Программа полезные привычки и полезные навыки

Программа полезные привычки и полезные навыки thumbnail

Муниципальное образовательное учреждение

«Карпогорская средняя общеобразовательная школа №118»

Программа внеурочной деятельности

«ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ И НАВЫКИ»

(социальное направление)

Возраст обучающихся: 11-12 лет

Симкова Наталья Анатольевна,

учитель географии

МБОУ «Карпогорская СОШ №118»

Пинежского района

Карпогоры, 2014.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности «Полезные привычки и навыки» разработана на основе программы, которая создавалась группой российских специалистов (под руководством кандидата психологических наук О.Л. Романовой) по инициативе Международной некоммерческой организации Project HOPE. Апробация программы осуществлялась в 2000 г. в школах г. Москвы, а с 2001 г. – в гимназии №6 г. Архангельска. Данная программа была утверждена Федеральным Экспертным Советом Министерства Образования РФ и получила гриф “Допущено Министерством Образования РФ”.

А также программа разработана в соответствии со следующими документами:

  • Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 ФЗ от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.

  • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089)

  • Указ Президента Российской Федерации от 14.09.2000 №942 «Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2005 года (Национального плана действий в интересах детей)»

  • СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции РФ 3.03.2011г., регистрационный №19993)» 

  • Методические рекомендации по реализации программ превентивного обучения «Полезные привычки – навыки – выбор» (МОУДПО «ИМЦ» №186 от 22.10.2008)

Программа “Полезные привычки и навыки” направлена на профилактику табакокурения и употребления алкоголя. Долговременная задача программы – предупреждение употребления наркотических, токсикоманических веществ и ВИЧ-инфекции. Первичная профилактика намного эффективнее среди тех, кто ещё не употреблял психоактивные вещества (далее ПАВ). Приобщение к наркотикам начинается с алкоголя, табака. Предупреждение их употребления способствует предупреждению употребления ПАВ вообще. В этом случае реализуются главные принципы программы: “системность” и “спиральность”, т.к. параллельно с ростом, развитием, увеличением объёма школьных знаний, ребенок получает новые знания, расширяются и усложняются уже имеющиеся, а установки и поведенческие навыки усиливаются.

Цели и задачи изучения предмета

Цель:

  • формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Задачи:

  • Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе.

  • Способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.

  • Учить детей лучше понимать себя и критически относиться к собственному поведению

  • Способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.

  • Содействовать сохранению здоровья каждого школьника.

  • Сформировать у учащихся представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.

  • Сформировать основания для критического мышления по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья.

  • Сформировать представления о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх.

  • Дать представление, с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровья детей (сниженная двигательная активность, инфекционные болезни, переутомления), о существовании и причинах возникновения зависимости от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье.

  • Сформировать навык позитивного коммуникативного общения.

  • Научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

Употребление табака и алкоголя – широко распространенное явление. Мы ежедневно сталкиваемся с ним в средствах массовой информации и в обыденной жизни. К сожалению, сегодня нельзя защитить детей от подобного рода информации — они видят на улице и по телевидению, как употребляют одурманивающие вещества люди, слышат разговоры взрослых, видят курящих и выпивающих родителей. И пятиклассники еще не способны адекватно оценить это. Поэтому очень важно дать им правильную установку, представление о том, что «хорошо», а что «плохо», и задолго до того, как возникнет опасность первого опыта или реального знакомства ребенка с табаком, алкоголем и психоактивными веществами, необходимо сформировать у него устойчивое негативное отношение к употреблению этих веществ. Приобщение детей и подростков к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ связано с двумя явлениями. Первое – это наличие определенных склонностей, черт, свойств и качеств самого человека, включая биологические, физиологические, психологические, социальные и нравственные. Этими качествами определяется спрос на ПАВ. Второе – это доступность ПАВ в обществе. Доступность тесно связана с предложением. Предупреждение приобщения к ПАВ предполагает сочетание мер по сокращению спроса и предложения. Превентивное обучение служит средством сокращения спроса.

