Разработка полезных ископаемых для 4 класса
Урок окружающего мира 4 класс «Наши подземные богатства»
Цели урока:
1. Образовательные: познакомить с полезными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить и активизировать уже имеющиеся знания.
2. Развивающие: научить определять и самостоятельно формулировать основные особенности подземных богатств на основе наблюдения; создать благоприятные условия для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи.
3. Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в группах, воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность, учить экономно использовать богатства нашей Родины.
Задача:
формирование умения правильно называть, анализировать и охранять природные богатства своего края.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Проявление творческого отношения к процессу обучения;
- Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Познавательные:
- Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке;
- Развитие интереса к исследовательской работе;
Регулятивные:
- Умение прогнозировать предстоящую работу, составлять план;
- Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
- Умение слушать и понимать других;
- Умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;
Оборудование:
1. Образцы полезных ископаемых.
Ход урока:
- Мотивация учебной деятельности
Учитель: Поприветствуйте улыбкой друг друга. Я рада всех вас видеть.
Учитель: Желаю сохранить позитивное настроение на протяжении всего урока. Желаю открытия новых знаний и отличных отметок.
2. Актуализация знаний для изучения нового материала => постановка проблемы.
Учитель: на прошлом уроке мы изучали тему «Водные богатства нашего края». Давайте вспомним что такое водоемы?
Ученик: Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для растений и животных, которые там живут еще и единственный дом.
Учитель: Какие водоемы есть в нашем крае?
Ученик: Реки, озера, водохранилище, моря.
Учитель: Что вы можете рассказать об этих водоемах?
Ответы учащихся.
Учитель: Можно ли назвать водоемы богатством земли?
Ученик: Да.
Учитель: Обоснуйте свое мнение.
Ученик: Они украшают землю, радуют красотой. Люди здесь отдыхают, купаются, загорают, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не обойтись в быту и на производстве.
3. Проблемная ситуация
Учитель: Что еще относится к природным богатствам?
Ученик: Воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые
Учитель: я предлагаю вам отгадать загадки, чтобы определить тему сегодняшнего урока:
Без нее не побежит, ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)
Он черный и блестящий,
Людям – помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока.
Ответы учащихся.
Ученик: (Полезные ископаемые, такую тему мы изучали в 3 классе)
Учитель: Точнее, вспомните, пожалуйста, где они добываются?
Ученик: они добываются глубоко под землей, являются нашим богатство, поэтому можно предположить, что тема урока: «Наши подземные богатства».
4. Усвоение новых знаний
Учитель: Что такое полезные ископаемые?
Ученик: Это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.
Учитель: Ископаемые, объясните смысл этого слова.
Ученик: Их выкапывают, добывают из земли.
Учитель: Какие полезные ископаемые вам известны?
Ученик: гранит, железная руда, известняк, песок, глина, торф, природный газ.
Практическая работа.
Учитель: Проведем практическую работу. Будем работать в группах, каждая группа будет исследовать образец полезного ископаемого, устанавливать его свойства, используя образец (учебную статью) иллюстрации на страницах учебника.
Работаем по плану на стр. 149
1. Название.
2. Основные свойства.
3. Использование.
4. Где добывают в нашем крае.
5. Что может быть из него сделано.
Каждая группа заполняет плакат.
Название | Основные свойства | Использование | Предметы |
1. Гранит | Твердый, прочный, хорошо полируется | Для строительства набережных рек (река Нева), станций метро, памятников, облицовка зданий. | Памятники |
2. Известняк | Твердый, белого или серого цвета | Строительство зданий, дорог (известь, мел, мрамор – видоизмененный известняк) | Мел |
3. Глина | Пластичность, бурая, желтая, белая, голубая | Кирпичи, черепица, облицовочная плитка | Кирпич |
4. Каменный уголь | Твердый, но хрупкий. Черного цвета, горюч. | Топливо, краски, лекарство, пластмасса, духи. | Лекарства |
5. Нефть | Жидкая, густая, темного цвета, с резким запахом | Топливо, бензин, керосин, машинное масло, вазелин | Мыло |
6. Железная руда | Твердая, плавкая, тяжелая, притягивает металлические предметы | Металлы, основное сырье для машин | Ножницы |
Учитель дополняет ответы.
