Зависимость полезных ископаемых от форм рельефа

Валентина Цой

2 года назад

Юрий Кораблёв

+4

Сегодня я составлю сравнительную характеристику основных геопараметров крупнейших российских равнин — Западно-Сибирской и Русской, а также постараюсь выявить закономерности расположения их рельефных форм и залегания полезных ископаемых от строений коры нашей планеты.

Зависимость полезных ископаемых от форм рельефа

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Русской равнины

Русская равнина раскинулась в северо-восточном регионе Восточной Европы, от побережья Каспия и Азова до холодных северных морей Баренцева и Белого. Её территория очерчена:

  • с запада рекой Вислой;
  • с северо-запада Скандинавским хребтом;
  • с юго-востока и юго-запада, соответственно, Кавказом и европейскими горами.

Равнина находится на одноимённой плите докембрийской эпохи (возраст более 540 млн лет), средняя, максимальная и минимальная высоты составляют 170, 470 и -28 метров соответственно (последний показатель – каспийское побережье).

Практически все формы рельефа — тектонического происхождения. В направлении с севера на юг резкое чередование крупных возвышенностей сменяется преобладающими низменностями. Огромные заболоченные территории богаты торфом, а в горах найдены обширные месторождения каменного угля. Почва весьма плодородна.

Зависимость полезных ископаемых от форм рельефа

За счёт своей протяжённости Русская равнина подвержена ураганам и засухам, особенно в южной части (каждый третий год — аномально низкая влажность).

Западно-Сибирская равнина, её геология и полезные ископаемые

Эта равнина находится в Азии, в северной её части; её территория очерчена:

  • Казахским мелкосопочником на юге;
  • побережьем Карского моря на севере;
  • Горной Шорией и Алтаем на юго-востоке.

Расположена равнина на складчатой Западно-Сибирской плите, образовавшейся в эпоху палеозоя, то есть сразу после докембрия. Происхождения также тектонического. Средняя высота — около 150 метров, на юге и западе — до 250-300.

Зависимость полезных ископаемых от форм рельефа

Поскольку на Западно-Сибирской равнине наблюдается в основном низинный рельеф, то закономерно образование здесь месторождений газа, нефти и торфа (около 50% запасов России).

Здесь также нередки ураганы, особенно в приморских областях.

2 года назад

Лена Литовская

+4

Русская равнина расположилась в Восточной Европе, а Западно-Сибирская на севере Азии. Первая раскинулась на Русской плите с докембрийским фундаментом, а вторая — на Западно-Сибирской плите с палеозойским фундаментом. Соответственно возраст пород Русской равнины около 4 млрд.лет, а Западно-Сибирской — 540 млн.лет. У Западно-Сибирской равнины самая низкая высота 50-100 м, средняя высота — 140 — 150 м, а самая высокая высота 250 м. Тогда как самая низкая высота Русской равнины — 200-300 м, средняя высота — 171 м, а самая большая — 479 м.

На формирование рельефа Русской равнины повлияло оледенение, когда возникли многие озера, а Западно-Сибирской — опускание и поднятие части плиты, из-за чего особенно сильно выражена заболоченность территории. Обе равнины особенно богаты водными и растительными ресурсами, рудными, нерудными и топливными полезными ископаемыми.

Месторождения полезных ископаемых на нашей планете зависят от строения Земной коры и от расположения разных форм рельефа.

Так, рудные ископаемые, которые были образованы, в большинстве своем, из магмы, которая попала в земную кору. Поэтому их месторождения располагаются в горах или на древних щитах. Ископаемые образовались, когда было активное излияние магмы также там, где фундамент близко к поверхности.Осадочные ископаемые чаще всего залегают в предгорных прогибах, в осадочном чехле платформ, а так же в краевых и внутренних прогибах древних платформ.

