Урок познания мира полезные ископаемые казахстана

Урок познания мира полезные ископаемые казахстана thumbnail

Тема: Полезные ископаемые Казахстана.

Цели:

1) сформировать представление учащихся о полезных ископаемых, их свойствах, использовании; познакомить с разнообразием полезных ископаемых и областями их добычи, применения; раскрыть значение полезных ископаемых для человека, важность их роли в экономике страны.

2) развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать; внимание, речь и логическое мышление;

3) воспитывать потребность в знаниях; бережное отношение к природным богатствам; взаимоуважение, умение работать в группе.

Оборудование: коллекция полезных ископаемых, план описания полезного ископаемого, слайдовая презентация, учебник, листы оценивания, наглядность для групповой работы.

Ход урока.

В начале урока детям предлагаются жетоны разного цвета, в зависимости от которых они делятся на группы.

1.Организационный момент. Тренинг «Пожелание другу».

— Ребята, поприветствуем друг друга и пожелаем всего хорошего на урок.

Желаю счастья и добра

Всем детям с самого утра!

2.Актуализация опорных знаний. Постановка проблемного вопроса.-

— Ребята, о ком в этом стихотворении идет речь?

Это люди не простые

Руки-ноги золотые,

Ходят целый год подряд,

Золото найти хотят.

В экспедицию пошли,

И руду в тайге нашли.

Образцы все собирают,

В лагерь срочно доставляют.

У костра готовят кушать,

Любят радио послушать,

Под гитару песни петь

И вокруг огня сидеть. (ответ детей)

— Кто же такие геологи?

– Правильно! ( Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и их изучают).
-И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами.  
— Но прежде, чем отправиться за природными богатствами, геологам надо провести предварительные исследования.

-Давайте выясним значение понятия «полезное ископаемое» (горные породы и минералы, которые человек использует для своих нужд, называются полезными ископаемыми)

3.Сообщение темы и цели урока.

-Тема сегодняшнего урока: Виды полезных ископаемых.

-По опорным словам определите цели урока:

Познакомиться с…

Различать…

Сравнивать…

4.Изучение нового материала.

Каждая группа отправляется в геолого-разведовательную экспедицию, т.е. изучает одно из данных полезных ископаемых (каменный уголь, железная руда, глина, известняк, нефть, гранит)

а)каждый изучает текст самостоятельно;

б)обсуждение в группе.

5. Усвоение новых знаний

Работа с коллекцией полезных ископаемых.

Каждая группа должна охарактеризовать по плану полезные ископаемые из коллекции.

-Ребята, вам необходимо создать модель (флипчарт) своего полезного ископаемого по плану.

План.

  1. Название полезного ископаемого.

  2. Вид полезного ископаемого.

  3. Основные свойства (цвет, запах, форма, из чего состоит, твёрдое ( рыхлое, плотное) или жидкое, или газообразное, горючесть, способность растворяться в воде и другие).

  4. Использование и значение полезного ископаемого.

  5. Условное обозначение на карте.

  6. Основные места добычи.

а)исследование:

каменный уголь (черного цвета, блестит, твёрдый, но хрупкий, в воде не растворяется, хорошо и ярко горит, используют для отопления, лекарство (угольные таблетки, аспирин, нашатырный спирт, сахарин и ванилин, красители для тканей).

железная руда (твердая как камень, бурого или красноватого цвета, не растворяется в воде, из железной руды получают сталь: стальные вилки, ножи, ложки, транспорт- автомобили, самолеты, корабли)

известняк (белый, беловато-серый камень, частично растворяется в воде, используется в строительстве: делают известь для побелки, используют для приготовления цемента, делают мел)

нефть (масляничная жидкость, коричневого цвета, нефть не растворяется в воде, плавает на поверхности воды, хорошо горит, изготавливают бензин, керосин, различные масла для смазки деталей, спирт, пластмассу, моющие средства, пластилин, удобрения для растений)

гранит (является одной из самых плотных, твердых и прочных пород. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он оптимален для мощения как внутри помещения, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн).

глина ( твердое, непрозрачное, рыхлое, негорючее, коричневого цвета, используется в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают кирпич; хорошо лепится, мягкая под действием воды применяется для изготовления посуды; встречается повсюду, очень распространенное полезное ископаемое. Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством).

