Полезный фактор рабочего времени что такое

Планирование рабочего дня

В 21 веке ритм жизни заметно ускорился и продолжает набирать обороты. Если раньше для того, чтобы быть успешным, требовалось выполнять один объем работы, то сейчас для достижения успеха нужно выполнять намного больше. И люди начинают сталкиваться с нехваткой времени. Если гнаться за выполнением всех повседневных задач, которые каждый день подкидывает нам жизнь, времени совсем не остается.

Планирование рабочего дня — инструмент, который помогает не только эффективно использовать рабочее время, но и сокращать его. Это не банальный список дел, который нужно выполнить в строгой очередности. Планирование — способность выбирать, что нужно сделать, почему и когда.

Именно поэтому грамотное планирование не только структурирует все, что вы делаете за день, но и освобождает ваше время. В первую очередь нужно выполнять самые главные дела — это главное правило тайм-менеджмента. Каждому человеку, у которого на работе есть свободное время и нет четкого расписания, полезно распределять свое время правильно.

Что включает в себя планирование

Планирование рабочего времени включает в себя:

  • Расстановку приоритетов.
  • Выбор важных задач.
  • Поиск лучших путей их решения.
  • Поиск занятости в свободное время.

Расстановка приоритетов помогает вам понять, что требует внимания, что может разрешиться само, а какой вопрос нужно просто проигнорировать. Время и информация стали намного ценнее, чем раньше, и распаляться на то, что не дает результат — бессмысленное дело.

Выбор важных задач — почти то же самое, что и расстановка приоритетов, только уже в рамках одного рабочего дня. Вы выбираете, что принесет важный результат, что нужно сделать срочно, а что можно отложить.

Поиск лучших путей решения задач — очень важный пункт. При планировании вы должны учитывать не только то, что сделаете, но и то, как это лучше всего сделать. При этом важно не просто экономить время, а делать все максимально быстро и качественно.

Работа со свободным временем также должна входить в план работы. У вас освободилось 2 часа в день, которые вы можете потратить на что-то? Можно сказать об этом боссу, и он нагрузит вас работой, можно заняться самообразованием, а можно приложить усилия к развитию собственного проекта.

Почему важно планировать рабочий день

Каждый, кто хоть раз сталкивался с фрилансом, бизнесом или «работой по желанию» (вроде такси), прекрасно понимает важность расстановки дел в течение дня. Но, к примеру, большинство офисных работников не считают нужным планировать свой рабочий день.

На самом деле, главная причина планирования рабочего дня — повышение собственной эффективности. Если вы прислушаетесь к собственному организму, то сможете понять, что какие-то дела вам даются лучше в одно время, а какие-то — в другое. К примеру, звонки в другие компании вам удобнее совершать после обеда, так как вы уже проснулись, но еще не успели устать, а монотонная работа быстрее выполняется вечером, поэтому вбивание информации в БД лучше отложить до 5 — 6 часов.

Планирование рабочего дня учитывает не только базовые элементы решения задач, но и личные предпочтения каждого человека. Тайм-менеджмент был сделан не для того, чтобы навязать всем один и тот же шаблон высокоэффективной работы. Вы должны подстраивать свои задачи под особенности своего организма.

Организация и планирование своего рабочего дня позволяют вам делать большее за меньшее количество времени, оставляя время на то, что вам нравится.

Кто должен планировать свой рабочий день

Планировать свой рабочий день должен уметь каждый человек. Так вы сможете экономить время и будете более эффективно работать. Но есть 3 категории людей, которые просто обязаны заниматься личным планированием.

Фрилансеры. Самый недисциплинированный работник — фрилансер. У него нет четкого графика, а о том, что пора садиться что-то делать, напоминает только дедлайн. Именно поэтому, фрилансерам, которые работают с несколькими клиентами, очень важно планировать свой рабочий день. Часто оказывается, что новые заказы появляются с разницей в один — два дня, и если тянуть до последнего, можно не успеть поработать по двум проектам.

Бизнесмены. Здесь все практически так же, как и во фрилансе. Особенно если это бизнес в сети. С одной стороны — вы можете спокойно отдыхать дома, когда ваши сотрудники работают, но с другой — такой подход неизбежно окажется провальным. На Западе среди бизнесменов процветает культ трудоголизма. Там считают, что если ты не работаешь 60 часов в неделю, значит, ты ленив и тебе нечего делать в бизнесе.