Из-за равнинного рельефа на территории Западной-Сибири осуществляется свободный воздухообмен, что вызывает суровый континентальный климат, а также циклоны на границе территорий с разным давлением. Равнинный рельеф на территории Русской равнины так же благоприятствует переносу воздуху, что приходят циклоны с Атлантики или Арктики, а также антициклоны с континента.

Ваш ответ

Как написать хороший ответ?

Источник

Практические работы по географии 8 класс

Практическая работа № 1. Характеристика географического положения России.

Цель: формирование знаний об особенностях географического положения РФ.

Оборудование:атлас России, контурная карта России, цветные карандаши, черная ручка.

Ход работы:

1.Красным цветом выделить границу России.

2.Выделите синим цветом полярный круг, пересекающий Россию.

3.Проведите границу между Европой и Азией.

4.Выделить и подписать название крайних материковых и островных точек России. Подписать их координаты.

5.Подписать океаны и моря, омывающие Росси.

6.Подписать острова, полуострова и архипелаги России.

7.Выделите и подпишите климатические пояса России.

8.Подписать пограничные с Россией государства

9.Оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Практическая работа № 2.Определение поясного времени для различных пунктов России.

Цель: формирование умений определять поясное время

Оборудование: карта «Часовые пояса России»

Ход работы:

Карточка 1.

1. Определить, сколько времени в Магадане, если в Екатеринбурге 5 ч. утра.

2. На острове Вайгач 13 ч. Определите поясное время на острове Врангеля.

Карточка 2

1. Определить время во Владивостоке, если в Москве 12 ч.

2. Рассчитать поясное время в г. Якутске при условии, что в Самаре поясное время равно 10 ч.

Карточка3

1. Определить, сколько времени будет в Якутске, если в Москве 14 ч.

2. Который час в Новосибирске, если в Санкт-Петербурге 9 часов утра?

Карточка 4

1. Определить, сколько времени будет в Москве, если в Петропавловске-Камчатском 8 часов Вечера

2. В Сургуте 17 ч. Сколько времени в этот Момент в Волгограде?

Карточка 5

1. Определить, сколько времени будет в Якутске, если Омске 15 часов.

2. Определить, сколько времени в Улан-Уде, если в Екатеринбурге 16 часов.

Карточка 6

1. Определить сколько времени в Москве, если в Хабаровске полночь.

2. Определить, сколько времени в Архангельске, если в Норильске 17 часов.

Карточка 7

1. Который час в Мурманске, если в Красноярске 2 часа ночи?

2.  В Сургуте 14 ч. Сколько времени в этот момент в Оренбурге?

Карточка 8

1. В Оймяконе 5 часов утра. Сколько времени в этот момент в Саратове?

2. В Астрахани 8 часов утра, сколько времени в Магадане?

Карточка 9

1. В Екатеринбурге 2 часа дня, сколько времени в Новосибирске?

2. Сколько времени в Магадане, если в Иркутске 3 часа ночи?

Карточка 10

1. В Норильске 7 часов утра, сколько времени в Архангельске?

2. Сколько времени в Краснодаре, если в Хабаровске 11 часов утра?

Карточка 11

1. Если в Томске полночь, то который час в Москве?

2. Сколько времени в Челябинске, если в Магадане 14 часов?

Карточка 12

1. Сколько времени будет во Владивостоке, если в Москве 4 часа утра?

2. Сколько времени будет в Норильске, если в Верхоянске 18 часов?

Карточка 13

1. Сколько времени в Астрахани, если в Якутске 8 часов вечера?

2. Сколько времени в Иркутске, если в Москве 6 часов утра?

Карточка 14

1. На острове Вайгач 13 ч. Определите поясное время на острове Врангеля.

2. Определить, сколько времени будет в Норильске, если в Самаре 17 часов?

Карточка 15

1. В Екатеринбурге 2 часа дня, сколько времени в Новосибирске?

2. На сколько и куда надо перевести стрелки часов пассажирам, если они прилетели из Санкт-Петербурга в Новосибирск?

Карточка 16

1. Поясное время населенного пункта отличается от местного времени Омска на 3 часа. В каком часовом поясе находится этот населенный пункт?

