Познание мира 3 класс виды полезных ископаемых

Познание мира 3 класс виды полезных ископаемых thumbnail

Конспект урока «Познание мира» учитель Аюченко С.Я. ОПШМТ №11 г. Павлодар

Тема исследования: Смогут ли учащиеся в совместной деятельности на уроке выражать свое понимание темы?

Цель: анализ и оценка учебных достижений школьников совместной деятельности.

Тема: Виды полезных ископаемых.

Цель: научить различать полезные ископаемые по способу применения ( рудные, нерудные, горючие).

Цель для ученика

К концу урока:

Я знаю, какие полезные ископаемые относятся к горючим, рудным, нерудным полезным ископаемым, могу перечислить;

Я могу определять, из каких полезных ископаемых изготовлены предметы;

Я сумею доказать нужность полезных ископаемых для человека.

Организационно-мотивационный

Операционный этап

Я знаю, какие полезные ископаемые относятся к горючим, рудным, нерудным полезным ископаемым, могу перечислить;

Я могу определять, из каких полезных ископаемых изготовлены предметы;

Я сумею доказать нужность полезных ископаемых для человека

Рефлексия

10 мин

Установить психологический настрой на работу

1. Выполняют движения под музыку

2. Распределение по группам.

Организация рабочего места.

Повторение правил работы в группе.

Выбор командира

Проверка домашнего задания.

Тест (см.приложение)

Что называют полезными ископаемыми?

Какие полезные ископаемые знаете?

Какие ископаемые относятся к рыхлым горным породам?

Где применяют эти породы?

Сегодня продолжаем изучать тему полезных ископаемых. По способу применения они делятся на три группы. А вот на какие группы, вы сейчас узнаете.

  1. Откройте стр.100-101 Прочитайте.

Стратегия «Инсерт»

(на доске)

«Чтение с пометами»

+ -новое

V-знал

?-не понятно.

Обсуди в группе.

Вывод по тексту:

1.Что знали?

2.какая информация была новой для вас?

3.Что было непонятно?

2.В группах: замоделировать текст.

3.Прием «Отбор и сортировка материала»

1 группа: сортирует названия полезных ископаемых по группам.

2,3 группа: сортирует картинки предметов по отношению к полезным ископаемым.

4 группа: на карте Казахстана отмечает месторождения полезных ископаемых.

Защита у доски

Работа в паре по «Листу успеха» (см приложение )

Что вы можете сказать о своей работе на уроке?

Оцените стикерами свое настроение. Объясни свой выбор.

Что узнал на уроке?

Твои пожелания классу.

Домашнее задание.

Стр.100-101 чит, перес, работать с картой Казахстана.

*мини-сочинение « История одного полезного ископаемого»

1. Бодрячок «Солнышко»

2. Организация групп по принципу « цветные пуговицы»

Инструктаж

опрос

Обсуждение текста.

Обсуждение моделей текста у доски

ФО:Поощрение учителя

ФО: устное высказывание учеников

ФО: устное высказывания учеников

ФО:жест «большой палец»

Разноцветные пуговицы

Листы чистые в группы для составления модели текста.

Конверты с заданиями, инструкции к заданию

иллюстрации

Карта Казахстана

«Мое настроение»

стикеры

ИКТ

Новые подходы в образовании

Управление и лидерство

Учет возрастных особенностей

Талантливые и одаренные

Критическое мышление

Лист успеха.

Ф.И._____________________________________________ дата

Горючие п.и. пластилин

кирпичи

Рудные п.и. бензин

самолет

Нерудные п.и. железная дорога

керосин

Тест.

Ф.И..______________________________

1.К рыхлым полезным ископаемым относятся:

А) песок, глина

Б ) нефть

В ) гранит, руда

2.Эти полезные ископаемые используют для изготовления кирпича:

А) песок

Б) глина

В) гранит

3.О каком полезном ископаемом идет речь:

« это пластичная осадочная горная порода. Она образуется из тончайших пород, осевших на дне водоемов.

