Снижение налога на добычу полезных ископаемых

Снижение налога на добычу полезных ископаемых thumbnail

Налог на добычу полезных ископаемых — льготы по нему определены в положениях НК РФ — можно в установленных законом случаях не уплачивать либо существенно снижать. Рассмотрим особенности соответствующих механизмов снижения платежной нагрузки на хозсубъект, добывающий полезные ископаемые, подробнее.

Какие льготы установлены для плательщиков НДПИ

Льготы по НДПИ: когда можно не платить налог

Льготы по НДПИ: нулевая ставка

Льготы по НДПИ: вычеты

Итоги

Какие льготы установлены для плательщиков НДПИ

Под льготами для плательщиков НДПИ правомерно понимать:

  • возможность не уплачивать соответствующий налог в принципе;
  • возможность пользоваться нулевой ставкой по НДПИ;
  • возможность использовать вычеты по соответствующему налогу.

Рассмотрим подробно сущность каждой из отмеченных преференций, позволяющих снизить сумму налога к уплате.

О сроках, установленных для оплаты НДПИ читайте в материале «Сроки уплаты налога на добычу полезных ископаемых».

Льготы по НДПИ: когда можно не платить налог

НДПИ может не уплачиваться в установленных законом случаях:

1. Если добываемое сырье или минерал не могут быть отнесены к объектам налогообложения (перечень ископаемых, которые не считаются объектами налогообложения по НДПИ, зафиксирован в п. 2 ст. 336 НК РФ).

2. Индивидуальными предпринимателями. Это возможно в случае, если одновременно соблюдаются следующие 2 критерия:

  • ископаемое добывается для личных нужд ИП — то есть без дальнейшей переработки в производстве или перепродажи;
  • ископаемое относится к категории общераспространенных.

Перечень общераспространенных ископаемых зафиксирован в рекомендациях, которые утверждены распоряжением МПР России от 07.02.2003 № 47-р. К таким ископаемым относятся, в частности, обычный песок, ПГС (п. 2.2 рекомендаций).

3. Любыми хозяйствующими субъектами, если осуществляется извлечение полезных ископаемых, которые залегают над недрами — то есть в почвенном слое (преамбула к Закону «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-I). Это возможно, например, если хозяйствующий субъект — строительная фирма и в ходе работ она извлекает песок из почвы в котловане.

Критерии определения глубины почвенного слоя не зафиксированы в федеральном законодательстве РФ. Но во многих региональных правовых актах есть норма, по которой хозяйствующий субъект, извлекающий полезные ископаемые из земли в пределах глубины 5 метров, не должен оформлять лицензию на их добычу и становиться, таким образом, субъектом уплаты НДПИ. В свою очередь, если ископаемые извлекаются с большей глубины — лицензия нужна (например, ст. 15 закона Нижегородской области «О недропользовании» от 03.11.2010 № 169-3).

Собственно, факт наличия лицензии у ИП или юрлица на добычу полезных ископаемых — единственный критерий установления у того или иного лица статуса плательщика НДПИ (письмо Минфина РФ от 08.10.2013 № 03-06-05-01/41901).

В свою очередь, добыча ископаемых без лицензии штрафуется на основании положений п. 1 ст. 7.3 КоАП РФ. Кроме того, вред, нанесенный природе, должен быть компенсирован (ст. 51 закона «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-I).

Льготы по НДПИ: нулевая ставка

Существует достаточно широкий спектр полезных ископаемых, при добыче которых нет необходимости уплачивать НДПИ по причине того, что для них установлена нулевая ставка.

Основной перечень данных ископаемых зафиксирован в п. 1 ст. 342 НК РФ. К таковым относятся, в частности:

  • любые ископаемые в части нормативных потерь;
  • попутный газ;
  • любые ископаемые, добытые на месторождениях с некондиционными запасами,
  • сверхвязкая нефть;
  • природный газ, газовый конденсат, добываемые на полуостровах Ямал, Гыданский и используемые в целях производства сжиженного газа (при соответствии объемов и сроков добычи критериям, которые зафиксированы в подп. 18 и 19 п. 1 ст. 342 НК РФ);
  • нефть и газ, добытые на залежах, которые расположены на принадлежащих России участках Каспийского моря (представленных внутренними видами РФ, территориальным морем, континентальным шельфом РФ, российской частью дна) при условии, что данные залежи соответствуют характеристикам, определенным в подп. 20 п. 1 ст. 342 НК РФ;
  • нефть, которая добывается из скважин, которые соответствуют критериям, зафиксированным в подп. 21 п. 1 ст. 342 НК РФ;
  • прочие случаи, зафиксированные в п. 1 ст. 342 НК РФ.