б)презентация флипчарта.

6.Физминутка.

7.Закрепление изученного материала.

а) Просмотр слайдовой презентации.

б) Отгадывание кроссворда.

— Мы с вами познакомились с разными полезными ископаемыми. А теперь попробуем узнать их по описанию и разгадать кроссворд.

По горизонтали:

1. Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)Урок познания мира полезные ископаемые казахстана

3. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)

4. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

5. На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает из спички. (Газ)

6. Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)

8. Она варились долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи… (Руда)

По вертикали:

1. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)

2. Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)

7. Росли на болоте растения
Стали топливом и удобрением. (Торф)

9. Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло.
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)

8. Осмысление.

Письмо-обращение к людям планеты о бережном использовании полезных ископаемых «Богатства, которые невозможно восстановить».

9. Итог урока. Взаимооценивание (стикеры).

-Давайте с вами поговорим о ваших чувствах и впечатлениях.

-Что вам понравилось на уроке?

-Что не понравилось?

-Легко ли вы справились со всеми заданиями?

-В чем вы испытали затруднения?

— Наш урок подходит к концу. Ответьте на вопросы:

— Люди, какой профессии занимаются разведыванием полезных ископаемых?

— Какими качествами должны обладать геологи?

— Почему Казахстан называют «кладовой» подземных богатств?

10. Домашнее задание.(с.100-103учебника)

Источник

Инфоурок

Начальные классы
›Презентации›Презентация по познанию мира на тему «Полезные ископаемые Казахстана»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Подготовила: Берг Светлана Сергеевна Учитель начальных классов ГУ «Бобровская

Описание слайда:

Подготовила: Берг Светлана Сергеевна Учитель начальных классов ГУ «Бобровская СОШ» Полезные ископаемые Казахстана

2 слайд

Полезные ископаемые – это горные породы, которые добывают из глубин земли или

Описание слайда:

Полезные ископаемые – это горные породы, которые добывают из глубин земли или с её поверхности. Эти природные богатства используются для нужд человека Места, где были найдены полезные ископаемые называются месторождениями.

3 слайд

Виды полезных ископаемых Полезные ископаемые горючие рудные нерудные

Описание слайда:

Виды полезных ископаемых Полезные ископаемые горючие рудные нерудные

4 слайд

Горючие полезные ископаемые К ним относятся: каменный уголь, природный газ, н

Описание слайда:

Горючие полезные ископаемые К ним относятся: каменный уголь, природный газ, нефть

5 слайд

Каменный уголь Каменный уголь – твердый камень черного цвета. Он имеет металл

Описание слайда:

Каменный уголь Каменный уголь – твердый камень черного цвета. Он имеет металлический блеск, хорошо горит, выделяет много тепла. Бурый уголь не имеет блеска, легко крошится и выделяет меньше тепла. После сгорания бурого угля остается много золы. Каменный уголь Бурый уголь

6 слайд

Добыча угля Если каменный уголь находится близко к поверхности земли, его доб

Описание слайда:

Добыча угля Если каменный уголь находится близко к поверхности земли, его добывают открытым способом. Сначала экскаватор снимает верхний слой земли, затем ковшом загребает уголь и грузит в железнодорожные вагоны или самосвалы.

7 слайд

Каменный уголь залегает глубоко под землей. Чтобы его добыть, строят шахты. С

Описание слайда:

Каменный уголь залегает глубоко под землей. Чтобы его добыть, строят шахты. Сквозь толщи песка, камня, глины роют большой глубокий колодец – ствол шахты. От ствола шахты в стороны проделывают коридоры – штреки. Ствол шахты и штреки крепят прочными специальными опорами. В шахты проводят электрический свет и постоянно подают (закачивают) свежий воздух.

8 слайд

Урок познания мира полезные ископаемые казахстана

9 слайд

Нефть Нефть - маслянистая жидкость, которая хорошо горит, выделяет много тепл

Описание слайда:

Нефть Нефть — маслянистая жидкость, которая хорошо горит, выделяет много тепла и не оставляет после сгорания пепла. Нефть залегает глубоко в земле. Чтобы добыть ее из глубин земли, бурят скважину и вставляют в нее трубы. Нефть фонтаном выходит наружу. Ну а если нефть не выходит сама, то ее качают мощными насосами. По нефтепроводам её отправляют на нефтеперерабатывающие заводы.

