Безграничны ли запасы полезных ископаемых 4 класс
Прохорова Г.С.
Конспект урока окружающего мира в 4-м классе
по теме Безграничны ли запасы полезных ископаемых
- Проверка домашнего задания. Блиц-опрос.
— Ископаемые называют полезными, так как…
— Скопление полезных ископаемых в земле называют…
— Если добыча полезных ископаемых ведется, открыто — на воздухе, то подобный способ добычи называют…
Проверка
Слайд 2. Если ответ верный, ставите ” + “, если нет то “-”. Возьмите ваш листочек самоконтроля и оцените вашу работу по пятибалльной шкале.
2. Вступление:
Наши далёкие предки хорошо разбирались в горных породах, из одних, прочных, изготавливали молотки, а из хрупких, с острыми краями — ножи, наконечники стрел, из кремния высекали огонь. Затем из руд научились получать металлы, строить дворцы, храмы, которые поражают нас долговечностью, красотой. Но мы с вами должны понимать, что полезные ископаемые не безграничны, и их надо беречь.
— Сегодня урок пройдёт в форме соревнования, вы разделены на 3 команды, в каждой есть капитан.
III. Закрепление:
Итак, начнём. Пожалуйста, представьте свои команды.
Слайд 3.(Цели).
-Сегодня мы обобщим знания по теме «Полезные ископаемые» и попробуем ответить на вопрос «Безграничны ли запасы полезных ископаемых ?»
Теперь перейдём к нашим заданиям. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать конверт с определённой буквой, из которых в конце урока нужно составить слово.
-Каждой команде предложено по два вопроса. Дайте правильный ответ.
1 к.
-Горная порода, которая состоит из отдельных зёрен кварца, слюды и полевого шпата.
(гранит)
-Назовите жидкое полезное ископаемое чёрного цвета, которое хорошо горит. (нефть)
2 к.
-Какое съедобное полезное ископаемое можно встретить на кухне? (соль).
-Какое твёрдое полезное ископаемое чёрного цвета служит хорошим топливом? (уголь)
3 к.
-Сыпучее полезное ископаемое, используемое в строительстве (песок)
-Что означает знак ? (газ)
Слайд 4.(Кроссворд).
2)-Прочитайте полученные слова.
-На какие группы можно разделить данные полезные ископаемые?
-Какие полезные ископаемые относятся к твёрдым?
Назовите жидкие полезные ископаемые.
-А газ? Какое это полезное ископаемое?
Какие способы добычи полезных ископаемых вам известны?
Проверим ваши ответы.
Слайд 6. (буровая скважина, шахта, карьер).
-Прочтите ключевое слово в кроссворде. (геолог)
-Кто такие геологи?
Итог: «Геологи — это люди, которые разведывают полезные ископаемые, занимаются поиском месторождений»
-Что используют в своей работе геологи, чтобы « заглянуть» в глубины Земли?
Слайд 6. (приборы, растения, нюх собак, буровые скважины).
-А мы полезные ископаемые будем находить на карте по условным знакам.
3). Работа по карте «Физическая карта России»
-Найдите на карте месторождения (1к) угля, (2к) нефти, (3к) – железной руды .
Итог : Богаты недра нашей земли полезными ископаемыми.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ПОД МУЗЫКУ
Слайд 7.
-Молодые сосны и пихты «открывают» следы более 30 металлов. В том числе и золота. Для этого учёные делают химический анализ хвои или ветвей.
-Ртуть — один из самых тяжёлых металлов. Литровую банку, наполненную ртутью ,одной рукой даже не всегда может поднять взрослый человек. Ведь она будет весить 13кг 600г .
-Как вы считаете, есть ли среди полезных ископаемых главные и второстепенные?
-А безграничны ли запасы полезных ископаемых? Приведите примеры.
-Вот какие прогнозы дают учёные.
Слайд 8.
Иссякнут запасы:
— золота к 2020 году, -нефти к 2025 году, -каменного угля к 2200 году, -железной руды к 2400 году
-Как же человечество предполагает решать эти проблемы?
6) Творческая работа.
Слайд 9.
-Для каждой команды дана проблема.
1к.
Если на земле исчезнет нефть, то…
2к.
Если на земле исчезнут полезные ископаемые, применяемые в строительстве: песок, глина, известняк и др., то…
3 к.
Если на Земле исчезнут все запасы питьевой воды, то…
-Составьте устный рассказ о том, как эта проблема повлияет на жизнь людей?
