Полезные советы при работе с текстом

Полезные советы при работе с текстом thumbnail

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Сегодня мы все острее ощущаем усталость от входящего в мозг информационного потока. Тем ценнее люди, которые умеют объяснять доступно, оригинально и ярко. Рассказывать так, чтобы читатель не смог оторваться от текста.

Как писать хорошие, интересные тексты? Предлагаем 19 советов для начинающих и «продолжающих» редакторов, копирайтеров, блогеров — вообще для всех, кто воздействует словом на ход событий.

Сформулируйте тему в двух простых предложениях. Почему такое ограничение? Потому что это естественная длина внятного ответа на устный вопрос «О чем ты хотел рассказать?»

Если вы не можете сформулировать тему в двух притягивающих внимание читателя предложениях, значит, что-то не так. Ограничение в два предложения поможет отточить мысль, определить, какие линии и эпизоды важны, а какие второстепенны. Повторяйте этот прием для каждой главы. Он действительно помогает выстроить мысль, сюжет и структуру текста на отрезке любой длины.

Исследуя тему, старайтесь сохранить свежий взгляд на вещи. Да, вы прочли тысячу книг по теме, вы уже немного эксперт, но оставайтесь инопланетянином, ребенком, который удивляется тому, с чем взрослые смирились, и не стесняется задавать вопросы.

Есть детали и есть подробности, но это не одно и то же. Детали — это приметы героя, эпизода, рассказывающие что-то важное о человеке, пейзаже, сценке. А подробности — это вредоносные, несущественные уточнения, без которых можно было бы обойтись.

Пример: «В 2013 году ежедневные надои молока с коровы стояли на отметке 20 литров, а в 2014 году выросли до 40 литров». Зачем это нагромождение цифр, если можно написать просто «коровы стали давать вдвое больше молока»?

Старайтесь, чтобы на один абзац у вас приходилась одна, максимум две цифры. Если, конечно, вы не пишете статью по бухгалтерскому учету или математике.

Старайтесь, чтобы на один абзац у вас приходилась одна, максимум две цифры. Если, конечно, вы не пишете статью по бухгалтерскому учету или математике.

Не стоит сразу сдавать козыри: лучше придержать самый поразительный эпизод, а начать немного издалека, в первых предложениях немного сбить читателя с толку, но заинтересовать (даже в статьях иногда можно предъявлять главного героя не сразу).

В интернете можно найти, терпеливо погуглив, не менее 20 способов борьбы с прокрастинацией. Но, как показывает практика, исправно работают лишь два.

Способ А заключается в том, чтобы заранее посчитать, сколько тысяч знаков вам надо написать за сегодня, — и, когда прокрастинация опутает вас, начать писать сколь угодно скучно, но по подробному плану. Через силу, упорно — и при этом без литературной обработки, просто пишите, что вы думаете по данному поводу.

Это занятие само по себе подводит электроды к мозгу, и через какое-то время он заискрит.

Способ Б — поговорить с собой, вслух произнести в свободной форме развернутую речь в ответ на вопрос «что я хочу сказать в этом куске». Разговорившись, мы, как правило, находим удачные формулировки или ходы для начала того или иного куска, а то и всего текста. Если спустя несколько минут вы поняли, что сегодня вам проще говорить, — включайте заранее приготовленный диктофон.

Опять же автор в этот момент похож на шизофреника, но такая техника работает.

Лишние слова — самые страшные враги. Написав фразу, посмотрите на нее и выбросьте половину слов. Не получается? Измените формулировки так, чтобы получилось.

Не используйте конструкции из трех глаголов или прилагательных подряд.

Недопустим канцелярит вроде «осуществил проведение плановых ремонтных работ». Гораздо лучше это выглядит как «отремонтировал».

Каждый раз, глядя на сложное описание сложного явления, старайтесь уложить его в емкую фразу из четырех-пяти слов.

Назначьте себе цифру, за которую выходить нельзя.

Пример: если «Н. имеет пессимистичные прогнозы относительно развития нефтедобывающей промышленности», то можно сформулировать короче: «Н. не верит в нефть».

Одно из главных заблуждений — что надо выражаться литературно, не писать сухо, лить воду, расширять текст за счет обилия слов, описаний, сложносочиненных конструкций.

Все наоборот.

Если вы полностью выразили мысль или ситуацию и показали всю ее сложность в трех абзацах — отлично. Да будет так. Если же вам, например, задали писать статью в некий журнал и его редактор произнес «не менее 6000 знаков», а у вас не более 3000, — значит, разворачивайте мысль, сюжет, ищите оттенки, о которых было бы здóрово рассказать, вспоминайте другие ситуации и описывайте их. Но вообще умный редактор примет и 3000 — если автор на этом коротком отрезке захватил его внимание.