Высохнув, становится твердой, как камень»

А) песок

Б) песчаник

В) глина

4. Горные породы и минералы, которые человек использует для своих нужд, называются:

А) нерудными полезными ископаемыми

Б) полезными ископаемыми

В) нефть, уголь

5.К жидким полезным ископаемым относятся:

А) руды, угли

Б) нефть и минеральные воды

Комментарий к уроку.

Данный урок был проведен в 3 классе «Б» ОПШМТ №11.Урок Познания мира. Тема урока «Виды полезных ископаемых». Цель урока: научить различать полезные ископаемые по способу применения ( рудные, нерудные, горючие.) Цели для ученика: Я знаю, какие полезные ископаемые относятся к горючим, рудным, нерудным полезным ископаемым, могу перечислить; Я могу определять, из каких полезных ископаемых изготовлены предметы;

Я сумею доказать нужность полезных ископаемых для человека.

На данном уроке я продолжила исследование по теме: Смогут ли учащиеся в совместной деятельности на уроке выражать свое понимание темы. Урок был проведен согласно запланированному плану –конспекту, построен в соответствии с теоретическими основами из книги «Руководства для учителя». Итогом деятельности на уроке для учеников была предусмотрена работа по «Листу успеха». Проверив данную работу, получился следующий результат: присутствовал 21 ученик: «5» -6, «4»- 11, «3»-3, «2»-1. Проанализировав работы, сделала вывод, что больше всего было допущено ошибок в задании №1, где нужно было перечислить полезные ископаемые, которые относятся к горючим полезным ископаемым. Ученики часто писали бензин, керосин, дизельное топливо. Эти вещества получают из нефти, и они не являются ископаемыми. Ученик, который получил «2», в заданиях указывал предметы, вещи, которые были получены из полезных ископаемых. При закреплении материала, он находился в группе, которая как- раз сортировала иллюстрации предметов по отношению к полезным ископаемым, видимо он не понял задание в «Листе успеха» и выполнил свое задание по аналогии с предыдущим . На этапе рефлексии, ученик оценивали свое настроение на уроке: 2 ученика оценили свое настроение как « спокойное», объяснив тем, что при выполнении заданий у них возникали вопросы, на которые они потом находили ответы. Остальные ученики отметили свою комфортность на уроке, оценили свое настроении как «настроение хорошее, все понятно», при этом объяснив свой выбор.

Читайте также:  Полезные рецепты что взять с собой на работу

На уроке присутствовали завучи школы и учителя, которые оставили свои отзывы об уроке.

Источник

Бигарина Римма Ринатовна, учитель начальных классов

ГУ «Институтская средняя школа», п.Научный

Урок познания мира в 3 классе.

Тема: виды полезных ископаемых.

Цель: знакомство со свойствами полезных ископаемых.

Задачи:

Образовательные:

— познакомить с видами полезных ископаемых;

— формировать навыки различать полезные ископаемые;

закрепить умения находить, пользуясь условными знаками, месторождения полезных ископаемых на карте;

Развивающие:

-развивать умения сравнивать, обобщать результаты наблюдения;

-развивать внимание и речь, логическое мышление.

Воспитывающие:

— воспитывать взаимоуважение, умение работать в группе;

— воспитывать потребность в знаниях;

— прививать навыки бережного отношения к природным богатствам.

Оборудование: коллекция полезных ископаемых, карточки для индивидуальной работы,.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Тренинг «Волшебный цветок».

Учитель держит в руках цветок.

— Ребята, встанем в наш дружный добрый круг, поприветствуем друг друга и пожелаем всего хорошего на урок.

Желаю счастья и добра

Всем детям с самого утра!

Дети, передают друг другу «волшебный цветок» и говорят пожелания на урок.

— Ребята у нас сейчас урок познания мира. (на доске разноцветные стикеры в форме цветка). Возьмите цветочек, который вам нравится. Все выбрали? Теперь садимся в группы по цвету цветка.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Тест.

1. Кто создал горные породы?

а) люди;

б) природа;

в) животные.

2. Какие бывают горные породы?

а) твердые и жидкие;

б) твердые и газообразные;

в) плотные, рыхлые, жидкие и газообразные.

3.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве? 
а) песок, глина; 
б) гранит, торф; 
в) каменный уголь, поваренная соль. 
4. Какие из полезных ископаемых служат топливом? 
а) оловянная и медные руды; 
б) каменный уголь, природный газ; 
в) графит, сера. 

