Понятие о полезных и вредных привычках

Понятие о полезных и вредных привычках thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 марта 2020;
проверки требует 1 правка.

Вредные привычки — социально-психологический конструкт/концепт, охватывающий целый ряд различных форм социального поведения, регулярно совершаемых человеком и приносящих ему вред; проявления психического и психологического дискомфорта индивида в результате неблагоприятного воздействия микросоциальных, социально-психологических и индивидуально-биологических факторов, мешающих успешной самореализации личности как представителя данного общества и приносящих вред здоровью человека и окружающей его среде[2].

Определения[править | править код]

Не существует однозначной и единой трактовки понятия вредной привычки.

Согласно ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения.» вредная привычка — это

Педагогический энциклопедический словарь под редакцией Б.М. Бим-Бада определяет вредные привычки как навязчивые действия, отрицательно сказывающиеся на поведении, физическом и психическом развитии ребёнка[4]. Универсальный дополнительный практический толковый словарь Мостицкого характеризует вредную привычку как «автоматически повторяющееся» и «вредоносное» для всех действие[5]. Голландский психолог и социолог Ягер акцентирует внимание на «позитивный результат» вредной привычки «в данный момент» и её «разрушительный эффект в долгосрочной перспективе»[6].

Виды вредных привычек[править | править код]

Нет единого перечня вредных привычек. В некоторых работах, посвящённых вредным привычкам, к ним относят табакокурение, алкоголизм и наркоманию[7], хотя другие исследователи считают, что это зависимости. По мнению учёной-психолога Марианны Вальверде, основное отличие вредной привычки от аддикции или психического заболевания заключается в способности силы воли человека контролировать свои действия в процессе осуществления этой привычки[8]. Согласно исследованию голландских психологов Фаес и Верпланкена, самоконтроль вредных привычек способен снизить их разрушительный эффект, однако связь между самоконтролем и избавлением от вредной привычки слабо прослеживается и не несёт в себе функциональной зависимости. Тем самым, самоконтроль подавляет вредные привычки, но не освобождает человека от них[9]. Так или иначе, к вредным привычкам относятся:

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. ↑ M. S. Muthu, M. Sivakumar (2009), Oral Habits, Elsevier, с. 320, ISBN 9788131210581
  2. ↑ Словарь-справочник по отечественной социальной педагогике/ Под ред. С.А. Завражина. Владимир: ВГПУ, 2000. — 254 с.
  3. ↑ ГОСТ Р 52495-2005: Социальное обслуживание населения. Термины и определения
  4. ↑ Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 45.
  5. 1 2 3 4 5 Универсальный дополнительный практический толковый словарь. И. Мостицкий. 2005–2012.
  6. 1 2 Breaking ‘bad habits’: a dynamical perspective on habit formation and change
  7. Mariana Valverde. Disease or Habit? Alcoholism and the Exercise of Freedom // Diseases of the Will: Alcohol and the Dilemmas of Freedom (англ.). — 1998. — ISBN 0521644690.
  8. Mariana Valverde. Disease or Habit? Alcoholism and the Exercise of Freedom // Diseases of the Will: Alcohol and the Dilemmas of Freedom (англ.). — 1998. — ISBN 0521644690.
  9. ↑ Bas Verplanken, Suzanne Faes (21 Jun 1999), Good intentions, bad habits, and effects of forming implementation intentions on healthy eating, European Journal of Social Psychology Т. 29 (5-6): 591–604, doi:10.1002/(sici)1099-0992(199908/09)29:5/6<591::aid-ejsp948>3.0.co;2-h, <https://www3.interscience.wiley.com/journal/62002770/abstract?CRETRY=1&SRETRY=0> Архивировано 5 января 2013 года.
  10. 1 2 Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 45
  11. ↑ Bas Verplanken, Suzanne Faes (21 Jun 1999), Good intentions, bad habits, and effects of forming implementation intentions on healthy eating, European Journal of Social Psychology Т. 29 (5-6): 591–604, doi:10.1002/(sici)1099-0992(199908/09)29:5/6<591::aid-ejsp948>3.0.co;2-h, <https://www3.interscience.wiley.com/journal/62002770/abstract?CRETRY=1&SRETRY=0> Архивировано 5 января 2013 года.
  12. ↑ Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

Ссылки[править | править код]

