Полезные советы по написанию сочинения егэ

  1. Выберите тему. Не стоит впадать в панику при их объявлении. Даже если среди них вы увидите тему в форме цитаты, ничего страшного. Это всего лишь фраза, которую вам нужно растолковать для себя. Выбирайте наиболее понятную вам тему и ту, к которой вы можете подобрать адекватную аргументацию.
  2. Продумайте тезисы. Желательно не меньше трёх. Тогда вам будет проще логично выстроить работу и подобрать аргументацию.
  3. Подберите литературную аргументацию. К каждому тезису — свой пример. Не важно с одного произведения или разных. Помните, что писать аргументы одним абзацем — нельзя. Перед каждым аргументом должен идти тезис, так ка не понятно зачем аргументы вообще нужны и что иллюстрируют литературные примеры.
  4. Продумайте вступление и заключение. По объёму идеально, если вступление и заключение вместе будут составлять треть сочинения. Во вступлении можете написать о своём понимании темы, о значении входящих в неё слов (если вспомните подходящие цитаты или афоризмы — пишите). Заключение — подведение итогов, пересмотр уже написанного, ваши выводы. Сформулировать их надо как можно чётче.
  5. Следите за объёмом (союзы и частицы тоже считаются). Для итогового сочинения объем — максимум 350 слов минимум 250 слов, так как за 249 уже будет выставлен «незачёт». В сочинении-рассуждении — минимум 150 слов.
  6. Не забывайте о структуре текста. Тут хорошо могут помочь вводные конструкции. Конечно, можно написать сочинение и без них, но тогда оно не всегда будет логичным. Использование слов типа «таким образом», «итак», «следовательно» и им подобных облегчит процесс структурирования текста. Логическая структура «тезис — аргумент, тезис — аргумент» ещё никого не подводила.
  7. Писать работу не по теме (такое тоже случается).
  8. Приводить примеры из малоизвестных текстов. Ассирийская поэзия или современная норвежская драматургия — это круто, но вряд ли кто-то ещё (кроме вас) знает об их существовании. Сюда же относятся примеры из кинофильмов и видеоигр — на сочинении требуют литературные источники.
  9. Не считать слова.
  10. Приводить примеры из текстов, которые вы плохо знаете. Лучше прочесть по три рассказа Чехова, О. Генри и Сэлинджера и привести примеры оттуда, чем мучиться, вспоминая эпизоды трусости в «Тихом Доне» или милосердия в «Идиоте». Или привести примеры из любимых книг. Так вы хотя бы точно не напутаете имена героев и не переврёте текст произведения.

Основные этапы работы над сочинением:

  1. Внимательно прочитайте текст (обратить внимание на ключевые фразы и оценочные слова, чтобы выделить проблему и позицию автора);
  2. Сформулируйте проблему и позицию автора;
  3. Продумайте комментарий (следите, чтобы он логично связал формулировку проблемы и позицию автора. Подберите цитаты из текста, которые помогут подтвердить правильность вашего понимания авторского текста);
  4. Определите своё отношение к позиции автора (согласие/несогласие). Подберите аргументы (они должны подтверждать или опровергать мнение автора);
  5. Продумайте композицию сочинения (определите, какой тип зачина и заключения будет использован);
  6. Работая над черновиком, продумайте логические связки между частями. Проверьте, насколько логика вашего сочинения соотносится с рассуждениями автора. Проверьте правильность деления на абзацы;
  7. Переписывая сочинение в бланк ответа, будьте внимательны. Не допускайте ошибок при переписывании;
  8. Перечитайте сочинение, чтобы исправить допущенные ошибки.

