Презентация полезные ископаемые торф нефть 3 класс

Презентация полезные ископаемые торф нефть 3 класс thumbnail

Актуализация знаний и мотивация

Приём: загадки.

Постановка учебной задачи

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: формулирование темы и цели урока.

Решение частных задач

Словесный: беседа.

Динамическая пауза

Первичное закрепление знаний во внешней речи

Практический: работа в группах

5 минут

1 мин

10 мин

1 мин

10 мин

Отгадайте загадки:

Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске, 

Оставляет белый след. (Мел)

Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе, 

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком 

Расцветает от спички. (Газ)

Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл, 

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

Как назвать все эти отгадки? (полезные ископаемые)

Как вы думаете, что сегодня мы будем изучать?

Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»

Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)

Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые)

Верно, молодцы!

А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?

А из чего делают автомобили, самолёты?

Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)

Да, им нужно горючее, которое получают из нефти.

Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.

А почему они полезные? (Ответы детей)

Молодцы! Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.  

Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные).

Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы.

Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?

К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.

А какое значение имеет топливо? (ответы детей)

При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи.

Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.

Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды — чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.

Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?

Молодцы. Перейдём к третьей группе.

Как вы думаете, почему они называются строительными?

Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).

Видеоролик

А сейчас мы проведём практическую работу в группах.

(Изучение свойств песка, угля)

У вас на столах лежат образцы полезных ископаемых  для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства.

Инструкция:

1. Название полезного ископаемого.

2. Твёрдое или жидкое ископаемое?

3. Прочное или хрупкое?

4. Определить цвет, прозрачность.

5. Где можно использовать, применить.

Итак, давайте сравним ваши работы. Первая группа прочитайте ваши исследования. Хорошо, поднимите карточки те, у кого также. Молодцы!

Отгадывать загадки.

Отвечать на вопросы.

Определять тему урока.

Ставить цели урока.

Отвечать на вопросы учителя.

Слушать рассказ учителя.

Приводить примеры.

Извлекать интересную и необходимую информацию.

Повторять движения.

Выполнять практическую работу в группах.

Обсуждать.

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

П: выделять

необходимую

информацию.

Р:  ставить цели.

К: уметь выражать свои

мысли.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: искать и выделять необходимую информацию.

П: строить логическую цепь рассуждений.

Р: самостоятельно создавать способы решения проблем поискового характера.

К: уметь выражать свои К: участвовать  в учебном диалоге;

выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Л: установка на ЗОЖ.

К:аргументировать своё мнение и позиции;

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

П: извлекать необходимую П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя информацию.

Практический: тестирование.

5 мин

— Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? — У кого другое мнение? (Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)

— Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.

Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

а) песок, глину

б) гранит, торф

в) уголь, соль

Какие из полезных ископаемых служат топливом?

а) нефть, руда

б) уголь, торф

в) известняк, газ

Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

 а) гранит, песок

Читайте также:  Полезен ли грецкий орех кормящей маме

б) уголь, руда 

в) нефть, газ

Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

а) строители

б) геологи

в) шахтёры

Большинство полезных ископаемых:

а) жидкие

б) твердые

в) газообразные

Нефть и газ добывают

а) на суше

б) на море

в) и на суше, и на море

Что не является горючим полезным ископаемым?

а)каменный уголь

б)гранит

в)торф

Какое полезное ископаемое является жидким?

а)нефть

Выполнять тестирование.

Отвечать на вопросы.

П: искать и выделять необходимую информацию.

П: строить логическую цепь рассуждений.

П: выделять

необходимую

информацию.

Р: выделять и осознавать то, что усвоено на уроке, осознавать качество и уровня усвоенного.

К: общаться и взаимодействовать.

Итог урока.

Рефлексия.

Словесный: ответы на вопросы.

3

Д.З: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.

Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.

Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

 Какие задачи ставили в начале урока?

Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

Что помогло нам в работе?

Какие открытия для себя сделали?

