Все полезно что рот полезло смысл пословицы

Все полезно что рот полезло смысл пословицы thumbnail

Мне неоднократно приходилось писать о превратном толковании изначального значения слов русского языка, выражающих нравственные понятия, приводящем не только к искажению заложенного в них смысла, но нередко и к совершеннейшему абсурду: приравниванию отрицательных нравственных качеств к положительным.

Ясно, что извращение нравственных понятий – важнейшая задача специалистов, занимающихся уничтожением православного русского языка. Однако не пренебрегают они и словами, обозначающими нейтральные понятия, понимая, что их обессмысливание вносит в язык и, следовательно, в сознание его носителя элемент хаотичности. А хаос, как известно, есть необходимое условия воцарения Антихриста.

Прекрасным, если не лучшим, ориентиром в поисках неискаженного смысла, заложенного в русское слово, являются мудрые, сохранившиеся в первозданном, не подверженном злонамеренным воздействиям, виде, русские пословицы, одна из которых – разъясняющая значение слова «полезно», вынесена в заголовок этой заметки.

Но прежде обратимся к словарям.

Словарь синонимов

В качестве синонимов слова «полезный» указаны: пользительный, благодатный, благодетельный, благотворный, лечебный, целебный, целительный, живительный, животворный, выгодный, годный, пригодный, дельный, практичный, плодотворный, производительный, продуктивный, благодарный, выигрышный, добычный, доходный, прибыльный, прибыточный, спасительный.

Словарь синонимов, разумеется, не дает прямого толкования понятий. Но перечисленные здесь слова, будучи отнесены к неким объектам, характеризуют их качества, обладание которыми делает их пригодными для достижения некоторых целей. А поскольку эти слова приведены в качестве синонимов слова «полезный», то и само слово «полезный», по мнению составителей словаря, характеризует то же качество объекта: пригодность для достижения некоторых целей.

Но полезно ли пригодное для питания мясо бегающей по африканским просторам антилопы человеку, никогда не покидавшему тундры? Полезен ли пригодный для уборки зерна комбайн человеку, не имеющему поля для выращивания зерновых культур? Полезны ли средства, пригодные для получения информации о происходящих в мире событиях человеку, не интересующемуся этими событиями?

А вот как разъясняют понятие «полезный» толковые словари.

Толковый словарь Ушакова

Полезный — приносящий пользу; пригодный, нужный для какой-нибудь определенной цели.

Толковый словарь Ожегова

Полезный — приносящий пользу; пригодный для определенной цели, идущий в дело.

Толковый словарь Даля

Полезный — служащий на пользу, ее доставляющий.

Как видно, состоящие из двух частей трактовки слова «полезный» Ушаковым и Ожеговым, одинаковы по смыслу. В своих вторых частях эти трактовки указывают на ту же, что и в словаре синонимов, пригодность полезного для достижения некоторых целей. В первых же частях они практически совпадают с трактовкой Даля, указывающей не на пригодность полезного к чему-либо, а на его функцию: принесение пользы.

А теперь вспомним русскую пословицу, озаглавившую эту заметку: «Все полезно, что в рот полезло». И увидим: полезно то, чем пользуются.

Обратим внимание и на то, как по мере удаления во времени от момента появления пословицы на свет постепенно изменялся видимый смысл слова «полезный».

Живший в XIX веке Даль сохранил хотя бы представление о действительном значении слова, указав на функцию полезного, из которой еще возможно вывести содержание, вложенное в это понятие русскими людьми. Но никоим образом не соотнес свое определение с известной ему вышеупомянутой пословицей, занявшей свое место в его же книге «Пословицы русского народа».

В XX веке Ушаков и Ожегов, не отбрасывая толкования Даля, вносят в него дополнение, существенно искажающее смысловое значение толкуемого термина.

А следующие за ними составители словаря синонимов уже полностью обессмысливают это слово.

В результате бессмыслица – при отсутствии противостояния ей – становится нормой, свидетельствующей о снижении интеллекта большинства носителей языка, ведущем к деградации народа.

В этом и состоит задача направляющих этот процесс недоброжелателей, для которых все средства хороши.

И несомненно полезны.

Источник

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска

Конспект открытого классного часа,

 проведенного в 1 Б классе

на тему:

«Все ли полезно, что в рот полезло»

                                                          учитель

                                                          Егорова Е.Ю.

