Викторина полезные ископаемые для 4 класса
Цель:
- Обобщить и систематизировать знания по темам:
горные породы и полезные ископаемые. - Проверить знания понятий: горные породы,
полезные ископаемые. - Продолжить развитие экологического
мышления, умения выделять главное в тексте,
пользоваться условными знаками
распространённых полезных ископаемых. - Воспитывать бережное отношение к
богатствам земных недр и изделиям из них.
Форма проведения: урок — викторина
Оборудование: коллекция горных пород,
карточки с заданиями, конверты с ключевым словом,
название команд.
Девиз:
«Дороже всех богатств тебе дана
Бесценная жемчужина одна:
И это разум. Не сравняться с ним
Рубинам и алмазам дорогим:» (А. Новаи)
Ход урока
I. Орг. момент
(Дети образуют 4команды.)
— Прозвенел звонок, значит, начался урок. Чтоб
уютным был наш класс, улыбнитесь мне сейчас.
II. Вступление:
— Мир камня сказочно интересен. Во многом
засекреченный. Вся неживая природа выступает
перед нами, по существу, в каменном обличье. Наши
далёкие предки хорошо разбирались в горных
породах, из одних, прочных, изготавливали
молотки, а из хрупких, с острыми краями — ножи,
наконечники стрел, из кремния высекали огонь.
Затем из руд научились получать металлы, строить
дворцы, храмы, поражают нас долговечностью,
красотой. Наиболее красивые и драгоценные
минералы сделались символом знатности и
богатства. Но мы с вами должны понимать: (обсуждаются
слова, взятые в качестве девиза). Именно, ваш ум
и ваши знания помогут на уроке.
— Сегодня урок пройдёт в форме викторины, вы
разделены на 4 команды, в каждой есть капитан.
III. Закрепление:
Итак, начнём. Пожалуйста, представьте свои
команды.
(Команды: «Алмаз», «Жемчужина», «Малахитовая
шкатулка», «Самоцветы». Каждая защищает,
представляет своё название).
— Молодцы, ребята. Теперь перейдём к нашим
заданиям. За каждое правильно выполненное
задание вы будете получать конверт с
определённой буквой, в конце урока, из которых
нужно составить слово.
1 . «Разминка».
— Я буду задавать вопросы. Вы внимательно
слушаете, обсуждаете 1 минуту и отвечаете.
Дайте определение горные породы.
- Самый твёрдый природный минерал? (алмаз)
- Минерал, который называют камнем плодородия? (апатит)
- В каких состояниях встречаются полезные
ископаемые? (жидкие, твёрдые, газообразные).
(по одному конверту получает каждая команда)
2. «Сообщение»
— Каждой команде даны информационные листы, вы в
группах должны обсудить, выбрать самое главное.
Один участник должен подготовить сообщение и
рассказать его.
(сообщения о поваренной соли, о малахите, торфе,
известняке).
— Молодцы, получите первый конверт, положите на
середину стола, но не раскрывайте его.
3. «Узнай горные породы»
— Каждой команде предлагаются образцы горных
пород, вы должны назвать её и если сможете, то
скажите несколько слов о ней.
(по одному конверту получает каждая команда)
4. Кроссворд «Полезные ископаемые»
— Каждая команда получает бланк — кроссворд.
Вам нужно как можно быстрее разгадать кроссворд,
чтобы получить конверт.
1.
Если встретишь на дороге,
Тоувязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу
Она понадобится сразу.
2.
Это мастep белый белый, —
В школе не лежит без дела,
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.
3.
Без неё, ребята, повар просто как без рук,
И становится вся каша несъедобной вдруг!
А если в ранку попадёт — испытываешь боль.
Вы, конечно, догадались — это:
4.
Росли на болоте растения…
А теперь это топливо и удобрение.
5.
Он и желтый, и сыпучий,
Водворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать
И играть.
6.
Что за странный камень это?
Непонятного он цвета…
Он из зёрен состоит,
Называется:
7.
Без неё не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?
8.
Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль.
9.
На кухне y мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички.
10.
Она варилась долго
В доменной печи,
Чтобы потом нам сделали
Ножницы, ключи.
(каждая команда получает ещё по одному конверту
с буквой.)
5. Физкультминутка
(проводится с помощью учащихся)
6. «Условные знаки»
— Вы получили карточки, где нужно соединить
линией условный знак и название полезного
ископаемого. Будьте внимательны!
(каждая команда получает ещё по одному конверту
с буквой.)
7. «Вы это знаете?»
— Вам нужно подготовить небольшое сообщение по
учебнику, обсудить в команде: где и как применяют
полезные ископаемые. (песок, глина, известняк,
мрамор)
(каждая команда получает ещё по одному конверту
с буквой.)
8. «Ребусы»
— Последнее задание — ребусы. Каждая команда
получает по одному ребусу.
— Молодцы, вы собрали все конверты. По моему
сигналу вы открываете конверты и составляете
слово. (графит)
— Ребята, правильно, это графит, что вы знаете о
нём? (выслушиваю ответы детей)
— Давайте подведём итог нашего урока.