Спасибо за активное участие на уроке, до свидания!

Записывать домашнее задание.

Отвечать на вопросы.

Подводить итог урока.

Р: осуществлять итоговый контроль

Р: понимать причины успеха и неуспеха в учёбе.

Источник

Инфоурок

Начальные классы
›Презентации›Презентация по окружающему миру .3 класс. Тема: » Полезные ископаемые. Торф»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Презентация полезные ископаемые торф нефть 3 класс

2 слайд

Что такое торф?
 Торф — горючее полезное ископаемое; образовано скоп

Описание слайда:

Что такое торф?
Торф — горючее полезное ископаемое; образовано скоплением отмерших частей деревьев, кустарников, трав и мхов, в условиях повышенной влажности и ограниченного доступа кислорода. Содержит 50—60 % углерода.

3 слайд

Торф по условиям образования делится на:

Описание слайда:

Торф по условиям образования делится на:

4 слайд

состоит из белых мхов, пушицы, багульников и других растений, мало требовател

Описание слайда:

состоит из белых мхов, пушицы, багульников и других растений, мало требовательных к пище и воде.
состоит из белых мхов, пушицы, багульников и других растений, мало требовательных к пище и воде.

5 слайд

К низинному торфу относятся разложившиеся зеленые мхи, осоки, тростники, хвощ

Описание слайда:

К низинному торфу относятся разложившиеся зеленые мхи, осоки, тростники, хвощи и древесные породы.
К низинному торфу относятся разложившиеся зеленые мхи, осоки, тростники, хвощи и древесные породы.

6 слайд

Переходный торф занимает промежуточное положение между верховым и низинным. Н

Описание слайда:

Переходный торф занимает промежуточное положение между верховым и низинным. На переходных болотах растут сфагновые и зеленые мхи (низинные и верховые), осока, пушица, багульник и др.
Переходный торф занимает промежуточное положение между верховым и низинным. На переходных болотах растут сфагновые и зеленые мхи (низинные и верховые), осока, пушица, багульник и др.

7 слайд

Добыча  торфа

Описание слайда:

Добыча торфа

8 слайд

Применение торфа
Применение торфа

Описание слайда:

Применение торфа
Применение торфа

9 слайд

Торф под микроскопом

Описание слайда:

Торф под микроскопом

10 слайд

ОПЫТ № 1 
Что легче торф или песок?

Описание слайда:

ОПЫТ № 1
Что легче торф или песок?

11 слайд

ОПЫТ № 2 
Тонет ли торф?

Описание слайда:

ОПЫТ № 2
Тонет ли торф?

12 слайд

Вывод: торф темно-коричневого цвета, состоит из остатков полусгнивших растени

Описание слайда:

Вывод: торф темно-коричневого цвета, состоит из остатков полусгнивших растений, который легко можно отделить друг от друга. Торф легкий, он легче воды и песка.
Вывод: торф темно-коричневого цвета, состоит из остатков полусгнивших растений, который легко можно отделить друг от друга. Торф легкий, он легче воды и песка.

13 слайд

Презентация полезные ископаемые торф нефть 3 класс

Выберите книгу со скидкой:

Презентация полезные ископаемые торф нефть 3 класс

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Презентация полезные ископаемые торф нефть 3 класс

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Презентация полезные ископаемые торф нефть 3 класс

Курс повышения квалификации

Презентация полезные ископаемые торф нефть 3 класс

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-939625

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Полезные ископаемые

Термины-понятия: ПИ, геологи, месторождения, карьер, шахта.

I. Организационный момент

(Представление.)

Для ребят звенит звонок,

Начинается урок.

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться,

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.

II. Актуализация знаний

Перед тем, как начать изучение новой темы, давайте вспомним то, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке. (Экономика). Может ли экономика обойтись без угля, природного газа, бензина? Не может, это различные виды топлива. Уголь и газ добывают из нефти, которую нам тоже дает природа.