10 слайд

Урок познания мира полезные ископаемые казахстана

11 слайд

Урок познания мира полезные ископаемые казахстана

12 слайд

Природный газ Природный газ выходит из под земли попутно с нефтью. Если его б

Описание слайда:

Природный газ Природный газ выходит из под земли попутно с нефтью. Если его бывает очень много, то месторождения называют нефтегазовыми. Есть газовые месторождения, где добывают только газ. Чистый природный газ используют в быту, а также как топливо и химическое сырье. Месторождения газа и нефти расположены в прикаспийской низменности и на полуострове Мангыстау. Мелководная прибрежная часть Каспийского моря тоже богата нефтью и газом.

13 слайд

Рудные полезные ископаемые Железная руда – это твердый тяжелый камень, которы

Описание слайда:

Рудные полезные ископаемые Железная руда – это твердый тяжелый камень, который обладает магнитными свойствами. Железная руда залегает в земле на разной глубине. Если она находится неглубоко, то её добывают открытым способом, если руда находится на большой глубине, то строят шахты. Там ее добывают специальными комбайнами, затем отправляют ее на металлургические заводы.

14 слайд

Переработка железной руды В доменных печах железную руду расплавляют, отделяю

Описание слайда:

Переработка железной руды В доменных печах железную руду расплавляют, отделяют от пустой породы. Сначала выплавляют чугун. Часть его идет на нужды народного хозяйства, а часть для выплавки стали.

15 слайд

Месторождения железной руды Самое большое месторождение железной руды находит

Описание слайда:

Месторождения железной руды Самое большое месторождение железной руды находится в Костанайской области. Здесь сосредоточено почти 85% всех залежей железной руды. Крупнейшее из всех месторождений – Соколовско-Сарбайское. Большие месторождения железной руды находятся рядом с городами Жезказган, Аркалык, Каражал.

16 слайд

Руды цветных металлов Из руд цветных металлов получают медь, свинец, алюминий

Описание слайда:

Руды цветных металлов Из руд цветных металлов получают медь, свинец, алюминий, серебро, золото и другие металлы. Медь – мягкий металл красного или розоватого цвета. Он легко обрабатывается, сплавляется с другими металлами. Медь хорошо проводит электрический ток. Сплавы меди ценятся больше, чем сама медь. Сплав меди и цинка называется латунью. Латунь прочнее и крепче меди, имеет желтоватый цвет. Из нее изготавливают проволоку, корпуса часов, нагрудные знаки отличия и другое. медь цинк латунь

17 слайд

Изделия из латуни

Описание слайда:

Изделия из латуни

18 слайд

Алюминий получают из алюминиевой руды – бокситов. Бокситы похожи на глину, н

Описание слайда:

Алюминий получают из алюминиевой руды – бокситов. Бокситы похожи на глину, но не размокают в воде. Они имеют красноватый или бурый цвет. Алюминий — легкий металл серебристо-белого цвета. Он хорошо гнется, проводит электрический ток. Его используют для производства проволоки и посуды. Бокситы добывают в Аркалыкском месторождении Костанайской области.

19 слайд

Полиметаллические руды Из полиметаллической руды получают свинец и цинк. Свин

Описание слайда:

Полиметаллические руды Из полиметаллической руды получают свинец и цинк. Свинец — серовато-белый тяжелый металл, он легко куется, поэтому с древних времен люди делали из него статуи, домашнюю утварь. Позже – пули и дробь. Цинк – голубовато-белый металл. Он устойчив к воздействию воды и воздуха. Железо, покрытое цинком, не ржавеет. В хозяйстве широко использовались оцинкованные ведра, тазы, ванны. Месторождения полиметаллических руд в Казахстане находится на Алтае.

20 слайд

Урок познания мира полезные ископаемые казахстана

21 слайд

Нерудные полезные ископаемые Песок, глина, известняк, мрамор встречаются в пр

Описание слайда:

Нерудные полезные ископаемые Песок, глина, известняк, мрамор встречаются в природе довольно часто. Это прекрасный строительный материал. Их используют в строительстве в таком виде, в каком они находятся в природе. Поэтому их называют нерудными полезными ископаемыми. Фосфориты — это осадочные горные породы, из которых получают удобрения. Фосфориты измельчают в муку и получают фосфорные удобрения. Их добавляют в почву и растения растут гораздо лучше. Фосфориты добывают в месторождении Каратау.

