Полезно ли собаке ходить по лестнице

Полезно ли собаке ходить по лестнице thumbnail

Большинство из нас считают само собой разумеющимся способностью наших собак успешно обсуждать лестничные пролеты, особенно если у нас есть лестница внутри дома! Несмотря на первые несколько раз, когда молодые щенки учатся заниматься лестницей, что может быть очень забавно наблюдать, обработка лестничных пролетов — это то, что делают большинство собак, не думая, и это прекрасно!

Однако для некоторых собак лестница может быть проблематичной для них, или они, возможно, не смогут управлять лестницей вообще. Кроме того, некоторые породы собак находятся в невыгодном положении при решении лестниц из-за их размера или строения, и некоторые породы не должны, как ожидается, пересекать лестничные пролеты вообще, для собственного благополучия.

Читайте дальше, чтобы узнать больше о некоторых причинах, по которым некоторые собаки могут не справиться с полетами по лестнице.

Крошечные породы собак

У очень маленьких собак может быть просто проблемы с лестничными пролетами из-за их небольшого размера, и что для нас простая процедура может показаться восхождение на гору для некоторых крошечных клыков! Разумеется, здесь также начинается выпуск ступеней, таких как высота каждого отдельного шага и насколько крутой наклон, и сколько лестниц там вообще. Маленький чихуахуа и крошечная чашка Йорки-собаки — это всего лишь две из более мелких пород собак, которым может понадобиться рука, поднимающаяся вверх и вниз по лестнице!

Собаки с неподходящей конформацией

Некоторые другие породы собак, которые не являются крошечными, но имеют необычную конформацию, также могут иметь проблемы с лестницей, а на самом деле для некоторых пород поощрять или разрешать этим собакам заниматься лестницами вообще не следует обескураживать по соображениям здоровья. Собакам, у которых есть короткие ноги и длинные спины, такие как такса, Корги и Bassett Hound, должны быть обескуражены от восхождения или нисходящей лестницы, для их собственной защиты. Собаки с конформацией этого типа особенно подвержены проблемам позвоночника и разрыву дисков, проблемам, которые могут развиваться или ухудшаться через восхождение и нисходящую лестницу.

Ищете бесплатный совет домашних животных для вашей собаки ?. Нажмите здесь, чтобы присоединиться к любимому домашнему сообществу UKs — PetForums.co.uk

Генетические проблемы со здоровьем

Некоторые собаки, которые страдают от генетически унаследованных проблем со здоровьем, могут найти лестницу на вызов и могут иметь существующее состояние, усугубляемое подъемом и спуском по лестнице. Кроме того, процесс борьбы с лестницами на регулярной основе может в некоторых случаях фактически приводить к развитию состояния, которое потенциально присутствует у собаки, и поэтому это должно быть тщательно рассмотрено владельцами собак этих пород. Дисплазия тазобедренного сустава, дисплазия локтя и вывих надколенника — это три условия, которые могут ухудшаться или поощряться путем подъема по лестнице, и, как правило, нисходящая лестница считается хуже, чем восхождение на них. Для собак, которые, как известно, происходят из линии породы, которая подвержена любым из этих условий, иногда рекомендуется, чтобы им не разрешалось подниматься или спускаться по лестнице вообще до тех пор, пока им не исполнилось, по меньшей мере, два года, и чтобы их не поощряли от этого, даже когда зрелые.

Вопросы, связанные со старением

По мере того, как ваша собака станет старше, они, естественно, начнут терять часть своей силы и мышечной массы и могут быть склонны к жесткости и, возможно, к таким состояниям, как артрит. Если ваша собака кажется жесткой или не способной двигаться так же свободно, как и раньше, лазание любого типа, включая лестницу, может оказаться для них болезненным или сложным. Следите за своей стареющей собакой и тем, как они справляются с восхождением, и сводят к минимуму их использование ступеней и лестниц, если они начинают сталкиваться с трудностями.

Травмы и временные проблемы

Понятно, что если ваша собака повреждена или подверглась хирургической процедуре на ногах или позвоночнике, они найдут проблемы с лестницей до тех пор, пока они не исцелятся, и их следует предотвратить или отказать в этом. Это может означать, что вам нужно временно ограничить доступ вашей собаки к другим частям дома или провести их вверх и вниз по лестнице, если это можно сделать безопасно как для вас, так и для собаки!

Предотвращение вашей собаки от подъема по лестнице

Как только собака научилась подниматься и спускаться по лестнице, может быть проблемой остановить их от этого, если они будут определены! Для собак, которые никогда не смогут безопасно или комфортно справиться с лестницами, например, с маленькими собаками и собаками с проблемами конформации, это не так важно, поскольку есть вероятность, что они просто никогда не научатся его попробовать!

Тем не менее, для других собак вам может потребоваться активный подход к удержанию их с лестницы, например, путем закрытия дверей, которые обеспечивают доступ к лестнице, или путем установки детских ворот достаточно большой высоты, чтобы ваша собака не могла преодолевай это!

Источник

Быть в состоянии идти вверх и вниз по лестнице, не обращая внимания на весь процесс, — это то, что большинство трудоспособных людей, конечно, обычно воспринимают как нечто само собой разумеющееся, но, в конечном счете, способность управлять лестницами — это то, чему мы все должны были учиться на некоторых точка — и то же самое верно для собак.

В то время как некоторым собакам легче учиться и приобретать новые физические навыки, чем другие, каждая собака должна была научиться управлять лестницами в какой-то момент, и они, возможно, разработали ее для себя, показали ее владельцы или были плотина и однопометники — или комбинация всех трех!

Если вы намереваетесь позволить своей собаке встать наверху вашего дома или нет — или даже если ваш дом находится на одном уровне, например, бунгало или квартира, ваша собака столкнется с шагами на определенном этапе своей повседневной жизни, либо внутри или снаружи, и поэтому им нужно будет научиться управлять ими!

В этой статье мы рассмотрим, как научить щенка или взрослую собаку безопасно подниматься и спускаться по лестнице. Читайте дальше, чтобы узнать больше.

Вопросы по возрасту, размеру и конформации

Как правило, собаки будут учиться ходить по лестнице, когда они щенки, где бы то ни было, начиная с восьмилетнего возраста. Для взрослой собаки довольно необычно не знать, что делать на лестнице, хотя и не неслыханно, например, для собак, которые всегда жили на первом этаже и / или которые были умышленно обескуражены прыжками и лазанием из-за проблемы конформации или проблемы, связанные с такими состояниями, как дисплазия тазобедренного сустава.

Маленькая собака с короткими ногами, как и чихуахуа, будет, разумеется, узнавать о лестнице, более сложной, чем более крупные породы, и ее, возможно, придется почти полностью вырастить, чтобы справиться с ней, а для более крупных пород они смогут успешно пройти по лестнице от двух месяцев.

Как начать

Практически и эффективно не поднимать ноги вашей собаки, а физически показывать им, как управлять лестницей, поэтому лучший подход к ней — демонстрация, поощрение и много похвал. Если у вас есть несколько небольших шагов вместе — например, перед поворотом по лестнице или между уровнями этажей — это может быть хорошим местом для начала, но для многих домашних хозяйств единственный полет лестницы — это полноразмерный !

Спуск в первый раз является более сложным, чем подниматься, поэтому начните с того, чтобы показать щенку, как подняться по лестнице, и оставить поездку обратно на потом! Вам понадобятся некоторые угощения, и в идеале, кто-то, кто поможет вам.