Школа как социальный институт обладает рядом уникальных возможностей для успешной профилактики употребления табака, алкоголя и других психоактивных веществ. Она может:

— прививать учащимся навыки здорового образа жизни;

— влиять на уровень притязаний и самооценку детей;

— осуществлять совместную работу с семьёй ребенка для контроля над ситуацией;

— привлекать специалистов — медиков, психологов, педагогов и др.

Программа внеурочной деятельности «Полезные привычки и навыки» направлен на то, чтобы помочь сформировать у детей здоровые установки и ответственное поведение.

В основе методики преподавания программы используются разнообразные методы, формы и технологии обучения.

Методы обучения

  • обучение в группе;

  • кооперативное обучение;

  • ролевое моделирование;

  • дискуссии;

  • упражнения-энергизаторы;

  • интерактивные методы обучения (мозговой штурм, ролевая игра).

Формы обучения

  • Лекция

  • Беседа

  • Семинар

  • Урок-путешествие

  • Урок-исследование

Технологии обучения

  • Традиционное обучение

  • Игровое обучение

  • Проблемное обучение

  • Развивающее обучение

  • Компьютерные технологии обучения

  • Разноуровневое обучение

  • Метод проектов

Программа “Полезные привычки и навыки” – это современная программа превентивного обучения, включающие элементы трех моделей профилактики: образовательной, медицинской, психосоциальной, являющиеся универсальной (первичной) профилактикой употребления ПАВ детьми и подростками. Поэтому ее целью является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя, наркотиков и др. ПАВ.

Принципы реализации программы:

  • систематичности и последовательности;

  • гуманизации (уважение к личности ребёнка, создание благоприятных условий для развития способностей детей);

  • сознательности и творческой активности учащихся;

  • наглядности обучения;

  • доступности;

  • связи обучения с жизнью;

  • рационального сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм и способов учебной работы и др.

 На реализацию программы отводится 17 часов в год в 5 классе. Занятия проводятся по 45 минут 1 раз в неделю во внеурочное время.

Планируемые результаты изучения курса

При изучении программы «Полезные привычки и навыки» обучающимися достигаются следующие результаты:

— формируется адекватная самооценка,

— снижается потребность в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющегося поведения;

— формируется потребность к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций;

— выработаются позитивные жизненные цели и мотивации к их достижению;

— повышается правовая грамотность и ответственность за свое поведение;

— формируется представления о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;

— формируются представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих;

— формируются умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

— использование различных способов поиска необходимой информации в справочных источниках и в открытом информационном пространстве сети Интернет, сбора, обработки, анализа, передачи информации в соответствии с поставленными задачами;

— готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

— определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Универсальные учебные действия

Личностные

  • проявление положительных качеств личности и управления своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;

  • проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

  • положительное отношение к учению;

  • желание приобретать новые знания;

  • способность оценивать свои действия

Познавательные

  • умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике;

  • развитие мотивации к овладению культурой активного использования различных поисковых систем.

Регулятивные

  • умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Коммуникативные

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Я – неповторимый человек (7 часов)

1.

Я — неповторимый человек

1 час

2.

Чувства

1 час

3.

Вкусы и увлечения

1 час

4.

Мой характер

1 час

5.

Самоуважение

1 час

6.

Я и мои поступки

1 час

7.

Дружба

Курение, алкоголь и другие психоактивные вещества (7 часов)

8.

Курение

1 час

9.

Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор

1 час

10.

Правда об алкоголе

1 час

11.

Алкоголь в компании

1 час

12.

И снова алкоголь

1 час

13.

Что такое психоактивное вещество

1 час

14.

Кто и почему употребляет ПАВ?

1 час

Мое здоровье (3 часа)

15.

Мое здоровье

1 час

16.

Решения и здоровье

1 час

17.

Я выбираю

1 час

Итого 17 часов

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА

5 класс (17ч.)

Я – неповторимый человек (7 часов)

Я — неповторимый человек. Положительное отношение к себе и окружающим людям, ощущение собственной значимости в глазах других людей, признание уникальности себя и окружающих.

Чувства. Эмоции и чувства, распознавание чувств и эмоций окружающих, выражение собственных чувств.

Вкусы и увлечения. Здоровые занятия, как альтернатива употребления табака, алкоголя и психоактивных веществ. Вкусы и увлечения окружающих.