VI. Итог урока.
— Что называют полезными ископаемыми, горными
породами?
— Как вы думаете, безграничны ли запасы полезных
ископаемых?
— Ребята, тогда нужно ценить и бережно
относиться к богатствам земных недр.
— Вы очень хорошо поработали, теперь заполним
листы самоконтроля в командах. (заполнили).
— Выставим оценки за урок.
Источник
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация «Викторина «Своя игра»по теме «Родной край» для 4 класса
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Окружающий мир КЛАСС 4 Презентация адаптирована для урока по теме «Родной край » Никулиной Л.А.,учителем МБОУ СОШ №3
2 слайд
3 слайд
Описание слайда:
Родной край ВЫХОД Полезные ископаемые 100 200 300 400 500 Природные сообщества 100 200 300 400 500 Отрасли сельского хозяйства 100 200 300 400 500 Поверхность земли 100 200 300 400 500 Мой край 100 200 300 400 500
4 слайд
Описание слайда:
«Полезные ископаемые» 100 Как называется горючее полезное ископаемое болот? ОТВЕТ
5 слайд
Описание слайда:
ТОРФ назад выход
6 слайд
Описание слайда:
«Полезные ископаемые» 200 Как называется полезное ископаемое, из которого получают чугун и сталь? ОТВЕТ
7 слайд
Описание слайда:
РУДА НАЗАД ВЫХОД
8 слайд
Описание слайда:
Как называется горная порода ( горюч), образованная из остатков древних растений? ОТВЕТ «Полезные ископаемые» 300
9 слайд
Описание слайда:
НАЗАД ВЫХОД УГОЛЬ
10 слайд
Описание слайда:
Как называется густая маслянистая жидкость тёмного цвета с резким запахом? ОТВЕТ «Полезные ископаемые» 400
11 слайд
Описание слайда:
НАЗАД ВЫХОД НЕФТЬ
12 слайд
Описание слайда:
Как называется полезное ископаемое, которое используется в строительстве и при изготовлении стекла? ОТВЕТ «Полезные ископаемые» 500
13 слайд
Описание слайда:
НАЗАД ВЫХОД ПЕСОК
14 слайд
Описание слайда:
«Природные сообщества» 100 О каком природном сообществе идёт речь: « …деревья получают много света, другим растениям его требуется меньше, поэтому они могут жить в тени деревьев… ответ
15 слайд
Описание слайда:
НАЗАД ВЫХОД ЛЕС
16 слайд
Описание слайда:
Какие животные не живут на лугу? ответ «Природные сообщества» 200
17 слайд
Описание слайда:
НАЗАД ВЫХОД На лугу не живут крупные животные. Им негде спрятаться.
18 слайд
Описание слайда:
ответ Тростник, кувшинка, стрелолист – это растения какого природного сообщества? «Природные сообщества» 300
19 слайд
Описание слайда:
НАЗАД ВЫХОД Природное сообщество – пресный водоём
20 слайд
Описание слайда:
Как связаны между собой организмы в сообществах? ответ «Природные сообщества» 400
21 слайд
Описание слайда:
НАЗАД ВЫХОД Главные связи – пищевые. Но кроме этого, растения помогают животным укрываться от врагов. Животные помогают расселению плодов и семян растений.
22 слайд
Описание слайда:
ответ Назовите жуков-санитаров, живущих на лугу? «Природные сообщества» 500
23 слайд
Описание слайда:
НАЗАД ВЫХОД Жуки – навозники и жуки — могильщики
24 слайд
Описание слайда:
«Отрасли сельского хозяйства» 100 На какие 4 отрасли делится растениеводство? ответ
25 слайд
Описание слайда:
НАЗАД ВЫХОД Полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство
26 слайд
Описание слайда:
Назовите растения, из зёрен которых получают муку и пекут хлеб? ответ «Отрасли сельского хозяйства» 200
27 слайд
Описание слайда:
НАЗАД ВЫХОД Рожь и пшеница
28 слайд
Описание слайда:
Назовите животных, которые живут на полях и губят урожай? ответ «Отрасли сельского хозяйства» 300
29 слайд
Описание слайда:
НАЗАД ВЫХОД Суслики, хомяки и мыши –они едят семена, портят корни и стебли растений.