Если вы поднимаетесь по лестнице далеко от щенка, есть вероятность, что они захотят последовать за вами и будут разочарованы, потому что они не знают, как это сделать. Прогулка просто вне их досягаемости, и оглянуться назад и вызвать их ободряюще, чтобы попытаться заставить их экспериментировать, перейдя на следующий шаг. Если ваш щенок не уверен, что вы просите о них, переместите их на шаг, а затем повторите попытку.

Вы также можете использовать свои удовольствия, чтобы попытаться соблазнить своего щенка до вас, или поставив один на край каждого шага, где ваш щенок может видеть его с нижеследующего шага, но ему нужно добраться, чтобы добраться до него!

Если ваш щенок все еще, кажется, не делает никаких попыток учиться, опять же, они могут не знать, чего вы хотите, поэтому вернитесь к ним и попросите их взглянуть на край следующего шага, положив удовольствие на нем или поместив свои лапы на ступеньку.

Еще одна взрослая собака или щенок, которые уже успели справиться с шагами, могут быть полезны и, вероятно, будут прыгать вверх и вниз по ступенькам и демонстрировать, пытаясь заработать удовольствие!

Читайте также:  Перловая каша для похудения полезна или нет

Постоянно предлагайте много похвалы и поощрения, и когда ваш щенок управляет шагом или делает хорошую попытку, дайте им вознаграждение.

Восхождение по лестнице — это хорошее упражнение, и поэтому очень утомительно для щенков — держите свои сеансы короткими, как всего несколько минут, чтобы избежать перенапряжений.

Кроме того, всегда наблюдайте за попытками щенка, пока они не справятся с успехом, так как неправильное поведение может привести к длительной падению, что может повредить вашему щенку в худшем случае или отложить повторение в будущем в лучшем случае. Используйте баррикады или детские ворота, чтобы заблокировать лестницу, когда вы не можете быть там, чтобы наблюдать за процессом.

Наконец, не будьте слишком назойливы, если ваш щенок не добирается туда — собаки учатся и развиваются в разных темпах, и они могут преуспеть в течение нескольких дней, даже если они сегодня выглядят безнадежными!

Источник

ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ – ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫ ПРАКТИЧЕСКИ ДЛЯ ВСЕХ ПОРОД СОБАК.
Что же дает собаке физкультура?

   1. улучшает сердечно-сосудистую деятельность, тренирует сердце;
   2. укрепляет кости, развивает суставы и мышцы, формирует скелет;
   3. способствует работе желудочно-кишечного тракта;
   4. регулирует вес, стабилизирует упитанность собак (в т.ч. после стерилизации);
   5. тренирует на выносливость все системы жизнедеятельности;
   6. повышает эмоциональную уверенность собаки в себе;
   7. снижает агрессию;
   8. процесс старения у собак с хорошей мускулатурой проходит менее болезненно;
   9. повышает устойчивость иммунной системы;
  10. увеличивает объем грудной клетки, что улучшает эффективность газообмена;
  11. улучшает репродуктивную функцию организма.

ВАЖНО:
При выборе упражнений и количестве нагрузки, необходимо обязательно учитывать породные особенности и возраст собаки. Собакам с дисплазией или подозрением на нее, большие физические нагрузки запрещены, т.к. могут привести к ухудшению болезни.
Молодым собакам для правильного физического развития необходимы длительные пешие прогулки с периодическими кратковременными всплесками активности, ускорениями. Это могут быть пробежки с хозяином, игра с другими собаками и т.п. После каждого такого ускорения организму необходимо дать успокоиться, восстановить дыхание и пульс, дать расслабиться мышцам. Чем лучше работают все системы организма, тем меньше времени это займет. Но и не переусердствуйте — собака должна приходить с прогулки уставшая, но не изможденная. Если дыхание и др. долго не приходят в норму, значит, Вы дали слишком большую нагрузку и организм не может с ней справиться. Монотонность упражнений для молодых собак также недопустима. Желательно совмещать физические упражнения с умственными упражнениями, например обучением каким-либо командам. Во-первых, это смена вида деятельности, а во-вторых, приток крови к голове во время физических упражнений улучшает работу мозга (даже собачьего).

Упражнения.
Упражнения для своей собаки Вы выбираете сами, в зависимости от темперамента собаки и ее наклонностей. Кто-то любит бегать, кто-то таскать тяжести, кто-то плавать и т.п.
Любую нагрузку, что бы Вы не выбрали, необходимо наращивать постепенно, т.к. перебор нагрузки чреват болезнями суставов и мышц. Не начинайте и не заканчивайте упражнения резко, обязательно должны присутствовать разминка и заминка. Также необходимо обеспечить собаке доступ к воде, особенно в летний период, чтобы избежать обезвоживания организма.

Беговая нагрузка – бег трусцой, бег за велосипедом, апортирование предмета, апортирование на горке. Беговую нагрузку собаке желательно давать на неасфальтированной поверхности (грунт, резиновые дорожки или мелкий гравий). Прогулки по гравию особенно актуальны для собак с расширенными пальцами лап, камушки попадают между пальцами, что заставляет собаку «собирать» лапки.
Для маленьких щенков желательно начинать с шага, потом перейти на быстрый шаг и только потом на бег трусцой. Но занятия не будут эффективны, если Вы будете тащить щенка за собой на поводке, он должен все выполнять по собственной воле, а не по принуждению. Также постепенно увеличиваете время прогулки. Чрезмерные нагрузки у молодых собак могут привести к искривлению костей.
Бег за велосипедом предполагает довольно большую по длительности нагрузку, поэтому убедитесь, что Ваша собака готова к ней. Скорость движения должна быть такой, чтобы собака бежала только рысью, переходить в галоп можно очень редко и кратковременно. Бег за велосипедом способствует формированию красивой осанки и мускулатуры у собаки, часто используется при подготовке к выставкам. После такой нагрузки выставочная «стойка» собаки более естественная, красивая, и что самое интересное – собака встает в нее сама.

Апортирование (поднос) предмета – при правильном выполнении, собака выполняет упражнение галопом или карьером, поэтому длительность упражения должна быть ограничена, либо собака должна быть уже очень хорошо развита физически. В противном случае, собака начнет уставать, и будет приносить предмет рысью, т.е. Вы сами можете испортить хороший, быстрый поднос предмета. Если же у Вас собака и так медленно выполняет данный навык (т.е. бегает рысью), то можете упражняться достаточно долго, пока собаке это не надоест. Переход на шаг или отказ от выполнения команды, будет означать перебор нагрузки.
Апортирование на горке – то же, что и предыдущее, но на покатой поверхности. Собакам до года такой вид упражнений не рекомендован, т.к. бег вниз плохо сказывается на еще не окрепших суставах и сухожилиях. Начинать занятия необходимо сначала на пологих небольших горках, постепенно увеличивая длину и крутизну подъема. Для спортивных и хорошо натренированных собак угол наклона можно увеличивать до 50-60 градусов. Своему восточнику я еще усложняла данное упражнение, находя скользкие глинистые горки, а также постепенно увеличивала вес апортируемого предмета. Т.е. физическая нагрузка дается не только на лапы, но и на грудную клетку и мышцы поясницы и челюсти.