Если рассматривать примеры иных оснований для применения нулевой ставки — можно обратить внимание на формулировку, приведенную в подп. 11 п. 2 ст. 342 НК РФ: налоговая ставка 35 руб. за 1 000 куб. м при добыче природного газа принимается равной нулю, если сумма определенного показателя, характеризующего расходы на транспортировку газа и вычисляемого по отдельно приведенной методике, с произведением трех сомножителей — ставки для газа, базового значения единицы условного топлива, а также коэффициента сложности добычи газа, будет меньше 0.

О том, как взаимосвязаны тип полезного ископаемого и вид применяемой к нему ставки, читайте в статье «Налоговые ставки НДПИ в 2017 году».

Льготы по НДПИ: вычеты

Исчисленная сумма НДПИ может быть уменьшена налогоплательщиком по основаниям, которые отражены в ст. 343.1, 343.2 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 343.1 НК РФ налогоплательщики, добывающие уголь, могут уменьшить НДПИ на расходы, которые имеют отношение к обеспечению безопасности труда. При этом вместо данной льготы (при ее неприменении) налогоплательщик может включить соответствующие расходы в те издержки, которые учитываются при расчете базы по налогу на прибыль.

В соответствии с п. 3 ст. 343.2 НК РФ налогоплательщики, добывающие нефть в Татарстане и Башкортостане, вправе рассчитывать на особые льготы, установленные для черного золота. Так, если нефтяная компания осуществляет добычу углеводородов в Татарстане по лицензии, выданной до 01.07.2011, а также при условии, что начальные запасы нефти по месторождению составляют 200 млн тонн и более на 01.01.2011, применяется вычет, исчисляемый в миллионах рублей по формуле, определенной в п. 3 ст. 343.2 НК РФ.

Вычет может быть применен в рамках налогового периода с 01.01.2012 по 31.12.2018.

Кроме того, плательщик НДПИ может применить еще один вычет — в виде уменьшения налогооблагаемой базы (определяемой исходя из стоимости ископаемого) по ископаемому, которое реализуется на рынке, на расходы, связанные с доставкой соответствующего продукта потребителю. Порядок применения данного вычета регламентирован ст. 340 НК РФ.

Итоги

К числу льгот по НДПИ относится возможность:

  • не платить данный налог в принципе;
  • пользоваться нулевой ставкой по нему;
  • применять вычеты.

При этом основания для неуплаты НДПИ, определенные для ИП и юрлиц, в ряде случаев различаются.

Источник

Почему льгота исчерпала себя

Льгота вводилась исключительно для компенсации расходов компаний и не создает стимулов для поиска и разведки новых месторождений, указал Минфин в обзоре бюджетных расходов. «Цель предоставления льготы уже достигнута, сейчас целесообразно ее отменить», — сказал РБК представитель министерства.

По данным Минфина, сейчас этой преференцией пользуются лишь три налогоплательщика [названия компаний не раскрываются], и около 99% выпадающих доходов бюджета приходится на льготу при добыче нефти. В 2018 году льгота была предоставлена всего для 11 участков (лицензий), а объем выпадающих доходов бюджета превысил 1 млрд руб.

С применением пониженной ставки налога было добыто всего 509 тыс. т нефти в 2018 году. Это около 0,1% добычи в стране, прокомментировала РБК директор по консалтингу в сфере госрегулирования ТЭК VYGON Consulting Дарья Козлова. Воспользоваться льготой смогли немногие, в основном совместные предприятия, созданные в 1990-х, пояснила эксперт. «На практике возникло много споров и судебных разбирательств о том, что считать разведкой месторождений за счет собственных средств», — сообщила Козлова.

Общий объем налоговых льгот только при добыче нефти Минфин предварительно оценивал в 1,6 трлн руб. за 2019 год. К 2033 году они достигнут астрономических 2,3 трлн руб., а доля льготируемой добычи нефти в России практически удвоится и составит 90%, сообщил директор налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов.

Прецедентная отмена

«Тем не менее отмена действующей льготы — это прецедент, такого еще не было», — указала Козлова. — Сейчас идет процесс инвентаризации налоговых льгот, и логичнее было бы оценить эффективность и востребованность пониженной ставки НДПИ в рамках инвентаризации, а не отдельно ее отменять».