Чем короче, тем лучше. Представим, что в нашем тексте фигурирует очень длинное предложение. Где-то посередине читатель потеряется в нем, не уследив за логикой. Но стоит только длинное предложение разбить на несколько коротких, внимание и положительное восприятие снова активизируются.

Разная длина предложений делает текст динамичным, его проще и веселей читать, постепенно осваивая каждую строку.

Если вы пишете информационный или коммерческий текст, не забывайте о законе высокой читаемости: чем короче слово, тем выше читаемость. В русском языке длинным считается слово, содержащее от четырех слогов, в профессиональной среде есть даже специальное обозначение «слова 4+». И когда нужно выявить читаемость текста, используется следующая градация:

  1. высокая читаемость — до 10% длинных слов;
  2. средняя читаемость — 10–30% длинных слов;
  3. низкая читаемость — свыше 30%.

Люди всегда внимательно читают то, что помещено в списках. Так что, если часть вашего повествования можно представить в виде маркированного или нумерованного списка, сделайте это и убедитесь: результат окажется зрительно привлекательным.

Люди всегда внимательно читают то, что помещено в списках. Так что, если часть вашего повествования можно представить в виде маркированного или нумерованного списка, сделайте это и убедитесь: результат окажется зрительно привлекательным.

Подключайте собственный опыт — как положительный, так и отрицательный. Лучшие истории — это ваши личные приключения (о них читатель может узнать только от вас).

Используйте слова-визуализаторы: представьте, посмотрите, вспомните и т. д.

Пишите афоризмами.

Сложно, но возможно: пишите так, чтобы чувствовалась ваша улыбка.

Подготовлено по материалам книг:

«Автор, ножницы, бумага»,

«Бизнес-копирайтинг».

Все картинки поста — отсюда.

Источник

Получать дополнительный заработок хотят многие. Ведь зачастую заработной платы по основному месту работы не хватает. А так хочется и в отпуск поехать, и новый смартфон купить, и членов семьи порадовать сюрпризами. Благо, развитие современных технологий позволяет получать доход прямо дома. Например, распространенным направлением является работа с текстом. Подобный вид занятости подходит всем, кто может ясно излагать свои мысли. Формировать логичные и понятные, четкие тексты. Писать грамотно. Анализировать информацию с разных источников, выбирая главное и на основе сделанного анализа, создавать полноценный новый текст – максимально полезный для читателя.

В этой статье я хочу подробно рассказать, как работать с текстом. Информация будет полезна всем, кто желает получать дополнительный доход. Довольно быстро, освоив особенности написания статей для интернет-сайтов и, изучив клавиатуру, вы узнаете как работать с текстом и сможете неплохо зарабатывать. Даже при частичной занятости вполне реально получать до 300 долларов в месяц! 

Обратите внимание! Если вас интересует работа набирать текст – статья также позволит вам получить нужную информацию. Вероятно, вы поймете, что простой заработок по набору – не такой уж и интересный. На собственных статьях реально получать более высокий уровень дохода.

Работа с текстом – это не только доход. Это и возможность самосовершенствоваться, получать новые и полезные знания. Данное направление хорошо подходит:

  • студентам;
  • молодым мамам;
  • начинающим специалистам;
  • всем, у кого есть свободное время.

Обратите внимание! Заказчиками – то бишь, работодателями – будут владельцы сайтов, SEO-специалисты. Искать работу нужно на профильных биржах, в социальных сетях, на сайтах работы. Заказчик указывает тему и вам нужно подготовить хорошую статью, раскрывающую тематику.

Готовы познать как работать с текстом? Приступаем!

Работа с текстом: основные направления деятельности

Интересно, что включает в себя словосочетание «работа с текстом»? Направлений – несколько. Вкратце остановлюсь на них и перечислю особенности.

1. Работа с текстом: Рерайтинг

Читайте также: Копирайтинг и рерайтинг работа в интернете: что это такое и в чем отличия

Один из наиболее простых вариантов работа с текстом. Вам нужно найти чужой текст соответствующей заданию тематики и переписать его своими словами. По сути – это обычное изложение. 

Зачастую рерайтинг не подразумевает какого-то особого креатива. Даже структура может сохраняться. Главное – достичь уникальности. Она проверяется по специальным сервисам. Например, хороший и удобный – Текст.ру. Уникальность должна быть не менее 90%. А лучше – еще выше. Поэтому нужно потрудиться, дабы из чужого текста появился новый с такой высокой уникальностью.

Если она ниже, поисковые роботы опустят позиции сайта, на котором публикуется статья. Поэтому основное требование от заказчиков – уникальность.

2. Копирайтинг

Читайте также: Как заработать копирайтером в интернете: 5 шагов к заработку

Суть – написание статей буквально с нуля. Статьи могут быть совершенно разной тематики:

  • обучающие;
  • технические;
  • новостные;
  • публицистические;
  • и другие.

