Полезные советы для олимпиады по математике

Полезные советы для олимпиады по математике thumbnail

Почему олимпиады — это круто

  • Оригинальные задания. Олимпиадные задачки считаются самыми сложными и интересными. Они требуют не только знаний, но и креатива. Зато держат мозг в «тонусе». 
  • Тренировка перед экзаменами. Участие в олимпиадах учит рационально распределять время и справляться с волнением.  
  • Льготы для поступления. Призёры и победители Всероссийской олимпиады школьников и олимпиад из Перечня Минобрнауки могут поступить в вуз без экзаменов, получить максимальный балл за профильный предмет на ЕГЭ или другой бонус.
  • Интеллектуальная тусовка. На олимпиадах собираются те, кого объединяет любовь к науке и саморазвитию. А общение, основанное на общих интересах, нередко перерастает в настоящую дружбу. Существуют даже групповые олимпиады, где участвуют команды школьников. 
  • Путешествия. Очные туры олимпиад часто проводятся в других городах и даже странах. А значит, ваш ждут приключения! 

Какую олимпиаду выбрать

Турниров, где можно блеснуть математически способностями, много. Представляем вашему вниманию шесть самых престижных и увлекательных.

Межрегиональная олимпиада школьников «Высшая проба»

Принять участие могут ученики 7–11 классов. На отборочном этапе участники проходят онлайн-тестирование, задания которого основаны на логике, без сложных вычислений. На заключительном этапе задачи более трудные, направленные на творческое применение знаний, тщательные рассуждения и кропотливые вычисления. 

Олимпиада школьников «Ломоносов»

Участвовать можно с 1 по 11 класс. Задания — оригинальные и сложные даже на отборочном онлайн-этапе, поскольку их составляют преподаватели МГУ и руководители математических кружков. 

Международная математическая олимпиада «Турнир Городов»

Рассчитана на учеников 8–11 классов. Проводится два тура: осенний и весенний; в каждом два варианта заданий — базовый и сложный. Финальный устный тур проводится только для одиннадцатиклассников. 

Олимпиада «Покори Воробьёвы горы»

Олимпиада для 7–11 классов. Задания высокого уровня сложности, составляются преподавателями Московского госуниверситета. На заключительном этапе всего пять задач, но они похожи на вступительный экзамен на мехмат МГУ. 

Объединённая межвузовская математическая олимпиада школьников

Принять участие могут только одиннадцатиклассники. Это одна из самых массовых олимпиад — отборочный этап собирает до 20 тысяч школьников. На заключительном этапе участники решают десять сложнейших заданий, а результаты проходят двойную проверку. 

Международная онлайн-олимпиада «Фоксфорда»

Проводится ежегодно для учеников 3–11 классов. Позволяет проверить свои знания и посоревноваться с учениками из разных стран не выходя из дома. Победители получают сертификаты и ценные призы. 

Как подготовиться к олимпиаде

Какую бы олимпиаду вы ни выбрали, следует придерживаться следующих общих правил.

  • Ознакомьтесь с условиями участия и критериями проверки. Готовиться проще, когда знаешь, чего от тебя ожидают. 
  • Участвуйте в разных олимпиадах. Это разовьёт умение работать с разными задачами и критериями, а также станет дополнительной тренировкой. 
  • Не переутомляйтесь! Соблюдайте режим, правильно питайтесь, уделяйте время отдыху и физическим нагрузкам. 
  • Время от времени готовьтесь вместе с единомышленниками. Одна голова, а две найдут оригинальный подход к решению и вовремя обнаружат ошибку. 

Способы подготовки к олимпиадам

Выберете подход, близкий вам по духу, или сочетайте все три. 

Самоподготовка

Тренируйтесь решать математические задачи разной сложности. Для этого вам пригодятся варианты олимпиад прошлых лет или сборники задач. Не забывайте про учебники: школьных будет мало, но можно обратиться к вузовским. 

С репетитором 

Педагог может помочь составить план подготовки к математической олимпиаде и разъяснить непонятные моменты. Но не стоит забывать о самостоятельной подготовке. Занятия будут продуктивнее, если приходить к репетитору с конкретными вопросами.  

Онлайн-школа

Подготовка через интернет удобна тем, что не нужно тратить время на дорогу и можно заниматься где угодно. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» подготовка к олимпиадам входит в индивидуальный маршрут учащихся. 