Руководители. Руководитель не всегда будет бизнесменом. Владелец компании может не принимать активного участия в делах своей фирмы, но её директор берет на себя ответственность за работу целого механизма. Именно поэтому лидеры средних и крупных компаний должны эффективно использовать свое время, ведь от их решений зависит будущее компании в долгосрочной перспективе. Планирование рабочего дня руководителя — способ наиболее эффективно распределить своё время между стратегически важными задачами.

Методы планирования рабочего дня

Методов правильного планирования рабочего дня может быть много. Но один из самых эффективных — Матрица Эйзенхауэра. Суть её в следующем.

Есть 4 квадрата:

  • Квадрат А — Срочные и важные дела.
  • Квадрат В — несрочные и важные дела.
  • Квадрат С — срочные и неважные дела.
  • Квадрат D — несрочные и неважные дела.

Квадрат А почти всегда должен оставаться пустым. При грамотном планировании все важные дела должны оседать в квадрате В и выполняться по мере их приближения к А.

Квадрат В — это важные дела, которые помогут вам достичь вашей цели. Сюда включают все дела, которые нужно выполнить в течение 1 рабочего дня.

Квадрат С означает срочные и неважные дела, которые нужно передать на выполнение другим лицам. Яркий пример срочных, но неважных дел — позвонить потенциальному клиенту. Это может сделать сотрудник, вам лучше сосредоточиться на других делах.

Квадрат D, означает, что есть несрочные и неважные дела, которые не приближают вас к цели, не дают позитивных эмоций и в принципе не нужны. В этот квадрат стоит записывать все бесполезные идеи.

Такое разделение дел по их важности и срочности позволяет вам понимать, чему нужно уделить внимание в течение рабочего дня, а о чем можно благополучно забыть. Матрица помогает не только в рабочих процессах, но и в повседневной жизни. Если вы хотите учить английский, он вам интересен и поможет в карьере — это квадрат В. Но если вы хотите учить испанский просто ради того, чтобы знать его — это D, и о нем можно благополучно забыть.

Читайте также:  При каких болезнях полезен отвар шиповника

Правила планирования времени рабочего дня

Существует несколько правил того, как нужно эффективно вести свой рабочий день. Для удобства, разобьем день на 3 части:

  • Начало рабочего дня.
  • Основной рабочий процесс.
  • Завершение.

Утро — самый важный этап. В зависимости от того, насколько вы выспались, как встали и что делали, будет зависеть ваше настроение, психологический настрой и работоспособность.

К принципам «правильного» утра относятся следующие:

  • Позитивный настрой. Если просыпаться каждый день с мыслью о том, что ненавидишь свою работу, продуктивность будет снижаться. Постарайтесь начинать утро с приятных мыслей.
  • Старайтесь не «раскачиваться». Вы замечали за собой, что после того, как вы поднимаетесь утром, вам нужно еще 30 — 40 минут на то, чтобы окончательно прийти в себя? Это время, которое не стоит терять. Сразу после пробуждения примите душ, заварите кофе и вместо получаса «в никуда», вы можете спокойно позавтракать.
  • Неспешный завтрак и путь на работу. Начинать день без спешки очень важно. Когда вы спешите, организм тратит лишние силы и нервы, которые могли бы пойти на более продуктивную работу. Если не можете позволить себе плотный завтрак и неспешную поездку — ложитесь позже и вставайте раньше.
  • Ключевые задачи. Большинство успешных бизнесменов склонны утверждать, что самые важные задачи необходимо решать утром. Как говорится «Хочешь все успевать — ешь лягушку на завтрак». В роли лягушки выступает дело, за которое вы совсем не хотите браться. Сделайте его утром, и позитивный настрой от того, что «лягушка съедена», сохранится на весь день.

