Понятие о полезных ископаемых 3 класс
2.
Постановка учебных задач и её решение
Словесн.: ответы на вопросы;
Практический:
формулирование темы и цели урока;
5
-Отгадайте загадки:
.Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ)
Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (Глина)
-Как назвать все эти отгадки? (полез. ископаемые)
— Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»
— Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)
— Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые)
— Верно, молодцы!
Отвечать на вопросы;
Определять тему урока;
Ставить цели урока;
Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
3.
Решение частных задач
Словесный:
учебный диалог;
Словесный:
ответы на вопросы;
Практический:
Практическая работа в группах;
Практический: защита работ;
10
7
5
— А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?
— А из чего делают автомобили, самолёты?
— Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)
— Да, им нужно горючее, которое получают из нефти.
Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.
— А почему они полезные? (Ответы детей)
— Молодцы! Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.
— Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные).
Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы.
— Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?
— К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.
— А какое значение имеет топливо? (ответы детей)
— При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи.
— Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.
— Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды — чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.
— Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?
— Молодцы. Перейдём к третьей группе.
— Как вы думаете, почему они называются строительными?
— Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).
— А сейчас мы проведём практическую работу в группах.
(Изучение свойств песка, угля)
В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого.
Инструкция:
1. Название полезного ископаемого.
2. Твёрдое или жидкое ископаемое?
3. Прочное или хрупкое?
4. Определить цвет, прозрачность.
5. Где можно использовать, применить.
— Итак, давайте сравним ваши работы. Первая группа прочитайте ваши исследования. Хорошо, поднимите карточки те, у кого также. Молодцы!
Высказывать свои предположения;
Отвечать на вопросы
Анализировать;
Высказывать свои предположения;
Выполнять практическую работу в группах
К: участвуют в учебном диалоге;
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
К:аргументация своего мнения и позиции;
учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
П: извлечение необходимой информации;
К: высказывать своё предположение;
П: поиск и выделение необходимой информации;
Р:учиться высказы вать
своё предположение;
П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Практический:
тестирование;
7
— Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? — У кого другое мнение? (Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)
— Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.
Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?
а) песок, глину
б) гранит, торф
в) уголь, соль
Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) нефть, руда
б) уголь, торф
в) известняк, газ
Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
а) гранит, песок
б) уголь, руда
в) нефть, газ
Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?
а) строители
б) геологи
в) шахтёры
Большинство полезных ископаемых:
а) жидкие
б) твердые
в) газообразные
Нефть и газ добывают
а) на суше
б) на море
в) и на суше, и на море
Что не является горючим полезным ископаемым?
а)каменный уголь
б)гранит
в)торф
Какое полезное ископаемое является жидким?
а)нефть
б)глина
в)газ
— Обменяйтесь работами и проверьте тест по ключу на слайде.
Выполнять тестирование
П: поиск и выделение необходимой информации;
4.
Итог урока.
Рефлексия.
Словесн.: ответы на вопросы;
3
Д.З: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.
— Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?
— Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.
— Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?
— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
— Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.
Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.
— Какие задачи ставили в начале урока?
— Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?
— Что помогло нам в работе?
— Какие открытия для себя сделали?
— Спасибо за активное участие на уроке, до свидания!
Записывать д.з
Отвечать на вопросы;
Подводить итог урока;
Р: осуществлять итоговый контроль
Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Тема: «Виды полезных ископаемых » 3 класс
2 слайд
Описание слайда:
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве Картинки
3 слайд
Описание слайда:
Люди, занимающихся изучением и поиском природных богатств.
4 слайд
5 слайд
Описание слайда:
Самостоятельная работа. Тест 1) Фамилия и имя: ________________________________________ 2) Какие из указанных полезных ископаемых относятся к плотным горным породам? Нужное подчеркни. Мрамор гранит газ Песок нефть уголь 3) Какое полезное ископаемое добывают в Караганде? ______________ 4) Найди правильное утверждение: а) металл получают из глины б) металл получают из руды, добываемой из недр земли. в) металлические руды не являются полезными ископаемыми 5) Какие полезные ископаемые входят в состав цемента? ______________________________________________________________
6 слайд
Описание слайда:
Правильные ответы: 2) Какие из указанных полезных ископаемых относятся к плотным горным породам? Нужное подчеркни. Мрамор гранит газ Песок нефть уголь 3) Дорисуйте условные знаки данных полезных ископаемых и подпишите что это обозначает этот знак: золото поваренная соль железная руда 4) Какое полезное ископаемое добывают в Караганде? Уголь 5) Найди правильное утверждение: а) металл получают из глины б) металл получают из руды, добываемой из недр земли. в) металлические руды не являются полезными ископаемыми 6) Какие полезные ископаемые входят в состав цемента? глина и известняк Нужны условные знаки
7 слайд
Описание слайда:
Виды полезных ископаемых: 1 Горючие полезные ископаемые: Каменный уголь, нефть, природный газ.
8 слайд
Описание слайда:
Каменный уголь
9 слайд
10 слайд
Описание слайда:
Природный газ
11 слайд
Описание слайда:
Месторождения горючих полезных ископаемых в Казахстане
12 слайд
Описание слайда:
Виды полезных ископаемых: 2. Рудные полезные ископаемые Железо, алюминий, медь, магнитный железняк, свинец, серебряная руда, золото.