Для поклонников математики в «Домашней школе Фоксфорда» разработан специальный математический маршрут. Там на олимпиадных курсах преподаватели из ведущих вузов страны разбирают сложные задачки и рассказывают о специфике «Ломоносова», ПВГ и других математических олимпиад.

Источник

Новая неделя, новый предмет, новые лайфхаки! В сегодняшнем выпуске «военными хитростями» и психологическими советами делится призер Всероссийской олимпиады школьников по математике Вадим Лучкин.

1. Перед олимпиадой обязательно нужно выспаться! При этом
желательно встать не впритык, а за 2-3 часа до тура. Вашей голове нужно успеть
«проснуться» и войти в ритм.

2. Подойдите серьезно к выбору завтрака перед соревнованием!
Ощущение тяжести в животе после фастфуда сильно отвлекает, а чересчур легкий
завтрак (часто бывает, что от нервов пропадает аппетит) тоже не годится, потому
что олимпиада долгая и голод напомнит о себе в самый неподходящий момент.

3. Есть некоторые «легальные допинги» для мозга. Тут на вкус и
цвет, например, для этих целей подойдет кофе и горький шоколад.

4. Обращайте внимание на то, в какой обстановке вы лучше
решаете задачки. Например, если вы чувствуете прилив мыслей дома, то старайтесь
на олимпиаде создать максимально «домашнюю» атмосферу: можно принести с собой
тапочки, термос с чаем и любимую кружку и так далее.

5. Наблюдайте, в каком состоянии вы решаете лучше всего.
Например, кому-то волнение помогает, а кому-то наоборот вредит. Учитесь менять
своё состояние. Например, чтобы успокоить нервы, можно выпить воды или же
выполнить дыхательные упражнения.

6. Во время олимпиады старайтесь выходить умываться. Это
помогает немного перезагрузить голову. Вполне возможно, что после этого вы
по-новому взглянете на задачу.

7. Если олимпиада идёт два дня, то второй день вы должны
воспринимать как новую олимпиаду и выкладываться по максимуму. Забудьте, что
было в  первый день. Иначе можно чересчур расслабиться, если написали хорошо,
или чересчур расстроиться, если плохо.

8. Как бы банально это ни звучало, внимательно читайте условия
задач. В задачах нет лишних слов и почти все слова важные. Обратите особое
внимание на формулировку вопроса. Часто бывает, что участники дают ответ не на
тот вопрос и получают очень мало баллов за решенную задачу.

9. Следует прочитать условия всех задач сразу после того, как
началась олимпиада. Во-первых, вопросы по условиям можно задавать ограниченное
количество времени (обычно один час после начала тура). А во-вторых, наш мозг
очень хитро устроен и вполне возможно, что прочитанная задачка будет решаться в
подсознании, пока сознание решает другую.

10. Попробуйте переформулировать условие несколько раз. Быть
может, какая-то ваша формулировка будет больше намекать на решение, чем
исходная авторская.

11. Во время записи задачи стоит превратиться в самого
придирчивого человека на свете (в жюри берут только таких) и стараться как
можно чаще задавать вопрос «почему?» и как можно реже использовать слово
«очевидно».

12. Если вы решали и не решили задачу, то все равно запишите
 все свои мысли в чистовик. Возможно, среди них есть правильные идеи, за
которые вам поставят несколько баллов.

13. Почти все задачи, которые дают на олимпиадах, искусственные
– сначала придумывается идея решения, а потом уже условие задачи, которая
решается с помощью этой идеи. И очень много задач на классические идеи. Поэтому
многое в олимпиадах решает именно опыт.

14. Если вы хотите научиться решать очень сложные задачи, то вам
не обойтись без науки. Математический анализ, линейная алгебра и теория
вероятностей могут дать вам много полезных идей и знаний.

15. Свои лайфхаки есть у всех успешных олимпиадников,
поэтому старайтесь расспрашивать старших товарищей. А главное, не забывайте
интересоваться не только математикой: читайте художественную литературу и учите
иностранные языки!

Источник

Innokenty Fihtengolts  ·  30 июля 2015

47,1 K

Лауреат конкурса Фонда «Династия» в номинации «Наставник будущих ученых», стаж…

Научиться решать олимпиадные задачи по математике может любой разумный человек. Начните с простых заданий для младших классов и постепенно переходите к более сложным. На сайтах со сборниками олимпиадных заданий вы найдёте задачи разного уровня сложности с решениями.

