Разработка урока по теме полезные ископаемые

Разработка урока по теме полезные ископаемые thumbnail

Цели урока: познакомить детей с полезными ископаемыми, их свойствами и применением.

— сформируют понятие «полезные ископаемые», освоят знания о свойствах полезных ископаемых, их применении и способах добычи.

— сформируют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;

— расширят кругозор.

Оборудование: Окружающий мир: 3 класс, 2 часть, А.А. Плешаков. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация, образцы полезных ископаемых.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

Учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организационный момент
Словесный: слово учителя

1 мин

Сейчас у нас урок окружающего мира. Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, линейка, карандаш, ручка.

Сейчас сядут те, кто готов к уроку и хочет научиться новому.

Приветствовать учителя

Проверять готовность к уроку

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Актуализация знаний

Словесный:Ответы на вопросы

3 мин

— Ребята, давайте вспомним, какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке? (Экономика).

— Что же такое экономика? (экос по-гречески значит «дом», номос- «закон».

Экономика-наука о рациональном ведении хозяйства).

— Какая главная задача экономики? (удовлетворение разных потребностей людей).

— Что называется потребностями? (все, что требуется людям для жизни).

— Что нужно для удовлетворения потребностей людей? (товары и услуги).

— Что такое товары? (Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности).

— Приведите примеры товаров(продукты питания, одежда…).

— Что такое услуги? (Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей).

— Приведите примеры услуг (стрижка в парикмахерской).

Отвечать на вопросы

Регулятивные: осуществлять само- и взаимоконтроль учебной деятельности.

Постановка учебной задачи
Словесный: ответы на вопросы.

3 мин

-Из чего изготовляют автомобили , самолеты , поезда?(из стали, металла)

-Вот построили автомобили,самолеты,поезда, только они сами не поедут и не полетят.Что же еще нужно для них?(бензин,горючее)

-Из чего делается горючее?(из нефти)

-Записываю на доске:сталь, нефть.

-Ребята дополните запись на доске.(соль, гранит, каменный уголь и т.д.)

-Ребята как мы можем все это назвать?(полезные ископаемые)

Как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока?

-Какие цели мы с вами поставим?

Размышлять над темой урока и учебной деятельностью

Ставить перед собой цель урока

Коммуникативные: выражение своих мыслей с  полнотой и точностью.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы

Практический: выполнение упражнений, заполнение таблицы

Практический: физические упражнения

32 мин

3 мин

— Ребята, а вы знаете что такое полезные ископаемые?

Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве. Большинство из них твердые. Нефть- жидкое полезное ископаемое, природный газ – газообразное.

Какие еще полезные ископаемые вы знаете?

Хорошо, давайте прочитаем информацию о том, как добывают полезные ископаемые. Читаем по одному абзацу, затем вам нужно будет ответить на вопросы по тексту. (Что такое месторождение? Кто такие геологи? Где добывают полезные ископаемые?)

Открываем рабочие тетради на странице 28. Задание №2. Для начала заполните таблицу. Вам нужно записать название и свойства полезного ископаемого. Затем подумайте, где применяется это полезное ископаемое.

Отлично! Сейчас откройте ваши учебники на странице 47. Я раздам карточку на пару. Вам нужно заполнить пропуски. В первой колонке — полезные ископаемые, во второй- что из них изготавливают.

Подведение итогов.

Физминутка

Ребята, а сейчас давайте немного подвигаемся под музыку, вставайте и повторяйте движения за мной.

Слушать учителя

Отвечать на вопросы

Работать в группе и паре

Выполнять задания

Пользоваться учебной литературой при возникновении затруднения

Усваивать новую информацию

Анализировать текст с целью ответов на вопросы

Выполнять физические упражнения

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Личностные: установка на ЗОЖ.

Д. з. Словесный: слово учителя

1 мин

Ребята, сейчас откройте ваши дневники и запишите домашнее задание: рабочая тетрадь, стр. 30, № 4,5; пересказ.

Записывать домашнее задание

Итог урока. Рефлексия. Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.

2 мин

Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке? Какую цель перед собой поставили? Достигли ли мы цели урока? Ответы на вопросы. Что было сложное в работе? С чем справились легко? Что получилось? Не получилось? Что вам понравилось?

Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок.

Подводить итог урока

Отвечать на вопросы

Оценивать свои достижения

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Читайте также:  Полезные рецепты в мультиварке с фото пошагово

Личностные: самооценка.

Источник

Урок – обобщение по теме:

«Полезные ископаемые и их роль в жизни человека»

Мы хозяева нашей природы

и она для нас кладовая с великими

сокровищами жизни

М. Пришвин.