13 слайд
Описание слайда:
Бурый железняк
14 слайд
Описание слайда:
Боксит (Алюминиевая руда)
15 слайд
Описание слайда:
Медная руда (медный колчедан)
16 слайд
17 слайд
Описание слайда:
Магнитный железняк
18 слайд
19 слайд
Описание слайда:
Месторождения рудных полезных ископаемых в Казахстане дополнить
20 слайд
Описание слайда:
Виды полезных ископаемых: 3.Нерудные полезные ископаемые Соль, мрамор, гранит, известняк, песок, глина.
21 слайд
Описание слайда:
Каменная соль
22 слайд
23 слайд
24 слайд
Описание слайда:
Известняк
25 слайд
26 слайд
27 слайд
Описание слайда:
Месторождения нерудных полезных ископаемых в Казахстане
28 слайд
Описание слайда:
Добыча полезных ископаемых: известняк
29 слайд
Описание слайда:
Добыча полезных ископаемых: открытым и закрытым способом Добыча каменного угля
30 слайд
Описание слайда:
Техника ,применяемая при добыче полезных ископаемых:
31 слайд
Описание слайда:
Добыча глины
32 слайд
Описание слайда:
Добыча нефти
33 слайд
Описание слайда:
Добыча каменного угля открытым способом
34 слайд
Описание слайда:
Работа по учебнику: стр.93 рассмотри рисунки.
35 слайд
Описание слайда:
К какому виду полезных ископаемых относится? (работа в тетрадях) Природный газ, нефть, мел, песок, железная руда, медная руда, каменный уголь, глина. Горючие полезные ископаемые Рудные полезные ископаемые Нерудные полезные ископаемые
36 слайд
Описание слайда:
Итог урока: Итог урока: 1)Выставление оценок: 2) Ответь на вопросы: — Чем мы занимались на уроке? -Кто был лучшим? -Что полезного вы узнали?
37 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание: Читать с.94-97, составить по 2 вопроса по теме.
38 слайд
Описание слайда:
Урок окончен Спасибо!
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-342988
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Инфоурок
›
Окружающий мир
›Конспекты›Конспект урока с презентацией по окружающему миру 3 класс на тему «Полезные ископаемые»
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Конспект урока.docx
Выбранный для просмотра документ полезные ископаемые.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
2 слайд
3 слайд
4 слайд
Описание слайда:
Горные породы, которые люди добывают из различных слоёв Земли. Они необходимы для жизни и деятельности людей. Полезныеископаемые
5 слайд
Описание слайда:
Практическая работа(Работа в группах.) 1группа Определить цвет, структуру, наличие запаха (в сухом и влажном состоянии) у песка и глины 4 группа Определите цвет, структуру и запах известняка и гранита. 2 группа Проверьте способность песка и глины пропускать воду. Для этого проделайте опыт. 5 группа Определите прочность известняка и гранита (ударьте по граниту и известняку, предварительно заверните их в кусок ткани). 3 группа Проверьте вязкость песка и глины. Для этого из мокрого песка и мокрой глины скатайте шарики. Проверьте, что лучше сохраняет форму? 6 группа Проверьте, пропускают ли известняк и гранит воду.
6 слайд
7 слайд
Описание слайда:
Творческое задание группам. 1-3 группы постараются вылепить из куска глины предмет посуды (чашку). 4-6 группы с помощью песка иклея создадутколлективнуюаппликацию.
8 слайд
Описание слайда:
………….сыпучий, состоит из крупинок, хорошо пропускает воду. …………. состоит из песчинок, прочный, не пропускает воду. ………….. прочный, если капнуть уксусом, то послышится шипение. …………..пластичная, сырая имеет запах. Проверь себя
9 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание С. 61 – 62 пересказ, рабочая тетрадь: с.24, №56, 57
10 слайд
Описание слайда:
Используемые материалы https://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bimages%2Fsearch%3Bimages%3B%3B&text=& https://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bimages%2Fsearch%3Bimages%3B%3B&text=& https://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bimages%2Fsearch%3Bimages%3B%3B&text=& https://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bimages%2Fsearch%3Bimages%3B%3B&text=& https://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bimages%2Fsearch%3Bimages%3B%3B&text=&
11 слайд
12 слайд
13 слайд
14 слайд
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Преподаватель естествознания
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель экологии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-1286332
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые
2 слайд
Описание слайда:
Что такое полезные ископаемые? Что такое месторождение? Кто ищет месторождения полезных ископаемых? Как они используются человеком?
3 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые – это вещества, которые образуются в недрах Земли и которые человек, добывая, может использовать для своих нужд.
4 слайд
Описание слайда:
Природные скопления полезных ископаемых, пригодных для добычи, называют месторождениями, а при больших площадях распространения – бассейнами.
5 слайд
Описание слайда:
Поиском месторождений занимаются геологи. Геология – это наука о строении и истории развития земной коры, о методах поиска полезных ископаемых.
6 слайд
Описание слайда:
Назовите горючие полезные ископаемые.
7 слайд
Описание слайда:
Каменный и бурый уголь, нефть, горючие сланцы, природный газ, торф.
8 слайд
Описание слайда:
Угольная шахта В шахте П