30 слайд
Описание слайда:
ответ Назовите насекомых, которые помогают защитить плодовые растения от тли? «Отрасли сельского хозяйства» 400
31 слайд
Описание слайда:
НАЗАД ВЫХОД Божья коровка и златогласка
32 слайд
Описание слайда:
Как называется насекомое, которое поражает плоды яблони? ответ «Отрасли сельского хозяйства» 500
33 слайд
Описание слайда:
НАЗАД ВЫХОД Яблонная плодожорка
34 слайд
Описание слайда:
«Поверхность земли» 100 Как называется начало реки. ответ
35 слайд
Описание слайда:
НАЗАД ВЫХОД ИСТОК
36 слайд
Описание слайда:
Как называется верхний плодородный слой земли? ответ «Поверхность земли» 200
37 слайд
Описание слайда:
НАЗАД ВЫХОД ПОЧВА
38 слайд
Описание слайда:
Углубление на земной поверхности с крутыми осыпающимися склонами называется…? ответ «Поверхность земли» 300
39 слайд
Описание слайда:
НАЗАД ВЫХОД ОВРАГ
40 слайд
Описание слайда:
Углубление в земной поверхности, заполненное водой, естественный водоём – это…? ответ «Поверхность земли» 400
41 слайд
Описание слайда:
НАЗАД ВЫХОД ОЗЕРО
42 слайд
Описание слайда:
ответ Горы, созданные человеком, при добыче полезных ископаемых, называются…? «Поверхность земли» 500
43 слайд
Описание слайда:
НАЗАД ВЫХОД ТЕРРИКОНЫ
44 слайд
Описание слайда:
«Мой край» 100 Мы живём в … … … округе? ответ
45 слайд
Описание слайда:
НАЗАД ВЫХОД В Уральсклм автономном округе
46 слайд
Описание слайда:
На какой равнине расположен наш Уральский округ? ответ «Мой край» 200
47 слайд
Описание слайда:
НАЗАД ВЫХОД Уральский автономный округ расположен на Западно – Сибирской равнине,на восточном склоне Уральских гор.
48 слайд
Описание слайда:
Куда впадает река Салда? ответ «Мой край» 300
49 слайд
Описание слайда:
НАЗАД ВЫХОД Река Салда впадает в реку Тагил (устье)
50 слайд
Описание слайда:
Куда впадает река Тагил? ответ «Мой край» 400
51 слайд
Описание слайда:
НАЗАД ВЫХОД Река Тагил впадает в реку Обь,которая впадает в Карское море.
52 слайд
Описание слайда:
Где берёт начало река Салда? ответ «Мой край» 500
53 слайд
Описание слайда:
НАЗАД выход Река Салда берет свое начало из Шутова болота в увалистой полосе восточного склона Среднего Урала на высоте 280 метров (исток).
54 слайд
55 слайд
Описание слайда:
аукцион ВОПРОС
56 слайд
57 слайд
Описание слайда:
аукцион ВОПРОС
58 слайд
Описание слайда:
аукцион ВОПРОС
59 слайд
60 слайд
Описание слайда:
Спасибо Вам за участие в игре! Надеюсь, что Вам понравилось!
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-572235
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Проверь себя! В-1 _______________________
1.Допиши определение вставив пропущенное слово:
- Место, где залегают полезные ископаемые, называют __________________________________.
- Полезные ископаемые которые хорошо горят и при этом выделяют много тепла называют ___________________.
2. О каком полезном ископаемом идет речь ?
а) Белого, серого или желтоватого цвета; если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ) ; используется в строительстве, изготавливают мел _____________________________________________
б)Черного цвета, твердый, но хрупкий, горюч; используют для отопления жилых помещений, делают лекарства, пластмассы, духи ___________________
в) Неказист с виду клад, а народ ему рад.
Из земли поднимется, за все работы примется. ______________________
3.Выполни тест.
1. Из мелких зерен трех минералов, крепко сцепленных между собой, состоит
А) известняк Б) гранит В) нефть Г) мрамор
2. Какие свойства характерны для глины
А) не имеет запаха Б) имеет своеобразный запах
В) при подсыхании рассыпается Г) при подсыхании твердеет
Д) в воде не набухает Е) в воде намокает и набухает
Ж) хорошо пропускает воду З) плохо пропускает воду
3. Для утепления стен в домах можно использовать
А) торф Б) известняк В) мел Г) железную руду
Проверь себя! В-2 _______________________
1.Допиши определение вставив пропущенное слово:
- Место, где залегают полезные ископаемые, называют _________________ _________________.
- Полезные ископаемые, из которых получают металлы, называют _______________________.
2. О каком полезном ископаемом идет речь ?
а) Жидкость темного цвета, с резким запахом, горюча; используется для изготовления мыла, смазочных масел, бензина, керосина __________________
б) Черного цвета, твердое, плотное вещество, притягивает металлические предметы, производят машины, железнодорожные рельсы _________________
_______________________________-
в) По трубе течет, пироги печет. Что это ? ______________________________
3. Выполни тест.
1.Самое твердое и прочное полезное ископаемое, используемое в строительстве
А) известняк Б) гранит В) нефть Г) мел
2. К горючим полезным ископаемым относится:
А) известняк Б) торф В) гранит Г) мрамор
3. Какие свойства характерны для песка
А) не имеет запаха Б) имеет своеобразный запах
В) при подсыхании рассыпается Г) при подсыхании твердеет
Д) в воде не набухает Е) в воде намокает и набухает
Ж) хорошо пропускает воду З) плохо пропускает воду
4.От месторождений к местам потребления по трубопроводам передают
А) гранит и мрамор Б) калийную соль и фосфориты В) торф и каменный уголь Г) нефть и газ
5. Какое полезное ископаемое при смешивании с воздухом взрывается
А) уголь Б)