Основной рабочий процесс состоит из следующих задач:

  • Решайте неотложные задачи. Важно понимать, что если в течение рабочего дня на вас свалилось какое-то неотложное дело, не нужно переключать все внимание исключительно на него. Сначала надо понять, важное оно или нет. Если важное, то нужно немедленно приступить к нему. Если нет — передайте ответственность за его выполнение другому человеку.
  • Соблюдайте сроки. Каждый день вы должны устанавливать себе примерные сроки, за которые должны справиться со всем объемом задач. Важно, чтобы это было не «Сделать всё до 18 часов», а «В 14:00 — начать делать план, в 15:00 — проанализировать показатели, в 16:00 — составить отчет» и т. д.
  • Порядок на рабочем месте. Это неявный, но очень важный пункт. Если на вашем столе бардак, ваш взгляд будет постоянно теряться среди него. И если на рабочем месте окажется какой-то посторонний документ, вы можете начать изучать его и просто потеряете 20 — 30 минут.
  • Не следуйте импульсам. Это самое важное. Есть некоторые триггеры, которые заставляют вас переключать внимание с работы на что-то менее важное. Позвонить другу, когда вы анализируете план продаж? Лучше этого не делать, тогда вы потеряете концентрацию и сможете легко упустить рабочий настрой.
  • Группируйте рутину. Это очень важно. Если вам нужно сделать 60 телефонных звонков в течение дня, то лучше разбить их на несколько мелких групп, по 10 — 15 штук за раз. После того, как позвонили, можете выполнять другое задание. Постоянно переключаясь с рутины на активную деятельность, вы сможете сделать гораздо больше.

Завершение рабочего дня основано на следующих принципах:

  • Доделывайте необходимое. Есть группа дел, которые входят в квадрат «важное, но несрочное». Их лучше всего доделывать в течение рабочего дня, а квадрат «важное и срочное» держать всегда пустым.
  • Сверяйте результаты с планом. Все что вы сделали за день, нужно сравнить с задуманным. Если вы только начали планировать свой рабочий день, то небольшие отклонения от плана будут в порядке вещей. Старайтесь, чтобы их было как можно меньше.
  • Составляйте план на следующий день. Лучше всего это делать по завершении предыдущего рабочего дня. Так вы сохраните рабочий настрой и, но при этом важно составить реальную программу дел.

Если вы руководитель, то в течение рабочего дня должны плотно работать со своим секретарем.

Помните, что все это общие советы. Они не учитывают ваши индивидуальные особенности. Если вам удобнее делать срочную работу днем, а не утром — это ваше право. Если вы предпочитаете делать большое и сложное дело последним, и это никак не влияет на ваш настрой в течение одного дня — сделайте его последним.

Планирование рабочего дня должно быть индивидуальным.

Основные ошибки при планировании рабочего дня

Несмотря на то, что практика тайм-менеджмента прочно оседает в нашей жизни, большинство людей совершают типичные ошибки, когда планируют свой рабочий день. Вот несколько из них.

Ошибка 1. Неправильная расстановка приоритетов.

Матрица Эйзенхауэра говорит нам о том, что мы должны выполнять важные дела. Но многие люди могут легко перепутать, что для них важно. Квадрат А, который должен оставаться пустым, и отвечающий за срочные и важные дела, они часто путают с С, где скопились неважные дела, требующие немедленного вмешательства.

Важно помнить, что вы должны расходовать силы исключительно на то, что вам важно в данный момент времени. Работать на перспективу следует, когда дела можно отложить и грамотно их распланировать.

Ошибка 2. Слишком много времени уделяется мелочам.

Для того, чтобы объяснить, почему в первую очередь надо делать «базу», а только потом мелочи, воспользуемся Законом Парето. Он гласит, что 20% усилий дают 80% результата. То есть, когда вы работаете над чем-то важным, вы затрачиваете 20% усилий и достигаете 80% результата. Когда вы работаете над мелочами, вы получаете результат в 4 раза меньше, а тратите сил в 4 раза больше.

Рассмотрим небольшой пример. Вам нужно запустить рекламную кампанию. Если вы создадите 10 креативов, подберете к ним ключевые слова и фразы, и запустите на подготовленных площадках, то это будет 20% работы, которые дадут 80% результата. Но если вы будете уделять время на правку шрифтов и изображений, подборку и шлифовку фраз, поиск дополнительных платформ для рекламы, то потратите значительно больше сил. Все это нужно будет сделать, но уже после начала рекламной кампании, когда вы достигните первого результата.

Читайте также:  Для чего полезно скакать на скакалке

Ошибка 3. Отсутствие времени на личные дела.