Хождение по лестнице. Длительное движение по лестнице вниз, особенно для щенков и молодых собак категорически запрещено, а для остальных — нежелательно. А вот движение вверх имеет огромное значение для развития собаки, не только для развития мышечной массы, но и для работы вестибулярного аппарата. Как и любую другую нагрузку, хождение по лестнице вверх следует увеличивать постепенно.

Плавание. Этот вид нагрузки рекомендован практически всем породам собак любого возраста. Не имеет практически никаких противопоказаний, ну разве что боязнь воды собакой. Единственное упражнение, используемое при восстановительном лечении, особенно после травм суставов, переломах конечностей и т.п. Плавание незаменимо в летний период, когда высокая температура воздуха не дает возможности применять другие виды нагрузки, во избежание перегрева собаки.

Преодоление препятствий. Для тренировки используются невысокие препятствия. При преодолении препятствий задействованы другие группы мышц, чем при беговых нагрузках, поэтому являются дополнительным упражнением к бегу. Высокие препятствия преодолеваются крайне редко, чтобы уменьшить нагрузку на суставы при спрыгивании со снаряда. Крупным и тяжелым собакам длительное преодоление препятствий нежелательно, для некоторых пород вообще запрещено.

Буксировка. Данный вид упражнений противопоказан собакам до 1 года, а у некоторых пород до 1,5 лет, т.к. скелет собаки еще полностью не сформирован. Данное упражнение развивает не только мышцы лап, но и тренирует мышцы спины, грудной клетки и шеи. При буксировке используется специальная шлейка, крепление кольца которой находится у основания хвоста, чтобы избежать боковые нагрузки на позвоночник. Буксировать можно: покрышки, тележки, санки, лыжника. Увеличение скорости и тяжести буксируемых предметов должно соответствовать физическому состоянию Вашей собаки.

Переноска тяжестей. Данный вид тренировок противопоказан собакам до 1 года, а у некоторых пород до 1,5 лет, т.к. скелет собаки еще полностью не сформирован.
В связи с тем, что при тренировке своих собак я столкнулась с минусами данного упражнения, хочу предупредить, что не стоит делать. Я не советую использовать шлейки и ошейники с грузами, т.к. при использовании шлейки (вес более 2-3 кг) появляется переслежина на спине собаки, а ошейник (даже широкий и плотно прилегающий к шее животного) при беге собаки двигается по шее вверх-вниз, что доставляет животному боль и неудобства. Но я нашла выход, я постепенно увеличивала вес переносимого предмета в пасти. Но для этого собака должна уметь и любить носить предметы в пасти. Переноска бревен была неудобна: трудно выдержать необходимый вес, при движении собака задевает все и всех, диаметр бревна ограничен пастью собаки. Тогда я стала использовать гантели. Чтобы собака не повредила зубы, я обматывала гантель войлоком и крепко обвязывала толстой веревкой. Начинала занятия с полукилограммовой гантелью, постепенно увеличивая количество времени до двухчасовой непринужденной прогулки. Через полгода увеличивала вес на полкилограмма и уменьшала время переноски до получаса, постепенно увеличивая его до двух часов. Если собака начинает выплевывать предмет, значит, Вы переоценили физические возможности своей собаки. Данный вид упражнений запрещен при отите, т.к. напряжение мышц пасти будет связано с болью в ушах.
Данным упражнением тренируются мышцы грудной клетки, передние лапы, шея и мышцы челюсти. Не занимайтесь таким видом тренировки в жаркую погоду, т.к. собаке будет трудно дышать и теплообмен нарушится.

Читайте также:  Полезны нет настой из перегородок грецкого ореха

Источник

Âñåì ïðèâåò!

Ïîíèìàþ, ÷òî ïîäîáíîé èíôîðìàöèè â èíòåðíåòå äîñòàòî÷íî, íî ðåøèëà äîáàâèòü ê ýòîìó åùå ñâîé ëè÷íûé îïûò — âäðóã êîìó áóäåò ïîëåçíî, ïîòîìó ÷òî, êàê ïîêàçàëà ïðàêòèêà, â ïîäîáíîé ñèòóàöèè ëþáàÿ êðóïèíêà èíôîðìàöèè ìîæåò ïîìî÷ü.

Èòàê, ÷òî ìû èìååì: ñîáàêà, 5 ëåò, ïîìåñü íåèçâåñòíûõ ïîðîä, òÿæåëàÿ è äëèííàÿ, íà êîðîòêèõ ëàïàõ, âíåøíå ïîõîæà íà ãèáðèä êîðãè è îâ÷àðêè. Ïîÿâèëàñü ó íàñ ñëó÷àéíî: ÿ òîãäà ðàáîòàëà â äåòñêîì ñàäó, ïîä îäíîé èç âåðàíä îùåíèëàñü ñîáàêà. Ñòîðîæ äîñòàë îäíîãî ùåíêà è äàë ïîäåðæàòü ìíå.  èòîãå òàê è äåðæó, âñå ýòè ïÿòü ëåò) È, íàâåðíîå, ñðàçó ñòîèò óòî÷íèòü, ÷òî ýòà ñîáàêà — íå ïðîñòî ïèòîìåö, à ëþáèìûé è îïåêàåìûé ÷ëåí ñåìüè.

Çíàêîìüòåñü, ýòî Ôàíå÷êà. È åñëè ó âàñ ñîáàêà â ïîõîæåì òèïå, òî âû íàõîäèòåñü â ãðóïïå ðèñêà, ïîòîìó ÷òî ïðîáëåìû ñî ñïèíîé ó òàêèõ ñîáàê, óâû, âñòðå÷àþòñÿ äîâîëüíî ÷àñòî. Ìû îá ýòîì íå çíàëè, à êîãäà óçíàëè — áûëî óæå íåñêîëüêî ïîçäíî.

Îò÷àñòè ïîýòîìó è ðåøèëàñü íà ýòîò ïîñò — ÷òîáû ïîìî÷ü êîìó-òî, êòî ìîæåò îêàçàòüñÿ â òàêîé æå ñèòóàöèè. Ñðàçó ïðåäóïðåæó, ÷òî çàíèìàòüñÿ ñàìîëå÷åíèåì â òàêîé ñèòóàöèè îïàñíî è åñëè âû çàìåòèòå ó ñâîåé ñîáàêè êàêèå-òî èç ñèìïòîìîâ, îïèñàííûõ íèæå — õâàòàéòå åå â îõàïêó è áåãèòå ê âðà÷ó. Íå òðàòüòå âðåìÿ, îíî â òàêèõ ñèòóàöèÿõ íà âåñü çîëîòà.

6 àâãóñòà Ôàííè ñ óòðà áûëà î÷åíü âÿëàÿ, âåëà ñåáÿ áåñïîêîéíî. Íàêàíóíå ó íåå íåìíîãî ïðèõâàòûâàëî æèâîò, ìû âûâåëè åå íà óëèöó, à îáðàòíî ïî ëåñòíèöå íà âòîðîé ýòàæ îíà ïîäíÿòüñÿ óæå íå ñìîãëà — îòêàçàëè çàäíèå ëàïû. Ê òîìó ìîìåíòó, êàê ìû ïîäíÿëè åå â êâàðòèðó, åé ñòàëî ñîâñåì ïëîõî, íàáëþäàëñÿ âûðàæåííûé ãèïåðòîíóñ ìûøö. Îíà ëåæàëà ïëàñòîì, âûòÿíóâøèñü â ñòðóíó, è åé ÿâíî áûëî áîëüíî.