Здравствуйте, ребята!

У нас сегодня необычный урок, к нам пришли гости! Поприветствуем их. А теперь давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок. Ведь каждый день мы добываем сами новые знания, а для нам необходимо хорошее настроение.

А теперь закройте глаза.

Что вы видите? (темно)

Так было до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар – это Земля, которая полна тайн.

Земля – это планета Солнечной системы, она окружена воздушной оболочкой. Поверхность её – горы, равнины. На поверхности – вода, почва, растительность, животные и люди.

А что находится внутри?

А ответить на этот вопрос нам помогут загадки:

Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несёт в дома тепло.

От него в домах светло

Помогает плавить сталь,

Делать краски и эмаль (Уголь)

Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела.

Пробегает по доске,

Оставляет белый след (Мел)

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже (Песок)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу

Она понадобится сразу (Глина)

Без неё не побежит,

Ни такси, ни мотоцикл

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Покрывают им дороги,

Улицы в селении

А ещё он есть в цементе

Сам он удобрение (Известняк)

Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением (Торф)

Молодцы! А каким общим понятием можно объединить слова, которые вы отгадали (Полезные ископаемые)

Ребята, сегодня на уроке мы вспомним , повторим и обобщим группу полезных ископаемых, их свойства, применение и значение в жизни человека.

Итак, тема нашего урока «Полезные ископаемые и их роль в жизни человека»

— Давайте подберём слово похожее по смыслу к слову полезные (Нужное, необходимое)

— А как вы понимаете слово- ископаемые? (искать , копать)

— И что получилось?

Необходимое, нужное искать, копать.

Молодцы! Вспомнили, что такое полезные ископаемые.

— Ребята, а теперь дайте с помощью учебника определение полезным ископаемым

Полезные ископаемые- это образование в земной коре, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности человека. (запись в тетрадь)

— Ребята, если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то что бы знать как их применять, как вы думаете, что ещё мы должны о них знать? (Свойства)

Каждый из вас во время подготовки д/з побывал в роли научных сотрудников по изучению свойств п.и.

— Сейчас вам нужно внимательно послушать и определить, какое полезное ископаемое рассказывает о себе.

  1. Я твёрдая, непрозрачная порода, рыхлая, негорючая, чаще коричневого цвета. Используюсь в строительстве: из меня с добавлением песка изготавливают кирпич: когда в меня добавляют воду, то я становлюсь мягкой, вязкой и из меня изготавливают посуду. (Глина)

  1. Я жидкое полезное ископаемое тёмного цвета. Меня называют чёрным золотом. Из меня производят керосин, смазочные масла, вазелин, лекарства, ткани. (Нефть)

  1. Удары волн, выветривание разрушают горные породы и способствуют моему образованию . Я бываю разного цвета: желтого, серого, красного, белого. Я сыпучий. Меня используют в строительстве, изготовлении песка, медицине, искусстве. Меня очень любят дети, строют из меня замки. (Песок)

  1. Я белый, хрупкий. В школе я пишу на доске. Во мне можно увидеть отпечатки скелетов организмов. Меня применяют в медицине, чистят свекольный сок в сахарной промышленности. (Мел)

  1. Я чёрные, блестящий, твёрдый, хрупкий и горючий. Меня используют как топливо. Из меня делают лаки, краски, удобрения. (Уголь)

А сейчас, как настоящие исследователи мы проведём практическую работу.

Вам необходимо выбрать из предложенных свойств только те, которые соответствуют вашему полезному ископаемому и ответить на ряд вопросов. Но перед работой мы совсем немножко отдохнём.

Физминутка

Задание:

На доске записано несколько свойств, а напротив п.и. — стрелочками соединить соответствующие свойства.

Условные знаки – какому п. и. соответствуют- подписать.

(запись в тетради).

— Ребята, а как вы думаете, есть ли полезные ископаемые на территории нашей Брянской области?

Сейчас мы совершим маленькое путешествие по нашей области и узнаем, какие полезные ископаемые у нас добывают.

Посмотрите на карту Брянской области, как много здесь полезных ископаемых (мел, песок, глина…)

Читайте также:  Какой сорт меда полезен для желудка

К нам пришло письмо от старухи Шапокляк.

Дорогие ребята 6 б класса Супоневской школы – интерната! Мне необходима ваша помощь. Я в наследство получила на территории вашей области замок. Но мне необходимо произвести в нём ремонт. Подскажите, есть ли какие — нибудь полезные ископаемые на вашей территории

из которых делают строительные материалы и что конкретно? Заранее спасибо.

