Программа общественно полезный труд 5 класс
Муниципальное образовательное учреждение
«Салабайкасинская основная общеобразовательная школа»
Чебоксарский район Чувашская Республика
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Общественно – полезная деятельность
«Помогайка».
5 -7 класс
Григорьева Лилия Николаевна
2017-2018 г
Чебоксары, 2017 г.
Пояснительная записка
Программа «Помогайка» разработана и предназначена для обучающихся 5 классов общеобразовательной школы в соответствии с требованиями государственного стандарта второго поколения.
Программа соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования:
— приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья человека, свободного развития личности;
— воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине;
— создание условий для самореализации;
— интеграция личности в национальную культуру;
— учёт разнообразия творческих подходов, способствование реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
Общественно-полезный труд воспитывает у детей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другие нравственные качества. Правильно организованный труд учащихся во внеурочное время способствует укреплению здоровья школьников, приводит к улучшению функционального состояния нервной системы, повышает их активность, помогает соблюдать гигиенический режим дня, развивает умение выражать собственные мысли, умение проявлять чувство уважения к партнерам и сотрудничать в процессе труда. Вместе с экскурсионными, прогулочными, игровыми и спортивными занятиями труд должен быть частью активного пребывания на воздухе.
Цель: воспитание уважительного отношения к труду, людям труда, к родному дому, школе, городу, чувства гордости за свою Родину.
Главными задачами данной программы являются:
— воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников;
— организация многообразной общественно – полезной и творческой деятельности учащихся;
— формирование гражданских и организаторских качеств школьников, развитие инициативы и самостоятельности, индивидуальных склонностей и интересов;
— развитие интереса школьников к общественно полезному виду деятельности;
— активизация общественно значимой деятельности учащихся;
— формирование здорового образа жизни;
— воспитание нравственности и патриотизма у школьников.
Эффективность воспитательной работы во многом зависит от подбора видов труда и места трудовой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников. Прежде всего, труд учащихся должен быть осмысленным, посильным и разнообразным. Если учащимся понятны цели и общественное значение их труда, они будут охотно и с интересом трудиться. Убежденность в полезности выполненной работы вызывает чувство морального удовлетворения, на основе которого формируется положительное отношение к труду.
Первые трудовые навыки закладываются в процессе самообслуживания. Цель самообслуживания — воспитать у учащихся хозяйскую заботу о нуждах коллектива, своей семьи, стремление поддерживать чистоту, порядок в лицее, в классе, на школьном дворе. Учащихся привлекают к выполнению различных поручений, связанных с дежурством по классу, в столовой и в рекреации, к уборке классных помещений, коридоров, уходу за растениями в классах, на пришкольном участке. Учащиеся могут заниматься подготовкой оборудования, материалов для учебных занятий и др.
Работа может быть организована по бригадам и индивидуально. Перед практическими занятиями учащимся рассказывают об особенностях предстоящей работы, подробно показывают приемы ее выполнения, обращают внимание на соблюдение правил техники безопасности, личной гигиены, охрану окружающей среды, ставят задачу выполнения задания в определенный срок.
Дети могут принимать участие в работе по охране природы. На экскурсиях и прогулках они знакомятся с правилами поведения в лесу, в поле, на водоемах; с лекарственными, ядовитыми и другими растениями, а также с животными родного края, мерами по их охране. В процессе труда важно воспитать у учащихся чувство бережного, ответственного отношения к природе. Организуя труд на цветнике, пришкольном участке, в саду, питомнике, у учащихся вырабатываются жизненно-необходимые практические навыки.
Шефская работа эмоционально значима для младших школьников. Проведение различных акций способствует формированию у детей активной жизненной позиции.
Программа предназначена для организации разнообразной внеурочной деятельности, ориентирована на эмоционально – нравственное, творческое и трудовое развитие ребёнка.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, окружающий мир, технология.
Виды деятельности и предполагаемые формы работы:
- Практическое занятие
- Конструирование из разных материалов
- Рисование с натуры и по воображению
- Лепка по воображению
- Игровые программы
- Творческие конкурсы (рисование, лепка, сочинение стихотворений, песенок, сказок)
- Проектная деятельность, наблюдение, исследование объекта
- Коллективные разработки
- Экскурсии
- Встречи с интересными людьми
- Организации круглых столов, диспутов
- Проведение фотосессии
- Репортажи, интервью
- Акции
- Лекции
- Просмотр видео и слайдов
- Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций.