Òîãäà ìû ýòîãî íå çíàëè, íî ñ ýòîãî ìîìåíòà íà÷èíàåòñÿ îáðàòíûé îòñ÷åò. ×åì áûñòðåå âû ïîêàæåòå ñîáàêó íåâðîïàòîëîãó â òàêîé ñèòóàöèè, òåì áîëüøå âåðîÿòíîñòè íà áëàãîïðèÿòíûé èñõîä ëå÷åíèÿ. Ó âàñ åñòü ñóòêè, à â èäåàëå — çîëîòûå äâåíàäöàòü ÷àñîâ, êîãäà ýêñòðåííàÿ ìåäèöèíñêàÿ ïîìîùü ìîæåò îêàçàòü ïîëüçó.

Íî ìû æèâåì â ìàëåíüêîì ãîðîäå â ñòà êì îò Ìîñêâû, è ó íàñ íåò íåâðîïàòîëîãà.  âåòêëèíèêå ñêàçàëè — ïèðîïëàçìîç. Àíàëèç íà ïèðîïëàçìîç ÷èñòûé? Íåâàæíî, âñå ðàâíî ïèðîïëàçìîç!

Ïîñêîëüêó âñå ïðîèçîøëî âå÷åðîì, à êðóãëîñóòî÷íûõ êëèíèê ó íàñ òîæå íåò, íàì ïðèøëîñü æäàòü äî óòðà, ïîêà íå îòêðîåòñÿ äðóãàÿ, áîëåå ïðåñòèæíàÿ êëèíèêà.  ïåðâîé êëèíèêå ñîáàêå ñäåëàëè óêîë îáåçáîëèâàþùåãî, åé ñòàëî íåìíîãî ïîëó÷øå. Åé õîòåëîñü ïèòü, íî â òóàëåò îíà ñõîäèòü íå ìîãëà. Âñå îñëîæíÿëîñü åùå òåì, ÷òî åñòü áîëüøèå ïðîáëåìû ñ ëè÷íûì òðàíñïîðòîì. Ïðèøëîñü ïðîñèòü äðóçåé ïîìî÷ü, îíè ïîäñòàâèëè ðóêè.

 ïðåñòèæíîé êëèíèêå òîæå ðàçâåëè ðóêàìè. Ìû ïîïðîñèëè ïîñòàâèòü óðåòðàëüíûé êàòåòåð, ÷òîáû ñïóñòèòü ìî÷ó, íàñ ñïðîñèëè: «À çà÷åì?» Âîò âû ñïåðâà ïîåçæàéòå íà ÓÇÈ íà äðóãóþ íàøó ïëîùàäêó, à òî âäðóã ó ñîáàêè ìî÷åâîé ïóçûðü ïóñòîé (ïîñëå 12 ÷àñîâ, àãà). Îòêàçàëèñü âçÿòü äàæå êðîâü íà àíàëèç, ïîòîìó ÷òî, öèòèðóþ «Åé è òàê áîëüíî, çà÷åì åùå èãëàìè òûêàòü».  èòîãå, ïîñëå òîãî, êàê ÿ ñîðâàëàñü íà êðèê, âðà÷è ñäåëàëè óêîë âèòàìèíîâ è åùå óêîë îáåçáîëèâàþùåãî. Ìû ñåëè â ìàøèíó ê ìîåé ïîäðóãå, è ÿ ïðîñòî ðàçðûäàëàñü. Ïîòîìó ÷òî êîãäà âàì òàê îòêàçûâàþò â ïîìîùè, êîãäà ó âàñ íà ðóêàõ ñîáèðàåòñÿ óìåðåòü äîðîãîå âàì ñóùåñòâî — ýòî óæàñíî. Òîãäà ÿ ïðîñòî îò áåçûñõîäíîñòè ïîçâîíèëà çíàêîìîìó âåòåðèíàðó, êîòîðûé çàíèìàåòñÿ ëå÷åíèåì ëîøàäåé, è îíà äàëà êîíòàêòû õîðîøåé êëèíèêè â Ìîñêâå. ß ñîìíåâàëàñü, ÷òî ìû äîâåçåì Ôàíüêó, íàñòîëüêî îíà áûëà ïëîõàÿ, íî âàðèàíòîâ áîëüøå íå áûëî. Ìû çàõâàòèëè åùå îäíó ïîäðóãó è ïîåõàëè.

Âñþ äîðîãó ÿ äóìàëà î òîì, ÷òî áóäåò, åñëè âñå çàêîí÷èòñÿ ïëîõî, è ïðèäåòñÿ âîçâðàùàòüñÿ äîìîé áåç ñîáàêè. Ýòî áûëà ñòðàøíàÿ ïîåçäêà.

1. Èòàê, ïåðâîå, ÷òî âàì ïîíàäîáèòñÿ — ýòî õîðîøèé íåâðîïàòîëîã è àïïàðàò ÌÐÒ.  êëèíèêå íàì ïåðâûì äåëîì îêàçàëè íåîòëîæíóþ ìåäèöèíñêóþ ïîìîùü: ïîñòàâèëè êàòåòåð, ÷òîáû ñïóñòèòü ìî÷ó, âçÿëè ÎÀÊ è áèîõèìèþ êðîâè, ïîñòàâèëè êàïåëüíèöó. Îñìîòð íåâðîïàòîëîãà ïîêàçàë ïîëíóþ ïîòåðþ ãëóáîêîé áîëåâîé ÷óâñòâèòåëüíîñòè (ÃÁ×) â çàäíèõ ëàïàõ è î÷åíü ñëàáûå ðåôëåêñû. ×àñòü èç íèõ îòñóòñòâîâàëà âîâñå. Íàì ïîñòàâèëè ïðåäâàðèòåëüíûé äèàãíîç ôèáðîçíîõðÿùåâàÿ ýìáîëèÿ/ãðûæà ìåæïîçâîíî÷íîãî äèñêà.  ïåðâîì ñëó÷àå ñîáàêó íå îïåðèðóþò, âî âòîðîì îïåðàöèÿ âîçìîæíà — åñëè ñ ìîìåíòà ïîòåðè ÃÁ× ïðîøëî íå áîëåå ñóòîê, à â èäåàëå — 12 ÷àñîâ. Íî äàæå òîãäà âàì íèêòî íå äàñò ñòîïðîöåíòíîé ãàðàíòèè. Ó íàñ ïðîãíîç áûë íåáëàãîïðèÿòíûé. ×òîáû ïîäòâåðäèòü äèàãíîç, îòïðàâèëè íà ÌÐÒ — òàì âûÿñíèëîñü, ÷òî â ïîçâîíî÷íèêå ó Ôàíüêè äâå ãðûæè + ïðèñóòñòâîâàë ñèëüíûé îòåê ñïèííîãî ìîçãà, òàêîé, ÷òî êîíòðàñò ïðîøåë íå âåçäå, ãäå äîëæåí áûë.

Ñ ðåçóëüòàòàìè ÌÐÒ ìû îòïðàâèëèñü íà êîíñóëüòàöèþ ê õèðóðãó. Õèðóðã ÷åñòíî íàì ñêàçàë, ÷òî, ïîñêîëüêó òî÷íîå âðåìÿ ïîòåðè ÃÁ× íå èçâåñòíî, ðèñê îò îïåðàöèè ìîæåò ïðåâûñèòü âåñüìà ïðèçðà÷íóþ ïîëüçó. Ïîýòîìó íàì áûëè ïðåäëîæåíû ðåêîìåíäàöèè ïî ðåàáèëèòàöèè, è ìû óåõàëè äîìîé ñ âíóøèòåëüíûì ñïèñêîì ëåêàðñòâ.