Гранит – горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов. «Зерно» по латыни – гранум. От этого слова появилось название – гранит.
Каменный уголь образовали растения, которые жили на Земле много миллионов лет назад. Земля выглядела тогда совсем не так. На ней не было ни птиц, ни зверей, ни людей. Да и растения были другими. Это были гигантские папоротники-деревья с толстыми стволами – колоннами. Вот эти деревья и превратились в каменный уголь.
Известняк образовался из остатков морских организмов, он сложен из кальция. Известняк использует в строительстве. Мрамор и мел – его разновидности.
Железная руда. Слово произошло от слова «джальза». На поверхности земли люди находили железные метеориты и делали из них орудия для труда и охоты, украшения. Первым орудием труда был камень. Но как-то камень упал в костер и расплавился. Так было положено начало металлургии – производству металлов.
Нефть – жидкое полезное ископаемое. Ученые разных стран спорят о том, как она появилась. Одно очевидно она образовалась из остатков каких-то живых организмов.
Учитель: Давайте теперь все вместе исследуем полезные ископаемые нашего района, результат исследования запишем в таблицу рабочей тетради.
Название | Свойства | Применение |
Глина | Рыхлая, пластичная, бурая, может быть белая или голубая | Кирпичи, посуда |
Песок | Сыпучие крупинки серого цвета | Строительство, дороги, стекло |
Физминутка
Если я называю твердое полезное ископаемое, вы встаете, если жидкое или газообразное, то садитесь.
Песок, глина, нефть, уголь, железная руда, газ, гранит, известняк, соль.
5. Закрепление знаний.
Работаем со статьей стр. 158 «Охрана подземный богатств»
Учитель: Прочитаем статью. Сформулируйте и задайте одноклассникам вопросы по тексту статьи.
Ученик: Почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства?
Это такие богатства, которые нельзя восстановить.
Ученик: Как мы (школьники) можем помогать взрослым в охране полезных ископаемых?
Собирать металлолом, следить, чтобы попусту не горел газ на плите.
Учитель: Какая главная мысль статьи?
Ученик: Подземное богатство земли бесценно, поэтому необходимо использовать их очень экономично и бережно.
Учитель: Вы хорошо поработали. Узнали много нового, обобщили изученные знания. Надеюсь, что вы легко ответите на мои вопросы:
1. Что такое полезное ископаемое?
1) Все, что люди добывают из под земли.
2) Все полезные для человека минералы и горные породы.
3) Минералы и горные породы, которые люди добывают из-под земли и используют их
2. О чем идет речь в тексте?
Это полезные ископаемые. Узнать нетрудно: в нем хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение его образующее – мох – сфагнум.
Кроме него в залежах этого полезного ископаемого попадают и другие растения. Это горючее полезное ископаемое.
3. Назовите горючие полезные ископаемые:
А – гранит
Б – нефть
В – газ
Г – каменный уголь
4. Укажите рудное полезное ископаемое:
1) природный газ
2) торф
3) железная руда
4) нефть
5. Какое полезное ископаемое используют при производстве кирпичей?
1) глина
2) известняк
3) торф
4) мрамор
6. Какое полезное ископаемое используется при производстве стекла?
1) глина
2) песок
3) известняк
4) торф
7. Укажите общее свойство для каменного угля, нефти, природного газа:
1) твердость
2) цвет
3) текучесть
4) горючесть
3 задание:
8. О чем идет речь?
Бывает в природе серого, розового, красного цвета. Его часто можно увидеть в городах: им облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников. Это горная порода, состоящая из таких минералов, как полевой шпат, кварц и слюда.
Учитель: Вы хорошо справились с заданием. Работали активно и быстро.