Программа рассчитана на :
5-7 классы- 34 часа (1 час в неделю)
Содержание программы
- Самообслуживание — дежурство в классе и столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Помощь родителям в уборке жилища. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
- Сельскохозяйственный труд. Выращивание овощных и цветочно-декоративных растений. Охрана зеленых насаждений и уход за ними.
- Шефская работа — забота о малышах, больных и престарелых, ветеранов Вов. Шефство над детским садом, над первоклассниками. Помощь заготовке корма для птиц и животных. Забота о птицах и домашних питомцах. Забота о близких людях.
4. Разные трудовые операции. Изготовление игрушек и поделок. Техническое моделирование. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом. Рисование. Выполнение презентаций на заданную тему. Проведение акции.
Воспитательные возможности коллективного труда школьников реализуются в трех взаимосвязанных этапах организации трудовой деятельности: подготовке к труду, трудовом процессе и подведении итогов, анализе и оценке его результатов. Именно на проведении этих этапов организации общественно-полезного труда сосредоточено внимание учителей и воспитателей.
Содержание программы
для 5-7 классов (34 часа)
- Самообслуживание — дежурство в классе и столовой. Уборка класса, пришкольного двора, игровых площадок. Ремонт книг и учебных принадлежностей. Помощь родителям в уборке жилища. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
- Сельскохозяйственный труд. Уход за комнатными растениями (правильный полив, рыхление, подкормка, уход за листьями). Наблюдение за оформлением школьных клумб.
- Шефская работа — забота о малышах, больных и престарелых, ветеранах Вов. Шефство над детским садом. Забота о птицах. Забота о близких людях.
4. Разные трудовые операции. Изготовление игрушек и поделок. Техническое моделирование. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом. Рисование. Выполнение презентаций на заданную тему. Проведение акции.
Требования к уровню подготовки
В результате реализации программы обучающиеся:
— знают и выполняют правила дежурных по классу, в столовой
— знают несколько видов комнатных растений;
— знают пословицы о труде
— знают особенности труда обслуживающего персонала школы
— знают способы ухода за комнатными растениями;
— знают правила бережного отношения к книгам
— знают правила личной гигиены
— выполняют правильный полив, очистку листьев;
— выполняют мелкий ремонт книг и тетрадей
— выполняют творческие работы с использованием различных материалов.
Универсальные учебные действия,
которыми должен овладеть обучающийся 5-7 класса
Личностные:
- принимает и выполняет правила школьной жизни;
- соблюдает основные моральные нормы и ориентируется на их выполнение с помощью учителя и по образцу;
- проявляет познавательный интерес к трудовому процессу;
- ориентируется в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
• знает о факторах, наносящих вред здоровью.
Регулятивные:
- принимает учебную задачу под руководством учителя;
- учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
- принимает элементарный план действий при работе в группе;
- определяет последовательность работы выполнения практического действия под руководством учителя;
- составляет элементарный план действий при работе в группе;
- переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную;
- вносит коррективы в конкретное действие после его завершения на основе оценки учителя, одноклассников с опорой на образец;
- вносит коррективы в конкретное действие после его завершения на основе оценки учителя, одноклассников с опорой на образец;
- оценивает свою работу по совместно выбранным критериям в соответствии с образцом; организовывает рабочее место;
- эмоционально рефлексирует свои действия;
- готовит необходимые инструменты для занятия ; удерживает организованное поведение во время занятия.
Познавательные:
- отличает новое от уже известного под руководством учителя;
- устанавливает очевидные причинно – следственные связи под руководством учителя;
- владеет элементарными навыками чтения информации;
- сравнивает и группирует предметы и их образы, классифицирует по заданным признакам, выделяет признаки, обобщает под руководством учителя;
- выполняет работу практического действия под руководством учителя;
- использует знаково-символические средства, в том числе владеет действием моделирования;
- умеет выделять существенные признаки;
- способен к логическим действиям и операциям, включая приёмы решения простейших задач;
- устанавливает последовательность основных событий в тексте;
- действует по аналогии;
- проводит сравнение и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные:
- вступает в диалог; умеет слушать и понимать речь других;
- соблюдает нормы речевого этикета;
- оказывает взаимопомощь в сотрудничестве (в парах) под руководством учителя, принимает правила работы в паре;
- готов договариваться и приходить к общему мнению (под руководством учителя);
- умеет задавать простые вопросы по содержанию и отвечать на них;
- понимает, что у других людей есть своя точка зрения;
- умеет выражать свои мысли полно в устной форме (в пределах 2- 4 предложений).