2. Äàëüøå âàì ïîíàäîáÿòñÿ äåíüãè. Ìíîãî äåíåã. Íà âèçèò â êëèíèêó + ÌÐÒ ñ êîíòðàñòîì ó íàñ óøëî ïîðÿäêà äâàäöàòè òûñÿ÷ (7 òûñÿ÷ ïðèåì íåâðîïàòîëîãà+àíàëèçû+âñå ìåäèöèíñêèå ìàíèïóëÿöèè; 11300 ÌÐÒ ñ êîíòðàñòîì äâóõ îòäåëîâ ïîçâîíî÷íèêà — çäåñü íàì ïîâåçëî, â òîò äåíü íà ÌÐÒ áûëè ñêèäêè. Åùå âû ìîæåòå ñòîëêíóòüñÿ ñ òåì, ÷òî íà ÌÐÒ áóäóò î÷åðåäè. Íåâðîïàòîëîã îáçâîíèëà íåñêîëüêî êëèíèê, ïðåæäå ÷åì íàøëà íàì ìåñòî, ãäå áûëî îêíî).

Åñëè áû ìû äåëàëè îïåðàöèþ, òî åå ñòîèìîñòü ñ âîññòàíîâèòåëüíûì ïåðèîäîì îáîøëàñü áû â 60-70 òûñÿ÷.

Äàëåå ïðèäåòñÿ çàêóïèòüñÿ ëåêàðñòâàìè, à åùå ïåëåíêàìè ñ ïàìïåðñàìè. Ñïèñîê ëåêàðñòâ çäåñü ïðèâîäèòü íå áóäó, èõ äîëæåí íàçíà÷àòü íåâðîïàòîëîã, íî òóäà ïðåæäå âñåãî âõîäèëè ïðåïàðàòû, ñòèìóëèðóþùèå íåðâíî-ìûøå÷íóþ äåÿòåëüíîñòü, ñèëüíûå ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûå, îáùåóêðåïëÿþùèå, îáåçáîëèâàþùèå + àíòèáèîòèê, ïîòîìó ÷òî íàì íà íåñêîëüêî äíåé ïîñòàâèëè êàòåòåð Ôîëåÿ, à ëþáàÿ êàòåòåðèçàöèÿ — ðèñê çàíåñåíèÿ èíôåêöèè. Ïåðâûå íåñêîëüêî äíåé ìû äîìà ñòàâèëè êàïåëüíèöû, â ëàïó â êëèíèêå ïîñòàâèëè è çàôèêñèðîâàëè êàòåòåð.  îáùåé ñòîèìîñòè äàæå ñåé÷àñ, òðè ìåñÿöà ñïóñòÿ, êàæäûé ïîõîä â àïòåêó îáõîäèòñÿ â 2-3 òûñÿ÷è. Ïðåïàðàòû â áîëüøèíñòâå ñâîåì ÷åëîâå÷åñêèå, ðåöåïòóðíûå (íå âñå ìîæíî íàéòè â íàøåì ìàëåíüêîì ãîðîäêå, ïðèõîäèòñÿ åçäèòü â Ìîñêâó) — è äîðîãèå. Åùå ìû êóðñîì ïðîêîëîëè õîíäðîïðîòåêòîð — 8 òûñÿ÷ íà êóðñ.

Ïåëåíêè ìû èñïîëüçóåì ÷åëîâå÷åñêèå, ðàçìåðîì 60õ90. Òðóäíåå âñåãî ïîäîáðàòü ïàìïåðñû. Ñîáà÷üè ñòîÿò î÷åíü äîðîãî è íå âñåãäà åñòü íóæíûå ðàçìåðû. Ìû ïîêóïàåì ñàìûå áîëüøèå äåòñêèå (îáû÷íûå àøàíîâñêèå, íà ðåáåíêà âåñîì äî 35 êèëî), ëèáî ñàìûå ìàëåíüêèå âçðîñëûå, è ïðîðåçàåì äûðêó ïîä õâîñò. Íà ñîáàêó ïàìïåðñû óäîáíåå íàäåâàòü çàäîì íàïåðåä, òàê ÷òî äûðêó ïðîðåçàåì ñïåðåäè. Íà ïåëåíêè è ïàìïåðñû óæå óøëî ìàëåíüêîå ñîñòîÿíèå, ëþäè, ó êîòîðûõ åñòü ìàëåíüêèå äåòè èëè ëåæà÷èå ðîäñòâåííèêè, ïðåäñòàâëÿþò, î ÷åì ÿ ãîâîðþ.

3. Ïîçàáîòüòåñü î ñâîèõ íåðâàõ. Ñ ìîìåíòà, êîãäà ó Ôàíüêè îòêàçàëè ëàïû, äî ìîìåíòà, êîãäà ÿ ñìîãëà íîðìàëüíî åñòü, ïðîøëî îêîëî òðåõ ñóòîê. Äî ìîìåíòà, êîãäà ÿ ïðèíÿëà ñèòóàöèþ — îêîëî ìåñÿöà, ïîæàëóé. ß ñèäåëà ðÿäîì ñ íåé, ÷èòàëà ïðî óõîä çà ïàðàëèçîâàííûìè ñîáàêàìè, ñìîòðåëà âèäåî — è ðåâåëà, ðåâåëà, ðåâåëà. Âèäåëà ëàïû ñ àòðîôèðîâàâøèìèñÿ ìûøöàìè ó ñîáàê â èíòåðíåòå, ñìîòðåëà íà ñèëüíûå ëàïû Ôàíüêè, êîòîðûå åùå ïàðó äíåé íàçàä áåãàëè, è ìíå ñòàíîâèëîñü ôèçè÷åñêè ïëîõî, êîãäà ÿ äóìàëà, ÷òî îíè ñòàíóò òàêèìè æå. Ïîìîãëè ñëîâà îäíîé çíàêîìîé, ÷òî ëþäè â òàêèõ ñèòóàöèÿõ ñòðàäàþò áîëüøå, ÷åì ñîáàêè, ïîòîìó ÷òî ó íèõ íåò îñîçíàíèÿ ñîáñòâåííîé óùåðáíîñòè. Äà òàêàÿ ñîáàêà è íå ÿâëÿåòñÿ óùåðáíîé, íî îá ýòîì íèæå. Íî ãîòîâüòåñü ê òîìó, ÷òî âàì ïîòðåáóåòñÿ õîëîäíàÿ ãîëîâà è ìíîãî ìîðàëüíûõ ñèë. Ìíå î÷åíü ïîìîãëè äðóçüÿ — è ìîðàëüíî, è ôèíàíñîâî, è âîîáùå — âñÿ ýòà ñèòóàöèÿ ïîêàçàëà, êàê ìíîãî çàìå÷àòåëüíûõ ëþäåé ìåíÿ îêðóæàåò.