Что можно предпринять, чтобы предотвратить нежелательные последствия?
— Молодцы, вы собрали все конверты. По моему сигналу вы открываете конверты и составляете слово. (экономия)
VI. Итог урока.
5. Итог урока.
— Подведём итог нашей работы:
Что мы с вами можем делать ежедневно, чтобы хоть как-то сберечь то, что нам дарит планета?
-Предлагаю командам составить обращение к жителям планеты.
(Заслушиваются сообщения).
Прочтите вывод, данный в учебнике на странице104. Запомните его.
6. Дома. Продолжить тему, начатую на уроке. Материал по сохранению полезного ископаемого оформить в виде презентации.
Литература
Кленов А. малышам о минералах. М., Педагогика – Пресс, 1993
Поурочные планы по учебнику «Окружающий мир» О.Т. Поглазовой, 4 класс, Волгоград, 2009
Интернет — ресурсы
Источник
Автор: Филюшина Галина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ №5
Населённый пункт: город Алзамай
Наименование материала: исследовательская работа
Тема: Безграничны ли запасы полезных ископаемых
Дата публикации: 15.03.2017
Раздел: начальное образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 города Алзамая»
Автор: Коллективная работа 4 «а» класса
Руководитель: Филюшина Г.Н.
учитель начальных классов
Введение
Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Всё выскрести до дна.
Мы общей жизни зёрна,
Одной судьбы родня.
Нам пировать не надо
В счет будущего дня!
Горные породы, минералы , добываемые из недр земли и используемые человеком,
называют полезными ископаемыми. Добыча всех видов полезных ископаемых
увеличивается с каждым годом. Только за первую половину XX века из недр земли их
извлечено на много больше, чем за всю предыдущую историю человечества.
Возникшие за миллионы лет до появления человека и поглощаемые им в течение сотен
лет минеральные богатства почти не возобновляются. А требуется их с каждым годом всё
больше и больше, так как развивается промышленность, появляются новые технологии.
Возникает вопрос: а хватит ли человечеству полезных ископаемых?
Гипотеза: При обсуждении данного вопроса мнения ребят разделились:
Одни считают, что полезных ископаемых хватит надолго, сколько бы их не брали.
Другие считают (большинство ребят), что полезные ископаемые могут когда-то
иссякнуть.
Тема исследования: Безграничны ли запасы полезных ископаемых?
Цель исследования: выяснить, могут ли закончиться полезные ископаемые.
Задачи исследования:
1.
Изучить научно-познавательную литературу по данному вопросу.
2
2.
Выяснить в каких количествах используются некоторые полезные ископаемые в
нашей школе за год
3.
Выяснить, в каких количествах тратится вода в семье каждого ученика из нашего
класса.
4.
Выполнить необходимые расчеты данных исследований.
5.
Проанализировать полученные результаты.
Основная часть
5. 1. Обратимся к источникам прошлого века.
«Еще в 1910 году в Стокгольме собрались ученые многих стран на геологический
конгресс. Участники конгресса рассмотрели данные о запасах железных руд 72 стран.
И на основании этих данных сделали вывод, что железной руды человечеству хватит
примерно на 60 лет. В 1922 году на очередной сессии конгресса отмечалось, что
железных руд осталось немного».
« Если бы это предсказание ученых оправдалось, то в наше время запасы железных
руд давно бы закончились. Но, к счастью, мнения конгресса уже через год было
опровергнуто открытиями наших геологов».
«В 1923 году в районе Курска была найдена железная руда. Подсчёты ученых
показали, что железные запасы Курской магнитной аномалии исчисляются гигантской
цифрой 9 трлн. тонн. Одних только этих запасов в нашей стране хватит на несколько
веков»
« А как обстоит дело с горючими ископаемыми? Несколько десятилетий назад за
границей в газетах и журналах появились мрачные прогнозы предстоящей гибели
цивилизации из-за недостатка угля и нефти. Но жизнь опровергла эти предсказания.
Ученые посчитали, что в нашей стране за год прибавка в массе всех болот составляет
70 млн. тонн. Почти столько же, сколько торфа добывается за год! Это похоже на
сказку о волшебном горшке, который, сколько бы из него не брали каши, всё полон.»
5.2 Данные из учебного пособия XXI века.
3
Ученые предполагают, что разведанные запасы нефти, природного газа, серебра,
золота, меди, будут исчерпаны уже к середине XXI века. А еще через полтора столетия
иссякнут запасы каменного угля. Уже сейчас для многих районов Земли острой
проблемой стала нехватка чистой питьевой воды. Вот какие прогнозы дают ученые:
запасы золота иссякнут к 2020 году, нефти – к 2025 году, природного газа – к 2050 году,
каменного угля – к 2200 году, железной руды – к 2300 году.