  • Suzanne LeVert, Gary R. McClain. The Complete Idiot’s Guide to Breaking Bad Habits (англ.). — Alpha Books (англ.)русск., 2001. — ISBN 0028639863.
  • Mariana Valverde. Disease or Habit? Alcoholism and the Exercise of Freedom // Diseases of the Will: Alcohol and the Dilemmas of Freedom (англ.). — 1998. — ISBN 0521644690.
  • Bas Verplanken, Suzanne Faes (21 Jun 1999), Good intentions, bad habits, and effects of forming implementation intentions on healthy eating, European Journal of Social Psychology Т. 29 (5-6): 591–604, doi:10.1002/(sici)1099-0992(199908/09)29:5/6<591::aid-ejsp948>3.0.co;2-h, <https://www3.interscience.wiley.com/journal/62002770/abstract?CRETRY=1&SRETRY=0> Архивировано 5 января 2013 года.
  • Bill Borcherdt. Making Families Work and What to Do When They Don’t (англ.). — Haworth Press (англ.)русск., 1996. — P. 172. — ISBN 0789000733.
  • Herbert Fensterheim, Jean Baer. Don’t Say Yes When You Want to Say No (неопр.). — Dell, 1975. — ISBN 0440154138.
  • How are habits formed: Modelling habit formation in the real world†

Источник

Многие привычки, полезные и вредные, формируются еще в детстве, и оказывают существенное влияние на жизнь, состояние здоровья, взаимоотношения с другими людьми, успешность. А значит, родителям следует с первых лет и даже месяцев жизни ребенка позаботиться о формировании у него правильных и полезных привычек. Полезные привычки для детей являются составляющей здорового образа жизни, прививая малышу правильные привычки, мы снижаем вероятность появления у него вредных. Если определенный комплекс правильных и полезных действий уже сформирован, без веских причин ребенок не станет от него отступать. Лучшим методом формирования и закрепления полезных привычек является личный пример родителей, в раннем возрасте они для малыша являются непререкаемым авторитетом и образцом для подражания.

Читайте также:  Мед и кленовый сироп что полезнее

Среди наиболее важных полезных привычек для детей можно назвать такие:

соблюдать распорядок дня;

выполнять гигиенические процедуры;

делать зарядку и заниматься спортом;

придерживаться рационального режима питания;

побольше времени проводить на свежем воздухе;

придерживаться правильного режима сна и бодрствования;

планировать свое время;

поддерживать чистоту и порядок;

создавать позитивный настрой, мыслить позитивно.

Четкий распорядок дня, система очень важны в жизни каждого человека. Когда ребенок совсем маленький, взрослые решают за него, что и когда он будет делать. Хорошо, если при этом они придерживаются режима, полезная привычка сформируется у ребенка с первых месяцев жизни, и ему будет проще уже осознанно соблюдать распорядок дня. Знакомство малыша с понятиями «режим, распорядок» можно провести одновременно со знакомством с часами, продемонстрировать движение стрелок и рассказать, что он будет делать, когда стрелки окажутся в определенном месте.

Полезные привычки

Учите ребенка любить работу

Приближаются выходные, и что слышат дети? Слава богу, пятница, можно отдохнуть от этой работы, начальник у меня — свинья, подчиненные не слушаются, а работа в целом бесит. Такая позиция с самого детства учит человека тому, что работа — это плохо, тяжело и неприятно. Дети, которых так тренируют, не захотят работать или начинать собственный бизнес. При этом нужно, чтобы ребенок был способен выполнять работу, которая ему не нравится или заставляет напрягаться — потому что это развивает характер, силу воли. Если же делать только то, что нравится — никакой дополнительной пользы для человека это не принесет.

Учите ребенка делиться.

«Я сам!» и «Мое!» — основные слова малыша. Фактически «Мое» — одно из слов, которое легче всего произнести ребенку.

Играя с другими детьми в песочнице, ребенок замечает новую игрушку. Он обязательно захочет с ней поиграть. Важно научить своего ребенка спрашивать разрешение взять что-либо чужое, а так же научить делиться с другими. Не принуждайте ребенка делиться. Вместо этого создайте отношения и среду, которые поощряют ребенка в этом желании. Владение дает силу. Для вас это только игрушки. Для ребенка это ценные, дорогие вещи. Уважайте чувства малыша, поощряя способность поделиться. Если зашел спор на счет какой-либо игрушки, практикуйте поочередное владение. Обязательно заранее скажите ребенку, что когда вы будете уходить, он все игрушки сможет забрать обратно.