4. Îáåñïå÷üòå ñîáàêå êîìôîðò. Ó ñîáàê-ñïèíàëüíèêîâ âåëèê ðèñê îáðàçîâàíèÿ ïðîëåæíåé. Èõ íàäî ðåãóëÿðíî ïåðåâîðà÷èâàòü, äåëàòü ìàññàæ. Åñòü ñïåöèàëüíûå ïðîòèâîïðîëåæíåâûå êîâðèêè, íî ó íàñ òàêîãî íåò, ïîýòîìó Ôàíüêå âûäåëèëè ìåñòî íà æåñòêîì äèâàíå. Ýòî íåïðàâèëüíî, íî îíà ñêàíäàëèëà, ñòîèëî åé îñòàòüñÿ îäíîé â êîìíàòå. Åñëè âû äåëàåòå òàê — ÍÈ Â ÊÎÅÌ ÑËÓ×ÀÅ ÍÅ ÎÑÒÀÂËßÉÒÅ ÑÎÁÀÊÓ Â ÎÄÈÍÎ×ÅÑÒÂÅ. Îíà ìîæåò óïàñòü è òðàâìèðîâàòüñÿ! Ïåðâûå òðè íåäåëè ÿ áåçâûëàçíî ñèäåëà äîìà, ïåðåâîðà÷èâàëà Ôàíüêó ïî ÷àñàì, ïî ÷àñàì êîðìèëà, ïî ÷àñàì ëåêàðñòâà, ïî ÷àñàì ãèãèåíè÷åñêèå ïðîöåäóðû — ñëîâîì, ìèíè-âåðñèÿ äåêðåòà.

Читайте также:  Полезные приобретения для детей до года

5. Âîïðîñû ãèãèåíû. Ïåðåä âàìè íåèçáåæíî âñòàíåò âîïðîñ òóàëåòà. Òóò âîçìîæíû äâà âàðèàíòà — ëèáî ó ñîáàêè ðàññëàáëåíû ñôèíêòåðû, è òîãäà âàì íóæíî áóäåò îáåñïå÷èòü ãèãèåíó, ëèáî ñôèíêòåðû íàõîäÿòñÿ â ñîñòîÿíèè ñïàçìà. Ó Ôàíüêè àíàëüíûé ñôèíêòåð áûë ðàññëàáëåí, à óðåòðàëüíûé íàõîäèëñÿ â ñîñòîÿíèè ñïàçìà. Íà ïåðâîå âðåìÿ íàì ïîñòàâèëè êàòåòåð Ôîëåÿ, íî çà íèì òðåáóåòñÿ î÷åíü òùàòåëüíûé óõîä, íåîáõîäèìî ñëåäèòü, ÷òîáû ñîáàêà åãî íå äåðíóëà, èíà÷å âîçìîæíû òðàâìû óðåòðû. Ïîñòàíîâêà êàòåòåðà äîëæíà ñîïðîâîæäàòüñÿ îáÿçàòåëüíûì ïðèåìîì àíòèáèîòèêîâ, èíà÷å åñòü ðèñê èíôåêöèè (íî äàæå àíòèáèîòèêè íå âñåãäà åå ïðåäîòâðàùàþò.  ëþáîì ñëó÷àå — íå äàâàéòå ñîáàêå íè÷åãî áåç íàçíà÷åíèÿ âðà÷à). Áûë ñòðàøíûé ìîìåíò, êîãäà ïðèøëî âðåìÿ âûòàùèòü êàòåòåð, à ïîïèñàòü ñîáàêà òàê è íå ìîãëà.  èíòåðíåòå åñòü ìíîãî ðîëèêîâ ñ ìàññàæîì ìî÷åâîãî ïóçûðÿ, íî îíè ìàëî ÷åì ïîìîãàþò, êîãäà ó ñîáàêè ñïàçì óðåòðàëüíîãî ñôèíêòåðà, à âû ïîíÿòèÿ íå èìååòå, êàê íàùóïàòü ìî÷åâîé ïóçûðü. Çäåñü âàì ïîìîæåò òîëüêî âåòåðèíàð — è ñþðïðèç-ñþðïðèç, êîãäà ìû îáðàòèëèñü ñ ýòîé ïðîáëåìîé ê ìåñòíûì âåòåðèíàðàì, âûÿñíèëîñü, ÷òî ìíîãèå íå çíàþò, ÷òî äåëàòü â òàêîé ñèòóàöèè.  êàêèõ-òî êëèíèêàõ íå áûëî êàòåòåðà äëÿ ñîáàê, òîëüêî êîøà÷üè, ãäå-òî ðåêîìåíäîâàëè óêîëîòü ìî÷åãîííîå — ýòîãî äåëàòü â òàêîé ñèòóàöèè êàòåãîðè÷åñêè íåëüçÿ!  èòîãå íàøåëñÿ âðà÷, êîòîðûé íàì ïîìîã è ïîêàçàë, êàê ïðàâèëüíî äåëàòü ìàññàæ ìî÷åâîãî ïóçûðÿ. Îñîáåííî âàæíî ñëåäèòü, ÷òîáû ïîñëå ìàññàæà â ìî÷åâîì ïóçûðå íå îñòàâàëîñü îñòàòêîâ ìî÷è — ýòî ÷ðåâàòî çàñòîÿìè, à ñëåäîâàòåëüíî — ðàçëè÷íûìè èíôåêöèÿìè. Ïîíÿòü ýòî ñëîæíî. Ïîíà÷àëó ìû ïîñòîÿííî ñòàëêèâàëèñü ñ òåì, ÷òî âðîäå áû â ìî÷åâîì ïóçûðå íè÷åãî íå îñòàëîñü, à ñïóñòÿ ïàðó ìèíóò ñîáàêà îñòàâëÿëà íà ïîëó âíóøèòåëüíóþ ëóæó. Ïåðâîå âðåìÿ ïðèõîäèëîñü îòñëåæèâàòü îáúåì ïîòðåáëÿåìîé è âûäåëÿåìîé æèäêîñòè — ýòî ïîçâîëÿëî õîòü íåìíîãî îðèåíòèðîâàòüñÿ. Ðàçðàáîòàéòå ãðàôèê, ïî êîòîðîìó âû áóäåòå ñöåæèâàòü ìî÷ó, è ñòàðàéòåñü åãî ïðèäåðæèâàòüñÿ — ýòî òîæå ïîìîãàåò.

È äà, ãîòîâüòåñü ÷àñòî ìûòü ïîëû.  àâãóñòå íàì ïðèõîäèëîñü ìûòü ïîëû èíîé ðàç ïî ïÿòü-øåñòü ðàç â ñóòêè. Ïàìïåðñû, êîíå÷íî, íåìíîãî ïîìîãàëè, íî îñòàâëÿòü ñîáàêó â íèõ ïîñòîÿííî òîæå âðåäíî. Ïîìèìî àâàðèé ìûòüå ïîëîâ ÿâëÿåòñÿ âûíóæäåííîé ìåðîé, ÷òîáû ñîáëþäàòü òó æå ïðåñëîâóòóþ ãèãèåíó.

Îòäåëüíîé ñëîæíîñòüþ îêàçàëñÿ ïñèõîëîãè÷åñêèé áëîê, ìåøàâøèé ñîáàêå ñõîäèòü â òóàëåò äîìà. Ìû íèêîãäà íå íàêàçûâàëè åå çà àâàðèè, íî îíà èçíà÷àëüíî áûëà î÷åíü ÷èñòîïëîòíûì è ùåïåòèëüíûì ùåíêîì è áûñòðî ïðèâûêëà ê óëèöå. Ïîýòîìó íåîáõîäèìîñòü õîäèòü â òóàëåò äîìà âûçûâàëà ó íåå ïàíèêó è ñóåòó, íåñìîòðÿ íà íàøè ïîïûòêè åå óñïîêîèòü.  ñâÿçè ñ ÷åì ïåðåä íàìè âñòàëà ïðîáëåìà âûãóëà.

