Полезные ископаемые на уроке окружающего мира

Полезные ископаемые на уроке окружающего мира thumbnail

Тема урока: Полезные ископаемые.

Цель: обучающиеся познакомятся с полезными ископаемыми, свойствами и их применением в народном хозяйстве.

Задачи:

— образовательные: углубить и расширить знания обучающихся о полезных ископаемых, их происхождении, разнообразии, свойствах, практическом применении;

— формировать у обучающихся умения привести примеры использования полезных ископаемых человеком.

— коррекционно-развивающие: совершенствовать учебные умения и навыки; умение делать выводы и обобщения; развивать самостоятельность в работе; способствовать развитию познавательного интереса к природе;

— воспитательные: формировать экологическое сознание школьников на примере рационального использования полезных ископаемых; воспитывать чувство гордости за страну и край, столь богатые полезными ископаемыми.

Оборудование: образцы полезных ископаемых, карточки с заданиями, иллюстрации и фотографии горных пород, учебная презентация.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Начнем урок с географической разминки:

1) Какую планету мы изучаем? (Земля)

2) Уменьшенная модель Земного шара (глобус)

3) Вокруг какой звезды вращается наша планета? (Солнце)

4) Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы? (на ней есть жизнь)

5) Какие оболочки Земли мы знаем? (воздушная — атмосфера, водная — гидросфера, твердая — литосфера)

6) Какие виды поверхности суши мы знаем? (равнины, горы)

7) Что мы называем равниной? (ровная поверхность местности)

8) Как мы называем самые высокие участки земной поверхности? (горы)

9) Цвет, которым обозначают на карте равнины? (зелёным)

10) Цвет, которым на карте обозначаются горы (коричневый)

11) Что мы называем почвой? (верхний слой земли, на котором растут растения)

12) Откуда берутся в почве питательные вещества? (от сгнивших остатков растений и животных: перегной).

13) Плодородие почвы? -это способность давать хороший урожай.

14) Скажите, а надо ли защищать почву от загрязнения и разрушения? (для того чтобы почва была плодородной, её надо удобрять и защищать от загрязнения)

3. Подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Сегодня мы продолжаем изучать нашу планету Земля, познакомимся с полезными ископаемыми, свойствами полезных ископаемых и их применением человеком в хозяйстве.

К концу урока мы должны будем найти ответы на следующие вопросы:

1. Что такое полезные ископаемые?

2. Почему они ископаемые?

3. Почему они полезные?

4. Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?

По ходу урока мы будем знакомиться с некоторыми видами полезных ископаемых их названием.

-Знаешь ли ты, из чего сделаны кирпичи и посуда?

— Где строители берут материалы для построек — песок, глину, камни?

4. Усвоение новых знаний.

Чтобы построить различные здания — жилые дома, фабрики, заводы, больницы и многое другое, нужны строительные материалы. На стройках используют кирпичи, гранит, известняк. Гранит и известняк добывают в природе, а кирпичи делают на специальных заводах.

Для работы предприятий, отопления жилых домов, для того чтобы летали самолёты и ездили автомобили, необходимо топливо. Его получают из угля, торфа, нефти, газа.

Для того чтобы изготовить самолёты, машины, рельсы для железной дороги и даже самые простые ножницы, которыми ты режешь бумагу, необходимы металлы. Их получают из алюминиевых и железных руд, которые тоже добывают в природе.

Гранит, известняк, глина, песок, уголь, нефть, газ, торф, алюминиевые и железные руды добываются из земли и называются полезными ископаемыми. Они являются частью неживой природы. Просмотр образцов полезных ископаемых.

Полезные ископаемые создавались и накапливались природой на протяжении миллионов лет. Полезные ископаемые возникли из остатков растений и мелких животных, в результате извержения вулканов, при разрушении гор. Места скопления полезных ископаемых в земле называются месторождениями.