!https://lh6.googleusercontent.com/T_9txDTGtjDSixMwRyu3mLM1z2CKMcxmTe5U25XP_CkwOvA0dX4w50n6JKvIgQPfV8M6g9TZiUconsU7KdrDOnEPBuqU3iewzk9ZTDayOi011sQQb0-SF-apKB3KG3HpkVBpSK0A

Математика линейна: любая сложная задача состоит из множества простых, а идеи лучше усваиваются в чистом виде. При этом не торопитесь изучить сразу много материала, систему понятий в голове лучше выстраивать постепенно.

Сейчас проводят два типа олимпиад:

  • Классические олимпиады — Всероссийская, Московская, Санкт-Петербургская и Турнир Городов — состоят из нестандартных задач. Чтобы справиться с ними, нужна смекалка и владение элементарной математикой за пределами школьной программы. Это интеллектуальные состязания для энтузиастов.
  • Новые олимпиады — перечень Российского совета олимпиад школьников — включают стандартные задачи вступительных экзаменов в университеты. Чтобы победить в перечневой олимпиаде достаточно тренироваться, решать варианты заданий прошлых лет. В перечневых олимпиадах участвуют школьники, которые желают поступить в престижный вуз.
    Метод подготовки к олимпиаде зависит от типа олимпиады, в которой вы собираетесь участвовать.

Какой бы вариант вы ни выбрали, подготовка к олимпиаде повысит уровень ваших знаний по математике и разовьёт мыслительные навыки. Поэтому даже если кажется, что шансов на победу у вас мало, занимайтесь. Школьные олимпиады закончатся, а в вузе начнётся высшая математика с теми же методами и более сложными сюжетами.

Преимущество всегда у тех, кто раньше начал, но начинать никогда не поздно! Если хотите наиболее эффективно подготовиться к олимпиадам за оставшееся время, попробуйте курсы в онлайн-школе «Фоксфорд» бесплатно.

Поясните пожалуйста, как можно научиться решать не стандартные задачи?
Или при большом количестве задач, не… Читать дальше

Гением быть не нужно, но учиться придётся. Если интерес и упорство есть, получиться может многое.
Олимпиадные задачи — задачи особые. От обычных они отличаются тем, что здесь способ решения, как правило, нельзя найти из числа тех, что ранее уже были освоены. Приходится комбинировать различные имеющиеся знания и способы, а порой и изобретать совершенно новые, нетривиальны… Читать далее

Для начала надо определиться, какого уровня мастерства в решении олимпиадных задач вы хотите достичь. Всё определяется задачами, которые вы перед собой ставите, аналогично, как и в любом другом виде спорта: между человеком, иногда делающим зарядку, и профессиональным спортсменом есть большая разница.
Олимпиадные задания, да и сами олимпиады, могут быть разными как по… Читать далее

Здравствуйте, что я здесь хочу всё-таки узнать. My name Олег, вопрос? как вы думаете часто ли тут будет получаться… Читать дальше

Нужно сначала ответить на несколько вопросов для себя:
1. Полностью ли я знаю школьную программу? Речь идет не о 5 по математике (многие олимпиадники и даже ученые-математики ошибаются в вычислениях), но полное понимание школьной программы.
2. Готов ли я тратить по 2-3 часа в день на математику? Школа здесь не учитывается.
3. Уровень олимпиады, которую нужно покорить… Читать далее

Design Lead @ Netology-group

Онлайн-курсы в помощь — «Фоксфорд», например, предлагают тучу курсов по разным предметам в формате вебинаров с преподами МГУ, Бауманки, МФТИ и т.д. и сравнительно недорого.

А теперь есть еще и олимпиадные школы, на которых происходит разбор задач. Преподаватели — методисты, составители… Читать дальше

Сейчас понятие «олимпиада по математике» стало несколько более размытым. Классические олимпиады (два последних тура Всероссийской, Московская, Санкт-Петербургская, Турнир городов и пр.) представляют собою соревнования по решению весьма сложных задач (причём сложность в последние годы растёт, так как растёт профессионализм участников таких олимпиад). Эти задачи довольно… Читать далее

Олимпиадные задачи — особенно необычные и интересные. Решить их просто зайдя с улицы, скорее всего, не получиться. Поэтому тут, также как и в серьезном деле, нужны тренеровки тренеровки и ещё раз тренеровки!  Поэтому надо открыть пособия, скачать пособия из интернета и смотреть, какие были задачи на разных олимпиадах и изучать решения. Изучать изучать, долго долго… Читать далее

По каким книгам и учебникам эффективнее всего готовиться к ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ ПРОФИЛЬНОГО УРОВНЯ?