2. Сколько времени в Краснодаре, если в Хабаровске 11 часов утра?

Карточка 17

1. Определить, сколько времени в Архангельске, если в Норильске 17 часов.

2. Поясное время данного населенного пункта отличается от московского на 4 часа. В каком часовом поясе находится этот населенный пункт?

Карточка 18

1. На сколько и куда надо перевести стрелки часов, если из Владивостока перелететь в Москву?

2. Сколько времени будет в Норильске, если в Верхоянске 18 часов?

Карточка 19

1. На сколько и куда надо перевести стрелки часов при перелете из Москвы в Якутск?

2. В каком часовом поясе время отличается на 3 часа от времени в Новосибирске?

Карточка 20

1. На сколько и куда нужно перевести стрелки часов туристу, если он едет на поезде из Новосибирска в Москву?

2. Определить, сколько времени в Улан-Уде, если в Екатеринбурге 16 часов.

Карточка 21

Определите варианты, в которых различие времени между городами указано правильно:

1. Москва – Красноярск  4 часа

2. Москва – Иркутск        5 часов

3. Москва – Магадан       10 часов

4. Москва – Тюмень        2 часа

Карточка 22

Определите варианты, в которых различие времени между городами указано правильно:

1. Москва – Томск                5 часа

2. Москва – Новосибирск    2 часов

3. Самара – Чита                  10 часов

4. Москва – Якутск               6 часа

Карточка 23

Определите варианты, в которых различие времени между городами указано правильно:

1. Омск – Красноярск           1 часа

2. Воронеж – Якутск            5 часов

3. Хабаровск  – Иркутск            4 часов

4. Волгоград – Омск            3 часа

Карточка 24

Определите варианты, в которых различие времени между городами указано правильно:

1. Москва – Воронеж                 4 часа

2. Якутск – Красноярск             2 часов

3. Мурманск – Магадан            7 часов

4. Верхоянск – Волгоград        2 часа

Карточка 25

1. Сколько времени в Астрахани, если в Якутске 8 часов вечера?

2. Сколько времени в Краснодаре, если в Хабаровске 11 часов утра?

Карточка 26

1. Сколько времени будет во Владивостоке, если в Москве 4 часа утра?

2. Сколько времени будет в Норильске, если в Верхоянске 18 часов?

Карточка 27

1. Определить время во Владивостоке, если в Москве 12 ч.

2. Рассчитать поясное время в г. Якутске при условии, что в Самаре поясное время равно 10 ч.

Карточка 28

1. Определить сколько времени в Москве, если в Хабаровске полночь.

2. Определить, сколько времени в Архангельске, если в Норильске 17 часов.

Карточка 29

1. В Екатеринбурге 2 часа дня, сколько времени в Новосибирске?

2. На сколько и куда надо перевести стрелки часов пассажирам, если они прилетели из Санкт-Петербурга в Новосибирск?

Карточка 30

Определите варианты, в которых различие времени между городами указано правильно:

1. Москва – Томск                5 часа

2. Москва – Новосибирск    2 часов

3. Самара – Чита                  10 часов

4. Москва – Якутск               6 часа

Практическая работа № 3.Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.

Цель: формирование умения ориентироваться в источниках географической информации, формирование умений комплексного использования географических карт для выявления причинно-следственных связей; оценивание природных условий и обеспеченности природными ресурсами отдельных территорий России.

Оборудование: атлас, тетрадь, письменные принадлежности.

Ход работы

1. Сравнить содержание тектонической и физической карт.

2. Установить наличие взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми на отдельных территориях нашей страны.

3. Фактический материал обобщить в форме таблицы

Тектоническая структура Крупные формы рельефа Полезные ископаемые
     
     
     
     

4. Сформулировать вывод по теме практической работы.

Практическая работа № 4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения на территории страны.