Полезные ископаемые могут залегать как на большой глубине, так и у поверхности земли. Если полезные ископаемые находятся у поверхности земли, то их добывают с помощью мощных машин — экскаваторов. Это открытый способ добычи полезных ископаемых. Чтобы добыть полезные ископаемые, хранящиеся глубоко под землёй, люди роют шахты или бурят скважины (узкие колодцы).

Полезные ископаемые могут отличаться друг от друга по своим свойствам. Некоторые из них блестят, другие не имеют блеска. Одни полезные ископаемые твёрдые, другие — жидкие или газообразные (газ).

Заполним схему:

строительные

жидкие

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

топливные

газообразные

рудные

Полезные ископаемые, которые горят, называют горючими. Люди используют их как топливо.

К негорючим полезным ископаемым относятся руды. Из них получают металлы, которые используют для изготовления станков, машин и других металлических изделий.

Каждый год люди добывают большое количество полезных ископаемых. Для того чтобы их запас восстановился, должно пройти много тысяч лет. Поэтому учёные создают новые вещества, заменяющие полезные ископаемые (например, пластмассу).

В качестве топлива человек научился использовать силу ветра, рек и солнечную энергию. Для того чтобы сохранить металлические руды и другие полезные ископаемые, люди перерабатывают металлолом.

Посмотрите на физическую карту России. Месторождения полезных ископаемых на карте обозначаются специальными знаками: то есть это то место, где есть залежи этого полезного ископаемого.

— Какие полезные ископаемые добываются в нашем крае? (Добыча угля открытым способом. В с Пушкино добывают уголь. В с. Лесопильное — глину.)

5. ФИЗМИНУТКА «Диктант в ладоши».

Дети складывают руки как для аплодисментов. Учитель дает задание, например, «диктую название полезных ископаемых, вы должны хлопнуть в ладоши 1 раз только тогда, когда я назову горючие, 2 раза строительные, 3 раза п.и., из которых получают металлы.

6. Закрепление

Наша планета Земля дарит своим жителям не только воду и воздух, но и полезные ископаемые. Это ещё одно богатство Земли. (Нефть, газ, каменный уголь, торф, известняк (мел), песок, глина — это полезные ископаемые. Они добываются из-под земли. Из полезных ископаемых изготавливают строительные материалы, топливо, металлические изделия.)

  • Что такое полезные ископаемые? Почему они так называются?

  • Какие полезные ископаемые ты знаешь?

  • Для чего людям нужны полезные ископаемые?

  • Какие свойства полезных ископаемых тебе известны?

  • Какие способы добычи полезных ископаемых ты знаешь?

  • Как используют собранный металлолом?

  • Что такое месторождение? Из каких слов образовалось это слово?

  • Почему полезные ископаемые относятся к неживой природе? (……, а живая природа — это то что дышит, питается, размножается)

— Так мы ответили на вопросы, которые поставили в начале урока? :

1. Что такое полезные ископаемые? Природные горные породы.

2. Почему они ископаемые? Добываются и из недр Земли.

3. Почему они полезные? Они полезные потому, что человек их использует в хозяйстве.

7. Рефлексия.

Рефлексивное обсуждение. Беседа о полезных ископаемых.

— Что вам было уже известно?

— А какая информация оказалась для вас новой?

— О чем бы вы хотели узнать больше?

8. Итог

— Какую тему сегодня изучали?

— Что такое полезные ископаемые?

— Почему они ископаемые?

— Почему они полезные?

— Какой из этапов работы вам понравился больше всего?

— Может ли человек прожить без полезных ископаемых?

— Могут ли полезные ископаемые иссякнуть?

— Что должны делать люди, чтобы этого не произошло?

Ребята, вы сегодня очень хорошо работали, возможно, остались какие — то вопросы у вас, это дает нам возможность продолжить наши исследования и постараться найти ответы на все ваши вопросы на других уроках.

9. Домашнее задание

учебник стр. 24-27

Источник

Цели урока: познакомить детей с полезными ископаемыми, их свойствами и применением.

— сформируют понятие «полезные ископаемые», освоят знания о свойствах полезных ископаемых, их применении и способах добычи.