Студент МГТУ им. Баумана, поэт

Скажу что знаю на своем опыте, что поможет (математика профильная — 97):
1) Заочная школа физтеха, известная как ЗФТШ. Поступаем, решаем.
2)Решать будет очень трудно (при невысоком навыке), поэтому лучше бы нанять репетитора, способного разобрать задания и объяснить вам. Мне не понадобился, но я имел опыт олимпиад 1 и 2 уровней.
3)https://alexlarin.net/ Сложные и нестандартные варианты, решать которые труднее, чем обычные варианты ЕГЭ.
4)Учебник Алгебра и начала анализа, например Колмогорова
И надеюсь, что вы еще не в 11 классе, иначе уже поздно

Сдаст ли ЕГЭ по математике школьник из США первый раз если ему дадут (с переводом разумеется)?

Смотря по какой программе учился школьник. В США школа делится на три этапа: начальная, средняя и старшая. С начальной все просто, это некоторый аналог наших первых пяти классов. А вот в средней уже есть дифференциация как по предметам, так и по уровню их освоения. Ну что то типа разделения на обычную школу и школу с углубленным изучением, как это иногда бывает у нас бывает,и это школа до 14 лет. Старшая школа вообще не похожа на нашу, в ней ученик сам выбирает, весьма вольно, предметы, и их объем, и можно в старшей проучится всего два года, и формально получить свидетельство об окончании, но этого не хватит для поступления в «ВУЗ», так как каждый колледж/университет устанавливает свои нормы по дисциплинам и объему, изученного в школе, для поступающих, и по этому школьники ориентированные на дальнейшее образование сидят в школе по 4 года, и зубрят свой круг предметов. Школьник по выбравший математический ВУЗ и прошедший максимальную подготовку легко и не напрягаясь сдаст ЕГЭ, ибо его уровень, ну если он не халявил, ближе к уровню второкурсника мехмата.

Вообще иллюзия того что в США образование так себе связанно именно с тем что не так уж и много школьников идут учится полный курс, многие запросто оставляют школу в 14-15, и не испытывают никаких проблем в своей жизни.

Без шаблона не смогу решить ни задачи по математике. Это нормально? В чём дело?

SEO (в отношениях с ИИ Google) и миллениал (inst: @p3wx2)

Я думаю дело в подходе, которому вас обучил преподаватель. Это как на уроках русского языка если учить то, как пишется слово, но не учить правила или вообще почему оно так пишется.

В школе или в непрофильных вузах я наблюдал, как преподаватель даёт курс производных методом «смотри на табличку, ищу похожее, подставляй», при этом никак не объясняя почему/зачем. И вообще не удивительно, что после такого подхода у людей не получается использовать знания не имея шаблона. 

Единственный способ изменить ваше понимание, это начать разбираться в теории по новой, и к сожалению чем дольше ваш мозг осквернялся таким преподаванием, тем дальше назад вам придётся вернутся. Просто поймите, что математика это не примеры и задачи, это теория, где каждое звено важно. Примеры нужны лишь для тренировки.

Прочитать ещё 1 ответ

Как подготовиться к ЕГЭ по физике на 80+ баллов, если ни репетиторов, ни занятия в ведущих ВУЗах позволить не можешь?
P.S. На подготовку есть 10 месяцев.

Я сдавал ЕГЭ по физике в те времена, когда там ещё были части А, В и С. Учился я тогда в физ-мат лицее, в котором давали довольно хорошую базу, ориентированную, в первую очередь, на решение задач для успешного написания Бауманской олимпиады с последующим поступлением туда. Олимпиада проходила весной, после неё оставалось около 2 месяцев до самого ЕГЭ на то, чтобы быстро перестроиться. Задачи на олимпиаде были довольно стандартные, на ЕГЭ — тоже, но другие. Поэтому большая часть моих одноклассников потратила эти 2 месяца на то, чтобы понять специфику этих задач и научиться их гарантированно решить. Я же сконцентрировался на более простых частях А и В, в которых, после определённого количества тестов, начинаешь видеть замысел авторов вопроса.

