Полезные ископаемые россии 8 класс алексеев

Полезные ископаемые россии 8 класс алексеев thumbnail

Конспект урока по географии для 8 класса

Разработала: Матвеева Д.В.

Тема урока: минеральные ресурсы России.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: раскрыть основные закономерности размещения МР, выделить главные районы их концентрации в России, выявить проблему исчерпаемости МР.

Задачи урока

Образовательные: сформировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение», «бассейн»; конкретизировать представление учащихся о важнейших районах размещения месторождений полезных ископаемых; сформировать умение устанавливать связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми; способствовать пониманию необходимости рационального использования минеральных ресурсов и охраны земных недр.

Развивающие: развивать творческое мышление учащихся, прививать умения исследовательской деятельности – умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определенные выводы, работать группами;

Воспитательные: воспитание патриотического отношения к своей Родине, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде. 

Метод: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.

Формы контроля: устный опрос, письменный опрос

Оборудование: физическая и тектоническая карты России,  учебник: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе География России. В 2 кн. Кн.1: Природа, население, хозяйство. 8 кл. – М.: Дрофа, 2006, атлас 8 кл. – М.: Дрофа, тетради, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Повторение.

  Географический диктант. Проводится с целью проверки знания номенклатуры географических объектов. Учитель выводит на экран слайды 10 объектов рельефа одновременно показывает их на физической карте учащиеся должны написать их географические названия

Оцените самостоятельно работу. Критерий оценок: 10 правильных ответов – «5»; 8-9 правильных ответов –«4»;  6-7 правильных ответов –«3»;  менее 6 правильных ответов – к сожалению, вы плохо знаете тему.

Индивидуальный опрос:

1)  Особенности различных форм рельефа (ученик анализирует схему «Формы рельефа» и приводит примеры, пользуясь физической картой России).

2)  Размещение гор и равнин на территории страны (ответ ученика должен опираться на знания физической картины России).

3)  Зависимость рельефа от строения земной коры, объяснение выявленных закономерностей (ученик должен установить причинно-следственные связи между рельефом и тектоническим строением).

4)  Влияние рельефа на другие компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека.

3. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы изучим виды полезных ископаемых, особенности их образования и размещения.

Познакомимся с основными месторождениями полезных ископаемых нашей страны. Нам предстоит выявить пути рационального использования полезных ископаемых, а также экологические проблемы, связанные с их добычей.

Полезные ископаемые — минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в народном хозяйстве.

(Далее объяснение идет с опорой на схему. Учитель чертит схему на доске, а учащиеся — в тетрадях. Походу объяснения на экран выводятся слайды образцов полезных ископаемых)

        По составу и особенностям использования различают полезные ископаемые:

I.     Горючие, или топливные, — уголь, торф, нефть, природный газ, горючие сланцы.

II.   Металлические — руды черных, цветных, редких, благородных и радиоактивных металлов.

III.Неметаллические — строительные материалы (песок, глина, мел и т. д.), химическое сырье (сера, апатит, соли и т. д.), драгоценные и поделочные камни (алмаз, рубин, яшма и т. д.) и др.

Месторождение — это скопление полезных ископаемых.

Бассейн — это группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого.

   Учащиеся уже знают из курса географии материков и океанов о размещении полезных ископаемых магматического и осадочного происхождения. Поэтому возможна организация их активной познавательной деятельности. Учитель предлагает учащимся следующие вопросы и задания:

1)   По карте определите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.

2)   Как распределяются полезные ископаемые? Какие из них встречаются на платформах, а какие в складчатых областях?

3)   Определите основные месторождения угля и нефти.

4)   Определите размещение месторождений железных руд.

5)   Как можно объяснить присутствие на Русской платформе месторождений железных руд Курской магнитной аномалии?

6)   К каким структурам приурочены месторождения полиметаллических руд?

7)   Почему месторождения руд приурочены к горным массивам?

8)   Какими полезными ископаемыми богата территория нашей области?