— сформируют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;

— расширят кругозор.

Оборудование: Окружающий мир: 3 класс, 2 часть, А.А. Плешаков. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация, образцы полезных ископаемых.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

Учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организационный момент
Словесный: слово учителя

1 мин

Сейчас у нас урок окружающего мира. Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, линейка, карандаш, ручка.

Сейчас сядут те, кто готов к уроку и хочет научиться новому.

Приветствовать учителя

Проверять готовность к уроку

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Актуализация знаний

Словесный:Ответы на вопросы

3 мин

— Ребята, давайте вспомним, какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке? (Экономика).

— Что же такое экономика? (экос по-гречески значит «дом», номос- «закон».

Экономика-наука о рациональном ведении хозяйства).

— Какая главная задача экономики? (удовлетворение разных потребностей людей).

— Что называется потребностями? (все, что требуется людям для жизни).

— Что нужно для удовлетворения потребностей людей? (товары и услуги).

— Что такое товары? (Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности).

— Приведите примеры товаров(продукты питания, одежда…).

— Что такое услуги? (Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей).

— Приведите примеры услуг (стрижка в парикмахерской).

Отвечать на вопросы

Регулятивные: осуществлять само- и взаимоконтроль учебной деятельности.

Постановка учебной задачи
Словесный: ответы на вопросы.

3 мин

-Из чего изготовляют автомобили , самолеты , поезда?(из стали, металла)

-Вот построили автомобили,самолеты,поезда, только они сами не поедут и не полетят.Что же еще нужно для них?(бензин,горючее)

-Из чего делается горючее?(из нефти)

-Записываю на доске:сталь, нефть.

-Ребята дополните запись на доске.(соль, гранит, каменный уголь и т.д.)

-Ребята как мы можем все это назвать?(полезные ископаемые)

Как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока?

-Какие цели мы с вами поставим?

Размышлять над темой урока и учебной деятельностью

Ставить перед собой цель урока

Коммуникативные: выражение своих мыслей с  полнотой и точностью.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы

Практический: выполнение упражнений, заполнение таблицы

Практический: физические упражнения

32 мин

3 мин

— Ребята, а вы знаете что такое полезные ископаемые?

Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве. Большинство из них твердые. Нефть- жидкое полезное ископаемое, природный газ – газообразное.

Какие еще полезные ископаемые вы знаете?

Хорошо, давайте прочитаем информацию о том, как добывают полезные ископаемые. Читаем по одному абзацу, затем вам нужно будет ответить на вопросы по тексту. (Что такое месторождение? Кто такие геологи? Где добывают полезные ископаемые?)

Открываем рабочие тетради на странице 28. Задание №2. Для начала заполните таблицу. Вам нужно записать название и свойства полезного ископаемого. Затем подумайте, где применяется это полезное ископаемое.

Отлично! Сейчас откройте ваши учебники на странице 47. Я раздам карточку на пару. Вам нужно заполнить пропуски. В первой колонке — полезные ископаемые, во второй- что из них изготавливают.

Подведение итогов.

Физминутка

Ребята, а сейчас давайте немного подвигаемся под музыку, вставайте и повторяйте движения за мной.

Слушать учителя

Отвечать на вопросы

Работать в группе и паре

Выполнять задания

Пользоваться учебной литературой при возникновении затруднения

Усваивать новую информацию

Анализировать текст с целью ответов на вопросы

Выполнять физические упражнения

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Личностные: установка на ЗОЖ.

Д. з. Словесный: слово учителя

1 мин

Ребята, сейчас откройте ваши дневники и запишите домашнее задание: рабочая тетрадь, стр. 30, № 4,5; пересказ.

Записывать домашнее задание

Итог урока. Рефлексия. Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.

2 мин

Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке? Какую цель перед собой поставили? Достигли ли мы цели урока? Ответы на вопросы. Что было сложное в работе? С чем справились легко? Что получилось? Не получилось? Что вам понравилось?

Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок.

Подводить итог урока

Отвечать на вопросы

Оценивать свои достижения

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные: самооценка.

Источник

Тема: Полезные ископаемые.

Учебный предмет: окружающий мир

Ф.И.О. учителя: Жубатова Гульнара Советовна

Класс: 3 б

УМК:«Школа России»

Автор программы учебника: А.А. Плешаков, 2013г., стр. 46 -50

Место урока в образовательном процессе: данный урок включён в раздел учебника « Чему учит экономика»

Оборудование:

1.Учебник: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас», 2 класс, часть 2, М., Просвещение, 2013г.

2. А. А. Плешаков Окружающий мир. Рабочая тетрадь,2 класс, часть 2.

3.Атлас-определитель: “От Земли до неба”.

4.коллекция полезных ископаемых; план описания полезного ископаемого;

3.Мультимедийный проектор, компьютер, экран.

5.Карточки для работы в группе, парах.

6.Оценочный лист ( оценивали свою работу в группе)

Технологическая карта урока

Образовательная: познакомить учащихся с  полезными ископаемыми, определить их свойства, применение и способы добычи.

Развивающая: развивать мышление, память, внимание, устную речь, анализировать, привитие интереса к предмету.

Воспитывающая: воспитание ответственности за результат своего труда; интереса к предмету, учебной деятельности; воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Основные термины и понятия

Полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта, скважина.

Личностные результаты

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Предметные результаты

учащиеся научатся различать важнейшие полезные ископаемые; получат возможность познакомиться со способами добычи полезных ископаемых, с необходимостью бережного и экономного использования полезных ископаемых.

Метапредметные результаты

Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике.

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Регулятивные: Осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению.

Планировать свои действия. Контролировать и оценивать свою работу.

Коммуникативные: сотрудничают, проявляя активность во взаимодействии для решения познавательных задач; координируют и принимают позицию партнёра взаимодействии, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: формировать умение общаться, как умение говорить и слушать. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Методы:

словесный, практический, поисковый.

Формы работы:

Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Применяемые технологии:

групповая, проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая, технология оценки образовательных достижений. 

Этапы

урока

Содержание урока, деятельность учителя

Деятельность

учеников

1.Организационный этап

Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке.

Формируемые УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность.

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Все ль у вас, друзья, в порядке?
Есть учебники, тетрадки?
Настроенье каково? Во!

Значит, будем начинать
Мир чудесный открывать
Для себя и для друзей
К новым знаниям скорей!

– А теперь улыбнитесь нашим гостям, своим друзьям. Садитесь.

Проверяют готовность уроку, слушают учителя, желая хорошего настроения.

2 этап: Актуализация знаний.

(беседа на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке цели урока)

Цель этапа: подготовить детей к изучению нового материала через повторение пройденного.

Формируемые УУД: овладение действием обобщения, построение рассуждений.

— Посмотрите на слайд 1. Что вы видите?

(планету Земля).

— Богата и разнообразна природа нашей Земли. Слайд 2,3. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко. Сегодня вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств.

– Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте отгадаем загадку?

Путь его тяжёл и долог, Ищет залежи…

Правильно!

А знаете ли вы кто такие геологи?

Слайд 4(Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их).

– И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь!

– Прежде, чем отправиться за природными богатствами, геологам надо провести предварительные изыскания.

Но чтобы сделать эти открытия, нам необходимо вспомнить.

— Какой раздел из курса окружающего мира мы начали изучать?

— Расскажите, что составляет основу экономики?

— От чего зависит успех труда в экономике?

— О какой основе экономики идет речь, без него невозможно производство товаров и услуг? 

— Что относится к природным богатствам? 

— Молодцы ребята, вы правильно ответили на все вопросы, а это значит, что прошлую тему вы хорошо усвоили!

Сегодня мы поработаем только с одной частью нашего кластера: с природными богатствами.

Слушают текст, отвечают на поставленные вопросы.

Геолог

Предположение детей.