6. Наша исследовательская деятельность
Ребята нашего класса разделились на четыре исследовательских группы по
интересам и желанию.
6.1. Исследования группы «Кристаллик»: Стародубцева Виктория, Папулова
Екатерина, Федорович Анна, Шпак Алёна.
4
Цель их исследования: выяснить, сколько соли потребляется учащимися нашей школы в
течение дня, недели, месяца, года. И сделать соответствующие выводы.
Расчёты :
На 1 человека в день – 1 грамм соли;
На 1человека в неделю – 1г х 6 = 6г ( в школе 6 учебных дней);
На 1 человека в месяц – 6 г х 4 недели =24г;
На 1человека в год – 24г х 9 месяцев =216г ( 9 учебных месяцев);
На всех учащихся начальной школы на год – 216г х 160 учащихся = 34560г = 34кг560г.
Вывод: Получили число, которое выражается килограммами. А ведь это подсчёты одного
приёма пищи нашей маленькой начальной школы !
6.2. Исследования группы « Уголёк» : Герасимов
Андрей, Пирковский Даниил, Егоров Максим, Грибанов Даниил, Иванов Влад.
Цель исследования : выяснить у работников котельной, какое количество каменного угля
необходимо для отопления нашей школы в течение дня, недели, месяца, года.
Расчёты :
Ежедневная норма – 8кг (вместимость 1 ведра) х 10 ( среднее количество вёдер за смену)=
80кг
Недельная норма – 80кг х 7дней = 560кг
Месячная норма – 560кг х 4 недели = 2240кг = 2т 240кг
Годичная норма – 2240кг х 8 месяцев = 17920кг = 17т 920кг
Вывод : Получили число, выражаемое тоннами. А сколько таких котельных в городе ? в
стране ? на планете ?
5
6.3. Исследования группы « Капелька»:
Нуритдинова Анастасия, Солдатова Кристина, Ершова Ольга, Хващевская Полина.
Расчёты :
1.
Количество воды, необходимой для мытья пола.
За одну смену – 10л х 10 вёдер = 100л;
За две смены – 100л х 2 = 200л;
За неделю – 200л х 6 дней = 1200л ;
За месяц – 1200л х4 недели = 4800л;
За год – 4800л х 9месяцев = 43200л.
Вывод: На мытьё пола в течение года необходимо несколько тысяч литров воды.
Какая же получится цифра, если мы учтём мытьё посуды и приготовление пищи?
6.4. Исследования группы «Домовёнок»: Громик Евгений, Худякова Дарья,
Ткачёв Владимир, Герасимов Сергей, Засухина Елизавета.
Цель: Выяснить, сколько литров воды расходуется в день семьёй, в которой не более трёх
человек.
Практические расчёты
Для чего нужна вода?
Расход воды в день (л.)
Умывание
10 л (+ 45 литров туалет)
Купание
40 л (ванна)
Приготовление пищи
5 л.
Мытье посуды
10 л
Стирка
50 л
Мытье полов, окон
20 л
6
Итого:
135 л (+ 45 литров туалет)
Вывод: В среднем зимой семья расходует сотни литров воды в день. А если
посчитать в летний период, когда необходим полив садов и огородов?
7.
Для подведения итогов нашей работы ученикам 4 класса было предложено мини –
сочинение «Что нужно сделать, чтобы полезные ископаемые не иссякли?».
Приведём примеры из мини-сочинений.
… если нефть не бьет фонтаном, то не надо забрасывать это место, а
разрабатывать до конца. Запретить выливать отходы и ядовитые вещества в
реку.
Громик Женя
…Чтобы полезные ископаемые не исчезли, не нужно их попусту тратить и
знать меру, брать помаленьку. Не загрязнять реки и землю.
Папулова Катя
Когда я был маленьким, полезных ископаемых хватало, а теперь, чтобы
нефть осталась – надо экономить….. Чтобы хватило полезных ископаемых,
не надо портить месторождение, а забирать всё до конца и использовать в
нужных целях
Грибанов Даниил
* …Чтобы полезных ископаемых хватило всем и ещё осталось, надо составить
план, сколько чего нужно, а лишнего не брать.
Иванов Влад
…Для растений и животных есть заповедники и для полезных ископаемых
их нужно устраивать.