Итог: идеально решенные части A и B, все шесть задач из С решены, три из них — с небольшими недочётами. Итог — 85 баллов. Это был лучший результат в классе, если не в школе. А всё потому что люди, привыкшие решать задачи, справились с ними идеально, но ошиблись в части B и, меньше, А.

В день, когда опубликовали результаты, я понял, что не буду пропускать вечера встреч класса из-за возможности увидеть моего классного руководителя-физичку, которая всячески поносила меня за нежелание задрачивать задачки.

Надеюсь, мой опыт поможет.

Прочитать ещё 3 ответа

С легкостью дается физика, но в полный ступор вгоняет алгебра. Почему две точных науки,даются так по разному?

Ну, потому что это две разные науки 🙂 Возможно, физика кажется интереснее, она, что ли, более наглядна, более видна связь с «нормальной» жизнью: зеркала, линзы, электричество, всякие свойства как жидкость-вязкость-текучесть — то есть ты все это сам дома наблюдал, а тут тебе рассказали, что это закону подчиняется и вообще можно высчитать. Опыты. Физика при условии грамотного и харизматичного учителя  — это не оторваться.
Алгебра может казаться более сухой и теоретической, не всегда понятно, «что именно хотел сказать автор» — т.е. в какой такой момент тебе пригодятся эти графики и решения неравенства методом интервалов. Возможно, в той же физике, но часто межпредметные связи преподносятся как-то скомканно и постигать их приходится интуитивно.

Прочитать ещё 3 ответа

Источник

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ОЛИМПИАДАМ ПО МАТЕМАТИКЕ

Л.А. Минько

ГБОУ ЛНР «Лотиковская ООШ IIII ст.», п. Лотиково

lida.minko@mail.ru

Аннотация

В статье рассматривается актуальный вопрос, касающийся методики подготовки школьника к математической олимпиаде. Автор статьи дает рекомендации: Как эффективно подготовить учащихся к математической олимпиаде? Как заинтересовать детей? Какие формы работы со школьниками выбрать?

Ключевые слова

олимпиада, школьник, задача, решение, успех.

Статья

«Решение задач — практическое искусство, подобное плаванию, катанию на лыжах или игре на фортепиано; научится этому можно, только беря пример с наилучших образцов и постоянно практикуясь. Но помните: если вы хотите научиться плавать, то смелее входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их».

Д.Пойа

Умение решать задачи, особенно олимпиадные, всегда являлось одним из показателей математической одаренности ученика.

Тем более что сегодня часто по итогам олимпиад оценивают итоги внеклассной и внешкольной работы по математике в школе, районе.

Подготовка учащегося к участию в олимпиаде – труд не одного года. Нужно отметить, что успешно участвовать в предметной олимпиаде может учащийся, знакомый со стандартными приемами решения задач, выходящих за рамки школьного курса. Определенную роль играет и скорость мышления учащегося. Целесообразно начинать подготовку «олимпиадников» в 5-7 классах. Только при таком подходе учащийся, попавший на олимпиаду в 8-9 классах, будет чувствовать себя уверенно: скажется опыт решения нестандартных задач, накопленный за несколько лет.

В ходе проведения занятий обращаю внимание на то, чтобы: занятия проходили в форме живого, непосредственного общения школьников и преподавателя, учитывался индивидуальный подход; обучающиеся овладели умениями общего учебного характера, разнообразными способами деятельности и приобрели опыт:

— решения разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

— исследовательской деятельности, проведения экспериментов;

— точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи;

— поиска, систематизации, анализа, классификации информации, использования разнообразных информационных источников.

Необходимо подчеркнуть, что подготовка и проведение занятий – творческий процесс.

Из своего многолетнего опыта работы хочу предложить несколько советов:

— не заниматься с учениками одной темой в течение продолжительного промежутка времени. Даже в рамках одного занятия полезно сменить направление деятельности;

— постоянно возвращаться к пройденному материалу. Это можно делать, предлагая задачи на данную тему в устных и письменных олимпиадах и других соревнованиях;

— при разборе темы выделяю несколько основных логических вех и добиваюсь безусловного понимания этих моментов;

— постоянно обращаюсь к нестандартным и «спортивным» формам проведения занятий, не забывая при этом подробно разобрать все предложенные на них задачи. Также использую на занятиях развлекательные и шуточные задачи.