22 слайд

Известняк имеет белый, сероватый или желтоватый цвет. Это пористый, прочный

Описание слайда:

Известняк имеет белый, сероватый или желтоватый цвет. Это пористый, прочный камень, легко пилится и обрабатывается. Существуют горы, состоящие из известняка. Из смеси чистого песка и известняка изготавливают белый кирпич. Также из известняка получают мел и известь для побелки стен и потолков.

23 слайд

Песок и глина Песок – сыпучая горная порода, в природе встречается очень част

Описание слайда:

Песок и глина Песок – сыпучая горная порода, в природе встречается очень часто. Он образуется при разрушении твердых горных пород, состоит из отдельных песчинок желтого, белого и серого цвета. Песок чаще всего залегает на поверхности или неглубоко в земле, поэтому его добывают открытым способом в карьерах. Из песка делают стекло и бетон. Глина образуется в результате выветривания горных пород и скапливания их на дне озер и морей. Глина, как и песок добывается открытым способом. Она бывает белая, красноватая, сероватая, голубоватая. Из глины чаще всего делают посуду. Также из нее делают кирпичи и облицовочную плитку, которые используют в строительстве.

24 слайд

Мрамор – очень прочный и твердый. У него красивый природный рисунок разнообр

Описание слайда:

Мрамор – очень прочный и твердый. У него красивый природный рисунок разнообразных оттенков. Мрамор хорошо полируется. Отполированным мрамором облицовывают стены, колонны дворцов и станций метро.

Выберите книгу со скидкой:

Урок познания мира полезные ископаемые казахстана

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Урок познания мира полезные ископаемые казахстана

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Урок познания мира полезные ископаемые казахстана

Курс повышения квалификации

Урок познания мира полезные ископаемые казахстана

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1363871

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Тема урока : Полезные ископаемые  Казахстана.

Цели урока.

Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению, проконтролировать степень усвоения основных ЗУН, изученных на предыдущих уроках, обеспечить усвоение следующих задач, входящих в содержание темы урока, сформировать зания по теме полезные ископаемые Казахстана.

      Развивающие: содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания, развитие у учащихся познавательного интереса, переноса знаний и умений в новой ситуации, развитие самостоятельности, обеспечение развитие речи учащихся, формирование умений преодолевать трудности в учении, закалять волю, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний, развитие у школьников умения выделять главное, существенное в изучаемом материале (например, обучение составлению схем , плана, формулирование выводов или контрольных вопросов), формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия.

      Воспитательные:  содействовать формированию мировоззренческих понятий (например, причинно-следственные связи и отношения, познаваемость мира и природы, развитие природы),  осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока изучение следующих вопросов: патриотизм, интернационализм, гуманизм, для решения задач эстетического воспитания.

Тип урока. Комбинированный

Оборудование:  Физическая карта Казахстана, учебник географии 8 класса, атлас 8 класса, контурные карты, презентация, тесты

Ход урока:

1. Опрос домашнего задания- тест.

2. географический диктант:

1. Какая форма рельефа на территории Казахстана соответствует древней платформе? Восточно-Европейская равнина.

2. К какой складчатой области относятся Мугоджары? Герцинской.

3. Форма рельефа, расположенная на севере и северо-востоке республики:  Западно-Сибирская равнина.

4. Низменность, в южной части которой встречаются «бэровские бугры», высота которых достигает 10-15 м, а длина 20 км:  Прикаспийская.

5. Форма рельефа, расположенная между полуостровом Мангыстау и Аральским морем:  Плато Устюрт.

6. Форма рельефа, расположенная между Прикаспийской низменностью и Мугоджарами: Предуральское плато.

7. Форма рельефа, расположенная между Волгой и Уральскими горами. К Казахстану относится лишь его небольшая южная часть:  Возвышенность Общий Сырт.

8. Очень древняя, сильно разрушенная низкогорная область Казахстана: Сарыарка.

9. Высшая точка Мугоджар:  Большой Боктыбай (657 м).

