Программа общественно полезный труд 5 класс

Муниципальное образовательное учреждение

«Салабайкасинская основная общеобразовательная школа»

Чебоксарский район Чувашская Республика

Рабочая программа

по  внеурочной деятельности

Общественно – полезная деятельность 

«Помогайка».

5 -7 класс

 Григорьева Лилия Николаевна

2017-2018  г

Чебоксары, 2017 г.

Пояснительная записка

Программа «Помогайка» разработана и  предназначена для обучающихся 5 классов общеобразовательной школы в соответствии с требованиями государственного стандарта второго  поколения.

Программа соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования:

—  приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья человека, свободного развития личности;

—  воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине;

—  создание условий для самореализации;

—  интеграция личности в национальную культуру;

—  учёт разнообразия  творческих подходов, способствование реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Общественно-полезный труд воспитывает у детей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другие нравственные качества. Правильно организованный труд учащихся во внеурочное время способствует укреплению здоровья школьников, приводит к улучшению функционального состояния нервной системы, повышает их активность, помогает соблюдать гигиенический режим  дня, развивает умение выражать собственные мысли, умение проявлять чувство уважения к партнерам и сотрудничать в процессе труда.  Вместе с экскурсионными, прогулочными, игровыми и спортивными занятиями труд должен быть частью активного пребывания на воздухе.

                                                    Цель: воспитание уважительного отношения к труду, людям труда, к родному дому, школе, городу, чувства гордости за свою Родину.

                                              Главными задачами данной программы являются:

— воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников;

— организация многообразной общественно – полезной и творческой деятельности учащихся;

— формирование гражданских и организаторских качеств школьников, развитие инициативы          и     самостоятельности, индивидуальных склонностей и интересов;

— развитие интереса школьников к общественно полезному виду деятельности;

— активизация общественно значимой деятельности учащихся;

— формирование здорового образа жизни;

— воспитание нравственности и патриотизма у школьников.

Эффективность воспитательной работы во многом зависит от подбора видов труда и места трудовой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников. Прежде всего,  труд учащихся должен быть осмысленным, посильным и разнообразным. Если учащимся понятны цели и общественное значение их труда, они будут охотно и с интересом трудиться. Убежденность в полезности выполненной работы вызывает чувство морального удовлетворения, на основе которого формируется положительное отношение к труду.

Первые трудовые навыки закладываются в процессе самообслуживания. Цель самообслуживания — воспитать у учащихся хозяйскую заботу о нуждах коллектива, своей семьи, стремление поддерживать чистоту, порядок в лицее, в классе, на школьном дворе. Учащихся привлекают к выполнению различных поручений, связанных с дежурством по классу, в столовой и в рекреации, к уборке классных помещений, коридоров, уходу за растениями в классах, на пришкольном участке. Учащиеся могут заниматься подготовкой оборудования, материалов для учебных занятий и др.

Работа может быть организована по бригадам и индивидуально. Перед практическими занятиями учащимся рассказывают об особенностях предстоящей работы, подробно показывают приемы ее выполнения, обращают внимание на соблюдение правил техники безопасности, личной гигиены, охрану окружающей среды, ставят задачу выполнения задания в определенный срок.

Дети могут  принимать участие в работе по охране природы. На экскурсиях и прогулках они знакомятся с правилами поведения в лесу, в поле, на водоемах; с лекарственными, ядовитыми и другими растениями, а также с животными родного края, мерами по их охране. В процессе труда важно воспитать у учащихся чувство бережного, ответственного отношения к природе. Организуя труд на цветнике, пришкольном  участке, в саду, питомнике, у учащихся вырабатываются жизненно-необходимые   практические   навыки.

Шефская работа эмоционально значима для младших школьников. Проведение различных акций способствует формированию у детей активной жизненной позиции.

    Программа предназначена для организации разнообразной внеурочной деятельности, ориентирована на эмоционально – нравственное, творческое и трудовое развитие ребёнка.

    Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, окружающий мир, технология.

Виды деятельности и предполагаемые формы работы:

  • Практическое занятие
  • Конструирование из разных материалов
  • Рисование с натуры и по воображению
  • Лепка по воображению
  • Игровые программы
  • Творческие конкурсы (рисование, лепка, сочинение стихотворений, песенок, сказок)
  • Проектная деятельность, наблюдение, исследование объекта
  • Коллективные разработки
  • Экскурсии
  • Встречи с интересными людьми
  • Организации круглых столов, диспутов
  • Проведение фотосессии
  • Репортажи, интервью
  • Акции
  • Лекции
  • Просмотр видео и слайдов
  • Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций.