Алгоритм работы с текстом

  1. Ознакомительное чтение текста, чтобы составить общую картину. Если необходимо, текст можно прочесть во второй раз.
  2. Осознанное чтение с выделением ключевых слов, топонимов, имен.
  3. Чтение текста в третий раз. Его необходимо разбить на микротемы. К каждой из микротем нужно задать вопрос и придумать заголовок.
  4. Постановка проблемы:
    • в основном для публицистических текстов: выделите для себя предложение, в котором заложен основной смысл, который хотел донести автор, затем задайте к нему вопрос. Это и будет проблема, поставленная автором.
    • для художественных текстов: читайте «между строк»: что хотел сказать автор? Если поставить проблему сложно, внимательно всмотритесь в ключевые слова и попробуйте по ним определить мысль автора
  5. Выделение ключевых цитат и моментов, важных для понимания текста. Их ты будешь использовать в основной части.
  6. Определение позиции автора. Это костяк твоего сочинения. На нем уже строится вся твоя дальнейшая работа: подбираются цитаты и аргументы.
  7. Далее уже по хорошо знакомому плану:
    • введение;
    • постановка проблемы;
    • комментарии автора;
    • позиция автора;
    • собственная позиция;
    • аргументы;
    • заключение.

Выработай для себя свой алгоритм и собственные клише для написания сочинения, чтобы не отходить от формата и не пропустить ничего важного. Это твой залог успеха в написании сочинения по русскому языку.

Решай задание 27 по русскому языку

Смотри также:

  • Клише для сочинения ЕГЭ
  • Требования к оформлению сочинения
  • Список рекомендуемой литературы для аргументации в сочинении по русскому языку
  • Цитаты из 20 произведений для сочинения ЕГЭ
  • Критерии оценивания сочинения
  • Топ 10 вопросов с ответами, которые задают в сочинении.

Источник

Второй части ЕГЭ по русскому языку боятся многие выпускники – ведь написать сочинение намного сложнее, чем выучить правила и запомнить исключения. Расскажем, что изменится в 2019 году в оценке сочинения, как писать рассуждение и составить план работы, а также дадим несколько советов по ее написанию.

Что нового в критериях оценки сочинения на ЕГЭ? 

В 2019 году изменились некоторые критерии оценки сочинения ЕГЭ – в частности, из критериев оценки убрали требования к количеству и качеству аргументов из прочитанных произведений и жизненного опыта (К4). При этом использовать эти аргументы по-прежнему придется, но теперь обращать на них такое пристальное внимание, как раньше, не будут, а вместо трех баллов за этот критерий будут давать лишь один. Напомним, что для того, чтобы получить этот балл, необходимо выразить свое личное отношение к позиции автора и обосновать свое мнение.

Критерий, по которому оценивался комментарий выпускника к проблеме исходного текста, теперь, напротив, оценивается выше – за правильное комментирование теперь дают пять баллов вместо трех. Получить максимальную оценку можно, прокомментировав позицию автора, при этом нужно выбрать из авторского текста два примера, необходимых для понимания поднятой проблемы, и выявить между ними связь.

Как и в предыдущие годы (в частности, в 2017-м и 2018-м), основное внимание в сочинении ЕГЭ будет уделено грамотности: оценивается орфография, пунктуация, языковые и речевые нормы. Без них написать сочинение на 27 баллов практически невозможно.

На что необходимо обратить внимание

При подготовке к сочинению и при непосредственной работе над ним важно обратить внимание на самый первый критерий (К1), по которому оценивается формулировка проблемы «исходника». Если проблема сформулирована ошибочно, по всем критериям, касающимся содержания (К1–К4), будет выставлено ноль баллов вместо восьми.

Не все выпускники в сочинении соблюдают этические нормы, как того требует критерий К11, и стремятся довольно эмоционально и резко высказаться относительно авторской позиции или используют оскорбления, которые могут задеть непосредственно специалиста, проверяющего работу. Этого делать не нужно – все оценки должны быть довольно сдержанными.

Языковые и речевые нормы, которые регулируют критерии К9 и К10, часто вызывают трудности у выпускников, но здесь можно рекомендовать лишь уделять достаточно внимания подготовке к сочинению и досконально проверять его после написания.

Поскольку теперь больше внимания уделяется комментированию, просто заучить ряд стандартных примеров или шаблонов, как раньше, не получится. Необходимо заранее поработать над умением комментировать и разъяснить для себя, чем комментарий отличается от пересказа.