Мы поможем старухе Ш. — доставим ей шифер, цемент, стекло, кирпич.

Ребята, а нужно ли беречь полезные ископаемые? Или они безграничны?

К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет!

В недра гор, Земли и рек

Пробирался человек.

Он старался всё достать,

Что б скорей богатым стать.

Через сотни лет, позднее

Он поймёт, что стал беднее.

Птицы стали задыхаться

И домой не возвращаться

Меньше нефти, нет бензина

А всего одна причина

Как спасти всё, люди это

Чтоб жила ещё планета?

Энергия, полученная от солнца миллионы лет назад, сегодня возвращается к нам в виде угля, нефти, газа. Но мы должны относится к этим богатствам бережно.

д/з составить письмо для людей с призывом беречь природу.

Красный кружок- трудно, не понял

Жёлтый – есть то, что не понял

Зелёный – всё понял и всё понравилось.

Полезное

ископаемое

Цвет

Свойства

Применение

Выбрать характерные свойства:

Твёрдое

Жидкое

Тяжелее воды

Чёрного цвета

Желтого цвета

Хрупкое

Имеет запах

Пропускает воду

Сыпучее

Легче воды

Белого цвета

Горючее

Плохо пропускает воду

Коричневого или белого цвета

НЕФТЬ

ПЕСОК

ГЛИНА

МЕЛ

УГОЛЬ

Лаки

Краски

Лекарства

Посуду

Ткани

Стекло

Парафин

Бензин

Цемент

Кирпич

Бетон

Фантики для конфет

.

Источник

Тема урока: Полезные ископаемые.

Цель: обучающиеся познакомятся с полезными ископаемыми, свойствами и их применением в народном хозяйстве.

Задачи:

— образовательные: углубить и расширить знания обучающихся о полезных ископаемых, их происхождении, разнообразии, свойствах, практическом применении;

— формировать у обучающихся умения привести примеры использования полезных ископаемых человеком.

— коррекционно-развивающие: совершенствовать учебные умения и навыки; умение делать выводы и обобщения; развивать самостоятельность в работе; способствовать развитию познавательного интереса к природе;

— воспитательные: формировать экологическое сознание школьников на примере рационального использования полезных ископаемых; воспитывать чувство гордости за страну и край, столь богатые полезными ископаемыми.

Оборудование: образцы полезных ископаемых, карточки с заданиями, иллюстрации и фотографии горных пород, учебная презентация.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Начнем урок с географической разминки:

1) Какую планету мы изучаем? (Земля)

2) Уменьшенная модель Земного шара (глобус)

3) Вокруг какой звезды вращается наша планета? (Солнце)

4) Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы? (на ней есть жизнь)

5) Какие оболочки Земли мы знаем? (воздушная — атмосфера, водная — гидросфера, твердая — литосфера)

6) Какие виды поверхности суши мы знаем? (равнины, горы)

7) Что мы называем равниной? (ровная поверхность местности)

8) Как мы называем самые высокие участки земной поверхности? (горы)

9) Цвет, которым обозначают на карте равнины? (зелёным)

10) Цвет, которым на карте обозначаются горы (коричневый)

11) Что мы называем почвой? (верхний слой земли, на котором растут растения)

12) Откуда берутся в почве питательные вещества? (от сгнивших остатков растений и животных: перегной).

13) Плодородие почвы? -это способность давать хороший урожай.

14) Скажите, а надо ли защищать почву от загрязнения и разрушения? (для того чтобы почва была плодородной, её надо удобрять и защищать от загрязнения)

3. Подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Сегодня мы продолжаем изучать нашу планету Земля, познакомимся с полезными ископаемыми, свойствами полезных ископаемых и их применением человеком в хозяйстве.

К концу урока мы должны будем найти ответы на следующие вопросы:

1. Что такое полезные ископаемые?

2. Почему они ископаемые?

3. Почему они полезные?

4. Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?

По ходу урока мы будем знакомиться с некоторыми видами полезных ископаемых их названием.

-Знаешь ли ты, из чего сделаны кирпичи и посуда?

— Где строители берут материалы для построек — песок, глину, камни?

4. Усвоение новых знаний.

Чтобы построить различные здания — жилые дома, фабрики, заводы, больницы и многое другое, нужны строительные материалы. На стройках используют кирпичи, гранит, известняк. Гранит и известняк добывают в природе, а кирпичи делают на специальных заводах.

Читайте также:  Какие полезные вещества содержаться в яйце

Для работы предприятий, отопления жилых домов, для того чтобы летали самолёты и ездили автомобили, необходимо топливо. Его получают из угля, торфа, нефти, газа.