Без телевизора и мобильного телефона

Кто лучший друг «нормального» ребенка? Скорее всего, телевизор, компьютер и мобильный телефон. Мобильник приучает человека не организовывать и не планировать свое время, а телевизор демонстрирует неправильные модели жизни. Чему вас учит мультик про Губку Боба? Ленивый, распущенный, нигилистичный мужичок радуется по поводу того, как он обвел вокруг пальца других. Вы хотели бы, чтобы ваши сыновья выросли такими мужичками? Хотели бы таких мужей для своих дочерей?

Народная мудрость недаром отмечает взаимосвязь между привычками человека и его судьбой. Сформировать правильные привычки в зрелом возрасте непросто, иногда приходится переламывать себя, а вот у детей они закладываются естественно. Важная роль в том, чтоб сформировать полезные привычки для детей, принадлежит их родителям. И личный пример тут важнее слов. Так что родителям нужно тщательно контролировать собственные привычки – не противоречат ли они тому, что взрослые пытаются привить ребенку.

Источник

Светлана Емельянова
Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе «Привычки полезные и вредные»

Задачи. Закреплять знания детей о том, что полезно для их здоровья, а что наносит эму вред.

Расширять знания о полезных и вредных привычках, знать, что обозначает понятие «привычка».

Воспитывать желание иметь полезные привычки, а от вредных— избавляться. Учить уважать людей, ведущих здоровый образ жизни.

Активировать словарь детей за счёт слов: привычка, полезно, вредно, опрятный, аккуратный, витамины, фрукты, ягоды, овощи.

Материал. Куклы би-ба-бо мальчик и медвежонок; стихи и картинки о полезных и вредных привычках; картинки с изображением овощей, фруктов и ягод, красный и чёрный кружки на каждого ребёнка; ширма; аудиозаписи весёлой музыки.

Предварительная работа. Беседы о здоровье, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, рассматривание различных ситуаций, наблюдения, сюжетно-ролевые игры, рассматривание овощей, фруктов и ягод.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, когда вы заходите в группу, что говорите своим товарищам и взрослым? (Здравствуйте.) Правильно, здороваетесь. Здороваться, это хорошая привычка. Вот сегодня мы с вами поговорим о привычках. Как вы думаете, что такое привычка? Это то, что мы делаем часто, что привыкли делать постоянно и от чего нас трудно отучить. Есть полезные и вредные привычки.

Полезные привычки помогают сохранить наше здоровье, красоту, хорошее настроение. Давайте назовём, какие есть хорошие привычки. (Утром умываться, чистить зубы, причёсываться, делать зарядку. Ответы детей сопровождаются показом картинок.) А почему эти привычки полезные? Чем они помогают нашему здоровью? (Ответы детей).

Читайте также:  Что полезно есть для болезни кишечника

А скажите, умываться нужно только утром? Когда ещё нужно мыть руки? (После игры, после улицы, после туалета, перед едой).

Вы уж, детки, постарайтесь:

Чаще мылом умывайтесь.

Надо чистою водой

Руки мыть перед едой.

Руки после туалета

Вымой тёплою водой—

Всех микробов сразу смой,

Чтобы не попали в рот,

Чтобы не болел живот!

Если человек умытый, с чистыми руками, в чистой одежде, причёсанный, как можно назвать такого человека? Опрятный, аккуратный. (Повторить, помочь запомнить).

Что такое быть опрятным?

Значит чистым, аккуратным,

Чтоб штаны не знали дыр—

Это брюки, а не сыр.

Но бывает у детишек

Лезет майка из штанишек,

На коленях по дыре

От сражений во дворе.

Посмотрите друг на друга. Всех ли наших детей можно назвать опрятными? (Да, всех)

(На доске картинка с изображением грязнули.)

Как вы думаете, каких хороших привычек нет у этого мальчика (Дети перечисляют.)

(На доске картинка с изображением мальчика, убирающего вещи на места.) Это хорошая привычка? Почему вы так думаете? (Чтобы потом быстро можно было найти нужную вещь. Когда вещи разбросаны, это не красиво.)

А наведение чистоты в доме, это хорошая привычка? Как мы наводим дома чистоту? (Моем пол, вытираем пыль, моем посуду.) (Показ картинок.)

Физминутка. «Наведём порядок в доме».