III. Определение темы урока.

(СЛАЙД) Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности, а другие спрятаны глубоко в земле.

Я предлагаю вам разгадать загадки, из которыхмы с вами поймём о чем же мыбудем сегодня говорить:(СЛАЙД)

  • Это топливо, сырьё
  • Не кладут ее в варенья,
  • Он нужен очень детворе,
  • Становлюсь собой в плену огня.
Читайте также:  Все самое вкусное и полезное в контакте

Из земли качают.

«Черным золотом» его

Люди величают. (Нефть)

Но кладут ее в соленья,

Но кладут ее в борщи,

В пюре, котлеты, рыбу, щи. (Каменная соль)

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже. (Песок)

Не было бы в мире без меня

Ни велосипедов, ни коньков,

Ни автомобилей, ни станков. (Железо)

— Как вы думаете, какая тема нашего урока? Какое общее понятие объединяет эту группу слов? (полезные ископаемые) (СЛАЙД)

— Какую цель ты поставим на уроке?

Также мы с вами узнаем какие подземные богатства прячутся под землей.

— Как сказал один известный ученый: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни». (СЛАЙД)

— А может кто-нибудь из вас уже знает почему их называют полезными?

Полезные ископаемые— это природные богатства, которые люди добываютиз глубины земли и ее поверхностии используют в хозяйстве . (СЛАЙД)

Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные); твердые, жидкие, газообразные. (СЛАЙД)

Что относится к : Горючие:нефть, торф (что такое торф?)(это ПИ, образованное скоплением остатков растений) , каменный уголь, природный газ.

Рудные (металлические): железная руда, алюминиевые руды, бокситы.

Нерудные (строительные): песок, гранит, глина, мрамор, известняк, слюда.

Твердые: песок, гранит, мрамор, глина, известняк, слюда, каменный уголь, торф, гранит, Алмаз.

Жидкие: нефть, минеральная вода.

(17 слайд) Газообразные: природный газ.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: Мы с вами разобрали наиболее известные ПИ, их св-ва (состояние), к какой группе они относятся, А теперь я вам предлагаю поработать на листочках. (работа на карточках; правильно соединить название с его св-вом) ( нефть, песок, природный газ) (проверка ответов на слайде)

IV. Физминутка

По дорожке шли, шли,

Много камешков нашли.

Присели, собрали и дальше пошли.

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп! Немножко отдохнем!

И опять работать мы пойдем!

(СЛАЙД) ПИ добывают по-разному: одни добывают- в открытых котлованах. Открытый котлован, в котором добывают полезные ископаемые, называется карьером; другие- в закрытых- в шахтах.

— Скажите пожалуйста, как вы думаете, а может ли человек обойтись без полезных ископаемых? Почему ПИ играют главную роль в жизни человека?

(СЛАЙД) Людей, которые изучают полезные ископаемые, отыскивают месторождения ПИ, называют геологами.

А всем ли вам известно, что такое месторождение?(Места, где в глубинах земли или на ее поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями. )

Парная РАБОТА ПО КАРТЕ:

(слайд) Сейчас мы с вами поработаем в парах, но прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним правила работы в парах. Мы с вами уже с первого класса работаем в парах, посмотрите на экран, прочитайте глазами.

А работать мы с вами будем на физической карте РБ. На физ.картах месторождения ПИ изображают условными обозначениями. Условные обозначения у вас выделены в сноске в левом углу, называется она «Месторождения полезных ископаемых». В парах у нас будут роли: один будет геологом, другой будет записывать. Кто у вас будет искать месторождения, кто будет записывать?

Вам нужно найти название нескольких месторождений: Нефть, Каменный уголь, Природный газ.

Посмотрите как условно они обозначаются. На эту работу я даю вам 3 минуты.

(СЛАЙД) Самые необходимые человеку ПИ это каменный уголь и нефть.