Цель:формирование умений работать с различными типами карт, формирование умения выявлять географические зависимости и закономерности, на основе результатов наблюдений; на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснить ход географических явлений.

Оборудование:учебник, атлас, тетрадь, письменные принадлежности.

Ходу работы:

1. Заполнить таблицу на основе использования материалов учебника и карт атласа.

Город

уровень солнечной радиации

температура

годовое количество осадков

испаряемость

К

январь июль
Диксон            
Нарьян-Мар            
Архангельск            
Киров            
Воронеж            
Астрахань            
Сочи            

2. Сделать вывод о закономерностях территориального распределения климатических показателей.

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «гимназия Перспектива» городского округа Самара

__________________________________________

Конспект урока географии в 8 классе по теме «Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых»

Писчасова Елена Дмитриевна

учитель географии

2018 г

География

8 класс

Тема урока: «Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых»

Тип урока – урок -практикум

Вид урока – Урок-путешествие

Количество часов- 1

Цели урока:

Образовательная:

Развитие коммуникативных способностей личности, формирование навыка решения заданий с практическим содержанием с использованием карт атласа

Развивающие:

Развитие

— познавательных и исследовательских умений учащихся, повышение культуры общения;

— географической речи учащихся в процессе выполнения устной работы;

— самостоятельности мышления в географических заданий

— самооценки на разных этапах урока

Воспитательная:

В ходе проведения групповой работы на уроке воспитывать в учащихся умение слушать своего товарища, чувство взаимопомощи и взаимоподдержки

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Постановка цели урока.

  3. Решение задач практического содержания (работа в группах).

  4. Защита полученных решений.

  5. Подведение итогов.

  6. Домашнее задание.

  7. Рефлексия

Обеспечение:

  1. Учебник для общеобразовательных учреждений «География. География России.Природа. 8 класс». Авторы: И.И.Баринова. – М.: Дрофа, 2017

  2. Атласы по географии .8 класс

  3. Презентация к уроку

  4. Раздаточный дидактический материал (на группу)

  5. Лист самооценивания ученика

Паспорт урока географии в 8 классе

Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых

Образовательная цель

Развитие коммуникативных способностей личности, формирование навыка решения заданий с практическим содержанием на примере использования теоретических знаний о рельефе, геологическом строении территории.

Планируемые образовательные результаты (ПОР)

По окончании изучения темы ученик:

ЛР-1: развивает познавательные интересы, учебные мотивы;

ЛР-2: формирует адекватную позитивную осознанную самооценку и самоприятие;

ПУД-1: систематизирует ранее изученный теоретический материал через решение практических задач;

ПУД-2: строит речевое высказывание в устной и письменной форме;

ПУД-3: выбирает наиболее эффективные способы решения заданий в зависимости от конкретных условий;

ПУД-4: осуществляет рефлексию способов действия, контроль и оценку процесса и результата деятельности;

ПУД-5: осуществляет знаково-символическое моделирование;

ПУД-6: строит логическую цепь рассуждений;

КУД-1: формирует умение слушать собеседника;

КУД-2: учитывает разные мнения и формирует умение обосновывать собственное;

КУД-3: договаривается, находя общее решение;

КУД-4: осуществляет взаимопомощь и взаимоконтроль по ходу выполнения задания;

РУД-1: планирует последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляет последовательность действий;

РУД-2: осуществляет контроль в форме сопоставления собственного решения с решением предложенном другими группами и решением, предлагаемым учителем;

РУД-3: вносит коррекцию способа действий, в случае расхождения результатов собственного решения и эталона;

РУД-4: формирует волевую саморегуляцию;

ПР-1: применяет тригонометрический аппарат при решении геометрических задач практического содержания

Программные требования к образовательным результатам раздела «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые»

Объяснить зависимость расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Называть и показывать крупные равнины и горы.

Соотносить с помощью физической и тектонической карт формы рельефа, тектоническое строение территории и размещение полезных ископаемых.

Объяснять закономерности размещения полезных ископаемых.