Мой характер. Человеческие качества. Внешность и черты характера.

Самоуважение. Уважение. Самоуважение. Собственные достоинства.

Я и мои поступки. Образ Я.Взаимодействие с окружающими. Отношение к самому себе.

Дружба. Дружба, появление дружбы, связь дружбы и социального здоровья.

Курение, алкоголь и другие психоактивные вещества (7 часов)

Курение. Никотин, смолы, вредное влияние курения на здоровье, привыкание, последствия употребления табака.

Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор. Никотин и окружающие люди. Пассивное курение.

Правда об алкоголе. Основные факторы об алкоголе, последствия о рекламе, мотивы употребления алкоголя в компании, последствия употребления.

Алкоголь в компании. Причины употребления алкоголя в компании сверстников и его последствия.

И снова алкоголь. Фактическая информация об алкоголе. Действие рекламы об алкоголе на детей. Осознаное принятие решений. Ответственное поведение в сложных ситуациях.

Что такое психоактивное вещество. ПАВ, наркотики, ингалянты, эффект, передозировка. Последствия употребления ПАВ.

Кто и почему употребляет ПАВ? Последствия употребления ПАВ. Лекарства. Допущенные к употреблению ПАВ.

Мое здоровье (3 часа)

Мое здоровье. Физическое, умственное и социальное здоровье. Здоровье, как высокое качество жизни

Решения и здоровье. Здоровье окружающих.Поддержка и сохранение здоровья человека. Внешние факторы среды влияющие на здоровье человека.

Я выбираю (повторительно-обобщающее занятие).

ЛИТЕРАТУРА

1. Современные профилактические программы: «Полезные привычки – навыки – выбор», «Полезная практика»: метод. пособие / авт.-сост. А.П.Лавринова. – Архангельск: АО ИППК, 2010

2. Учебное пособие для начальной школы по предупреждению употребления детьми табака и алкоголя. Издание 3-е, улучшенное и дополненное. Пособие для учителя. Москва, 2000.

3. Учебное пособие для 5-7 классов по предупреждению употребления ингалянтов и наркотиков. Материалы для учителя. Москва, 2001.

4. Учебное пособие для 5-7 классов по предупреждению употребления ингалянтов и наркотиков. Рабочая тетрадь для 5 класса. Москва, 2001.

5. Учебное пособие для 5-7 классов по предупреждению употребления ингалянтов и наркотиков. Рабочая тетрадь для 6 класса. Москва, 2001.

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя образовательная школа № 2»

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«Полезные привычки, навыки, выбор»

Программа составлена на основе авторской программы

Т.Б.Гречаной «Полезные привычки». И.А.Родиковой

«Я и мое здоровье»

г. Майкоп

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа «Полезные привычки, навыки, выбор» предназначена для обучающихся 5-х классов и составлена на основе профилактической программы «Полезные привычки» под редакцией Т.Б. Гречаной, соответствует требованиям ФГОС. Программа реализуется в рамках спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности.

Программа «Полезные привычки, навыки, выбор» является важнейшей частью учебно-воспитательного процесса в школе. Состояние здоровья школьников внушает обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе обучения. Высокая интенсивность учебного процесса не позволяет в должной мере учесть индивидуальные особенности ребёнка и, таким образом, приводит к высокой заболеваемости детей, нервно-психическим нарушениям, снижению сопротивляемости заболеваниям, утомляемости, перенапряжению, а значит и к снижению качества обучения. В связи с этим программа «Полезные привычки, навыки, выбор» направлена на укрепление здоровья учащихся и предполагает овладение детьми навыка «здорового образа жизни».

Возраст первой пробы табака и алкоголя совпадает с периодом обучения в школе, с возрастом распространенность употребления психоактивных веществ среди друзей и давление на подростков возрастают. Несмотря на знания о вреде психоактивных веществ для здоровья, неодобрение их употребления с возрастом ослабевает. Опрос учителей и родителей показал, что потребность в превентивном обучении высока.