                  Программа рассчитана на :

                  5-7 классы- 34 часа (1 час в неделю)

Содержание программы

  1. Самообслуживание — дежурство в классе и столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Помощь родителям в уборке жилища. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
  2. Сельскохозяйственный труд. Выращивание овощных и цветочно-декоративных растений. Охрана зеленых насаждений и уход за ними.
  1. Шефская работа — забота о малышах, больных и престарелых, ветеранов Вов. Шефство над детским садом, над первоклассниками. Помощь  заготовке корма для птиц и животных. Забота о птицах и домашних питомцах. Забота о близких людях.
Читайте также:  Чем полезны занятия спортом на свежем воздухе

4. Разные трудовые операции. Изготовление игрушек и поделок. Техническое моделирование. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом. Рисование. Выполнение презентаций на заданную тему. Проведение акции.

Воспитательные возможности коллективного труда школьников реализуются в трех взаимосвязанных этапах организации трудовой деятельности: подготовке к труду, трудовом процессе и подведении итогов, анализе и оценке его результатов. Именно на проведении этих этапов организации общественно-полезного труда сосредоточено внимание учителей и воспитателей.

Содержание программы

для 5-7 классов (34 часа)

  1. Самообслуживание — дежурство в классе и столовой. Уборка класса, пришкольного двора, игровых площадок. Ремонт книг и учебных принадлежностей. Помощь родителям в уборке жилища. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
  2. Сельскохозяйственный труд. Уход за комнатными растениями (правильный полив, рыхление, подкормка, уход за листьями). Наблюдение за оформлением школьных клумб.
  3. Шефская работа — забота о малышах, больных и престарелых, ветеранах Вов. Шефство над детским садом. Забота о птицах. Забота о близких людях.

4. Разные трудовые операции. Изготовление игрушек и поделок. Техническое моделирование. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом. Рисование. Выполнение презентаций на заданную тему. Проведение акции.

Требования к уровню подготовки

             В результате реализации программы обучающиеся:

— знают и выполняют правила дежурных по классу, в столовой

— знают несколько видов комнатных растений;

— знают пословицы о труде

— знают особенности труда обслуживающего персонала школы

— знают способы ухода за комнатными  растениями;

— знают правила бережного отношения к книгам

— знают правила личной гигиены

— выполняют правильный полив, очистку листьев;

— выполняют мелкий ремонт книг и тетрадей

— выполняют творческие работы с использованием различных материалов.

Универсальные учебные действия,

которыми должен овладеть обучающийся  5-7 класса

Личностные:

  • принимает и выполняет правила школьной жизни;
  • соблюдает  основные моральные нормы и ориентируется на их выполнение с помощью учителя и по образцу;
  • проявляет познавательный интерес к трудовому  процессу;
  • ориентируется в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

 •    знает о факторах, наносящих вред здоровью.

  Регулятивные:

  • принимает  учебную задачу под руководством учителя;
  • учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
  •  принимает  элементарный  план действий при работе в группе;
  • определяет последовательность работы выполнения практического действия под руководством учителя;
  • составляет элементарный  план действий при работе в группе;
  • переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную;
  • вносит коррективы в конкретное действие после его завершения на основе оценки учителя, одноклассников  с опорой на образец;
  • вносит коррективы в конкретное действие после его завершения на основе оценки учителя, одноклассников  с опорой на образец;
  • оценивает свою работу по совместно выбранным  критериям в соответствии с образцом; организовывает рабочее место;
  • эмоционально рефлексирует свои действия;
  • готовит необходимые инструменты для занятия ; удерживает  организованное поведение во время занятия.

Познавательные:

  • отличает новое от уже известного под руководством учителя;
  • устанавливает очевидные причинно – следственные связи под руководством учителя;
  • владеет элементарными навыками чтения информации;
  • сравнивает и группирует предметы и их образы, классифицирует по  заданным признакам, выделяет признаки, обобщает под руководством учителя;
  • выполняет работу практического действия под руководством учителя;
  • использует знаково-символические средства, в том числе владеет действием моделирования;
  • умеет выделять существенные признаки;
  • способен к логическим действиям и операциям, включая приёмы решения простейших задач;
  • устанавливает последовательность основных событий в тексте;
  • действует по аналогии;
  • проводит сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные:

  • вступает в диалог; умеет слушать  и понимать речь других;
  • соблюдает  нормы речевого этикета;
  • оказывает  взаимопомощь в сотрудничестве (в парах) под руководством учителя, принимает  правила работы в паре;
  • готов договариваться и приходить к общему мнению (под руководством  учителя);
  • умеет задавать простые вопросы по содержанию и отвечать на них;
  • понимает, что у других людей есть своя точка зрения;
  • умеет выражать свои мысли полно в устной форме (в пределах 2- 4 предложений).