10. Эти горы сложены песчаниками, кристаллическими сланцами, черными (Каратау) и белыми (Актау) известняками:  Мангыстау.

11. В южной части этих гор расположена впадина Карагие, или Батыр (-132 м) : Мангыстау.

12. Низменная равнина, в пределах которой расположены пески Приаральские Каракумы и Кызылкум:  Туранская.

13. Высшая точка Сарыарки:  Аксоран.

14. «Золотые горы» Казахстана: Алтай

15. Высшая точка Жунгарского Алатау гора Бесбакан

16. Самый Северный высокогорный хребет Тянь-Шаня  Заилийский Алутау

2. Новая тема.

Полезные ископаемые

Вы уже знаете, что человек использует многие виды горных пород. Например, из гранита кладут фундаменты строительных сооружений, строят памятники, из известняка получают известь, изготавливают кирпичи, многие виды качественного песка используются в строительстве, в производстве стекла, фарфора, из нефти получают бензин, керосин, смазочные масла. Казахстан располагает крупными запасами полезных ископаемых. Из 109 химических элементов периодической системы Менделеева в недрах Казахстана найдено 99, из которых уже разведаны запасы 70 элементов и используются в производстве более 60 элементов.

Открытия полезных ископаемых.- учитель сообщает, что

Уголь  на территории Казахстана (в урочище Караганды) был открыт ещё 1833 году (1831) пастухом Апаком Байжановым.

Пионерами, начавшие изучение рудных и нерудных полезных ископаемых Казахстана в 18-19 веках, были русские путешественники. Первые геологические экспедиции в Казахстан  были организованы по указанию Петра 1 .

1755-1771- Н.  Рычков- Западные и Центральные-  ценные описания , указывая на территорию Джезказгана- медной руды.

1800- Поспелов и Бурнашев- Каратауские горы-  первой обнаружила залежи богатой свинцовой руды в Каратауских горах Южного Казахстана.

1866 – Северцев- богатые свинцовые месторождения в горах Каратау.

1857- Северцев и Борщёв впервые открыла выходы нефти в Доссоре

29.04.1911Доссор, 1915- Макат.

Мушкетов и Романовский..

По запасам  некоторых видов полезных ископаемых  Казахстан занимает одно из ведущих мест в мире. (Таблица)

По запасам минеральных ресурсов Казахстан  стоит на 6 месте в мире.

Так, например, в Казахстане открыто более 6 тысяч месторождений различных полезных ископаемых.

исследование полезных ископаемых на территории Казахстана началось в XVII веке.

Место в Казахстана в мире по запасам отдельных   полезных ископаемых

Полезное

ископаемое

Место в

мире

Вольфрам

Хромит

Фосфорит

Марганец

Свинец

Молибден

Железо

золото

Уголь

1

2

2

3

4

4

8

6 (3 в СНГ)

10

Запасы отдельных видов    Полезных ископаемых

Полезное ископаемое

Запасы

Каменный уголь

Нефть

Газ

Железная руда

Марганец

Хромит

Фосфориты

176,6млрд.т

2,8млрд.т

1,7трлн.м3

17млрд.т

600 млрд.т

460 млрд.т

4 млрд.т

ТСЗ:

Полезные ископаемые- это минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в хозяйстве.

Скопление полезных ископаемых образуют месторождения.

Группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого называют бассейном.

Труднее обнаружить полезные ископаемые в молодых горах, где месторождения находятся под толщей горных пород и обнаружение их затруднено. В старых горах  скопления полезных ископаемых обнаружить легче, т. к.  при разрушении гор они оказываются близко у поверхности.

Полезные ископаемые от обычных горных пород отличают

по одному признаку — использованию в хозяйственной деятельности человека. Например, обыкновенный песок, по которому мы часто ходим, не является полезным ископаемым,  его практически нигде не используют. А песок, необходимый для производства стекла и изготовления кирпичей,— полезное ископаемое.

В настоящее время открыто очень много разновидностей полезных ископаемых. B зависимости от сферы своего применения полезные ископаемые делятся на три основные группы: рудные, горючие и нерудные.

Рудные полезные ископаемые

Горные породы и минералы, из которых в процессе обработки получают металлы и их сплавы, называют рудой. Например, железные, медные, свинцовые, золотоносные, алюминиевые, никелевые и многие другие руды.