У каждого человека должна быть личная жизнь и свобода выбора занятия. Если у вас много дел, и вы не находите один — два часа для того, чтобы заняться своим хобби, то это плохое планирование собственного дня. Планировать рабочее время важно не только потому, что оно позволяет делать больше. Оно дает возможность заниматься без спешки тем делом, которое вам по душе.

Источник

Уровень использования рабочего времени в значительной степени складывается под воздействием многообразных факторов. Причем в процессе производства на рабочее время оказывают влияние не отдельные изолированные факторы, а целая система взаимосвязанных и взаимозависимых факторов, способных как ухудшить, так и улучшить использование рабочего времени. Поэтому следует учитывать и изучать механизм действия и влияния факторов на степень использования рабочего времени.

Под факторами вообще понимаются движущие силы, источники какого-либо явления, порожденные существующими общественными отношениями. Сила действия факторов зависит во многом от естественных, общественных условий, в которых они проявляются. Если к естественным условиям относятся природно-климатические условия, то общественные условия объединяют систему производственных отношений, от которых зависит характер организации труда, использование рабочей силы и рабочего времени, отношение работников к труду, к своим обязанностям.

В экономической литературе вся совокупность факторов в основном рассматривается по отношению к производительности труда и текучести кадров. Попытка сгруппировать факторы, влияющие на использование рабочего времени, может обеспечить понимание характера и направленности действия факторов, наметить пути сокращения или ликвидации тех или иных потерь рабочего времени, позволит решить в некоторой степени проблему регулирования рабочим временем. В основу классификации факторов, влияющих на использование рабочего времени, могут быть положены различные признаки. Например, факторы можно подразделить: по содержанию — на природно-климатические, технические, организационные, социально-экономические; месту возникновения — производственные и внепроизводственные; широте распространения — общие и частные; времени действия — постоянные и временные; важности оказываемого результата — основные и второстепенные; характеру воздействия — объективные и субъективные [42, с. 111].

На основании изучения и исследования научной литературы было установлено, что потери рабочего времени на обусловлены действием двух групп факторов: субъективных (личностных) и объективных, подразделяющихся на производственные и внепроизводственные.

К субъективным (личностным) факторам относятся социально-демографические признаки и психофизиологические характеристики и особенности личности (пол, возраст, уровень образования и квалификации, стаж работы, профессиональная принадлежность, отношение к труду, степень дисциплинированности).

Социально-демографические и психофизиологические признаки личности работников играют в основном роль предрасполагающего фактора.

При создании благоприятных производственных и внепроизводственных условии они практически не проявляются как отклонение от общепринятых норм поведения. Однако изучение социально — демографической структуры работников коллектива позволяет конкретизировать работу по укреплению трудовой дисциплины, сокращению заболеваемости, наметить мероприятия, способные наиболее эффективно воздействовать на рабочих и на сокращение потерь их рабочего времени.

Действие возрастного фактора на использование рабочего времени определяется как психофизиологическими особенностями самого организма человека, так и социально-экономическими условиями его жизни. Возраст является одной из основных характеристик рабочего. С переходом из одной возрастной категории в другую происходят качественные изменения в характеристике рабочих: приобретается больше знаний, растет производственный опыт, повышается мастерство и квалификация, меняются взгляды на жизнь, мотивы поведения, реакция на производственные и бытовые условия. Следует однако оговориться, что возраст сам по себе не является фактором, причиной тех или иных потерь рабочего времени. Влияние возраста на использование рабочего времени сказывается через отношение рабочего к труду, к производству, через его внутреннюю организованность, сознательность, дисциплину и общее состояние его здоровья.

Практика показывает, что наиболее неустойчивым контингентом на производстве является молодежь до 25 лет. Именно в этом возрасте наиболее часто совершаются нарушения трудовой дисциплины и различные правонарушения. Особого внимания заслуживает группа рабочих до 20 лет, среди которых преобладают выпускники профессионально-технических училищ и общеобразовательных школ. Несмотря на то, что у выпускников ПТУ по сравнению с выпускниками школ процесс адаптации проходит быстрее, среди них немало еще нарушителей трудовой дисциплины. Это объясняется несоответствием реальных условий производства с выработанными представлениями о них, неподготовленностью к работе и жизни. Особенно важна в этот период позиция кадровых рабочих, которые работают рядом с новичками, и особенно бригадиров, мастеров, наставников молодежи [27, с. 137].