5. Как нужно относиться к полезным ископаемым?

а) экономно;

б) бережно и экономно;

в) уничтожать.

6. Каменный уголь, нефть, газ – это …

а) горючие полезные ископаемые;

б) рыхлые полезные ископаемые;

в) рудные полезные ископаемые.

7. Месторождение – это …

а) карьеры

б) горные породы

в) места залегания полезных ископаемых

8.Сырье для производства стекла:

а) чистый песок

б) светлая глина

в) гранит

9.К жидким полезным ископаемым относится:

а) песок, глина;

б) каменный уголь, торф;

в) ртуть, нефть.

Соедините стрелочками.

Полезные ископаемые Места, где были найдены полезные ископаемые.

Месторождения Гранит, известняк, каменный уголь

Места добычи Места, где добываю полезные ископаемые.

Плотные горные породы Горные породы, которые добывают из глубин земли или её поверхности

  Рыхлые горные породы Песок, глина

Газообразные горные породы Нефть.

Жидкие горные породы Природный газ.

III. Сообщение темы и цели урока.

-Тема сегодняшнего урока: Виды полезных ископаемых.

IV. Вызов.

Работа в группах.

– Сегодня у нас необычный урок – урок – исследование.

–В группах разгадайте ребус: 
ГЕ + , КОЛОС ,+ Г
– Правильно! (Геолог. Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их). 
– И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь! 
– Прежде, чем отправиться за природными богатствами, геологам надо провести предварительные исследования.

Проблемная ситуация.

-По своим свойствам полезные ископаемые делятся на 3 вида:

1) горючие

2) рудные

3) нерудные

-Попробуйте разделить на 3 вида полезные ископаемые по каким – либо свойствам:

(алюминиевая руда, каменный уголь, песок, железная руда, нефть, известняк, газ, гранит, медная руда).

Выступление групп. Объясняют, почему так распределили.

V. Изучение нового материала

Работа с учебником стр

— Давайте проверим правильно ли разделили на группы.

Оценивание работы групп.

VI. Усвоение новых знаний

Работа с коллекцией полезных ископаемых.

Каждая группа должна охарактеризовать по плану полезные ископаемые из коллекции.

Читайте также:  Чем полезны от сосны молодые шишки

-Ребята, вам необходимо создать модель (флипчарт) своего полезного ископаемого по плану.

ПЛАН

  1. Название полезного ископаемого.

  2. Вид полезного ископаемого.

  3. Основные свойства (цвет, запах, форма, из чего состоит, твёрдое ( рыхлое, плотное) или жидкое, или газообразное, горючесть, способность растворяться в воде и другие).

  4. Использование и значение полезного ископаемого.

  5. Условное обозначение на карте.

  6. Основные места добычи.

Исследование:

КАМЕННЫЙ УГОЛЬ (черного цвета, блестит, твёрдый, но хрупкий, в воде не растворяется, хорошо и ярко горит, используют для отопления, лекарство (угольные таблетки, аспирин, нашатырный спирт, сахарин и ванилин, красители для тканей).

ПЕСОК (белого, желтого, коричневого цвета, сухой песок сыпучий, частицы круглы, но тверды, хорошо пропускает воду, используется в строительстве- добавляют при изготовлении бетона, кирпичей, делают стекло)

ПОВАРЕНАЯ СОЛЬ

ИЗВЕСТНЯК (белый, беловато-серый камень, частично растворяется в воде, используется в строительстве: делают известь для побелки, используют для приготовления цемента, делают мел)

НЕФТЬ (масляничная жидкость, коричневого цвета, нефть не растворяется в воде, плавает на поверхности воды, хорошо горит, изготавливают бензин, керосин, различные масла для смазки деталей, спирт, пластмассу, моющие средства, пластилин, удобрения для растений)

Презентация флипчарта.

Оцените работу группы.

Ученики крепят стикеры с оценками. Нужно оценить все работы, кроме флипчарта своей группы.

От каждой группы 1 человек ( пожеланию) рассказывает как он оценивал.