6. Êîëÿñêè.

Ïî ïîâîäó êîëÿñêè îäíîçíà÷íîãî ìíåíèÿ íå ñóùåñòâóåò. Íåêîòîðûå ðåàáèëèòîëîãè êàòåãîðè÷åñêè ïðîòèâ êîëÿñîê, ñ÷èòàÿ, ÷òî îíè ðàññëàáëÿþò ñîáàêó è ëèøàþò åå ìîòèâàöèè ïåðåäâèãàòüñÿ ñàìîñòîÿòåëüíî. Îïðåäåëåííîå çåðíî èñòèíû â ýòîì åñòü, ïîýòîìó êîëÿñêó ìû èñïîëüçîâàëè êðàéíå îãðàíè÷åííî ïî âðåìåíè. Ñäåëàëè êîëÿñêó ñàìîñòîÿòåëüíî, íî â èíòåðíåòå åñòü íåñêîëüêî ôèðì, êîòîðûå èçãîòàâëèâàþò èõ íà çàêàç. Åñëè ñîáàêå â êîëÿñêå óäîáíî, òî îíà îñâàèâàåòñÿ è íà÷èíàåò äâèãàòüñÿ â íåé ïðàêòè÷åñêè ìîìåíòàëüíî. Ãîòîâüòåñü ê ñèíÿêàì íà íîãàõ))Íàøå ìàëåíüêîå ÷óäîâèùå ëþáèò ðàçîãíàòüñÿ è ïðîåõàòüñÿ ïî íîãàì, à åùå ïðèõîäèòñÿ ñëåäèòü, ÷òîáû îíà íå ïîöàðàïàëà íåíàðîêîì ìàøèíû. Ãîðîäîê ìàëåíüêèé, ïîýòîìó íà êàæäîé ïðîãóëêå ìû îêàçûâàåìñÿ â öåíòðå âíèìàíèÿ — ñîáàêà íà êîëÿñêå íåèçìåííî ïðèêîâûâàåò âçãëÿäû.

Åñëè ñîáàêà ìîæåò øåâåëèòü çàäíèìè ëàïàìè, òî öåëåñîîáðàçíî èñïîëüçîâàòü ñïåöèàëüíûå õîäóíêè-ïåðåíîñêó ïîä çàäíèå íîãè. Ìû ïëàíèðóåì çàêàçàòü òàêèå â ñêîðîì âðåìåíè.

7. Ðåàáèëèòàöèÿ.

Âàì ïðèäåòñÿ íàéòè õîðîøåãî òåðàïåâòà-ðåàáèëèòîëîãà. Â Ìîñêâå è Ïèòåðå åñòü íåñêîëüêî ðåàáèëèòàöèîííûõ öåíòðîâ ñ êâàëèôèöèðîâàííûìè ñïåöèàëèñòàìè è íåîáõîäèìûì îáîðóäîâàíèåì, íî åñëè âû íàõîäèòåñü íà ïåðèôåðèè, êàê ìû, òî åñòü ñïåöèàëèñòû, êîòîðûå âûåçæàþò íà äîì. Âûçîâ ðåàáèëèòîëîãà îáõîäèòñÿ íàì â 6500. Âðà÷ îöåíèâàåò äèíàìèêó, ïîêàçûâàåò óïðàæíåíèÿ, äåëàåò ìàññàæ. Õîðîøî ïîìîãàåò èãëîóêàëûâàíèå, áàññåéí.

Ñàìîñòîÿòåëüíî ìû ñ ïåðâûõ æå äíåé íà÷àëè ìàññèðîâàòü çàäíèå ëàïû, ñãèáàòü è ðàçãèáàòü èõ â êàæäîì ñóñòàâå, ÷òîáû ðàçðàáàòûâàòü ñóõîæèëèÿ. Âû íå ïîâåðèòå, êàê áûñòðî àòðîôèðóþòñÿ ìûøöû è îáðàçóþòñÿ êîíòðàêòóðû, è êàê òÿæåëî ïîòîì âñå ýòî âîññòàíàâëèâàòü!

Òùàòåëüíî ðàñòèðàëè ëàïû, ðàçìèíàëè ìûøöû, ïî ñîâåòó ðåàáèëèòîëîãà ïîùèïûâàëè ïîäóøå÷êè, ðàñòèðàëè è ëåãîíüêî òÿíóëè çà ïåðåïîíêè ìåæäó ïàëüöàìè. Ó ñîáàê òàì ìíîãî íåðâíûõ îêîí÷àíèé, è ýòî äîñòàòî÷íî ñèëüíûé ðàçäðàæèòåëü. ×óâñòâî ðàäîñòè è ïîáåäû, êîòîðîå ïîÿâèëîñü, êîãäà îíà ñòàëà îòòÿãèâàòü ëàïû, íå ïåðåäàòü ñëîâàìè. Ðàçóìååòñÿ, ýòî ðåôëåêòîðíîå äâèæåíèå, íî îíî ïîÿâèëîñü, ïîÿâèëîñü!..

Îáÿçàòåëüíî íóæíî ìàññèðîâàòü ïåðåäíèå ëàïû òîæå. Ïðåäñòàâüòå, ÷òî âàì ïðèõîäèòñÿ ïåðåäâèãàòüñÿ, èñêëþ÷èòåëüíî ïîäòÿãèâàÿ ñåáÿ ðóêàìè. Êàê áûñòðî çàáüþòñÿ ìûøöû âàøèõ ïëå÷, ñïèíû è ãðóäè? Ó ñîáàê àíàëîãè÷íàÿ ñèòóàöèÿ. Íóæíî îáÿçàòåëüíî äåëàòü ðàññëàáëÿþùèé ìàññàæ.

Ìîæíî êóïèòü àïïàðàòû äëÿ ìàãíèòíîé òåðàïèè, èëè ëþáîé äðóãîé ôèçèîòåðàïèè, êîòîðûå ïîñîâåòóåò âàì âàø âðà÷. Ñòîÿò îíè íå ñëèøêîì äîðîãî, ïðîäàþòñÿ â ìàãàçèíàõ ìåäòåõíèêè, ëèáî ìîæíî çàêàçàòü ïî èíòåðíåòó.

Ïî ïîâîäó ðåàáèëèòàöèè íèêòî íèêàêèõ ïðîãíîçîâ íå äàåò. Íàì ñðàçó ñêàçàëè: øàíñîâ íà âîññòàíîâëåíèå î÷åíü ìàëî. Âñå çàâèñèò îò äèàãíîçà, îò ëå÷åíèÿ, âî ìíîãîì — îò ñàìîé ñîáàêè. Íî ôèçèîòåðàïèÿ ïîìîæåò ñãëàäèòü áîëåçíåííûå ñèìïòîìû è óêðåïèòü ìûøöû ïðè ëþáîì ðàñêëàäå.