Структура и план сочинения на ЕГЭ

Преподаватели русского языка рекомендуют ориентироваться на такую структуру при написании сочинения в 2019 году:

  1. Формулируется одна из проблем, обозначенных автором.
  2. Комментирование проблемы с приведением двух примеров-иллюстраций.
  3. Позиция автора.
  4. Высказывается отношение выпускника к позиции автора и обоснование своего мнения.
  5. Заключение.

Прежде чем писать сочинение ЕГЭ, составьте для себя некий универсальный план, который будет соответствовать структуре работы и поможет написать ее быстро и правильно. В частности:

  1. Прочитайте текст в первый раз и выделите основную мысль, подумав, о чем рассуждает автор и к какому выводу приходит.
  2. Прочитайте текст второй раз и отметьте для себя акценты – поступки героев или события, которые могут иллюстрировать главную мысль автора. Особое внимание стоит уделить повтору слов, большому количеству восклицаний или вопросно-ответной форме изложения. Мысль автора в сочинении не нужно искажать, ее нужно найти в тексте и транслировать в своей работе. Например, написать: «Мысль автора выражена словами…» или «По мнению автора…».
  3. Если сложно сразу определить проблему, выпишите их все и постарайтесь определить ту, которая присутствует и в начале текста, и в конце. Так же при выявлении двух-трех проблем выбирайте для себя одну, о которой вы готовы будете размышлять и обосновывать позицию. Кстати, многие упускают из виду, что проблему в сочинении можно формулировать не только в форме утвердительного предложения, но и в форме риторического вопроса.
  4. После того как основная мысль и проблема текста были определены, необходимо их прокомментировать, опираясь на авторский текст. Здесь нужно написать и объяснить, при помощи каких приемов автор раскрывает суть проблемы, а также привести как минимум два примера, которые бы проиллюстрировали это.
  5. Недостаточно просто привести примеры, их нужно соотнести. Так, например, оба примера-иллюстрации в сочинении могут подтверждать одну и ту же мысль, а могут быть противопоставлены и демонстрировать противоположные точки зрения. Иногда также можно сравнить примеры по одному критерию, но такой метод требует определенной сноровки.
  6. Несмотря на то, что критерии оценки аргументов в сочинении ЕГЭ по русскому языку изменились, выпускнику важно выразить свое личное отношение к авторской позиции и проблематике. Так, можно согласиться с автором или не согласиться (полностью или частично). При этом важно аргументировать свое мнение какими-то примерами из личного опыта, литературы, рассказов знакомых или новостей.
  7. Заключение – важная часть сочинения, и писать его нужно вдумчиво. В нем необходимо подытожить свои размышления над поставленной ранее проблемой, но не стараться повторить позицию автора или пересказывать произведение. В заключительной части сочинения ЕГЭ постарайтесь оценить все, что было сказано выше, или высказать свое предположение, или же побудить читателя к какому-либо действию.

Советы

Чтобы научиться писать сочинение ЕГЭ в 2019 году, можно заранее постараться набить руку – каждый раз при написании работы в ходе подготовки следовать плану и структуре, описанным выше, а также запомнить и использовать ряд фраз-клише. Такие фразы помогают связать части текста и выдержать его логическую структуру, что немаловажно для оценки работы в максимальное количество баллов (27).

Например, к проблематике можно применить такие клише: «В центре внимания находится проблема…», «В данном тексте автор размышляет над проблемой…», «Автор обратился к проблеме…».

Чтобы прокомментировать позицию автора, можно использовать следующие фразы: «Неслучайно автор обращает внимание читателя на…», «На примере случая из жизни автор показывает…», «Полностью раскрыть проблему помогает история, которую рассказывает…».