При непосредственной подготовке учащихся к математическим конкурсам и олимпиадам необходимо акцентировать внимание учащихся на следующих моментах:

— в качестве одной из задач конкурса любого уровня может быть задача, в условии которой фигурирует год проведения конкурса, олимпиады;

— как правило, в числе конкурсных задач отсутствуют задачи с длительными выкладками, на использование трудно запоминающихся формул, на использование справочных таблиц;

— если в условии требуется указать все возможные способы решения задачи, то от полноты количества указанных способов зависит и количество полученных баллов;

— если в условии задачи фигурирует вопрос «Можно ли…?», то для того чтобы доказать, что «можно» достаточно привести всего один положительный пример, а для того чтобы ответить, что «нельзя», необходимо рассмотреть все возможные случаи, обобщая их в стройное доказательство;

— всегда помнить, что задания составляются компетентными специалистами, и «некорректных формулировок условий задач», как правило, в конкурсных вариантах не встречается, а непонятные и непривычные формулировки как раз и характеризуются категорией нестандартности задачи.

Рекомендации учителю по подготовке учащихся:

— усилить подготовку учащихся по внепрограммному материалу;

— каждому учителю, прежде чем готовить учащегося к конкурсу, олимпиаде по математике, выработать педагогическую систему подготовки;

— использовать возможности кружковой работы, факультативных занятий по математике для подготовки к решению конкурсных, олимпиадных задач;

— отбор задач необходимо начать заблаговременно.

Приведу несколько возможных тем занятий для учащихся разных классов:

1. Задачи, решаемые с конца (5 – 6 кл.).

2. Занимательные задачи на проценты (6 кл.).

3. Математические ребусы (5 – 7 кл.).

4. Геометрические задачи со спичками (5 – 6 кл.).

5. Задачи на разрезание и перекрашивания фигур (5 – 7 кл.).

6. Графы (6 – 9 кл.).

7. Упражнения на быстрый счет (5 – 8 кл.).

8. Четность (7 – 9 кл.)

9. Делимость и остатки (7 – 9 кл.).

10. Занимательные задачи на построения (7 – 8 кл.).

11. Геометрические построения с различными чертежными инструментами (7 – 8 кл.).

12. Взвешивания (5 – 7 кл.).

13. Логические задачи (5 – 8 кл.).

14. Уравнения в целых и натуральных числах (7 – 11 кл.).

15. Геометрические задачи на местности (8 – 9 кл.).

16. Метод математической индукции (8 – 11 кл.).

17. Принцип Дирихле (6 – 9 кл.).

18. Текстовые задачи (7 — 9 кл.).

19. Уравнения, неравенства и их системы (7 – 11 кл.).

20. Доказательства неравенств (9 – 11 кл.).

21. Занимательные комбинаторные задачи (7 – 9 кл.).

22. Построение графика сложной функции (9 – 11 кл.).

23. Тригонометрические преобразования (10 – 11 кл.).

24. Планиметрия (7 – 9 кл.).

25. Стереометрия (10 – 11 кл.).

26. Некоторые примеры решения уравнений высших степеней ( 10-11кл.)

Проведение олимпиад и подготовка к ним через математические кружки, факультативные занятия и часы для дополнительной работы по математике должны привлекать детей своей индивидуальностью и интересными методами их проведения.

Роль учителя в этом деле огромная. В первую очередь учитель обязан создать благоприятные условия для того, чтобы ученик смог постигать новое в интересующей его науке. С помощью знаний учителя, умением методически правильно поставить перед учеником задачу посильную ученику, он добьется успеха.

Использованная литература:

1. Генкин С.А., Итенберг И.В., Фомин Д.В. Ленинградские математические кружки. – К.,1994. – С.4.

2. Григорьева Г.И. подготовка школьников к олимпиадам по математике: 5 – 6 классы. – М.: Издательство « Глобус», 2009. – С.4 – 6.

3. Севрюков П.Ф. Школа решения олимпиадных задач по математике. – М. : Ставрополь , 2013. – С. 7 – 11.

4. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5 – 8 классы. – М.: Айрис – пресс, 2008. – С. 6.

5.Фарков А.В. Математические олимпиады: методика подготовки. 5 – 8 классы. – М.:ВАКО, 2014. – С.3 – 21.

Источник