Возраст от 26 до 35 лет характеризуется максимальной творческой активностью, высокими результатами и успехами в труде. К 26 годам в основном заканчивается процесс формирования человека и как рабочего, и как личности. К этому периоду рабочий привыкает к условиям труда и жизни коллектива, проходит ряд ступеней квалификационного роста. В этом возрасте рабочие небезразлично относятся к тому положению, которое они занимают на производстве, пользуются или нет уважением в коллективе. При этом очень важно, чтобы у рабочего было желание трудиться, чтобы работа приносила удовлетворение. Практика показывает, что нарушают трудовую дисциплину, чаще совершают прогулы именно те люди, которым работа не приносит удовлетворения, которые не нашли своего места в жизни, которые не дорожат честью своего коллектива [27, с. 142].

Рабочие более старших возрастов, сохраняя в большинстве своем высокий уровень квалификации, более устойчивы к различного рода нарушениям трудовой дисциплины, но более чувствительны к условиям труда на производстве, более подвержены различным заболеваниям. У рабочих старше 45 лет постепенно начинает уменьшаться выносливость, физическая сила, снижается темп работы, что существенно влияет на результаты труда. Рабочие в этом возрасте быстрее утомляются, допускают больше потерь сменного времени, чаще и дольше болеют [27, с. 143].

Постоянное совершенствование, усложнение техники, рост механизации и автоматизации производственных процессов привели к изменениям в характере и содержании труда рабочих, что обусловило не только повышение образовательного уровня, но и повысило требования к профессиональной подготовке рабочих и к квалификации. Об уровне квалификации рабочих можно судить по присвоенному разряду, стажу работы и общеобразовательному уровню. Причем все эти характеристики между собой тесно связаны. Более образованные рабочие быстрее осваивают сложную профессию, повышают квалификацию, сознательнее относятся к своей работе, легче приспосабливаются при перестройках производства, связанных с техническим прогрессом [27, с. 145].

Читайте также:  Чем полезен помидор рассказ для детей

Уровень образования человека позволяет выполнить, работы той или иной сложности. Изменение образования влечет за собой изменения в квалификации, повышение соответствующего разряда. С образованием человека тесно связаны и его индивидуальные особенности, наклонности, склад мышления, все то, что характеризует его как личность и определяет его поведение. Образование рабочих оказывает воздействие и на использование рабочего времени. С ростом образования расширяется кругозор рабочего, растет его сознательность и дисциплина, отношение к труду, понимание цены рабочего времени.

Повышение квалификации рабочих, приобретение навыков, опыта на производстве связано с продолжительностью работы на предприятии, со стажем работы. По мере роста опыта у рабочих растет квалификация, а высокий ее уровень является гарантией эффективного использования оборудования, работы без потерь и простоев. Рабочие с продолжительным стажем работы на данном предприятии являются, как правило, опытными кадровыми работниками, играющими большую роль в производственной и общественной жизни коллектива.

Социально-демографические и психофизиологические признаки личности, обусловленные действием личностных факторов, проявляются в степени дисциплинированности работников, их отношении к труду и друг другу. Степень дисциплинированности работников означает не только четкое выполнение внутреннего распорядка, но и добросовестное, сознательное, подлинно хозяйское отношение к работе: выполнение ее с высоким качеством и в срок, активное участие в коллективной борьбе за выполнение производственных планов. Наибольшее влияние личностные факторы оказывают на состояние трудовой дисциплины и заболеваемость работников.

Объективные факторы, оказывающие влияние на использование рабочего времени, подразделяются на производственные и внепроизводственные. К производственным факторам можно отнести факторы, действующие на степень использования рабочего времени непосредственно на производстве. Это технические, организационные, социально-экономические факторы.

Зависимость использования рабочего времени от технических факторов проявляется через уровень развития и степень использования средств производства, в первую очередь орудий труда, состояния работы оборудования, срока его службы, степени механизации и автоматизации. В основном технические факторы воздействуют на величину внутрисменных потерь, на использование сменного рабочего времени.

Действие организационных факторов направлено в основном на величину неявок с разрешения администрации, состояние трудовой дисциплины, внутрисменные простои и проявляется при внедрении различных форм организации труда, материального, инструментального и ремонтного обслуживания рабочих мест. Величина потерь рабочего времени зависит от таких организационных факторов, как вид производства, сменность работы, состояние нормирования труда, совмещение профессий, ритмичность производства.