Программа «Полезные привычки, навыки, выбор» воплотила в себе современный научный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табаке и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. Хотя данная программа рассчитана на учащихся 5-х классов и сосредоточена на предупреждении приобщения к употреблению широко распространенных табака и алкоголя, ее долговременная задача — предупреждение приобщения к наркотикам.

Цель программы «Полезные привычки, навыки, выбор» — овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других ПАВ.

Задачи:

  • Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний учащегося путем обсуждения проблем, связанных с алкоголем и курением.

  • Учить детей понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.

  • Учить детей эффективно общаться.

  • Помочь школе и родителям в предупреждениях приобщения учащихся школы к табаку и алкоголю.

  1. Общая характеристика курса внеурочной деятельности.

Программа призвана воспитывать у детей сознательное отношение к сохранению своего здоровья, желания быть здоровым, противостояние отрицательному влиянию со стороны окружающих;

-расширять кругозор детей в отношении полезных привычек, положительно влияющих на здоровье детей, вредных привычек, разрушающих здоровье, эффективных форм и методов сохранения здоровья;

-сформировать у детей умение выстраивать свой день в зависимости от режима питания, труда, отдыха и сна — как основы для сохранения и поддержания здоровья, физических сил, работоспособности детей, познакомить с комплексами упражнений, позволяющими снять напряжение во время занятий в школе и дома; развивать двигательную активность детей через подвижные игры физкультминутки.

Превентивное обучение служит средством для сокращения спроса.

  • Превентивное обучение является одной из составляющих образования в области охраны здоровья.“Здоровье — состояние полного физического, умственного и социального благополучия человека, а не только отсутствие заболевания или немощи”.

  • Двумя неотрывными элементами школьного образования в области охраны здоровья являются обучение и воспитание. Воспитание детей в области охраны здоровья — это формирование навыков ответственного поведения и формирование здоровых установок или развитие личностной и социальной компетенции.

Превентивное обучение направлено на снижение вероятности приобщения и основано на следующих научно установленных закономерностях:

  • Вероятность приобщения снижается, если ученики критически относятся к своему поведению, обучены рефлексии и самоанализу.

  • Вероятность приобщения снижается, если поощряется вера в свои силы, признается уникальность каждого ученика.

  • Вероятность приобщения снижается, если учащиеся умеют распознавать опасные ситуации, принимать рациональные решения, находить альтернативные, употреблению табака и алкоголя, модели поведения.

  • Вероятность приобщения снижается, если дети обучены распознаванию ситуации группового давления и располагают навыками сопротивлению давлению.

Программа создана в помощь учителям школы. Она предназначена для того, чтобы дать учителям в руки научно-обоснованные и простые в использовании практические материалы для обучения детей в области охраны здоровья.

Превентивное обучение особенно важно для детей младшего школьного возраста.

Во-первых, потому что профилактика намного эффективнее среди тех, кто еще не употребляет ПАВ.

Во-вторых, приобщение к любым ПАВ начинается с алкоголя и табака. Предупреждение их употребления способствует предупреждению употребления ПАВ вообще.

Таким образом, программа «Полезные привычки, навыки, выбор» очень актуальна в современных условиях воспитания и развития здоровых, полноценных граждан нашего общества.

  1. Описание места курса в плане внеурочной деятельности.

В соответствии с учебным планом курс изучается с 5 класса. Занятия проводятся один раз в неделю. Общий объем учебного времени составляет 34 часа для каждого года обучения.

  1. Ценностные ориентиры содержания курса.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимание закономерностей, лежащих в основе социальных явлений, приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, осознание своих корней, формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважения к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа,представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране, языку, культуре, ее жизни и ее народу.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

Личностные результаты:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;

  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные – планировать собственную деятельность, анализировать и объективно оценивать свои поступки и слова, управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми;

  • познавательные – ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно определять, какая информация нужна для решения жизненных задач, отбирать источники информации среди предложенных, перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний;

  • коммуникативные – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы, слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения.

Предметные результаты:

  • после завершения курса обучающиеся смогут объяснить в доступной для них форме вред курения, смогут отказаться от вредной привычки сами и повлиять на выбор сверстников. Используя компьютер, смогут подготовить презентацию или небольшой доклад о вреде курения, о пользе здорового образа жизни, о приоритетном значении спорта в жизни каждого человека.

