Урок полезные ископаемые россии 8 класс
НАЧАЛЬНЫЙ КУРС ГЕОГРАФИИ
6 класс (68 ч, 2 ч в неделю или 35 ч. 1час в нед.)
Практические работы.
1. Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение над погодой, фенологическими явлениями (водоемы, растительность); измерение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу.
2. Экскурсия по изучению форм земной поверхности, характера залегания горных пород, водоемов (их использование, изменения, охрана).
3. Нанести маршруты путешествий Ф. Магеллана, X. Колумба. 2. Надписать названия материков и океанов.
4. Ориентирование на местности.
5. Глазомерная съемка небольшого участка местности (одним из способов).
6 Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.
7. Топографический диктант.
8. Обучение приемам: показ объектов по карте, оформление контурной карты, надписи названий объектов.
9. Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе: своя местность).
10. Проведение на контурной карте меридианов и параллелей, в том числе проходящих через вашу местность.
11. Характеристика карты (или ее части) своей местности.
12. Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам).
13. Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин.
13. Изучение рельефа своей местности.
14. Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа. Описание земной коры.
15. Характеристика карты океанов.
16. Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору), обозначение их на контурной карте.
17. Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего населенного пункта до ближайшего моря.
18. Изучение подземных и поверхностных вод своей местности как части мирового круговорота воды в природе. Описание гидросферы.
19. Наблюдение погоды и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц).
20. Описание климата своей местности. Описание атмосферы.
21. Описание растительного и животного мира, почв своей местности.
22. Наблюдения за природой: установление сроков начала времен года.
23. Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком.
24. Составление полного описания географического комплекса своей местности.
И. В. Душина
ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ
7 класс (68 ч, 2 ч в неделю)
1.Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информация (учебником, картами, справочниками); составление по ним летописей наиболее важных (с позиций школьников) путешествий в разные исторические эпохи.
2.Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек.
3.Определение по карте направлений и скорости передвижения литосферных плит и предположение об изменении расположения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит).
4.Сравнительное описание по климатической карте основных показателей климата двух климатических поясов (по выбору учащихся).
5.Выделение на карте территорий, где в наибольшей мере проявляется взаимодействие Океана, атмосферы и суши.
6. Анализ особенностей проявления природной зональности в Африке и Австралии.
7. Обозначение на контурной карте направлений миграций людей в прошлом и в настоящее
время, стран, в которых в настоящее время происходят особые природные явления, а также важные события в жизни народов
8. Изображение на контурной карте природных поясов и особых (азональных) аквальных комплексов океана, а также шельфа и видов хозяйственно деятельности на нем в одном из океанов (по выбору)
9. Сравнительная характеристика природы двух океанов-(по выбору).
10. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах. Обучение определению географического положения материка.
11.Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
12. Анализ климатических диаграмм: сопоставление их с показателями климатической карты; оценивание климатических условий на материке для жизни населения.
13. Определение причин разнообразия природных зон материка.
14. Описание по картам атласа природных условий населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.
15. Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов.
16. Обоснование причин современного размещения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения.
17. Описание по картам и тексту учебника одного из островов Океании.
18. Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки.
19. Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору учащихся).
20.Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка (по выбору).
21. Сравнение природы Арктики и Антарктики; объяснение причин полученных результатов сравнения.
22.Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяй| ственной деятельности населения.
23. Составление описания путешест-вия по одной из стран континента с определением особен ностей природы, населения, его хозяйственной деятельности (по линии следования).
24.Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности
25.Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.
26. Обозначение на контурно карте стран, сгруппированных по различным признакам
2. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы или зарубежной Азии
27. Работа на местности по выявлению природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в строении рельефа, в получении тепла и влаги, а также степени антропогенного воздействия.
28. Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы.
ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ПРИРОДА 8 класс (68 ч, 2 ч в неделю) Автор И. И. Баринова
1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.
2. Определение поясного времени для разных пунктов России.
3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.
5. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
6. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и кли-матограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.
7. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны, их зависимости от рельефа и климата.
8. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.
9 Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.
10 Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.
11. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору).
12. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.
13. Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека.
14. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.
15. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России.
16. Составление карты «Природные уникумы России».
17. Характеристика экологического состояния одного из
регионов России (по выбору).
9 класс ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО 9 класс (68 ч, 2 ч в неделю) Автор В. П. Дронов
1. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
2. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.
3. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
4. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.
5. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия.
6. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.
7. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
8. Экскурсия на местное предприятие. Составление карты его хозяйственных связей.
9. Моделирование вариантов нового районирования России.
10. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.
11. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России.
12. Объяснения взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.
13. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печорского подрайона.
14. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.
15. Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.
16. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.
17. Изучение влияния истории населения и развития территории на этнический и религиозный состав населения.
18. Экологические и водные проблемы Волги — оценки и пути решения.
19. Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала. Результат работы представить в виде картосхемы.
20. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.
21. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского (или Кузнецко-Алтай-ского) района для жизни и быта человека.
22. Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы.
23. Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.
24. Составление характеристики Норильского промышленного узла: географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры.
25. Оценка особенности природы региона с позиций условий жизни человека в сельской местности и городе.
26. Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока.
27. Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока — проблемы и перспективы развития.
Источник
Тема урока: «Минеральные ресурсы России». Сегодня мы вспомним, что такое минеральные ресурсы и полезные ископаемые, узнаем, как они располагаются по территории России и какая существует закономерность между геологическим (тектоническим) строением рельефа и местом положения полезных ископаемых. Также узнаем о способах добычи полезных ископаемых и о связанных с этим некоторых экологических проблемах.
Определение и классификация полезных ископаемых
Хозяйство России тесно связано с минеральными ресурсами, оцененными, по геологическим данным, запасом полезных ископаемых. Наличие минеральных ресурсов, которые зависят от строения земной коры, во многом формируют картину хозяйства территории. Недра нашей страны богаты полезными ископаемыми (рис. 1).
Рис. 1. Карта минеральных ресурсов России (Источник)
Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые используются или могут эффективно использоваться в хозяйстве.
Скопление полезных ископаемых образуют месторождения, а скопления большого количества месторождений образуют бассейны или районы. По происхождению полезные ископаемые, так же, как и горные породы, бывают: метаморфические, магматические и осадочные. Полезные ископаемые формируются в ходе геологической истории под воздействием внутренних сил (эндогенных) и внешних (экзогенных). Все полезные ископаемые можно классифицировать по агрегатному состоянию на твердые, жидкие и газообразные. Большая часть минеральных ресурсов представляет собой твердые неорганические образования, а горючее – полезное ископаемое органического происхождения – лишь условно относится к минеральным ресурсам. За последние годы все большее значение приобретают минерализованные источники, в которых растворено огромное количество полезных веществ. Можно классифицировать полезные ископаемые и по использованию: рудные, нерудные, горючие.
Рудные полезные ископаемые
Рудные полезные ископаемые сформировались в результате излияния магмы и в местах её контакта с другими горными породами. Магматическими и метаморфическими горными породами слагаются складчатые области и фундаменты древних пород. Поэтому рудные полезные ископаемые встречаются в горах и на щитах. Наиболее богат рудами Урал. Здесь залегают железные, медно-цинковые, никелевые, марганцевые, хромитовые руды, золото, платина (рис. 2).
Рис. 2. Карта полезных ископаемых Урала (Источник)
Кроме этого, на Урале встречаются драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни. На Алтае открыты месторождения полиметаллических, свинцовых, цинковых руд, серебра, ртути и др. (рис. 3). В горной Шории – железных руд, в Кузнецком Алатау – марганцевых. Вольфраммолибденовые руды имеются в Прибайкалье, а в Забайкалье – урановые руды и золото.
Рис. 3. Карта минеральных ресурсов Алтайского края (Источник)
Основными полезными ископаемыми мезозойской складчатой структуры востока России являются оловянные руды. На Кавказе представлены полиметаллические и вольфраммолибденовые руды. Следует обратить внимание на то, что большая часть рудных полезных ископаемых сосредоточена не в молодых складчатых горах, а в возрожденных складчато-глыбовых. Это связано с тем, что рудные тела залегают в осевых частях гор и перекрыты мощными складками осадочных пород. В результате разрушения эти складки исчезают, поэтому там легко находить и добывать полезные ископаемые. Поэтому Урал и богат рудными полезными ископаемыеми.