6. Рефлексия
Ребята, подведем итог урока. Нашли ли мы ответы на вопросы, которые ставили в начале урока? Достигли ли мы цели урока? Что помогло нам в работе?
Оцените свою работу на уроке.
7. Домашнее задание.
Дома:
1) проверьте знания, полученные на уроке, ответив на вопросы учебника на стр. 158-159
2) выполните задание в тетради на стр. 52
Источник
Урок по курсу «Окружающий мир» на тему: «Полезные ископаемые»
Черницына Светлана Владимировна, учитель начальных классов
Тема: Полезные ископаемые.
Цели:
1. Систематизировать знания учащихся о полезных ископаемых для дальнейшего изучения регионального материала.
2. Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать.
Оборудование: коллекция полезных ископаемых, колбы, интерактивная доска, предметы, изготовленные из полезных ископаемых.
Вид учебной деятельности: работа в парах.
Ход урока
I .Психологический настрой
-Здравствуйте, дорогие ребята. Разрешите вам напомнить, что зовут меня Светлана Владимировна. Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их.
Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.
II.Целеполагание и мотивация
-Ребята, сегодня на урок я принесла рюкзак друга геолога. А вы знаете кто такой геолог?(геолог- это специалист, который изучает геосферу на предмет содержания полезных ископаемых). Давайте с вами посмотрим, что же там есть(достаю минералы .При этом дети сразу называют полезное ископаемое). – Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?(предположения детей) — Правильно, сегодня мы будем говорить о полезных ископаемых. Посмотрите, ребята, тут что-то еще есть(достаю блокнот ).Да это же записи геолога. Здесь на странице были пометки, но они размыты.Знаете, геологам приходится в разных условиях. Наверное, и мой друг делал записи, когда шел дождь и поэтому буквы растеклись. Давайте постараемся восстановить документ. –Ребята, наверно работать с полезными ископаемыми необходимо в лабораторных условиях. И я вам предлагаю открыть лабораторию ПИНК. А как ее название расшифровывается, я думаю вы мне скажите в конце урока. Для этого наденьте шапочки и перчатки. Работать вы будете в парах. Каждая пара должна решить, кто из вас будет лаборант, а кто ученый. Лаборанты проводят опыты, а ученый вносит данные в таблицу. Чтобы сделать это, мы должны провести опыты с полезными ископаемыми у вас на столе.
Опыт №1. Рассмотрите под лупой образец минерала. Определи цвет. Подчеркни правильный вариант.
Опыт №2. Опустите кусочек в воду. Он тонет или плавает на поверхности воды? Подчеркни правильный вариант.
Опыт № 3.Определи твердость минерала (если на нем можно оставить след ногтем — мягкий, если можно поцарапать гвоздем — твердый, если не остается след от гвоздя — очень твердый). Подчеркни правильный вариант.
Обобщите ответы в таблице.
-Снимите, пожалуйста, перчатки и положите на поднос. Лаборантов прошу убрать оборудование на стол в конце класса.
Физминутка
Чтобы найти полезные ископаемые геологи часто поднимаются в горы. Давайте покажем как они идут(тяжело).Ну, вот и твердый минерал. Нам надо отколоть насколько кусочков. Берем кирку и начинаем откалывать. Теперь возьмем несколько кусочков для исследования. Устали. Потянулись к солнышку.
-Ой, смотрите, тут в рюкзаке есть карта . А, да это карта Ставропольского края и текст «Полезные ископаемые моей малой Родины». Я знаю, что нужно сделать. Используя данные текста нанесите условные обозначениям полезных ископаемых на карту в тот район, где их добывают. (одна пара выходит работать к доске)
Сверьте свой результат с результатом на доске.(пара у доски защищает свою работу).
