты читала о нужной тебе дате или формуле. Если ты лучше воспринимаешь информацию на слух, запиши ее на диктофон (или поищи в сети аудиолекции по нужному предмету) и несколько раз прослушай – например, прогуливаясь по парку или принимая ванну.;) А может, ты «запоминаешь» руками? Механическая память лучше всего тренируется шпаргалками: пиши ответы, рисуй схемы, составляй таблицы. Только не бери их с собой на экзамен. Вряд ли ты сможешь убедить экзаменатора в том, что шпоры тебе нужны только для памяти.;)
Вычеркивай вопросы
Проработала вопрос? Вычеркни его или выдели маркером. Это очень действенный психологический прием: когда ты видишь, как уменьшается количество билетов, которые тебе нужно выучить, и сколько всего ты уже знаешь, дышать становится легче.
Начни с самого легкого или самого интересного
Как известно, самое сложное в подготовке к экзаменам – начать. При виде списка из нескольких десятков вопросов сразу хочется есть/ пить/ спать/ идти в тренажерный зал/ печь торт/встретиться с подругой (нужное подчеркнуть):). А вот тебе еще один эффективный психологический трюк. Начни подготовку с самых элементарных или интересных тебе вопросов – и ты не заметишь, как втянешься в процесс познания нового и даже начнешь получать от него удовольствие. Ведь знания – сила!
Делай перерывы
Вовсе не обязательно (и, наоборот, даже вредно!) сидеть над учебниками и тетрадями с утра до вечера. Правильнее делать это «порционно», периодически отвлекаясь от зубрежки. Дай себе, например, такую установку: разберу треть из запланированного на сегодня – и полчаса смогу покататься на роликах. Только чур не халтурить! «Разбавлять» подготовку можешь любыми занятиями, которые приносят тебе удовольствие: чтением книги или журнала, прогулкой, просмотром любимого фильма или сериала, болтовней с подружкой по телефону.
Ешь правильные продукты
Капуста (любая!) помогает справиться со стрессом, стакан ананасового сока или морковь с растительным маслом значительно улучшают память. Фрукты, ягоды, рыба, орехи, творог, бобовые стимулируют работу мозга. А вот кофеин излишне возбуждает мозг и делает его менее восприимчивым к информации. Поэтому приложи усилия и откажись от кофе, крепкого чая – и зеленого в том числе и известных газированных напитков. Вообще старайся есть каждые 4-5 часов и не забывай изредка радовать себя сладеньким, ведь глюкоза сама по себе – топливо для ума, да и хорошее настроение помогает в подготовке!
Смени обстановку
Если ты уже видеть не можешь письменный стол, переместись из своей комнаты в гостиную (только не отвлекайся на телевизор!), на кухню или хотя бы на диван – в общем, в то место, которое не ассоциируется у тебя с учебой. Можно пойти дальше и выйти за пределы квартиры, занявшись подготовкой на лавочке в парке, на речном трамвайчике или в гостях у любимой бабушки.
Спи, чтобы улучшить память
Согласно исследованиям американских сомнологов, всего 20-30 минут дневного сна помогут тебе лучше запомнить новую информацию примерно на 16%, так что в процессе подготовки не лишним будет выделить время на сон. Главное, не проспи до утра! В ночь перед экзаменом даже не пытайся зубрить оставшиеся 3 вопроса, лучше хорошенько выспись, чтобы не забыть уже выученное прямо перед суровым преподавателем.
На приметы надейся, а сама не плошай!
Мы собрали для тебя приметы, издавна помогающие школьникам и студентам сдавать экзамены на «отлично». Выбирай любую!
• Положи под пятку монету в пять копеек или пять рублей.
• Если первый экзамен прошел хорошо, на все остальные приходи в той же одежде.
• Спи с учебником или конспектом под подушкой.
• Не мой голову перед экзаменом.
• Помаши зачеткой в окно, призывая халяву: «Халява, ловись!» Зачетку с пойманной халявой захлопни и не открывай до экзамена. Главное – чтобы зачетка не упорхнула.
• Представь в деталях, что ты уже сдала экзамен.
• Переверни дома стулья и табуретки вверх ножками.
• Утром встань с левой ноги. В аудиторию входи с нее же. И билет тоже возьми левой рукой.
Источник фотографий: weheartit.com, dinainbloom.blogspot.ru
Источник
В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом — абсолютно нормальная реакция организма.
Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие.
Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям — оказать своему ребенку правильную помощь.
СОВЕТЫ ВЫПУСКНИКАМ
ЕГЭ — лишь одно из жизненных испытаний, многие из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.
При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.
Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.
Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.
Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.
Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.
Некоторые полезные приемы
Перед началом работы нужно сосредоточиться, расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.
Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время. С
правилами заполнения бланков тоже можно ознакомиться заранее.Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.
Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай. А о полноценном питании можно прочитать в разделе «Советы родителям» (см. ниже).
Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.
Рекомендации по заучиванию материала
Главное — распределение повторений во времени.
Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.
Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.
Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.
Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Именно Ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.