Хорошо, если автор специалист в своем деле. Тогда он точно напишет с нуля классную статью с полезной информацией. В противном случае нужно изучить несколько источников, проанализировать их и подготовить статью, которая не будет иметь аналогов. Соберет в себе все ценности и полезности.

(Смотрите видео всего 15 минут и вы узнаете как зарабатывать на текстах)

3. SEO-копирайтинг

Написание не просто статей, а под определенные ключевые запросы. Важно правильно расположить их по статье. Дабы исключить переспам. И чтобы поисковые роботы в итоге положительно оценили материал. Это позволит вывести сайт на первые позиции в поисковой выдаче.

4. Пресс-релизы

Если мы работаем над текстом, это может быть и написание пресс-релизов о разных событиях, мероприятиях, продуктах. Работа сложная, но и оплачивается соответствующим образом.

5. Работаем над текстом: редактирование статей

Еще одно умение работать с текстом – редактирование чужих материалов. Такое направление деятельности подходит опытным филологам. Необходимо находить разные виды ошибок – в том числе, стилистические, и исправлять их.

6. Переводы

Очень часто можно встретить заказы на переводы текстов. С иностранного языка и наоборот. Если вы хорошо знаете какой-то иностранный язык, вы без труда найдете себе работу в этом направлении. Высокооплачиваемую!

7. Работа с текстом в социальных сетях

Суть:

  • наполнение группы/сообщества в социальных сетях;
  • подготовка постов;
  • написание комментариев;
  • написание ответов на комментарии пользователей;
  • удаление некорректных комментариев и т.д..

Удобство – работа над одним проектом и видимые результаты работы. К тому же, занятость может быть не такая уж и большая. Можно вести несколько проектов одновременно.

Работа с текстом: основные преимущества такого вида занятости

  • Вы сами определяете, сколько времени работать. Полчаса, два часа или больше. Выбираете удобное для себя время.
  • Нет строго начальства, стоящего над головой. Да, у вас есть заказчик (или клиент), но с ним всегда отношения намного проще выстроить, чем с начальником. Особенно, если он самодур.
  • Развитие и рост. Работа над текстами разнообразной тематики позволяет существенно расширить кругозор. Узнать много нового. Получить знания, которых раньше не было.
  • Оперативная оплата. В подавляющем большинстве случаев деньги перечисляются сразу после написания статьи и ее сдачи заказчику.

Как работать с текстом на дому: какие навыки нужны

1. Самоорганизация

Вы сами себе начальник. Это несколько расслабляет. Поэтому нужно четко выработать для себя график деятельности. Придерживаться его. Кроме того, необходимо постоянно уделять внимание поиску заказчиков.

2. Грамотность

Вы должны быть не только грамотным, но и внимательным человеком. Чтобы не пропускать банальные ошибки и опечатки в тексте. Для этого – после написания обязательно вычитывайте статью.

3. Усидчивость

Если вы рассматриваете работу с текстами, как основную, вам понадобится такое качество, как усидчивость. Сидеть по 8 часов в день и печатать – сложно!

4. Коммуникабельность

Нужно уметь общаться с клиентами, дабы найти к ним подход. Если вы коммуникабельный человек, то проблем с постоянными заказами не будет.

5. Ответственность

Нужно быть ответственным человеком. Строго соблюдать оговоренные сроки – не срывать их без важной причины.

Умение работать с текстом: личный совет для начинающих авторов

Читайте также: Как заработать больше: 10 личных советов

Просто работать набирать текст – не так уж интересно. Рекомендую вам рассматривать возможность написания статей. Это намного увлекательнее и перспективнее. А чтобы работа с текстом была не только в удовольствие, но и приносила доход, прислушайтесь к моим личным советам.

  • Первое время работайте по невысоким ставкам. Это позволит наработать опыт, завоевать авторитет.
  • Перед сдачей статьи проверяйте ее не только на уникальность, но и на ошибки!
  • Создайте свой сайт и пишите статьи для своего проекта. Так будет гораздо выгоднее. Регистрируйтесь на мой Бесплатный курс по созданию сайтов с нуля. За 4 дня я научу вас делать сайт, продвигать его в топы и зарабатывать на нем.
  • Ищите постоянных заказчиков. Это выгоднее. Не нужно тратить время на поиск работы. У вас всегда будут задания. Постоянные заказчики лояльные – с ним можно договориться о переносе сроков.
  • Работайте над своим уровнем. Читайте тематические статьи. Знакомьтесь с трендами.
  • Не обманывайте заказчика. Рано или поздно любой обман станет явным. Вы потеряете не только заказчика, но и репутацию. Ее восстановить очень сложно!