В отношении отнесения тех или иных классификационных признаков в группу социально-экономических факторов среди экономистов нет единого мнения. Одни авторы полагают, что эта группа факторов проявляется через отношение к труду, дисциплину труда, соцсоревнование, повышение квалификации, улучшение условий труда, совершенствование нормирования, форл и систем заработной платы [5, с. 54]. Другие авторы, не признавая самой формулировки «социально-экономические» факторы, считают, что социальные и экономические факторы нужно рассматривать отдельно. Если экономические факторы относятся к области трудовых отношений, то социальные — действуют вне сферы процесса труда [5, с. 57]. Ряд авторов в группу социально-экономических факторов включает повышение уровня образования и квалификации работников, улучшение условий’ их труда, формирование социалистического отношения к труду [5, с. 57].

Нам представляется правомерным рассмотрение вопросов социального и экономического характера в одной группе, ввиду тесной взаимосвязи этих вопросов. На наш взгляд, к социально-экономическим факторам, влияющим на использование рабочего времени, можно отнести условия труда на рабочих местах, организацию оплаты труда и материального стимулирования, текучесть кадров, создание здорового морально-психологического климата в коллективе. Эта группа факторов оказывает воздействие на все виды потерь рабочего времени.

Со многими вопросами использования рабочего времени, особенно о состоянием трудовой дисциплины, тесно связана проблема текучести кадров и создания стабильных производственных коллективов. Воспитательные меры, применяемые на предприятиях администрацией, общественными организациями для укрепления дисциплины, не окажут никакого действия в условиях интенсивной сменяемости кадров. На предприятиях, где не ведется действенная работа по укреплению трудовой дисциплины, ослаблен контроль за ее соблюдением, как правило, возрастает текучесть кадров, в частности, растет число увольнении за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины. Поэтому с полной уверенностью можно сказать: трудовые успехи коллектива тем выше, чем прочнее закрепляются в нем кадры, чем стабильнее коллектив, а в таком коллективе, как правило, меньше и нарушений трудовой дисциплины.

Внепроизводственные факторы оказывают наибольшее влияние на такие виды нарушений трудовой дисциплины, как опоздания на работу в начале смены, преждевременные уходы в конце смены, прогулы, неявки с разрешения администрации, внутрисменные простои, болезни.

С одной стороны, опоздания на работу зависят от самого человека, его организованности и дисциплинированности. С другой стороны, они обусловлены недостатками применяемых на предприятиях режимов рабочего времени, несогласованностью времени начала и окончания смены на предприятиях с графиками работы городского транспорта. Нередко причиной опозданий, преждевременных уходов и разного рода отлучек с рабочих мест с разрешения и без разрешения администрации является неудобный для работников предприятий, особенно работающих в одну смену, распорядок и организация работы жилищно-коммунальных, бытовых, торговых и других предприятий и организаций сферы обслуживания, отвлечения на сельскохозяйственные работы.

Оказывают влияние на использование рабочего времени и факторы, связанные с природно-климатическими условиями, обусловленные действием определенных традиций (свадьбы, похороны).

Все факторы, влияющие на использование рабочего времени, взаимосвязаны и взаимообусловлены друг с другом. Например, совершенствование техники, изменения в технологии влияют на улучшение условий труда, от которых в значительной степени зависит работоспособность работников. Рост технической вооруженности труда, усложнение техники приводят к необходимости повышения квалификации, образования, требует дополнительных знаний, умения, мастерства, профессиональных навыков. В свою очередь, рабочий, имеющий более высокий уровень образования, квалификации, большой производственный стаж, более быстро может освоить новое оборудование, работать высокопроизводительно, без потерь.

Для удобства анализа и изучения, для оценки влияния факторов на степень использования рабочего времени необходимо рассматривать их отдельно в пределах той или иной группы, т.е. необходима их классификация. Исследование характера и степени влияния факторов на уровень и динамику рабочего времени позволяет глубже проводить анализ, находить причины и резервы рабочего времени, своевременно влиять на величину потерь, сокращать или предотвращать их, т.е. воздействуя на использование рабочего времени, в определенной степени управлять им.

Источник