(СЛАЙД) Для того, чтобы извлечь из-под земли нефть и природный газ, люди строят буровые установкии бурят скважины.

V. Итог урока

Итак, что женазывают полезными ископаемыми? На какие группы можно разделить полезные ископаемые? Без какого ПИ невозможно приготовить пищу?

Рефлексия

1.Чему я научился сегодня на уроке?

2.Что мне было трудно?

3.Что я запомнил?

Источник

2.

Постановка учебных задач и её решение

Словесн.: ответы на вопросы;

Практический:

формулирование темы и цели урока;

5

-Отгадайте загадки:

.Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске, 

Оставляет белый след. (Мел)

Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе, 

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком 

Расцветает от спички. (Газ)

Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл, 

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

-Как назвать все эти отгадки? (полез. ископаемые)

— Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»

— Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)

— Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые)

— Верно, молодцы!

Отвечать на вопросы;

Определять тему урока;

Ставить цели урока;

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

3.

Решение частных задач

Словесный:

учебный диалог;

Словесный:

ответы на вопросы;

Практический: 

Практическая работа в группах;

Практический: защита работ;

10

7

5

— А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?

— А из чего делают автомобили, самолёты?

— Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)

Читайте также:  Какая соль полезнее для принятия ванны

— Да, им нужно горючее, которое получают из нефти.

 Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.

— А почему они полезные? (Ответы детей)

— Молодцы! Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.  

— Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные).

Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы.

— Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?

— К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.

— А какое значение имеет топливо? (ответы детей)

— При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи.

— Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.

— Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды — чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.

— Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?

— Молодцы. Перейдём к третьей группе.

— Как вы думаете, почему они называются строительными?

— Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).

— А сейчас мы проведём практическую работу в группах.

(Изучение свойств песка, угля)

В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых  для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого.

Инструкция:

1. Название полезного ископаемого.

2. Твёрдое или жидкое ископаемое?

3. Прочное или хрупкое?

4. Определить цвет, прозрачность.

5. Где можно использовать, применить.

— Итак, давайте сравним ваши работы. Первая группа прочитайте ваши исследования. Хорошо, поднимите карточки те, у кого также. Молодцы!

Высказывать свои предположения;

Отвечать на вопросы

Анализировать;

Высказывать свои предположения;

Выполнять практическую работу в группах

К: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

К:аргументация своего мнения и позиции;

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

П: извлечение необходимой информации;

К: высказывать своё предположение;

П: поиск и выделение необходимой информации;

Р:учиться высказы вать 

своё предположение;

П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Практический: 

тестирование;

7

— Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? — У кого другое мнение? (Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)

— Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.

Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

а) песок, глину

б) гранит, торф

в) уголь, соль

Какие из полезных ископаемых служат топливом?

а) нефть, руда

б) уголь, торф

в) известняк, газ

Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

 а) гранит, песок

б) уголь, руда 

в) нефть, газ

Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

а) строители

б) геологи

в) шахтёры

Большинство полезных ископаемых:

а) жидкие

б) твердые

в) газообразные

Нефть и газ добывают

а) на суше

б) на море

в) и на суше, и на море

Что не является горючим полезным ископаемым?

а)каменный уголь

б)гранит

в)торф

Какое полезное ископаемое является жидким?

а)нефть

б)глина

в)газ

— Обменяйтесь работами и проверьте тест по ключу на слайде.

Выполнять тестирование

П: поиск и выделение необходимой информации;

4.

Итог урока.

Рефлексия.

Словесн.: ответы на вопросы;

3

Д.З: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.

— Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

— Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

— Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

— Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.

Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

— Какие задачи ставили в начале урока?

— Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

— Что помогло нам в работе?

— Какие открытия для себя сделали?

— Спасибо за активное участие на уроке, до свидания!

Записывать д.з

Отвечать на вопросы;

Подводить итог урока;

Р: осуществлять итоговый контроль

Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;

Источник