Источник

Ïîñò ïðî ñîâåòû ìîëîäåæè êàñàòåëüíî îòíîøåíèé çàøåë.  êîììåíòàðèÿõ ìåíÿ íåñêîëüêî ðàç ñïðîñèëè ïðî óñïåõ, äåíüãè è êàê ìíîãî çàðàáàòûâàòü. Âîïðîñû î÷åíü èíòåðåñíûå, à ìíå ñîâåðøåííî íåôèã äåëàòü â âûíóæäåííîì îòïóñêå. Åñëè êòî-òî äóìàåò, ÷òî ÿ ñåé÷àñ äàì óíèâåðñàëüíûé îòâåò â ñòèëå «âûéäè èç çîíû êîìôîðòà», òî íåò. Ñðàçó ïîä÷åðêíó, ýòî ìîè ìûñëè, ìîé îïûò, íå íàâÿçûâàþ, à ðàññêàçûâàþ. Ïîñò àäðåñîâàí ê ìîëîäûì ïðåæäå âñåãî. Íå äóìàþ, ÷òî ñîðîêàëåòíèé äÿäÿ íàéäåò äëÿ ñåáÿ ÷òî-òî íîâîå. Íå ñîãëàñíû ñ âåðøèí ñâîåãî îïûòà? Äåëèòåñü.

Åñòü ëè òåîðåòè÷åñêèå è ïðîñòûå ôîðìóëû óñïåõà? Ìîæíî ëè åìó íàó÷èòüñÿ àáñòðàêòíî?

Íåò. Âîçìîæíî, ÿ ñåé÷àñ ïîäîæãó çàäíèå òî÷êè ó êîó÷åé è òðåíåðîâ ëè÷íîñòíîãî ðîñòà, íî ïðîãðàììû «èçìåíèñü çà 2 íåäåëè, ñòàíü óñïåøíûì âñåãî çà 4999 ðóáëåé» — ýòî ëþòàÿ äè÷ü. Òî÷íî òàêàÿ æå, êàê «ïîõóäåé çà 2 íåäåëè áåç ðåãèñòðàöèè è ñìñ» èëè «óâåëè÷ü ðàçìåð ãðóäè ïî äðåâíåé òàéñêîé ìåòîäèêå». Íåëüçÿ íè÷åãî íå äåëàòü, à ïîòîì ïðîéòè ïñèõîëîãè÷åñêèå êóðñû «êàê ñòàòü óñïåøíûì» è âíåçàïíî èì ñòàòü. Ñåé÷àñ ÿ ãîâîðþ ïðî òå êóðñû, ãäå Âàì îòêðûâàþò Âàø ïîòåíöèàë, ó÷àò ìåíÿòü îòíîøåíèå ê ìèðó ÷åðåç êàðìè÷åñêîå ðàâíîâåñèå è âîò ýòî âñå.

Óñïåõ ýòî ïðî äåíüãè? È ÷òî òàêîå âîîáùå óñïåõ?

×àñòè÷íî. Óñïåõ – ýòî ïðî óäîâëåòâîðåíèå ñâîèìè ðåçóëüòàòàìè, íå áîëåå. È ïðî âûïîëíåíèå êîíêðåòíûõ ïðîìåæóòî÷íûõ öåëåé. Ñòàâüòå ðåàëüíûå çàäà÷è, à çàòåì âûïîëíÿéòå èõ.  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ óñïåõ äåéñòâèòåëüíî âûðàæàåòñÿ â êàêèõ-òî ïðîñòûõ âåùàõ òèïà äåíåã è óðîâíÿ ïîòðåáëåíèÿ. Ïî êðàéíåé ìåðå, ÿ äëÿ ñåáÿ â þíîñòè ñòàâèë çàäà÷è òèïà «óåõàòü â Ìîñêâó è èìåòü äîñòàòî÷íî äåíåã», à íå ïåðååõàòü â äðóãóþ ñòðàíó ñ ñåìüåé, íî ýòà öåëü ïðèøëà ïîçæå. Óñïåõ – ýòî êîíêðåòèêà, íå àáñòðàêöèÿ. È êîíêðåòèêà ëè÷íî Âàøà. Åñëè Âû ñ÷èòàåòå, ÷òî Âû âûïîëíèëè ñâîè çàäà÷è, òî îòëè÷íî. Íå íàäî ñòðîèòü ñåáå íåðåàëüíûå «áðèëëèàíòîâûå» ïëàíû. Íå îáÿçàòåëüíî ñòàíîâèòüñÿ Èëîíîì Ìàñêîì, ÷òîáû âåñòè ïðèÿòíóþ ñïîêîéíóþ æèçíü è íàñëàæäàòüñÿ åé.

Íî åñëè óñïåõó íåëüçÿ íàó÷èòüñÿ, êàê ñòàòü «óñïåøíûì»?

