Полезные ископаемые россии урок в 3 классе
2.
Постановка учебных задач и её решение
Словесн.: ответы на вопросы;
Практический:
формулирование темы и цели урока;
5
-Отгадайте загадки:
.Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ)
Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (Глина)
-Как назвать все эти отгадки? (полез. ископаемые)
— Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»
— Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)
— Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые)
— Верно, молодцы!
Отвечать на вопросы;
Определять тему урока;
Ставить цели урока;
Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
3.
Решение частных задач
Словесный:
учебный диалог;
Словесный:
ответы на вопросы;
Практический:
Практическая работа в группах;
Практический: защита работ;
10
7
5
— А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?
— А из чего делают автомобили, самолёты?
— Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)
— Да, им нужно горючее, которое получают из нефти.
Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.
— А почему они полезные? (Ответы детей)
— Молодцы! Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.
— Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные).
Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы.
— Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?
— К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.
— А какое значение имеет топливо? (ответы детей)
— При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи.
— Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.
— Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды — чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.
— Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?
— Молодцы. Перейдём к третьей группе.
— Как вы думаете, почему они называются строительными?
— Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).
— А сейчас мы проведём практическую работу в группах.
(Изучение свойств песка, угля)
В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого.
Инструкция:
1. Название полезного ископаемого.
2. Твёрдое или жидкое ископаемое?
3. Прочное или хрупкое?
4. Определить цвет, прозрачность.
5. Где можно использовать, применить.
— Итак, давайте сравним ваши работы. Первая группа прочитайте ваши исследования. Хорошо, поднимите карточки те, у кого также. Молодцы!
Высказывать свои предположения;
Отвечать на вопросы
Анализировать;
Высказывать свои предположения;
Выполнять практическую работу в группах
К: участвуют в учебном диалоге;
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
К:аргументация своего мнения и позиции;
учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
П: извлечение необходимой информации;
К: высказывать своё предположение;
П: поиск и выделение необходимой информации;
Р:учиться высказы вать
своё предположение;
П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Практический:
тестирование;
7
— Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? — У кого другое мнение? (Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)
— Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.
Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?
а) песок, глину
б) гранит, торф
в) уголь, соль
Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) нефть, руда
б) уголь, торф
в) известняк, газ
Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
а) гранит, песок
б) уголь, руда
в) нефть, газ
Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?
а) строители
б) геологи
в) шахтёры
Большинство полезных ископаемых:
а) жидкие
б) твердые
в) газообразные
Нефть и газ добывают
а) на суше
б) на море
в) и на суше, и на море
Что не является горючим полезным ископаемым?
а)каменный уголь
б)гранит
в)торф
Какое полезное ископаемое является жидким?
а)нефть
б)глина
в)газ
— Обменяйтесь работами и проверьте тест по ключу на слайде.
Выполнять тестирование
П: поиск и выделение необходимой информации;
4.
Итог урока.
Рефлексия.
Словесн.: ответы на вопросы;
3
Д.З: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.
— Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?
— Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.
— Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?
— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
— Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.
Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.
— Какие задачи ставили в начале урока?
— Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?
— Что помогло нам в работе?
— Какие открытия для себя сделали?
— Спасибо за активное участие на уроке, до свидания!
Записывать д.з
Отвечать на вопросы;
Подводить итог урока;
Р: осуществлять итоговый контроль
Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;
Источник
Тема: «Полезные ископаемые».
Цель: формирование знаний о свойствах и значении полезных ископаемых.
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Оборудование: презентация, учебник «Школы России» Окружающий мир 3 класс 2 часть (А. А. Плешков), карточки, заготовки.
Этапы урока
Методы и приёмы
Хронометраж
Содержание урока
Формируемые
УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Этап самоопределения к деятельности
Метод – словесный
Прием – подводящий диалог.
1 мин.
Учитель приветствует учащихся. Организация внимания школьников.
Сядьте ровно, спинки прямые, ноги стоят правильно.
Посмотрите, готовы ли вы к уроку? Карандаши, линейка, ручка, учебник, тетрадь, все ли лежит на парте?
Приветствуют учителя, настраиваются на работу на уроке.
Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; формирование навыков самоорганизации.
II. Актуализация знаний
Словесный — ответы на вопросы;
практический-игра.
5 мин.
— Давайте проверим домашнюю работу. Итак, откройте Р.Т. Я пройду и посмотрю.
-Кто хочет прочитать выполненное домашнее задание.
1)Подпишите, что составляет основу экономики.
Основа экономики: … и … (природные богатства, труд людей).
2)Напишите, какие природные богатства используются в хозяйственной деятельности людей. (Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения и животные.)
3)Что такое природное богатство? (То, что даёт природа. Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения и животные.)
Выполнять задания, записывать правильно ответы.
Регулятивные:
— развивать логическое мышление;
— развивать навыки проблемно-поисковой деятельности. Коммуникативные:
умение слушать и понимать других, исправлять ошибки.
III. Мотивационный этап
Практический,
вопросы первичного восприятия;
словесный – объяснение.
5 мин.