Но, к сожалению, есть вредные привычки. Они плохо влияют на здоровье человека, портят нам жизнь. От них плохо самому человеку и всем окружающим людям. Какие вредные привычки можете назвать? (Дети называют.) Поговорим о привычке грызть ногти. Почему это вредно? (Дети говорят.) А ещё очень плохая привычка тянуть в рот всякие предметы, поднимать их с пола и земли и тоже их грызть или облизывать. Послушайте.

На прогулке рыжий кот

Потянул конфету в рот,

Что валялась на дороге.

После были все в тревоге:

Так болел его живот,

Что попал в больницу кот!

От чего попал кот в больницу? (Ответы детей).

А сейчас я хочу с вами поиграть. Я буду читать вам о привычках. Если вы узнаете хорошую привычку, поднимите красный кружок, а если плохую, то чёрный.

Игра «Хорошо— плохо»

А сейчас я хочу, чтобы вы услышали одну интересную историю.

Кукольный спектакль «Денис и медвежонок Денни»

Понравилась вам история? А вы любите есть фрукты и ягоды? А овощи? Молодцы! Это хорошая привычка. В них много витаминов. Витамины помогают нам: быстро расти, быть крепкими, здоровыми и весёлыми.

А сейчас поиграем. Возьмите по картинке, на них изображены ягоды, фрукты, овощи. А здесь их дома. Когда звучит музыка, вы танцуете, как только музыка перестаёт звучать, быстро занимаете свои дома. Не ошибитесь.

Игра «Найди свой домик».

Мы много говорили о привычках. Я надеюсь, что вы всё запомнили и у вас будет много полезных привычек, а вредных не будет совсем.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Кукольный спектакль «Денис и медвежонок Денни»

Жил-был в лесу медвежонок Денни. Каждое утро он просыпался, умывался, чистил зубы, делал зарядку.

Денни. (делает зарядку). Раз, два, три, четыре! Приседания! Наклоны! Прыжки! А теперь бегом по лесу!

Летом он любил купаться в речке: плескался, нырял. Плавал. Потом Денни отправлялся в лес собирать на завтрак ягоды и лакомился ими.

А недалеко, в посёлке, жил мальчик Денис. Он очень любил конфеты и мог съесть их целый мешок! Однажды он стащил у мамы из буфета все конфеты и побежал в лес.

Денис. Вот здесь меня никто не увидит, и ругать не будет. Съем все конфеты (Ест конфеты.) Вкусно! Вкусно! Ой-ой-ой! Что такое? Зубы болят! Больно! Больно! Кто это там прячется?

Денни. Это я, медвежонок. Уж больно громко ты кричишь, пришёл на тебя посмотреть. Меня Денни зовут. А тебя?

Денис. Я – Денис. А ты из цирка медвежонок?

Денни. Нет, я из сказки, волшебный медвежонок. И я знаю, почему тебе так больно.

Денис. Почему?

Денни. Потому что ты съел много конфет. А от них портятся зубы и болят. И если ты и дальше будешь есть столько много конфет, то твои зубы могут выпасть!

Денис. Ой-ой-ой! Не хочу! Боюсь! Как же я без зубов буду?

Денни. Послушай меня. Нельзя есть много сладкого. Это плохая привычка. Лучше ешь больше ягод и фруктов. Они сладкие, вкусные и полезные! Хочешь, пойдём со мной ягоды собирать?

Денис. Хочу!

Денни. Тогда пойдём! А каждое утро приходи, будем вместе зарядкой заниматься, и болеть у тебя ничего не будет.

Денис. Хорошо!

И пошли Денис и Денни ягоды собирать.

Читайте также:  Полезно время от времени ставить знак вопроса

К игре «Хорошо— плохо»

Мышка плохо руки мыла:

Лишь водичкою смочила,

Мылом мылить не старалась

И на лапках грязь осталась.

Поспали? Что ж, пора вставать,

Свою постельку заправлять.

Разбросал я книги, вещи

И искал их целый вечер.

Мою грязную посуду,

Пол помыть я не забуду.

Медвежонок хлеб жевал—

Крошки хлебные ронял.

Говорил с набитым ртом—

Что? Не мог понять никто.

Пылесосом убираю,

Пыли я не оставляю.

Ногти очень грызть люблю,

Всех микробов я ловлю.

Поиграли дети дружно,

Теперь спать ложиться нужно.