Правильно писать сочинение ЕГЭ помогут несколько советов:

  • Выпускники сами решают, как начинать писать сочинение-рассуждение, но лучше всего не использовать в первом предложении сочинения (да и в остальных) такие обороты, как: «Мне понравилась статья…», «Эта статья меня привлекла…», «Я внимательно прочел…», «Автор хорошо написал…».
  • Многим выпускникам сложно уследить за логикой повествования – для того чтобы писать сочинение, в черновике можно сначала составить план работы и по пунктам ее разложить. Это позволит избежать логических ошибок.
  • Не нужно перегружать сочинение – часто использование некоторых слов не только не демонстрирует знания выпускника, но и приводит к речевым ошибкам. Образец такой ошибки: «композиция построена» или «привлекает внимание композиционное построение текста».
  • Сочинение-рассуждение должно в полной мере раскрывать все достоинства произведения, поэтому все суждения должны быть максимально корректны, а свою точку зрения не стоит считать единственно верной.
  • Не нужно навязывать свою точку зрения, ее нужно грамотно аргументировать. Как это сделать? Очень просто – в сочинении нужно приводить факты и цитаты из исходного варианта. Также не нужно утверждать, что автор хотел сказать именно то, что выбрал экзаменуемый, – лучше писать свои предположения.
  • В сочинении не должно быть фактических ошибок: например, если вы не помните отчество писателя, лучше вовсе отказаться от его упоминания.
  • Не нужно чрезмерно восхищаться исходным текстом и другими произведениями автора.

Ученикам старшей школы, которые задаются вопросом, как писать сочинение ЕГЭ, стоит поискать в интернете примеры прошлогодних работ, а также подробные разборы сочинений прошлых лет в текстовом или видеоформате. И, конечно, лучший способ написать сочинение на максимальный балл – постоянно тренироваться. Только практика поможет не растеряться на экзамене и в короткое время написать достойное рассуждение на заданную тему.

Источник

Прошлая статья «Сочинение ЕГЭ по русскому: полное руководство. Пример идеального сочинения, план, типичные ошибки»получила отличный фидбэк, поэтому мы решили продолжить рассказывать о сочинении. Опытом делится преподаватель Александр Долгих, который в прошлом году подготовил 59 стобалльников по русскому языку в онлайн-школе Умскул. Передаем слово Александру!

1 ошибка – работать над сочинением в неправильной последовательности

Сценарий (план) сочинения выглядит таким образом:

1 абзац: вступление + проблема

2 абзац: комментарий (на абзацы не делить!)

3 абзац: авторская позиция (1 предложения достаточно)

4 абзац: собственная позиция

5 абзац: обоснование собственной позиции

6 абзац: заключение

Но так сочинение выглядит только для эксперта! Пишем мы его в другой последовательности, чтобы не нарушать логику и правильно вести мысль.

Сочинение – это пазл. Мы работаем над ним комплексно. Мы же не можем собирать пазл снизу верх, двигаясь по линиям? То же самое с сочинением.

Как следует работать над сочинением: начинаем с проблемы – далее обозначаем авторскую позицию – иллюстрируем позицию в комментарии – формулируем собственную позицию обосновываем собственную позицию – пишем заключение.

Только потом это мы оформляем по сценарию.

Здесь есть курс по самоподготовке к сочинению, рассказываю обо всем подробнее:Подборка 43 бесплатных курсов ОГЭ и ЕГЭ (почти все предметы!)

2 ошибка — неправильное обозначение проблемы

2.1. Подмена понятий

Ученики и учителя частоподменяют понятия «тема» (о чем говорится в тексте), «идея» (главная мысль, в которой выражено авторское отношение) и «проблема» (один из основных вопросов, который требует ответа).

В сочинениях новых учеников я часто вижу проблему войны, материнства, добра и зла и так далее. Это не проблемы, это темы! Проблемой может быть влияние войны на личность человека.

2.2. Неумение формулировать проблему

«В тексте выдвигается проблема о значимости культуры для человека»

Звучит криво, согласитесь? Кстати, «выдвигается» шкаф, если он выдвижной 🙂

Намного лучше звучит: «А какую роль культура играет в жизни человека?» Поэтому я рекомендую формулировать проблему именно вопросом. И соблюдать нормы русского языка при её формулировании, но об этом позже.

2.3. Неоправданное расширение проблемы

Как связаны человек и природа? Может ли природа влиять на человека? Является ли природа важнейшим фактором нашего настроения? Именно проблемы влияния природы ставит автор.

Здесь ученик обозначил 4 проблемы. За такое можно потерять баллы по критерию логики и правильного определения проблемы.