Объяснять причины процессов, происходящих в земной коре.

Программное содержание

Рельеф, геологическое строение территории, полезные ископаемые.

План изучения учебного материала

Повторение теории, решение устных задач.

Решение задач практического содержания (работа в группах).

Защита полученных решений.

Тип урока

Урок-практикум

Форма урока

Урок-путешествие

Образовательная технология

Технология интерактивного обучения

Оснащение урока

Учебник «География. География России. Природа. 8 класс». Авторы: И.И. Баринова

Атласы по географии ,8 класс

презентация

Мизансцена урока

3 группы по 6 человек

Предварительная подготовка к уроку учащихся

повторение знаний о рельефе и геологическом строении территории

Домашнее задание

Выполнить задание № 1,3 в контурной карте

Расшифровка аббревиатур:

ЛР- личностные действия

ПУД- познавательные универсальные действия

КУД- коммуникативные универсальные действия

РУД- регулятивные универсальные действия

ПР- предметные результаты

Ход урока.

1 этап (3-5 мин). Организационный момент

Приветствие. Проверка отсутствующих. Обозначение групповой работы. Психологический настрой на урок

Здравствуйте, ребята! Итак, мы с вами изучили темы «Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые России», но взаимосвязи между этими структурами земной коры мы не устанавливали. Поэтому очевидной целью нашего урока станет ??? (Вопрос ученикам) выявить взаимосвязь между размещением полезных ископаемых, тектоническим строением и рельефом.

Наш урок пройдет сегодня в форме путешествия-восхождения на вершину гор. В путешествие отправляются три команды восьмиклассников, экипированные знаниями. В ходе путешествия будут встречаться различные препятствия- задания. Та команда, которая выполнит правильно больше заданий, поднимется выше. В итоге мы увидим, на какой высоте над уровнем моря окажутся команды. Кто-то, возможно, покорит некоторые вершины Алтая, кто-то только Урала, а кто-то возможно и останется у подножия гор, на равнине. Это зависит от уровня подготовки. У спортсменов физической подготовки, а у восьмиклассников на уроке географии-интеллектуальной.

Вы работаете командой.

Вам будет предложено заданий на высоту 4200 м.

Оценку 5» получит команда, взошедшая выше 3000 м.

Оценку «4» — Выше 2000 метров до 3000 м.

Оценку «3» -ниже 2000 м.

Отправляясь в путешествие мы всегда оцениваем свои силы и возможности- физические, финансовые. На уроке-путешествии мы оценим свои знания, чтобы оказаться на высоте.

Что мы умеем, знаем и можем на начало урока и на его окончание.

Для этого у нас есть дневник путешественника (лист самооценивания).

Итак, возьмите у каждого на парте лист самооценивания. Поставьте плюсы в те строчки, на которые вы действительно знаете ответ. Минусы там, где не знаете ответа. В итоге посчитайте плюсы и поставьте полученное число на начало урока.

Дневник путешественника (лист самооценивания).

Краткий анализ листов самооценивания

Ученики называют цели урока

Ученики изучают и заполняют лист самооценивания, ставят плюсы и называют вопросы, на которые могут дать ответ, разбираются и ставят минусы, где затрудняются дать ответ

2 этап

Задание № 1. Итак, начнем наше восхождение на вершину.

Работа с картами-физической и тектонической.

Анализируя и сопоставляя карты заполните таблицу. Данные пишем в таблицу. За каждый правильный ответ один балл -500 м над уровнем моря. В итоге, кто все сделает правильно, поднимется сразу на 1500 метров над уровнем моря. Выходим защищать свою работу 2 человека.

Используя физическую и тектоническую карты заполните таблицу.

Вывод.

Ученики группой работают с картами атласа, заполняют таблицу. Затем каждая группа дает ответ на поставленное задание.

3 этап

Задание № 2 Работа на размышлении.

Каждая группа получает задание, проводит «мозговой штурм», ищет ответ на поставленную задачу. Выходят два человека, дают ответ. Правильно выполненное задание поднимет вас на высоту 1000 метров над уровнем моря.