×åðåç î÷åíü ïðîñòûå è ñêó÷íûå âåùè. Òàêèå êàê ðàáîòà, ó÷åáà, õîááè, çíàêîìñòâà ñ èíòåðåñíûìè ëþäüìè. Íèêàêèõ âîëøåáíûõ ìåòîäèê. ß äëÿ ñåáÿ îïðåäåëèë, ÷òî íóæíî ó÷èòüñÿ. Ñíà÷àëà ÿ âûó÷èë îäèí ÿçûê. Çàòåì íà÷àë ó÷èòü âòîðîé. Ïîëó÷èë âûñøåå îáðàçîâàíèå, ïàðàëëåëüíî ïîäðàáàòûâàÿ òî òàì, òî ñÿì. Ïîñëå ó÷åáû ÿ ñòðîèëñÿ íà ïåðâóþ ðàáîòó è ñðàçó ñòàë ïàðàëëåëüíî ïîëó÷àòü âòîðîå âûñøåå. Ïîñëå îêîí÷àíèÿ âòîðîãî âûñøåãî ÿ íà÷àë èçó÷àòü òåõíîëîãèþ è ÷èòàòü êíèãè ïî èíæåíåðíûì ñèñòåìàì, ò.ê. èìåííî èõ ÿ ïðîäàâàë. Çàòåì ÿ íà÷àë èçó÷àòü íàëîãîîáëîæåíèå, îôôøîðû è ïðàâîâóþ ñòîðîíó ñâîåé ðàáîòû. Íà äàííûé ìîìåíò ÿ ïëàíèðóþ ïîëó÷àòü MBA. Îäíèì èç îñíîâîïîëàãàþùèõ ìîìåíòîâ ñòàëî çíàêîìñòâî ñ îäíèì èç äðóçåé ìîèõ ðîäèòåëåé, êîòîðûé íà òî âðåìÿ çàíèìàëñÿ áèçíåñîì â Ìîñêâå. Èìåííî îí ðàññêàçàë, êàê èìåííî äåëàåòñÿ áèçíåñ, íà ÷òî îáðàòèòü âíèìàíèå, ÷åãî ñëåäóåò èçáåãàòü. Îò îäíîé-äâóõ òàêèõ áåñåä ïîëüçû áîëüøå, ÷åì îò êíèãè «Áîãàòûé ïàïà, áåäíûé ïàïà». Íå òðàòüòå âðåìÿ íà òàêóþ ëèòåðàòóðó. Îáùàéòåñü ñ ëþäüìè íà òîì æå ïèêàáó.

Ïðàâèëüíî ëè ñòàâèòü â çàäà÷è «çàðàáîòàòü ñòîëüêî-òî äåíåã»?

Âïîëíå. Ýòî æå Âàøà çàäà÷à. Îíà âïîëíå ñåáå êîíêðåòíàÿ. Ïðîñòî åå íóæíî íåñêîëüêî ðàñøèðèòü, ðàñïèñàòü è ïîíÿòü äëÿ ñåáÿ, ÷òîáû èç íåêîé àáñòðàêöèè îíà ñòàëà ÷åì-òî ïîíÿòíûì. Êàê ïðèìåð: ÿ õîòåë çàðàáîòàòü äåíüãè, êîãäà ìíå áûëî 22 ãîäà. Öåëü áûëà – 120 000 äîëëàðîâ, ñòîèìîñòü êâàðòèðû â Ìîñêâå â 2005. Ñíà÷àëà ÿ îöåíèë ïåðñïåêòèâû ñäåëàòü ýòî â ðîäíîì ãîðîäå. Îíè áûëè íóëåâûå. Ïîýòîìó ÿ ðåøèë åõàòü â Ìîñêâó, ãäå çàïèñàëñÿ íà 5 ñîáåñåäîâàíèé. Íà ïîñëåäíåì ìåíÿ ïðèíÿëè. ×åðåç ïîëãîäà ðàáîòû ÿ íà÷àë ïîäìå÷àòü íåýôôåêòèâíûå ìîìåíòû âíóòðè ôèðìû, â êóðèëêàõ ïûòàëñÿ âûÿñíèòü ìåõàíèçìû âçàèìîäåéñòâèÿ ñ ïîêóïàòåëåì, îáùàëñÿ, âûïèâàë ñ ïðîäàæíèêàìè, êëèåíòàìè è ïîñòàâùèêàìè, âûñòðàèâàÿ â ãîëîâå, êàê âîîáùå âñå ðàáîòàåò â Ðîññèè. Ýòî òîæå áûëî â êàêîì-òî ñìûñëå îáó÷åíèåì. Êîãäà ïðèøëî çíàíèå, ïðèøëî è ïîíèìàíèå, êàê íà ýòîì ìîæíî çàðàáîòàòü. Òàê öåëü, ñîáñòâåííî, è âûïîëíèëàñü.  çàäà÷è ìîæíî ïîñòàâèòü, ÷òî óãîäíî. Ñòàòü íà÷àëüíèêîì íàä 50 ëþäüìè, ïîñòðîèòü äâóõñîòìåòðîâûé äîì, óåõàòü â Êàíàäó. Êîðî÷å, êîíêðåòèêà è òîëüêî êîíêðåòèêà.