Смоленск 2017

Классный час

«Все ли полезно, что в рот полезло»

Тема: «Все ли полезно, что в рот полезло».

Цель занятия: создание условий для формирования у учащихся представлений о пользе и вреде продуктов питания.

Задачи: Образовательные задачи:

— Систематизировать и обобщить знания детей о продуктах питания.

— Закрепить представление детей о значении питания в жизни человека.

-Развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и здоровья человека.

— Научить ребенка осознанно подходить к выбору продуктов питания.

— Научить детей выбирать самые полезные продукты.

Развивающие задачи:

— Расширять знания о здоровом питании.

— Помочь детям правильно ориентироваться в ассортименте продуктов.

— Активизировать познавательную деятельность воспитанников, их интеллект, память, внимание, слух.

Воспитательные задачи:

— Воспитывать сознательное отношение к здоровому питанию.

— Подвести детей к пониманию, что питаться нужно правильно, чтобы быть здоровыми.

Использование современных образовательных технологий:

Проблемное обучение, проектные методы обучения, исследовательские методы в обучении, игровые методы, здоровьесберегающие технологии.

Планируемые результаты:

— учащийся, имеющий представление о пользе и вреде продуктов питания;

— учащийся, умеющий понимать причинно-следственные связи и делать выводы;

— учащийся, умеющий высказывать и отстаивать свою точку зрения, свое собственное мнение;

— учащийся, умеющий работать в группе проявляя активность, инициативу, предприимчивость, контактность, дисциплинированность, критичность;

— учащийся, умеющий договариваться и приходить к общему решению

Ход занятия:

Организационный момент

Сбор детей стихотворением

Чтоб здоровье раздобыть,

Не надо далеко ходить.

Нужно нам самим стараться,

И всё будет получаться.

Здравствуйте, дорогие дети! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я желаю вам всем здоровья. Здоровье для человека – это главная жизненная ценность. Но, к сожалению, мы не умеем беречь его. Одним из правил сохранения здоровья является здоровое питание. Если человек питается разнообразной, здоровой пищей, то он остается здоровым до глубокой старости, но вокруг нас столько разнообразных вкусностей, что просто трудно выбрать полезные продукты.

Какое хорошее слово — «ПРОДУКТЫ» 

Есть продукты и напитки, которые вкусные и полезные, есть продукты, которые мы любим, но они вредны для нашего организма.

Человеку нужно есть,

Чтобы встать и чтобы сесть,

Чтобы прыгать, кувыркаться,

Песни петь, дружить, смеяться,

Чтоб расти и развиваться

И при этом не болеть.

Нужно правильно питаться

С самых юных лет уметь.

Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о вредных и полезных продуктах питания.

: Ребята, а для чего нужны витамины? (Чтобы укреплять наш организм и было крепким здоровье).

-Правильно. Витамины укрепляют весь наш организм и ему легче бороться со всякими болезнями.

-А где содержатся витамины? (В овощах и фруктах).

-А какие фрукты и овощи вы знаете и любите? (дети перечисляют).

Я предлагаю провести викторину, где нужно отделить из общей массы полезные и вредные продукты для здоровья человека. (на столе лежат различные продукты, дети раскладывают по корзинам продукты).

Молодцы ребята!

-А как вы думаете, почему мы должны употреблять в пищу продукты, которые мы не совсем любим? (ответы детей).

-Каждый из нас должен употреблять разнообразные продукты, чтобы быть здоровым. В каждом продукте содержатся вещества (витамины, которые необходимы нашему организму для его роста и полноценного развития. И в овощах и фруктах, например, содержатся большое количество этих витаминов, оказывающих большую пользу нашему организму. Даже если мы не любим что-то сейчас, наши вкусы со временем могут изменится. Завтра нам может понравится еда, которую раньше мы не любили. Поэтому, всегда нужно пробовать новое. А вдруг окажется, что одно из блюд станет нашим любимым.

-А какие полезные продукты можно приготовить из фруктов и овощей? (ответы детей).

-Всем известны продукты, которые мы очень любим и которые очень вредны для здоровья. (Это чипсы, газировка, шоколад в больших количествах).

-Ребята, а вы знаете, откуда берется шоколад? (ответы детей).