1 группа. Задание. Прочитайте сообщение информационного агентства

«3 сентября 2007 г. в республике Бурятия произошло землетрясение с интенсивностью в эпицентре около 5,6 балла по шкале Рихтера.»

Определите, в пределах какого горного пояса России произошло землетрясение, и объясните, с чем связаны частые землетрясения в этом районе.

2 группа. Работа на размышление.

Прочитайте сообщение информационного агентства

«17 января 2008 г.искуственные спутники Земли в точке с координатами 57 градусов с.ш. и 161 градус в.д. зафиксировали извержение вулкана с мощным выбросом пепла. Облака из пепла, растягивающегося на сотни километров, несут угрозу авиации, поэтому данный район закрыт для полетов и закрыты все ближайшие аэропорты.»

Определите, над каким полуостровом были запрещены полеты авиации объясните, какой это вулкан и с чем связана активная вулканическая деятельность в этом районе.

3 группа. Работа на размышление.

Коля пришел из школы и рассказывает родителям. «Мы по географии сегодня изучали полезные ископаемые. Нам учитель рассказал, что у нас в стране есть территории, где прямо на поверхность выходят очень древние породы возрастом до полутора миллиардов лет. И они не покрыты осадочными породами. Там добывают очень много полезных ископаемых –железные руды, медь, никель, олово, апатиты, фосфориты и много других. Землетрясений там не бывает. Эту территорию даже в прошлом покрывал ледник. Правда, климат там не очень теплый, да еще зимой полярная ночь бывает. Край гранита, воды и лесов, назвал учитель эту территорию.»

О каком регионе идет речь?

Определите, какая тектоническая структура здесь находится?

Почему здесь не бывает землетрясений?

Ученики, получив задание, проводят «мозговой штурм», обсуждают варианты ответов на поставленное задание. Ученики дают свой вариант ответа на задания.

4 этап

Задание №3

Работа с кластером. Найди ошибку.

Проанализируйте кластер и найдите ошибки в логической цепочке.

Каждая найденная ошибка поднимает на высоту 200 м. над уровнем моря.

После ответов учеников учитель

Ученики работают с кластером, находят и исправляют ошибки, выходят с кластером, проводят анализ работы

5 этап

Работа с тестом.

Сейчас каждый ученик работает самостоятельно с тестом.

На слайдах предлагаются тесты всему классу.

Ставим номер вопроса, букву ответа

Сейчас меняемся листами и проверяем тест. Учитель на слайде показывает правильный ответ. За правильный ответ ставим балл. Считаем баллы.

А теперь сложите все баллы за тест у команды и получите среднее арифметическое команды. У вас не должно получиться больше 7 баллов. Эту общую цифру мы вписываем в экран соревнований и подводим итоги. Каждый правильный ответ 100м над уровнем моря. Самое большее-700 м

Ученики работают с тестом.

Ученики проверяют тесты товарища, подсчитывают баллы, называют учителю.

6 этап

Подведение итогов

Подводим итоги. Итак, 4200 м.

Оценку 5» получает команда, взошедшая выше 3500 м.

Оценку «4» — Выше 2000 метров до 3000 м.

Оценку «3» -ниже 2000 м.

Какая команда победила и поднялась выше всех? Молодцы! Выставление оценок.

Главное, а чему мы научились в ходе нашего путешествия?

Ребята, назовите, на какие вопросы вы нашли ответы в течение урока, а на какие пока не смогли ответить? Берем лист самооценивания и ставим плюсы и минусы в конце нашего урока-путешествия. Итого, сколько баллов в конце урока?

Домашнее задание. На контурной карте №2 (Рельеф) выполнить задание № 5

Ученики считают и называют, сколько баллов набрала их команда.

Затем работают с листом самооценивания, проводят рефлексию.