Тематическое планирование занятий по общественно-полезному труду 5-7 классы

темы

        Дата

1

 Беседа «Кто для нас трудится».

2

 Экскурсия по школе. Знакомство с обслуживающим персоналом и наблюдение за трудовой деятельностью людей.

3

 Экскурсия на пришкольный участок. Знакомство с обслуживающим персоналом и наблюдение за трудовой деятельностью людей.

4

 Экскурсия в столовую. Знакомство с работниками столовой, наблюдение за трудовой деятельностью людей.

5

 Коллективная работа «Я — дежурный по классу».

6

 Коллективная работа «Я — дежурный по столовой».

7

 Экскурсия на пришкольный участок «Цветы в нашей жизни».  Наблюдение за оформлением школьных клумб.

8

 Аппликация «Мой любимый цветок». Оформление выставки работ.

9

 Экскурсия в библиотеку. Знакомство с библиотекарем. Беседа «Говорят вещи».

10

 Коллективная работа «Мы содержим в порядке наши книжки и тетрадки».

11

 «Книжкина больничка».

12

 Экскурсия в мед.кабинет. Знакомство с мед.сестрой и врачом. Беседа «В гостях у  Мойдодыра».

13

 Беседа. «Всякая вещь трудом создана». Творческая работа «Украшения к празднику».

14

 Акция «Новогодний сюрприз для одноклассников».

15

 Новогодняя игрушка «Шарики-фонарики». Украшение рекреаций и кабинетов.

16

 Акция «Покормите птиц зимой».

17

 Коллективная работа «Кого называют трудолюбивым?» (подбор пословиц о    труде).

18

 Беседа «Живи, цветок».

19

 Уход за комнатными растениями (правильный полив).

20

 Уход за комнатными растениями (рыхление, подкормка).

21

 Конкурс «Самое аккуратное рабочее место».

22

 Уход за комнатными растениями (уход за листьями).

23

 Рисование на тему «Наши мамы и папы на работе». Оформление выставки работ.

24

 Оформление стенгазеты «Я — мамин помощник».

25

 Операция «Чистая школа».

26

 Акция «Книжки — малышкам». Сбор и изготовление книжек-раскладушек.

27

 Акция «Покормите птиц весной».

28

 Коллективная работа «Кто что умеет делать». Фотовыставка.

29

 «Книжкина больничка».

30

 Изготовление поделок к акции «Дари добро».

31

 Операция «Чистый двор».

32

 Операция «Послушная метелка».

33

 Презентация «Своими руками». Фотоотчет «Наши достижения».

34

Подведение итогов.

Читайте также:  Самые полезные игры для мозга детей

Источник

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г.Смоленска»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор Центра

2014 год

Рабочая программа по внеурочной деятельности

 «Обучение общественно полезному труду. Комнатное цветоводство»

Программу составила:

Пурдяева В.В., учитель цветоводства

Смоленск

2014

Пояснительная записка

     Данная программа по внеурочной деятельности предназначена для оптимизации состояния комнатных растений в центре.    

     Отличительной особенностью данной программы является использование практической деятельности по уходу за комнатными растениями. Дети переносят знания, полученные на уроках по цветоводству, во внеурочную деятельность, в другую среду.

          Данный вид деятельности – комнатное цветоводство – сравнительно мало в настоящее время, представлен в системе внеурочной деятельности и дополнительного образования как особое направление, способствующее не только развитию потенциальных способностей ребенка с нарушениями в развитии, но и формированию у него новой системы нравственных принципов и овладению стратегией гармоничных отношений с окружающей средой.

        Показателем эффективной реализации данной программы является повышение уровня общего развития ребенка с ОВЗ: положительное отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной экологической деятельности, эстетическое восприятие окружающей среды, стремление к сохранению собственного здоровья через окружающую нас среду.

     Данная программа предназначена для учителей цветоводства и биологии; учащихся, которых интересует комплекс дисциплин, связанных с изучением и выращиванием растений, с практическими работами по уходу за комнатными растениями в школе, экологическим состоянием окружающей территории.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

     Настоящая программа создана в полном соответствии с проектом концепции СФГОС РФ для обучающихся с ОВЗ; согласно закону ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации; на основании нормативно-правовых документов РФ, приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015.