К концу 5 класса учащиеся должны знать:

-о полезных привычках;

-о вреде вредных привычек для здоровья;

-о пагубном влиянии вредных привычек на здоровье;

-о влиянии вредных привычек на личность;

-способы противостояния вредным привычкам и отрицательному влиянию окружающих.

К концу 5 класса учащиеся должны уметь:

-отличать вредные привычки от других привычек;

-противостоять отрицательному влиянию окружающих;

-принимать правильное решение в сложных ситуациях;

-бороться с вредными привычками;

-разъяснять близким, знакомым отрицательное влияние вредных привычек на здоровье.

  1. Основное содержание курса.

Полезные привычки.

В этом разделе детям даётся понятие “полезная привычка”, как способ сохранения и укрепления здоровья. Дети должны усвоить, что существуют не только вредные привычки, но и полезные, такие как: доброе, участливое отношение к людям, животным.

Дети учатся взаимопониманию, уважению, умению дружить. Они знакомятся с понятием “хобби”, как увлечением, полезным занятием на досуге, направленным на развитие познавательного интереса ребёнка, формирование умения общаться.

Очень важным аспектом данного раздела является привычка соблюдения правил дорожного движения, которая убережёт ребёнка от дорожно-транспортных происшествий, представляющих реальную угрозу не только для здоровья, но и для жизни ребёнка.

Не менее важный аспект — это привычка бережно относиться к природе. Экологическое воспитание детей очень полезно в современных экологически-неблагоприятных условиях жизни. На занятиях разбираются экологические задачи, находятся пути их решения, доказывается правильность выбора, так как экология является одним из основных факторов, влияющих на здоровье человека.

Вредные привычки.

В данном разделе дети под руководством учителя выявляют вредные привычки, разрушающие здоровье людей (курение, алкоголизм, наркомания и т. д.)

Важность этого раздела заключается в том, что дети узнают, в чём состоит реальный вред определённой вредной привычки для здоровья, а главное, как противостоять ей. Ребёнок учится осознанно делать выбор в условиях, когда окружающие подталкивают его к приобретению той или иной вредной привычки. Формируются приоритеты в выборе окружения и образа жизни.

Таким образом, практические занятия по программе “Я и моё здоровье” благотворно влияют на сознание ребёнка, формируют адекватное восприятие окружающего мира, учат серьёзно заботиться о своём здоровье.

Программа «Полезные привычки, навыки, выбор»

Всего – 34 часа

В неделю – 1 час

Тема 1. Положительный образ Я.(1ч.)

Мой характер. Учусь оценивать себя сам.

Тема 2. Понятие о полезных привычках. (1ч.)

Термин “полезная привычка”. Влияние полезных привычек на здоровье человека.

Тема 3.Умение общаться. (6ч.)

Учусь взаимодействовать. Учусь настаивать на своём. Общение. Любовь к животным. Справедливость. Умение дружить.

Тема 4. Принятие решений. (2ч.)

Я становлюсь увереннее. Когда на меня оказывают давление.

Тема 5. Бережное отношение к природе. (2 ч.)

Природа в опасности. Экология. Значение экологии в жизни современного человека. Взаимосвязь всех факторов на Земле. Правила поведения в природе. Бережное отношение и любовь к природе. Помощь природе.

Тема 6. Соблюдение правил дорожного движения. (3 ч.)

Правила дорожного движения. Причины дорожно-транспортных происшествий. Виновники дорожно-транспортных происшествий. Правила перехода улиц и дорог. Сигналы светофора и регулировщика. Дорожная грамота. Отряды ЮИД – помощники ГАИ.

Тема 7. Проведение досуга. (2ч.)

Хобби. Увлечение. Коллекционирование. Развитие познавательных интересов. Общение. Игра. Правила игры. Уважение к соперникам. Подвижные игры на свежем воздухе: «Третий лишний», «Колечко», «Прятки», «Съедобное-несъедобное». Игры в помещении: «Кошки-мышки», «Ручеёк», «Золотые ворота».

Тема 8. Использование грубых слов. (1 ч.)