Наступает тихий час,

Тишина нужна сейчас.

Как-то серого волчонка

Взяли зайчики в игру.

Перессорил всех волчонок

И обидел детвору.

Заяц с куклою играл,

Платье кукле разорвал.

Взял себе потом машину,

Разобрал наполовину.

Мячик маленький нашёл,

Этот мячи проколол.

А когда конструктор взял,

Все детали растерял.

Раньше маленький пингвин

Был совсем-совсем один.

Но теперь он изменился

И со всеми подружился.

Дождь на улице опять.

Под дождём идём гулять.

Луж вокруг полным-полно

Но ребятам всё равно:

Скачут, бегают, играют

В лужах лодочки пускают.

Источник

Ещё три года назад из полезных привычек я могла бы назвать только две: чистить зубы дважды в день и ложиться спать в 22:00.

Про плохие привычки расскажу как-нибудь в другой раз. В этой заметке про мою пятёрку хороших привычек, которые помогают активничать весь день и очень хорошо влияют на здоровье.

Утренний стакан воды

Несколько лет, а точнее практически всю сознательную жизнь, по утрам первым глотком воды у меня был кофе. Сначала растворимый, потом — натуральный.

Кофе со сливками, свежемолотый и свежесваренный, до некоторого времени был одним из удовольствий дня. Пока я не поняла, что удовольствие какое-то сомнительное. Да, сначала бодрит, а часам к десяти приходит сон и вялость.

Но допилась я кофе до того, что появились проблемы с кишечником. И вот в один прекрасный день я просто взяла и перестала пить кофе. Вместо него утром я пью стакан некипячёной воды.

Алгоритм действий прост: утром встала, пошла на кухню, налила стакан воды, выпила, пошла делать всё остальное.

Работу прерывай — зренье сохраняй!

Следующая полезная привычка — перерывы в работе. Я пробовала разные способы, вплоть до помидоров. Работало, но недолго.

Возможно, не работало, потому что 20-25-минутные рабочие интервалы мне не подходят. Только углубишься в работу, уже перерыв. Внимание рассеивается и потом его надо собирать ещё 20 минут.

Но совсем без перерывов нельзя. Ведь работа у меня компьютерная. Я к компу привязана накрепко.

Выход оказался очень простым. Есть замечательная программа EyeLeo. Её можно настроить под себя и, например, делать каждые полчаса зарядку для глаз и каждый час перерыв на пять минут или сколько захочется.

Результат: мне 42, я не ношу очки, зрение осталось такое же, как и было в 20.

Разгон энергии

Кому неизвестно, что в течение дня происходят у каждого человека периоды активности и спада этой самой активности? Всем известно.

У меня спад активности наступает в период с 10:00 до 11:00. В это время я восстанавливаю энергию с помощью цигун. Есть один интересный комплекс упражнений, называется Ба Дуань Цзинь, что переводится как «Восемь кусков (или отрезов) парчи».

Восемь упражнений, выполненные по восемь раз каждое с чувством, толком, расстановкой, наполняют энергией и помогают сосредоточиться.

Послеобеденный отдых

Есть разные точки зрения на сон после обеда. Одни говорят — низзя, другие считают, что надо обязательно.

Я после обеда сплю редко. 20 минут медитации или релаксации оказывается достаточно, чтобы восстановить силы и прогнать сонливость.

Для этого использую приложение Mindroid, которое установлено на планшете.

Книги читай! Каждый день в обязательном порядке

Чтение книг — это тоже привычка. Пока у меня не было этой привычки, я читала мало. Иногда перерывы между одной книгой и другой длились месяцами.

Теперь один или два часа перед сном я читаю книги. На этот год вообще составила список книг, которые я хочу прочитать, и стараюсь от него не отступать.

Читаю в основном электронные книги, которые хранятся у меня опять же в планшете, в приложении сервиса Bookmate.com.

Почему читать книги полезно для здоровья? Потому что нет-нет да и прочитаешь какую-нибудь книгу о том, как надо правильно питаться, закаляться, тренироваться.

А в целом чтение книг существенно повышает качество жизни. По себе знаю, что человек, который много читает, пользуется спросом на рынке труда. К нему идут за советом, потому что знают, что он всё знает, чего не спросишь.

Не забывайте подписываться на канал. Впереди много интересного.

Также читайте 10 инструментов достижения целей

Автор: Надежда Лимонникова.

Источник