2- 3 ученика выполняют тест.

« Экономика»

(Природные богатства, труд.)

(От здоровья и образования )

(Без природных богатств).

(воздух, вода, полезные ископаемые, почва, животные, растения.)

3 этап: Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи. Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока.

Формируемые УУД: умение осознавать и формулировать цель с помощью учителя.

Мы постараемся расширить знания об этих богатствах.

— А каких именно вы определите сами, отгадав загадки.

1. Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже .Слайд 5

2.Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. Слайд 6

3. На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спички. Слайд 7

Дети отгадывают загадки.

Песок

Глина

Природный газ

— Как можно назвать все отгадки одним словосочетанием?

-Как вы думаете о чем, мы будем говорить сегодня на уроке?

-Сформулируйте тему.

Открывает название темы на слайде 8

Ребята, давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока.

— Как вы думаете, что мы можем узнать о полезных ископаемых?

1. Что такое ….

2. Какие ….

3. Как люди ….

4.Как их

5. Как нужно …

Выдвигают свои предположения.

Полезные ископаемые.

Самостоятельно формулируют тему урока («Полезные ископаемые») и его цель.

Ставят цель в виде плана вопросов, на которые нужно найти ответ в процессе деятельности.

1.Что такое « Полезные ископаемые»?

2. Какие полезные ископаемые бывают?

3. Как люди используют полезные ископаемые?

4. Как их добывают?

5.Как нужно относиться к полезным ископаемым?

4 этап: Открытие новых знаний (решение учебной задачи)

Цель этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождения путей её решения.

Формируемые УУД: научатся различать важнейшие полезные ископаемые; познакомиться со способами добычи полезных ископаемых, с необходимостью бережного и экономного использования полезных ископаемых.

— В мире существует много полезных ископаемых и их залежи безмерно велики.

Задавались ли вы вопросом, что такое «полезные ископаемые»?

Ребята, из каких двух слов состоит наша тема?

— Как вы понимаете слова «полезные» и «ископаемые»? Слайд 9

Как вы думаете , от какого слова произошло слово

« ископаемые»?

— А почему они полезные?

-Полезные для кого?

— Молодцы.

— Как вы думаете?

-Что такое полезные ископаемые?

Затрудняетесь ответить?

Проверим наши предположения.

Прочитаем по учебнику вводную статью «Полезные ископаемые» (стр. 46).

Полезные ископаемые – это…. Слайд 10

— Молодцы! Вы успешно справились с заданием. Но вы должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей работе и проведем физкультминутку.

Отвечают на поставленные вопросы.

Исследуют значение слов

«полезные» и «ископаемые».

Варианты детей

( От слова « копать», доставать, извлекать.) или то что выкопали.

(Приносят пользу человеку, необходимые , нужные.)

Читают водную статью в учебнике.

Богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.

Физкультминутка

Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой).

– Отдохнули?

– Продолжим работу.

Повторяют движения за учителем. Соотносят свои действия с действиями учителя.

1.Практическая работа

Работа в группах поискового характерас раздаточными коллекциями полезных ископаемых по изучению их свойств.

2. Обмен информацией (представитель группы у доски)

В мире существует много разных видов полезных ископаемых.

Сейчас я предлагаю вам познакомится поближе с некоторыми полезными ископаемыми.

— Каждое полезное ископаемое обладает свойством.

Сейчас вы займетесь изучением свойств полезных ископаемых.

Вы будете работать в группах и проводить исследовательскую работу.

— На столах лежит образец полезного ископаемого

(у каждой группы свой образец) .

Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое и определить его название с помощью учебника, изучить, перечислить его свойства. Поможет вам в этом учебник с .46- 47 , атлас-определитель

«От земли до неба», карточка – помогайка.

Результаты исследования будете заносить в таблицу. Даю время на исследование и запись результатов 4-5 минут. По моему сигналу работу прекращаем. Если ответ готов раньше, поднимаете руку.

Учитель контролирует и направляет работу групп.