Герасимов Андрей
…У нас сосед возит тележками мусор и сваливает его в речку Топорок, мне
каждый раз хочется ему сказать, что так делать нельзя, что нам скоро негде
будет купаться, но мне стыдно. Вот стану старше и обязательно скажу.
Герасимов Серёжа
8. Выводы
7
Вывод № 1.На всех учащихся начальной школы на год необходимо 34560г = 34кг560г
соли.
Вывод № 2. Годичная норма расходования угля в школе – 17920кг = 17т 920кг
Вывод № 3. За год на мытьё пола в нашей школе тратится– 43200л воды.
Вывод №4. На день для семьи, состоящей из трёх человек, необходимо 135 литров воды.
Общий вывод: Всем жителям Земли необходимо безотлагательно научиться бережному
расходованию питьевой воды, тепла, электроэнергии, металлов и других ценных
материалов. Ресурсы Земли не бесконечны!
8
Источник
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация по окружающему миру на тему «Полезные ископаемые» ( 4 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
2 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые- это горные породы и минералы, которые добывают из недр Земли и её поверхности и используют в хозяйстве.
3 слайд
Описание слайда:
Слои полезных ископаемых
4 слайд
Описание слайда:
1. Чёрного цвета 2. Твёрдое 3. Непрозрачное 4. Плотное 5. Притягивает металлические предметы Железная руда
5 слайд
Описание слайда:
НЕФТЬ 1. Жидкое 2. Черного цвета 3. С резким запахом (бензина) 4. Легче воды 5. Хорошо горит
6 слайд
Описание слайда:
кварц слюда полевой шпат (белые (чёрные (розовые зёрна) зёрна) зёрна) 1. Твёрдый 2. Серого или красного цвета 3. Непрозрачный 4. Зернистый 5. Очень прочный ГРАНИТ Гранитный массив
7 слайд
Описание слайда:
1. Твёрдый 2. Белого, серого или жёлтого цвета 3. Непрозрачный 4. Плотный 5. Если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ) ИЗВЕСТНЯК
8 слайд
Описание слайда:
1. Твёрдый, но хрупкий 2. Черного цвета, блестит 3. Хорошо и ярко горит 4. В воде не растворяется КАМЕННЫЙ УГОЛЬ
9 слайд
Описание слайда:
песок 1. Твёрдый, сыпучий 2. Коричневого или желтого цвета 3. Не горит 4. В воде не растворяется
10 слайд
Описание слайда:
слюда 1. слоистая 2. Имеет стеклянный блеск 3. хрупкая 4. В воде не растворяется
11 слайд
Описание слайда:
ТОРФ Коричневый Легкий, впитывает влагу Непрозрачный Рыхлый, непрочный, хорошо горит Образуется из остатков растений на болотах
12 слайд
Описание слайда:
ГАЗ Бесцветный Прозрачный Хорошо горит
13 слайд
Описание слайда:
Использование полезных ископаемых Строительство (песок, гранит, глина, известняк) Топливо (каменный уголь,торф,нефть, газ) Металлургия (руда)
14 слайд
Описание слайда:
На какие группы можно разделить полезные ископаемые? полезные ископаемые твёрдые жидкие газообразные (уголь, руда, известняк) (нефть) (газ)
15 слайд
Описание слайда:
Добыча полезных ископаемых может проводится открытым и закрытым способами. КАРЬЕР – открытый способ добычи полезных ископаемых. Закрытый способ – ШАХТА. Глубина подземных разработок до 4 км
16 слайд
Описание слайда:
Открытый способ добычи полезных ископаемых.
17 слайд
Описание слайда:
Закрытый способ добычи полезных ископаемых.
18 слайд
19 слайд
Описание слайда:
ВЫВОД: Полезные ископаемые – бесценное богатство Земли
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-448374
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
1
Прохорова Г.С.
Конспект урока окружающего мира в 4-м классе
по теме Безграничны ли запасы полезных ископаемых
1. Проверка домашнего задания. Блиц-опрос.
— Ископаемые называют полезными, так как…
— Скопление полезных ископаемых в земле называют…
— Если добыча полезных ископаемых ведется, открыто — на воздухе, то подобный способ
добычи называют…
Проверка
Слайд 2. Если ответ верный, ставите ” + “, если нет то “-”. Возьмите ваш листочек
самоконтроля и оцените вашу работу по пятибалльной шкале.