Проблема – это вопрос, авторская позиция — ответ. На каждый вопрос должен быть ответ. 1 сочинение – 1 ответ. На 4 вопроса можно написать 4 сочинения. Не нужно расширять проблему, пишем четко одну формулировку.

3 ошибка — неправильное оформление комментария

3.1. Деление комментария на абзацы

Комментарий един. Мы не пишем 2 комментария, мы пишем 2 примера-иллюстрации. Комментарий – одна мысль, нелогично дробить её. Опишу случай: ученик делит комментарий на 2 абзаца, второй абзац начинает со слова «также», которое показывают продолжение мысли предыдущего абзаца, – эксперт на ЕГЭ засчитывает логическую ошибку. Потому что так делать неправильно.

3.2 Примеры-иллюстрации не соответствуют заявленной проблеме

«Свойкин подошел к конторке и подал выуженному господину рецепт. Тот, не глядя на него, взял рецепт, дочитал в газете до точки…»

Что иллюстрирует этот пример? Иллюстрирует ли что-то? Едва ли.

Осмысленный выбор цитаты из текста – залог успеха. Часто ученики приводят цитаты из разряда»лишь бы привести». Если для школьного учителя это ещё сойдет, то эксперт на экзамене не засчитает. И будет прав.

4 ошибка – не приводить обоснование собственной позиции

Нужно не только выразить свою позицию, но и обосновать её. Обращусь к словарю:

Обоснование – это приведение тех убедительных аргументов, или доводов, в силу которых следует принять к.-л. утверждение или концепцию.

Поэтому пустые размышления по теме не подойдут! Ваш жизненный опыт, с вероятностью 90%, тоже.

Чем можно обосновать свою позицию:

  1. Общеизвестный факт
  2. Цитаты великих людей
  3. Биография великих людей
  4. Фильмы
  5. Сериалы
  6. Но самое красивое – это аргумент из литературы!

5 ошибка – готовиться некомплексно

Готовиться только к сочинению – неправильный подход. Объясняю почему.

Смотрим критерии сочинения:

К7: Соблюдение орфографических норм

К8: Соблюдение пунктуационных норм

К9: Соблюдение грамматических норм

К10: Соблюдение речевых норм

Столько критериев и баллов начисляются за грамотность! Грамотность – это не только про решение 1 части. В 1 части мы применяем правила, исходя из тех ситуаций, которые нам даны. Во 2 части нам нужно все эти правила помнить, комплексно понять и перенести на пустой лист бумаги.

Я это понял 2 года назад и перестал проводить курсы только по сочинению. Можно научить выпускника писать по структуре, а он потом в сочинении напишет «илюстрация», «будующий», «с шестьсот рублями«. Теперь готовлю учеников только комплексно. Результат: если 2 года назад у меня было 13 стобалльников, то в 2019 их стало 58.

На сладенькое делюсь реальными сочинениями с ЕГЭ 2019 года, оцененными экспертами на максимум. В них может быть не всё идеально, зато честно и на высший балл 🙂

Целых 3 сочинения по одному тексту! Это реальный текст и сочинения с ЕГЭ 2019 года.

Целых 3 сочинения по одному тексту! Это реальный текст и сочинения с ЕГЭ 2019 года.

Целых 3 сочинения по одному тексту! Это реальный текст и сочинения с ЕГЭ 2019 года.

Целых 3 сочинения по одному тексту! Это реальный текст и сочинения с ЕГЭ 2019 года.

Целых 3 сочинения по одному тексту! Это реальный текст и сочинения с ЕГЭ 2019 года.

Мы делимся знаниями, которые сами по себе позволяют подготовиться на хорошие баллы и компенсируют репетиторов.
В 2019 году наши ученики набрали в среднем на 27,5 баллов больше, чем усредненный балл по России. Проводим бесплатные вебинары каждую неделю. Чтобы получить доступ к материалам, подпишитесь на рассылку ОГЭ или ЕГЭ. Присоединяйтесь к нашему блогу и готовьтесь с лучшими!

Также читайте наши статьи:

Источник