Обобщив ответы учащихся, учитель целенаправленно подводит их к правильным выводам.

Для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения (преимущественно нерудные). Это газ, нефть, уголь, горючие сланцы и т. д. Но существование КМА подтверждает наличие рудных месторождений. Такие рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность осадочного чехла невелика и кристаллический фундамент подходит близко к поверхности. Примером таких месторождений могут быть железные руды Алданского щита, никелевые и железные руды Кольского полуострова. В складчатых областях обычно находятся месторождения рудных ископаемых. Это связано с их происхождением. Магма и горючие магматические растворы, из которых образовались руды, поднимались из недр Земли по разломам, трещинам, пустотам и застывали, образуя месторождения (этот процесс изображен в учебнике на рисунке 156, с. 43).

Читайте также:  Чем полезна грязь в евпатории саках

 Учитель. Сейчас мы познакомимся с помощью карты с основными месторождениями полезных ископаемых нашей страны. (Работа с картой).

Железные руды — Курская магнитная аномалия (КМА), Кольский полуостров, Алданский щит, Ангарские месторождения.

Никелевые руды — Кольский полуостров, район Норильска.

Медные руды — Урал, Забайкалье.

Полиметаллические руды (свинец, цинк) — Алтай, Северный Кавказ, Приморский край.

Алюминиевые руды — Северный Урал, Красноярский край, Архангельская область.

Апатиты – Кольский полуостров. Калийные соли — Предуралье (Соликамское, Березинское месторождения).

Поваренная соль — Поволжье (озеро Баскунчак).

Нефть — Западная Сибирь, Волго-Уральский бассейн, шельф Баренцева моря, о. Сахалин.

Газ — север Западной Сибири.

Каменный уголь — Печорский бассейн, Донецкий, Кузбасский, Тунгусский (1 место по запасам, 3 млрд. тонн), Ленский бассейны.

Бурый уголь — Канско-Ачинский бассейн, Подмосковный.

Алмазы — Якутия, Архангельская область.

Полученные сведения учащиеся  заносят в  таблицу:

Полезные ископаемые

УЗ

на карте

Районы добычи

1

Железные руды

2

Никелевые руды

3

Полиметаллические

4

Медные

5

Алюминиевые

6

Апатиты

7

Калийные соли

8

Поваренная соль

9

Нефть

10

Газ

11

Каменный уголь

12

Бурый уголь

13

Алмазы

14

Золото

Учитель. Наша страна богата полезными ископаемыми и обеспечивает себя всеми видами минеральных ресурсов.

Доля России в мировой добыче полезных ископаемых, в %

Апатиты

   55 

Железные руды

14

Природный газ

   28

Руды цветных металлов

13

Алмазы

   26

Нефть

12

Никель

   22

    Каменный уголь

12

Калийные соли

   16  

 Значительную часть добытых полезных ископаемых Россия продает другим странам. Долгие годы мы гордились тем, что добывали полезных ископаемых больше, чем любая другая страна. Разумно ли мы распоряжались и распоряжаемся сейчас добытыми ресурсами? Добывая все больше и больше полезных ископаемых, человек должен помнить, что этот вид ресурсов является исчерпаемым и невозобновимым. Поэтому необходимо заботиться об экономном расходовании полезных ископаемых. Это достигается несколькими путями. Во- первых, снижением потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке, более полным извлечением всех полезных компонентов, содержащихся в руде, комплексным использованием минеральных ресурсов. Во-вторых, улучшением использования полезных ископаемых. В-третьих, поисками новых месторождений.

Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых, разбираются по тексту учебника (с. 47). В процессе выполнения задания учащиеся устанавливают причинно-следственные связи (записать в тетради):

1.Открытая добыча руды — (образование карьеров, отвалов пустой породы, пыль, обрушение и просадка грунта).