Для того чтобы изготовить самолёты, машины, рельсы для железной дороги и даже самые простые ножницы, которыми ты режешь бумагу, необходимы металлы. Их получают из алюминиевых и железных руд, которые тоже добывают в природе.

Гранит, известняк, глина, песок, уголь, нефть, газ, торф, алюминиевые и железные руды добываются из земли и называются полезными ископаемыми. Они являются частью неживой природы. Просмотр образцов полезных ископаемых.

Полезные ископаемые создавались и накапливались природой на протяжении миллионов лет. Полезные ископаемые возникли из остатков растений и мелких животных, в результате извержения вулканов, при разрушении гор. Места скопления полезных ископаемых в земле называются месторождениями.

Полезные ископаемые могут залегать как на большой глубине, так и у поверхности земли. Если полезные ископаемые находятся у поверхности земли, то их добывают с помощью мощных машин — экскаваторов. Это открытый способ добычи полезных ископаемых. Чтобы добыть полезные ископаемые, хранящиеся глубоко под землёй, люди роют шахты или бурят скважины (узкие колодцы).

Полезные ископаемые могут отличаться друг от друга по своим свойствам. Некоторые из них блестят, другие не имеют блеска. Одни полезные ископаемые твёрдые, другие — жидкие или газообразные (газ).

Заполним схему:

строительные

жидкие

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

топливные

газообразные

рудные

Полезные ископаемые, которые горят, называют горючими. Люди используют их как топливо.

К негорючим полезным ископаемым относятся руды. Из них получают металлы, которые используют для изготовления станков, машин и других металлических изделий.

Каждый год люди добывают большое количество полезных ископаемых. Для того чтобы их запас восстановился, должно пройти много тысяч лет. Поэтому учёные создают новые вещества, заменяющие полезные ископаемые (например, пластмассу).

В качестве топлива человек научился использовать силу ветра, рек и солнечную энергию. Для того чтобы сохранить металлические руды и другие полезные ископаемые, люди перерабатывают металлолом.

Посмотрите на физическую карту России. Месторождения полезных ископаемых на карте обозначаются специальными знаками: то есть это то место, где есть залежи этого полезного ископаемого.

— Какие полезные ископаемые добываются в нашем крае? (Добыча угля открытым способом. В с Пушкино добывают уголь. В с. Лесопильное — глину.)

5. ФИЗМИНУТКА «Диктант в ладоши».

Дети складывают руки как для аплодисментов. Учитель дает задание, например, «диктую название полезных ископаемых, вы должны хлопнуть в ладоши 1 раз только тогда, когда я назову горючие, 2 раза строительные, 3 раза п.и., из которых получают металлы.

6. Закрепление

Наша планета Земля дарит своим жителям не только воду и воздух, но и полезные ископаемые. Это ещё одно богатство Земли. (Нефть, газ, каменный уголь, торф, известняк (мел), песок, глина — это полезные ископаемые. Они добываются из-под земли. Из полезных ископаемых изготавливают строительные материалы, топливо, металлические изделия.)

  • Что такое полезные ископаемые? Почему они так называются?

  • Какие полезные ископаемые ты знаешь?

  • Для чего людям нужны полезные ископаемые?

  • Какие свойства полезных ископаемых тебе известны?

  • Какие способы добычи полезных ископаемых ты знаешь?

  • Как используют собранный металлолом?

  • Что такое месторождение? Из каких слов образовалось это слово?

  • Почему полезные ископаемые относятся к неживой природе? (……, а живая природа — это то что дышит, питается, размножается)

— Так мы ответили на вопросы, которые поставили в начале урока? :

1. Что такое полезные ископаемые? Природные горные породы.

2. Почему они ископаемые? Добываются и из недр Земли.

3. Почему они полезные? Они полезные потому, что человек их использует в хозяйстве.

7. Рефлексия.

Рефлексивное обсуждение. Беседа о полезных ископаемых.

— Что вам было уже известно?

— А какая информация оказалась для вас новой?

— О чем бы вы хотели узнать больше?

8. Итог

— Какую тему сегодня изучали?

— Что такое полезные ископаемые?

— Почему они ископаемые?

— Почему они полезные?

— Какой из этапов работы вам понравился больше всего?

— Может ли человек прожить без полезных ископаемых?

— Могут ли полезные ископаемые иссякнуть?

— Что должны делать люди, чтобы этого не произошло?

Ребята, вы сегодня очень хорошо работали, возможно, остались какие — то вопросы у вас, это дает нам возможность продолжить наши исследования и постараться найти ответы на все ваши вопросы на других уроках.

9. Домашнее задание

учебник стр. 24-27

Источник