Ìåñÿö ÿ åæåâå÷åðíå ðàñòèðàëà, ãëàäèëà, ùèïàëà ëàïû. Ñïåðâà íå áûëî íèêàêîé ðåàêöèè, ïîòîì Ôàíå÷êà îò ðàçà ê ðàçó íà÷àëà òÿíóòü ëàïó íà ñåáÿ, åëå-åëå, åäâà çàìåòíî.  ñåíòÿáðå îíà óæå óâåðåííî îòòàëêèâàëà ìîþ ðóêó. Ìû íà÷àëè ñòàâèòü åå íà ëàïû. Ñïåðâà áóêâàëüíî íà ïàðó ìèíóò, ïîääåðæèâàëè ïîä æèâîò, ïîòîìó ÷òî îíà ïî÷òè ñðàçó ïàäàëà. Ê ýòîìó ìîìåíòó ìûøöû ëàï óæå äîñòàòî÷íî ñèëüíî îñëàáëè.

Âñêîðå îíà óæå ñòîÿëà ñàìîñòîÿòåëüíî. Êîãäà îíà óâåðåííî ìîãëà ñòîÿòü áåç ìîåé ïîääåðæêè ïîä æèâîò, ÿ íà÷àëà ïåðåäâèãàòü åå ëàïû, èìèòèðóÿ õîäüáó. Áóêâàëüíî ïàðó øàãîâ, íå áîëüøå.

À ïîòîì îíà øàãíóëà ïðàâîé ëàïîé ñàìîñòîÿòåëüíî. ß òîãäà äàæå çàìåðëà íà ñåêóíäó, äóìàëà — ïîêàçàëîñü. Íî íåò, íà ñëåäóþùèé äåíü ýòîò øàã ïîâòîðèëñÿ. Ïîíà÷àëó øàãàëà òîëüêî ïðàâàÿ ëàïà, à ëåâóþ äâèãàëà ÿ. Ê ñåðåäèíå ñåíòÿáðÿ øàãàëè îáå ëàïû, ÿ ëèøü ïîääåðæèâàëà åå ïîä æèâîò.

Ê ñåðåäèíå îêòÿáðÿ Ôàíüêà ìîãëà øàãàòü ïðàêòè÷åñêè áåç ïîääåðæêè (ÿ òîëüêî ñëåãêà ôèêñèðîâàëà åå ñ áîêîâ, ÷òîáû îíà íå òåðÿëà ðàâíîâåñèå). Ìîãëà. Íî íå õîòåëà. Ïåðåäâèãàòüñÿ, ñèäÿ íà æîïå, åé ê ýòîìó ìîìåíòó ñòàëî óäîáíåå, ïîýòîìó âñòàâàëà è øëà îíà òîëüêî â òåõ ìåñòàõ, ãäå íà çàäíèöå áûëî íå ïðîåõàòü. Ñëîâîì, ìîòèâàöèÿ îòñóòñòâîâàëà ñîâñåì. Ïðèøëîñü èäòè íà óõèùðåíèÿ, ÷òîáû çàñòàâèòü åå õîäèòü — âå÷åðàìè ìû õîäèëè èç êîìíàòû â êîìíàòó çà âêóñíÿøêó. Ñïåðâà ÿ ïðèäåðæèâàëà åå, ïîòîì ïîòèõîíüêó îòâîäèëà ðóêè. Íå ïîòîìó, ÷òî áîÿëàñü, ÷òî Ôàíüêà óïàäåò, à ïîòîìó ÷òî ñòîèëî ýòîé õèòðîé æîïå îáåðíóòüñÿ è óâèäåòü, ÷òî ÿ åå íå äåðæó, îíà òóò æå — ñîâåðøåííî âíåçàïíî — òåðÿëà ðàâíîâåñèå è ïàäàëà íà çàäíèöó.

Íà ýòîì ýòàïå ìû ñíÿëè ïîääåðæêó ïîä ëàïû ñ êîëÿñêè è ñòàëè èñïîëüçîâàòü åå êàê õîäóíêè. Ñåé÷àñ Ôàíüêà âñþ ïðîãóëêó èäåò íà ñâîèõ ëàïàõ â êîëÿñêå, íî ïî êâàðòèðå ïî-ïðåæíåìó ìíîãî ïåðåäâèãàåòñÿ íà çàäíèöå. Õîòÿ è âñòàâàòü íà÷àëà ÷àùå.

×óòü ðàíüøå, ÷åì ëàïû, îæèë õâîñò. Îíà ïàðó ðàç âèëüíóëà èì, êîãäà âñòðå÷àëà ìàìó ñ ðàáîòû — è âû äàæå íå ïðåäñòàâëÿåòå, ñêîëüêî ðàäîñòè ýòî ïðèíåñëî. Íèêîãäà íå äóìàëà, ÷òî áóäó òàê ðàäîâàòüñÿ òîìó, ÷òî ñîáàêà âèëÿåò ìíå õâîñòîì, êîãäà ÿ ïðèõîæó äîìîé.

À åùå îíà ñòàëà âèçæàòü, êîãäà åé äåëàþò óêîëû — è ýòî òîæå ðàäîñòíûé ïðèçíàê, ïîòîìó ÷òî ñ àâãóñòà ëàïû íå ÷óâñòâîâàëè ñîâñåì íè÷åãî. Õîòÿ íà ïîäóøå÷êàõ ÷óâñòâèòåëüíîñòè ïî-ïðåæíåìó íåò, è ÿ íå óâåðåíà, ÷òî îíà âîññòàíîâèòñÿ.

Ìû ïðîäîëæàåì ðàáîòó — çäåñü î÷åíü-î÷åíü âàæíà ñèñòåìàòè÷íîñòü. Äàæå åñëè êàæåòñÿ, ÷òî ðàáîòà íå ïðèíîñèò íèêàêîãî ðåçóëüòàòà — ïðîäîëæàéòå.

8. Ñîïóòñòâóþùèå çàáîëåâàíèÿ.

Ê ñîæàëåíèþ, ñîáàêè-ñïèíàëüíèêè ïîäâåðæåíû ìíîãèì ñîïóòñòâóþùèì çàáîëåâàíèÿì. Íåêîòîðûå ëåêàðñòâà, êîòîðûå ïðîïèñûâàþò â êà÷åñòâå òåðàïèè, òîêñè÷íû äëÿ ïå÷åíè è æåëóäêà. ×àñòî ñòðàäàåò ìî÷åâîé ïóçûðü. Ó íàñ, â ÷àñòíîñòè, âîçíèêëà áàêòåðèàëüíàÿ èíôåêöèÿ ìî÷åâûâîäÿùèõ ïóòåé — òî ëè èç-çà êàòåòåðà, òî ëè èç-çà çàñòîÿ ìî÷è, òî ëè èç-çà âñåãî ñðàçó. Ñïðàâèòüñÿ ñ íåé òÿæåëî, ëå÷èìñÿ äî ñèõ ïîð, íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ñäåëàëè âåñü ñïåêòð íåîáõîäèìûõ àíàëèçîâ, âêëþ÷àÿ áàêïîñåâ íà âîçáóäèòåëÿ è ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê àíòèáèîòèêàì. Ïîýòîìó çà ìàëåéøèìè èçìåíåíèÿìè â ñîñòîÿíèè ñîáàêè-ñïèíàëüíèêà íàäî ñëåäèòü î÷åíü òùàòåëüíî. Åñëè èçìåíèëñÿ çàïàõ ìî÷è, åå êîëè÷åñòâî, ñîáàêà âÿëàÿ — ñëîâîì, ëþáîé ñèìïòîì, êîòîðîãî íå áûëî ðàíüøå — õâàòàéòå ñîáàêó è òàùèòå åå ê âðà÷ó.

9. Äîñòóïíàÿ ñðåäà.

Ãëàâíûì âð