Прослушайте стихотворение и сформулируйте тему урока:
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету
— Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
Формулировать тему урока.
Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.
Личностные:
-смыслообразование.
IV. Постановка учебной задачи
Словесный.
Прием- беседа, слово учителя
7 мин.
-Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?(О полезных ископаемых )
-Правильно! Наша планета Земля дарит своим жителям не только воду и воздух, но и полезные ископаемые. Это ещё одно богатство Земли. Сегодня на уроке у нас есть такая возможность познакомиться с ними поближе
-Какая тема нашего урока?
-Какие задачи мы поставим перед собой?
Сегодня на уроке мы подробнее поговорим об одной из составляющих природных богатств – полезных ископаемых.
— Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)
Какова цель нашего урока? (Ответить на вопросы и изучить полезные ископаемые)
Формулировать тему, задачи урока.
Отвечать на вопросы, рассуждать.
Читать текст в учебнике.
Регулятивные: умение определять цель деятельности на урок
Регулятивные:
-умение ставить учебную задачу.
Коммуникативные: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.
Физминутка
1-2 мин
Показывает движения.
Выполнять упражнения.
V. Решение учебной задачи
Практический, ответы на вопросы;
Письменные упражнения.
7 мин.
Беседа. Работа с учебником.
Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве. Большинство из них твердые. Нефть- жидкое полезное ископаемое, природный газ – газообразное.
Какие еще полезные ископаемые вы знаете?
Работа в тетради. Работа в группах.
Вам нужно объединиться в группы, я раздам вам коллекции полезных ископаемых. Сначала вместе обсуждаете, затем каждый записывает.
Стр. 28 №2.
Затем каждая группа рассказывает об одном полезном ископаемом.
Читать, записывать значение, делать вывод.
Коммуникативные:
учиться работать в паре, сотрудничество с учителем и сверстниками.
VI. Первичное закрепление
5 мин
Работа в тетради. Работа в парах.
Сейчас откройте ваши учебники на странице 47.
№3. Вам нужно заполнить пропуски.
Подведение итогов.
Выполнять задания в Р.Т.
Познавательные:
выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий.
VII. Вторичное закрепление
5
мин
Работа с учебником.
Давайте прочитаем информацию о том, как добывают полезные ископаемые. Читаем по одному абзацу, затем вам нужно будет ответить на вопросы по тексту. (Что такое месторождение? Кто такие геологи? Где добывают полезные ископаемые?)
Ребята, а нужно ли беречь полезные ископаемые? Или они безграничны?
Как охраняют полезные ископаемые? (Презентация, рассказ учителя)
Выполнять задания в Р.Т.
Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.
VIII. Итог урока
Словесный, постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение.
Рефлексия
Домашнее задание
4 мин
Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке? Какую цель перед собой поставили? Достигли ли мы цели урока? Рубрика обсудим и проверь себя. Ответы на вопросы. Что было сложное в работе? С чем справились легко? Что получилось? Не получилось? Что вам понравилось?
-Домашнее задание.
Учебник: прочитать текст на стр. 46-49, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на стр. 50.
Делиться впечатлениями, обобщать свои наблюдения, учиться делать выводы с опорой на поставленную цель, учебную задачу урока, темы, раздела.
Познавательные: делать обобщения, выводы.
Коммуникативные:
умение слушать и понимать других, исправлять ошибки.
Источник
Класс: 3 Б.
Цели урока: Формировать понятие «полезные ископаемые»; познакомить с группами полезных ископаемых и их представителями; со свойствами полезных ископаемых; их применением и способом добычи; месторождениями полезных ископаемых; воспитывать бережное отношение к природным богатствам
Тип урока: Изучение нового знания.
Оборудование учебник: учебник «Окружающий мир», 3 класс, 2 часть Школа России, рабочая тетрадь №2, презентация, карточки с заданиями.
Этапы урока
Методы и приемы
Хронометраж
Содержание урока
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1.Этап самоопределения к деятельности
1
Здравствуйте, ребята, садитесь.
Проверять готовность к уроку
Самоопределение (Л);
2.Актуализация знаний и мотивация
Практический, упражнение.
Работа в парах.
3
Сегодня на уроке нам предстоит много интересного, но перед этим давайте вспомним пройденный вами материал. Кто сможет сказать, как называется раздел, который вы начали изучать? (Чему учит экономика) Посмотрите на слайд, на нем изображены вопросы, на которые вам нужно ответить. Поработайте с этими вопросами в парах.
- Что такое экономика?
- Какие отрасли экономики вы знаете?
- Что имеет большое значение для экономики?
Какие вопросы у вас возникли? В чем были трудности?
Повторять пройденное.
Работа в парах.
Выполнять проверку работы.
Принимать и сохранять учебную задачу (Р);
Формулировать собственное мнение (К);
3.Постановка учебной задачи
Словесный, беседа.
Работа с учебником
Демонстрация ответов.
Словесный, беседа.
8
Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, нам нужно отгадать несколько загадок. Давайте попробуем это сделать.
Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (Глина)
Посмотрите на слайд, на нем написаны все отгадки к этим загадкам. Как одним словом можно назвать их все? (Полезные ископаемые)
Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?
Какие цели на урок мы поставим?
Отгадывать загадки.
Определять тему урока
Ставить цели на урок
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
Формулировать проблему, создавать собственные пути решения (П);
Формулировать собственное мнение (К);
Строить речевое высказывание (П);
4.Открытие нового знания
Словесный, рассказ.
Словесный, обсуждение.
Работа с учебником
Словесный, беседа.
20
В мире существует множество полезных ископаемых, но что же это такое? На слайде вы можете увидеть определение понятия «полезные ископаемые», только есть одна проблема – слова, кажется, перепутались. Сможете ли вы собрать определение понятия из перепутанных слов?
(Полезные ископаемые – богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве).
Верно, молодцы, ребята.
А какие полезные ископаемые знаете вы?
(ответы детей)
Скопление полезных ископаемых называется месторождением.
Наша страна очень богата полезными ископаемые, и сегодня мы узнаем о них чуть больше.
(Просмотр видеофрагмента о полезных ископаемых)
О каких полезных ископаемых вы узнали из видеофрагмента? (Нефть, торф, каменный уголь, природный газ)
Нефть занимает ведущее место в мировом топливно-энергетическом балансе. В связи с быстрым развитием в мире химической и нефтехимической промышленности потребность в нефти увеличивается не только с целью повышения выработки топлив и масел, но и как источника ценного сырья для производства синтетических каучуков и волокон, пластмасс, красителей и др.
Во что превратилась бы наша цивилизация, если бы человечество вдруг лишилось нефти?
Каменный уголь
Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом в угольных разрезах, если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров. Нередки и такие случаи, когда при все большем углублении угольного карьера далее выгодно вести разработку угольного месторождения подземным способом. Для извлечения угля с больших глубин используются шахты. Самые глубокие шахты на территории Российской Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200 метров.
Так же одним из ярких представителей полезных ископаемых, не названных в просмотренном нами видеофрагменте, является глина.
В смеси с водой глина образует тестообразную массу, пригодную для дальнейшей обработки. В зависимости от места происхождения природное сырьё имеет существенные различия. Одно можно использовать в чистом виде, другое необходимо просеивать и смешивать, чтобы получить материал, пригодный для изготовления различных изделий.
Знаете ли вы, что можно сделать из глины?
Глина используется в медицине, например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей, противодиарейных средств
В косметике глина является основой масок, некоторых мазей.
Лечебные глины и грязи широко используются в курортолечении кожных, гинекологических болезней, заболеваний опорно-двигательного аппарата
Белая глина может использоваться в качестве противоядия благодоря своим сорбентным свойствам (попугаи ара известны тем, что они едят глину как противоядие к ядовитым косточкам, которые они очень любят).
Слушать рассказ
Смотреть видеофрагмент
Слушать рассказ
Слушать рассказ.
Высказывать свое мнение.
Извлечение из рассказа необходимой информации (П);
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
Строить речевое высказывание (П);
Строить речевое высказывание (П);
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
5.Первичное закрепление во внешней речи
Словесный, беседа.
5
Теперь мы разделимся на группы, и каждый из вас побудет геологом. Каждая группа изучит один из видов полезных ископаемых, лист с информацией и вопросы, на которые нужно будет ответить и рассказать одноклассникам. Выберите командира, итого, кто будет рассказывать у доски.
1 группа – песок
2 группа – гранит
3 группа – известняк.
- Где и как добывают это полезное ископаемое?
- Для чего нужно это полезное ископаемое? Что из него делается или для чего оно используется?
- Как это полезное ископаемое помогает людям?)
Работать в группе
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
6.Самостоятельная работа с самопроверкой
Практический, Работа с упражнением.
3
Откройте рабочие тетради на странице 29. Прочитайте задание под номером 3. Что нужно муравей хочет знать? Что нужно сделать? (Выбрать и отметить плюсом правильные варианты использования полезных ископаемых). Выполните это задание самостоятельно.
Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте ответы.
(Проверка по эталону)
Работать с упражнением.
Выполнять действия по заданному алгоритму (П);
7.Включение в систему знаний
Словесный, беседа.
1
О чем мы сегодня с вами говорили? (О полезных ископаемых) Какие цели мы ставили на урок? Достигли ли мы их?
Повторять пройденное.
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
8.Рефлексия деятельности
Практический, упражнение.
Словесный.
5
Чтобы узнать, как хорошо вы сегодня слушали на уроке, я предлагаю вам решить кроссворд, а после снова поменяться ими с соседом по паре и проверить друг друга.
У кого не было ни одной ошибки? Одна ошибка? Две?
Чтобы подвести итоги урока, я предлагаю вам закончить следующие предложения собственными словами.
На уроке мы узнали …
Было интересно…
Было неинтересно…
Мне понравилось…
Мне не понравилось…
Выполнять кроссворд.
Дополнять предложения.
Выполнять действия по заданному алгоритму (П);
Строить речевое высказывание (П);
Источник