VII. Осмысление.

-Эссе «Письмо-обращение к людям планеты о бережном использовании полезных ископаемых «Богатства, которые невозможно восстановить», закончите эссе лозунгом призывом.

Заслушивают в группе и выбирают«Лучшее эссе».

Выступление учеников.

VIII. Выставление оценок.

Лист оценки

ФИ ученика

Тест

Балл от группы

Работа в группе составление

флипчарта

Письмо обращение

Общий балл

Оценка

IX. Домашнее задание

Проработать статью учебника стр 51-52.

Сочинить сказку или загадку об одном из полезных ископаемых (по желанию учащихся)

X. Рефлексия.

-Давайте с вами поговорим о ваших чувствах и впечатлениях. Легко ли вы справились со всеми заданиями? В чем вы испытали затруднения?

-Закончите предложения, которые есть в ваших индивидуальных карточках.

Закончи предложения:

Я работал с________________________настроением.

Я ________________________доволен собой.

Я испытывал затруднения, когда_____________________

Я научился____________________________________

— Наш урок подходит к концу. Ответьте на вопросы:

— Люди, какой профессии занимаются разведыванием полезных ископаемых?

— Какими качествами должны обладать геологи?

— Почему Казахстан называют «кладовой» подземных богатств?

-Сегодня все вы были дружелюбными, активными, проявили творчество. И все вы заслуживаете благодарности. Спасибо вам за работу.

Источник

Кунтуганова Карлыгаш Кенжехановна

Учитель начальных классов

средняя школа №13, города Астаны

Предмет: Познание мира

Тема: Полезные ископаемые

Класс: 3 А

Цели: Сформировать представление учащихся о полезных ископаемых, их свойствах, использовании.

Задачи:

1. Познакомить с разнообразием полезных ископаемых и областями их добычи, применения.

2. Раскрыть значение полезных ископаемых  для человека.

3. Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, оценивать.

4. воспитывать умение работать в группе, выполнение роли в группе.

Оборудование: коллекция полезных ископаемых, интерактивная доска (презентация), атлас, контурная карта, условные знаки полезных ископаемых, листы оценивания, смайлики

Ход урока

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.-5 мин

Бодрячок: «Желе забор и слон».

2. Актуализация знаний. (Проверка домашнего задания).

В качестве проверки задания я предлагаю вам тесты.

1.Какой из перечисленных предметов можно назвать «невидимкой»?

а) почва

б) воздух

в) вода

2. Что относится к искусственным телам природы?

а) человек

б) книга

в) дерево

3. Скорость и направление ветра определяют …

а) флюгером

б) компасом

в) часами

 4. Кусочки льда в виде горошин – это …

а) снежинки

б) град

в) дождь

1. Дождь, град, снег – это …

а) части воздуха

б) слои воздуха

в) осадки

2. На метеорологических станциях наблюдают за …

 а) состоянием природы

б) состоянием погоды

в) состоянием человека

3. Сохранить чистоту воздушной среды помогает …

а) разведение животных

б) озеленение

в) выхлопные газы автомобилей

4. Явления природы:

а) река

б) снег

в) солнце

5. Вода – это…

а) тело

б) вещество

в) явление

5. Какие из свойств не являются свойством воды?

а) безвкусная

б) текучая

в) имеет форму

1. Вода, выходящая из–под земли – это…

а) родник

б) колодец

в) арасан

2. Вблизи рек и озер нельзя возводить хозяйственные постройки, чтобы …

а) не тревожить водных обитателей

б) не уменьшать уровень воды

в) не засорять воду отходами

3. Где быстрее испаряется вода?

а) в лесу

Читайте также:  Домашнее масло из сметаны полезен или нет

б) в поле

в) в пустыне

4.Какое течение имеют горные реки?

а) быстрое, бурное

б) медленное, спокойное

в) степенное, важное

5.Какую воду использует человек для своих нужд?

а) Из морей

б) из рек

в) из океанов

 Самопроверка тестов учениками.

 Взаимопроверка, поменяйтесь в парах и проверти друг друга.

3. Заполнение листа оценивания.-7мин

ФИ

4

3

2

1

комментарии

Проверка домашнего задания

Работа в группе

Работа за весь урок

4. Подготовка к основному этапу. Дополнительный источник информации -10мин

Ребята сегодня некоторые ученики с нашего класса самостоятельно подготовили нам информацию, и подготовили презентацию, давайте послушаем их.