2. Вступление:
Наши далёкие предки хорошо разбирались в горных породах, из одних, прочных, изготавливали
молотки, а из хрупких, с острыми краями — ножи, наконечники стрел, из кремния высекали огонь.
Затем из руд научились получать металлы, строить дворцы, храмы, которые поражают нас
долговечностью, красотой. Но мы с вами должны понимать, что полезные ископаемые не
безграничны, и их надо беречь.
— Сегодня урок пройдёт в форме соревнования, вы разделены на 3 команды, в каждой есть капитан.
III. Закрепление:
Итак, начнём. Пожалуйста, представьте свои команды.
Слайд 3.(Цели).
-Сегодня мы обобщим знания по теме «Полезные ископаемые» и попробуем ответить на вопрос
«Безграничны ли запасы полезных ископаемых ?»
2
Теперь перейдём к нашим заданиям. За каждое правильно выполненное задание вы будете
получать конверт с определённой буквой, из которых в конце урока нужно составить слово.
-Каждой команде предложено по два вопроса. Дайте правильный ответ.
1 к.
-Горная порода, которая состоит из отдельных зёрен кварца, слюды и полевого шпата.
(гранит)
-Назовите жидкое полезное ископаемое чёрного цвета, которое хорошо горит. (нефть)
2 к.
-Какое съедобное полезное ископаемое можно встретить на кухне? (соль).
-Какое твёрдое полезное ископаемое чёрного цвета служит хорошим топливом? (уголь)
3 к.
-Сыпучее полезное ископаемое, используемое в строительстве (песок)
-Что означает знак ? (газ)
Слайд 4.(Кроссворд).
2)-Прочитайте полученные слова.
-На какие группы можно разделить данные полезные ископаемые?
-Какие полезные ископаемые относятся к твёрдым?
Назовите жидкие полезные ископаемые.
-А газ? Какое это полезное ископаемое?
Какие способы добычи полезных ископаемых вам известны?
Проверим ваши ответы.
Слайд 6. (буровая скважина, шахта, карьер).
-Прочтите ключевое слово в кроссворде. (геолог)
-Кто такие геологи?
3
Итог: «Геологи — это люди, которые разведывают полезные ископаемые, занимаются поиском
месторождений»
-Что используют в своей работе геологи, чтобы « заглянуть» в глубины Земли?
Слайд 6. (приборы, растения, нюх собак, буровые скважины).
-А мы полезные ископаемые будем находить на карте по условным знакам.
3). Работа по карте «Физическая карта России»
-Найдите на карте месторождения (1к) угля, (2к) нефти, (3к) – железной руды .
Итог : Богаты недра нашей земли полезными ископаемыми.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ПОД МУЗЫКУ
Слайд 7.
-Молодые сосны и пихты «открывают» следы более 30 металлов. В том числе и золота. Для этого
учёные делают химический анализ хвои или ветвей.
-Ртуть — один из самых тяжёлых металлов. Литровую банку, наполненную ртутью ,одной рукой
даже не всегда может поднять взрослый человек. Ведь она будет весить 13кг 600г .
-Как вы считаете, есть ли среди полезных ископаемых главные и второстепенные?
-А безграничны ли запасы полезных ископаемых? Приведите примеры.
-Вот какие прогнозы дают учёные.
Слайд 8.
Иссякнут запасы:
— золота к 2020 году, -нефти к 2025 году, -каменного угля к 2200 году, -железной руды к
2400 году
-Как же человечество предполагает решать эти проблемы?
6) Творческая работа.
Слайд 9.
-Для каждой команды дана проблема.
4
1к.
Если на земле исчезнет нефть, то…
2к.
Если на земле исчезнут полезные ископаемые, применяемые в строительстве: песок, глина,
известняк и др., то…
3 к.
Если на Земле исчезнут все запасы питьевой воды, то…
-Составьте устный рассказ о том, как эта проблема повлияет на жизнь людей?
Что можно предпринять, чтобы предотвратить нежелательные последствия?
— Молодцы, вы собрали все конверты. По моему сигналу вы открываете конверты и составляете
слово. (экономия)
VI. Итог урока.
5. Итог урока.
— Подведём итог нашей работы:
Что мы с вами можем делать ежедневно, чтобы хоть как-то сберечь то, что нам дарит планета?
-Предлагаю командам составить обращение к жителям планеты.
(Заслушиваются сообщения).
Прочтите вывод, данный в учебнике на странице104. Запомните его.
6. Дома. Продолжить тему, начатую на уроке. Материал по сохранению полезного ископаемого
оформить в виде презентации.
Литература
Источник