Ñ ÷åãî íà÷àòü øêîëüíèêó?

Ãóìàíèòàðèþ — òî÷íî ñ àíãëèéñêîãî ÿçûêà. Òåõíàðþ, íàâåðíîå, ñ ìàòåìàòèêè è èíôîðìàöèîííûõ òåõíîëîãèé. È åùå, çàéìèòåñü ñïèíîé è îáùåé ôèçè÷åñêîé êóëüòóðîé. Ê ñîðîêà ãîäàì ïîáëàãîäàðèòå ìåíÿ åùå ðàç.

Ñòîèò ëè îïèðàòüñÿ íà èñòîðèè óñïåõà àìåðèêàíñêèõ ìèëëèàðäåðîâ?

È äà, è íåò. Êàê ÿ óæå ìíîãî ðàç ïèñàë, óñïåõ Áèëëà Ãåéòñà – ýòî âî ìíîãîì óäà÷à. Ñ äðóãîé ñòîðîíû, åñëè áû Áèëë Ãåéòñ íå ñòàë ìèëëèàðäåðîì, îí ñîâåðøåííî òî÷íî ñòàë áû äîëëàðîâûì ìóëüòèìèëëèîíåðîì. ×òî òîæå íåïëîõî, âåðíî?

Êàê ïîñòðîèòü óñïåøíûé áèçíåñ ñ íóëÿ?

Óñòðîéòåñü íà ðàáîòó â äåéñòâóþùèé áèçíåñ, ïîñìîòðèòå, êàê òàì âñå ðàáîòàåò èçíóòðè, íàéäèòå òî, ÷òî ìîæåòå ñäåëàòü ëó÷øå, è îòêðîéòå òî÷íî òàêîé æå, íî ñ êðûëûøêàìè. Ïîìíèòå, ÷òî áîëüøèíñòâî íåçàâèñèìûõ áèçíåñîâ, êîòîðûå äàþò ðàáîòó ìèëëèîíàì ëþäåé, îòêðûâàëèñü òàêèìè æå ëþäüìè êàê Âû. Ïî òîé æå ñõåìå. Ïðåèìóùåñòâî â òîì, ÷òî ïî êðàéíåé ìåðå îáùàÿ êàíâà ñóùåñòâóþùåãî áèçíåñà óæå âèäíà. Êîïèðîâàòü ëåã÷å, ÷åì âûâîäèòü ñ íóëÿ.

×òî äåëàòü, åñëè ÿ õî÷ó çàðàáàòûâàòü ìíîãî äåíåã, íî áèçíåñ íå äëÿ ìåíÿ?

ß áû ïîäóìàë î êàðüåðå â çàïàäíîé êîðïîðàöèè, øòàá êâàðòèðû êîòîðûõ ðàñïîëîæåíû â Ìîñêâå. Òîëüêî ïîìíèòå, ÷òî óñïåõ â òàêèõ êîðïîðàöèÿõ î÷åíü ÷àñòî çàâèñèò íå îò ðåçóëüòàòîâ ðàáîòû, à îò ñîîòâåòñòâèÿ êîðïîðàòèâíûì ñòàíäàðòàì, îòíîøåíèé ñ áîññîì è îáùåé ñîîáðàçèòåëüíîñòè èíäèâèäà. Ïî ìîåìó îïûòó, â êîðïîðàöèè âîîáùå íå íàäî ðàáîòàòü íà ðåçóëüòàò.  íåé íàäî îðèåíòèðîâàòüñÿ â ïîëèòèêå, ïîääåðæèâàòü îòíîøåíèÿ (áóõàòü) è çíàòü ëþäåé. Èòîãîì ëþáîé óñïåøíîé êàðüåðû â çàïàäíîé êîðïîðàöèè áóäåò ïåðååçä íà çàïàä. Ê ýòîìó òîæå íóæíî áûòü ãîòîâûì. Îêëàä senior èëè executive â çàïàäíîé Åâðîïå ïîçâîëèò æèòü áåç âñÿêèõ ïðîáëåì íà âûñîêîì óðîâíå. Ïî÷åìó íå êàðüåðà â ðîññèéñêîé íåôòÿíêå, íàïðèìåð? Ïîòîìó ÷òî ïðîñòðàíñòâî äëÿ ìàíåâðà óæå. Ðàáîòàÿ â êàêîì-íèáóäü Íåñòëå â Ðîññèè, Âû â ïðèíöèïå ìîæåòå óñòðîèòüñÿ â Íåñòëå â Åâðîïå, ñëó÷èñü âäðóã ÷òî. Ñ êàðüåðîé â Ðîñíåôòè ýòî áóäåò ñëîæíåå.

Ïðàâäà ëè, ÷òî óñïåõ – ýòî âàðèàíò èñòîðèè âûæèâøåãî, è ãëàâíîå òóò óäà÷à?