Сейчас завершен первый этап инвентаризации запасов нефти и оценки льгот, рассказал ранее РБК министр энергетики Александр Новак. Общие запасы включенных в инвентаризацию месторождений Роснедра оценили в 17,2 млрд т, а рентабельными для добычи — менее чем в 70% этих запасов.

Сформировать критерии предоставления льгот планируется на втором этапе. «Раньше льготы предоставлялись дискретно, точечно, а сейчас мы хотим систематизировать эту работу. Мы хотим оцифровать всю нефтянку, компании говорят, что это можно сделать за два-три года», — пояснил Новак.

Доля рентабельных запасов в 62% говорит о значительном объеме запасов, в добыче которых будут заинтересованы компании, подчеркнул Сазанов в интервью «Коммерсанту». «В этом случае просить какие-то дополнительные льготы по меньшей мере преждевременно. Мы можем в принципе в ближайшие пять лет ничего не менять», — уверен директор налогового департамента Минфина.

Отмена льготы на разведку месторождений за свой счет — чувствительный, но не острый вопрос для бизнеса, прокомментировал РБК заместитель гендиректора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев. «Норма действительно в какой-то мере устарела — появление этой льготы было частью реформы налогообложения еще 2001–2002 годов, тогда как большинство действующих льгот по НДПИ появились после 2007 года», — отметил эксперт. «В условиях новой реформы отказ от подобных норм вполне ожидаем. Но это не делает менее актуальной необходимость налогового стимулирования разведки нефти, прежде всего путем вычета из налога на прибыль», — пояснил Белогорьев.

Представители Минэнерго и ЛУКОЙЛа отказались прокомментировать РБК планы по отмене льготы. НОВАТЭК не пользуется этой преференцией, сообщила РБК пресс-служба компании. Другие крупнейшие добывающие компании «Газпром», «Роснефть» «Сургутнефтегаз», «Татнефть» и «РуссНефть» не ответили на запросы РБК.

Источник

Федеральная налоговая служба в письме от 14.03.2013 № ЕД-4-3/4306@ разъяснила порядок уменьшения суммы налога на добычу полезных ископаемых на сумму расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля.

Согласно пункту 1 статьи 343.1 Кодекса, налогоплательщики по своему выбору могут уменьшить сумму налога на добычу полезных ископаемых (далее — НДПИ), исчисленную за налоговый период при добыче угля на участке недр, на сумму экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов, осуществленных (понесенных) налогоплательщиком в налоговом периоде и связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля на данном участке недр (налоговый вычет), в порядке, установленном статьей 343.1 Кодекса, либо учесть указанные расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса.

При этом порядок признания расходов, указанных в рассматриваемом пункте статьи 343.1 Кодекса, должен быть отражен в учетной политике для целей налогообложения с учетом утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 № 455 Перечня видов расходов связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, принимаемых к вычету из суммы НДПИ (далее — Перечень расходов). Изменение указанного порядка допускается не чаще одного раза в пять лет.

Таким образом, согласно вышеизложенному, налогоплательщик может по своему выбору либо уменьшить начисленную по добытому углю сумму НДПИ на расходы, связанные с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля (налоговый вычет), либо учесть эти расходы при исчислении налога на прибыль. Выбранный налогоплательщиком порядок признания данных расходов в обязательном порядке отражается в учётной политике.

Учёт расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, при исчислении налога на прибыль осуществляется в соответствии с порядком такого учета, установленным и регулируемым нормами главы 25 Кодекса.

В силу положений пункта 4 статьи 343 и статьи 343.1 Кодекса налогоплательщик вправе установить в учетной политике перечень видов расходов (предусмотренных в вышеназванном Перечне расходов), отдельно по каждому конкретному участку недр.

После закрепления в учетной политике налогоплательщика тех или иных видов расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, их совокупность в соответствии с положениями статьи 343.1 Кодекса признается налоговым вычетом.

Пунктом 5 статьи 343.1 Кодекса установлено, что в налоговый вычет включаются следующие виды расходов, осуществленных (понесенных) налогоплательщиком и связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля.

1) материальные расходы налогоплательщика, определяемые в порядке, предусмотренном главой 25 Кодекса;
2) расходы налогоплательщика на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества;
3) расходы, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств.