Проверка.

— У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ, по завершению исследования, будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….” Мы расскажем о…..

Заслушиваются ответы представителей от каждой группы

-железная руда (слайд 12)

Из железной руды выплавляют металлы, делают станки, рельсы, автомобили, части самолетов, тракторы, трубы.

Учитель дополняет ответы о каждом полезном ископаемом.)

Знакомятся с условными знаками обозначающими месторождения на карте.

Ребята у каждого полезного ископаемого есть свой условный знак обозначающий его месторождение на карте.

hello_html_301fa428.png— гранит ( слайд 13)

Гранит очень крепок и поэтому широко применяется при строительстве мостов, зданий, дорог, памятников.

hello_html_51c3d52e.png-известняк ( слайд 14 )

Применяется в строительстве: для приготовления строительных растворов, для побелки помещений, для облицовки зданий, при отделке тротуаров.

нефть (слайд 15)

Нефть — черного цвета, жидкое полезное ископаемое. Ее называют «черным золотом». Из нефти получают жидкое топливо (бензин, керосин), машинное масло, краски, лаки, пластмассы, волокна для изготовления тканей.

каменный уголь (слайд 16)

Углем отапливают жилье, из каменноугольной смолы получают лекарство.

Главное свойство каменного угля — хорошо горит, выделяя много тепла.

О каких полезных ископаемых  мы узнали?

В каком состоянии бывают полезные ископаемые ?

глина — твердое

известняк

нефть – жидкое

гранит

железная руда

каменный уголь

природный газ – газообразное слайд 17

Для чего используют полезные ископаемые?

-Какие группы полезных ископаемых по их применению можно выделить? Слайд 18

-Молодцы, хорошо справились с заданиями.

Какой из полезных ископаемых самый важный? Почему?

Ребят, как должен человек использовать полезные ископаемые, чтобы они не исчезли?

Сейчас ребята будете оценивать свою работу в группе.

Заполните оценочные листы.

— Кто хочет поделиться своими достижениями?

Молодцы.

Слушают учителя.

Принимают инструкцию педагога о ходе исследовательской

работы.

Класс делится на 5 групп.

Вспоминают правила поведение в группе. слайд 11.

Дети определяют свои роли в группе.

Карточка-помогайка.

1. Название полезного ископаемого.

2. Состояние (твердое или жидкое)

3. Цвет

4. Где используют — это полезное ископаемое.

Каждой группе дается полезное ископаемое:

1-я группа – железная руда

2- группа – гранит

3- я группа – известняк

4 –группа – нефть

5 группа — каменный уголь

Выполняют самостоятельную работу в группе — исследуют полезное ископаемое с помощью карточки, учебника и атласа – определителя.

Каждая группа представляет свои наблюдения.

При ответах групп познакомить учащихся с условными знаками обозначающими месторождения на карте.

знакомятся с условными знаками.

Слушают вопросы учителя.

(Дети перечисляют)

Классифицируют полезные ископаемые по их состоянию (жидкие, твёрдые, газообразные).

Классифицируют полезные ископаемые по их применению (строительство, топливо, металлургия).

Полезные ископаемые нужны все.

Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)

Учащиеся заполняют оценочные листы

(оценочный лист содержит критерии оценивания личностных и метапредметных умений)

С каждой группы по одному ученику.

У: Активно работал в группе, выслушивал мнение всех участников группы, смог бы представить результаты работы перед классом.

3.Знакомство со способами добычи полезных ископаемых.

4.Работа по карточкам ( в парах).

Продолжаем работу. Нам предстоит еще многое узнать.

— Итак, мы теперь знаем свойства некоторых полезных ископаемых, знаем где их используют.

Что еще мы можем узнать ?

– Как добывают полезные ископаемые?

— Сейчас ребята вы будете геологами – разведчиками. Вы отправляетесь на разведку и через несколько минут расскажите нам о способах добычи полезных ископаемых.

В этом вам поможет учебник с. 48.