Список литературы:

  1. Учебник для общеобразовательных учреждений «География. География России. Природа. 8 класс». Авторы: И.И.Баринова. – М.: Дрофа, 2017

  2. Атласы по географии .8 класс

  3. Презентация к уроку

Приложение 1

Дневник путешественника (лист самооценивания).

Приложение 2

Заполни таблицу

Вывод.

Приложение 3

Найди ошибки в кластере

Тектонические структуры

Платформы

складчатые области

Русская

Сибирская

Урал

Восточно-Европейская

равнина

Среднесибирское плоскогорье

Области байкальской складчатости

КМА

Донбасс

Кузбасс

балтийский щит

железные руды

медные руды

никелевые руды

Анабарский щит

Тунгусский бассейн

Медные руды

каменный уголь

каменный уголь

Приложение 4

Проверь свой кластер (правильный образец)

Найди ошибки.

Тектонические структуры

Платформы

складчатые области

Русская

Сибирская

Области герцинскойскладчатости

Восточно-Европейская

равнина

Среднесибирское плоскогорье

Урал

КМА

Донбасс

Тунгусский бассейн

железные руды

медные руды

никелевые руды

Каменный уголь

Каменный уголь

Приложение 5

Работа на размышление.

1 группа. Задание. Прочитайте сообщение информационного агентства

«3 сентября 2007 г. в республике Бурятия произошло землетрясение с интенсивностью в эпицентре около 5,6 балла по шкале Рихтера.»

Определите, в пределах какого горного пояса России произошло землетрясение, и объясните, с чем связаны частые землетрясения в этом районе.

2 группа. Работа на размышление.

Прочитайте сообщение информационного агентства

«17 января 2008 г.искусственные спутники Земли в точке с координатами 57 градусов с.ш. и 161 градус в.д. зафиксировали извержение вулкана с мощным выбросом пепла. Облака из пепла, растягивающегося на сотни километров, несут угрозу авиации, поэтому данный район закрыт для полетов и закрыты все ближайшие аэропорты.»

Определите, над каким полуостровом были запрещены полеты авиации объясните, какой это вулкан и с чем связана активная вулканическая деятельность в этом районе.

3 группа. Работа на размышление.

Коля пришел из школы и рассказывает родителям. « Мы по географии сегодня изучали полезные ископаемые. Нам учитель рассказал, что у нас в стране есть территории, где прямо на поверхность выходят очень древние породы возрастом до полутора миллиардов лет. И они не покрыты осадочными породами. Там добывают очень много полезных ископаемых –железные руды, медь, никель, олово, апатиты, фосфориты и много других. З6емлетрясений там не бывает.Эту территорию даже в прошлом покрывал ледник. Правда, климат там не очень теплый, да еще зимой полярная ночь бывает. Край гранита, воды и лесов, назвал учитель эту территорию.»

О каком регионе идет речь?

Определите, какая тектоническая структура здесь находится?

Почему здесь не бывает землетрясений?

Приложение 6

Работа с тестом.

1.Горы кайнозойской складчатости.

А) Урал.

Б) Кавказ

В) Алтай

2.На побережье какого из перечисленных морей расположена самая низкая точка России.

А) Азовское

Б) Черное

В) Каспийское

3.Наибольшие запасы нефти и газа сосредоточены на равнинах

А) Западно-сибирская

Б) Восточно-Европейская

В) Среднесибирское плоскогорье

4.Самая древняя эра в развитии Земли

А) архейская

Б) мезозойская

В) кайнозойская

5. Самая высокая вершина Алтая

А) г. Победа

Б) г. Народная

В) г. Казбек

Г) г. Белуха

6.Какое полезное ископаемое в списке лишнее

Нефть, каменный уголь, торф, горючие сланцы, песок, мрамор

7. Месторождения каменного угля связаны с

А) складчатыми областями гор

Б)осадочным чехлом платформы

В) щитами

Ответы

  1. Б

  2. В

  3. А

  4. А

  5. Г

  6. Мрамор

  7. Б

Источник