2.Водооткачка и водозабор —  (иссушение территории, обрушение и просадка грунта

3.Добыча строительных материалов — (образование карьеров)

Закрепление. Самостоятельно назвать:

1.Месторождение золота. (Бодайбо)

2.Соляное озеро в Поволжье. (Баскунчак)

3. Месторождение каменного угля. (Кузбасс)

4. Месторождение железной руды. (КМА)

5. Месторождение газа. (Уренгой)

6.Остров-нефтяное месторождение. (Сахалин)

7.Полуостров апатитов. (Кольский)

Оцените самостоятельно работу. Критерий оценок: 7 правильных ответов – «5»; 6 правильных ответов –«4»; 4-5 правильных ответов –«3»;  менее 4 правильных ответов – к сожалению, вы плохо знаете тему.

Для тех, кто хочет знать больше.

Растения помогают геологам

Геологи давно заметили, что при залегании какой-либо руды в глубинах земли в поверхностных слоях почвы содержится повышенное количество рудного элемента. Иногда это лишь тысячные доли процента, но и они улавливаются некоторыми растениями. Есть растения, растущие только на почвах, обогащенных определенным химическим элементом. Например, на Алтае многолетнее растение качим

растет на почвах с присутствием меди. Существуют и медистые мхи, благодаря ним, например, в Швеции были открыты три месторождения медной руды. Есть растения, предпочитающие селиться на почвах, обогащенных никелем, кобальтом, оловом.

Читайте также:  Урок чем полезны овощи и фрукты

Геологи при поиске рудных месторождений учитывают и еще одно отношение к ним растений: некоторые «не хотят» расти на почвах с повышенным содержанием того или иного химического элемента, в результате на общем фоне растительного покрова выделяются прогалины, где нет этих растений. Так нередко обнаруживаются залежи бора, хрома. В местах залегания руд кобальта на Кольском полуострове все исследованные растения содержат кобальта в 40-50 раз больше по сравнению с подобными растениями того же вида, растущими на нерудных участках.

При повышенном содержании в почве каких-либо химических элементов, изменяется часто и внешний вид растения. Наблюдения показали, что у растений под влиянием меди может измениться окраска цветков — появляется голубоватый или синий тон. Никель обесцвечивает цветки, марганец придает им красную или возовую окраску.

Геологи должны быть всегда внимательными наблюдателями: измененный внешний облик растения может подсказать многое. Например, иногда наблюдается изменение формы цветков, листьев и стеблей растения и даже некоторые уродства. При повышенном содержании в почве бериллия у молодых сосен вместо обычных образуются метелкообразные ветви. Укорачивание корней и скручивание листьев вызывает высокое содержание в почке алюминия. Цинк способствует развитию карликовых форм и отмиранию кончиков листьев.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 7, на к.к. отметить, месторождения полезных ископаемых.

Источник

Инфоурок

География
›Презентации›Презентация по географии «Минеральные ресурсы России» (8 класс)

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ минеральные ресурсы России.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Минеральные ресурсы России Полезные ископаемые Минеральные ресурсы карта 1 2

Описание слайда:

Минеральные ресурсы России Полезные ископаемые Минеральные ресурсы карта 1 2 3 вопросы тест задания выход ресурсы Пономаренко Г.Н., учитель географии МБОУСОШ №12 г.Североморск

2 слайд

выход Далее 8.К каменноугольным бассейнам относятся: А.Печорский Б.Кузнецкий

Описание слайда:

выход Далее 8.К каменноугольным бассейнам относятся: А.Печорский Б.Кузнецкий В.Канско-Ачинский Г.Подмосковный В.Донецкий 9. Перспективным нефтегазоносным бассейном является: А. Западно-Сибирский Б.Северо-Кавказский В.Волго-Уральский Г. Шельф Северного Ледовитого океана 10. Крупные запасы бокситов и нефелинов находятся в: А. Красноярском крае Б.Дальнем Востоке В. Карелии Г. Якутии

3 слайд

Нефть Природный газ Каменный уголь Золото Железные руды Осадочные Магматичес

Описание слайда:

Нефть Природный газ Каменный уголь Золото Железные руды Осадочные Магматические и метаморфические Медные руды Алмазы Оловянные руды .. Никелевые руды Апатиты Бурый уголь Бокситы Назад .. Молибденовые руды ..