-Молодцы! А сейчас посмотрите на полезные ископаемые моего друга-геолога. Все ли он добыл в нашем крае?(высказывания детей) А какое полезное ископаемое мы не отметили на карте?(глина) Как вы думаете, где ее добывают?(повсеместно) А сейчас вы можете расшифровать название нашей научной лаборатории? (высказывания детей)
Правильно-полезные ископаемые нашего края. А полезные ископаемые- это богатство. Ведь богатство- это не только клады с драгоценными камнями и металлами, но и то, что человек научился добывать своим трудом и использовать в быту. На предприятии «Кисловодский фарфор» из глины делают фарфоровые изделия, радующие глаз своей красотой, выжигают кирпич. В частности на кирпичном заводе х.Воровский и других. На Новоалександровсом стеклотарном заводе используют кварцевый, титано –циркониевый пески для изготовления стекольной тары (банки, бутылки).Строительный песок незаменим при строительстве домов, дорог. Из нефти получают духи, лекарства, пластмассы.
III.Оценочно-рефлекторный этап
Что вам больше всего понравилось на уроке?
Что нового ты узнал о Ставропольском крае?
Вам понравился урок?
Я благодарю вас за интересный урок.
Источник
Тема
Наши подземные богатства.
Цели
Образовательная: познакомить с полезными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить и активизировать уже имеющиеся знания.
Развивающая: научить определять и самостоятельно формулировать основные особенности подземных богатств на основе наблюдения; создать благоприятные условия для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи.
Воспитательная: воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность, учить экономно использовать богатства нашей Родины.
Формировать УУД:
-Личностные УУД: принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
-Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотношения того, что известно, с чет, что не известно.
-Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической речью.
-Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и не существенных).
Планируемый результат
Предметные:
Знать – виды и свойства полезных ископаемых.
Уметь — использовать полученные знаний в практической деятельности.
Личностные: отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке; формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу.
Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Основные понятия
Нефть, природный газ, торф, уголь, гранит, песок, глина, известняк, карьер, шахта, буровая установка.
Межпредметные свзяи
Ресурсы
Учебник: Плешаков, 4 класс, 1 часть, презентация.
Организация пространства
Фронтальная работа, коллективная работа, групповаяработа.
Технология проведения
Деятельность учеников
Деятельность учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные УУД
1.Мотивация к учебной деятельности (2мин)
Цели: проверка готовности обучающихся и их настроя на работу
Подготовка учащихся к уроку.
Организует.
Уточняет тематические рамки. Проверяет готовность обучающихся к уроку.
— Сегодня мы проводим урок в научной лаборатории. Мы с вами – научные сотрудники. Я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на сотрудничество.
А что мы будем исследовать, вы узнаете позже! Итак, коллеги, начнем!
Личностные: личностное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.
Регулятивные: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того что известно, с тем что не известно.
Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2. Формулирование темы урока, постановка цели (3-5 мин)
Цели: Подведение детей к теме урока и постановке задач.
Ставят цели, формулируют тему урока.
Проводит беседу, которая подводит детей к теме урока.
Озвучивает тему и цель урок. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему.
Ребята. На прошлом уроке вы говорили о водных богатствах. Давайте, мы с вами вспомним, что такое водоемы? (Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для растений и животных, которые там живут еще и единственный дом). Можно ли назвать водоемы богатством земли? (Да. Они украшают землю, радуют красотой. Люди здесь отдыхают, купаются, загорают, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не обойтись в быту и на производстве).
Что относится еще к природным богатствам? (Воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые).
Сегодня на урок я принесла товары, которые можно приобрести в магазине, те которые необходимы в быту. Вот они: ножницы, набор школьных мелков, мыло, кирпич, таблетки активированного угля, стакан. Что объединяет эти товары? (Они созданы человеком и необходимы людям).
Из чего они сделаны? (Трудно ответить, хотя можно предположить, что они сделаны из того, что дала природа).
Попробуйте сформулировать точнее. (Из полезных ископаемых).
Почему они так называются? (Их добывают глубоко под землей).
Сформулировать тему сегодняшнего урока. ( Полезные ископаемые, такую тему мы изучали в 3 классе).
Вспомните, пожалуйста, где они добываются? (Они добываются глубоко под землей, являются нашим богатство, поэтому можно предположить, что тема урока: «Наши подземные богатства»).