      Программа  составлена на основе: УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г   №2080.

Цели и задачи, решаемые при реализации программы.

     Цель программы: на основе системного подхода осуществить развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению в области опытнической работы и применению полученных навыков практической деятельности; формирование эмоционально-ценностного отношения к родному краю, к окружающей среде.

     Задачи программы:

Программа решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:

  • развивать мыслительные операции, познавательную активность в целом, корректировать   речь;
  • формировать навыки самоконтроля;
  • расширять и   углублять знания учащихся об окружающем мире;
  • расширять и углублять  знания о многообразии комнатных растений, используемых в цветоводстве;
  • формировать положительные личностные качества учащихся (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
  • формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, воспитание бережного отношения к природе;
  • развивать мелкую моторику рук.

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.

     Программа по внеурочной деятельности «Комнатное цветоводство» для учащихся 5-6 классов разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» под ред. В. В. Воронковой.

     В основу содержания программы положен концентрический принцип, который позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года и дополнять их новыми сведениями.

Сроки реализации программы.

На реализацию программы «Комнатное цветоводство» для 5-6 классов отводится 1 час в неделю, в течение 2 лет . Обучение проходит в форме совместной деятельности учителя и учащихся, при этом ведущая роль принадлежит учителю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка.

Формы и режим занятий.

Форма проведения занятий: теоретические и практические занятия в кабинете. Форма организации деятельности:  групповая и индивидуально-групповая. Режим занятий: 1 час в неделю, 34 часа в год (для 5-6 классов). Учащиеся допускаются до работы с растениями после ознакомления с правилами по технике безопасности.  Основными направлениями программы служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности. В ходе реализации программы используются различные методы и формы обучения: практические (упражнения, практические работы, практикумы), наглядные (использование таблиц схем, рисунков, моделей, образцов, ТСО), словесные (беседы, рассказ, объяснение).

Планируемые результаты и формы их оценки

     Личностные результаты:

В результате освоения программы обучающиеся будут способны:

— испытывать чувство гордости за свою Родину, город, школу;

— осознавать мотивы образовательной деятельности, определять ее цели и задачи;

— понимать причины успеха и неуспеха в учебной деятельности;

Читайте также:  Чем полезна кипяченая вода для растений

— осуществлять сотрудничество с взрослыми и сверстниками при выполнении проекта;

— осознание положительной мотивации к изучению комнатных растений;

— формировать эстетические потребности у учащихся.

     Метапредметные результаты:

В результате освоения программы обучающиеся будут способны:

— ориентироваться в содержании теоретических понятий предметной области (в пределах программы) и использовать их при выполнении творческих заданий;

— ориентироваться в своих правах и обязанностях как члена коллектива;

— выполнять возложенные должностные обязанности;

— выполнять задания по инструкции педагога;

— участвовать в групповой работе в качестве исполнителя;

— участвовать в обсуждении учебных, творческих проблем;

— участвовать в проектной деятельности;

— представлять продукты творческой деятельности на выставке;

— выступать с результатами своих работ и участвовать в анализе работ своих товарищей;

— отбирать инструменты и материалы для выполнения своей творческой работы;

— владеть навыками безопасности при работе с инструментами, материалами, механизмами.

     Предметные результаты:

    В результате освоения программы обучающиеся будут знать:

— о материалах, инструментах; правилах безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;

— месте и роли экологического образования в жизни человека;

— особенности организации проектной деятельности;

— значении терминов, понятий, используемых при работе над проектом;

     будут уметь:

— пользоваться различными инструментами и материалами;

— правильно рыхлить почву, уметь осуществлять перевалку и пересадку;

— различать растения сада, огорода, леса, поля, комнатные растения, знать их названия;

— правильно ухаживать за комнатными растениями, различать плоды и семена растений используемых в быту;

— уметь поливать комнатные растения и ухаживать за ними;

— уметь пересаживать комнатные растения;

— уметь вегетативно размножать комнатные растения.

Формы подведения итогов реализации программы

      Формами подведения итогов реализации программы будут:

— отчетная выставка;

— защита проектов;

— фотовыставка.

     Показателем эффективной реализации программы является уровень общего развития ребенка: положительное отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной экологической деятельности, эстетическое восприятие окружающей среды.

Данная программа состоит из 4 разделов.

В I разделе изучается:  использование комнатных растений в учебном процессе, о значении комнатных растений в школьном интерьере и интерьере дома.