Магматические и метаморфические полезные ископаемые
Магматические и метаморфические полезные ископаемые, кроме складчатых областей, встречаются и на щитах – выступах древних кристаллических фундаментных пород. Так, на севере Восточноевропейской равнины, в районе Кольского полуострова, где имеется выход Балтийского щита, встречаются медные, никелевые металлы, найдены апатиты (сырье для фосфорных удобрений). На Тиманском кряже обнаружены алюминиевые руды, а в районе Воронежской антиклизы находится самое крупное месторождение железных руд – Курская магнитная аномалия (рис. 4).
Рис. 4. Тектоническая карта России (Источник)
Тем не менее для платформ наиболее характерны полезные ископаемые осадочного происхождения, в том числе горючее. Так, в осадочном чехле Восточноевропейской равнины сосредоточено огромное количество угля, нефти и газа. Но наиболее крупные запасы нефти, угля и газа России находятся в мощном осадочном чехле молодой Западносибирской платформы. Также на Древнесибирской платформе располагается крупнейший Тунгусский угольный бассейн. Помимо топлива с осадочными породами связаны месторождения солей, которые приурочены к югу Западной Сибири, Предуралью и Прикаспийской низменности.
О добыче алмазов в Якутии
Первые алмазы в мире были обнаружены на юге Африки. Коренные месторождения алмазов были найдены в местечке Кимберли (ЮАР), после чего коренные месторождения алмазов были названы кимберлитовыми трубками (рис. 9).
Рис. 9. Кимберлитовая трубка в Якутии (Источник)
Считается, что первооткрывателем алмазов в России стал 14-летний мальчик, сын крепостного крестьянина Крестовоздвиженского прииска на Урале. Именно он обнаружил твердые камни, а оказавшийся рядом минеролог определил, что эти камни – алмазы.
Поиск алмазов на территории России начался после Великой Отечественной войны.
Рис. 10. В.С. Соболев (Источник)
В результате кропотливой работы ученого В.С. Соболева (рис. 10) было выдвинуто предположение, что алмазы следует искать в таких же по условиям местах, как и в Южной Африке, а это Западная Якутия. В 1947 г. на реку Вилюй в Якутию была отправлена первая экспедиция в поисках алмазов. Одна кимберлитовая трубка может снабжать алмазами реки и их притоки на многие десятки и сотни километров. Чтобы определить, есть ли в ключе золото, достаточно промыть несколько небольших ковшей галечника, но чтобы найти алмазы, приходится промывать несколько кубических метров. Геологам пришлось прошагать много сотен километров, преодолевая болота, буреломы, спасаясь от туч комаров и мошкары. Радостную весть после долгих поисков принес коллектор вместе с пиропами и кристаллом алмазов в 4 карата. Пиропы, или «слезы алмазов», – это минералы красного цвета, которые являются спутниками алмазов. Нашел пиропы – нашел алмазы, но главное – найти кимберлит – зеленоватую породу, в которой встречаются алмазы. Найти кимберлит – значит, найти коренное месторождение алмазов.
Рис. 11. Л.А. Попугаева (Источник)
Первая кимберлитовая трубка в Якутии была найдена экспедицией Л.А. Попугаевой (рис. 11) в 1954 г. Найти вторую кимберлитовую трубку помогла лиса. Члены экспедиции наткнулись на лисью нору, возле которой лежала небольшая кучка зеленоватой земли. Это и был кимберлит. На высокой лиственнице, стоявшей почти в самом центре трубки, геологи сделали топором большую зарубку и вывели надпись: «Трубка мира». В Москву полетела зашифрованная телеграмма: «Закурили трубку мира. Табак отличный». Потом были найдены другие кимберлитовые трубки, а вскоре был заложен поселок алмазодобытчиков Мирный. Через несколько десятков лет месторождения алмазов были обнаружены на другой древней платформе – Русской, в Архангельской области.