-Сегодня на уроке нам предстоит путешествие в недра Земли, которые хранят в себе многочисленные полезные ископаемые.
Ребята, давайте попробуем вместе сейчас сформулировать цель урока.
Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы?
1. Узнать, ч то такое полезные ископаемые?
2. Узнать об их свойствах, структуре.
3. Как они добываются?
4. Узнать о применении и научиться определять полезные ископаемые по их основным признакам.
Познавательные: самостоятельное выделение познавательной цели, формулирование проблемы.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: целеполагание.
Изучение нового (10 мин)
Цели: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу
Составляют план достижения цели и определяют средства.
Отвечают на вопросы учителя.
Слушают учителя
Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на работы. Организует учащихся по исследова-нию проблемной ситуации
Беседа, сообщение нового матер.
— Итак, коллеги, переходим к теме урока. На этом уроке вы узнаете, что мы называем полезными ископаемыми, какими они бывают, узнаете их основные свойства, месторождения полезных ископаемых и для чего их добывают.
— Для того чтобы продолжить урок нам нужно поработать с понятиями: полезные ископаемые, месторождение, геологи, карьер, шахта, буровая установка.
( На экране появляются слова, например: Полезные ископаемые )
-Как Вы думаете, что обозначают эти слова? Сравним с мнением ученых.
Вы совершенно правы!
Полезные ископаемые — природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют в народном хозяйстве.
Месторождение — место нахождения (полезных ископаемых).
Геолог — специалист, которой занимается поиском и разведкой месторождений полезных ископаемых.
Карьер — совокупность выемок в земной коре, образованных при добыче п. и. открытым способом. Открытый котлован.
Шахта — Вертикальная или наклонная горная выработка, имеющая непосредственный выход на поверхность. Горнопромышленное предприятие, ведущее подземную добычу полезного ископаемого; место добычи его. Глубокие колодцы.
Буровая установка — комплекс оборудования для бурения скважин.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
Планирования поиска способа решения Цель: освоение способа действий с полученными знаниями в практической деятельности
Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения.
-Сегодня ребята вы будете работать в группах. И чтобы у нас все получилось, давайте повторим правила работы в группе.
( Не перебивать друг друга. Уважать товарищей и соперников. Не выкрикивать. Сначала выслушай, а затем выскажи свою точку зрения. Уважай мнение других.)
— Исследование.
Перед вами на столах лежат разнообразные коробочки с полезными ископаемыми. Ваша задача их внимательно рассмотреть и используя уже имеющиеся знания дать им названия. (Бурый уголь, торф, глина, песок, железная руда…)., выявить свойства… а для этого в каждой группе есть карточка — схема в помощь исследователям.
- Название
- Условное обозначение
- Свойства
- Значение и применение
- Способы добычи
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить высказывания.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Реализация плана
Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний
Физминутка
Закрепление материала
Осуществляют: самопроверку
Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения.
Группы работают самостоятельно. Перед детьми учебник.
Далее проводится обсуждение изученного материала, рассказы учеников сопровождаются показом образцов полезных ископаемых.
Выводы делаются под руководством учителя, где проговариваются характерные признаки. Учащиеся показывают полезное ископаемое, и вывешивает на доску карточку с условным изображением.
Выступление каждой группы.
Отвечает капитан команды или любой ученик, назначенный своей группой (по выбору).
1 группа: Используются в строительстве
Гранит состоит из кварца, слюды и полевого шпата. Он твёрдый, прочный, непрозрачный, серого или красного цвета, зернистый. Применяют: для строительства набережных, метро, памятников, для облицовки зданий.
Залегает в основном глубоко в земле, но и на поверхность выдаются глыбы, скалы, горы.
Известняк твёрдый прочный камень белого или серого цвета. Мел – разновидность известняка. Используют при строительстве зданий и дорог.
2 группа: Используются в строительстве
Глина состоит из мелких частиц, непрозрачна, красного… цвета, плохо пропускает воду, пластична. Песок используют в строительстве и для изготовления стекла. Из глины — кирпич, керамику.