Тематическое планирование занятий по общественно-полезному труду 5-7 классы
№ | темы | Дата |
1 | Беседа «Кто для нас трудится». | |
2 | Экскурсия по школе. Знакомство с обслуживающим персоналом и наблюдение за трудовой деятельностью людей. | |
3 | Экскурсия на пришкольный участок. Знакомство с обслуживающим персоналом и наблюдение за трудовой деятельностью людей. | |
4 | Экскурсия в столовую. Знакомство с работниками столовой, наблюдение за трудовой деятельностью людей. | |
5 | Коллективная работа «Я — дежурный по классу». | |
6 | Коллективная работа «Я — дежурный по столовой». | |
7 | Экскурсия на пришкольный участок «Цветы в нашей жизни». Наблюдение за оформлением школьных клумб. | |
8 | Аппликация «Мой любимый цветок». Оформление выставки работ. | |
9 | Экскурсия в библиотеку. Знакомство с библиотекарем. Беседа «Говорят вещи». | |
10 | Коллективная работа «Мы содержим в порядке наши книжки и тетрадки». | |
11 | «Книжкина больничка». | |
12 | Экскурсия в мед.кабинет. Знакомство с мед.сестрой и врачом. Беседа «В гостях у Мойдодыра». | |
13 | Беседа. «Всякая вещь трудом создана». Творческая работа «Украшения к празднику». | |
14 | Акция «Новогодний сюрприз для одноклассников». | |
15 | Новогодняя игрушка «Шарики-фонарики». Украшение рекреаций и кабинетов. | |
16 | Акция «Покормите птиц зимой». | |
17 | Коллективная работа «Кого называют трудолюбивым?» (подбор пословиц о труде). | |
18 | Беседа «Живи, цветок». | |
19 | Уход за комнатными растениями (правильный полив). | |
20 | Уход за комнатными растениями (рыхление, подкормка). | |
21 | Конкурс «Самое аккуратное рабочее место». | |
22 | Уход за комнатными растениями (уход за листьями). | |
23 | Рисование на тему «Наши мамы и папы на работе». Оформление выставки работ. | |
24 | Оформление стенгазеты «Я — мамин помощник». | |
25 | Операция «Чистая школа». | |
26 | Акция «Книжки — малышкам». Сбор и изготовление книжек-раскладушек. | |
27 | Акция «Покормите птиц весной». | |
28 | Коллективная работа «Кто что умеет делать». Фотовыставка. | |
29 | «Книжкина больничка». | |
30 | Изготовление поделок к акции «Дари добро». | |
31 | Операция «Чистый двор». | |
32 | Операция «Послушная метелка». | |
33 | Презентация «Своими руками». Фотоотчет «Наши достижения». | |
34 | Подведение итогов. |
Источник
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г.Смоленска»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор Центра
2014 год
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Обучение общественно полезному труду. Комнатное цветоводство»
Программу составила:
Пурдяева В.В., учитель цветоводства
Смоленск
2014
Пояснительная записка
Данная программа по внеурочной деятельности предназначена для оптимизации состояния комнатных растений в центре.
Отличительной особенностью данной программы является использование практической деятельности по уходу за комнатными растениями. Дети переносят знания, полученные на уроках по цветоводству, во внеурочную деятельность, в другую среду.
Данный вид деятельности – комнатное цветоводство – сравнительно мало в настоящее время, представлен в системе внеурочной деятельности и дополнительного образования как особое направление, способствующее не только развитию потенциальных способностей ребенка с нарушениями в развитии, но и формированию у него новой системы нравственных принципов и овладению стратегией гармоничных отношений с окружающей средой.
Показателем эффективной реализации данной программы является повышение уровня общего развития ребенка с ОВЗ: положительное отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной экологической деятельности, эстетическое восприятие окружающей среды, стремление к сохранению собственного здоровья через окружающую нас среду.
Данная программа предназначена для учителей цветоводства и биологии; учащихся, которых интересует комплекс дисциплин, связанных с изучением и выращиванием растений, с практическими работами по уходу за комнатными растениями в школе, экологическим состоянием окружающей территории.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Настоящая программа создана в полном соответствии с проектом концепции СФГОС РФ для обучающихся с ОВЗ; согласно закону ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации; на основании нормативно-правовых документов РФ, приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015.
Программа составлена на основе: УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г №2080.