Добыча полезных ископаемых
Добыча полезных ископаемых осуществляется по-разному. В зависимости от глубины и мощности залегания полезного ископаемого добыча осуществляется либо открытым (карьерным) (рис. 5),
Рис. 5. Добыча полезных ископаемых в карьере (Источник)
либо закрытым (шахтным) способом (рис. 6).
Рис. 6. Добыча полезных ископаемых в шахте (Источник)
Жидкие полезные ископаемые добываются методом бурения скважин (рис. 7). Открытый способ добычи полезных ископаемых наиболее простой и дешевый, однако именно он наносит самый большой урон природе.
Рис. 7. Бурение скважины (Источник)
Из-за лишения территории растительного покрова, на ней образуются индустриальные пустыни, от которых поднимаются пыльные бури, а из-за осушения земли понижается уровень грунтовых вод. Открытым способом в России добывается более 90 % руд, более 50 % углей и практически все строительные материалы. Самый большой в России карьер находится на Урале – это Качканарский карьер (рис. 8), глубина которого свыше 700 м. Глубина шахт в России достигает примерно 1 км.
Рис. 8. Качканарский карьер (Источник)
Россия – самая богатая минеральными ресурсами страна мира.
О нефти и газе Западной Сибири
Институт нефти и газа носит имя И.М. Губкина (рис. 12).
Рис. 12. Памятная доска И.М. Губкину (Источник)
Именно при его непосредственном участии началось исследование и исследование Западно-Сибирской равнины. В 1953 г. было открыто и начало действовать первое месторождение газа, а через 7 лет забил первый нефтяной фонтан Шаима. Но этому предшествовали длительная работа, научные споры и подвиг первопроходцев. Западно-Сибирская равнина – огромная низменность площадью 3 млн км2 (рис. 13).
Рис. 13. Западно-Сибирская равнина (Источник)
Лежит равнина на плите. Толщина осадочного чехла достигает мощности в 6 км. Это благоприятные условия для залегания нефти. На поверхности сотни километров топких болот и темнохвойной неосвоенной тайги. Как определить точку для буровой? Это сродни поиску иголки в стоге сена. И.М. Губкин считал: надо искать. У него было множество противников. В 1934 г. в Среднее Приобье была послана поисковая партия, которая открыла невиданные запасы нефти: Усть-Балыкское и нефтяную жемчужину, месторождение Самотлор. Поиски нефти и газа велись в северных районах и были открыты в тундре. В Заполярье открыли газовое месторождение Ямбург, Медвежье, Заполярное, а у Северного полярного круга Уренгойское – газовую жемчужину России (рис. 14).
Рис. 14. Уренгойское месторождение газа (Источник)
Сегодня Россия занимает первое место по добыче природного газа. В Северной Сибири в европейскую часть России проложены крупные газопроводы, по которым газ – экологически чистое и калорийное топливо – идет не только в европейскую часть России, но и в Западную Европу. Открытие месторождения нефти и газа дали мощный толчок в освоении Западной Сибири. Здесь построены новые города.
Рис. 15. Город Сургут (Источник)
Столица нефтяников – Сургут (рис. 15), столица газовиков – Новый Уренгой (рис. 16).
Рис. 16. Город Новый Уренгой (Источник)
Западная Сибирь стала главной нефтегазоносной территорией России.
Домашнее задание
- Дайте определение и классификацию полезных ископаемых.
- Подготовьте доклад о рудных полезных ископаемых на территории России. Приведите примеры.
- Подготовьте доклад о магматических и метаморфических полезных ископаемых на территории России. Приведите примеры.
Список литературы
- География России. Природа. 8 кл.: уч. для общеобразоват. учрежд. / И.И. Баринова. – М.: Дрофа, 2011. – 303 с.: ил., карт.
- География России. Природа. Население: 8 кл. / В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 320 с.
- Атлас. География России. Население и хозяйство. – М.: Дрофа, 2012.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Tepka.ru (Источник).
- E-ng.ru (Источник).
- Geographyofrussia.com (Источник).
Источник