Учитель: Что объединяет 1-ую и 2-ую группы? ( Эти ископаемые используются в строительстве)
3 группа: Горючие ископаемые
Нефть – густая маслянистая жидкость, непрозрачная, тёмного цвета с резким запахом, горюча, легче воды. Из неё получают топливо, смазочное масло, лаки, краски…Для добычи строят буровые вышки и бурят глубокие скважины.
Природный газ — бесцветный, лёгкий (легче воздуха), хорошее топливо, не имеет запаха. Из него получают пластмассы, волокна…Для добычи бурят глубокие скважины.
4 группа: Горючие ископаемые
Торф – рыхлый, непрочный, состоит из остатков растений, бурого цвета, легче воды, горючий, хорошо впитывает влагу. Используется как топливо, хорошее удобрение, из него получают лекарства, подстилка для животных.
Каменный уголь – твердый, но хрупкий, непрозрачный, черного цвета, горюч. Обозначается черным квадратом.
Используют как топливо, сырьё для химической промышленности.
Добывают в шахтах и карьерах.
Учитель: Что объединяет 3-ю и 4-ую группы? ( Эти ископаемые используются в строительстве)
Учитель: Какой способ добычи ПИ , по-вашему, самый опасный для жизни человека?
( Когда человек спускается в шахту )
Учитель: Как вы думаете, почему? ( В шахте может произойти обвал )
Учитель: Совершенно верно. В шахте (учитель показывает иллюстрацию) глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь, руду и другие. Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском. Мы должны преклоняться перед трудом этих людей.
Делаем вывод: Какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? У кого другое мнение? (Ответы детей. Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)
Игра «Вопрос из конверта» Каждая группа получает задание, и на скорость выполняет его.
1Что такое полезное ископаемое?
1) Все, что люди добывают из под земли.
2) Все полезные для человека минералы и горные породы.
3) Минералы и горные породы, которые люди добывают из-под земли и используют их.
2 Что такое нефть?
1) Густая масленистая жидкость темного цвета, с резким запахом, горючая.
2) Жидкость светлого цвета.
3) Бесцветный легкий газ.
3 Что такое природный газ?
1) Густая масленистая жидкость темного цвета, с резким запахом.
2) Бесцветный легкий газ (легче воздуха), горит голубым пламенем.
3) Жидкость светлого цвета.
4 Важное свойство торфа?
1) Горючесть
2) Плавкость
3) Пластичность
5 Уголь при горении дает:
1) Много тепла.
2) Мало тепла
3) Совсем не дает
6 Главное свойство глины:
1) Горючесть
2) Плавкость
3) Пластичность
7 Полезные ископаемые добывают:
1) Под землей
2) В воздухе
3) В космосе
8 Главное свойство гранита:
1) Горючесть
2) Плавкость
3) Прочность
9 Самый крупный экспортер нефти:
1) Россия
2) Китай
3) Япония
10 При переработке нефти получают:
1) Стекло
2) Бензин
3) Гранит
12. Перечисли полезные ископаемые
13. Нужны ли нам полезные ископаемые? Зачем?
14. Может ли человек обойтись без полезных ископаемых? Почему?
— Вы хорошо справились с заданием. Работали активно и быстро.
Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; контроль, коррекция.
Личностные: личностное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)
Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация новых знаний, постановка дальнейших целей.
Домашнее задание.
Цель: закрепление знаний, полученных на уроке.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке, называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.
Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке, подводит итог урока. Дает комментарии к домашнему заданию. Комментирует самооценку учащихся.
— Спрашиваю командиров групп:
— Как работала твоя команда? Кого бы ты отметил как самого активного?
-А теперь посмотрите на экран. Перед Вами карта Иркутской области с ПИ находящимися на нашей территории. Назовите, какие ПИ добывают в нашей области.
Используя карту-схему составить сообщение о железной руде.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Личностные: установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.
Источник