Грубые слова. Клички. Использование ненормативной лексики.

Тема 9. Понятие о вредных привычках. (2 ч.)

Непослушание. Неуважение к людям. Обман.

Тема 10. Воровство. (1 ч.)

Воровство. Уголовная ответственность.

Тема 11. Принятие решений .(2 ч.)

Учусь сопротивляться давлению. Учусь говорить “нет”

Тема 12. Курение. (3 ч.)

Табакокурение. Вещество — никотин. Заболевания курильщиков (кариес, рак органов дыхания). Пассивные курильщики. Профилактика и борьба с курением.

Тема 13. Алкоголизм. (3 ч.)

Алкоголизм. Злоупотребление алкоголем. Алкогольное отравление. Галлюцинации. Асоциальное поведение. Разрушение внутренних органов.

Тема 14. Наркомания. (2 ч.)

Наркотики. Наркотическая зависимость. Личностные изменения человека. Заболевания наркоманов: гепатит, СПИД. Токсикомания. Галлюцинации. Наркологический диспансер. Группы психологической поддержки.

Тема 15. Бродяжничество (2 ч.)

Бродяжничество. Болезни кожи, паразиты. Попрошайничество.

Тема 16. Пост-тест (1 ч.)

Обобщение изученного материала. Пост-тест.

  1. Учебно-календарное планирование

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Положительный образ Я. (2ч.)

1.

Мой характер. Учусь оценивать себя сам

1

Понятие о полезных привычках. (1ч.)

2.

Термин “полезная привычка”. Влияние полезных привычек на здоровье человека

1

Умение общаться. (16ч.)

3

Учусь взаимодействовать.

1

4

Учусь настаивать на своем.

1

5

Общение.

1

6

Любовь к животным.

1

7

Справедливость.

1

8

Умение дружить

1

Принятие решений. (2ч.)

9.

Я становлюсь увереннее.

1

10

Когда на меня оказывают давление.

1

Бережное отношение к природе (2ч.)

11

Природа в опасности. Экология.

1

12

Правила поведения в природе. Любовь к природе.

1

Соблюдение правил дорожного движения (3ч.)

13

15

ПДД. Причины ДТП.

1

14

Правила перехода дорог.

1

15

Дорожная грамота. Отряд ЮИД,

1

Проведение досуга. (2ч.)

16.

Хобби. Увлечение. Подвижные игры на свежем воздухе.

1

17.

Игра. Правила игры. Уважение к соперникам. Игры в помещении.

1

Грубые слова. Клички. Использование ненормативной лексики.

1

Понятие о вредных привычках. ( 2 ч.)

19

Термин «Вредная привычка». Обман.

1

20

Непослушание. Неуважение к людям.

1

Воровство. (1ч.)

21

Воровство. Уголовная ответственность.

1

Принятие решений.(2ч.)

22

Учусь сопротивляться давлению.

1

23

Учусь говорить «нет».

1

Курение.(3 ч.)

24

Табакокурение. Вещество – никотин.

1

25

Заболевания курильщиков.

1

26

Пассивные курильщики. Профилактика и борьба с курением.

1

Алкоголизм. (3 ч.)

27

Алкоголизм. Злоупотребление алкоголем. Асоциальное поведение.

1

28

Алкогольное отравление. Болезни алкоголиков. «Белая горячка».

1

29

Жизнь с алкоголиком. Борьба с алкоголизмом.

1

Наркомания. (2ч.)

30

Наркотики. Наркотическая зависимость. Личностные изменения человека.

1

31

Болезни наркоманов. Токсикомания. Борьба с наркоманией.

1

Бродяжничество. (2ч.)

32

Бродяжничество.

1

33

Попрошайничество. Болезни кожи, паразиты.

1

Пост-тест. (1ч.)

34

Обобщение изученного материала. Пост-тест.

1

Материально-техническое обеспечение курса.

1. “Полезные привычки”- рабочие тетради.

2. “Полезные привычки”- пособие для учителя.

3. “Полезные расчеты, или как оценить эффективность превентивного обучения”.

4. “Уроки для родителей, или как помочь ребенку не употреблять табак и алкоголь”.

Источник