Çäåñü èäåò ïîäìåíà ïîíÿòèé. Ïîâåçòè ìîæåò ëþáîìó. Â ëîòåðåþ, íàïðèìåð. Íî ÷òîáû òåáå ïîâåçëî â ëîòåðåþ, íóæíî êóïèòü ëîòåðåéíûé áèëåò. Òàê æå â áèçíåñå èëè ðàáîòå: òåáå ìîæåò ïîâåçòè, íî ÷òîáû â ïðèíöèïå èìåòü øàíñ ñûãðàòü â ýòî âñå, íóæíî õîòü ÷òî-òî äåëàòü.

ß ðàáîòàþ, ðàáîòàþ, ïî 12 ÷àñîâ â ñóòêè, íî çàðàáàòûâàþ ìåíüøå ìíîãèõ è ìåíÿ íå ïîâûøàþò.

Êîëè÷åñòâî «îòðàáîòàííîé ðàáî÷åé ðàáîòû» íå âñåãäà âëèÿåò íà çàðàáîòîê. Åñëè Âû óæå ïîëòîðà-äâà ãîäà ñèäèòå íà îäíîé ñêó÷íîé ïîçèöèè è â íåé íè÷åãî íå ïðîèñõîäèò, íî Âû õîòèòå áîëüøåãî, òî ÿ áû ðåêîìåíäîâàë ìåíÿòü ðàáîòó. Óâû è àõ, íî äàâàéòå áóäåì ÷åñòíûìè ñàìè ñ ñîáîé. Ïîä ëåæà÷èé êàìåíü…

Êàê ñòàòü ëó÷øå, åñëè òû íà íèçêîé ñòóïåíè êîðïîðàòèâíîé èåðàðõèè?

Ñìîòðèòå, ÷òî äåëàåò Âàø íåïîñðåäñòâåííûé íà÷àëüíèê. Èíîãäà êàæåòñÿ, ÷òî ñîâåðøåííî íè÷åãî, âåðíî? Áûâàåò è òàê, íî ÷àùå âñåãî åãî ðàáîòà ïðîñòî íå âèäíà. Îí ïðèíèìàåò ðåøåíèÿ. Âîò åãî ðàáîòà. Ìîíîòîííóþ ðàáîòó ìîæíî ñäåëàòü õîðîøî, ìîæíî ñäåëàòü ïëîõî, íî ïåðìàíåíòíî äåëàòü ðàáîòó íèçøåãî óðîâíÿ «íåïðàâèëüíî» íåëüçÿ. Íà÷àëüíèê æå ìîæåò ïðèíÿòü ðÿä íåïðàâèëüíûõ ðåøåíèé, ÷òî ïðèâåäåò ê åãî óâîëüíåíèþ è îñòàíîâêå ðàáîòû. Ñòàðàéòåñü ñäåëàòü âñå, ÷òîáû âûéòè íà ëþáîé óðîâåíü ïðèíÿòèÿ ðåøåíèé ñ öåëüþ îöåíèòü ñîáñòâåííóþ êâàëèôèêàöèþ. Íó èëè õîòÿ áû âíèêàéòå â ñóòü ïðèíèìàåìûõ íà÷àëüíèêîì ðåøåíèé è äóìàéòå, à êàê áû ïîñòóïèëè Âû íà ìåñòå ðóêîâîäèòåëÿ. Åñëè Âû âèäèòå, ÷òî îí ïîñòóïàåò íåýôôåêòèâíî, à Âû â ïðèíöèïå ìîãëè áû ëó÷øå, òî ýòî îäíî. Åñëè Âû âèäèòå, ÷òî îí îïûòíåå è ðàçóìíåå, òî äðóãîå. Ïðîñèòå ñåáå ñâîáîäó ìàíåâðà. Ñíèìàéòå ñ ðóêîâîäèòåëÿ íàñòîëüêî ìíîãî ðåøåíèé, íàñêîëüêî òÿíåòå ñàìè. Ïîêà Âû íå íàó÷èòåñü ïðèíèìàòü ðåøåíèÿ íà ñâîåì óðîâíå, ðîñòà íå áóäåò.

Ïîäñèæèâàòü âíóòðè êîðïîðàòèâíîé ñòðóêòóðû èëè íåò?