Поведение родителей
В экзаменационную пору основная задача родителей — создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и… не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное — спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.
Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.
Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ЕГЭ. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.
Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) — самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь «от хорошего слова даже кактусы лучше растут».
Организация занятий
Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень активные, есть аудиалы, кинестетики, тревожные, есть с хорошей переключаемостью или не очень и т. д.)! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!
Одна из главных причин предэкзаменационного стресса — ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ЕГЭ и
заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности.
В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.Помогите распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам (её можно подсмотреть в разделе «Советы выпускникам»).
Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!
Питание и режим дня
Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и «от плюшек не толстеют!»
Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.
Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим.
С утра перед экзаменом дайте ребёнку шоколадку… разумеется, это не баловство, а просто глюкоза стимулирует мозговую деятельность!
* Материалы подготовлены на основе книг Ф.Йейтса «Искусство памяти»; Корсакова И.А., Корсаковой Н.К. «Хорошая память на каждый день», бесед с лучшими российскими психологами и педагогами, а также собственного родительского опыта.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПРО ЕГЭ
Выпускники с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды, инвалиды также могут выбрать ЕГЭ как форму государственной итоговой аттестации в соответствии с Порядком проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования (Приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512).
Кто относится к выпускникам с ограниченными возможностями здоровья
Согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Таким образом, выпускнику, имеющему ограниченные возможности здоровья, для получения права выбора формы государственной итоговой аттестации (ЕГЭ или ГВЭ) необходимо обратиться в территориальную (окружную) ПМПК.
После получения соответствующего заключения ПМПК Ваш ребенок получает право выбора формы государственной итоговой аттестации и вместе с Вами определяет, какие экзамены он будет сдавать и в каком формате (ЕГЭ или ГВЭ). Обращаем Ваше внимание, что ни школа, в которой обучается Ваш ребенок, ни ПМПК не имеют права определять форму государственной итоговой аттестации Вашего ребенка без Вас или за Вас. Школа обязана принять Ваше заявление с перечнем предметов и выбранной формой сдачи, а ПМПК определяет наличие или отсутствие у выпускника ограниченных возможностей здоровья.
Напоминаем, что заявление в школу с перечнем экзаменов и формами их сдачи Вы должны сдать не позднее 1 февраля текущего года. Для того чтобы понять, есть ли у Вашего ребенка право выбора между ЕГЭ и ГВЭ и определиться с формой сдачи экзаменов, необходимо получить соответствующее заключение ПМПК.
Не откладывайте обращение в ПМПК на последние дни!
Особенности проведения ЕГЭ для выпускников с ограниченными возможностями здоровья
Государственная итоговая аттестация проводится с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья выпускников с ограниченными возможностями здоровья.
Это означает, что при проведении итоговой аттестации в зависимости от имеющихся у выпускника ограниченных возможностей здоровья предусмотрены: меньшая наполняемость аудиторных помещений, увеличение продолжительности экзамена, присутствие ассистентов, наличие специального оборудования и т.п.
Подробная информация о требованиях к аудитории и оборудованию на пунктах приема экзаменов содержится в методических рекомендациях Рособрнадзора
Особенности проведения ГВЭ для выпускников с ограниченными возможностями здоровья
Государственный выпускной экзамен проводится, как правило, на базе образовательной организации, в которой обучался выпускник.
На основании заключения ПМПК по согласованию с родителями (законными представителями) образовательная организация может организовать проведение государственного выпускного экзамена для выпускника с ограниченными возможностями здоровья на дому.
При проведении государственного выпускного экзамена для выпускников с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены: увеличение продолжительности государственного выпускного экзамена на 1,5 часа; присутствие в аудитории ассистента, оказывающего выпускникам с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, в частности, помогающего выпускнику занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором; возможность использования необходимых технических средств.
В продолжительность государственного выпускного экзамена не включаются перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур для выпускников с ограниченными возможностями здоровья.
Поступление в вуз выпускников с ограниченными возможностями здоровья
При поступлении в ВУЗы лица с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления предоставляют по своему усмотрению оригинал или ксерокопию документа, подтверждающего ограниченные возможности их здоровья.
Таким образом, заключение ПМПК необходимо будет представить в приемную комиссию ВУЗа.
Выпускник с ограниченными возможностями здоровья, имеющий результаты ЕГЭ, поступает на общих основаниях по конкурсу. То есть выпускные/вступительные экзаменационные испытания выпускник проходит один раз и по результатам ЕГЭ поступает или не поступает в ВУЗ.
Выпускник с ограниченными возможностями здоровья, который выбрал государственную итоговую аттестацию в форме государственного выпускного экзамена (не имеющий результатов ЕГЭ), сдает экзаменационные испытания дважды: в образовательной организации сдает ГВЭ, а в ВУЗе проходит вступительные испытания, проводимые ВУЗом самостоятельно.
Обращаем Ваше внимание на то, что заключение ПМПК не освобождает Вашего ребенка от государственной итоговой аттестации (ЕГЭ или ГВЭ) и не дает никаких льгот при поступлении в ВУЗ!
Источник