Во II разделе изучаются: особенности комнатных растений, виды комнатных растений. Большое внимание уделяется декоративно-лиственным и декоративно-цветущим комнатным растениям.

В III разделе изучается уход за комнатными растениями. Практические работы:

  • составление почвенных  смесей;
  • перевалка комнатных растений;
  • пересадка комнатных растений;
  • полив комнатных растений;
  • обрезка и формирование кроны;
  • борьба с вредителями и болезнями комнатных растений.

В IV разделе изучается размножение комнатных растений; экскурсии на станцию юннатов.

Учебно-тематический план первого года реализации программы

№ п/п

Название темы

Практические работы,  экскурсии, опыты.

Количество часов

 I раздел: Использование и значение комнатных растений

1.

Введение. Использование комнатных растений в учебном процессе

2

2.

Комнатные растения и их значение.

2

3.

Использование комнатных растений в интерьере школы

2

4.

Использование растений в домашнем интерьере

2

II раздел: Семейств и виды комнатных растений

5.

Комнатные растения, наиболее распространенные в школах

2

6.

Декоративно-лиственные комнатные растения

4

7.

Декоративно-цветущие комнатные растения

4

8.

Лианы и ампельные растения

4

9.

Суккуленты

4

10.

Цитрусовые и другие плодовые комнатные растения

4

11.

Аквариумные растения

2

12.

Бонсай – древнее искусство Востока

2

13.

Выращивание салатной зелени

4

III раздел: Уход за комнатными растениями

14.

Необходимые условия для роста и развития комнатных растений (тепло, свет, влажность воздуха, вода, почва)

Практическая работа: «Влияние света на развитие герани»

2

15.

Почвенные смеси

Практическая работа: «Составление почвенной смеси для фиалок»

2

16.

Перевалка и пересадка комнатных растений

Практическая работа: «Перевалка и пересадка комнатных растений»

2

17.

Полив комнатных растений

Практическая работа: «Полив комнатных растений»

2

18.

Обрезка и формирование кроны у комнатных плодовых растений

Практическая работа: «Формирование кроны»

2

19.

Болезни и вредители комнатных растений

Практическая работа: «Биологические меры борьбы с болезнями и вредителями»

2

20.

Календарь ухода за комнатными растениями

Практическая работа: «Составление календаря ухода за комнатными растениями»

4

IV Раздел: Размножение комнатных растений

21.

Вегетативное размножение (отводками, стеблевыми черенками, листовыми черенками, усами, корневищами и т.д.)

Практическая работа: «Размножение фиалок, хлорофитума бегонии»

4

22.

Размножение семенами.

Практическая работа: « Размножение бегонии, фиалки, эхмеи»

4

23.

Экскурсия на станцию юннатов. Знакомство с растениями, растущими в теплице.

Экскурсия

4

Материально-техническое оснащение программы.

  1. ТСО (ПК, мультимедиа).
  2. Столы ученические, стулья.
  3. Инвентарь: горшки, ящики, вазоны, лейки, лопатки, грабли, тачки, лопаты, садовые ножницы.
  4. Почвенные смеси, субстраты, минеральные и органические удобрения, песчано-гравийная смесь.
  5. Графические материалы (краски, карандаши, фломастеры, пластилин, бумага для рисования, картон).
  6. Дидактические материалы: методическая литература, книги по комнатному цветоводству, энциклопедии дачников, садоводов.

Литература:

  1. Быховев А.И., «Комнатные растения» (практическое руководство), Изд-во «Просвещение», 1998.
  2. Биондикация загрязнений наземных экосистем/ под ред. Р. Шуберта — М.: Мир, 1988.- 350 с.
  3. Клинковская Н.И., Пасечник В.В. «Комнатные растения в школе», М. – «Просвещение», 1986.
  4. Кудрявец Д. Б., Петренко Н. А. Как вырастить цветы: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1993.
  5. Матюшина В.Н. «Цветущие комнатные растения», М. – «Просвещение», 2000.
  6. Справочник цветовода (цветочно-декоративные растения открытого грунта) / И. Е. Ботяновский, Э. А. Бурова и др./; Под ред. А. Т. Федорука. – Минск.: Ураджай, 1985. – 208 с., ил., 16 л. Ил.
  7. Сорокина Н.В., Проект «Школьный дворик».
  8. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/10/23/proekt-po-ozeleneniyu-prishkolnoy-territorii-mbou-sosh-no3
  9. https://pandia.ru/text/78/447/42044.php
  10. https://neobionika.ru/ozelenenie.html

Источник