Ìîé îïûò ãîâîðèò î òîì, ÷òî íå íàäî. Êîíôëèêòû âîçìîæíû, äà, íî ñ ðóêîâîäèòåëåì â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ëó÷øå äðóæèòü. Ðàçäåëÿéòå ãðóç ðåøåíèé, îáùàéòåñü, ðàññêàçûâàéòå î ñâîèõ ïëàíàõ, óäîñòîâåðüòåñü, ÷òî íà÷àëüíèêó íå ïîôèã, ïðèêðûâàéòå åãî çàä — è îí ïðèêðîåò Âàø.  ñëó÷àå ïîâûøåíèÿ íà÷àëüíèêà îí ñêîðåå ïîòÿíåò çà ñîáîé ïðîâåðåííûõ ëþäåé, ÷åì áóäåò íàáèðàòü íîâûõ. È ïîìíèòå: âàññàë ìîåãî âàññàëà íå ìîé âàññàë. Åñëè åñòü âûáîð ìåæäó òîï ìåíåäæìåíòîì è íà÷àëüíèêîì, âûáèðàéòå íà÷àëüíèêà. Äëÿ òîïà Âû äàëåêàÿ õðåíü íà ïàëêå, à äëÿ íà÷àëüíèêà – ñâîé. Ó ìåíÿ áûë îïûò, êîãäà äèðåêòîð ïîïðîñèë ñòó÷àòü íà íà÷àëüíèêà îòäåëà â îáìåí íà ïëþøêè, ò.ê. ïîäîçðåâàë, ÷òî ìîé ðóêîâîäèòåëü òûðèò áàáêè. ß ñêàçàë, ÷òî âñåãäà çà ïëþøêè è åñëè âäðóã ÷òî ñëó÷èòñÿ, ÿ êîíå÷íî æå ñîëüþ âñåõ, çàòåì ïîøåë, âçÿë íà÷àëüíèêà ïîä ëîêîòü, îòâåë â òóàëåò è ðàññêàçàë, ÷òî òàê è òàê, ðîþò ïîä òåáÿ, ÷óâàê, ðîþò. Çàòî êîãäà äèðåêòîð ìåíÿ õîòåë óâîëèòü, íà÷àëüíèê âïèñàëñÿ. Ñîáñòâåííî, âïèñàëñÿ âåñü îòäåë. Áðàò-çà-áðàòà æå.

Ñîâåòû äëÿ ìîëîäûõ, íî ìíå 35 ëåò è ÿ òîæå õî÷ó óñïåõà. Ñëèøêîì ñòàð?

Çåðíî èñòèíû â ýòîì åñòü. Ó âîçðàñòà åñòü òîëüêî îäèí ñóùåñòâåííûé ìèíóñ – ýòî ìåíüøàÿ ñïîñîáíîñòü ê îáó÷åíèþ. Åñëè ñâåñòè âåñü ìîé ïîñò ê îíîìó ëîçóíãó, òî ýòî áóäåò ñëîâî «ó÷èñü!». Êîðî÷å ãîâîðÿ, ÷åì ñòàðøå, òåì ñëîæíåå âîñïðèíèìàòü áîëüøèå îáúåìû èíôîðìàöèè. Çàòî ó âîçðàñòà åñòü è ïëþñ – ìóäðîñòü. Íàêîïëåííûé îïûò ïîçâîëÿåò ïðèíèìàòü áîëåå ïðàâèëüíûå ðåøåíèÿ. Îäíî â êàêîé-òî ìåðå óðàâíîâåøèâàåò äðóãîå, òàê ÷òî íå ñòîèò ñèäåòü ñëîæà ðóêè.

ß ó÷óñü, ìíîãî ðàáîòàþ, íî öåëåé äîñòè÷ü íå ìîãó.

Ñíèçüòå ïëàíêó èëè ìåíÿéòå àëãîðèòì äîñòèæåíèÿ. Âû íå òàì ðàáîòàåòå, íå òîìó ó÷èòåñü èëè ïîñòàâèëè ñåáå òàêèå öåëè, êîòîðûå ïðîñòî íåðåàëüíî âûïîëíèòü íà äàííîì ýòàïå. Åñëè Âû ó÷èòåñü ðèñîâàòü, òî íå ñòîèò îæèäàòü óñïåõîâ â ïðîäàæå óíèòàçîâ. Ó÷èòåñü ïðîäàæàì óíèòàçîâ. È íå áóäüòå ìàêñèìàëèñòàìè. Ìàêñèìàëèçì — õóäøèé âðàã ìîëîäåæè.

ß äîñòèã ñðåäíåãî âîçðàñòà, ó ìåíÿ âñå åñòü, äàëüøå-òî ÷òî?

À õðåí åãî çíàåò. Ñàì äóìàþ íàä ýòèì. Âîñïèòûâàþ ðåáåíêà. ×èòàþ. Ïîêà íåïîíÿòíî, ÷òî äàëüøå ñ íåêèìè ãëîáàëüíûìè öåëÿìè. Êîãäà óæå ïîíÿòíî, ÷òî ìèð òåáå íå èçìåíèòü, ðàêåòû íà Ìàðñ íå çàïóñòèòü, îñòàåòñÿ òîëüêî âîñïèòûâàòü â ñåáå ñìèðåíèå, îòíîñèòüñÿ êî âñåìó ñ þìîðîì è ó÷èòüñÿ.

Источник