Цели и задачи, решаемые при реализации программы.
Цель программы: на основе системного подхода осуществить развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению в области опытнической работы и применению полученных навыков практической деятельности; формирование эмоционально-ценностного отношения к родному краю, к окружающей среде.
Задачи программы:
Программа решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:
- развивать мыслительные операции, познавательную активность в целом, корректировать речь;
- формировать навыки самоконтроля;
- расширять и углублять знания учащихся об окружающем мире;
- расширять и углублять знания о многообразии комнатных растений, используемых в цветоводстве;
- формировать положительные личностные качества учащихся (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
- формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, воспитание бережного отношения к природе;
- развивать мелкую моторику рук.
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.
Программа по внеурочной деятельности «Комнатное цветоводство» для учащихся 5-6 классов разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» под ред. В. В. Воронковой.
В основу содержания программы положен концентрический принцип, который позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года и дополнять их новыми сведениями.
Сроки реализации программы.
На реализацию программы «Комнатное цветоводство» для 5-6 классов отводится 1 час в неделю, в течение 2 лет . Обучение проходит в форме совместной деятельности учителя и учащихся, при этом ведущая роль принадлежит учителю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка.
Формы и режим занятий.
Форма проведения занятий: теоретические и практические занятия в кабинете. Форма организации деятельности: групповая и индивидуально-групповая. Режим занятий: 1 час в неделю, 34 часа в год (для 5-6 классов). Учащиеся допускаются до работы с растениями после ознакомления с правилами по технике безопасности. Основными направлениями программы служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности. В ходе реализации программы используются различные методы и формы обучения: практические (упражнения, практические работы, практикумы), наглядные (использование таблиц схем, рисунков, моделей, образцов, ТСО), словесные (беседы, рассказ, объяснение).
Планируемые результаты и формы их оценки
Личностные результаты:
В результате освоения программы обучающиеся будут способны:
— испытывать чувство гордости за свою Родину, город, школу;
— осознавать мотивы образовательной деятельности, определять ее цели и задачи;
— понимать причины успеха и неуспеха в учебной деятельности;
— осуществлять сотрудничество с взрослыми и сверстниками при выполнении проекта;
— осознание положительной мотивации к изучению комнатных растений;
— формировать эстетические потребности у учащихся.
Метапредметные результаты:
В результате освоения программы обучающиеся будут способны:
— ориентироваться в содержании теоретических понятий предметной области (в пределах программы) и использовать их при выполнении творческих заданий;
— ориентироваться в своих правах и обязанностях как члена коллектива;
— выполнять возложенные должностные обязанности;
— выполнять задания по инструкции педагога;
— участвовать в групповой работе в качестве исполнителя;
— участвовать в обсуждении учебных, творческих проблем;
— участвовать в проектной деятельности;
— представлять продукты творческой деятельности на выставке;
— выступать с результатами своих работ и участвовать в анализе работ своих товарищей;
— отбирать инструменты и материалы для выполнения своей творческой работы;
— владеть навыками безопасности при работе с инструментами, материалами, механизмами.
Предметные результаты:
В результате освоения программы обучающиеся будут знать:
— о материалах, инструментах; правилах безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;
— месте и роли экологического образования в жизни человека;
— особенности организации проектной деятельности;
— значении терминов, понятий, используемых при работе над проектом;
будут уметь:
— пользоваться различными инструментами и материалами;
— правильно рыхлить почву, уметь осуществлять перевалку и пересадку;
— различать растения сада, огорода, леса, поля, комнатные растения, знать их названия;
— правильно ухаживать за комнатными растениями, различать плоды и семена растений используемых в быту;
— уметь поливать комнатные растения и ухаживать за ними;
— уметь пересаживать комнатные растения;
— уметь вегетативно размножать комнатные растения.
Формы подведения итогов реализации программы
Формами подведения итогов реализации программы будут:
— отчетная выставка;
— защита проектов;
— фотовыставка.
Показателем эффективной реализации программы является уровень общего развития ребенка: положительное отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной экологической деятельности, эстетическое восприятие окружающей среды.
Данная программа состоит из 4 разделов.
В I разделе изучается: использование комнатных растений в учебном процессе, о значении комнатных растений в школьном интерьере и интерьере дома.
Во II разделе изучаются: особенности комнатных растений, виды комнатных растений. Большое внимание уделяется декоративно-лиственным и декоративно-цветущим комнатным растениям.