4 слайд

С помощью карты установите соответствие между тектоническим строением и поле

Описание слайда:

С помощью карты установите соответствие между тектоническим строением и полезными ископаемыми складчатых областей выход Рудные полезные ископаемые Руды черных металлов Железная руда Марганцевая руда ( иногда к черным металлам относят Хромовые руды) Руды цветных металлов Бокситы (Al) Медные Полиметаллические Цинковые Золото

5 слайд

Месторождения - скопления полезных ископаемых. Бассейны - большие площади ра

Описание слайда:

Месторождения — скопления полезных ископаемых. Бассейны — большие площади распространения полезных ископаемых. Уренгойское месторождение Западносибирский нефтегазоносный бассейн Далее выход

6 слайд

Главные бассейны полезных ископаемых России Золото: Якутия, крупнейшее место

Описание слайда:

Главные бассейны полезных ископаемых России Золото: Якутия, крупнейшее месторождение – Бодайбо. Алмазы: Мирный (Якутия), Архангельская область. выход

7 слайд

Полезные ископаемые - минеральные образования земной коры, которые могут эфф

Описание слайда:

Полезные ископаемые — минеральные образования земной коры, которые могут эффективно использоваться в хозяйстве. Далее выход

8 слайд

Чехол Щит Далее С помощью карты установите соответствие между тектоническим

Описание слайда:

Чехол Щит Далее С помощью карты установите соответствие между тектоническим строением и полезными ископаемыми платформ Чехол платформ – полезные ископаемые осадочного происхождения: горючие (нефть, газ, уголь, торф); химическое сырьё Щит- рудные полезные ископаемые: железная руда, руды цветных и редких металлов выход

9 слайд

выход Задание Установите взаимосвязь между тектоническими структурами, релье

Описание слайда:

выход Задание Установите взаимосвязь между тектоническими структурами, рельефом и полезными ископаемыми. Сформулируйте вывод. Тектоническая структура Форма рельефа Полезные ископаемые Западно-Сибирская плита Балтийский щит Областьгерцинской складчатости

10 слайд

Ресурсы https://www.vedtver.ru/data/uploads/2014-04/page/34842/119018631.jpg-

Описание слайда:

Ресурсы https://www.vedtver.ru/data/uploads/2014-04/page/34842/119018631.jpg- минерал на ладони https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=8e6cad74dba3e93d0b7e346af8fa7e5c-11-144&n=24- нерудное сырье https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=768c61f6ecbce99c044c535fb1690947-04-144&n=24- полезные ископаемые https://www.tepka.ru/geografiya_8/18.jpg- область складчатости https://s2.bizwiz.ro/?mmid=4741513487470e00e8- добыча нефти https://f2.live4fun.ru/small_pictures/img_20221559_2771_1.jpg — апатит https://img-fotki.yandex.ru/get/4707/81324443.5b/0_74544_d04ab0b4_XL — известняк выход https://school.xvatit.com/images/3/36/Pict8.12-8.jpg- карта минеральных ресурсов РФ Схема «Строение платформы» – из презентации Безноговой О.Н. Тектоника

11 слайд

Читайте также:  Чем полезен прополис для организма человека

Полезные ископаемые россии 8 класс алексеев

12 слайд

Полезные ископаемые россии 8 класс алексеев

13 слайд

Полезные ископаемые россии 8 класс алексеев

14 слайд

Полезные ископаемые россии 8 класс алексеев

15 слайд

Полезные ископаемые россии 8 класс алексеев

16 слайд

Полезные ископаемые россии 8 класс алексеев

17 слайд

Полезные ископаемые россии 8 класс алексеев

18 слайд

Полезные ископаемые россии 8 класс алексеев

19 слайд

Полезные ископаемые россии 8 класс алексеев

20 слайд

Полезные ископаемые россии 8 класс алексеев

Выберите книгу со скидкой:

Полезные ископаемые россии 8 класс алексеев

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Полезные ископаемые россии 8 класс алексеев

Курс профессиональной переподготовки

Учитель географии

Полезные ископаемые россии 8 класс алексеев

Курс повышения квалификации

Полезные ископаемые россии 8 класс алексеев

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Оставьте свой комментарий

Источник

Природа России

Перед вами стоит задача систематизировать (организовать) информацию о полезных ископаемых России так, чтобы эффективно использовать её для разных целей. Ниже предложены варианты заданий и комментарии к их выполнению.

Задания следует выполнять в том объёме и в тех форматах, которые укажет учитель. Это могут быть доклады, презентации, сообщения, аналитические справки и т. д. Выполняя задания индивидуально или в группе, не забывайте, что начинать нужно с планирования своей работы, а заканчивать обсуждением полученных результатов.

    Задания

1. Подготовить материалы о полезных ископаемых России для включения их в общий доклад на международной конференции «Природные ресурсы мира: проблемы и перспективы».

2. Подготовить конспект (или выступление) «Связь тектонического строения земной коры и минеральных ресурсов на примере России» для чтения лекции в клубе «Юный геолог».

3. Для привлечения инвесторов в крупный проект «Укрепление ресурсной базы России» подготовить аналитическую справку (электронную презентацию). Задача — обоснование проведения поисковых, оценочных и разведочных работ с целью пополнения уже разведанных запасов полезных ископаемых.

4. Написать статью «Геологическая история моего края» в школьную газету.

5. Подготовить материал «Полезные ископаемые моего края» для размещения на школьном интернет-сайте.

    Полезные советы

Перед выполнением заданий проведите подготовительную работу.

1. Изучите легенду карты «Тектоника и полезные ископаемые» (см. Приложение, с. 250—251). Определите, какие полезные ископаемые приурочены к платформам, какие — к складчатым областям. Обратите внимание, что в легенде указаны типы месторождений.

2. Изучите таблицу на с. 81. Найдите на карте упомянутые в ней районы залегания полезных ископаемых.

3. Используя карту и таблицу, определите, каких полезных ископаемых у нас много, а каких — мало.

При выполнении заданий 1 и 3 обратите внимание на следующую информацию. В нашей стране многие виды полезных ископаемых находятся в малоосвоенных и труднодоступных районах. Многие месторождения стратегически важных полезных ископаемых истощены. Некоторых видов полезных ископаемых нам не хватает (например, марганца, хрома, меди, титана, ртути, сурьмы).

Приоритетные направления развития минерально-сырьевой базы: разработка нефтегазовых месторождений юга Сибири и континентального шельфа; создание новых сырьевых баз на территориях Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока.

При выполнении задания 2:

Изучите четвёртую колонку геохронологической таблицы (см. с. 66—67). Соотнесите её данные с картой. Проверьте утверждение, что железные руды широко распространены на древних платформах. Определите, в какие периоды шло образование нефти и каменного угля. Какой климат господствовал на Земле в это время? Соотнесите эти данные с картой.

При выполнении заданий 4-5:

Установите, на какой тектонической структуре располагается ваша местность и как она выражена в рельефе. По геологической карте определите, какие породы слагают территорию вашей местности и каков их возраст.

Подготовьте ответы на вопросы: какие полезные ископаемые залегают в недрах вашего края? Какие разрабатываются? Как называются месторождения? Каковы объёмы добычи и куда идёт сырьё? Есть ли на территории вашего края перспективные месторождения и как они называются? Каково значение полезных ископаемых вашего края для России?

Подумайте, какую информацию можно оформить графически — в виде схем и диаграмм, какие фото можно найти по данной теме.

Основные районы и месторождения полезных ископаемых России

Основные районы и месторождения полезных ископаемых России

Источник