Открытый перечень материальных расходов, возможных для включения в предусмотренный учетной политикой налогоплательщика перечень расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля и принимаемых к вычету из суммы НДПИ, установлен пунктом 1 статьи 254 Кодекса.

В частности, подпунктом 3 пункта 1 статьи 254 Кодекса к материальным расходам отнесены затраты налогоплательщика на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющегося амортизируемым имуществом. Стоимость перечисленного имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

В соответствии с пунктом 2 статьи 272 Кодекса датой осуществления материальных расходов признается:

дата передачи в производство сырья и материалов — в части сырья и материалов, приходящихся на произведенные товары (работы, услуги);

дата подписания налогоплательщиком акта приема-передачи услуг (работ) — для услуг (работ) производственного характера.

Следовательно, расходы на приобретение оборудования, технических устройств, другого имущества, не являющегося амортизируемым имуществом, а также материалов, осуществляемые в целях обеспечения безопасных условий труда при добыче угля, учитываются в составе материальных расходов по мере ввода приобретенного имущества и материалов в эксплуатацию (передачи в производство) независимо от времени их приобретения.

Пунктом 2 статьи 343.1 Кодекса установлено, что предельная величина налогового вычета рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно как произведение суммы НДПИ, исчисленного при добыче угля на каждом участке недр за налоговый период, и коэффициента Кт.

Согласно пункту 3 статьи 343.1 Кодекса, коэффициент Кт определяется для каждого участка недр в соответствии с порядком, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 № 462 «Об утверждении правил определения коэффициента Кт для исчисления предельной величины налогового вычета из суммы налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля», с учетом степени метанообильности участка недр, на котором осуществляется добыча угля, а также с учетом склонности угля к самовозгоранию в пласте на участке недр, на котором осуществляется добыча угля.

При этом значение коэффициента Кт не может превышать 0,3.

Изложенная в настоящем письме позиция согласована с Министерством финансов Российской Федерации (письмо от 07.02.2013 № 03-06-05-01/2769).

Источник

Бизнес ,

30 ноя 2018, 08:03 

Правительство одобрило снижение ставки НДПИ с 8 до 4,8% для руд редких металлов, которые Россия сейчас в основном импортирует. Это решение поможет ЧТПЗ Андрея Комарова реализовать проект почти на 20 млрд руб.

Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

Правительство в четверг, 29 ноября, одобрило законопроект о снижении с 8 до 4,8% ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для руд редких металлов.

«Вносим изменения в Налоговый кодекс, которые будут стимулировать добычу редких металлов. Отдельные виды редкоземельных металлов имеют стратегически важное значение, разработать их месторождения сложно с точки зрения привлечения инвестиций. Законопроектом предлагается снизить ставку налога на добычу этих ископаемых с 8 до 4,8%», — заявил премьер-министр Дмитрий Медведев.​​

Согласно законопроекту, к редким металлам для целей Налогового кодекса будут относиться не только литий, рубидий, цезий, бериллий, стронций, кадмий и скандий, но и такие редкоземельные металлы, как иттрий, лантаноиды, индий, таллий, галлий, германий, цирконий, гафний, ванадий, ниобий, тантал, висмут, селен, теллур и рений (редкоземельные металлы часто путают с редкими, хотя они различаются).

Если законопроект будет принят Госдумой, то он поможет группе ЧТПЗ Андрея Комарова реализовать новый проект по строительству горно-металлургического комбината на базе Зашихинского редкометалльного месторождения в Иркутской области, где компания планирует добывать тантал и ниобий. Они используются в производстве высокопрочных сталей, необходимых для изготовления нефтегазовых труб, корпусов грузовиков и легковых автомобилей, строительных компонентов, железнодорожных рельсов и судостроении. Тантал также востребован в производстве электроники.

Согласно презентации рабочей группы по содействию реализации новых инвестпроектов, созданной по инициативе помощника президента Андрея Белоусова, общий объем инвестиций в проект оценивается в 18,7 млрд руб. Оператор проекта «Техноинвест Альянс» («дочка» ЧТПЗ) рассчитывает вложить 4,8 млрд руб. собственных средств, 10,8 млрд руб. — заемных. Еще 3,1 млрд руб., согласно паспорту проекта, обеспечит государство. Помимо строительства ГОКа мощностью 1 млн т руды в год проект включает в себя строительство подъездной автодороги и химико-металлургического завода по переработке концентратов в объеме до 14 тыс. т концентратов в год. Половину продукции компания намерена отправлять на экспорт.

Источник