— Как называются места, где залегают полезные ископаемые?

— С какими способами добывания полезных ископаемых вы познакомились? слайд 19,20,21

Карточки на доске способы добычи.

Как вы думаете, какой способ добычи более опасен? Почему?

– Люди какой профессии выполняют эту трудную и опасную работу? (Шахтёры.)

Ребята, Мудрая Черепаха приготовила для нас задание. Слова были разделены на 3 группы, но Муравьишка – Вопросик их нечаянно перепутал.

— Ваша задача разделить полезные ископаемые 3 группы.

Какие добывают на шахте, карьерах, из скважин?

Оцениваем работу пар.

Поднимите руки у какой пары получилось все правильно.

— Замечательно справились с заданием.

Как вы думаете, в нашей области есть месторождения полезных ископаемых?

– Какими полезными ископаемыми богата наша Оренбургская область?

Природный газ, нефть, асбест и т.д

Показывает на карте , какие полезные ископаемые добываются в Оренбургской области)слайд 22

Слушают учителя.

Чтение фрагмента текста учебника (с. 48).

Месторождения – это места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые.

Ответы учеников.

Открытый и закрытый.

(карьер, шахта ,скважина или буровые установки.)

В шахте может произойти обвал

Шахтеры.

в шахте – уголь, руду;

в карьере — гранит, известняк;

в скважине – нефть, природный газ.

Ответы детей.

Знакомятся с картой полезных ископаемых Оренбургской области.

5этап: Закрепление.

Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи.

Формируемые УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, обобщение и закрепление полученных.

– А теперь, геологи, вы отправляетесь в самостоятельный поиск.

– Возьмите на столе карточку для самостоятельной работы.

ЗАДАНИЕ: Соедините стрелками полезные ископаемые и соответствующие им свойства.

гранит черный, хрупкий

каменный уголь зернистый,прочный

известняк черная,твердая

железная руда белый,твердый

– Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание.  А теперь переверните листики. Нарисуйте звездочку и закрасьте красным цветом, если вы выполнили работу верно, синим – если допустили ошибки.

– Поднимите карточки, посмотрим, как вы справились с этим заданием.

Продолжаем самостоятельную работу тетради.

Откройте рабочие тетради на печатной основе на стр. 30 № 5. Соедините стрелками на каких фотографиях изображены карьер, шахта, буровая установка и ли скважина.

Проверьте работу с соседом по парте.

Выборочное оценивание учителя.

Поднимите руки. Кто выполнил задание верно.

Самостоятельная работа.

(Самопроверка по мультимедийному проекту) слайд 23

Поднимают карточки.

Самостоятельно выполняют задания в рабочих тетрадях.

Проверяют задание, выполненное соседом по парте.

Оценивают его работу.

6 этап: Подведение итогов урока.

Цель этапа: проверка достижений собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

Формируемые УУД: умение излагать своё мнение, закрепление положительной мотивации на учебную деятельность.

7этап: Рефлексия.

8 этап: Домашнее задание

— Ребята, подведем итог урока.

-Нашли ли мы ответы на вопросы, которые ставили в начале урока?

-Достигли ли мы цели урока?

С какими полезными мы познакомились?

Кто изучает полезные ископаемые, отыскивает их месторождения.

Вот ребят наш урок заканчивается.

Но пусть в вашей памяти останется наш урок, с трудными задачами с которыми вы прекрасно справились.

– На память о нашем уроке я хочу вручить вам удостоверение «Юных геологов».

Ребята выразим свое отношение к уроку.

«Гору самоцветов » слайд 24

зеленый кружок — очень понравилось,

розовый кружок – понравилось, но не все понятно,

желтый кружок – не понравилось

Учебник: с.46-50, рабочая тетрадь с. 30 № 4.Подготовить сообщение о полезном ископаемом. слайд 25

Отвечают на вопросы учителя, доказывают свое мнение.

Дети на доске выстраивают гору

«Гору самоцветов »

Записывают дом. задание в дневник.

Источник