В рудах металлы перемешиваются с пустыми горными породами. Чтобы получить металл, руду сначала отделяют от пустых горных пород. Затем обогащенную руду плавят в печах металлургических заводов. Иногда встречаются металлы в чистом виде. Их называют самородными металлами. Из таких металлов чаще встречаются самородное золото, самородное серебро и самородная медь.

Когда произносят слово металл, то сразу представляется какой-то твердый предмет или вещество. И чаще всего это так. Но существует и жидкий металл — ртуть. Вспомните термометр для измерения температуры. В его трубочке находится ртуть, по столбику которой и определяется температура.

Металлы делятся на черные и цветные. Эти виды легко отличаются друг от друга.

Руды черных металлов. Черные металлы — это железо и его сплавы. Руды черных металлов, из которых чаще всего выплавляют железо,— магнитный, красный и бурый железняки.

Руды цветных металлов

Цветные металлы обладают ценными свойствами.  Олово, свинец, никель являются коррозиестойкими, титан- жароустойчивым; алюминий, медь, серебро- хорошие электропроводники.

Группы цветных металлов

тяжелые

легкие

драгоценные

тугоплавкие

редкие

Медь, олово, свинец, никель, цинк

Алюминий, магний, титан

Золото, серебро, платина

Вольфрам, молибден

Уран, германий

 Основную медную руду называют медным колчеданом. Его можно легко узнать по ярко-желтому цвету. Среднее количество металла в составе руды составляет от 2 до 8 процентов. В основном алюминий получают из боксита. По внешнему виду боксит очень похож на глину, но отличается от нее тем, что при взаимодействии с водой не становится вязким. Чистый боксит обычно белого цвета. Добывается он в рудниках. В чистом виде алюминиевая руда встречается редко, более распространены ее соединения с другими минералами. Она часто окрашена примесями железа в красноватый или красно-бурый цвет.

Рудные полезные ископаемые

Название

полезного

ископаемого

Бассейны и месторождения

Железная руда

Качарский,    Аятский, Лисаковское, Соколово-Сарбайское (Костанайская обл.), Кентобе, Каратас (Карагандинская обл., Атансор (Северо-Казахстанская обл.)

Марганец

Атасуское, Жездинское (Карагандинская обл.)

Хром

Кемпирсайский, Донской    (Актюбинская обл.)

Никель

Кемпирсайский (Актюбинская обл.), Аккарча, Актау (Костанайская обл.)

Алюминий (бокситы)

Амангельдинское, Наурзумское, Козыревское, Белинское, Кушмурунское, Краснооктябрьское (Костанайская обл.)

Медь

Каныратское, Саякское, Карсакпайское, Жыланды, Улытау (Карагандинская обл.), Глубоковское (Восточно-Казахстанская обл.)

Полиметаллические руды (свинец, цинк)

Риддерское, Зыряновское, Малеевское, Шокпар, Белоусовское, Иртышское, Тишинское (Восточно-Казахстанская обл.), Текелийское, Яблоновое, Жалжота, Туюк, Коксуское (Алматинская обл.), Ачисайское, Миргалимсайское, Байжансай, Аксуран, Шалкия, Карасай    (Южно-Казахстанская обл.)

Золото

Акбакайское, Аксуское, Жолымбетское, Бестобе, Майкаинское, Бакыршык, Васильковское и др.

Асбест

Жетыгаринское (Костанайская обл.), Богетсай (Актюбинская обл.), Кумола, Ушбулак (Карагандинская обл.)

Фосфориты

Жанатасское, Чулактауское, Аксайское, Кокжан, Акжар, Ушбас, Шолактау, Туйесай (Жамбылская обл.), Алгинское, Богдановское, Кандагашское, Коптобинское, Шиелисайское (Актюбинская обл.)

Барит

Жалаирское (Карагандинская обл.)

Открытая добыча- карьеры, отвалы пустой породы, пыль, обрушение и просадка грунта.

Горючие полезные ископаемые относятся торф, уголь, нефть, газ, то есть полезные ископаемые, которые способны гореть, давать тепло. Иногда все виды этих ископаемых называют каустобиолитами (древнегреческое слово), что значит «горючие камни органического происхождения».Все они произо