-В малых количествах шоколад даже полезен. Шоколад изготавливают из бобов какао. Эти какао-бобы растут на деревьях в жарких странах. Этот продукт используют для приготовления разных продуктов и изделий: тортов, горячего шоколада, шоколадного молока

Приглашаю всех на ковёр и предлагаю вам поиграть в игру «Реклама и антиреклама». Я буду вам зачитывать стихи-рекламу и стихи – анти-рекламу. После прочтения стиха-рекламы похлопать в ладоши, а стихи рекламы, которая нам будет вредна – протопать ногами.

Веселиться невозможно

Без конфет и без пирожных.

Очень важно спозаранку

Есть за завтраком овсянку.

Конфета бывает простой и с помадкой,

Немного с кислинкой и приторно-сладкой,

И каждый, кто пробовал, сам понимает:

Не нужной она — никогда не бывает.

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или сок морковный пьет.

Надо кушать кириешки

и солёные орешки.

Фрукты, овощи полезней.

Защищают от болезней.

Мы большие сладкоежки

Любим вкусно пожевать

Мармелад, пирожное,

Отличное мороженое!

Кушай овощи, дружок,

Будешь ты здоровым!

Ешь морковку и чеснок,

К жизни будь готовым!

«Марсы», чипсы и «Пикник»

я к такой еде привык.

Вы не пейте газировку,

Ведь она вам вред несёт,

А попейте лучше квас-

Он вкусней во много раз!

Желтая фанта —

напиток для франта.

Ешьте овощи и фрукты-

Они полезные продукты!

В мире лучшая награда –

это плитка шоколада.

Молоко, творог, сметана

Для здоровья хороши.

Я люблю продукты эти

Кушать часто, от души!

Знайте, дамы, господа:

«Сникерс» — лучшая еда.

Чтобы хворь вас не застала,

В зимний утренний денек

В пищу, вы употребляйте:

Лук зеленый и чеснок.

Я собою очень горд

Я купил сегодня торт.

Конфеты, пряники, печенье

Портят зубкам настроение.

Стать здоровым мне помог

С красным кетчупом хот – дог.

В мире лучшая награда –

Это ветка винограда.

Надо вам ребятки кушать

Булочки, ватрушки,

Сдобные пампушки.

Пейте соки, ешьте фрукты!

вот полезные продукты.

Чтоб здоровье поддержать

надо кушать чипсы и колой запивать.

Будешь колу пить, смотри: растворишься из нутрии.

Пусть запомнит стар и млад

Зубы портит шоколад.

Будешь кушать «Сникерс» сладкий

зубы будут не в порядке.

Будешь часто есть хот – доги –

Через год протянешь ноги.

Ребята, а Вы знаете пословицы о здоровье и здоровом питании?

1. Зелень на столе – здоровье на сто лет.

2. Не ложись сытым – встанешь здоровым.

3. Хорошо прожуешь – сладко проглотишь.

4. Здоровье сгубишь – новое не купишь.

5. В здоровом теле – здоровый дух.

6. Здоров будешь – всё добудешь.

7. Горьким лечат, а сладким калечат.

8. Лучше иногда недоедать, чем постоянно переедать.

9. От сладкой еды – ничего не жди, кроме беды

Молодцы ребята. Все справились с заданием.

Следующий этап нашего занятия – нарисуй полезные продукты. На ваших столах у каждого лежит лист с уже нарисованным холодильником. Я предлагаю вам заполнить ваши холодильники только полезными продуктами. Проходите за столы. Для рисования предлагаю вам простые карандаши, которым вы нарисуете контур продукта и на выбор цветные карандаши и восковые мелки. (Осанка)

Дети вывешивают свои работы на доску.

Мы с вами сегодня много говорили о полезных продуктах, так вот одним из таких полезных продуктов является лук. Он содержит большое количество витаминов, укрепляет наше здоровье и убивает микробов. И я предлагаю его посадить.

Вот мы и назвали и нарисовали полезные продукты. Эти продукты должны быть у всех на столе. Но это не значит, что нужно питаться только ими.

И так подведём итог. Что же влияет на наше здоровье и что нужно сделать, что бы оно было в порядке?

Ответы детей.

На этом наше занятие закончено. А вам, ребята, предлагаю поиграть в игру «Семья» и накормить друг друга полезными продуктами.(картинки на столе)

Источник