1) Маркова Виолетта «Золото»

2) Шварц Виктория «Каменный уголь»

3) Горошанский Никита «Железная руда»

4) Харин Константин «Соль»

Ученики презентуют свой доклад, знакомят с условным знаком, которым обозначается данное полезное ископаемое, находят на карте место нахождение. Обозначают условным знаком.

Работа с картой Казахстана. Обозначить условными знаками месторождения полезных ископаемых, в каких городах.

— Вы ребята прослушали информацию от детей. Ответьте, как это называется, что это такое золото, каменный уголь, железная руда, соль?

Ответы детей: (полезные ископаемые)    

— А как вы думаете, какая тема нашего урока? (Полезные ископаемые)

Полезные ископаемые — это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.

Сообщение темы урока, чтение с доски цели урока учеником. Озвучить задачи урока.

1. Познакомить с разнообразием полезных ископаемых и областями их добычи, применения.

2. Раскрыть значение полезных ископаемых  для человека.

3. Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, оценивать.

4. воспитывать умение работать в группе, выполнение роли в группе

5. Работа в группах.

— А сейчас ребята вы  поработаете в группах. Но перед этим заданием, давайте вспомним правила в группах. (Правило поднятой руки, отвечаем по очереди, умеем выслушивать и слушать других, соблюдаем дисциплину)

Правильно распределит обязанности в группах. Подготовка заранее.

—  А еще вы должны распределить обязанности,  кто в ваших группах презентует презентацию, а кто будет таймером в вашей группе. Т.е Таймер учета времени.

— Можете достать сотовые телефоны и по ним распределять время.

— Ребята у вас на столе лежит  Атлас и  контурная карта. Глядя на атлас, вы должны выделить границы нашей республики Казахстан, и обозначить условным знаком полезные ископаемые.

1 группа – отмечает условным знаком в контурной карте, в каких городах развито добыча каменного угля.  

2 группа – отмечает золото

3 группа – соль

4 группа – железная руда

— На это задание вам предоставлено 5-мин. Таймер в группах внимательно следит за временем.

 — Затем один ученик с вашей группы презентует вашу работу классу, на это вам — 2мин.

В классе у нас сидят наблюдатели, консультанты. При необходимости вы можете обратиться к ним за помощью.

Презентация работы. (Показывают контурные карты, называют города, в которых встречаются полезные ископаемые)

—  В листе оценивания поставьте  себе баллы за  свою работу с данным заданием. На сколько баллов вы оцените себя. Давайте только указывать будем честно, по совести.

Физ. минутка. 2мин

У оленя дом большой

Он глядит в свое окошка.

Мимо зайка пробегал.

В двери постучал

Тук-тук дверь открой

Там в лесу охотник злой

Зайка, зайка забегай лапу мне давай!

 6.Закрепление изученного материала. Работа по учебнику.

— А сейчас ребята откройте учебники на странице 50.

Самостоятельно прочитайте информацию, которая дана нам в учебнике. На это вам даю — 3мин. А таймеры наши отслеживают время.

— Обсуждение в группе. Каждый из вас расскажет группе, о чем прочитал. -2мин.

У каждого из вас на столе лежат по 3 стикера. Заполните пожалуйста их: что вы знали, хотите узнать, узнали -3мин

А на перемене вы их наклеите на  флипчарте.

Резерв. Просмотр видеоролика «Как добывают золото».

7. Рефлексия:  

— Какова была цель урока? (запись у доски)

— Как вы думаете, мы достигли своих целей, мы выполнили те задачи которые стояли перед нами? (Да)

— А что мы узнали?

О каких полезных ископаемых?

Домашняя работа: стр. 50 чит. Перес.

Оценивание. Поставьте себе балл за работу в течение урока.

У нас было три задания по 4-х бальной шкале, это значит наибольший балл- 12, у кого вышло:

 12- 11 баллов, оценка 5

 10-8 баллов, оценка 4

8 — 6 баллов, оценка 3

Молодцы ребята все хорошо сегодня поработали,  

Источник