В III разделе изучается уход за комнатными растениями. Практические работы:
- составление почвенных смесей;
- перевалка комнатных растений;
- пересадка комнатных растений;
- полив комнатных растений;
- обрезка и формирование кроны;
- борьба с вредителями и болезнями комнатных растений.
В IV разделе изучается размножение комнатных растений; экскурсии на станцию юннатов.
Учебно-тематический план первого года реализации программы
№ п/п | Название темы | Практические работы, экскурсии, опыты. | Количество часов |
I раздел: Использование и значение комнатных растений | |||
1. | Введение. Использование комнатных растений в учебном процессе | 2 | |
2. | Комнатные растения и их значение. | 2 | |
3. | Использование комнатных растений в интерьере школы | 2 | |
4. | Использование растений в домашнем интерьере | 2 | |
II раздел: Семейств и виды комнатных растений | |||
5. | Комнатные растения, наиболее распространенные в школах | 2 | |
6. | Декоративно-лиственные комнатные растения | 4 | |
7. | Декоративно-цветущие комнатные растения | 4 | |
8. | Лианы и ампельные растения | 4 | |
9. | Суккуленты | 4 | |
10. | Цитрусовые и другие плодовые комнатные растения | 4 | |
11. | Аквариумные растения | 2 | |
12. | Бонсай – древнее искусство Востока | 2 | |
13. | Выращивание салатной зелени | 4 | |
III раздел: Уход за комнатными растениями | |||
14. | Необходимые условия для роста и развития комнатных растений (тепло, свет, влажность воздуха, вода, почва) | Практическая работа: «Влияние света на развитие герани» | 2 |
15. | Почвенные смеси | Практическая работа: «Составление почвенной смеси для фиалок» | 2 |
16. | Перевалка и пересадка комнатных растений | Практическая работа: «Перевалка и пересадка комнатных растений» | 2 |
17. | Полив комнатных растений | Практическая работа: «Полив комнатных растений» | 2 |
18. | Обрезка и формирование кроны у комнатных плодовых растений | Практическая работа: «Формирование кроны» | 2 |
19. | Болезни и вредители комнатных растений | Практическая работа: «Биологические меры борьбы с болезнями и вредителями» | 2 |
20. | Календарь ухода за комнатными растениями | Практическая работа: «Составление календаря ухода за комнатными растениями» | 4 |
IV Раздел: Размножение комнатных растений | |||
21. | Вегетативное размножение (отводками, стеблевыми черенками, листовыми черенками, усами, корневищами и т.д.) | Практическая работа: «Размножение фиалок, хлорофитума бегонии» | 4 |
22. | Размножение семенами. | Практическая работа: « Размножение бегонии, фиалки, эхмеи» | 4 |
23. | Экскурсия на станцию юннатов. Знакомство с растениями, растущими в теплице. | Экскурсия | 4 |
Материально-техническое оснащение программы.
- ТСО (ПК, мультимедиа).
- Столы ученические, стулья.
- Инвентарь: горшки, ящики, вазоны, лейки, лопатки, грабли, тачки, лопаты, садовые ножницы.
- Почвенные смеси, субстраты, минеральные и органические удобрения, песчано-гравийная смесь.
- Графические материалы (краски, карандаши, фломастеры, пластилин, бумага для рисования, картон).
- Дидактические материалы: методическая литература, книги по комнатному цветоводству, энциклопедии дачников, садоводов.
Литература:
- Быховев А.И., «Комнатные растения» (практическое руководство), Изд-во «Просвещение», 1998.
- Биондикация загрязнений наземных экосистем/ под ред. Р. Шуберта — М.: Мир, 1988.- 350 с.
- Клинковская Н.И., Пасечник В.В. «Комнатные растения в школе», М. – «Просвещение», 1986.
- Кудрявец Д. Б., Петренко Н. А. Как вырастить цветы: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1993.
- Матюшина В.Н. «Цветущие комнатные растения», М. – «Просвещение», 2000.
- Справочник цветовода (цветочно-декоративные растения открытого грунта) / И. Е. Ботяновский, Э. А. Бурова и др./; Под ред. А. Т. Федорука. – Минск.: Ураджай, 1985. – 208 с., ил., 16 л. Ил.
- Сорокина Н.В., Проект «Школьный дворик».
- https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/10/23/proekt-po-ozeleneniyu-prishkolnoy-territorii-mbou-sosh-no3
- https://pandia.ru/text/78/447/42044.php
- https://neobionika.ru/ozelenenie.html
Источник